Сагинашвили стеклянные сосуды урбнисского могильника

history-library.com -> Добавить материалы на сайт -> Археология
-> Дзиговский А.Н.
-> “Стеклянная посуда как историческое явление в памятниках скифо-сарматского времени Украины, Молдовы и Российского подонья ” -> 64

Дзиговский А.Н., Островерхов А.С. Стеклянная посуда как историческое явление в памятниках скифо-сарматского времени Украины, Молдовы и Российского подонья — Одесса, 2000. — 264 c.
ISBN 966-7609-01-4
Скачать (прямая ссылка): steklyannayaposudaskifov2000.djvu

Предыдущая 1 .. 58 59 60 61 62 63 64 > 65 66 67 68 69 .. 70 >> Следующая

Руденко С. И., 1961, Искусство Алтая и Передней Азии. М.

Рузавин Г. И., 1984, Фундаментальные и прикладные исследования в структуре научно-технического знания // Философские вопросы технического знания. — М.

Русяева А. С., 1982, Античные терракоты Северного Причерноморья. — К.

Сагинашвили М. Н., 1970, Стеклянные сосуды Урбнисского могильника. — Тбилиси.

Сагинашвили М. Н., Гагошидзе Ю., 1973, Алгетская фиала // Вестн. отдел, обществен, наук АН ГССР. — № 4.

Сайко Э. В., 1969, Среднеазиатская глазурированная керамика XII—XV веков. — Душанбе.

Сайко Э. В., 1979, Рентгеновские лучи в археологии // Новое в применении физико-математических методов в археологии. — М.

Сайко Э. В.. Янковская Н. В.. 1988, Ремесленный тип организации труда на Ближнем Востоке в IV—II тыс. до н. э. // ВДИ, № 3.

Самойлова Т. Л., 1988, Тира в VI—I вв. до н. э. — К.

Самоквасов Д. Я., 1908, Могилы русской земли. — М.

Сапожников И. В., Островерхов А. С., 1988, Археологическое картографирование как источник для реконструкции торговых путей Северо-Западного Причерноморья в античное время // Тезисы докладов Крымской научи, конфер. «Проблемы античной культуры». — Симферополь.

Сапожникова Г. В., Островерхов А. С., 1991, Технология производства литиков-скарабеоидов , / ДП. — Одесса.

Секерская Н. М., 1989, Античный Никоний. — К.

Селимханов И. Р., 1970, Разгаданные секреты древней бронзы. —

М.

244

Сергеев Ю. П., 1984, Выполнение художественных изделий из стекла. — М.

Симоненко А. В., 1981, Сарматы в Среднем Поднепровье /. Древности Среднего Поднепровья. — К.

Симоненко А. В., 1985. Ольвия и сарматы // Проблемы исследования Ольвии. Тез. докл. конференции. — Парутино.

Симоненко А. В., 1993, Сарматы Таврии. — К.

Скалон К. М., 1973, О некоторых формах стеклянной посуды позднеантичного и раннесредневекового Боспора СГЭ, вып. ХХХ11.

Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья, 1986, под. ред. Е. В. Черненко и С. С. Бессоновой. — К.

Скржинская М. В., 1977, Северное Причерноморье в описании Плиния Старшего. — К.

Скржинская М. В., 1987, Украшения и предметы туалета Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. — К.

Скрипченко Т. С., 1989, Элементы знаний по химии силикатов в раннем средневековье (по археологическим материалам Белоруссии) /. Комплексные методы исследований археологических источников. — М.

Скуднова В. М., 1988, Архаический Некрополь Ольвии. — Л.

Смирнов К. Ф., 1981, Ольвийский декрет в честь Протогена и сарматы ,’/ Античные государства и варварский мир. Орджоникидзе.

Схйшко М. Ю., 1960. Карпатськ1 кургани nepraoi половини 1 тис. н. е.К.

Соколов В. В., 1919, Карта древних поселений и могильников в районе станицы Таманской // ИТУАК. — Симферополь.

Соколов М. Н., 1992, Петух // Мифы народов мира. — М., т. 2.

Соломоник Э. И., 1952, О скифском государстве и его взаимоотношениях с греческими городами Северного Причерноморья / •’ Археология и история Боспора. — Симферополь, т. I.

Соломоник Э. И.. 1973, О пребывании римского флота в Крыму / ‘ Античная древность и средние века. — Саратов, вып. 10.

Сон Н. А., 1987, Ремесленное производство : Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. — К.

