Росписи сосудов в греции

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
Роспись на сосудах, на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.
Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:
Тиманф.
Зевксис.
Паррасий.
Аполлодор Афинский.
Эксекий.
Пасиад.
Харес.
Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.
Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:
амфора;
кратер;
килик;
гидирия.
Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.
Техника росписи: от простого – к сложному
Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.
Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.
Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.
Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.
Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.
В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.
Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:
- Малая Азия.
- Острова в Эгейском море.
- Крит.
- Кипр.
- Южная Италия.
По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.
Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.
Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.
Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.
Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.
Разновидности сосудов в Древней Греции
Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:
- Амфора. Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
- Алабастр. Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
- Динос. В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
- Гидрия. Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
- Канфар. Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
- Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
- Килик. Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
- Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
- Скифос. Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
- Стамнос. Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.
В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.
Процесс росписи в Древней Греции
Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.
Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.
Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям — героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.
Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин, Лаконии, Беотии.
Источник
Чернофигу́рная ва́зопись — один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII—IV века до н. э.
Технология изготовления[править | править код]
Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировалась со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и другого. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.
Общие особенности[править | править код]
Несмотря на то что на различных территориях Греции, а также в различные периоды развития мотивы чернофигурной росписи могли значительно различаться, существует ряд общих тенденций, отличавших эпоху чернофигурной вазописи от предшествовавших ей ориентализирующей и геометрической. В первую очередь, именно в это время стали господствовать сюжетные композиции, вытеснив собой абстрактные орнаментальные композиции и ковровые изображения одинаковых фигур животных. Кроме того, вазописцы практически полностью отказались от заполнения пустот отвлекавшим внимание смотрящего заполнительным узором, стараясь, напротив, сконцентрировать влияние зрителя на, чаще всего, мифологическом сюжете.
Изображаемые группы людей приобрели качественно иной характер. Это уже не были безликие фигуры одинаковой величины, напоминавшие орнамент. Теперь вазописцы рисовали конкретные сцены с конкретными героями, выделяя среди них главных. Кроме того, принципиально новым явлением стало изображение на вазах различных неодушевлённых предметов, прежде всего технических сооружений: кораблей, архитектурных элементов и др. Новинкой стало и обилие текста на вазах: мастера стали гораздо чаще добавлять различные надписи, каким-либо образом пояснявшие изображаемый сюжет.
Повсеместно распространились и некоторые правила прорисовки человеческих фигур. Так, мужчин всегда изображали с помощью чёрного лака, в то время как лица и иные открытые части тела женщин покрывались белой краской. Это напрямую было связано с реалиями жизни греков: мужчины-воины и в принципе представители мужского пола были гораздо более загорелыми, так как вели активную социальную и политическую жизнь, в то время как женщины гораздо больше времени проводили дома. Помимо этого, в чернофигурном стиле принципиально по-разному изображались глаза: женские имели подчёркнуто миндалевидную форму, в то время как мужские — овальную[1].
Коринфская вазопись[править | править код]
Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 года до н. э. Украшенная росписью керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII — начале VI веках до н. э. Большая часть изготовленных в Коринфе керамических сосудов были обнаружена в Этрурии, нижней Италии и на острове Сицилия. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок. Много изделий страдало от ошибок при обжиге.
В коринфской керамике различают несколько периодов: протокоринфский, переходный, ранний коринфский (620/615-595 гг. до н. э.), средний коринфский (595—570 гг. до н. э.), а также I поздний коринфский (570—550 гг. до н. э.) и II поздний коринфский (после 550 г. до н. э.). Установление возраста ваз связано с некоторыми трудностями и часто опирается на даты основания греческих поселений на территории Италии.
