Самый старый сосуд в эрмитаже сколько ему лет
Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа
Большая колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз»[1]) из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже.
Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире[2].
История создания[править | править код]
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.
Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников[2].
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул. Из Барнаула обоз двинулся на Урал, на Уткинскую пристань реки Чусовая, где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём — по Чусовой, далее — по Каме, далее — по Волге бурлаками, и затем по Мариинской водной системе в Неву.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.
Символика[править | править код]
Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
См. также[править | править код]
- Гранитная чаша в Люстгартене
- Царь-ванна
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Мавродина H. M. Колыванская ваза. — Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. — 28 с. — (Шедевры Эрмитажа). — ISBN 978-5-93572-701-7.
Ссылки[править | править код]
- Наука и жизнь. Шедевры российского камнерезного искусства.
- Сайт «Государственные символы». Алтайский край.
Источник
Одним из экспонатов Эрмитажа является Колыванская ваза – уникальный образец камнерезного искусства. «Царица ваз», как ее называют, является самой большой в мире. Чаша имеет форму эллипса, больший и меньший диаметры которого равны, соответственно, 5.04 м и 3.22 м. Вес исполинской вазы 19 тонн, а высота вместе с пьедесталом составляет 2. 57 м. Специалисты удивляются мастерству алтайских камнерезов, сумевших создать шедевр из цельной глыбы такого твердого, но хрупкого материала, как яшма.
Большая Колыванская ваза из яшмы, Эрмитаж
История создания вазы
В 1819 году на Алтае, в Ревневской каменоломне был найден 11-метровый монолит из зелено-волнистой яшмы. Его обнаружил мастер И. С. Колычев, подыскивавший материал для изготовления каменных колонн. От глыбы удалось отделить кусок длиной 8.5 м, который во время предварительной обработки раскололся надвое.
Большую часть – глыбу длиной 5.6 м, использовали для изготовления гигантской вазы, которая должна была украсить один из залов Эрмитажа.
Доставка глыбы из яшмы на Колыванскую фабрику
Каменную глыбу весом более 19 тонн требовалось спустить с горы и доставить для обработки на Колыванскую шлифовальную фабрику, находящуюся в 32 км от каменоломни.
Подготовка глыбы к перемещению на фабрику была начата в 1828 году. Под руководством И. С. Колычева произвели ее «грубую обтеску», для чего массив водрузили на специальные стойки, приподняв над землей на 1 м.
Картина Г.К. Тарского: доставка монолита на Колоссальную шлифовальную фабрику для изготовления «царицы ваз»
В работах по перевозке глыбы участвовало около 1000 человек (включая тех, кто занимался расчисткой дороги). Под камень подкладывали деревянные волокуши с лямками. В них впрягались мужики, тащившие глыбу.
Инструменты мастеров каменотесов 19 века, экспонат Алтайского музея, источник: https://teplyakov1812.livejournal.com/32670.html
Проект изготовления вазы, автором которого являлся архитектор А. И. Мельников, был утвержден еще в 1824 году, однако обсуждение деталей длилось еще в течение нескольких лет. С 1831 по 1843 годы заводские мастера занимались обтеской камня, нанесением орнамента и полировкой поверхности чаши.
Инструменты мастеров каменотесов 19 века, экспонат Алтайского музея, источник: https://teplyakov1812.livejournal.com/32670.html
Особенности изготовления каменного шедевра
Искусное выполнение столь сложной работы поражает даже современных мастеров. Колыванские камнерезы обладали, по-видимому, особыми секретами работы с таким необычным материалом. Яшма – это очень твердый камень, но при обработке в нем легко образуются трещины. Чем сложнее рисунок камня, тем больше риск его разрушения. Особая сложность заключалась в том, что чаша имела овальную, а не круглую или квадратную форму.
Инструменты мастеров каменотесов 19 века, экспонат Алтайского музея, источник: https://teplyakov1812.livejournal.com/32670.html
Современные мастера утверждают, что существующие ныне камнерезные станки невозможно применять для обработки яшмы. Они наотрез отказываются изготовить подобное изделие даже небольшого размера. Камнерезы говорят, что для выполнения такой работы нужны долгие-долгие годы изнурительной ручной обработки камня с использованием абразивных материалов.
