Сердце и кровеносные сосуды для 3 класса

Сердце и кровеносные сосуды для 3 класса thumbnail

Краевой открытый конкурс

реферативных, научно-исследовательских,

проектных и творческих работ учащихся «Озарение»

Номинация «Мы и биосфера» (медицина)

СЕРДЦЕ И КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

(научно-исследовательская работа)

Выполнил:

Филиппова Кира

ученица 3 класса А

МБОУ «Гимназия № 22»

(Алтайский край, г.Барнаул)

Руководитель:

Зайцева Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 22»

Барнаул 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

У каждого человека есть сердце, которое, подобно насосу, подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров – наши органы не могут ни существовать, ни работать. Если приложить ухо к чьей-нибудь груди, то можно услышать звуки, похожие на ритмичные удары большого барабана. У детей сердце делает от восьмидесяти до девяноста ударов в минуту. У взрослых сердце бьется немного медленнее. [2]

Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Многие дети думают, что сердце похоже на то, которое нарисовано на коробках с конфетами или на поздравительных открытках в день святого Валентина. На самом деле оно совсем другое. Внутри сердце полое и разделено на четыре части – камеры. Сердце – один из главных органов. Каждый день оно делает 12 тысяч ударов, и когда мы спим, и когда бодрствуем. Ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. Мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии, так же как следим за зубами: ведь их мы регулярно чистим и два раза в год проверяем у зубного врача.

Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног и делают их сильными. Поскольку сердце тоже мышца, то регулярные занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целыми днями без движения ничего не делать, то рано или поздно сердце перестает хорошо работать. Кроме того, если ты растолстеешь от переедания, твое сердце тоже растолстеет, а это очень вредно для здоровья. [1]

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью рассказать школьникам о работе сердечно-сосудистой системы, чтобы дать рекомендации, как себя вести, чтобы сердце и сосуды оставались здоровыми.

Цель исследования: Показать роль и значение сердечно-сосудистой системы в работе организма.

Гипотеза: физическая нагрузка заставляет сердце работать усерднее и чаще сокращаться.

Задачи исследования:

  1. Изучить данные литературы, посвященной вопросам изучения работы сердечно-сосудистой системы

  2. Оценить знания учеников о сердце и сосудах

  3. Доказать, что физическая нагрузка заставляет сердце работать усерднее и чаще сокращаться

  4. На основании полученных результатов дать рекомендации школьникам, как себя вести, чтобы сердце и сосуды оставались здоровыми.

Материалы и методы исследования:

Данное исследование было выполнено на базе МБОУ «Гимназия № 22» (теоретическая и практическая части исследования). Исследование проходило в период сентябрь-октябрь 2016 года.

Объекты исследования: ученики 3 класса А.

Предмет исследования: реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку.

Использовались следующие методы исследования: гигиенические, социологические (анкетирование).

Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам изучения работы сердечно-сосудистой системы.

На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 3 классов (см. приложение 1).

На третьем этапе проводилось измерение пульса у школьников до и после физической нагрузки на уроке физкультуры.

На 4 этапе на основании полученных результатов сделаны выводы о том, что знают ученики о сердце и сосудах; о влиянии физической нагрузки на сердце, даны рекомендации школьникам. А также подготовлена презентация «О сердце и кровеносных сосудах школьникам».

Практическая значимость:

Полученные данные оформлены в виде презентации «О сердце и кровеносных сосудах школьникам» и направлены на решение задачи по повышению знаний школьников 3 классов.

Структура и объем исследовательской работы: Работа изложена на 18 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.

ГЛАВА 1. СЕРДЦЕ И КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ.

