С к я на болоте с буквой б большой сосуд

«Языковые головоломки» (Слайд 1)
Цель: развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формирование информационной компетенции учащихся (самостоятельный поиск информации.
Задачи:
углубление знаний о русском языке, формирование лингвистической компетенции;
формирование коммуникативной культуры школьников, навыков информационного поиска и вдумчивого использования информационных источников;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
развитие навыков сотрудничества, командной работы и взаимопомощи;
мотивирование к использованию гаджетов в образовательных целях;
создание условий для формирования информационной культуры обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, бумага, карандаши, раздаточный материал, таблички.
Ход мероприятия
(Слайд 2) Головоломка — катализатор воображения.
Джей Джей Абрамс
1. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, уважаемые любители, ценители и знатоки русского языка – великого и могучего, красивого и богатого. Я надеюсь, что здесь собрались те, для кого изучение родного языка является увлекательным путешествием в мир Языкознания, даже если в пути вам встречаются трудности и преграды.
Одними из таких барьеров являются игры – головоломки – это, прежде всего, фитнесс для мозга, своеобразная чашечка кофе, которая заставит ваши головы напрячься для решения какой-либо сложной задачки.
– Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего мероприятия. Как вы понимаете смысл этих слов?
– Вы абсолютно правы. И сегодня мы проведем игру-квест, суть которой: поиск единственно правильных решений лингвистических задач и нахождение пути выхода из языкового лабиринта. Только ваши знания помогут вам в выполнении заданий. Справляться с проблемами будут две команды, которые изначально обозначились как «Лидер» и «Фаворит».
– Ну, что, готовы? Тогда, вперед!
– Итак, объясню условия. Продвижение по сюжету игры подразумевает направление вас от модуля к модулю, в которых содержатся задания. Выполнив одну миссию, вы получаете дальнейшее указание, отсканировав и расшифровав его при помощи QR – кода. (Слайд 3).
2.Выполнение заданий.
Перед вами модуль -1 . В нем первый пункт вашего путешествия.
Сканируйте код.
2.1. Это кластер. (Слайд 4). Вспомните определение этого понятия. (В переводе с английского означает «гроздь», «созвездие»). Причем, кластер – это наглядный мозговой штурм, потому что вам нужно найти как можно большее количество вариантов ассоциаций, связанных с основным понятием. (Слайд 5)
Последовательность действий проста. (Слайд 6). В основе темы сегодняшнего мероприятия два слова: язык и голова. (Слайд 7). Предлагаю взять их в качестве ключевой опоры. А теперь вам необходимо вокруг них записать слова, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы.
Кластер
«Лидер»
«Фаворит»
– Поздравляю. Вы хорошо справились с этой головоломкой. Вам удалось охватить большой объем информации, продемонстрировать умения устанавливать логические связи между понятиями.
Одним словом, вы готовы перейти к следующему модулю.
– Вскройте пакет и просканируйте код. (Слайд 8).
2.2.Итак, метаграмма. Что это? (Слайд 9). Как объясняет «Википедия» значение этого понятия?
– Метаграмма – разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Иными словами, при помощи словесной цепочки преобразовать одно слово в другое, изменяя только по одной букве. Например, кошка-мошка-мышка. (Слайд 10).
С п – меняюсь я и часто,
С н – животные живут,
С г – высокая я очень,
С к – бобры меня грызут.
Пора – нора – гора – кора
– Посмотрим, что у вас получилось? (Слайд 11)
– Молодцы! Вы прекрасно преодолели этот барьер. Ведь не каждому под силу сделать «из мухи слона». (Слайд 12).
Интересно было в этом поучаствовать?
2.3. А следующий этап может быть еще интереснее.
– Просканируйте код. (Слайд 13).
– Вам известно слово «пиктограмма»? (Слайд 14).
– Что это? (Схематическое изображение различных предметов и явлений).
– С какого времени нам знакома пиктограмма?
– Люди, используя пиктографическое письмо, сразу использовали бумагу?
– А где в современном мире мы сталкиваемся с пиктограммой? (Компьютерное письмо, дорожные знаки, логотипы, этикетки).
