Сердце и кровеносные сосуды для детей

Сердце и кровеносные сосуды для детей thumbnail

Лилия Юркова
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с организмом человека «Сердце и сосуды»

Тема: Сердце и сосуды.

Познавательное занятие

Программные задачи:

1. Дать детям первые представления о крови и кровеносной системе. Познакомить с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды».

2. Способствовать формированию в сознании детей представлении о целостности человеческого организма через постижение зависимости между здоровым образом жизни и здоровым сердцем.

3. Развивать и поддерживать любознательность, активность и инициативность в поисковой (познавательной) деятельности.

Ход занятия:

– Ребята, мы уже не раз говорили о том, как устроен человек, как работают его органы. А сегодня мы поговорим о крови.

Блок1-внешний вид крови.

– У вас у всех есть кровь? (Ответы). Вы её видели? (Ответы). Как она выглядит? (Ответы).

– Кровь, которая вытекает из ранки, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать её цвет, повернитесь лицом к окну (электрической лампе, сложите ладошки весте и накройте ими глаза. Прикрывайте плотнее, чтобы свет не пробивался между пальцами. Глаза не закрывайте. Посидите спокойно, пусть глаза привыкнут к темноте. Через ладошки просвечивается кровь. Какого она цвета? (Ответы). Отличается она от той крови, которую вы видели? (Детские ладони прозрачны, на розовом фоне хорошо видны темные контуры костей. У взрослых видно то же, только ладони менее прозрачны.)

Блок 2 – для чего нужна кровь.

– А знаете ли вы? Для чего нужна кровь? (Предположения детей). Да, кровь переносит и кислород, и пишувсему организму, а уносит ненужные вещества.

Блок 3- сколько крови имеет человек.

– Как вы сказали – кровь жидкая. А знаете ли вы, что у каждого человека её довольно много. Например, у вас её примерно 1,5л – вот сколько, (педагог показывает неполную 2-литровую стеклянную банку или полную 1,5-литровую пластмассовую бутылку с водой). У ваших мам примерно 3 таких бутылки, у пап – 4 бутылки.

Блок 4 – кровь находится в кровеносных сосудах.

– А знаете ли вы почему кровь из нас не выливается? (Предположения детей). Кровь не просто налита в организм, как вода в бутылку, а течет по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют разную толщину. Толстые сосуды мы легко можем увидеть, а тонкие не увидишь.

– Давайте рассмотрим толстые сосуды у себя под кожей. Положите руки на стол ладошками вверх. Найдите сосуды у себя – вот здесь (педагог показывает на запястье). Видите, синеватые полоски? Это и естьсосуды. (Педагог даёт достаточное время для рассматривания сосудов у себя у своих соседей. У всех сосудов видны по-разному).

– Как доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды? положитеруку на стол ладонью вниз. Посмотрите на кожу и ногти. Какого они цвета? (Розового).

– А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Снимите спичку. Опять надавите. Как меняется цвет ногтя? (Ответ; ноготь то бледнеет, то снова розовеет). Можете объяснить, почему так происходит?

– Почему ноготь розовый? (В нём есть кровь). А почему при надавливании спичкой он становится белым? (Потому что сосуды пережаты, и кровь сюда не поступает.)

Блок 5 – кровь движется потому, что её толкает сердце.

– Помните, когда вы ранили кожу, то потекла кровь. А почему она течет? Кто её толкает? (Возможно, кто-нибудь из детей скажет о сердце, но не обязательно). А толкает кровь сердце. Сердце – один из важнейших органов нашего организма. Именно оно заставляет течь кровь по сосудам. Сожмите-ка кулачок и посмотрите на него. Вот какойразмер имеет ваше сердце. А у меня вот какое сердце (педагог показывает свой кулак.) Вы растёте – и сердце растет вместе с вами.

– Знаете, где оно находится? (Педагог вызывает мальчика, предлагает снять футболку и обводит пальцем контуры сердца. Оно лежит немного левее центра грудины.)

– Теперь покажите на себе, где лежит ваше сердце. (Дети показывают.) Приложите кулачок к этому месту. (Педагог корректирует действия детей.) Посмотрите, как оно работает. Сожмите кулачок, а потом чуть расслабьте, сожмите – расслабьте. Сожмётся сердце – вытолкнет кровь, опять сожмется -опять вытолкнет.

Сердце выталкивает кровь порциями. Вот так (Педагог набирает воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивает из сердца, как течёт подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выливается в подставленный тазик).

