Самый древний сосуд 1300 года до новой эры

древние клепсидры

Что это такое клепсидры?

Клепсидры – это водяные часы, измеряющие время по указателю, передвигаемому под давлением текущей воды внутри скрытого от глаз резервуара. Название сочетает греческие слова: klepto – скрываю, hydor – вода.

Простейшие и сложные конструкции водяных часов были известны со второго тысячелетия до н.э. в странах развитых культур: Греции, Месопотамии, Египте, Индии.

Простейшие клепсидры состояли из двух сосудов, расположенных на разных уровнях. Вода капала из отверстия верхнего в нижний сосуд.

Принцип действия водяных часов

Уровень воды поочередно достигал начертанных на стенке отметок, тем самым отсчитывая «истекшие» промежутки времени.

По конструкции клепсидры разделяются на два вида.

  • Вода вытекает из наполненной чаши в резервуар. Уровень ее понижается, проходит отметки сверху вниз, указывая равные промежутки времени.
  • Полусферический сосуд с отверстием в дне плавает в емкости и наполняется водой.

Уровень жидкости в нем поднимается от одной отметки к другой, указывая время.

Клепсидрами первого типа пользовались в Древней Греции, Египте, Месопотамии. Шкала водяного механизма была неравномерной. На скорость вытекания капель влияло давление воды в сосуде.

Клепсидра из египетского храма Карнака. 14 век до н.э.

В Древнем Египте решили эту проблему, заменив цилиндрический сосуд емкостью по форме усеченного конуса.

Первый из найденных артефактов такой клепсидры датируется 1380 годом до н.э. Он был обнаружен при раскопках гробницы фараона Аменхотепа III. Протяженность академических занятий учеников Платона в 3 веке до н.э. отмеряла изобретенная им клепсидра – будильник.

Принцип устройства клепсидры – будильника Платона.

Вода наполняла сосуд, постепенно передвигая поршень. Через определенное время сжатый воздух открывал клапан и по трубке вырывался к флейте, извлекая из нее громкие звуки.

Водяные часы механика Ктезибия , жившего 2100 лет назад.

У греков и римлян водяные часы определяли равное для всех ораторов время публичных выступлений. «Aquam perda» (теряю время) стало крылатым выражением для общественных дискуссий.

Древняя клепсидра, «отмеряющая» регламент выступлений.

Специальный служитель стоял у клепсидры и оповещал, когда вода полностью выливалась из сосуда. «Ваше время истекло» – незамедлительно прерывал речь глава собрания. Жители греческого города Помпеи водяные часы почитали как произведение искусства, покрывая драгоценными камнями и золотыми орнаментами.

Клепсидры второго типа были изобретены в Азиатском регионе Древнего мира.

клепсидра государства Междуречья, 13 век.

Китайские водяные сложные механизмы известны с 2500 лет до н.э.

Древняя китайская клепсидра.

Устройства конструкции включали гири, цепные подвески, зубчатые передачи. Императорский дворец украшали клепсидры, последняя чаша которых располагалась на весах. Стрелка перемещалась по шкале и доходила до отметки «1 кэ», что соответствовало 100 минутам.

Медные водяные часы императорского дворца в Китае, 1799 год.

Звуки и созерцание переливающейся воды завораживали царедворцев, настраивали на размышление о скоротечности, безвозвратности «капающего» времени.

В Индии строили величественные водяные монументы. Наполняемые сосуды поражали разнообразием форм и аллегорических представлений. Единицей времени в одном из них было полное погружение в воду искусно изготовленного корабля.

Дворцовая клепсидра 13 века.

Из кувшина льется вода в бассейн, когда поет птица на куполе павильона. Из бассейна через туловище ныряющей утки вода собирается в контейнер, спрятанный в платформе часов.

Самая потрясающая монументальная клепсидра в виде слона находится в музее Ибн Баттута Моли. Дубай.

Конструкция воплощала все знания и технологии водяных часов того времени, характерные особенности древних цивилизаций.

Удивительным образом здесь гармонично соседствуют арабские цифры и почитаемые божества: индийский слон, китайский дракон, египетский феникс.