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

У каждого человека есть сердце, которое, подобно насосу, подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров – наши органы не могут ни существовать, ни работать. Если приложить ухо к чьей-нибудь груди, то можно услышать звуки, похожие на ритмичные удары большого барабана. У детей сердце делает от восьмидесяти до девяноста ударов в минуту. У взрослых сердце бьется немного медленнее. [2]

Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Внутри сердце полое и разделено на четыре части – камеры (рис.1).

hello_html_m1b8d7070.jpg

Рисунок – 1. Строение сердца человека

Две камеры с правой стороны получают кровь, которая уже «пропутешествовала» по всем тканям и органам, – она темно-красного цвета. Сердце посылает эту кровь по крупным сосудам – артериям – в легкие, где она получает новую порцию кислорода. Кислород меняет цвет крови – она становится ярко-красной. Из легких кровь возвращается в сердце, на этот раз в его левые камеры. Оттуда сердце посылает её в самую крупную артерию – аорту, от которой отходят более мелкие артерии, пронизывающие все наше тело. Проходящая по ним кровь доставляет кислород, витамины, минеральные соли и питательные вещества ко всем нашим тканям и органам. Затем по венам опять возвращается в правую половину сердца, и весь процесс начинается сначала. [2]

Читайте также:  Влияние физических нагрузок на сердце и сосуды

Сердце – один из главных органов. Каждый день оно делает 12 тысяч ударов, и когда мы спим, и когда бодрствуем. Ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. Мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии, так же как следим за зубами: ведь их мы регулярно чистим и два раза в год проверяем у зубного врача. [1]

Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног и делают их сильными. Поскольку сердце тоже мышца, то регулярные занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целыми днями без движения ничего не делать, то рано или поздно сердце перестает хорошо работать. Кроме того, если ты растолстеешь от переедания, твое сердце тоже растолстеет, а это очень вредно для здоровья.

Когда ты бегаешь или играешь в какую-нибудь подвижную игру, сердце начинает сильнее биться и быстрее прокачивать кровь через все органы и ткани. Ты чувствуешь, как оно колотится у тебя в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет мышцу сердца. Иногда сердце может сильно забиться от испуга, но никакого вреда от этого не будет. Как только ты поймешь, что бояться уже нечего, оно начнет успокаиваться и вскоре вернется к своему ритму. Когда ты отдыхаешь или спишь, твое сердце тоже отдыхает и бьется медленнее. [2]

Артерии (сосуды, по которым кровь идет от сердца к органам) внутри покрыты гладкой оболочкой, и кровь быстро течет по ним. Кроме того, в стенках артерий находятся маленькие мышцы. Сокращаясь, они как бы подгоняют кровь, заставляя её быстрее двигаться. Когда эти мышцы расслабляются, кровоток замедляется, и кровь в сосудах начинает пульсировать. Так легко можно прощупать пульс у себя или у кого-нибудь другого. Для этого можно положить пальцы на запястье. Толчок крови в сосудах, который ты почувствовал, означает, что сердце сделало удар, то есть сократилось, и послало очередную порцию крови по артерии.

У детей и подростков норма сердечного пульса отличается от этого показателя у взрослых людей. Нормальный пульс у ребенка можно определить по этой таблице [3]:

Школьники должны уметь во время тренировки контролировать состояние своего здоровья. Одним из методов такого самоконтроля является подсчет пульса до начала тренировки и после ее окончания.

При подсчете пульса следует обращать внимание не только на частоту ударов, но и на их ритмичность. Между физической нагрузкой и частотой пульса существует прямая зависимость, т.е. чем выше нагрузка, тем чаще пульс. При занятиях физкультурой максимальная частота пульса регистрируется во время подвижной игры в основной части урока, пульс вырастает на 50-60% от исходной величины.

При этом нормальный пульс при беге и других видах тренировок должен восстановиться у юного спортсмена в течение 10 минут после прекращения нагрузки. Если же этого не происходит, то режим тренировки должен быть пересмотрен и физическая нагрузка снижена.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ О СЕРДЦЕ И СОСУДАХ

В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 3 классов о том, что такое сердце и сосуды. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 27 учеников. В результате установлено: 67% учеников считают, что знают, что такое сердце и сосуды, 33% считают, что знают, но хотели бы узнать больше. При этом ни один из опрошенных не ответил, что не знает (рис.1). 78 % опрошенных одноклассников занимаются спортом в школе и посещают спортивные секции, как это и рекомендовано. 11% опрошенных занимаются физкультурой только в школе, а 11 % в дополнение к этому, так же делают зарядку по утрам дома (рис.2).

hello_html_m4ce64aed.png

Рисунок – 1. Распределение учеников 3 класса по их знаниям о сердце и сосудах, %.

hello_html_m3eed7717.png

Рисунок – 2. Кратность занятий спортом у школьников, %.

