С буквой к я на болоте с буквой б большой сосуд
aldav
— , , , .
(meta – , gramma – ) 29 1879 « » , . , « » « ».
, . , . , . .
– , , . , , , , «», «» «», – «». : « – », « – », « – », « – – – ».
, . .
- :
, .
: :
, .
– - , ,
, — ,
, ,
.
– – – – – – - – ,
– .
– - – ,
– .
– -
,
.
– - ,
.
–
.
– - ,
.
, ,
– .
– - –
.
:
.
– - – ,
» – .
– - IV
.
,
.
– - ,
.
,
.
– - – ,
– .
– - ,
– .
,
.,
.
– - –
,
– ,
.
– - – ,
– .
– -
:
,
.
– - ,
.
– - – ,
– ?
– - :
,
,.
– – - – -,
.
– ,
.
– - ,
.
– - ,
.
.
— - ,
C .
– - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - – ,
– .
– - – ,
.
–
.
– -
:
– ,
– .
– - – ,
.
– , ,
, .
– - – ,
– .
,
.
– - ,
.
,
.
–
.
:
.
– - – ,
. - –
- , ,
.
–
.
–
!
– – - ,
.
,
.
– - .
;
,
.
– - – ,
– .
– - –
.
–
.
– -
.
–
.
– - ,
– .
– - – ,
– .
– - ,
.
,
.
– -
– .
– ,
.
– - , ,
:
– , –
.
–
.
– - .
–
,
.
– - – ,
– .
– - – ,
– .
– - – ,
– .
– - – ,
– , .
– - – ,
– .
– - :
« , !»
–
.
– -
.
, ,
.
–
–
,
.
– - – ,
– .
– - :
.
–
.
,
, .
– - , , ,
, .
–
, .
– - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - –
,
–
.
– - – ,
– .
– - – ,
– .
– - –
.
– ,,
«» .
– - , ,
,
.
? !
,
:
–
.
:
.
– - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - – ,
– .
– - – .
–
:
.
– - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - –
,
–
.
– - – ,
– , , .
– - – ,
,
.
!
– - – ,
– .
– - – ,
.
– ,
.
, :
, , .
– - – ,
!
–
.
– - – , .
,
,
.
– - ,
.
,
.
– - – ,
– .
– - – ,
– , ,
– , ,
– .
– – – -
.
–
.
– - – , ,
– , .
– - – ,
– .
– - – ,
– .
– - – , ,
– , .
– - – ,
, , .
– ,
.
– - – ,
– .
– - , ,
:.
– - – ,
– .
– - –
.
–
.
– - –
: «! -!»
–
!
– - – ,
– .
,
, ,
!
– «» - – ,
– .
– - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - – ,
– .
– - – ,
.
,
– .
– - – ,
– ,
– ,
– ,
– ,
– ,
– .
– – – – – – - ,
.
– –
, .
– - – , ,
– .
– - – ,
– .
– - –
.
– ,
,
.
– - ,
,
.
,,
,
.
– - – ,
– ,
– ,
– , .
– – – - – ,
– , ,
,
.
,
!
– – – -
.
–
.
– - – ,
– .
– - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - – ,
– .
– - – ,
– ,
, , –
.
– – - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - – ,
– ,
– ,
– .
– – – - – ,
– .
– - – «» ,
– , .
– - – ,
– ,
– .
– – - ,
.
– «» :
, , .
– - – ,
– ,
– , , ,
– .
– – – - .
,
,
.
– - – ,
.
– ,
.
– ,
.
– ,
,
.
? ?
– – – - – , ,
.
– .
.
– -
:
,
: «–!».
–
,
.
– - .
, .
.
.
.
.
– – – – – - ,
– .
– .
– !
– – –
Источник
«Языковые головоломки» (Слайд 1)
Цель: развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формирование информационной компетенции учащихся (самостоятельный поиск информации.