Водяные часы в Средние века

Средневековая Европа познакомилась с изумительной диковиной в 809 году, когда Халиф Гарун – аль – Рашид прислал в подарок клепсидру французскому королю Карлу Великому.

Скрытый механизм имел циферблат, показывающий время, периодически изнутри на металлическую решетку со звоном падал шар. В полдень открывались ворота и выезжали рыцари. Вплоть до 17 века клепсидры широко применялись во всех сферах жизни. Ньютон проявлял интерес к усовершенствованию конструкции часов. Галилей использовал их, изучая законы падения тел.

Преимущества водяных часов по сравнению с солнечными часами:

  • Доведенные до совершенства выверенные конструкции сообщающихся сосудов.
  • Удобства в пользовании в любое время суток.
  • Определение более точного времени.

Недостатки:

  • Древние клепсидры отсчитывали сравнительно большие промежутки времени. Римляне не контролировали минуты и секунды.

Источник

Многих людей, интересующихся историей, поражают тайны Римской империи, покорившей множество стран, оставившей после себя грандиозные сооружения, которые пережили буквально тысячелетия. Адепты альтернативной истории считают, что знаменитые акведуки, Колизей, собор святого Петра и многие другие невероятные здания Рима были построены при помощи высоких технологий. Но это всем известные следы этой великой цивилизации. Однако есть несколько загадок Древнего Рима, которые известны не так широко, но поражают воображение не меньше.

    1. Потолок Пантеона

Римский Пантеон – одно из самых загадочных зданий в мире. Этому грандиозному сооружению не меньше 2000 лет. И что интересно, все эти годы оно не подвергалось ремонту.  При этом с инженерной точки зрения Пантеон – это абсолютный шедевр. Огромная прочнейшая конструкция, построенная с непостижимой четкостью в деталях и использованием загадочных вечных материалов. Например, его полы совершенно не стерлись за века. Особенно поражает воображение его удивительный кессонный потолок – совершенно правильной геометрической формы. Причем размер его составляет 43 метра, а толщина – 12 метров. Освещается Пантеон через единственное круглое отверстие (его диаметр 9 м) в потолке, которое называется окулюс.

Читайте также:  Спазм сосудов и его этапы

  2.  Гробница Эврисака

Эта загадочная гробница в Риме выглядит настолько странно, что даже официальные историки никак не могут найти достойное объяснение ее необыкновенной форме. Найдена она была в XIX веке, когда на площади Порта Маджоре решили убрать средневековые строения. Под одной разобранной башней оказалась 13-метровая древнеримская гробница. Надпись на ней гласила, что это могила пекаря Марка Вергилия Эврисака. На верхней части гробницы имеются рельефы, которые изображают различные этапы хлебопечения. Однако то, что находится под ними, до сих пор является предметом жарких споров. В нижнем ярусе таблицы находятся ровные вертикальные трубы, а над ними расположены такие же ровные горизонтальные отверстия. Существуют разные версии того, что значат эти загадочные трубы и отверстия. Под одной из них – они изображают хранилище зерна и элементы тестомешалок. По другой – это настоящие тестомешалки и настоящий элеватор, встроенные в гробницу.  В любом случае, это древнее сооружение явно выполнено при помощи каких-то древних загадочных инструментов. Возможно, до того, как стать гробницей Эврисака, это здание являлось чем-то другим, и надпись и барельефы на ней появились уже позже.

   3. Портлендская ваза

Портлендская ваза – загадочный стеклянный сосуд времен античности, выставленный в Британском музее. Предположительно ваза изготовлена в конце I тысячелетия до нашей эры.  Этот декоративный сосуд сделан из двухслойного темно-синего и белого стекла, на котором изображены фигуры богов и смертных.  Ваза была найдена в средние века неподалеку от Рима,  долгое время принадлежала герцогам Портлендским, откуда и получила свое название. Любопытно, что многие мастера пытались воспроизвести эту вазу, но самые искусные резчики и стеклодувы так и не добились успеха. Технология ее создания так и не выяснена до сих пор.