Блок 6 – прослушивание тонов сердца

А знаете ли вы, в сердце есть специальные отверстия, через которые течет кровь. Они то открываются, то закрываются. Закрываются они с шумом, как закрывается дверь. Мы можем послушать, как работает сердце. Повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, сидите прямо. А те, кто находятся справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища – к тому месту, где находится сердце (педагог корректирует действия детей, разговаривает очень тихо или молчит, дает возможность всем услышать удары сердца. Если дети одеты легко, раздеваться не надо. Тоны достаточно хорошо прослушиваются через одежду).Можете послушать удары сердца и на спине.

– Молодцы, а теперь поменяйтесь ролями.

Блок 7 – Влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений.

А знаете ли вы?

Сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Вы ещё не родились, а сердце уже работало. Оно никогда не устает, никогда не останавливается. Отдыхает оно в перерывах между ударами.

– А сейчас мы узнаем, что будет с сердцем, когда мы бегаем (физминутка).

– Послушайте сердце ушком друг друга (педагог молчит, не мешает слушать). Как оно стучит? (Ответы детей. У детей не всегда наблюдается увеличение силы и частоты при физической нагрузке, поэтому изменений можно и не получить).

Читайте также:  Как восстанавливаются после шунтирования сосудов сердца

– Если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится всё более сильным. Покажите кулаком, какработает сердце после физкультуры? (Дети сжимают кулачок быстрее и чаще.)

Блок 8 – Прослушивание сердца в фонендоскоп или стетоскоп.

– А знаете ли вы, что у врачей есть специальные приборы, чтобы слушать сердце. Через него удары слышны лучше. Я вам принесла такие приборы, а кто знает, как называется этот прибор. Их надо вставить в уши, а расширенную часть приложить к груди. Кладите её на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Только нельзя передвигать прибор прямо по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать (педагог корректирует действия детей, говорит очень тихо, чтобы не мешать прослушиванию тонов сердца).

Заключение.

– Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем. Сердце человека – это очень важный орган. Как его укрепить? Очень просто – весёлой игрой, прогулкой, работой на свежем воздухе, занятиями физкультурой, зарядкой, купанием, плаванием. Побольше есть свежих овощей и фруктов. Всё это укрепляет наше сердце, помните об этом и берегите его. Дарение детям сердец.

Источник

Оксана Попова
Конспект занятия «Сердце и сосуды»

Сердце и сосуды.

Цель: дать детям первое представления о крови и кровеносной системе.

Задачи: – познакомить детей с понятиями кровь, сердце, сосуды, пульс;

– развивать любознательность;

– формировать способность анализировать результаты опытов.

Материал и оборудование: манекен с органами, 1,5 л бутылка воды, спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганцовокислого калия, спички и фонендоскопы (по количеству детей, электрические лампы, таз.

Воспитатель. Ребята, закройте глаза и представьте, что на вашу макушку сел солнечный зайчик. Он добрый и веселый погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашим щечкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта и ротик заулыбался. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Молодцы, так мы подняли друг другу настроение. Мы уже много раз говорили о том, как устроен человек, как работают его органы. Давайте с вами поиграем, я буду называть органы человека,а вы показывайте их по очереди на манекене: лёгкие, печень, желудок, кишечник, сердце (дети показывают). А ещё есть очень важном органе в нашем организме. А называется он. Я, кажется, забыла, как он называется. Вы должны мне помочь.Отгадайте загадку:

Холодное, но не космос,

Горячее, но не пламя,

Ему не хочется покоя.

Стучит оно в груди тук – тук – тук.

Аудиозапись: «биение сердца»

Дети. Сердце.

Воспитатель. – Ребята, как оно стучит.

Дети. Песенка сердца – тук–тук–тук.

Воспитатель. А если вы волнуетесь?

Дети. Часто – “тук, тук, тук, тук”

Воспитатель. Если вы испугались?

Дети. Медленно – “тук – тук – тук”. Поэтому и говорят, “выскочит сердце от испуга“.

Воспитатель. А теперь попробуем прохлопать биение сердца. Как вы думаете, что мы с вами сейчас показали?

Дети. Как работает сердце.

Воспитатель. Молодцы. А ещё есть у человека сосуды, вены, аорта. Ну, если вам это интересно, то я предлагаю всем надеть халаты и стать исследователями и узнать много нового о сердце и крови.

Воспитатель. В вашем организме есть кровь?

Воспитатель. Вы её видели?

Дети (ответы).