После обжига глянцевая глина на вазах становится матово-чёрной. Дополнительные краски — белая и красная — впервые стали применяться именно коринфскими вазописцами. Украшенные росписью сосуды обычно небольшого размера и редко превышают высоту в 30 сантиметров. Росписью преимущественно украшались сосуды для ароматических масел (алабастроны, арибаллы), пиксиды, кратеры, ойнохойи и чаши. Часто расписывалась и керамика более сложных фигурных форм. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев. Из немногих известных по именам коринфских вазописцев выделяются Харес и Тимонид (нем.)русск.. Для коринфской вазописи характерны изображения животных во фризах — тонких поясах, горизонтально разделяющих тулово ваз. Часто изображаются мифологические сцены: Геракл и персонажи легенд о Троянской войне. Боги встречаются в коринфской живописи сравнительно редко. Из повседневной жизни коринфские вазописцы часто изображали сражения, всадников и пиры. Спортивные состязания встречаются редко.
Проследить развитие стиля коринфской вазописи достаточно сложно, поскольку в отличие от аттической пропорции расписываемых сосудов в Коринфе менялись незначительно. В ранний период расписывались сосуды для ароматических масел и кратеры-колонетты (их также называют «коринфскими»). Повествовательные изображения чередуются с анималистическими фризами. По ассирийской традиции часто встречается изображение льва. В качестве орнаментального украшения на вазах высекались розетки. В среднем периоде льва сменила пантера. Изображения становятся более вытянутыми. Орнаменты отличаются большим разнообразием и наносятся как узор на обоях. В вазопись включаются новые формы сосудов: амфориски и выпуклые пиксиды. Наиболее известными мастерами этого времени являются упомянутый Тимонид, Мастер Додвелла (англ.)русск. и Мастер кавалькады (англ.)русск.. В I поздний период анималистические фризы сохраняются исключительно на пиксидах и сосудах для ароматических масел. Наиболее популярным заполняющим орнаментом является «горошек». В это время Коринф уступил лидирующее положение в вазописи Афинам. Если прежде аттические вазописцы копировали творческие находки коринфских мастеров, то теперь наоборот коринфские мастера получают творческие импульсы от аттических художников. Однако и в это время в Коринфе творили талантливые вазописцы, как, например Тидей (англ.)русск.. Выдающимися произведениями вазовой росписи этого периода стали кратеры Амфиарос и Астарита. Коринфяне позаимствовали у афинских гончаров новые формы сосудов: лекиф и ойнохойю. Господствующий аттический стиль вазописи повлиял и на изначально желтоватый оттенок коринфской керамики: её стали дополнительно покрывать красноватой краской. Для II позднего коринфского стиля характерно преобладание орнаментальной росписи и силуэтной техники изображения. В это время началось распространение краснофигурного стиля, в котором коринфские вазописцы не достигли каких-либо выдающихся результатов.
Аттическая вазопись[править | править код]
Аттическая чернофигурная вазопись развивалась несколько позже Коринфской. В росписях раннего этапа её развития новые приёмы, воспринятые во многом благодаря влиянию Коринфа, сочетаются с традициями ковровой, а иногда и геометрической росписи. Кроме того, на ранних этапах изображения людей всё ещё были схематичны, однако мастера уже стали пытаться передавать эмоции героев, изобразить какие-то действия.
Расцвет аттической чернофигурной вазописи начался в середине VI в. до н.э. Одними из известнейших вазописцев Аттики стали Клитий, Лидос, Эксекий, Амасис, а также ученики этих мастеров. Работы Клития относятся к началу расцвета чернофигурной аттической вазописи. На одном из самых знаменитых расписанных им сосудов — приземистой формы кратере — ещё заметна традиция предшествующих эпох. Так, насыщенность различными сюжетными линиями, внимательность к деталям, уникальность каждого героя сочетаются с ориентализирующей традицией помещения элементов росписи в горизонтальные фризы.
Помимо индивидуальных мастеров, в Аттике также работали целые мастерские, в которых вазы зачастую выпускались в относительно большом количестве, можно сказать, для более широкого потребления. Одной из таких мастерских является мастерская Никосфена. Здесь производились в основном амфоры, имевшие особую форму: тело вазы напоминало перевёрнутое яйцо, а горлышко, почти равное по высоте телу, плавно сужалось к верху, ручки же были большими и тонкими. Сюжеты росписей ваз, производившихся в этой мастерской, были основаны главным образом на мифологии. Часто изображались также вакхические сцены. При всём совершенстве техники росписей, они часто были похожими друг на друга, в них использовались схожие орнаментальные элементы, что объяснялось более массовым производством. Возможно, для нанесения одинаковых узоров, использовались и трафареты.
