Самолет сосуды на ногах
Побочный эффект авиаперелета
В последнее время многие люди часто совершают авиаперелеты, что связано как с вынужденными обстоятельствами – частые командировки, так и с возможностью путешествовать по разным уголкам нашей планеты. Ведь это так удобно, сел в самолет и через несколько часов в другом городе или стране.
Ни для кого не секрет, что во время длительного перелета ноги начинают отекать, болеть, возникает чувство сильного дискомфорта.
Почему в самолете болят ноги?
Еще в прошлом веке ученые выяснили, что во время полета на вены нижних конечностей действуют несколько факторов: низкая концентрация кислорода, низкая влажность воздуха и низкое парциальное давление, из-за этого повышается вязкость крови и увеличивается риск развития тромбоза системы глубоких вен нижних конечностей, который может привести к тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА).
«Синдром эконом-класса»
Вначале проблему венозного застоя и связанный с нею тромбоз при авиаперелетах называли «синдром эконом-класса», полагая, что тесная рассадка пассажиров является основной причиной его развития. Но как выяснилось, это далеко не так. Недавний анализ, проведенный врачами Новой Зеландии, показал, что эта проблема встречается с одинаковой частотой как у пассажиров эконом, так и бизнес-класса. Более того, пилоты самолетов и обслуживающий персонал тоже подвержены риску тромбоза! Это показывает, что главной причиной венозного застоя все же является не стесненные условия, а недостаток движения и условия, которые создаются во время полета.
Сколько времени безопасно находиться в воздухе?
Также было доказано, что долгое нахождение в малоподвижном состоянии во время путешествий увеличивает риск развития тромбоза в 2 раза. А каждые 2 часа полета увеличивают риск образования тромбов на 18%.1
К основным факторам риска возникновения тромбоза можно отнести – хроническую венозную недостаточность , длительную иммобилизацию и частые авиаперелеты длительностью более 4-х часов.
Знают ли о проблеме авиакомпании?
В марте 2001 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) созвала международную встречу по авиаперелетам и венозному тромбозу, в которой приняли участие эксперты по ВТЭ (венозной тромбоэмболии) и представители авиакомпаний. На этой встрече обсуждались риски развития тромбоза во время авиаперелетов и меры его профилактики.
Очевидно, что перестраивать самолеты, обеспечивая больше пространства пассажирам, в ближайшее время никто не будет, но врачами разработаны некоторые рекомендации, которые смогут помочь снизить риск развития застоя крови в венах ног.
Советы медиков:
Сгибание-разгибание голеностопного сустава, прогулки по салону, физическая активность при снижении и посадке самолета.
Употребление достаточного количества жидкости (чистой воды), чтобы избежать ее нехватки в организме, из-за которой кровь становится гуще.
Отказ от алкоголя, снотворных и седативных препаратов, поскольку они так же увеличивают вязкость крови.
Ношение во время авиаперелета удобной, не стесняющей движения одежды и обуви, чтобы не создавать трудности для свободного тока крови по венам ног.
Возможно ношение специального компрессионного белья, чтобы держать в тонусе стенки вен ног.
1 – https://www.patient.co.uk/health/Deep-Vein-Thrombosis-Prevention-When-Travelling.htm
Источник
Мы не задумываемся о том, как происходит перекачивание крови в нашем организме. На самом деле все устроено очень сложно – для этого природой создана целая система.
Как перекачивается кровь по сосудам
Движение крови по сосудам происходит не только благодаря сердцу-насосу, а и за счет того, что сокращаются сами стенки сосудов, внутри вен есть специальные клапаны, а также сокращаются мышцы вокруг сосудов (они давят на сосуды при ходьбе).
Вы не раз слышали, как врачи рекомендуют офисным работникам работать… стоя – чтобы можно было постоянно переминаться с ноги на ногу. А если сидите, то вставайте каждый час на 15 минут и понемногу ходите.