78% опрошенных отметили, что знают, что такое пульс, 11% думают, что это количество вдохов в минуту, и 11% не знают, что такое пульс (рис.3).

hello_html_m60b763b.png

Рисунок – 3. Распределение учеников 3 классов по их знаниям о том, что такое «пульс», %.

ГЛАВА 3. ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА У УЧЕНИКОВ ДО И ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Пульсом называются толчкообразные периодические колебания стенок артерий, которые обусловлены сердечными сокращениями. Норма пульса у детей в первую очередь определяется возрастом ребенка: чем он старше, тем реже частота сердечных сокращений. Помимо возраста частота пульса зависит от общего состояния здоровья ребенка или подростка, тренированности организма, температуры тела и окружающей среды, условий, в которых производится подсчет, а также от многих других факторов. Это объясняется тем, что изменением частоты сокращений сердце помогает организму ребенка адаптироваться к изменениям во внутренней или во внешней среде.

Читайте также:  Что нужно принимать для укрепления сосудов сердца

Не только медицинские работники, но и родители должны знать, какой пульс в норме и уметь производить его подсчет. Ведь характер пульса позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой системы ребенка.

На занятии физкультурой школьники научились подсчитывать свой пульс. Для подсчета пульса необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. У детей старшего возраста это удобнее делать на лучевой артерии.

Подсчет пульса проведен за 15 секунд и затем полученный результат умножен на 4 (рис. 1-2.).

hello_html_f793e27.jpg

Рисунок – 1. Измерение пульса на занятии физкультурой – «до и после» физической нагрузки. Девочки.

hello_html_7aa90644.jpg

Рисунок – 2. Измерение пульса на занятии физкультурой – «до и после» физической нагрузки. Мальчики.

В результате исследования установлено, что пульс у учеников 3 А класса составил в среднем 87 ударов в минуту – до физической нагрузки, во время активной части урока он увеличился в среднем до 132 ударов в минуту (таблица 1). В заключительной части занятия пульс начал снижаться, а через 3 минуты после занятия вернулся к исходному уровню. Таким образом, можно сделать вывод, что сердце и сосуды одноклассников здоровы и правильно отвечают на физическую нагрузку.

Таблица 1.

Частота пульса у учеников 3А на занятии физкультурой до физической нагрузки

Частота пульса у учеников 3А на занятии физкультурой во время активной части урока

Ученик 1

92

130

Ученик 2

85

132

Ученик 3

82

128

Ученик 4

79

134

Ученик 5

83

130

Ученик 6

92

132

Ученик 7

92

126

Ученик 8

88

136

Ученик 9

73

132

Ученик 10

82

130

Ученик 11

92

128

Ученик 12

95

132

Ученик 13

85

134

Ученик 14

88

136

Ученик 15

84

130

Ученик 16

91

128

Ученик 17

79

132

Ученик 18

85

136

Ученик 19

98

134

Ученик 20

69

132

Ученик 21

96

130

Ученик 22

85

128

Ученик 23

76

130

Ученик 24

80

132

Ученик 25

93

134

Ученик 26

95

128

Ученик 27

89

132

ВЫВОДЫ

1. Сердце – один из главных органов. Каждый день оно делает 12 тысяч ударов, и когда мы спим, и когда бодрствуем. Ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. Проходящая по сосудам кровь доставляет кислород, витамины, минеральные соли и питательные вещества ко всем нашим тканям и органам. Мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии, так же как следим за зубами: ведь их мы регулярно чистим и два раза в год проверяем у зубного врача.