Макет шлифовального станка 19 века, экспонат Алтайского музея, источник: https://teplyakov1812.livejournal.com/32670.html
В одном из архивных документов сохранилась запись о том, что алтайские мастера успешно справлялись с обработкой такой породы, знали точно «как должно обращаться с нею без вреда камню в случае, если окажутся небольшие трещины». В глыбе, из которой вырезалась Колыванская чаша, было множество мелких трещин, но алтайские умельцы смогли их идеально зашлифовать.
Большая Колыванская ваза из яшмы, Эрмитаж
Доставка вазы в Эрмитаж
В 1843 году чаша была доставлена из Колывани в Барнаул, а затем на Урал (использовались особые подводы, которые тащили 160-180 лошадей). Дальше ее сплавляли на плотах по рекам вплоть до Невы. Лишь в 1849 году Колыванская ваза была установлена в проезде здания Нового Эрмитажа на специально сооруженном постаменте. Сейчас на этом месте находится «Зал большой вазы».
Поддержите труд автора ЛАЙКОМ, а наш канал ПОДПИСКОЙ.
Источник
Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.
Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии. Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.
Сходство версий.
Актуальная версия.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,.. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.
Версия 1820 года.
Актуальная версия.
С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.
Версия 1820 года. Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.
На этом сходство версий заканчивается.
Различия.
Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал “на глаз” (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.
Реальный вес чаши составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире
По Спасскому (1820 год)
Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше. В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры – 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши – 127 пудов или 2 тоннам.
Очевиден диссонанс:
– вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;
– вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн. Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.
– и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих, а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.
Но это не всё. Главное отличие в датах.
Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом. Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Далее, к работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.
Из сообщения Сибирского вестника
следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж и установлена на приготовленном для неё месте.
Ещё одно различие – это имена архитекторов. В версии эрмитажа – это А. И. Мельников. По версии вестника – это Гваренги.
Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.
В конце я выложу скан всей статьи.
Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным. А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная с этой статьи, станет Большой Колывановской клизмой.
Посткриптум.
Какое у Вас первое впечатление:
Версия Эрмитажа с 1849-м годом точна, и, тогда, Сибирский вестник, который сообщает об установке вазы в 1820 году, создан намного позднее?
Или официальная современная версия – суть сочинение на заданную тему. А не соответствие данных, публикуемых Спасским – результат доверия его непроверенным сведениям о размере и весе чаши? То есть он просто ошибся.
Или же чаш было две. О первой сообщается в Сибирском вестнике за 1820 год, и она была установлена в Эрмитаже. А затем сделали ещё одну – намного большую, которая затем и заменила собой первую чашу. Правда о такой замене нет нигде ни единого упоминания..
Источник
Из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонируется в Государственном Эрмитаже.
Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.
Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии. Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.
Сходство версий.
Актуальная версия.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,.. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.
Версия 1820 года.
Актуальная версия.
С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.
Версия 1820 года. Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.
На этом сходство версий заканчивается.
Различия.
Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал “на глаз” (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.
Реальный вес чаши составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире
По Спасскому (1820 год)
Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше. В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры – 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши – 127 пудов или 2 тоннам.
Очевиден диссонанс:
– вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;
– вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн. Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.
– и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих, а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.
Но это не всё. Главное отличие в датах.
Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом. Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Далее, к работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.
Из сообщения Сибирского вестника
следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж и установлена на приготовленном для неё месте.
Ещё одно различие – это имена архитекторов. В версии эрмитажа – это А. И. Мельников. По версии вестника – это Гваренги.
Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.
В конце я выложу скан всей статьи.
Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным. А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная с этой статьи, станет Большой Колывановской клизмой.
Источник.
Посткриптум.
Какое у Вас первое впечатление:
Версия Эрмитажа с 1849-м годом точна, и, тогда, Сибирский вестник, который сообщает об установке вазы в 1820 году, создан намного позднее?
Или официальная современная версия – суть сочинение на заданную тему. А не соответствие данных, публикуемых Спасским – результат доверия его непроверенным сведениям о размере и весе чаши? То есть он просто ошибся.
