Роспись сосудов с птицей

Роспись сосудов с птицей thumbnail

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Читайте также:  Схема для сосудов для пиявки

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Источник

                                                                                                                                        Брылёва Елена Михайловна

Конспект      урока      изобразительного   искусства

Класс: 5

 Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).

Ознакомление с  произведениями  народного декоративно-прикладного   искусства»

Читайте также:  Спазм сосудов верхних конечностей лечение

Тип урока:  комбинированный урок, урок-путешествие.

Цели урока:

  1.  Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, значении образа животных в народном искусстве. Стимулировать мотивацию к творчеству.
  2. Развивать   творческое рисование на основе вариаций и импровизаций мотивов керамики Скопина и Опошни.
  3. Воспитывать и закреплять интерес к познанию искусства своего народа.

Оборудование:

для учащихся: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды.

для учителя: посуда Скопина  и Опошни, предметы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки и слайды, рисунки керамики Скопина, рисунок «ковра-самолета». Слова для словарной работы: Скопа, Скопин, Опошня, декоративно-прикладное искусство, эскиз.

Зрительный ряд: предметы народных промыслов, иллюстрации, слайды  с изображением изделий Скопина и Опошни, фотографии и рисунки предметов народного быта с изображением птиц, коня, собаки, льва.

Литературный ряд: народные потешки, попевки.

Музыкальный ряд: народная  напевная мелодия.

                                     План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
  3. Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения
  4. Тренинговое упражнение, подготавливающее к выполнению основной работы.
  5. Повторение о народных промыслах. Игра « Знаешь ли ты народные промыслы»
  6. Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.
  7. Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».
  8. Объяснение творческого задания.
  9. Практическая работа.
  10. Выставка работ. Итог урока.
  1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
  2. Вводное слово учителя. Создание  определенного настроя.

Сообщение темы и цели.

-Урок    изобразительного искусства. Урок у нас   сегодня необычный. Мы отправляемся в волшебный сказочный мир—мир декоративно-прикладного искусства. Вспомним о народных промыслах, с которыми уже познакомились ранее, и узнаем    еще об одних удивительных вещах, которые создают народные мастера. Но главная задача—это создать по воображению, по впечатлению от  увиденного эскиз декоративного сказочного кувшина. Что такое эскиз?

(эскиз—это рисунок для изготовления какого-нибудь изделия или для выполнения более крупной работы)

-Что означают слова  декоративно-прикладное искусство?

(декоративный—служащий для украшения;

прикладной—имеющий практическое значение, применяемый  на практике;

декоративно-прикладное искусство—искусство изготовления бытовых предметов, служащих для украшения интерьера)

-Мир декоративно-прикладного искусства  очень красив и наряден, можно сказать, что это сказочный волшебный мир. Вспомним, в волшебных сказках обычные предметы оживают. Они наделены волшебной силой. Какие вы знаете волшебные предметы. ( ковер-самолет, волшебная  палочка, шапка-невидимка, сапоги скороходы).

  1. Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения.

-Итак, мы  находимся в сказочной стране. И, поэтому, у нас должны быть сказочные волшебные предметы. Простой карандаш, фломастер, кисть, краски вам понадобятся  на уроке. Представим, что они  превратились в волшебные. С их помощью будете создавать сказочные образы.

-А на каком транспорте лучше всего путешествовать в сказке? (на ковре-самолете)

-На этом ковре не хватает полос. Каких полос не хватает?

( на доске лист с полосами:

Нужно отгадать каких  полос не хватает на  «ковре самолете».Какие цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + желтый, желтый + синий, синий + красный)

-Повторим, что мы знаем о цвете. Какие здесь цвета? (основные).

-Какие должны быть цвета в недостающих полосках? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

(на ковре появляются недостающие полосы)

Итак, представляем, что мы на ковре самолете. Закрываем глаза и …полетели.

( звучит музыка, на столе появляется корзина и предметы: деревянная чурочка, глина, кусок жести).

Перед вами совсем необычные вещи. Мы проходим мимо и  их не замечаем. Что это за предметы? (глина, дерево, жесть)

-Эти вещи  обыкновенные, но есть  в этой прекрасной стране декоративно-прикладного искусства  мастера, которые могут эти обыкновенные предметы превратить в прекрасные вещи.

-Во что может превратиться кусок глины? (в игрушку, кувшин, посуду)

-…дерева? (в ложку, донышко, кувшин, солонку, игрушку).

-…жести? (поднос, кувшин).

  1. Тренировочное упражнение, подготавливающие  к выполнению основной работы.

-Эти чудесные вещи хранятся в этой корзине. Но, чтобы открыть  их, нужно открыть «замки», т.е.  выполнить задание-упражнение.

( на корзине  « замки»  в форме ромашек, у которых на лепестках нарисованы круги)

Разберите лепестки. Фигуру, изображенную на листке превратим в предмет. Вспомним, что у нас в руках не обычный фломастер, а «волшебная  палочка». Начинаем превращение.

(Дети  выполняют тренировочное упражнение: из формы круга дорисовывают какой-нибудь  предмет.  Звучит музыка.) 

-Посмотрим, что у вас получилось. С заданием справились.

  1. Повторение о народных промыслах.  

Посмотрим, что за предметы находятся у нас в сундуке. К каким народным промыслам они относятся.

Эту посуду называют «золотой». Она горит  яркими красками, как жар. Главными элементами её росписи является травка, кустик, ягоды, листья, фон черный, красный.