2. В исследовании установлено, что 78% опрошенных школьников знают, что такое пульс, 11% думают, что это количество вдохов в минуту, и 11% не знают, что такое пульс.

3. Не только медицинские работники, но и родители и школьники должны знать, какой пульс в норме и уметь производить его подсчет. Ведь характер пульса позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой системы ребенка. Школьники должны уметь во время тренировки контролировать состояние своего здоровья. Одним из методов такого самоконтроля является подсчет пульса до начала тренировки и после ее окончания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНИКАМ!

Твоё сердце и сосуды будут здоровы, если ты будешь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Регулярно занимайся физкультурой, играй в подвижные игры на свежем воздухе. Это улучшает кровообращение, но старайся не слишком уставать и не переутомляйся.

  1. Если ты болен, лежи в постели столько, сколько велел врач, тогда твоим кровяным клеткам легче будет бороться с бактериями и вирусами, вызвавшими болезнь.

  1. Питайся правильно: ешь меньше сладкого, а больше овощей и фруктов.

  1. Обязательно спи ночью 8-10 часов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Большая книга почемучек». – М.: Махаон, 2012. – 495 с.

  2. Ротенберг Р. «Расти здоровым (детская энциклопедия здоровья)». – М.: Физкультура и спорт , 1992. – 591 с.

  3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2008.-480 с.

Приложение 1.

Фамилия:

Имя:

Класс:

Возраст:

Анкета

Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!

Выберите один или несколько правильных ответов!

1. Ты знаешь, что такое сердце и сосуды?

– Да

– Нет

– Знаю, но хотел бы узнать больше

2. Ты занимаешься спортом?

– только на уроках физкультуры в школе

– делаю по утрам зарядку и занимаюсь в школе

– занимаюсь в школе и посещаю спортивные секции

– вообще не занимаюсь спортом

3. Что такое пульс?

– это толчок крови в сосудах, который ты чувствуешь, положив пальцы на запястье

– это количество вдохов в минуту

– Не знаю

Спасибо!

Источник

Слайд 1

Урок по теме: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс

Слайд 2

Урок по предмету в 3 классе формировать представление о системе кровообращения человека, работе сердца, кровеносных сосудов; содействовать осознанию учащимися значения физических упражнений для укрепления сердца и сосудов; воспитывать желание заниматься физкультурой, физическим трудом, делать физзарядку, играть в подвижные игры для поддержания и укрепления своего здоровья; Развивать интерес к изучению своего организма. Тема урока : Сердце и кровеносные сосуды. Цели урока : «Человек и мир»

Читайте также:  Хроническая недостаточность сосудов сердца

Слайд 3

Проверка домашнего задания Надпишите основные части скелета

Слайд 5

Дополните предложения 1.Скелет является ____________ тела и _____________ от повреждений внутренние органы. 2 . Мозг надёжно защищён __________ ____________ . Лёгкие и сердце защищают ______________ . 3. К скелету прикрепляются _____________. Они приводят в движение __________. 4. В любом движении участвуют ___________, ____________, _________, _________. 5. Осанка формируется в ______________ возрасте.

Слайд 6

череп лопатка кости рук кости ног грудина рёбра позвоночник тазовые кости

Слайд 7

Где расположено сердце? Человеческое сердце – главное чудо организма человека.

Слайд 8

Практическая работа В спокойном состоянии После 15 приседаний Счёт количества ударов сердца за 30 секунд

Слайд 9

Количество сердечных ударов Состояние покоя При неторопливой ходьбе При беге

Слайд 10

1629 г. английский ученый Уильям Гарвей доказал, что сердце – насос, сложный насос для перекачки крови по телу человека.

Слайд 12

Сердце Главный орган человека, перекачивающий кровь, небольшой полый мышечный орган Масса его – 1 / 200 часть массы тела. Масса сердца у взрослых людей около 300 г.

