Самый старый сосуд эрмитажа

Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.
Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии. Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.
Сходство версий.
Актуальная версия.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,.. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.
Версия 1820 года.
Актуальная версия.
С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.
Версия 1820 года. Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.
На этом сходство версий заканчивается.
Различия.
Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал “на глаз” (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.
Реальный вес чаши составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире
По Спасскому (1820 год)
Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше. В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры – 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши – 127 пудов или 2 тоннам.
Очевиден диссонанс:
– вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;
– вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн. Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.
– и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих, а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.
Но это не всё. Главное отличие в датах.
Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом. Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Далее, к работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.
Из сообщения Сибирского вестника
следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж и установлена на приготовленном для неё месте.
Ещё одно различие – это имена архитекторов. В версии эрмитажа – это А. И. Мельников. По версии вестника – это Гваренги.
Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.
В конце я выложу скан всей статьи.
Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным. А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная с этой статьи, станет Большой Колывановской клизмой.
Посткриптум.
Какое у Вас первое впечатление:
Версия Эрмитажа с 1849-м годом точна, и, тогда, Сибирский вестник, который сообщает об установке вазы в 1820 году, создан намного позднее?
Или официальная современная версия – суть сочинение на заданную тему. А не соответствие данных, публикуемых Спасским – результат доверия его непроверенным сведениям о размере и весе чаши? То есть он просто ошибся.
Или же чаш было две. О первой сообщается в Сибирском вестнике за 1820 год, и она была установлена в Эрмитаже. А затем сделали ещё одну – намного большую, которая затем и заменила собой первую чашу. Правда о такой замене нет нигде ни единого упоминания..
Источник
Предметы, которыми пользовались жители уничтоженного извержением Везувия в 79 году города, представлены на экспозиции «Боги, люди, герои» в Эрмитаже.
Во второй половине апреля в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась совместная с Италией выставка «Боги, люди, герои», посвященная Помпеям. Экспонаты для нее предоставили Национальный археологический музей Неаполя и Археологический парк Помпей. Есть предметы и из собрания самого Эрмитажа. Экспозиция прекрасно оформлена, и с академической точки зрения можно многое о ней рассказать, но давайте поглядим на выставку с точки зрения древнего помпейца и хозяйственным взглядом окинем вещи на витринах.
Вид на экспозицию выставки «Боги. Люди. Герои»
Итак, стеклянная посуда – вещь не слишком дорогая и незаменимая в быту. Хорошо подходит для хранения, поскольку отлично моется и не сохраняет запахи предыдущего использования. Римляне умели делать из стекла ёмкости самых разных размеров, форм и расцветок. За всю историю раскопок на территории когда-то огромной Римской империи стеклянных предметов найдены многие тысячи. Крупнейшая их коллекция находится в Кёльне – в Римско-Германском музее. Но практически в любом мировом археологическом музее в экспозиции античности вы встретите римское стекло.
Стеклянная тара из собрания Археологического парка Помпей
В живом городе встретить стеклянные предметы можно было где угодно – в жилых домах, в лавках, в термополиях и даже в гробницах, где сосуды использовали как урны для праха. В уже погибшем городе археологи нашли не только готовые изделия, но бракованные и не до конца обработанные, а также полуфабрикаты – куски стеклянной массы. Всё это свидетельствует о собственном производстве стеклянных предметов в мастерских Помпей.
При этом, помимо обычной бытовой пищевой и не пищевой стеклянной тары, из этого материала римляне производили и вещи, ласкающие глаз, как, например, эта милая шкатулка.
Шкатулка из собрания Археологического парка Помпей
И, конечно, для людей богатых и имеющих вкус и понимание, непременно на заказ мастера могли исполнить редкие вещи в так называемой камейной технике: когда предмет состоял из двух – тёмного и белого – слоёв стекла, и на верхнем вырезался тонкий рисунок. Есть исследования, предполагающие, что эта техника была проще: верхний слой делали не из расплавленного стекла, а из разогретого стеклянного порошка, а вырезание заменяла гипсовая форма. Однако очень маленькое количество дошедших до нас камейных древнеримских вещей при общей огромной массе стеклянных изделий всё-таки косвенно указывает на их редкость и, вероятно, высокую стоимость. На выставке представлено три таких экспоната: две пластины, как предполагают, для украшения мебели и чудесная Голубая ваза, найденная в одной из гробниц Помпей.