Сон Н. А., 1988, Скляш посудини з TipH , / Археолог1я, вип. 63.

Сорокина Н. П., 1957, Тузлинский некрополь. — М.

Сорокина Н. П., 1962а, Стекло из раскопок Пантикапея 1945 — 1959 гг. // МИА, № 103.

Сорокина Н. П., 19626, Стеклянный сосуд из Нижнего Поднестро-вья // КСИА АН СССР, № 89.

Сорокина Н. П., 1963, Позднеантичное и раннесредневековое стекло с Таманского городища // Керамика и стекло древней Тмутаракани.

— М.

245

Сорокина Н. П., 1965, Стеклянные сосуды из Танаиса // Древности Нижнего Дона. — МИА, № 127.

Сорокина Н. П., 1971а, Новые находки стеклянных сосудов V в. до н. э. на Таманском полуострове // История и культура Восточной Европы по археологическим данным. — М.

Сорокина Н. П., 19716, О стеклянных сосудах с каплями синего стекла из Причерноморья // СА, № 4.

Сорокина Н. П., 1975, Антиохийский расписной кувшин из Танаиса // КСИА АН СССР, вып. 143.

Сорокина Н. П., 1976, Позднеантичное стекло из Ольвии /,’ ХКА AM. — М.

Сорокина Н. П., 1977, Античные стеклянные сосуды из раскопок некрополя боспорского города Кепы на Таманском полуострове // Античный мир и археология. — Саратов, т. III.

Сорокина Н. П., 1978а, Античное стекло в собрании Одесского археологического музея / / Археологические исследования Северо-Западного Причерноморья. — К.

Сорокина Н. П., 19786, Стеклянный бокал с именем Ифигении из Пантикапея /7 Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. — М.

Сорокина Н. П., 1982, Стеклянная посуда как источник по истории экономических связей Причерноморья и локального стеклоделия первых веков н. э. // Археологические исследования на Юге Восточной Европы. — Тр. ГИМ, вып. 54.

Сорокина Н. П., 1984, Стеклянная посуда // Археология СССР. АГСП, М.

Сорокина Н. П., 1988, Стеклоделие античного мира первых веков н. э. (основные проблемы). Автореф. диссерт. … доктора истор. наук.

Читайте также:  Как греки называли сосуды

Предыдущая 1 .. 58 59 60 61 62 63 64 > 65 66 67 68 69 .. 70 >> Следующая

Авторские права © 2013 HistoryLibrary. Все права защищены.

Источник

Многих людей, интересующихся историей, поражают тайны Римской империи, покорившей множество стран, оставившей после себя грандиозные сооружения, которые пережили буквально тысячелетия. Адепты альтернативной истории считают, что знаменитые акведуки, Колизей, собор святого Петра и многие другие невероятные здания Рима были построены при помощи высоких технологий. Но это всем известные следы этой великой цивилизации. Однако есть несколько загадок Древнего Рима, которые известны не так широко, но поражают воображение не меньше.

    1. Потолок Пантеона

Римский Пантеон – одно из самых загадочных зданий в мире. Этому грандиозному сооружению не меньше 2000 лет. И что интересно, все эти годы оно не подвергалось ремонту.  При этом с инженерной точки зрения Пантеон – это абсолютный шедевр. Огромная прочнейшая конструкция, построенная с непостижимой четкостью в деталях и использованием загадочных вечных материалов. Например, его полы совершенно не стерлись за века. Особенно поражает воображение его удивительный кессонный потолок – совершенно правильной геометрической формы. Причем размер его составляет 43 метра, а толщина – 12 метров. Освещается Пантеон через единственное круглое отверстие (его диаметр 9 м) в потолке, которое называется окулюс.

  2.  Гробница Эврисака

Эта загадочная гробница в Риме выглядит настолько странно, что даже официальные историки никак не могут найти достойное объяснение ее необыкновенной форме. Найдена она была в XIX веке, когда на площади Порта Маджоре решили убрать средневековые строения. Под одной разобранной башней оказалась 13-метровая древнеримская гробница. Надпись на ней гласила, что это могила пекаря Марка Вергилия Эврисака. На верхней части гробницы имеются рельефы, которые изображают различные этапы хлебопечения. Однако то, что находится под ними, до сих пор является предметом жарких споров. В нижнем ярусе таблицы находятся ровные вертикальные трубы, а над ними расположены такие же ровные горизонтальные отверстия. Существуют разные версии того, что значат эти загадочные трубы и отверстия. Под одной из них – они изображают хранилище зерна и элементы тестомешалок. По другой – это настоящие тестомешалки и настоящий элеватор, встроенные в гробницу.  В любом случае, это древнее сооружение явно выполнено при помощи каких-то древних загадочных инструментов. Возможно, до того, как стать гробницей Эврисака, это здание являлось чем-то другим, и надпись и барельефы на ней появились уже позже.