Слайд 13

Работа сердца В сутки – 100 тысяч ударов За год – 40 миллионов ударов В минуту – 70 – 80 ударов или 4 литра крови или 10.000 л крови Выталкивает за 1 раз полстакана крови

Слайд 14

Работа сердца Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан. Груз массой 100 г за сутки может поднять на высоту Московского университета – 300 м. Вывод : работоспособность сердца огромна, причем оно работает без заметного утомления.

Слайд 15

Человеческое сердце – главное чудо организма человека. Здоровое сердце – это счастье человека и окружающих его людей.

Слайд 16

Тренировка сердца Занятия физкультурой Труд на свежем воздухе Спп Спо Спокойный сон

Слайд 17

Практическая работа Упражнения, которые улучшают кровообращение

Слайд 18

Кровеносная система Кровеносные сосуды похожи на резиновые шланги – прочные и эластичные, только разные по размеру.

Слайд 19

Какие кровеносные сосуды есть в организме человека? Артерии – кровенесущие сосуды от сердца. Вены – кровенесущие сосуды к сердцу. Капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды.

Слайд 21

Кровь – носительница жизни питательные вещества и кислород Разносит по всем органам кислород и питательные вещества Артериальная

Слайд 22

Кровь – носительница жизни Углекислый газ Уносит из всех органов углекислый газ Венозная

Слайд 23

Органы кровообращения Сердце – плотный мышечный мешок величиной с кулак . Оно как мотор непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать все тело. вывод Органы кровообращения. сердце кровь Кровеносные сосуды сердце Кровеносные сосуды

Слайд 24

Что любит сердце овощи и фрукты витамины молоко мясо рыбу

Слайд 25

Алкоголизм Наркотики Курение Вредные привычки

Слайд 26

Врач – кардиолог

Слайд 27

Благородные люди с “золотым сердцем” отдающие свою кровь доноры

Слайд 28

О ком говорят – человек голубых кровей”?

Слайд 29

Интересно… В мире есть группа людей, примерно 7.000 человек, чья кровь действительно голубого цвета. Их называют «кианетиками» (от лат. cyanea – голубой).

Слайд 30

Помощь при кровотечении Это надо знать : Потеря половины крови смертельна для человека. При сильном ранении ноги или руки нужно наложить закрутку из бинта, чтобы остановить кровь. Доставить в больницу. При кровотечении из носа нужно на нос положить холодную примочку. При порезе следует йодом смазать края раны и перевязать рану чистым бинтом. В сильную жару нельзя ходить с непокрытой головой .

Слайд 31

Проверка знаний

Слайд 32

1. Обеспечивает движение крови по организму человека. Это ___. А) скелет Б) головной мозг В) сердце

Слайд 33

2.По размеру сердце почти такое, как _____ . А) кулак Б) монета В) орех

Слайд 34

3.Органы кровообращения – это сердце и _____ . А) лёгкие Б) кровеносные сосуды В) головной мозг

Слайд 35

4.Кровь разносит по всем органам ___ . А) питательные вещества Б) углекислый газ В) витамины

Слайд 36

5.Для укрепления сердца надо: А) делать утреннюю зарядку Б) постоянно много есть В) много спать, не ходить на улицу, смотреть телевизор

Слайд 37

6.Сильно вредят сердцу : А) сон Б) физические упражнения В) алкоголь и курение

Слайд 38

7.Чем больше мы бегаем, тем А) быстрее мы растём Б) больше тренируем и укрепляем сердце В) длиннее у нас станут ноги

Слайд 39

8.Чем опасны алкоголь и курение для растущего организма? А) сердце становится более работоспособным Б) сердце увеличивается в размере В) сердце становится менее работоспособным

Слайд 40

Ключ к тесту 1 2 3 4 5 6 7 8 Б А Б А А В В В

Слайд 41

9.Почему полезно гулять в зимние солнечные дни?

Слайд 42

Подведение итогов

Слайд 43

я ничему не научился я доволен своей работой я мог работать лучше

Слайд 44

БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ! БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!

Слайд 45

Молодцы ! Спасибо за работу на уроке !

Источник