Специальные клапаны в венах, о которых мы говорили выше, работают словно шлюзы на дамбе – они закрываются и удерживают кровь тогда, когда она при сокращении мышц поднимается вверх и пытается преодолеть земное притяжение под действием сокращающихся мышц. Иногда работа этих клапанов нарушается – кровь в венах застаивается, сгущается, происходит расширение сосудов, они выступают под кожей. Так образуется варикоз.
Кроме эстетической стороны вопроса (сосудистые сеточки и явно выраженные вены), варикозная болезнь – это еще и тяжесть в ногах, отеки, судороги, а на поздних стадиях – тромбоз и язвы.
Когда мы весь день сидим за компьютером, нашим венам приходится очень сложно, потому что мышцы ног почти не сокращаются. Вены должны сами справляться с кровообращением – а это большая нагрузка.
Что происходит с сосудами во время полета
Во время взлета нашим сосудам приходится нелегко. Когда самолет отрывается от земли, на столбик жидкости в сосудах организма влияют две разнонаправленные силы: одна толкает кровь вверх, а вторая – вниз. Когда самолет находится на расстоянии 9-12 километров над землей, давление в салоне становится очень низким (около 75 % от нормального) – кровоток замедляется, а давление на стенки вен повышается. Так что если у человека есть проблемы с сосудами ног, после приземления он может заметить отечность, тяжесть в ногах, повышается вероятность тромбоза и обострения варикозной болезни.
pixabay.com
Как помочь венам во время перелета
1. Компрессионное белье
Это, пожалуй, главное правило. Перед полетом надевайте компрессионные чулки/гольфы/колготы. Пока вы будете сидеть, а ваши ноги – не двигаться (мышцы – соответственно, не будут сокращаться и помогать венам выдавливать кровь наверх), эту работу на себя возьмет компрессионное белье. Степень компрессии (давления) обязательно нужно подбирать с врачом-флебологом.
Компрессионное белье почти не отличить внешне от обычного – оно сжимает икры и улучшает кровообращение.
Важно! Если у вас есть диагноз «варикоз», возьмите за правило носить компрессионные чулки постоянно – особенно если ваша работа связана с сидением за компьютером. На сегодняшний день это основной метод профилактики грозных проблем с венами. Такое белье надевается как только вы проснулись (в горизонтальном положении).
2. Удобная обувь
Если вы собрались в путешествие на самолете, выбирайте удобную обувь. Узкая и жесткая не подходит. Как только окажетесь в кресле, развяжите шнурки, а лучше – переобуйтесь в максимально удобную сменку.
pixabay.com
3. Пейте воду до и во время полета
Выбирайте воду без газа, а не чай, кофе и спиртное – они выводят жидкость из организма (а это нам не надо). В салоне самолета очень сухой воздух, поэтому когда мы дышим, то теряем много влаги. Если стюардесса предлагает воду или сок, не отказывайтесь.
4. Шевелите ногами, разминайте стопы
Во время полета ваши ноги зажаты между сидением и спинкой переднего кресла. Если полет длится более 1,5 часа, лучше встать и пройтись по салону самолета. Если сидите, то разминайте ступни. Делайте ими мелкие движения или поднимайтесь на носочках. Кстати, на некоторых длинных рейсах есть даже инструкции в картинках, как разминать ноги.
Советуем прочесть статью о том, какая связь между варикозным расширением вен и образованием тромбов.
Источник
Полеты на самолете стали обыденным делом для многих людей. Кто-то вынужден совершать много перелетов по работе, кто-то любит много путешествовать, а кто-то просто хочет провести несколько дней на белом песке у океана.
Однако далеко не для всех авиаперелеты являются безопасными. Например, при варикозе, перелеты могут вызвать осложнения болезни. Кому хочется, чтобы его путешествие закончилось обращением в больницу?
Почему при варикозе опасно летать на самолете?
Для больных варикозным расширением вен нижних конечностей, опасность представляет развитие в полете тромбоза глубоких вен (ТГВ). При тромбозе крупные сосуды могут быть заблокированы оторвавшимся тромбом и вызвать неприятные последствия, вплоть до смертельного исхода.
Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, при длительных перелетах (более 3 часов) человек долгое время находится в неподвижном положении. При этом происходит застой крови в венах ног и увеличивается шанс образования тромбов.
Во-вторых, пассажиры авиалайнеров, зачастую употребляют мало воды, чтобы не ходить в туалет самолета. Это способствует сгущению крови и затруднению её движения.
В-третьих, пониженное атмосферное давление в салоне самолета вызывает замедление кровотока в сосудах организма.
Во время полета все эти факторы несколько часов влияют на ваши вены и кровь. После приземления, нормализуется атмосферное давление, а человек резко встает и начинает суетиться, чтобы покинуть салон самолета. Именно в этот момент, кровоток резко ускоряется и может возникнуть тромбоз сосудов.
Второй блок рекламы
Причем, перелет опасен как для больного варикозом, так и после проведенной по поводу варикоза операции.
На самом деле, развитие тромбоза во время перелета случается очень редко, однако всегда лучше подготовиться и предупредить развитие осложнений, если уж вы страдаете варикозным расширением вен.
Симптомы тромбоза глубоких вен
Определить развитие тромбоза глубоких вен можно по появлению следующих симптомов:
- резкая боль в ноге
- припухлость в конечности
- теплая кожа в области болезненности
- покраснение кожи
Как подготовиться к перелету?
Существует ряд мер, которые помогут вам минимизировать риск развития тромбоза сосудов при авиаперелете. Они совершенно не сложные, и их сможет применить абсолютно каждый.
Компрессионное белье
Перед перелетом, обязательно наденьте компрессионное белье. Существует большое разнообразие компрессионного трикотажа. Вы можете купить гетры, гольфы, чулки и колготы.
Такое медицинское белье поможет предупредить замедление кровотока и улучшит давление в сосудах во время полета.
Пейте воду
Постарайтесь пить больше воды на протяжении всего полета. Это поможет предупредить сгущение крови, и облегчит движение крови по сосудам. Обратите внимание, что пить необходимо простую воду.
Алкогольные и сладкие напитки не только не помогут вам, но и наоборот могут сделать кровь гуще. Так что не стоит употреблять их на борту.
Двигайтесь
Несколько раз во время перелета вы можете встать и подвигаться, или пройтись до туалета и обратно. Кроме того, вы можете выполнять несложные упражнения прямо в самолете. Ниже в видео подробно описаны все простые упражнения.
Они помогут вам не только провести время в самолете с пользой для фигуры, но и предотвратить развитие осложнений варикоза.
Видео: зарядка в самолете
Загрузка…
Источник
Этот совет часто можно услышать от флебологов, сосудистых хирургов, да и просто врачей общей практики: обязательно надевать компрессионные чулки для перелёта в самолёте. Причём делать это рекомендуется не только тем, кто уже страдает от варикозной болезни ног, но и тем, у кого с венами пока всё в порядке.
Совет, по сути своей, очень правильный, но он нуждается в дополнительном разъяснении, поскольку некоторые нюансы покупки компрессионных чулок для самолёта могут кому-то показаться непонятными.
В чём заключается опасность длительных авиаперелётов
Есть два основных фактора, которые угрожают сосудам во время авиационных перелётов — продолжительная неподвижность и изменения атмосферного давления.
Неподвижность
Неподвижность в самолете – причина тромбов
Перелёт в самолёте чаще всего подразумевает длительное и почти полностью неподвижное нахождение в кресле. Например, авиарейс «Москва-Пекин» длится около 8 часов, а рейс «Москва-Вашингтон» — больше 11 часов. Всё это время пассажиру приходиться сидеть, да ещё и нередко с согнутыми ногами, поскольку возможность вытянуть ноги вперёд имеется, обычно, только у тех, кто летит бизнес-классом.