(Слайд 15)
– Внимание на экран. Я предлагаю вам расшифровать несколько пиктограмм. (Слайд 16).
– Молодцы! Вы прекрасно ориентируетесь в условных обозначениях, окружающих нас повсеместно. Наверняка, для вас не составит труда внести в этот список что-то свое..
– Это и будет вашим следующим заданием: придумать пиктограммы для обозначения ситуаций (на выбор).
«Лидер»
«Праздник 1 сентября»;
«Последний звонок в школе»;
«Мама, я пошел (пошла) в магазин за продуктами».
«Фаворит»
«Внимание!»
«Опасность!»
«Родители, я у друга (подруги) до 20.00 часов»
– Предлагаю устроить выставку ваших пиктограмм на доске. (Разместить рисунки на доске, закрепив их магнитами).
– Молодцы. Я думаю, вы убедились, что символизировать слово не самая простая задача, но, выполнив ее, можно разнообразить общение с социумом таким вспомогательным средством как пиктограмма.
2.4. Двигаемся дальше или, как говорят геймеры, загружаем следующий модуль.
(Слайд 17). «А роза упала на лапу Азора».
– Чем интересна с точки зрения филологии эта фраза? (Читается в обоих направлениях). Это явление в русском языке тоже имеет свое название.
– Сканируйте код. (Слайд 18).
– Знакомо ли вам слово «палиндром»? (Слайд 19).
– Как сообщается в «Википедии», «палиндро́м, пе́ревертень — число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях».
Еще несколько примеров этой увлекательной головоломки (Слайд 20):
Юлю лис укусил.
Уж я веники не вяжу.
Дару дуба буду рад.
Пуст суп.
Дом как комод.
2002
1991
– Такое явление как «палиндром» не может никого оставить равнодушным. Я уверена, что вам будет интересно самим составить подобные предложения. В качестве опоры перед вами набор слов, которые необходимо собрать в палиндромы.
«Лидер»
Ижевск, свеж, дорог, и, город. (Город Ижевск свеж и дорог). (Слайд 21).
«Фаворит»
На, Иван, ехал, вилах. (На вилах ехал Иван).
– Да, без исключения, иначе как «фитнес для мозга» подобный тренинг и не назовешь. А фитнес, как известно, никому еще вреда не принес.
2.5. Итак, осталось сканировать последний модуль. (Слайд 22).
– Предлагаю вам прокачать свой мозг при помощи файнворда. (Слайд 23).
– В переводе с английского «find word» – «найди слово».
– Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Например, во фразе – Пусть Елена сначала выучит уроки – спряталось понятие окружающего мира – УСТЬЕ. (Слайд 24).
– Теперь командам необходимо найти «спрятанные» в тексте слова. Правда, я немного усложню условие этого поиска.
– Используя заглавные буквы этих понятий, составьте слово, которое в результате игры ожидает вас. (Слайд 25)
«Лидер»
Название известного города-столицы за рубежом.
Франц и я заключили пари. Жак – свидетель. (П)
2) Фамилия русского писателя.
Этот мальчик Ризо щенков очень любил. (З)
3) Понятия окружающего мира.
Небосвод был чист, о кратковременном дождике ничего не напоминало.(И)
4) Термин русского языка.
Скоро деревья покроются зелёной листвой.(Р)
«Фаворит»
1)Термин математики..
«Приходите к нам в гости! – приглашала Роза. – Дача наша совсем рядом».(З)
2)Название дерева.
Скажи, где лежат конфеты. Ведь поп их так любит! (П)
3) Название птицы.
И все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга. (И)
4) Понятия окружающего мира.
Из коры были сделаны красивые шкатулки. (Р)
– Итак, это слово …. ПРИЗ!!! Верно! (Слайд 26)
– А сегодняшний приз – это шоколад, ведь он полезен для мозга не меньше, чем головоломки, которым мы посвятили сегодняшнее занятие.
