Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам
Инфоурок
› Технология ›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева
2 слайд
Описание слайда:
Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
3 слайд
Описание слайда:
Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.
4 слайд
Описание слайда:
В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу – она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда
5 слайд
Описание слайда:
А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
6 слайд
Описание слайда:
Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
11 слайд
Описание слайда:
Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
12 слайд
Описание слайда:
Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки – символы Солнца, Земли, Воды.
13 слайд
Описание слайда:
Первый и основной символ в древнем орнаменте – Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» – свет.
14 слайд
Описание слайда:
Очень важный знак – прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
15 слайд
Описание слайда:
В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
16 слайд
Описание слайда:
Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель технологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-807013
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома – отсюда и название народного промысла.
Мастер начинал работу с битья баклуш – готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты – с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин – красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской – до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты – это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.
Вскоре ассортимент расширился – появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок – так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Три мира узоров. Мезенская роспись
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами – расписная прялка – относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду – ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки – тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались – писали палочки и линии.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.
Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», – говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца – плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни – семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия – объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек – прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», – говорили в Городце.
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков – в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.
«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».
Источник
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению керамического сосуда.
Задачи формирования УУД.
Личностные: проявлять внимательное, вдумчивое и уважительное отношение к объектам культурного наследия, стремление к их изучению, уважение к мастерству и творчеству мастеров; проявлять стремление к познавательной самостоятельности и добросовестному выполнению работы.
Регулятивные: организовывать рабочее место для работы с пластилином, поддерживать порядок на рабочем месте в течение урока; ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, осуществлять поэтапный и итоговый контроль и вносить коррективы в работу; производить оценку работы.
Познавательные: воспринимать и анализировать учебную информацию (текст, рисунки, инструкции) и обсуждать её; понимать предлагаемый план действий; выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку.
Коммуникативные: вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого; производить оценку работы товарищей, проявляя доброжелательность и интерес.
Уметь: выполнять простейшие приёмы лепки из пластилина.
Оборудование: учебник «Технология» 4 класс, презентация, пластилин, стек, дощечка.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | 1 мин | -Добрый день ребята! Садитесь! Сегодня урок технологии проведу у вас я, меня зовут Лариса Александровна. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. -Проверьте, всё ли готово к сегодняшнему уроку? (Учебник, пластилин, стек, дощечка) | Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
II.Актуализация знаний Работа с П.О.Т. | 2 мин | -Сегодня мы с вами будем работать с одним материалом, а вот с каким именно, вы узнаете, если решите ребус. -Что это? -Какие правила техники безопасности с пластилином вы знаете? Правила безопасной работы с пластилином. 1. Выбери для работы нужный цвет пластилина. 2. Отрежь стекой нужное количество пластилина. 3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким. 4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом. | Отгадка: пластилин Учащиеся вспоминают технику безопасности с пластилином. |
III.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 2 мин | -Как вы поняли, сегодня мы с вами будем работать с пластилином. А вот что мы будем делать из пластилины вы догадаетесь, когда посмотрите на этот сосуд, как вы думаете, что это? -Из чего он сделан? -Кто знает, как называется искусство изготовления изделий из глины? -Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? -Вы почти правы, наша тема Керамика в культуре народов мира -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? | Глиняный горшок Из глины Керамика Изготовление глиняных сосудов. Керамика. Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике. |
IV. Первичное усвоение новых знаний 1)Вступительная беседа. 2)Демонстрация образца изделия. 3)Анализ образца. 4)Назначение изделия. | 13 мин | -Чтобы узнать о возникновении и создании глиняных горшков мы с вами обратимся к тексту учебника. -Откройте страницу 4. Прочитайте название 1-ого раздела, как вы его понимаете? -Прочитайте про себя эпиграф, что подразумевает под этой фразой Великий князь Симеон Гордый? -Так давайте же узнаем, когда и как в прошлом делали глиняные горшки, начнём читать текст в учебнике со страницы 5 (до 10 с.) по одному предложению. -А теперь рассмотрим наш пластилиновый кувшин. Посмотрите, так должна выглядеть наша работа в конце урока. 1)Как называется изделие, которое мы будем выполнять? 2)Какую форму должно иметь наше изделие? Объёмную или плоскую? 3)Какой материал необходим для выполнения работы? 4)Какие инструменты будем использовать? -Ребята, а где можно использовать сделанный нами кувшин? | Предположения учащихся. Нужно помнить прошлое своего народа. 1)Кувшин 2)Объёмную 3)Пластилин. 4)Стек. Для декоративного оформления комнаты дома, класса. |
V. Первичная проверка понимания 1)Краткий инструктаж. 2)Практическая работа 3)Физкультминутка | 20 мин | -Посмотрите на сделанную мною модель кувшина из пластилина. Как вы думаете, как я её выполнила? -Из каких фигур она состоит? -Сначала я отрезала стекой половину бруска пластилина. От одной половины отрезала меньшую часть. Взяла большую пластинку и скатала её в форму шара. А потом пластинку меньше этой и скатала цилиндрик правильной формы. Поставила цилиндр на шар. Сгладила место соединения двух фигур. Взяла наименьший кусочек пластилина и вылепила из него 2 жгутика, чтобы сделать донышко и горлышко сосуда. На этом, работа по лепке сосуда заканчивается. -Приступайте к выполнению работы самостоятельно (Сначала надо отрезать и т.д.) Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. А в конце – ходьба на месте, Это всем давно известно. | Из разных брусков пластилина, из одного бруска и т.д. Из цилиндра, шара и т.д. Учащиеся прослушивают, порядок работы над изделием. Делают самостоятельно или с помощью подробного показа учителя. Выполняют упражнения вместе с учителем. |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Работа с П.О.Т. | 5 мин | -Давайте посмотрим, как вы выполнили кувшин. -Пусть к доске выйдет 1(2,3)ряд и представит всему классу свои кувшины. -Чья ваза вам понравилась больше всего? Кому мы можем поставить отметку 5,4…? -Молодцы, ребята, все без исключения справились с заданием. -Ребята, какая тема у нас была на уроке? -Какую цель вы перед собой ставили? -Добились вы своей цели? -Окончив работу, убери рабочее место быстро и аккуратно. | Учащиеся представляют свои кувшины и оценивают кувшины других ребят. Керамика в культуре народов мира. Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике. Да Учащиеся убирают своё рабочее место. |
VIII. Информация о домашнем задании. | 1 мин | -На дом вам будет задание украсить кувшин так, как вам захочется. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
IX.Рефлексия | 1 мин | -Оцените свою работу на уроке с помощью брусочков пластилина. Если у вас на уроке всё получилось, то поднимите перед собой красный брусочек пластилина. Если у вас получилось не всё, то синий. Если у вас ничего не получилось, то поднимите чёрный пластилин. -Ребята, спасибо вам за работу на уроке. | Учащиеся оценивают свою работу, поднимают красный, синий или чёрный пластилин. |
Источник