Столь продолжительное пребывание в сидячей позе пагубно сказывается на кровообращении нижних конечностей, ведь мышцы не проталкивают кровь по венам, и всю работу берёт на себя сердце, усилий которого чаще всего бывает недостаточно. Если прибегнуть к сравнению, то работа сердца у пассажира, который совершает длительный авиаперелёт с согнутыми ногами, напоминает работу насоса, пытающегося протолкнуть воду через изогнутый шланг — и насос в этом случае работает на износ, и место полива не получает достаточно воды. Если же пассажир имеет возможность выпрямить ноги, то работа сердца начинает напоминать насос, который проталкивает воду по шлангам куда-нибудь очень высоко, но вот хватит ли у него мощности для этой задачи — большой вопрос.
В отсутствие нормального кровообращения, кровь в ножных венах застаивается и сгущается, повышая риск образования тромбов. Питание тканей тоже существенно ухудшается, вызывая нарушения клеточного метаболизма.
Изменение давления
Ещё более серьёзную угрозу для здоровья сосудов представляют перепады (изменения) атмосферного давления, которыми сопровождает любой авиаперелёт.
Связано это, в первую очередь, с необходимостью искусственной регуляции давления в герметичном салоне пассажирского самолёта. Средний показатель давления, которое испытывает человек на земной поверхности — 760 мм рт. ст. А вот на высоте 9000-13000 метров, куда поднимается большинство авиарейсов, уровень давления совсем иной — примерно 207 мм рт. ст.
Слишком большая разница между внешним атмосферным давлением и давлением внутри салона может привести к разрушению корпуса самолёта, а потому внутреннее давление всегда снижают примерно на 75% от привычного — до 560 – 620 мм рт. ст. В условиях пониженного давления уровень кислорода в крови всегда падает, кровь становится более вязкой и развивается гипоксия тканей (кислородное голодание). Больше всего в такой ситуации страдают именно ног: во-первых, из-за обеднённости крови кислородом, а во-вторых, из-за их максимальной анатомической удалённости от сердца.
Момент взлёта и посадки самолёта тоже связаны с высокой нагрузкой на сосудистую систему, причём не только ног. Сочетание гравитационных перегрузок и коррекции давления внутри салона самолёта становятся серьёзным стрессом для сосудов всего тела (собственно говоря, именно по этой причине лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями рекомендуется отдавать предпочтение наземному или водному транспорту). Перепады атмосферного давления при взлёте и посадке колеблются в пределах 140-190 мм рт. ст. — не очень страшно для здорового организма, и вполне достаточно для возникновения варикоза у пожилых, ослабленных или больных лиц.
Эти два фактора — неподвижность и давление — в своей совокупности становятся предпосылкой для развития варикозного расширения вен или усугубления уже имеющегося заболевания.
Роль компрессионных чулок в предупреждении венозного застоя
Изменения давления – причина тромбоза
Компрессионные чулки плотно обжимают ногу по всей её поверхности, от лодыжки до бедра, что приводит к сужению сосудистого просвета и, как результат — к усилению венозного кровотока. Это позволяет решить сразу три проблемы, актуальные для тех, кто совершает авиаперелёт:
- улучшение питания тканей ног;
- профилактика варикозного расширения вен;
- уменьшение нагрузки на сердце.
Если говорить более просто, то компрессионные чулки временно выполняют работу мышц, способствуя тому, чтобы кровь не застаивалась в венах и циркулировала так, как это и должно происходить.
Кому нужны компрессионные чулки в самолёт
Хорошая компрессия ножных вен будет полезна для всех, кому предстоит перелёт длительностью более 2-3 часов, но есть лица, которые пребывают в особенной зоне риска, а потому им настоятельно рекомендовано всегда надевать в самолёт компрессионные чулки:
- страдающие варикозом, лимфостазом или тромбофлебитом нижних конечностей;
- больные с сахарным диабетом при поражении сосудов;
- беременные женщины;
- при склонности к отёчности ног;
- при наличии сердечно-сосудистых заболеваний (после консультации с врачом);
- при повышенной свёртываемости крови.
Как выбрать компрессионные чулки для авиаперелёта
Как выбрать чулки компрессионные для перелета
Оптимальным вариантом для защиты ножных вен в самолёте является использование профилактического компрессионного белья (класс A) с уровнем компрессии 15-18 мм рт. ст. Этого будет вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальный кровоток, избежать высокой нагрузки на сердце или кислородного голодания тканей ног.