– Вот и подошло к концу наше путешествие по языковым лабиринтам. Вы справились со всеми предложенными вам заданиями и успешно выбрались, находя при этом самые оптимальные для каждого уровня решения. Я желаю вам дальнейших успехов в изучении очень сложного, но такого важного и интересного школьного предмета. И тогда русский язык откроет вам ещё много своих тайн и загадок.
(Слайд 27).
Палиндромы и чайнворд.
Надо знания иметь.
Источник
- Бондаренко – Российский литературный критик, публицист. Заместитель главного редактора газеты «Завтра». Главный редактор газеты «День литературы» 10 букв
- Бисноват – Главный конструктор ОКБ-293, главный конструктор Опытного конструкторского бюро ракетного авиационного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. (фамилия) 8 букв
- Бак – Большой сосуд для жидкостей 3 буквы
- Баклага – Небольшой, обычно плоский сосуд с крышкой или пробкой 7 букв
- Баллон – Шарообразный или цилиндрический сосуд специального назначения (для жидкостей, газов) 6 букв
- Банка – Цилиндрический сосуд 5 букв
- Банка – Маленький грушевидный стеклянный сосуд, применяемый в медицине с целью вызвать местный прилив крови 5 букв
- Бидон – Металлический или пластмассовый сосуд цилиндрической формы с крышкой 5 букв
- Бокал – Сосуд для вина в виде большой рюмки 5 букв
- Болтаться – О предметах, неплотно лежащих в каком-н. вместилище, или о жидкости в сосуде: двигаться из стороны в сторону, перемещаться, колыхаться 9 букв
- Бултыхаться – О жидкости: плескаться о стенки сосуда 11 букв
- Булькать – Производить звуки, похожие на звуки жидкости, выливаемой из узкогорлового сосуда 8 букв
- Бутылка – Удлиненный стеклянный сосуд с узким горлышком 7 букв
- Бутылка – Удлиненный стеклянный сосуд с узким горлышком 7 букв
- Бутылка – Стеклянный сосуд для жидкостей, обычно цилиндрической формы, с узким продолговатым горлом 7 букв
- Бутылка – Ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки иногда именуются бутылями 7 букв
- Бутылка – Сосуд из стекла для жидкостей 7 букв
- Бидон – Сосуд для молока 5 букв
- Бутыль – Химический сосуд 6 букв
- Бидон – Жестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой 5 букв
- Бидон – Металлический или пластмассовый сосуд цилиндрической формы с крышкой для хранения, перевозки и т. п. жидкостей 5 букв
- Бидон – Металлический сосуд для молока 5 букв
- Бидон – Цилиндрический сосуд с крышкой 5 букв
- Баклага – Плоский сосуд с крышкой 7 букв
- Баклажка – Плоский сосуд с крышкой 8 букв
- Баклажка – Небольшой плоский сосуд с крышкой или пробкой 8 букв
- Баклага – Небольшой, обычно плоский сосуд с крышкой или пробкой 7 букв
- Баклага – Дорожный сосуд для воды, большая фляжка 7 букв
- Баклага – Плоский сосуд с крышкой, фляга 7 букв
- Баклага – Старинный узкогорлый деревянный сосуд с крышкой или пробкой, использовавшийся для переноса и хранения жидкостей 7 букв
- Баклага – Небольшой плоский сосуд с крышкой 7 букв
- Банка – Сосуд с широким горлом под крышку 5 букв
- Банка – Стеклянный или металлический сосуд цилиндрической формы 5 букв
- Банка – Стеклянный, металический сосуд 5 букв
- Братина – Старинный большой шаровидный сосуд, в котором подавались напитки для разливания по чашам или питья вкруговую 7 букв
- Братина – Старинный русский сосуд для питья 7 букв
- Братина – Большой старинный сосуд, ковш для питья вина 7 букв
- Братина – Традиционный древнерусский сосуд для питья на пирах 7 букв
- Баллон – Закрытый сосуд для жидкостей или газов 6 букв
- Баллон – Закрытый сосуд шарообразной или цилиндрической формы (обычно для жидкостей и газов) 6 букв
- Бак – Большой сосуд для жидкости (обычно цилиндрической формы) 3 буквы
- Бак – Большой сосуд для жидкости 3 буквы
- Бачок – Большой сосуд для жидкостей 5 букв
- Бочка – Большой деревянный или металлический сосуд 5 букв
- Бочка – Большой деревянный сосуд, а также фигура сложного пилотажа 5 букв
- Бочка – Большой цилиндрический, обычно деревянный сосуд с двумя круглыми днищами и несколько выпуклыми стенками 5 букв
- Бокал – Кубок; сосуд для вина 5 букв
- Бокал – Сосуд для вина, размером поболее рюмки 5 букв
- Бокал – Сосуд для шампанского 5 букв
- Банка – Стеклянный сосуд 5 букв
Источник
Цитата сообщения aldav
Метаграммы
Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.
Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».
Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский.
Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово – «лиса». Аналогично: «сазан – фазан», «цапля – капля», «карта – парта», «сайка – чайка – байка – майка».
Простота метаграмм делает это развлечение доступным и для младших членов семьи, делящих с вами досуг. Им тоже приятно будет сознавать себя способными к творческому и интеллектуальному времяпрепровождению.
- Я цвет одинаковый часто имею:
и с г зеленею, и с к зеленею.
Но с я: вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить.
Лук – луг - С п я в доме, с в я в поле,
с м я в море, с г — в футболе,
с к вбивают, с т взрывают,
с д долину называют.
Пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол - С к – для тенниса я нужен,
С т – я сладок и красив снаружи.
Корт – торт - С т – его прочтём,
с д – мы в нём живём.
Том – дом - По реке по горной
С ю проплывём всегда мы,
С я меня ищи
На голове у дамы.
Шлюпка – шляпка - Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей –
И обитатель я морей.
Кран – Краб - С р меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой щ, хочу иль не хочу,
Рубят лес – я в сторону лечу.
Репка – щепка - С буквой щ – на самом деле
Я на службе у Емели.
м поставь на это место:
Без меня не будет теста.
Щука – мука - С п – я часть велосипеда,
С м» – награда на груди у деда.
Педаль – медаль - Элемент IV группы
Перед вами на виду.
Если т на р исправить,
Будет деспот наяву.
Титан – тиран - Менделеев впервые меня предсказал,
Французский учёный название дал.
Если в нём первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.
Галлий – таллий - С в – у птиц найдёшь,
С ч – замок им отопрёшь.
Клюв – ключ - Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если з на к заменить,
Смысл во мне совсем иной.
В первом классе лишь для счёта
На уроке я твоём,
А в четвёртом ты охотно
Подсчитаешь мой объём.
Зуб – куб - С твёрдым л – огородное растение
И приправа к пище,
С мягким – отверстие,
Прикрываемое крышкой.
Лук – люк - С г – к вам на праздник придёт,
А вот с к – лишь собачка грызёт.
Гость – кость - Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется,
Птица в рыбу превращается.
Фазан – сазан - С м я сладкая,
С к я горькая.
Малина – калина - Кто с у – ползучий,
А с ё – колючий?
Уж – ёж - Кто такое слово знает:
С ч оно летает,
С л рычит и лает,
А ещё знакомо всем
Это слово с буквой м.
Чайк – лайка – майка - С р – помощник-автомат,
Труд любой он облегчить рад.
С х – его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
Робот – хобот - Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.
Чайка – лайка - С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.
Колос-голос-волос - С л я остров в океане,
C р растаю вмиг в стакане.
Сахалин – сахарин - С з – нужна в бильярде я,
С ж я – след после дождя,
С п – я видеть помогаю,
С н – путь ночью освещаю.
Луза – лужа – лупа – луна - С б я – хвойный лес,
С в – в чужой карман залез.
Бор – вор - С п я – корнеплод,
Вырастаю в огороде.
п на к смени – и вот
Теку вольно на природе.
Репа – река - Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С х – элемент металлический,
А с б – я уже неметалл.
Хром – бром - С р – в котле краснеет,
Задом пятиться умеет.