   3. Портлендская ваза

Портлендская ваза – загадочный стеклянный сосуд времен античности, выставленный в Британском музее. Предположительно ваза изготовлена в конце I тысячелетия до нашей эры.  Этот декоративный сосуд сделан из двухслойного темно-синего и белого стекла, на котором изображены фигуры богов и смертных.  Ваза была найдена в средние века неподалеку от Рима,  долгое время принадлежала герцогам Портлендским, откуда и получила свое название. Любопытно, что многие мастера пытались воспроизвести эту вазу, но самые искусные резчики и стеклодувы так и не добились успеха. Технология ее создания так и не выяснена до сих пор.

   4. Пирамида Цестия

Мало кто знает, но в Риме, рядом с воротами Сан-Паоло, есть настоящая древняя пирамида. Официальная история гласит, что построена она между 18 и 12 годами до нашей эры. Высота пирамиды около 36 метров, длина основания – около 30 метров. Внутри нее находится склеп, причем по легендам, в нем был захоронен Рем, один из основателей Рима. Любопытно, что по тем же легендам, его брат Ромул был похоронен в другой аналогичной пирамиде, которая находилась в Ватикане и была разрушена в XVI веке. Сделана эта пирамида очень качественно, ее блоки обработаны без изъянов. Интересно, что  пирамида Цестия в III веке была встроена в стену Аврелиана. И эта кирпичная кладка кажется примитивной на фоне гораздо более древней пирамиды.

5.  Гибкое стекло

Гибкое стекло  – это современная разработка, появившаяся не так давно. При помощи нанотехнологий удалось создать стекло, которое может сгибаться.  Но самое интересное тут то, что впервые гибкое стекло появилось тысячи лет назад. Плиний Старший писал о том, что в начале нашей эры один стеклодув подарил римскому императору Тиберию сосуд из гибкого стекла. Этот сосуд мастер бросил на пол, но тот не разбился, а только деформировался. Стеклодув руками выпрямил сосуд, и он вернулся в первоначальную форму. Сохранилось множество древнегреческих и древнеримских сосудов, которые поражают своими технологиями, например, та же Портлендская ваза. Возможно, часть древних стеклянных сосудов была сделана из гибкого стекла – просто никому в голову не приходило проверить их на прочность, бросив на пол.

Читайте также:  Народные средства очищающие коронарные сосуды

6. Ливневый сток в Остии

Остия Антика – это древний город, который находится недалеко от римского аэропорта Фьюмичино. Здесь сохранилось множество удивительных следов прошлого, например система канализации, которой тысячи лет. Но самое удивительное – отверстие загадочной формы. Это ливневый сток, через который дождевые воды попадают в древнюю канализацию. Загадочны и его форма и то, каким неизвестным образом оно было вырезано в твердом камне.

  7. Римские додекаэдры

Римские додекаэдры — это предметы, сделанные из бронзы или камня, размером до 4 до 11 см. Они имеют двенадцать плоских пятиугольных граней, с круглым отверстием в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани. Обычно они датируются II-м или III-м веком нашей эры. Всего было найдено около сотни подобных артефактов – в  различных странах Европы,  но больше всего их обнаружено в Германии и Франции. До сих пор функции этих объектов остаются загадкой. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени.

8. Гигантские размеры

Древние римские здания поражают своими размерами. Уже упоминавшиеся Колизей, Пантеон, собор святого Петра, триумфальные арки, Форум отличаются просто огромными размерами. Кстати, Колизей на итальянском языке называется  colosseo – от латинского слова colosseus, что означает громадный – и высокие здания и сооружения мы называем  колоссальными. Кроме того, сохранившиеся древние римские статуи людей тоже значительно выше человеческого роста – как будто изображают представителей другой цивилизации.

    9. Живопись жанра каприччо и руины Рима

В XIII веке был очень моден жанр живописи, который называется каприччо. Знаменитые  художники  Робер Юбер, Шарль Луи Клериссо, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини и другие рисовали руины Рима, которые выглядели так, как будто город пережил разрушительную войну. На этих картинах можно увидеть полуразрушенные грандиозные здания, величественные сооружения, следы пожаров и т.д.