Чулки профилактического класса рекомендованы для авиаперелётов только при условии, что ранее у пассажира не наблюдались признаки начального варикоза: боли, отёки, судороги, сосудистые звёздочки. Если такие симптомы периодически возникают (например, после трудового дня, проведённого на ногах), то лучше использовать чулки первого класса компрессии: 19-23 мм рт. ст.
А вот при наличии диагностированного варикозного заболевания или других сосудистых нарушений назначать компрессионные чулки в самолёт должен лечащий врач. Самостоятельный подбор чулок по методу «научного тыка» несёт риск того, что выбор будет сделан неправильно, и вместо защиты вен им будет причинён вред.
Как надевать компрессионные чулки перед полётом
Как надевать компрессионные чулки перед полетом
Лучше всего надевать чулки с утра в день полёта, сразу по пробуждению, когда ноги максимально отдохнули, а кровь отхлынула. Чулки выворачиваются наизнанку и собираются «гармошкой», после чего их нужно плавно «накатить» на ногу, не подтягивая чулки силой и не допуская образования складок.
Если по какой-то причине чулки не были надеты с утра, то можно сделать это позже, перед полётом, предварительно полежав около получаса с высоко поднятыми ногами. Так в любом случае будет лучше, чем отправляться в полёт с «голыми» ногами.
Профилактика проще лечения
Есть такое старое мудрое изречение: «Знал бы, где упасть, соломки бы подостлал». Обычно его употребляют, чтобы объяснить невозможность уберечься от всех житейских неприятностей, но случае с предстоящим авиаперелётом «подостлать соломки» всё-таки можно: нужно всего лишь надеть в полёт компрессионные чулки — и варикоз будет не страшен.
Консультант интернет-магазина netran.ru
Володьков Алексей Викторович
Источник
Начинается сезон отпусков и многим из нас в это время предстоят длительные перелеты на самолете, поездки в автобусах и на поездах. Поэтому именно сейчас мы поднимаем тему «авиатромбоз» или «тромбоз путешественников» — что это, для кого и чем он опасен и,самое главное,как предупредить его появление?
Замечали ли Вы, что во время длительного перелета ноги начинают отекать, болеть, а обувь, которая в обычных условиях идеальна по размеру, вдруг становится тесной? Обычное положение пассажира в самолете — неудобная полусогнутая поза в относительно небольшом пространстве между кресел. Такое неподвижное положение выключает так называемую мышечно-венозную помпу голени, являющуюся основным движителем венозной крови и лимфатической жидкости в вертикальном положении.
Также немаловажным является тот факт, что во время авиаперелета люди потребляют очень ограниченное количество жидкости. В результате кровь сгущается, возникает застой крови, лимфы и тканевой жидкости во всем теле и, прежде всего, в ногах. Доказано, что во время полета на вены нижних конечностей действуют несколько факторов: низкая концентрация кислорода, низкая влажность воздуха и низкое парциальное давление.
По большому счету, вид транспортного средства роли не играет – тромбоз может одинаково развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса. Однако чаще всего наиболее долгое неподвижное положение люди сохраняют именно в самолетах. Плюс вышеуказанные условия в самолете также являются более опасными.
Тромбоз глубоких вен– это болезнь, при которой сгустки крови, также называемые тромбами, образовываются в полости глубоких вен. Чаще всего от этого заболевания страдают ноги. Тромбможет оторваться из ножных вен и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку других мелких или крупных вен – тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Сама по себе склонность к тромбообразованию зачастую проходит без явных симптомов,и пациент может о ней и не подозревать. Однако, после долгого авиаперелета есть риск ухудшения состояния и проявления болезни.
Существуют12 основных факторов,повышающих риск тромбоза глубоких вен:
•предшествующая история подобных заболеваний;
•онкология;
•недавняя хирургическая операция или травма нижних конечностей,или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель;
•иммобилизация (гипсовая повязка);
•парезы;
•возраст (чем старше – тем выше риск);
•прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);
•беременность;
•хроническая венозная или хроническая сердечная недостаточность (ХВН или ХСН);
•лишний вес;
•в случае путешествий, место у окна;
•длительное пребывание в неподвижном положении (более 4 часов).