С л – блестит, сияет,
Мебель, ногти покрывает.
Рак – лак - С ка – активный я металл,
С ге – я очень лёгкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему ещё раз.
Калий – гелий - В нём вода течёт спокойно,
Здесь насосы не нужны.
Но если р поставить в слово,
Вещество получишь ты.
Вещество то всем известно –
Газ легчайший на Земле.
А сказать я должен честно:
Мы сменили букву в.
Водовод – водород - С и – фонтан пускает,
Сливки с о лакает. - Кит – кот
- С н, мои друзья,
Ничего не знаю я.
А на с перемените –
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой м –
Я пальто у вас проем!
Ноль – соль – моль - Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но к на д смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад.
Круг – друг - Я животное с рогами.
Но смените а на у;
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.
Баран – буран - С р – роскошно распускаюсь,
С к – я блею и бодаюсь.
Роза – коза - Первой букву т возьми –
С корабля по мне сойдёшь.
т на д теперь смени –
Из меня пальто сошьёшь.
Трап – драп - Без меня вы не смогли бы
На доске писать.
Е на о смени –
Я буду волны разбивать.
Мел – мол - С буквой х люблю я развлекаться,
А с л – делами заниматься.
Хобби – лобби - С р – он в облаках парит,
С с – упрямством знаменит.
Орёл – осёл - Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.
Если сменишь е на у,
Я твой голод утолю.
Белка – булка - С т я постоянно
Всё чего-нибудь боюсь.
С б – кусок я деревянный,
Для строителей сгожусь.
Трус – брус - Мой черёд, твой черёд,
Делай быстро шаг вперёд:
Хочешь – прямо, хочешь – вбок
Или же наискосок.
д на р мы заменили –
Песню вместе подхватили.
Ход – хор - Я монархом был в России.
Ц на лх смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
Царь – ларь - С буквой о – я сам с усами,
С буквой и – я в океане.
Кот – кит - С ч – я двери открываю,
С в – я червяков хватаю.
Ключ – клюв - С е – скачу по веткам я,
С у – я мягкая и вкусная.
Белка – булка - С ш – я очень быстро еду,
С л – ягода, и хороша к обеду.
Машина – малина - С ш – нас с головы снимают,
С т – нас дома обувают.
Шапка – тапка - Он громко крикнул:
«Умер ты, настала смерть тебе!»
Но поменял я м на п –
Ничья пришла ко мне.
Мат – пат - Я у царей на голове
Привыкла восседать.
Я символ власти, красоты,
При мне иная стать.
Но вот мальчишка-озорник
Исправил н на в –
От грации остался пшик,
А я мычу в траве.
Корона – корова - С к – на море я бываю,
С т – я мусор убираю.
Качка – тачка - Он резво скачет по доске:
Ему фигуры не помеха.
Но заменили н на р –
И стало сразу не до смеха.
Ребёнок сильно заболел,
Он в сыпи весь, с утра горел.
Конь – корь - Зверёк, увы, отнюдь не симпатяга,
Чтоб на него глядеть, нужна отвага.
Одну лишь букву поменяй – и сразу
Узришь иной ответ, приятный глазу.
Крыса – краса - С буквой т – на дне прудов,
С м – опасность для судов,
С буквой д я – мера силы,
С буквой ш – в автомобиле.
Тина – мина – дина – шина - С буквой к –
Фигура без углов,
С буквой д –
Дружить с тобой готов.
Круг – друг - С с – я жажду утолю,
С к – я нужен кораблю.
Сок – кок - С буквой н – зверёк в земле копает,
С буквой к – ствол дуба покрывает.
Нора – кора - С ш внутри я – пехотинец
И живу я на доске.
С н я – лакомый гостинец,
Что с варенья детворе
Мамы бережно снимают,
«Плёнкой» сладкой угощают.
Пешка – пенка - Он усатый, полосатый,
Мягкошерстный и хвостатый,
Он мурлыка и певец.
Отгадал? Вот молодец!
Третью букву как заменишь,
То систему ты применишь:
Обозначили условно –
Записали всё дословно.
