Русские и зарубежные сосуды с секретами
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Многие из тех, кто впервые откроет новую книгу давнего автора журнала А. Т. Калинина, даже не подозревают о существовании мира загадок, спрятанных в вазах и кувшинах, обычных снаружи, но хитроумно устроенных внутри. Налить жидкость в такой сосуд обычно не составляет труда, но вылить ее – очень непросто, пока не догадаешься, какую хитрость придумал мастер. Существуют сосуды, из которых содержимое выливается раньше, чем поднесут к губам. А иной кувшин необходимо поцеловать, чтобы из него испить. В некоторых сосудах напиток появляется неизвестно откуда на следующий день, хотя накануне в нем не оставалось ни капли. Есть чайники, лишенные отверстия, через которое вливают воду, у иных нет носика, чтобы разливать чай. И еще о множестве других хитроумных головоломок, придуманных и давным-давно и недавно, рассказывает автор книги “Русские и зарубежные сосуды с секретами” (М.: Издательский дом “Граница”, 2004).
Первая часть книги посвящена русским потешным сосудам. Древнейший из них – “скляница” с секретом, которая, как и охотничья стрела, была атрибутом русской свадьбы в те времена, когда охотились без ружей. Свекровь с помощью этого сосуда оповещала гостей о целомудрии невесты.
К сожалению, до нас дошло немного исторических сосудов с секретами. Виноват обычай, когда полагалось пить вино вдвоем или всей компанией из общего кубка, а потом бросить его об пол и топтать ногами со словами: “Да будут так попраны те, которые имеют намерение посеять между нами несогласие и вражду”. Так же поступали, выпив вино, и жених с невестой на свадьбе.
В XVII веке стеклянные сосуды с секретами делали для царя и знати. У простого народа были глиняные потешные кувшины и кружки. По верхнему краю шли ряды сквозных отверстий, поэтому кружку нельзя наклонить, не пролив содержимого. Секрет заключался в том, что жидкость можно высасывать через полую ручку. Но главное – надо было найти потайные дырочки и зажать их пальцами или губами. Гончары продавали потешные кувшины на рынках за две цены: одну назначали за сам кувшин, а другую – за секрет, точнее, за его раскрытие.
Любопытны сосуды, характерные для России, – круглые графины с помещенными внутри фигурками петухов, цветами, яблоками или самоварами. Когда в такой графин наливают прозрачный напиток, круглая колба становится линзой и увеличивает размеры находящейся внутри фигурки. В городе Никольске Пензенской области на заводе “Красный гигант” подобные графины делают до сих пор.
Кроме того, существуют русские “поющие” кувшины, имитирующие почти соловьиные трели, когда в них наливают жидкость, и кружки со спрятанными внутри лягушками, неожиданно издающими звуки, напоминающие кваканье.
Во второй части книги речь идет о загадочных керамических и стеклянных предметах из разных уголков мира. Секреты некоторых из них остаются неразгаданными до сих пор, и читателям предлагается поломать над ними голову. В частности, непонятно, зачем древние греки делали некоторые вазы со сквозным отверстием от дна чаши до основания ножки. Греков явно волновала проблема: как разливать вино равными порциями, чтобы никого не обидеть? О том, что это было важно, говорит не столько факт существования таких сосудов, сколько то, что для них придумано специальное греческое слово “дикаиометр”.
Более ста древнейших чертежей сосудов с секретами обнаружены в арабском манускрипте “Книга искусных устройств сыновей Мусы-ибн-Шакира, звездочета”. Есть среди них чертеж кувшина, дающего воду только правоверным мусульманам, чертеж кубка, который выглядит пустым, хотя вы его только что наполнили, кубка, кажущегося полным после того, как вы все выпили, кружки, из которой один человек сможет или не сможет напиться в зависимости от желания другого человека, сосуда, из которого по желанию хозяина наливается вино, вода или их смесь…
О том, где в Европе сконцентрировано больше всего сосудов с секретами, говорится в главе “Любовь Англии к сосудам-головоломкам”. Несмотря на интерес англичан к питейным забавам, самым массовым в мире сосудом с секретом было российское изделие – кружка “Напейся, но не облейся”, которую в 1950 – 1970-е годы выпускали в Советском Союзе на Конаковском фаянсовом заводе десятками тысяч в год.