Стеклянные пластины с изображением, как предполагается, сцен, связанных с Дионисом и Ариадной, из собрания Археологического парка Помпей
Голубая ваза из собрания Национального археологического музея Неаполя
Сам Эрмитаж также обладает неплохой коллекцией римского стекла, наглядно демонстрирующей широкие возможности древнеримских стекольных ремесленников. Ах, вы только посмотрите: сосуд в виде головы, цветные разводы или роспись прямо по стеклу – если есть деньги, ты можешь получить почти всё, что пожелаешь.
Коллекция античного стекла из собрания Государственного Эрмитажа
Всем хорошо стекло, да вот беда – готовить на нём решительно невозможно. И тогда на помощь приходит бронзовая посуда. Сковороды, ковши да кастрюли из древних Помпей – хоть сейчас ставь на плиту, ошибиться в их предназначении невозможно, мы и теперь пользуемся абсолютно такими же.
Бронзовая посуда для приготовления пищи из собрания Археологического парка Помпей
В Эрмитаже также имеются есть бронзовые сосуды из Помпей, полученные царём Николаем I в подарок во время его визита на раскопки Помпей, а также подаренные музею великим князем Николаем Николаевичем и герцогом Лейхтенбергским, также путешествовавшими по Италии.
Бронзовая посуда для приготовления пищи из собрания Государственного Эрмитажа
С цветами у бронзы, конечно, весьма скудно, но если заказчик готов платить, то любой бронзовый предмет можно украсить рельефами. Это особенно важно, если посуда парадная и предназначена для использования во время застолий с гостями. Редкий богач не захочет похвалиться, например, на заказ выполненным кратером – сосудом для смешивания вина (именно так пили вино в античности).
Кубок-кратер с рельефными сценами из собрания Археологического парка Помпей
А уж удивить друзей специальным устройством для подогрева воды в виде маленького святилища сам Юпитер велел. Такая дорогая красота требовала отдельной беседы за горячим напитком, сделанным с его помощью.
Котёл для нагрева воды из собрания Археологического парка Помпей
Кстати, оба эти предмета – и кратер, и фигурный котёл – украшены серебряной инкрустацией в технике дамаскинаж. Это свидетельствует о высоком мастерстве древнеримских ремесленников, работавших с бронзой.
Конечно, бронзовые предметы древние римляне использовали не только в домашнем быту. В каждом общественном заведении непременно были вещи из бронзы разного уровня исполнения. В частных лавочках на них приходилось тратиться хозяину, а популярному в городе месту их могли и подарить. Например, в двух городских термах – Стабианских и Форумных – стояли бронзовые скамейки и жаровни для обогрева. Их заказал, оплатил и преподнес в дар городу местный богач Марк Нигидий Ваккула, не забыв написать на подарках свое имя – так оно дошло и до нас.
Бронзовая жаровня из Стабианских терм – дар Нигидия из собрания Национального археологического музея Неаполя
Гораздо более распространенным материалом, помимо бронзы и стекла, была, разумеется, керамика. Богатство форм, вариантов отделки и назначения керамических ёмкостей невозможно перечислить. На выставке представлено несколько сосудов, три из которых довольно необычны для современного человека. А вот для помпейца они были частью его повседневной жизни и частыми гостями на его столе.
Керамическая тара для хранения жидких или сыпучих пищевых продуктов из собрания Археологического парка Помпей
Среди этих трех ёмкостей особо интересна та, что стоит на заднем плане. Сосуды такой формы – длинные и узкие – предназначались для жидких соусов. Гарум – самый знаменитый и популярный из них – изготавливали путем ферментирования рыбной требухи с добавлением различных приправ. В Помпеях имелись собственные производства этого деликатеса, и нам известно имя владельца одного из них.
Авл Умбриций Скавр запечатлел род своей деятельности даже в интерьере собственного дома, украсив его напольной мозаикой с изображением четырех сосудов для разных видов гарума. В лавках и жилых домах Помпей и соседнего Геркуланума были найдены такие же кувшины с указанием его имени как производителя. Кроме того, указывалось содержимое и иногда имя заказчика. На сосуде, представленном в Эрмитаже, тоже можно заметить надпись. Даже неискушенный взгляд может прочесть первое слово – liquamen/ликвамен, жидкий соус.