Жанр каприччо считается архитектурной фантазией – то есть, якобы эти здания и эти руины вымышлены.  Однако в Риме сохранилось немало мест, которые до сих пор выглядят почти так же, как и на картинах XVIII века – это та же пирамида Цестия, Пантеон, Колизей, Форум и т.д.

При этом в Риме до сих пор сохранилось множество руин, обломков колонн, ровных обработанных каменных блоков, которые лежат в самых неожиданных местах, причем иногда буквально на свалках. Может быть, фантазии художников были все же не фантазиями?

    10. Акустика Колизея

По легендам, в знаменитом римском Колизее была просто невероятная акустика. Слово, сказанное на арене даже шепотом, легко можно было услышать на задних рядах. Долгие годы этот эффект приписывался невероятным умениям древних строителей. Однако, возможно, что просто в Римской империи имелась своя акустическая техника наподобие современной нам, в том числе и с усилителями. Естественно, она не пережила тысячелетия, в отличие от камней. И невероятная слышимость в Колизее объясняется наличием в древности высоких технологий…

Напомню, что также я рассказывала про 10 самых загадочных достопримечательностей Турции.

Наталья Трубиновская

Источник

history-library.com -> Добавить материалы на сайт -> Археология
-> Дзиговский А.Н.
-> “Стеклянная посуда как историческое явление в памятниках скифо-сарматского времени Украины, Молдовы и Российского подонья ” -> 38

Дзиговский А.Н., Островерхов А.С. Стеклянная посуда как историческое явление в памятниках скифо-сарматского времени Украины, Молдовы и Российского подонья — Одесса, 2000. — 264 c.
ISBN 966-7609-01-4
Скачать (прямая ссылка): steklyannayaposudaskifov2000.djvu

Предыдущая 1 .. 32 33 34 35 36 37 38 > 39 40 41 42 43 44 .. 70 >> Следующая

ПАРФЮМЕРНАЯ ПОСУДА

Иной категорией стеклянных сосудов, встречаемых в варварских памятниках региона, является парфюмерная посуда. В количественном отношении она значительно уступает столовому инвентарю. Парфюмерную посуду можно разделить на две категории: бальзамарии и флаконы.

Бальзамарии, или как их еще называют латинским термином унгвентарии, служили для хранения ароматических и парфюмерных веществ (Кунина, Сорокина,

1972, с. 171). Как показали специальные анализы, иногда в них содержалась вода, которую для лучшей сохранности сверху покрывали слоем масла (Haevernick, 1975). Известно, что вода в древних религиях играла важную роль в обрядах очищения (Аверинцев, 1991; Aufhauser, 1963, 240). Поэтому предположение о том, что бальзамарии использовались не только в быту, но и были тесно связаны с погребальным ритуалом, представляется вполне обоснованным (Зубарь, 1982, с. 85). Подобную функцию бальзамарии вероятно выполняли и у сарматов.

162

Тип 1. Сосуд имеет высокое цилиндрическое горло, слегка расширяющееся к венчику. Венчик валикообразный, образованный отогнутым наружу, а затем загнутым внутрь краем. Корпус конический, с округленным и вогнутым внутрь дном. Тулово деформировано при изготовлении. Высота сосуда 13,9 см; диаметр венчика 2,6 см; дна — 4,6 см (рис. 54,1). Стекло тонкое прозрачное, с зеленоватым оттенком. Бальзамарий происходит из кург. 53/1 у с. Приморское в Килийском р-не Одесской обл. Комплекс датируется II- III вв. н. э. (Дзиговский, 1980, с. 91, рис. 3,9).

Подобной формы бальзамарии характерны для II—III вв. (Isings, 1957, р. 97—99, form. 82). По классификации

Н. 3. Куниной и Н. П. Сорокиной они относятся к типу 1, группе 2Д или Е (Кунина, Сорокина, 1972, с. 146, 164, табл. 1). Помимо Пантикапея, они известны в Херсонесе (Зубарь, 1982, с. 87, рис. 56, 16—19), варварских могильниках Крыма (Гущина, Сорокина, 1984, с. 45, рис. 1,6— 7), западнопонтийских городах (Bucovala, 1968, fig. 196), Средиземноморье и западно-римских провинциях (Filarska, 1952, pi. 37). Н. 3. Кунина и Н. П. Сорокина (1972, с. 172) считают, что часть бальзамариев типа 1,2 имеют боспорское происхождение. Наличие следов стеклоделия в Ольвии, Тире (Островерхов, Левша, 1992, с. 142- 143, ан. №№ 13—20) и Томах (Bucovala, 1968, р. 155—156, fig. XII а-е), а также широкий ареал распро-страненения бальзамариев этой группы могут свидетельствовать, что во II—III вв. мастерские по производству стеклянной посуды и бижутерии существовали не только на Боспоре, но и в других городах Северного и Западного Понта.