На другом конце мира, в Китае, были свои секреты. Там делали чайники для вина, наполнявшиеся в перевернутом виде через отверстие в дне, а также специальные сосуды для хранения и использования яда по прямому назначению. Об этом можно прочитать в статье А. Калинина “Напейся, но не облейся” (см. “Наука и жизнь” № 6, 2002 г. ).
В книге рассказывается о стакане против пьянства, о “плачущем” стакане, о “справедливой” и “жадной” чашках и о многих других диковинках, показанных более чем на пятистах цветных изображениях. Большинство иллюстраций оригинальны и опубликованы впервые.
Дополнительную информацию можно получить у автора книги по электронному адресу: 4429.g23@g23.relcom.ru
Источник
Можете ли вы представить себе сосуд, в который легко налить воду, но невозможно вылить? Для читателей, ходивших в школу в 40-е и 50-е годы XX века, это легкий вопрос. Тогда все знали, что такое чернильница-“непроливайка”. Однако существует много других сосудов с секретами, и история их насчитывает не одну сотню лет.
Потешный кубок был изготовлен на Измайловском заводе в конце XVII – начале XVIII века. Кубок хранится в Государственном музее керамики в Кускове.
Кружка “Напейся, но не облейся” – изделие Конаковского фаянсового завода середины ХX века.
Устройство кружки “Напейся, но не облейся”: а) входное отверстие; б) секретная дырочка, которую необходимо зажать пальцем, чтобы напиться; в) сосочек, через который можно пить; г) ложный сосочек.
Русская кружка “Напейся, не облейся” (в центре) среди других сосудов с секретами из коллекции английского собирателя Л. Э. Хордерна.
Кружка “Напейся, но не облейся” изготовлена в СССР. Хранится в частной коллекции в Москве.
Кружку с секретом украшают герои басен Крылова. Работа советских мастеров второй половины XX века.
Конструкции новых сосудов с секретами.
‹
›
ЦАРСКИЕ ШУТКИ
Возможно, русская пословица “По усам текло, а в рот не попало” берет свое начало от кубка, показанного на фотографии. Он был изготовлен в XVII веке на государевом стекольном заводе в селе Измайлове под Москвой для царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Мы не знаем, были ли на Руси подобные сосуды раньше этого времени. Если в летописях или трудах древних историков упоминаются потехи во время пиров, то ведь тогда было принято называть потешными и просто необычно большие сосуды для вина.
Например, на пирах великого князя Владимира Красное Солнышко присутствовала “чара в полтора ведра”. До революции в Оружейной палате Кремля хранился серебряный кубок Ивана Васильевича Грозного в сажень вышиной и в пуд и восемь фунтов весом (2,13 метра и 19,5 кг). В приходно-расходных книгах Измайловского завода есть запись об изготовлении “рюмки в сажень белого стекла”.
Сразу после изготовления рюмка была отгружена заказчику – царице Наталье Кирилловне, второй жене государя Алексея Михайловича. По рассказам современников, царица Наталья была полной противоположностью мужу, получившему прозвище “Тишайший”. Это она устроила в Кремле Потешную палату, располагавшуюся на втором этаже Теремного дворца, прямо под кабинетом и опочивальней царя. Первая из русских цариц Наталья Кирилловна стала ездить по Москве с открытым окном кареты.