   4. Пирамида Цестия

Мало кто знает, но в Риме, рядом с воротами Сан-Паоло, есть настоящая древняя пирамида. Официальная история гласит, что построена она между 18 и 12 годами до нашей эры. Высота пирамиды около 36 метров, длина основания – около 30 метров. Внутри нее находится склеп, причем по легендам, в нем был захоронен Рем, один из основателей Рима. Любопытно, что по тем же легендам, его брат Ромул был похоронен в другой аналогичной пирамиде, которая находилась в Ватикане и была разрушена в XVI веке. Сделана эта пирамида очень качественно, ее блоки обработаны без изъянов. Интересно, что  пирамида Цестия в III веке была встроена в стену Аврелиана. И эта кирпичная кладка кажется примитивной на фоне гораздо более древней пирамиды.

5.  Гибкое стекло

Гибкое стекло  – это современная разработка, появившаяся не так давно. При помощи нанотехнологий удалось создать стекло, которое может сгибаться.  Но самое интересное тут то, что впервые гибкое стекло появилось тысячи лет назад. Плиний Старший писал о том, что в начале нашей эры один стеклодув подарил римскому императору Тиберию сосуд из гибкого стекла. Этот сосуд мастер бросил на пол, но тот не разбился, а только деформировался. Стеклодув руками выпрямил сосуд, и он вернулся в первоначальную форму. Сохранилось множество древнегреческих и древнеримских сосудов, которые поражают своими технологиями, например, та же Портлендская ваза. Возможно, часть древних стеклянных сосудов была сделана из гибкого стекла – просто никому в голову не приходило проверить их на прочность, бросив на пол.

6. Ливневый сток в Остии

Остия Антика – это древний город, который находится недалеко от римского аэропорта Фьюмичино. Здесь сохранилось множество удивительных следов прошлого, например система канализации, которой тысячи лет. Но самое удивительное – отверстие загадочной формы. Это ливневый сток, через который дождевые воды попадают в древнюю канализацию. Загадочны и его форма и то, каким неизвестным образом оно было вырезано в твердом камне.

  7. Римские додекаэдры

Римские додекаэдры — это предметы, сделанные из бронзы или камня, размером до 4 до 11 см. Они имеют двенадцать плоских пятиугольных граней, с круглым отверстием в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани. Обычно они датируются II-м или III-м веком нашей эры. Всего было найдено около сотни подобных артефактов – в  различных странах Европы,  но больше всего их обнаружено в Германии и Франции. До сих пор функции этих объектов остаются загадкой. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени.

Читайте также:  Чесночно лимонная настойка для чистки сосудов рецепт

8. Гигантские размеры

Древние римские здания поражают своими размерами. Уже упоминавшиеся Колизей, Пантеон, собор святого Петра, триумфальные арки, Форум отличаются просто огромными размерами. Кстати, Колизей на итальянском языке называется  colosseo – от латинского слова colosseus, что означает громадный – и высокие здания и сооружения мы называем  колоссальными. Кроме того, сохранившиеся древние римские статуи людей тоже значительно выше человеческого роста – как будто изображают представителей другой цивилизации.

    9. Живопись жанра каприччо и руины Рима

В XIII веке был очень моден жанр живописи, который называется каприччо. Знаменитые  художники  Робер Юбер, Шарль Луи Клериссо, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини и другие рисовали руины Рима, которые выглядели так, как будто город пережил разрушительную войну. На этих картинах можно увидеть полуразрушенные грандиозные здания, величественные сооружения, следы пожаров и т.д.

Жанр каприччо считается архитектурной фантазией – то есть, якобы эти здания и эти руины вымышлены.  Однако в Риме сохранилось немало мест, которые до сих пор выглядят почти так же, как и на картинах XVIII века – это та же пирамида Цестия, Пантеон, Колизей, Форум и т.д.

При этом в Риме до сих пор сохранилось множество руин, обломков колонн, ровных обработанных каменных блоков, которые лежат в самых неожиданных местах, причем иногда буквально на свалках. Может быть, фантазии художников были все же не фантазиями?

    10. Акустика Колизея

По легендам, в знаменитом римском Колизее была просто невероятная акустика. Слово, сказанное на арене даже шепотом, легко можно было услышать на задних рядах. Долгие годы этот эффект приписывался невероятным умениям древних строителей. Однако, возможно, что просто в Римской империи имелась своя акустическая техника наподобие современной нам, в том числе и с усилителями. Естественно, она не пережила тысячелетия, в отличие от камней. И невероятная слышимость в Колизее объясняется наличием в древности высоких технологий…

Напомню, что также я рассказывала про 10 самых загадочных достопримечательностей Турции.