Источник
Изначально в Эрмитаже размещалась частная коллекция императрицы Екатерины II. Со временем, когда количество шедевров увеличилось, стал называться музеем.
Мы Вам покажем и расскажем об экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по Эрмитажу, или хотя бы по нашей статье.
1. Начнём, пожалуй, с Мумии.
Мумия жреца Па-ди-иста – один из старейших экспонатов музея. В Древнем Египте мертвецов вначале просто клали в могилы в позе зародыша, со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их стали в 2400-е годы до нашей эры с использованием мёда и ладана.
Греческий историк Геродот впервые документально зафиксировал процесс мумификации в 450 году до нашей эры. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах хранились ценные вещи, среди которых было немало дорогих украшений. Именно из-за них на рубеже XVIII и XIX веков началась настоящая охота за мумиями и разграбление гробниц.
Па-ди-ист – не единственный мумифицированный экспонат в Эрмитаже. Всего их около пяти. Но именно этот лежит под пуленепробиваемым стеклом, его всегда дезинфицируют и чистят, а также к нему постоянно приставлен охранник.
2. Мадонна Бенуа.
Одно из ключевых произведений Леонардо да Винчи, написанное в период 1460-1470 годов. Именно это произведение стало тогда образцом для живописцев, а масляные краски для создания картин стали использовать как раз после опытов Леонардо.
А вот история того, как это произведение попало в Россию, окутано тайной. По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка, но говорят, что это неправда. Мария Бенуа (в девичестве Сапожникова) получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание её в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж.
3. Мадонна Литта.
По соседству с Мадонной Бенуа в Эрмитаже хранится Мадона Литта, которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины является Леонардо да Винчи, но ряд искусствоведов сомневается в авторстве великого художника. Возможно, говорят они, часть картины была написана кем-то из учеников Леонардо, на что указывают неестественные позы матери и ребёнка в композиции.
4. Часы «Павлин»
Уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса, который придумал его вместе с Фридрихом Юри. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Сперва их экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин. Уникальные часы в целом дожили до наших дней без изменений — это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.
5. «Даная» Рембрандта.
Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрёт от руки внука, сына Данаи, заточает её в темницу. Но бог Зевс всё равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.
Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин. Первым прообразом героини стала его жена, Саския ван Эйленбюрх, вторым — Гертье Диркс, с которой художник вступил в отношения после смерти супруги. На самой картине изображён как раз тот момент, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.
В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда её купила Екатерина II. А спустя 200 лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил её ножом. Его признали невменяемым.
Несмотря на то, что потери в итоге составили 27 % полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии под бронированным стеклом.
6. «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
Ещё одно великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. «И когда он был ещё далеко, увидел отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», — это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне.
Рембрандт рисовал картину очень долго. Первые рисунки и офорты появились ещё в 1630–1640 годы, а окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е. Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта.
7. «Дама в голубом» Гейнсборо.
Один из лучших портретов эпохи барокко. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.
8. «Танец» Матисса.
Одно из величайших произведений модернизма, поначалу вызвавшее страшный скандал и неприятие публики. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». Не щадила критика и самого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и «Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева и греческой вазовой живописи (фигуры людей, их движения — все это очень напоминает рисунки на кувшинах и вазах, хранящиеся на первом этаже Эрмитажа).
Потом, когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец».
9. «Вечная весна» Родена.
В свое время эта скульптура стала частью композиции «Врата ада» у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства: то было главное произведение скульптора. Впоследствии Роден повторил эту скульптуру. Это редкий случай, когда мрамор частично был специально сделан таким неотёсанным, чтобы придать композиции большую естественность.
10. «Композиция VI» Кандинского.
Считается, что за русским искусством надо ехать в Михайловский дворец, а Эрмитаж — это только мировое наследие. На самом деле не во всем.
Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, будто подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма.
В Эрмитаже есть целый зал, посвящённый творчеству Кандинского. Главное полотно — «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.
Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой». Картина была написана в мае 1913 года. Спустя год, видимо, и случилась та самая катастрофа, о которой говорит художник.
Теперь, после прочтения статьи, осталось только воочию познакомиться с шедеврами в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и подписаться на Историкон.
Источник