Задачи:
углубление знаний о русском языке, формирование лингвистической компетенции;
формирование коммуникативной культуры школьников, навыков информационного поиска и вдумчивого использования информационных источников;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
развитие навыков сотрудничества, командной работы и взаимопомощи;
мотивирование к использованию гаджетов в образовательных целях;
создание условий для формирования информационной культуры обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, бумага, карандаши, раздаточный материал, таблички.
Ход мероприятия
(Слайд 2) Головоломка — катализатор воображения.
Джей Джей Абрамс
1. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, уважаемые любители, ценители и знатоки русского языка – великого и могучего, красивого и богатого. Я надеюсь, что здесь собрались те, для кого изучение родного языка является увлекательным путешествием в мир Языкознания, даже если в пути вам встречаются трудности и преграды.
Одними из таких барьеров являются игры – головоломки – это, прежде всего, фитнесс для мозга, своеобразная чашечка кофе, которая заставит ваши головы напрячься для решения какой-либо сложной задачки.
– Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего мероприятия. Как вы понимаете смысл этих слов?
– Вы абсолютно правы. И сегодня мы проведем игру-квест, суть которой: поиск единственно правильных решений лингвистических задач и нахождение пути выхода из языкового лабиринта. Только ваши знания помогут вам в выполнении заданий. Справляться с проблемами будут две команды, которые изначально обозначились как «Лидер» и «Фаворит».
– Ну, что, готовы? Тогда, вперед!
– Итак, объясню условия. Продвижение по сюжету игры подразумевает направление вас от модуля к модулю, в которых содержатся задания. Выполнив одну миссию, вы получаете дальнейшее указание, отсканировав и расшифровав его при помощи QR – кода. (Слайд 3).
2.Выполнение заданий.
Перед вами модуль -1 . В нем первый пункт вашего путешествия.
Сканируйте код.
2.1. Это кластер. (Слайд 4). Вспомните определение этого понятия. (В переводе с английского означает «гроздь», «созвездие»). Причем, кластер – это наглядный мозговой штурм, потому что вам нужно найти как можно большее количество вариантов ассоциаций, связанных с основным понятием. (Слайд 5)
Последовательность действий проста. (Слайд 6). В основе темы сегодняшнего мероприятия два слова: язык и голова. (Слайд 7). Предлагаю взять их в качестве ключевой опоры. А теперь вам необходимо вокруг них записать слова, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы.
Кластер
«Лидер»
«Фаворит»
– Поздравляю. Вы хорошо справились с этой головоломкой. Вам удалось охватить большой объем информации, продемонстрировать умения устанавливать логические связи между понятиями.
Одним словом, вы готовы перейти к следующему модулю.
– Вскройте пакет и просканируйте код. (Слайд 8).
2.2.Итак, метаграмма. Что это? (Слайд 9). Как объясняет «Википедия» значение этого понятия?
– Метаграмма – разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Иными словами, при помощи словесной цепочки преобразовать одно слово в другое, изменяя только по одной букве. Например, кошка-мошка-мышка. (Слайд 10).
С п – меняюсь я и часто,
С н – животные живут,
С г – высокая я очень,
С к – бобры меня грызут.
Пора – нора – гора – кора
– Посмотрим, что у вас получилось? (Слайд 11)
– Молодцы! Вы прекрасно преодолели этот барьер. Ведь не каждому под силу сделать «из мухи слона». (Слайд 12).
Интересно было в этом поучаствовать?
2.3. А следующий этап может быть еще интереснее.
– Просканируйте код. (Слайд 13).
– Вам известно слово «пиктограмма»? (Слайд 14).
– Что это? (Схематическое изображение различных предметов и явлений).
– С какого времени нам знакома пиктограмма?
– Люди, используя пиктографическое письмо, сразу использовали бумагу?
– А где в современном мире мы сталкиваемся с пиктограммой? (Компьютерное письмо, дорожные знаки, логотипы, этикетки).
(Слайд 15)
– Внимание на экран. Я предлагаю вам расшифровать несколько пиктограмм. (Слайд 16).
– Молодцы! Вы прекрасно ориентируетесь в условных обозначениях, окружающих нас повсеместно. Наверняка, для вас не составит труда внести в этот список что-то свое..