Тип 2. Бальзамарии с высоким трубчатым горлом, коническим туловом, имеющим четкие очертания. Дно плоское или слегка вогнутое. Тип 1,1, Б или 1,1, В (Кунина. Сорокина, 1972, с. 150, 171, рис. 1; 3—5). Такие изделия

163

Рис. 54. Образцы парфюмерной стеклянной посуды из сарматских памятников: 1 — бальзамарий из кург. 53/1 у с. Приморское; 2 — бальзамарий из погребения у с. Негу-рены; 3 — арибалл из погр. 10 могильника Боканы.

были распространены с середины I до второй четверти II вв. н. э.

К сожалению, все бальзамарии этого типа, происходящие из сарматских погребений, фрагментированы. Поэтому четко разделить, к какой разновидности Б или В они относятся, не представляется возможным. Приведем данные о них.

Кург. 6/1 могильника Алкалия у с. Широкое в Белгород-Днестровском р-не Одесской обл. Судя по сохранившемуся дну и части горловины (Субботин, Дзиговский, 1990, 1, с. 6, рис. 3,3), бальзамарий представлял собой сосуд с узким и высоким горлом, колоколовидно расширенным книзу туловом и плоским, слегка вогнутым дном. Стекло прозрачное бесцветное. Диаметр горла 3 см; дна — 9 см. Стекло прозрачное бесцветное. А. Н. Дзиговский (1993, с. 201) датировал в целом могильник концом II — первой половиной III в. Судя по бальзамарию, кург. 6/1 был одним из наиболее ранних в могильнике.

Разрушенное женское погребение у с. Негурены Теле-нештского р-на Молдовы (Рикман, 1966, с. 83, рис. 6; Гроссу, 1990, с. 50, 150, тип С—7). Сосуд имеет высокий конический корпус и плоское дно. Горлышко отбито. Стекло прозрачное с легким зеленоватым оттенком (рис. 54,2). Подобные унгвентарии найдены в Урбнисском могильнике (Сагинашвили, 1970, с. 89, 104- 109, №№ 6— 86, табл. 61—86), погр. № 15 Кобанского могильника (Кропоткин, 1970, с. 102, № 902, рис. 73,2; 74,3), мог. №

5 склепа некрополя Тиритаки (Кобылина, 1941, с. 79, рис. 112), кург. № 18 у станицы Тбилисской (Кропоткин, 1970, с. 100, № 82, рис. 70,6), Томах (Bucovala, 1968, р. 56—57). Последняя находка сопровождалась монетой Веспасиана (65—79 гг.).

Подобный бальзамарий происходит и из сарматского погр. № 4 у с. Токиле-Радуканы в Леовском р-не Молдовы. У сосуда отсутствует горловина (Гроссу, 1990, с. 56, рис. 16, Г-2).

165

Горловины от бальзамариев неопределенного типа найдены в кург. 3/1 ус. Кырнацены в Каушанском р-не Молдовы (Гроссу, 1990, с. 75—76, рис. 24, 24) и кург. 14/1 у с. Слад ковка на Нижнем Дону (Максименко, 1998, рис.

55,9).

Флаконы представлены двумя разновидностями: 1) арибаллы — двуручные шаровидные флакончики. Они были тесно связаны с особенностями быта античного общества. В таких сосудах держали благовония для натирания гел атлетов. Не случайно ушки-ручки стеклянных арибаллов римского времени напоминают дельфинов, почитавшихся в качестве священных животных Аполлона. По форме ручек арибаллы первых веков н. э. в литературе получили название Delphiniumflasche. Арибаллы были также непременными аксессуарами в процедурах умащи-вания тел после купания. Поэтому они имеют и второе название Badenflasche.

Читайте также:  Сосуды и трубопроводы работающие под давлением курсы

Предыдущая 1 .. 32 33 34 35 36 37 38 > 39 40 41 42 43 44 .. 70 >> Следующая

Авторские права © 2013 HistoryLibrary. Все права защищены.

Источник