Воспитатель. Как она выглядит? Опишите её

Дети (жидкая, красная, липкая, вязкая).

Воспитатель. Если ли кровь у животных?

Дети (ответы).

Воспитатель. Кровь, которая вытекает из раны, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать её цвет, повернитесь лицом к электрической лампе, сложите ладошки вместе и прикройте ими глаза. Прикрывайте плотнее, чтобы свет не проникал сквозь пальцы. Глаза не закрывайте. Посидите спокойно, пусть глаза привыкнут к темноте. Через ладошки просвечивается кровь. Какого она цвета? Отличается она от той крови, которую вы видели?

Дети (ответы).

Воспитатель. А кто знает, для чего нужна кровь?

Дети (ответы).

Воспитатель. Наше сердце похоже на насос. Оно присматривает за реками, которые текут от него и в него впадают, (показываю на рисунке) Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в “Артерии” (показываю). По ней пароходы с “кислородом” и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное- кровяные “пароходики”, отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные и везут их по синим венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены. Так для чего нужна кровь.

Дети. Кровь переносит кислород, пищу по всему организму, а уносит ненужные вещества.

Воспитатель. Верно, молодцы. Вы хотите поиграть в игру.

Дети. Хотим.

Игра: «Кровяные пароходики»

1 команда «Артерия»

2 команда «Вена»

стоят ящики друг против друга

1 ящик с красными кубиками, 2 ящик с синими кубиками. По сигналу дети, переносят кубики, пока они поменяются местами.

Воспитатель. Вот также и кровь течет по сосудам- не переставая. Как вы сказали – кровь жидкая, и у каждого человека её достаточно много. Ребята, как вы думаете у ребёнка и у взрослого одинаковое количество крови?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети (ответы).

Воспитатель. У вас её примерно 1,5 л – вот столько (показать 1,5-литровую бутылку воды, у ваших мам примерно 3 таких бутылок, у пап – 4 бутылки. Разное количество крови у детей, женщин и мужчин можно объяснить различно массой тела, ростом, полом и возрастом.

Воспитатель. Ребята, вы некогда не задумывались, почему кровь из нас не выливается?

Дети (ответы).

Воспитатель. Кровь не просто налита в организм, как вода в бутылку, а течёт по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют разную толщину. Толстые сосуды мы легко можем увидеть, а тонкие не увидишь.

Читайте также:  Сосуды и камеры сердца содержащие артериальную кровь

Давайте рассмотрим толстые сосуды у себя под кожей. Положите руки на стол ладошками вверх. Найдите сосуды у себя на запястье. Видите, синеватые полосочки? Это и есть сосуды.

А как же доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды? Положите руки на стол ладонями вниз. Посмотрите на кожу и ногти, какого они цвета?

Дети. Розового цвета.

Воспитатель. Верно. А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Уберите спичку. Снова надавите. Как меняется цвет ногтя?

Дети. Ноготь то бледнеет, то снова розовеет.

Воспитатель. Почему ноготь розовеет?

Дети. В нём есть кровь.

Воспитатель. А почему при надавливании спичкой он становится белым?

Дети. Потому что сосуды пережаты, и кровь к ногтю не поступает.

Воспитатель. Ребята, помните, когда вы ранили кожу, то текла кровь. А почему она течёт? Кто её толкает?

Дети. Кровь толкает сердце.

Воспитатель. Верно. Сердце – один из самых важных органов нашего организма. Именно оно заставляет течь кровь по сосудам. Сожмите кулак и посмотрите на него. Вот такой размер имеет ваше сердце. А у меня вот такое сердце. Вы растёте, и растёт ваше сердце.

– Знаете, где оно находится? Оно лежит немного левее центра грудины (показать на одном ребенке). Теперь покажите на себе, где лежит ваше сердце. Приложите кулак к этому месту. Сожмите кулак, потом чуть-чуть расслабьте, сожмите – расслабьте. Так работает сердце. Сердце сжимается – кровь выталкивает, ещё сжимается, снова выталкивает.

Сердце выталкивает кровь порциями. Сейчас мы с вами проведем опыт. Спринцовка – это «сердце», в ней жидкость – «кровь», соединяем спринцовку с прозрачной трубочкой «вена». Слегка нажимаем «сердце» выталкивает «кровь» по «венам», «сосудам».

Воспитатель. Ребята, сердце очень важный сложно устроенный орган, в нём есть специальные отверстия, через которые течёт кровь. Они, то открываются, то закрываются. Закрываются они с шумом, как дверь (открыть и закрыть дверь). Ребята, а вы хотите послушать, как работает сердце.