В XVII веке на Руси умели и пировать, и ценить кулинарное искусство. Даже в обычный день к столу царя подавалось около семидесяти блюд. Когда 30 июня 1672 года младенцу Петру I исполнился один месяц, в Грановитой палате Кремля устроили “родинный стол”. На нем красовались огромная коврижка с изображением государственного герба и отлитые из сахара орел, лебедь, попугай, голубь и макет Кремля с башнями, стенами и дворцами внутри. Дело не ограничивалось сладостями. Очевидец, подьячий Григорий Котошихин, написал для потомков: “…когда бывают праздники и иные именинные и родильные дни, исходит вина по 400 и по 500 ведер, пива и меду тысячи по две и по три ведер и больше”.
Поняв теперь размах царского пира, представьте себя его участником. Царь, видя нового гостя, велит угостить вас вином из особого кубка. Один слуга подает кубок (тот, что на фотографии), а другой собирается наполнить его вином или брагой из большого ковша. Возможно, царь, смеясь, скажет вам: “Пей, да не лей”, а может, и пригрозит: “Прольешь – пожалеешь!”.
Посмотрите еще раз на фотографию. Кажется, что наливаемое в кубок вино должно тут же вытечь из нижних сосочков. Необходимо поскорее заткнуть их пальцами? Напрасный страх. Пускай слуга наливает вино, ни капли не прольется снизу.
Как же пить из царского кубка? Обычным способом невозможно, так как мешают трубки и украшения поверх кубка, да и собственный нос пьющего.
Остается попробовать пить из бокового носика, втягивая в себя воздух. При этом нужно догадаться заткнуть два остальных сосочка. Вы втягиваете в себя воздух из сосочка и видите, как вино поднимается по трубке над чашей бокала, а затем начинает переливаться вниз. И наконец-то вино попадает вам в рот. Но именно теперь вас ждет главное испытание.
Кубок устроен так, что независимо от вашего желания вино будет течь и течь до тех пор, пока весь сосуд не опустеет. То есть без малого пол-литра (а именно такова емкость кубка) вы должны выпить, не переводя дыхания.
Будем надеяться, что опыт перекачивания бензина из бака чужого автомобиля поможет вам догадаться на пиру у царя сильно подуть в сосочек бокала, чтобы остановить поток “огненной жидкости”. Но все равно вино вы прольете. Дело в том, что хитрый мастер спрятал у основания сосочка малозаметное отверстие, через которое вино обязательно выльется вам на грудь. Но зато царь будет доволен.
Здесь рассказано только об одном потешном сосуде. В описи изделий Измайловского го завода упоминаются и “потешные кубки”, и “долгие потешные кубки”, и еще какие-то “тройные рюмки”. Но нам известно лишь о четырех кубках, сохранившихся с тех времен. Два из них находятся в Историческом музее и по одному – в музее-усадьбе “Кусково” и в Музее личных коллекций в Москве. Три из четырех кубков были испорчены, у некоторых отломаны трубки, другие отреставрированы “без понятия”, и в них уже ничего нельзя наливать…
При Петре I подобные кубки вышли из моды. Изменились кулинарные пристрастия царского двора. Излюбленная забава Петра состояла в следующем. На стол ставили огромные пироги. Когда их начинали резать, изнутри выскакивали карлики к великой потехе присутствующих.
В 1710 году, когда Петру I было 38 лет, Измайловский завод перестал выполнять царские заказы и целиком перешел на аптекарскую посуду.
ПОТЕРЯННЫЕ ИСТОРИИ
Теперь из XVII века перейдем в XX. Самым известным сосудом с секретом в Советском Союзе была кружка “Напейся, но не облейся”. Выпускали такие кружки на Конаковском фаянсовом заводе в Калининской (теперь Тверской) области. Их делали с конца сороковых до семидесятых годов. И хотя кружек было выпущено не менее ста тысяч, для большого государства это было немного. Во всяком случае, когда кружку приносили на популярные телепередачи “Что, где, когда?” и “Поле чудес”, ни знатоки, ни знаменитый телеведущий не могли отгадать ее секрета.
Но как же она устроена и в чем этот секрет? В верхней части кружки расположены по окружности 12 дырочек. Когда кружку наклоняют, содержимое не попадает в рот, а обливает грудь. Об этом предупреждает подпись на кружке: “Напейся, но не облейся”.