Как нашим венам может помешать то, что мы сидим у окна и наслаждаемся видом облаков или пейзажем? Оказывается, дело в том, что мы все – воспитанные люди и не хотим беспокоить соседей. Поэтому, даже если ноги затекут и пассажиру захочется пройтись, он воздержится от исполнения этого желания – и хорошо, если это пройдет без последствий. Врачи утверждают: ваше здоровье важнее, чем комфорт соседей. Гуляйте по салону каждый час. Когда сидите – двигайте ногами: совершайте круговые движения ступней, шевелите пальцами.
Риск появления тромбоза меньше у людей, которые в принципе ведут подвижный образ жизни, что способствует хорошему кровообращению. Непосредственно во время полета/дороги рекомендуется пить больше жидкости (воды, сока) и избегать употребления алкоголя. Также не надо стесняться двигать ногами: сгибание-разгибание конечности в голеностопном суставе, поднятие носочка, поднятие пяточки, изометрическое сокращение икроножной мышцы.
Если Вы в курсе своей предрасположенности к появлению тромбоза глубоких вен (варикоз и другая недостаточность венозной и лимфатической систем), в таком случае необходимо:
• ношение компрессионных чулок, гольф или колгот.Для лиц без признаков ХВН достаточно гольфов 1 класса компрессии (18-23 мм.рт.ст.) При наличии признаков ХВН степень и уровень компрессии подбирается индивидуально исходя из стадии ХВН. При наличии признаков варикозного поражения ствола поверхностной бедренной вены необходим трикотаж не менее 2 классакомпрессии до паха;
• прием флеботропных препаратов как минимум за неделю до поездки (флебодия или детралекс согласно назначению врача и инструкции);
• консультация с врачом-флебологом;
• ограничение гипотензивных средств;
• отказ от снотворных и седативных средств;
• ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья;
• потребление не менее 250 мл изотонической жидкости (физиологической 0,9%-ой концентрации- например, слабоминерализованной воды без газа) каждые 2 часа, для группы высокого риска также можно рекомендовать предварительную гидратацию (питье) 3 литрами изотонической жидкости за 12 часов до полета с последующим занятием места у прохода;
• врач- флеболог или кардиолог может назначить Эноксапарин (низкомолекулярный гепарин) 1000 МЕ на 10 кг массы тела (40 мг) за 2 часа до отправления, при многодневных путешествиях – повторные инъекции 1р/день. При продолжающимся приеме антагонистов витамина К рекомендуется тщательный контроль МНО до перелета, при необходимости – коррекция дозы.
Для того чтобы Вы были уверены в хорошем состоянии венозной и лимфатической систем ног и могли спокойно отправиться в путешествие, наша клиника предлагает не требующую никакой подготовки процедуру — УЗИ вен нижних конечностей (УЗ дуплексное или триплексное ангиосканирование). Этот метод обследования, несмотря на его простоту, позволяет своевременно разграничить патологию артериального и венозного кровообращения и подобрать необходимое лечение.При помощи ультразвука можно обнаружить тромбы, располагающиеся в артериях и венах, локальные или диффузные изменения их структуры, оценить состояние коллатерального (обходного) кровообращения в сосудах пораженной области.
Кроме того, до путешествия пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями желательно провести электрокардиографию, ЭХО- сердца (УЗИ сердца), сдать кровь на коагулограмму и побывать у кардиолога.Еще более подробную информацию о состоянии свертывающей системы дадут показатели крови на волчаночный антикоагулянт, определение кардиолипиновых и антифосфолипидных антител.
Подробнее об УЗИ вен и варикозе можно прочитать здесь
Записаться на УЗИ вени сердца, анализы крови и на консультацию к кардиологу в нашу клинику можно заполнив online-форму предварительной записи на прием или по телефону: 32-00-03
Источник