Мысль держи ты наготове:
т и д не путай в слове.
Кот – код - С м – в порту суда я защищаю,
С г – когда в ворота мяч вбивают,
С в – я людям помогаю,
С к – за кляксу получают.
Мол – гол – вол – кол - С о – мной питаются,
С е – одеваются.
Плод – плед - С буквой б – в ней держат мёд.
С буквой т – здесь всяк поймёт
И ответ даст сразу:
Мы заканчиваем фразу.
Бочка – точка - С к – он мягкий и пушистый,
С р – он очень уж речистый,
С м – он тратит много денег,
С б – по озеру он едет.
Кот – рот – мот – бот - С буквой о –
Сплетён он из цветов,
С буквой и –
Мести он пол готов.
Венок – веник - С буквой к – царя я украшаю,
С буквой в – я, каркая, летаю.
Корона – ворона - Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным.
Смотри во мне не утони!
Золото – болото - С м – на клумбе растёт,
С р – ползёт задом наперёд.
Мак – рак - Я с буквой т – знак препинанья,
Меня узнаешь без напоминанья.
А с буквой б – в сарае иль в подвале,
Не узнаешь ты меня едва ли.
Загляни в меня, во мне не пусто:
Во мне иль мёд, иль рыба, иль солёная капуста.
Точка – бочка - С буквой к – я журчу,
Быстрей к морю хочу!
С буквой п – меж грядок
Повалилась набок.
Река – репа - Я – символ власти, нужный королю.
Но если н на в сменить,
Я травку на лугу щиплю,
И можете меня доить.
Корона – корова - Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если в на б сменить.
Винт – бинт - С г – я очень высока,
С н – жилище для зверька.
Гора – нора - С г – её на винт накрутят,
С л – конечно, лает,
С м – одежда, но не греет,
С з – от волка убегает.
Гайка – лайка – майка – зайка - Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь л на а – и я
Вью гнездо на крыше дома.
Лист – аист - С я – он круглый, озорной,
С е – он острый, боевой.
Мяч – меч - С в – меня плетут девчонки,
С щ – я лаю очень громко.
Венок – щенок - С ч – над морем я летаю,
С з – от волка убегаю.
Чайка – зайка - С к – жую траву, с рогами,
С р – расту в саду, с шипами.
Коза – роза - С буквой з – он для сластён,
Пышный, нежный, лёгкий он.
С буквой к – мы пьём на ужин,
Для здоровья нам он нужен.
Зефир – кефир - С д – на лице мужском бываю,
С буквой н – по полям гуляю.
Борода – борона - Вовсе не домашняя, но птица,
Может в каждом доме очутиться:
После однобуквенной замены
Превратившись в средство гигиены.
Сова – сода - С и – вам рану завяжу,
С а – девчонок наряжу.
Бинт – бант - С буквой о – из цветов его плетут
И на голове девчата носят.
С буквой и – мусор им метут
И из избы его выносят.
Венок – веник - Бредёт тот зверь едва-едва
И кричит: «Устал! И-а!»
А букву с на р сменил –
И быстрой птицей в небо взмыл!
Осёл – орёл - С п – в футболе бывает,
С ф – пёс приказ выполняет.
Но берегись того приказа,
Не стой на месте, а беги,
Штаны и ноги береги!
Пас – «фас» - С г – на мне кузнечики звенят,
С л – за мной сидят и суп едят.
Стог – стол - С ы – рогами забодает,
С а – водою наполняют,
С о – у сонь всегда болит,
С у – листвою шевелит.
Бык – бак – бок – бук - Я с о – морские волны разбиваю,
А с е – учёбе в школе помогаю.
Мол – мел - С р – город, и его без затрудненья
В Московской области найдёшь.
Но вместо р впиши местоименье,
Приток Москвы-реки прочтёшь.
Руза – Яуза - С п – я в доме,
С в – я в поле,
С м – я в море,
С г – в футболе,
С к – вбивают,
С т – взрывают,
С д – долину называют.
Пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол - Когда ты с буквой п прочтёшь,
То водоём легко найдёшь.