Секрет кружки спрятан в ручке – она сделана полой. Канал, проходящий внутри ручки, имеет вход у дна кружки и выход в одном из пяти сосочков, идущих по верхнему ободу. Таким образом, из кружки нужно пить, всасывая в себя содержимое через сосочек.
Однако главный секрет – в маленькой дырочке, спрятанной под ручкой. Только зажав ее пальцем, можно напиться, не облившись.
Конаковская кружка широко известна, тем более после показа в двух популярных телепередачах. Но на фотографиях вы видите еще три сосуда с секретами. О них практически ничего не известно, следовательно, их историю мы можем потерять.
Первый из неизвестных сосудов, скорее всего, изготовлен ранее, чем конаковская кружка. Знакомясь с иностранными коллекциями сосудов с секретами, я первым делом интересовался, есть ли в них русские сосуды. Многие экспонаты не имели марок, а хозяева обычно не знали их происхождения. Но один раз счастье мне улыбнулось. В Англии, в родовом поместье Кейн Энд крупнейшего коллекционера головоломок Эдварда Хордерна, я увидел большую кружку, на боковой стороне которой были знакомые русские слова: “Напейся, не облейся”. Никаких других знаков, помогающих установить происхождение кружки, не было. Гостей в доме в тот день было очень много, а хозяин коллекции болел, и я не решился донимать его вопросами о том, как в его коллекцию попала русская кружка с секретом.
Вторая кружка очень похожа на конаковскую. Но мы не знаем, когда она сделана – до или после знаменитой сестры? И, может быть, она имеет свою романтичную историю, которую мы потеряли?
Третья кружка похожа скорее на скульптурную композицию, чем на предмет домашней утвари. Ее сюжет посвящен героям басен И. А. Крылова: вороне, лисице, мартышке и медведю. Контрастом выглядит небрежная надпись на фасадной стороне кружки, которая на фотографии не видна. По мокрой глине до обжига выцарапано: “Поздравляю днем рождения 50 лет Напейся но…” Похоже, что кружка изготовлена в опытном цехе какого-то фарфорового завода по желанию автора надписи. Высокое качество дает основание предположить, что кружка была готова к серийному выпуску, и мы можем только сожалеть, если что-то этому помешало.
Надеемся, что кто-нибудь из читателей располагает информацией о сосудах с секретами и напишет в редакцию.
НОВЫЕ СЕКРЕТЫ
Было бы странно и непохоже на земную жизнь, если бы что-то, созданное одним человеком, не было улучшено другим. Так и сосуды с секретами не могли остаться неизменными на протяжении веков. Мы решили представить читателям новые, недавно изобретенные в России “потешные кувшины”.
Конечно, гдядя на рисунок, можно догадаться, как напиться из этих сосудов. Потому что вы видите их внутреннее устройство. А в жизни? Взяв в руки кувшин, вы будете трясти, наклонять и даже переворачивать его вверх дном. И все равно ни капли из него не добудете! Кто додумается, что, прежде чем напиться, нужно сначала поцеловать змею?
У первых двух сосудов внутренний объем разделен на две части. Жидкость наливается в верхнюю часть сосуда. Целуя змею, вы втягиваете в себя часть воздуха, находящегося в нижней части сосуда. В результате жидкость в верхней части сосуда поднимается по трубке-сифону, а затем самотеком полностью перетекает в нижнюю часть сосуда. После этого можно пользоваться кувшином обычным способом. Аналогично действует второй кувшин, изображенный на рисунке.
Третий потешный сосуд – это два кувшина со сплетенными ручками. Чтобы добраться до содержимого, нужно догадаться высасывать жидкость из перевернутого кувшина через сосочек внизу. Правда, в рот вам все равно ничего не попадет, но в разгадывании секрета вы продвинетесь. На этом этапе вы перекачиваете жидкость из левого кувшина в правый. На следующем, заключительном, этапе нужно догадаться перевернуть сосуд вверх дном, и тогда содержимое из второй части сосуда через сосочек наконец-то сможет попасть вам в рот.