Наталья Трубиновская

Источник

В Древнем мире не было небоскребов, но высокие сооружения были. Одни из них строились для того, чтобы увековечить славу правителя, о назначении других ученые до сих пор спорят.

«Пузатый холм»

Высота: до 9 м

Время строительства:  9 000 лет до н.э.

Место: в 15 километрах к северо-востоку от города Урфа (Шанлыурфа), Турция

«Гёбекли-Тепе» – так звучит название этого места на турецком языке. Древнейший и уникальный для своего времени храм, строительство которого началось еще в среднем каменном веке. Около двадцати сооружений круглой формы, каменные скамьи, скульптуры кабанов и лис, колонны высотой от 3-х до 9 метров. Спустя тысячу лет был намеренно засыпан песком. Огромные тяжелые блоки было под силу соорудить уже организованному обществу.

Иерихонская башня

Высота: 8 м

Время строительства: 8000 лет до н.э.

Место: Иерихон, Палестина

Огромная для своего времени башня в Иерихонской стене. Иерихон – самый древний город на земле. Он был непрерывно населен почти с 10 тысячелетия до н. э., хотя самое раннее поселение было скорее большой деревней. Назначение башни не совсем понятно. Она могла использоваться для устрашения и представлять собой первый в истории замок.

Пирамида Хеопса

Высота: 146 м

Время строительства: от 2540 г. до н.э. до  2850 г. до н.э. по разным оценкам

Место: Эль-Гиза, Египет

Пирамида Хеопса (полное имя фараона – Хнум-Хуфу) – единственное сохранившееся из «Семи чудес света». Её полное название – Ахет-Хуфу («Горизонт Хуфу»). Она была построена на холме и облицована белым известняком, сияющим на солнце персиковым цветом. Вершину венчал позолоченный камень – пирамидион. Вход был заделан большой гранитной плитой, которую не смог сдвинуть еще багдадский халиф Абдуллах Аль-Мамун, проделавший новый вход, по которому открыт путь в пирамиду и сегодня.

Нураг Су-Нуракси

Высота: около 20 м.

Время строительства: XVII век до н.э.

Место: коммуна Барумини, о. Сардиния, Италия.

Нураги – это встречающиеся на острове Сардиния башни-мегалиты, построенные во II тысячелетии до н. э. Их количество по всему острову достигало 20 000. Башни могли служить для обзора окрестностей, обороны и контроля над торговыми путями. В это время Сардинию, согласно античным преданиям, могли заселять племена корсов, иолаев и баларов. Кто из этих племен построил башни  –  неизвестно. Строителями могли быть и «народы моря», не раз нападавшие на Египетское царство.

Крупнейший известный нураг – Су-Нуракси, высота которого могла достигать 20 метров. Сооружение не имело фундамента и держалось лишь за счет массы камней в основании. Рядом с ним располагалось укрепленное поселение – около 50 круглых в плане хижин, которые были единым комплексом.

Читайте также:  Как сохранить свои сосуды

Вавилонский зиккурат Этеменанки

Высота: 91 м

Время строительства: XVIII век до н.э., реконструкция в VII веке до н.э.

Место: окраина города Эль-Хилла, Ирак

В переводе с шумерского, Этеменанки – «дом основания неба и земли» или «дом, где небеса сходятся с землею». Именно этот зиккурат чаще всего связывают с легендой о Вавилонской башне. Он существовал уже в XVIII веке до н.э. во время правления Хаммурапи, однако после этого башня-храм несколько раз заново перестраивалась после разрушений.

Последняя реконструкция сделала башню одним из самых высоких и грандиозных строений древнего мира.  Зиккурат состоял из 7 ярусов, на последнем из которых располагался храм. Строительство было начато зодчим Арадахешшу при царе Асархаддоне, а достроен зиккурат был уже при Навуходоносоре II, через 100 лет.

Галикарнасский мавзолей

Высота: 46 м

Время строительства: 359—353 годы до н. э.