Дети. Хотим.

Воспитатель. Дети, станьте парами, повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, стоят прямо, а те, кто находятся справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища – к тому месту, где находится сердце. Можете послушать удары сердца не только на груди, но спине. Молодцы! А теперь поменяйтесь ролями.

Дети (ответы).

Воспитатель. Здоровое сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Вы ещё не родились, а сердце уже работало. Оно никогда не устаёт, никогда не останавливается, а отдыхает в перерывах между ударами.

А сейчас мы узнаем, что будет с сердцем, когда мы бегаем. Для этого вспомним физкультминутку «Бег».

Начинаем бег на месте! Веселее, дружно, вместе.

2- 3- 4- 5- никому нас не догнать.

1- 2- 3- 4- бегаем по всей квартире.

1 -2- 3- 4- 5-6 – надо всем на место сесть.

Послушайте сердце ухом друг у друга. Как же оно стучит?

Дети (ответы).

Воспитатель. Если человек занимается спортом или физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится сильнее. Покажите с помощью кулака, как работает сердце после физкультуры (дети быстрее и чаще сжимают кулак).

Ребята, у врачей есть специальный прибор, чтобы слушать сердце, через него удары лучше слышны. Я вам принесла такие приборы, а называются они фонендоскопы. Их концы надо вставить в уши, а круглую часть приложить к груди. Кладите её на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Но только прибор нельзя передвигать по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать.

Дети (ответы).

Воспитатель. Толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Давайте повторим это слово вместе

Дети. «пульс»

Воспитатель. Сначала найдем пульс на шее. Приложите к ней кончики пальцев вот здесь (пульс прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти) сильно не сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь поищите пульс на висках (пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины).

Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем.

Давайте закрепим материал в игре «Вопрос-ответ».

-какого размера сердце?

-Что делает сердце?

-Как услышать песенку сердца?

-Как сохранить свое сердце

-Куда поступает кровь с кислородом?

Сердце надо беречь, оно должно служить вам всю вашу длинную жизнь. Сердце надо укреплять физкультурой. Надо заботиться о своём здоровье.

Литература: 1. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» творческий центр «сфера Москва 2004г».

2. «Я познаю себя» валеологические сценарии для детей дошкольного возраста. Опыт работы Центра развития №44 г. Шахты. В. В. Герасимова, Г. Н. Калайтанова, А. К. Сундукова. Ростов-на-Дону 2000г. 3. Полная энциклопедия «Человек».

3. Полная энциклопедия «Человек» Юлия Школьник 2007г.

Источник

Людмила Краснова
Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 «Созвездие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:

«Сердце и кровеносная система»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала: воспитатель МАДОУ № 7

г. Чебоксары

Краснова Людмила

Александровна

2014 г.

Цель:

Образовательные задачи:

Сформировать элементарное представление о сердце как о важнейшем органе нашего организма. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых, сердце сохраняется здоровым. Подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать и укреплять физическими упражнениями. Научить детей находить пульс, сформировать понятия о кровеносной системе человека.

Читайте также:  Лучшие витаминные комплексы для сердца и сосудов

Развивающие задачи: Развивать способности к сравнению.

Воспитательные задачи:

Воспитать познавательный интерес к работе внутренних органов. Воспитывать у детей здоровьесберегающее сознание, включающее в себя знания о своем организме, стремление к повышению гигиенической культуры и заботливого отношения к собственному здоровью.

Словарная работа: кровеносные сосуды, пульс, стетоскоп, запястья, артерии, организм, кислород, углекислый газ, вены.

Методические приемы:

1. Организационный момент.

2. Знакомство с понятием «сердце».

3. Знакомство с правилами «здорового сердца».

4. Знакомство с кровеносной системой человека.

5. Эстафета «Кровяные пароходики».

6. Закрепление материала. Подведение итога занятия.

Материал: куклы- Хворайка и Неболейка; стетоскоп, плакаты «Сердце человека», «Кровеносная система человека», две коробки с красными и синими кубиками по количеству детей.

Ход занятия:

I.Организационный момент:

– Закройте глаза и представьте, что на вашу макушку сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый, погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашим щечкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу!А теперь я загадаю вам загадку:

«У меня в груди, вот тут,

Слышишь часики идут!

Только кто заводит их?»

Дети отгадывают – это сердце.