Для аттических вазописцев была важна целостность передаваемого сюжета, а потому они концентрировались непосредственно на изображаемом действии. Фигуры людей, написанные аттическими мастерами, отличались динамичностью, изображались в сложных ракурсах. Аттические мастера использовали специальный приём — роспись в клейме, для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на изображённом сюжете. Кроме того, их роспись отличалась гораздо большей свободой в вопросах выбора поз, вазописцы не боялись изображать группы фигур. По мере развития аттической вазописи сюжет в изображениях стал настолько важен, что в работах Эксекия порой невозможно найти главного героя композиции. Мастер придавал гораздо больше значения целостности изображаемого действия, соотношению фигур, их взаимосвязи. Позднее, другие мастера уже краснофигурной росписи, унаследуют ряд приёмов школы Эксекия[2].
Чёрный лак, который использовали аттические вазописцы, отличался глубиной цвета, достаточно интенсивно блестел. Мастерам удавалось придавать ему такую гладкость, что поверхность, покрытая им, могла даже отражать свет подобно зеркалу. Несмотря на насыщенный чёрный цвет, на некоторых вазах рисунки, нанесённые таким лаком, отливали оливковым оттенком[1].
Чернофигурная вазопись в других регионах[править | править код]
Аттика и Коринф были центрами гончарного мастерства в тот период, однако и в других частях Греции вазописцы восприняли новый стиль и воплощали его в своих росписях с отдельными особенностями.
Лаконская вазопись[править | править код]
На этой территории чернофигурная роспись имела свои существенные особенности. В первую очередь её отличали симпатии к предшествовавшему — ориентализирующему — стилю. Главным образом это выражалось в разделении сосудов на несколько горизонтальных рядов, которые часто всё так же заполнялись орнаментом. Не позволяет отнести к ориентализирующему стилю лаконскую чернофигурную вазопись то, что группы человеческих фигур всё же изображались в рамках определённого сюжета и играли главную роль в росписи. В качестве сюжетов для вазописи часто избирались сцены из жизни правителей, военных походов. Среди мифологических сюжетов лаконских мастеров в первую очередь привлекали жизнеописания героев и богов Олимпа.
Клазоменская вазопись[править | править код]
Мастера из Клазомен также пользовались приёмом расположения сюжетных композиций внутри фризов, деливших сосуд на несколько горизонтальных отсеков. В отличие от лаконцев, они изображали сцены из религиозных праздненств, часто использовали мотив хороводов танцовщиц, рисовали мифических существ. Помимо различных керамических изделий, клазоменские чернофигурные росписи встречаются также и на саркофагах, при этом там мастера явно сочетали несколько стилей росписи[1].
Халкидская вазопись[править | править код]
Свои особенности имела и чернофигурная вазопись Халкидик. Особенность росписи ваз здесь в первую очередь заключалась в том, что мастера часто помещали фигуры животных и людей не на самой выпуклой и большой по площади части сосуда, а по бокам. В центре изображалась мастерски прописанная розетта или иная цветочная композиция, а по бокам, обычно под ручками, помещались животные или люди. Тематики росписи, интересовавшие халкидских мастеров, были общими со многими другими центрами вазописи. Гораздо чаще стали изображаться сцены военных действий. В качестве нововведения по сравнению с предыдущей эпохой следует отметить стремление мастеров подписывать имена героев сюжета росписи[1].
См. также[править | править код]
- Панафинейские амфоры
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 В. Б. Блаватский. История античной расписной керамики. — Издательство Московского университета, 1953.
- ↑ Самар О.Ю. Развитие стиля аттической вазописи в позднеархаический период (530-490 гг. до н.э.).. — 2011.
Литература[править | править код]
- Мастера греческих расписных ваз: (Античный отдел Эрмитажа) / К. С. Горбунова, А. А. Передольская; Государственный Эрмитаж. — Л.: Изд-во ГЭ, 1961. — 120 с. — 3000 экз.
Источник