Автор и редакция журнала обращаются к мастерам-стеклодувам и владельцам стеклоплавильных печей: давайте возродим “потешные кубки” и традицию веселого пития из них. За помощью и с вопросами обращайтесь в редакцию.
Источник
Это интересная статья подвигла меня собирать сосуды с секретами. Мою коллекцию “Напейся, но не облейся” вы можете посмотреть в фотоальбоме этого дневника.
Источник https://www.nkj.ru/archive/articles/6997/ журнал “Наука и жизнь” №4 2000 год
Автор А. Калинин
Можете ли вы представить себе сосуд, в который легко налить воду, но невозможно вылить? Для читателей, ходивших в школу в 40-е и 50-е годы XX века, это легкий вопрос. Тогда все знали, что такое чернильница-“непроливайка”. Однако существует много других сосудов с секретами, и история их насчитывает не одну сотню лет.
ЦАРСКИЕ ШУТКИ
Возможно, русская пословица “По усам текло, а в рот не попало” берет свое начало от кубка, показанного на фотографии. Он был изготовлен в XVII веке на государевом стекольном заводе в селе Измайлове под Москвой для царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Мы не знаем, были ли на Руси подобные сосуды раньше этого времени. Если в летописях или трудах древних историков упоминаются потехи во время пиров, то ведь тогда было принято называть потешными и просто необычно большие сосуды для вина.
Потешный кубок был изготовлен на Измайловском заводе в конце XVII – начале XVIII века. Кубок хранится в Государственном музее керамики в Кускове.
Например, на пирах великого князя Владимира Красное Солнышко присутствовала “чара в полтора ведра”. До революции в Оружейной палате Кремля хранился серебряный кубок Ивана Васильевича Грозного в сажень вышиной и в пуд и восемь фунтов весом (2,13 метра и 19,5 кг). В приходно-расходных книгах Измайловского завода есть запись об изготовлении “рюмки в сажень белого стекла”.
Сразу после изготовления рюмка была отгружена заказчику – царице Наталье Кирилловне, второй жене государя Алексея Михайловича. По рассказам современников, царица Наталья была полной противоположностью мужу, получившему прозвище “Тишайший”. Это она устроила в Кремле Потешную палату, располагавшуюся на втором этаже Теремного дворца, прямо под кабинетом и опочивальней царя. Первая из русских цариц Наталья Кирилловна стала ездить по Москве с открытым окном кареты.
В XVII веке на Руси умели и пировать, и ценить кулинарное искусство. Даже в обычный день к столу царя подавалось около семидесяти блюд. Когда 30 июня 1672 года младенцу Петру I исполнился один месяц, в Грановитой палате Кремля устроили “родинный стол”. На нем красовались огромная коврижка с изображением государственного герба и отлитые из сахара орел, лебедь, попугай, голубь и макет Кремля с башнями, стенами и дворцами внутри. Дело не ограничивалось сладостями. Очевидец, подьячий Григорий Котошихин, написал для потомков: “…когда бывают праздники и иные именинные и родильные дни, исходит вина по 400 и по 500 ведер, пива и меду тысячи по две и по три ведер и больше”.
Поняв теперь размах царского пира, представьте себя его участником. Царь, видя нового гостя, велит угостить вас вином из особого кубка. Один слуга подает кубок (тот, что на фотографии), а другой собирается наполнить его вином или брагой из большого ковша. Возможно, царь, смеясь, скажет вам: “Пей, да не лей”, а может, и пригрозит: “Прольешь – пожалеешь!”.
Посмотрите еще раз на фотографию. Кажется, что наливаемое в кубок вино должно тут же вытечь из нижних сосочков. Необходимо поскорее заткнуть их пальцами? Напрасный страх. Пускай слуга наливает вино, ни капли не прольется снизу.