-Правильно, ребята.

II. Знакомство с понятием «сердце».

Звучит аудиозапись биения сердца.

– Как вы думаете, что это такое? Вот Хворайка, например, считает, что это стучат в дверь.

Дети отвечают на вопрос и постепенно приходят к выводу, что стучит сердце.

– Хотите услышать, как стучит ваше сердце?

Дети слушают биение сердца через стетоскоп.

– А как выглядит ваше сердце?

Ответы детей.

– Хворайка считает, что сердце, такое как изображают на картинках, открытках и коробках конфет.

– А Неболейка покажет нам изображение настоящего сердца и немного расскажет о нем.

Демонстрируется иллюстрация «Сердце».

Сердце работает как насос, гоняет по сосудам кровь, которая «развозит» по всему телу питание и кислород, забирает все ненужное и «везет» к органам выделения. Размером сердце примерно с кулак своего хозяина. Давайте посмотрим на свой кулак и узнаем размер своего сердца.

-Сердце работает без перерыва, и днем, и ночью, без него человек не может жить.

В груди у каждого из нас

И день, и ночь, и каждый час

Мотор стучит чудесный,

Конечно вам известный.

Любой его назвать бы смог:

Лишь только жизни огонек

Однажды разгорится-

Начнет тут сердце биться.

Оно, как маленький насос,

Совсем не в шутку, а всерьез

Качает кровь, качает

И устали не знает.

(Н. Кнушевицкая.)

-Услышать песенку сердца вы можете в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или висок (продемонстрировать, как это делается)

-Давайте попробуем услышать песенку сердца (дети выполняют)

-Толчок крови в сосудах, который вы почувствовали, означает, что сердце сделало удар и послало очередную порцию крови по сосудам. Когда человек волнуется или выполняет физические упражнения- его сердце стучит чаще, чем в спокойном состоянии.

Физкультминутка

-Сейчас я буду отбивать ладонью ритм стука сердца. Если он спокойный (показать) вы идете шагом. Чем чаще будет этот ритм (показать, тем быстрее вы будете двигаться, переходя на бег.

III. Знакомство с правилами здорового сердца

-Для того, чтобы сердце было здоровым,о нем нужно заботиться: заниматься физкультурой, играть в подвижные игры, гулять на свежем воздухе, обязательно спать ночью, чтобы сердце отдыхало, нельзя сильно уставать, переутомляться. Нужно полноценно питаться, избегать травм, которые ведут к большой потере крови. А еще, не нужно расстраиваться по пустякам и злиться. Когда настроение хорошее, то и на сердце хорошо.

IV. Знакомство с кровеносной системой человека.

-Я хочу вам рассказать, ребята, о том, что происходит, когда работает сердце. Представьте себе пароходы, которые везут разные грузы по реке. Так и сердце, когда сокращается, выталкивает красную реку крови в артерии, по которым «пароходики» с кислородом и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в далекое путешествие по всем клеткам нашего организма. Кровяные пароходики, отдавая кислород и питание, забирают у организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества.

V. Эстафета «Кровяные пароходики».

Дети делятся на две команды – «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит коробка с красными кубиками – это «полезные для организма вещества»; а на противоположной стороне помещения группы – коробка с синими кубиками – это «вредные вещества». По сигналу участники команды «Артерия» переносят по очереди красные кубики из первой коробки во вторую, а дети из команды «Вена» переносят синие кубики из второй коробки в первую. Игра продолжается до тех пор, пока все кубики не поменяются местами. (игра взята из книги : Щербак А. П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении».)

VI.Закрепление материала.

Игра с мячом «Вопрос-ответ».

-Какого размера ваше сердце? (с кулак)

-Что делает сердце в организме? (качает кровь)

-Как услышать песенку своего сердца? (положить пальцы на запястье, горло или висок)

-Как сохранить свое сердце? (заниматься физкультурой, бывать на свежем воздухе, есть полезные продукты и т. д.)

-Куда поступает кровь с кислородом и питательными веществами? (артерии)

-Что выводится по синим венам из организма? (углекислый газ и другие вредные вещества)

VI. Домашнее задание.

-Покажите своим друзьям и родителям, как можно услышать песенку сердца, и расскажите им о том, как нужно беречь сердце. Нарисуйте «кровяные пароходики» с полезными веществами (какого они будут цвета) и с вредными веществами (какого они будут цвета).

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возрастаСердце и кровеносные сосуды для детейСердце и кровеносные сосуды для детей

Источник