Надпись на сосуде для гарума
Эти соусы производились из внутренностей разных рыб и были доступны для разных слоев населения, их без преувеличения можно назвать самой популярной приправой к блюдам римской кухни. В богатых и бедных домах, в заведениях общественного питания, в гостиницах – везде, где накрывали стол, обязательно появлялся простой глиняный кувшинчик с популярным гарумом.
Горшок с яичной скорлупой из собрания Археологического парка Помпей
Специальных ёмкостей под яйца у древних римлян не было, поэтому их складывали в подвернувшиеся под руку удобные небольшие корзинки или горшки. Везувий сохранил сквозь тысячелетия для нас один из таких горшков, наполненных яйцами. Конечно, сами яйца лопнули и истлели в веках, но оставили после себя скорлупу и следы в окаменевшем пепле.
Мясо в жизни древнеримских богатеев было весьма разнообразным. Как нам известно из, например, Апициева кулинарного трактата или описания пира Трималхиона в «Сатириконе» Петрония, на еду кого только не пускали. При этом часто одних птиц или животных фаршировали другими птицами или животными, а то и вовсе закусками. И вот следующий экспонат выставки связан с подобными кулинарными вкусами древних римлян.
Керамический глирарий из собрания Археологического парка Помпей
Глирарий – керамический горшок для выращивания грызунов сонь-полчков. Эти зверушки использовались в пищу еще с этрусских времен. В темноте закрытых крышкой, но имеющих маленькие отверстия для воздуха сосудов сони лишь ели и впадали в спячку, набирая вес.
Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет, что еще в конце II века до н.э. сумптуарным (то есть, направленным против роскоши) законом Эмилия было запрещено подавать на пирах блюда из сонь (а также из моллюсков и экзотических птиц), но, видимо, запрет обходили, поскольку сони продолжали оставаться довольно популярным продуктом. Марциал даже советовал, идя в гости, брать этих грызунов как подарок хозяевам.
Впрочем, из глины делали не только сосуды, но и другие полезные вещи. Например, крайне необходимые в жизни любого древнего римлянина светильники. В Помпеях существовали гончарные мастерские и даже мастерские светильников, и таким образом налажено их поточное производство. При раскопках таких мастерских археологи неоднократно находили формы для изготовления ламп, сделанные из смеси извести и мраморной пыли.
Терракотовые светильники и формы для их изготовления из собрания Археологического парка Помпей
Однако и тут зажиточный, а тем более, богатый помпеец мог позволить себе больше – светильник из бронзы.
Бронзовый светильник из собрания Государственного Эрмитажа
Однако существовали предметы, качество, внешний вид и стоимость которых явно не зависели от уровня благосостояния. И для богатых, и для зажиточных, и для малоимущих олла с перфорацией, или по-латински ollae perforatae, будет выглядеть практически одинаково.
Олла с перфорацией из собрания Археологического парка Помпей
Этот небольшой горшок с дырочками (чаще всего их делали до обжига изделия) использовался в садовых работах. Растения в таких оллах закапывали в землю на всю высоту горшка, поэтому он и выглядит очень просто. Зато погибший цветок или деревце в нем можно было легко заменить на новые, сорняки были не страшны, а корни не разрастались. Кроме того, в Помпеях нам известны коммерческие сады, где растения выращивали на продажу в оллах. И наоборот – в садах в других частях Римской империи исследователи находили садовые оллы с грунтом из других регионов.
А вот мрамор – совсем другое дело. Изделия из этого материала были недоступны по стоимости для простых смертных, а богачи использовали их для украшения своих домов и садов.
Лабрум (чаша для воды) и плиты с рельефами из собрания Археологического парка Помпей
Мраморный рельеф с изображением танцующего сатира из собрания Археологического парка Помпей
Однако дорогую резьбу по натуральному камню можно было заменить на более дешевую, но не менее красивую стукковую штукатурку.
Рельеф в технике стукко с изображением атлета из собрания Национального археологического музея Неаполя
Формат нашего издания не позволяет нам описать все 300 с лишним предметов выставки. А помпейские ремесленники, как вы уже поняли, производили на продажу изделия, охватывая практически все сферы жизни и для разных слоев населения.