Как же пить из царского кубка? Обычным способом невозможно, так как мешают трубки и украшения поверх кубка, да и собственный нос пьющего.
Остается попробовать пить из бокового носика, втягивая в себя воздух. При этом нужно догадаться заткнуть два остальных сосочка. Вы втягиваете в себя воздух из сосочка и видите, как вино поднимается по трубке над чашей бокала, а затем начинает переливаться вниз. И наконец-то вино попадает вам в рот. Но именно теперь вас ждет главное испытание.
Кубок устроен так, что независимо от вашего желания вино будет течь и течь до тех пор, пока весь сосуд не опустеет. То есть без малого пол-литра (а именно такова емкость кубка) вы должны выпить, не переводя дыхания.
Будем надеяться, что опыт перекачивания бензина из бака чужого автомобиля поможет вам догадаться на пиру у царя сильно подуть в сосочек бокала, чтобы остановить поток “огненной жидкости”. Но все равно вино вы прольете. Дело в том, что хитрый мастер спрятал у основания сосочка малозаметное отверстие, через которое вино обязательно выльется вам на грудь. Но зато царь будет доволен.
Здесь рассказано только об одном потешном сосуде. В описи изделий Измайловского го завода упоминаются и “потешные кубки”, и “долгие потешные кубки”, и еще какие-то “тройные рюмки”. Но нам известно лишь о четырех кубках, сохранившихся с тех времен. Два из них находятся в Историческом музее и по одному – в музее-усадьбе “Кусково” и в Музее личных коллекций в Москве. Три из четырех кубков были испорчены, у некоторых отломаны трубки, другие отреставрированы “без понятия”, и в них уже ничего нельзя наливать…
При Петре I подобные кубки вышли из моды. Изменились кулинарные пристрастия царского двора. Излюбленная забава Петра состояла в следующем. На стол ставили огромные пироги. Когда их начинали резать, изнутри выскакивали карлики к великой потехе присутствующих.
В 1710 году, когда Петру I было 38 лет, Измайловский завод перестал выполнять царские заказы и целиком перешел на аптекарскую посуду.
ПОТЕРЯННЫЕ ИСТОРИИ
Теперь из XVII века перейдем в XX. Самым известным сосудом с секретом в Советском Союзе была кружка “Напейся, но не облейся”. Выпускали такие кружки на Конаковском фаянсовом заводе в Калининской (теперь Тверской) области. Их делали с конца сороковых до семидесятых годов. И хотя кружек было выпущено не менее ста тысяч, для большого государства это было немного. Во всяком случае, когда кружку приносили на популярные телепередачи “Что, где, когда?” и “Поле чудес”, ни знатоки, ни знаменитый телеведущий не могли отгадать ее секрета.
Кружка “Напейся, но не облейся” – изделие Конаковского фаянсового завода середины ХX века.
Но как же она устроена и в чем этот секрет? В верхней части кружки расположены по окружности 12 дырочек. Когда кружку наклоняют, содержимое не попадает в рот, а обливает грудь. Об этом предупреждает подпись на кружке: “Напейся, но не облейся”.
Секрет кружки спрятан в ручке – она сделана полой. Канал, проходящий внутри ручки, имеет вход у дна кружки и выход в одном из пяти сосочков, идущих по верхнему ободу. Таким образом, из кружки нужно пить, всасывая в себя содержимое через сосочек.
Однако главный секрет – в маленькой дырочке, спрятанной под ручкой. Только зажав ее пальцем, можно напиться, не облившись.
Устройство кружки “Напейся, но не облейся”: а) входное отверстие; б) секретная дырочка, которую необходимо зажать пальцем, чтобы напиться; в) сосочек, через который можно пить; г) ложный сосочек.
Конаковская кружка широко известна, тем более после показа в двух популярных телепередачах. Но на фотографиях вы видите еще три сосуда с секретами. О них практически ничего не известно, следовательно, их историю мы можем потерять.
Русская кружка “Напейся, не облейся” (в центре) среди других сосудов с секретами из коллекции английского собирателя Л. Э. Хордерна.