Место: Бодрум, Турция

Первый «мавзолей» и «чудо света». Назван по имени карийского царя Мавсола. В честь него построила этот надгробный памятник его жена Артемисия III Карийская. Мавзолей венчало около 330 статуй, а сам он имел в плане форму почти правильного квадрата, что было нетипично для греческой архитектуры. Простоял полторы тысячи лет и был разрушен в ходе землетрясения.

Колосс Родосский

Высота: 36 м

Время строительства: 292 – 280 годы до н. э.

Место: Родос, Греция

Родос в древности был крупным и богатым городом. Поэтому мог позволить себе жить в буквальном смысле «на широкую ногу». Огромная статуя Гелиоса, только большой палец которой могли обхватить лишь немногие, был построена древнегреческим архитектором Харесом. Нехватка выделенных на строительство денег заставила его влезть в большие долги, и, разорённый, он покончил жизнь самоубийством.

На статую ушло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (больше 20 тонн). Колосс простоял всего 65 лет. После землетрясения прокрытая железом и бронзой глиняная статуя упала, и в переломленном виде пролежала около тысячи лет, пока её части не распродали арабы.

Фаросский маяк

Высота: 135 м

Время строительства: III век до н. э.

Место: Александрия, Египет

Александрийский маяк всего за 5 лет был построен Сотратом Книдским на острове Фарос близ Александрии. Он состоял из трех мраморных башен: прямоугольной, восьмиугольной и цилиндрической.  После его сооружения при первых Птолемеях Египет поистине стал страной построек-гигантов. Свет от маяка был виден на расстоянии больше 50 километров. Пережил два землетрясения в VII и  XIV веке, после чего был окончательно разрушен. На остатках маяка мамлюкский султан воздвиг крепость в свою честь.

Колизей

Высота: 50 м

Время строительства: 80 год  н. э.

Место: Рим, Италия

Колизей происходит от латинского слова colosseus – «громадный». По одной из версий название возникло как дань памяти располагавшемуся на этом месте Колоссу Нерона – огромной (37 м) статуи, венчавшей комплекс Золотого дома – дворца императора. Веспасиан решил избавиться от старого культа и упрочить свой. В грандиозном строительстве участвовало около 100 000 заключенных, свезенных в Рим. Из-за землетрясения в XIV веке обрушилась его южная часть, после чего Колизей стал источником стройматериалов для других строений Рима.

Ступа Канишки

Высота: от 128 до 168 м по разным оценкам

Время строительства: II век н.э.

Место: близ города Пешавар, Пакистан

Кушанское царство, основанное выходцами из Китая – восточными сарматами (юэчжами), стало «золотой серединой» древнего мира и в прямом (по богатству) и в переносном смысле. В нем получил распространение греко-буддизм, насыщенная эллинистической культурой восточная религия.

По описанию китайских путешественников, построенная в честь кушанского царя ступа превышала высоту 400 чи (128 м), наверху располагались золотые и серебряные зонты, а внутри – мощи Будды. Данные по размерам разнятся, однако ступа могла быть равна или превосходить по своей высоте пирамиду Хеопса. Со ступой связано много буддийских легенд и предсказаний. Была разрушена мусульманскими завоевателями  еще в Средневековье и к настоящему моменту не сохранилась.

Аксумский обелиск

Высота: 24 м

Время строительства: IV век н.э.

Место: Аксум, Эфиопия

Дожившее до нашего времени сооружение Аксумского царства, влиятельнейшего в Черной Африке, весом в 160 тонн. Украшен со всех сторон ложными окнами и дверьми. Подобные обелиски возводились еще язычниками, но этот обелиск был возведен в честь царя Эзаны, распространившего в Эфиопии христианство. В 1937 году был фактически собран по частям и возведен заново.

Пирамида в Чолуле

Высота: 66 м

Время строительства: III век до н.э. – XI век н.э

Место: Чолула-де-Ривадабия, Мексика

Высочайшее сооружение Древней Америки и самая крупная по объему пирамида мира. Построена в древнем Теотиукане. Храм, посвященный богу Кетцалькоатлю, строился в течение  12 веков доацтекской культурой, пока не стал крупнейшим религиозным центром. Сегодня представляет собой четырехгранный заросший холм, небольшая часть которого воссоздана в первоначальном облике.

Источник