Мы обошли своим вниманием основной способ разнообразия интерьера – настенную живопись, хотя на выставке представлено достаточное количество фресок, чтобы получить представление и об этом удивительном способе украшения жизни древних римлян. А ведь художники предлагали горожанам как точные копии прославленных в античности картин известных мастеров на мифологические темы, так и недорогие поделки на сюжеты из городской жизни. То же самое касалось и мастеров- мозаичистов.
Мозаика и фреска с изображением трех граций из собрания Национального археологического музея Неаполя
Эрмитаж организовал экспозицию по сферам жизни: вот люди, вот боги, здесь – кухня, тут – сад, гладиаторские игры и общественные статуи видных горожан. На жизнь небольшого провинциального города Римской империи можно взглянуть с разных ракурсов.
Выставка работает до 23 июня 2019 года.
Источник
Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на историю главного музейного комплекса страны – Эрмитажа.
Итак, начнём.
Эрмитаж считается одним из самых старых и крупнейших музеев России. Расположенный в Санкт-Петербурге и входящий в ансамбль Дворцовой площади, Эрмитаж является главным символом этого города. На сегодняшний день он входит в список самых больших и знаменитых музеев мира по количеству экспонатов. Название «Эрмитаж» с французского переводится, как «место уединения», ведь изначально это здание планировалось сделать укромным уголком отдыха для императорской семьи. Но обо всем поподробнее.
Фото из открытых источников
Екатерина II и создание Эрмитажа
Официальной датой основания Эрмитажа считается 1769 год. Екатерина II в свое время ввела моду на коллекционирование. Императрица очень любила скупать картины художников со всей Европы, и в итоге их количество было так велико, что понадобилось построить новое здание для хранения предметов искусства. С помощью знатоков живописи Екатерина II активно скупала великие произведения западноевропейских художников. Первая экспозиция насчитывала около 225 полотен голландских и фламандских живописцев, приобретённых в Берлине. В 1769 году была выкуплено целое собрание из 600 картин, принадлежащих министру Саксонии. В 1781 году началось коллекционирование графики. Собрание Эрмитажа также пополнилось различными античными скульптурами и статуями.
Фото из открытых источников
Продолжение истории Эрмитажа
После смерти императрицы Екатерины II развитие Эрмитажа не остановилось. Императоры Александр I и Николай I продолжали покупать отдельные произведения искусства для поддержания коллекции главной сокровищницы столицы. Например, Александру I было подарено камео Гонзага от французской императрицы Жозефины Богарне, а благодаря Николаю I Эрмитаж стал открыт для посещения не только императорской семье. В 1852 году он приобрел статус публичного музея, однако для входа нужно было приобрести нужный пропуск. В 1852 году для большей публики было построено здание Нового Эрмитажа, куда перенесли часть экспонатов из Зимнего дворца. Позже началась закупка археологических раскопок и коллекций отечественных коллекционеров.
Фото из открытых источников
СССР и современная Россия
После революции и прихода к власти большевиков Эрмитаж несколько изменился. Коллекция музея пополнилась за счет собраний императорской семьи. Однако, большое число экспонатов из главного музея Петербурга сменило местопребывания. Например, знаменитая Бриллиантовая комната была перевезена в Москву и отдана Московскому Кремлю. Во время правления Сталина многие картины были распроданы по всему миру, и в итоге Эрмитаж навсегда потерял более сорока произведений искусства. Когда началась Вторая мировая война, все музейные экспонаты были благополучно перевезены и спрятаны на Урале. Из подвалов Зимнего дворца сделали бомбоубежища, но в самом Эрмитаже иногда даже проводили лекции знаменитые российские искусствоведы. После окончания Второй мировой войны сокровища музея чудом без потерь были успешно возвращены, но некоторые, конечно, требовали реставрации. На сегодняшний день Эрмитаж имеет несколько зданий по всему центру Санктa-Петербурга:
– Зимний дворец
– Малый Эрмитаж
– Большой Эрмитаж
– Новый Эрмитаж
– Эрмитажный театр
Искренняя любовь к культуре и искусству российских императоров и императриц послужила обогащению коллекции музея. Эрмитаж и по сей день считается мировым наследием и сокровищницей самых знаменитых творений бессмертных творцов.
На мой взгляд, просто необходимо хотя бы раз побывать в таком историческом месте.
А вы бывали в Эрмитаже?
Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного!
Источник