Первый из неизвестных сосудов, скорее всего, изготовлен ранее, чем конаковская кружка. Знакомясь с иностранными коллекциями сосудов с секретами, я первым делом интересовался, есть ли в них русские сосуды. Многие экспонаты не имели марок, а хозяева обычно не знали их происхождения. Но один раз счастье мне улыбнулось. В Англии, в родовом поместье Кейн Энд крупнейшего коллекционера головоломок Эдварда Хордерна, я увидел большую кружку, на боковой стороне которой были знакомые русские слова: “Напейся, не облейся”. Никаких других знаков, помогающих установить происхождение кружки, не было. Гостей в доме в тот день было очень много, а хозяин коллекции болел, и я не решился донимать его вопросами о том, как в его коллекцию попала русская кружка с секретом.
Вторая кружка очень похожа на конаковскую. Но мы не знаем, когда она сделана – до или после знаменитой сестры? И, может быть, она имеет свою романтичную историю, которую мы потеряли?
Кружка “Напейся, но не облейся” изготовлена в СССР. Хранится в частной коллекции в Москве.
Третья кружка похожа скорее на скульптурную композицию, чем на предмет домашней утвари. Ее сюжет посвящен героям басен И. А. Крылова: вороне, лисице, мартышке и медведю. Контрастом выглядит небрежная надпись на фасадной стороне кружки, которая на фотографии не видна. По мокрой глине до обжига выцарапано: “Поздравляю днем рождения 50 лет Напейся но…” Похоже, что кружка изготовлена в опытном цехе какого-то фарфорового завода по желанию автора надписи. Высокое качество дает основание предположить, что кружка была готова к серийному выпуску, и мы можем только сожалеть, если что-то этому помешало.
Кружку с секретом украшают герои басен Крылова. Работа советских мастеров второй половины XX века.
Надеемся, что кто-нибудь из читателей располагает информацией о сосудах с секретами и напишет в редакцию.
НОВЫЕ СЕКРЕТЫ
Было бы странно и непохоже на земную жизнь, если бы что-то, созданное одним человеком, не было улучшено другим. Так и сосуды с секретами не могли остаться неизменными на протяжении веков. Мы решили представить читателям новые, недавно изобретенные в России “потешные кувшины”.
Конструкции новых сосудов с секретами.
Конечно, гдядя на рисунок, можно догадаться, как напиться из этих сосудов. Потому что вы видите их внутреннее устройство. А в жизни? Взяв в руки кувшин, вы будете трясти, наклонять и даже переворачивать его вверх дном. И все равно ни капли из него не добудете! Кто додумается, что, прежде чем напиться, нужно сначала поцеловать змею?
У первых двух сосудов внутренний объем разделен на две части. Жидкость наливается в верхнюю часть сосуда. Целуя змею, вы втягиваете в себя часть воздуха, находящегося в нижней части сосуда. В результате жидкость в верхней части сосуда поднимается по трубке-сифону, а затем самотеком полностью перетекает в нижнюю часть сосуда. После этого можно пользоваться кувшином обычным способом. Аналогично действует второй кувшин, изображенный на рисунке.
Третий потешный сосуд – это два кувшина со сплетенными ручками. Чтобы добраться до содержимого, нужно догадаться высасывать жидкость из перевернутого кувшина через сосочек внизу. Правда, в рот вам все равно ничего не попадет, но в разгадывании секрета вы продвинетесь. На этом этапе вы перекачиваете жидкость из левого кувшина в правый. На следующем, заключительном, этапе нужно догадаться перевернуть сосуд вверх дном, и тогда содержимое из второй части сосуда через сосочек наконец-то сможет попасть вам в рот.
Автор и редакция журнала обращаются к мастерам-стеклодувам и владельцам стеклоплавильных печей: давайте возродим “потешные кубки” и традицию веселого пития из них. За помощью и с вопросами обращайтесь в редакцию.
Источник