– Это и будет вашим следующим заданием: придумать пиктограммы для обозначения ситуаций (на выбор).
«Лидер»
«Праздник 1 сентября»;
«Последний звонок в школе»;
«Мама, я пошел (пошла) в магазин за продуктами».
«Фаворит»
«Внимание!»
«Опасность!»
«Родители, я у друга (подруги) до 20.00 часов»
– Предлагаю устроить выставку ваших пиктограмм на доске. (Разместить рисунки на доске, закрепив их магнитами).
– Молодцы. Я думаю, вы убедились, что символизировать слово не самая простая задача, но, выполнив ее, можно разнообразить общение с социумом таким вспомогательным средством как пиктограмма.
2.4. Двигаемся дальше или, как говорят геймеры, загружаем следующий модуль.
(Слайд 17). «А роза упала на лапу Азора».
– Чем интересна с точки зрения филологии эта фраза? (Читается в обоих направлениях). Это явление в русском языке тоже имеет свое название.
– Сканируйте код. (Слайд 18).
– Знакомо ли вам слово «палиндром»? (Слайд 19).
– Как сообщается в «Википедии», «палиндро́м, пе́ревертень — число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях».
Еще несколько примеров этой увлекательной головоломки (Слайд 20):
Юлю лис укусил.
Уж я веники не вяжу.
Дару дуба буду рад.
Пуст суп.
Дом как комод.
2002
1991
– Такое явление как «палиндром» не может никого оставить равнодушным. Я уверена, что вам будет интересно самим составить подобные предложения. В качестве опоры перед вами набор слов, которые необходимо собрать в палиндромы.
«Лидер»
Ижевск, свеж, дорог, и, город. (Город Ижевск свеж и дорог). (Слайд 21).
«Фаворит»
На, Иван, ехал, вилах. (На вилах ехал Иван).
– Да, без исключения, иначе как «фитнес для мозга» подобный тренинг и не назовешь. А фитнес, как известно, никому еще вреда не принес.
2.5. Итак, осталось сканировать последний модуль. (Слайд 22).
– Предлагаю вам прокачать свой мозг при помощи файнворда. (Слайд 23).
– В переводе с английского «find word» – «найди слово».
– Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Например, во фразе – Пусть Елена сначала выучит уроки – спряталось понятие окружающего мира – УСТЬЕ. (Слайд 24).
– Теперь командам необходимо найти «спрятанные» в тексте слова. Правда, я немного усложню условие этого поиска.
– Используя заглавные буквы этих понятий, составьте слово, которое в результате игры ожидает вас. (Слайд 25)
«Лидер»
Название известного города-столицы за рубежом.
Франц и я заключили пари. Жак – свидетель. (П)
2) Фамилия русского писателя.
Этот мальчик Ризо щенков очень любил. (З)
3) Понятия окружающего мира.
Небосвод был чист, о кратковременном дождике ничего не напоминало.(И)
4) Термин русского языка.
Скоро деревья покроются зелёной листвой.(Р)
«Фаворит»
1)Термин математики..
«Приходите к нам в гости! – приглашала Роза. – Дача наша совсем рядом».(З)
2)Название дерева.
Скажи, где лежат конфеты. Ведь поп их так любит! (П)
3) Название птицы.
И все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга. (И)
4) Понятия окружающего мира.
Из коры были сделаны красивые шкатулки. (Р)
– Итак, это слово …. ПРИЗ!!! Верно! (Слайд 26)
– А сегодняшний приз – это шоколад, ведь он полезен для мозга не меньше, чем головоломки, которым мы посвятили сегодняшнее занятие.
– Вот и подошло к концу наше путешествие по языковым лабиринтам. Вы справились со всеми предложенными вам заданиями и успешно выбрались, находя при этом самые оптимальные для каждого уровня решения. Я желаю вам дальнейших успехов в изучении очень сложного, но такого важного и интересного школьного предмета. И тогда русский язык откроет вам ещё много своих тайн и загадок.
(Слайд 27).
Палиндромы и чайнворд.
Надо знания иметь.
Источник
|
|
Источник