-Правильно, это хохломская посуда. Их какого материала  сделана? (из дерева).

( посуду ставим около куска дерева)

     

-Отгадайте следующий промысел.

А на этих изделиях распустились сказочные букеты из необычных цветов. Цветы имеют названия: розан и купавка. Также в росписи мы видим необычных птиц, сказочных коней. Все элементы росписи  украшены белой краской. Этот прием росписи называется «оживка».

               

-Это городецкая роспись. Из чего сделаны предметы городецких мастеров? (из дерева). (Ставим около куска дерева).

-Следующее изделие:

Это игрушка забавная, необычная, яркая и веселая. Это не просто игрушка, а игрушка-свистулька. На белоснежном фоне геометрические узоры: линии, круги, овалы…                                  

Читайте также:  Удаление сосудов лазером уфа

-Правильно, это дымковская игрушка. Из чего она сделана? (из глины, ставим около куска глины).

  Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост—

Точно солнечный цветок.

Индя ,индя, индючок

Весь похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, расписной.

Это барыня ,краса—тугая , черная коса

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво,

Барышня вся так красива.

-Следующий промысел:

Этот поднос обычно черного цвета. Его украшает изображение ярких, очень красивых цветов, собранных в виде букета или венка. Иногда рисуют фрукты или ягоды.

   

-Правильно, это жостовский поднос. Из чего он сделан? (Из жести. Ставим около куска жести)

-Кто изготавливает такие удивительные вещи? (народные мастера)

-Где они живут? ( В разных регионах России)

-Испокон веку славилась наша великая Россия своими мастерами—одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство.

Вещи эти сделаны из глины и из дерева. Мастера их вылепили, мастера их вырезали. В каждую вложили душу, свое  сердце  выразили.

– И вы сегодня постараетесь создать эскизы удивительных вещей.

  1. Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.

Немножко отдохнем. На поляне растут удивительные цветы: розаны и купавки из Городецкой росписи. Нужно их собрать. Мальчики собирают розаны, а девочки—купавки. Затем нужно их поставить в вазы. составим букеты из теплых и холодных цветов.  В красный кувшин—цветы теплых тонов, а в синий—холодных.

  1. Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».

-А в этой корзине находятся предметы необычной формы: керамические кувшины в форме животных и птиц.

Русский народ использовал образы животных в своей жизни и в искусстве. Так образы животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных прялках, на стенах соборов и в украшении изб. Древние образы коня и птицы сохранились в народной игрушке и в посуде. С животными, охранявшими людей, мы встречаемся и в народных сказках.

В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных. Так птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный  свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду.

В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхняя часть которой носит то же название.

Волк и собака в народных преданиях часто служили олицетворением одних и тех же природных стихий, явлений. Ведь свист ветра и гул бури были похожи и на лай, и на вой.

Собаки были воплощением не только ветра, но и тучи. Считалось, что они стряхивают со своей шкуры дождь и скалят огненные зубы—молнии. С огненными собачьими языками сравнивали пламя. Про огонь говорили, что он лижет  и пожирает добычу.

Лев был символом огня, а также олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. Он  являлся стражем дверей т и ворот храмов. Изображения львов можно увидеть и на деревянных украшениях избы, и на изразцах, и в рисунках тканей, и в резьбе.

Народные мастера вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента.

В народном представлении добродушный лев больше напоминает собаку, чем грозного хищника.

-А сегодня мы познакомимся с необычными кувшинами в форме животных  и птиц.

-Есть на Руси, на Рязанской земле город Скопин. Стоит он среди невысоких холмов. Здесь когда-то шумели леса, протекали речки, и было в этих речках рыбы видимо-невидимо. Жила в этих местах крупная птица—скопа. Птица с темными крыльями и могучими когтями. Питалась  она рыбой. Осторожная птица жила только там, где было тихо. Но исчезли леса. Вместе с ними исчезла и птица скопа. Осталась память о ней только в названии города, да еще и в керамических изделиях.

Что такое керамика? (керамика—изделия их обожженной глины)

-Любят скопинские мастера делать кувшины, кружки, подсвечники из глины в виде знаменитой птицы.

-Силой народной фантазии обычные предметы превратились в необычные. Мы видим кувшины в форме животных и птиц. Ручки и носики напоминают змей.

Рассмотрим кувшины из корзины. Во петух, глухарь. Мастер использовал форму кувшина в форме туловища птицы и украсил декоративными элементами.

-А в Полтавской области, в селе Опошня изготавливают керамические кувшины в виде забавных зверей.

-Туловище животного—туловище  кувшина, опирается на крепкие ножки. Это бык, баран, козел. Декоративная обработка в виде налепов.

  1. Объяснение творческого задания.

-Вы сегодня создадите  эскиз чудо-сосуда в форме животного или птицы. Перед вами листы с силуэтами обычной посуды. Выберите любую форму и создайте свой сказочный образ.

 

  1. Практическая работа

Эскиз декоративной росписи « волшебного» фигурного сосуда учащиеся  выполняют, соблюдая следующие  условия:

  1. Определить  форму фигурного сосуда ( кувшин, кружка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи.;
  2. Нарисовать декоративную фигуру  зверя или птицы (форма, цвет) для фигурного  сосуда с учетом предназначения этого сосуда.
  3. Использовать эскиз « волшебного» фигурного  сосуда на уроке для лепки объемного изделия; на уроке декоративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.
  1. Выставка работ. Подведение итогов урока.

Источник