Без т – мы знаем с детских лет –
Нет ни успехов, ни побед.
Пруд – труд - С буквой о – нужна, чтобы спать,
С буквой а – чтобы рисовать.
Постель – пастель - С буквой в – ночная птица,
С буквой ф – нам спать годится.
Сова – софа - С о – в театре ищите
И непременно найдёте.
С у – стороной обходите,
А если в неё попадёте,
То в туфли воды наберёте.
Ложа – лужа - Он гремел в вышине,
Очень страшно было мне,
Очень страшно было всем.
На букву ш сменил я м,
Подержал немножко
Я его в своей ладошке,
На базар его отнёс,
Брату бублики принёс.
Гром – грош - С буквой к – я на болоте,
С буквой б – большой сосуд,
С п – на дереве найдёте,
С т – ищите рядом, тут.
Кочка – бочка – почка – точка - С н – я с музыкой в ладу,
С с – на пасеке, в саду,
Обувью зовусь я с б,
Племя древнее я с г.
Удели минуток пять,
Постарайся всё узнать!
Ноты – соты – боты – готы - Летом и весной меня
Слышать часто можешь.
г на х смени – и я
Стану сортом кожи.
Гром – хром - С г – он ходит по гвоздям,
С д – помажет ранку вам.
Йог – йод - С т – на крышу дома пригодится,
С м – шубу съесть стремится,
С н – для ничего сестрица,
С б – её малыш боится.
Толь – моль – ноль – боль - С мягким знаком – он в небе летает,
А вот с а – огород засоряет.
Лебедь – лебеда - С буквой ц – я у стрелков,
С м я – недруг моряков,
С буквой щ, когда война, –
Для укрытия нужна.
Цель – мель – щель - С з – вы встретитесь в поле со мною,
С г – на фабрике встречусь я вам,
С ш – меня наполняют водою,
С м – спортсмены наденут меня.
Зайка – гайка – шайка – майка - С к – на море я бываю,
С т – я мусор убираю,
С п – одежда для балета,
С д – холодный дом для лета.
Качка – тачка – пачка – дачка - С в – индейцев возглавляет,
С д – всю землю поливает.
Вождь – дождь - С буквой б – «трудяга» в поле,
С в – летит, живёт на воле.
Борона – ворона - С д – ветвистый,
С з – костистый,
С к – ребристый.
Дуб – зуб – куб - Когда в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Изменится буква – и «чудо» свершится:
Он быстро, как ветер, по морю промчится.
Катет – катер - С л – я тебе по перчаткам знакома,
С б – из меня дочке платье сошьёшь,
С ч – я на море, на речке, как дома,
С с – поглядишь на меня и возьмёшь.
Лайка – байка – чайка – сайка - Планета я и редкий элемент.
Но если к вы вместо у возьмёте,
То в каждом доме вы меня найдёте,
И воду будете иметь в один момент.
Уран – кран - С буквой р – из избы выметают,
Не хотят его много копить.
С буквой к – мамы его покупают,
Любят детишки его попивать.
С буквой н – приходит по ночам,
Дивные картины показывает нам.
С буквой м – на дне речном живёт,
И хоть он с большущими усами,
Всё равно в уху к нам попадёт.
Подсказать? Или ответите вы сами?
Сор – сок – сон – сом - С у – она нужна, когда война,
Снарядом танки подбивает.
С е – в шахматах важна.
Смело по клеточкам шагает.
Пушка – пешка - Наше первое слово
Знакомо тебе:
Есть рога у него,
Говорит оно: «Бе-е-е!».
Наше слово второе –
Получишь взамен,
Если букву р
Переменишь на н.
Баран – банан - Я долговяз и белокрыл.
Я жёлтый, но зелёным был.
Мне ёжик лапу уколол.
А я люблю гуденье пчёл.
Я вам видеть помогаю.
На небе ночью я бываю.
Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна - Насколько с ч я высока,
Настолько с л – низка.
С ш – в арифметике нужна.
А с м – бываю я страшна!
Честь – лесть – шесть – месть
Источник