Шарден со стеклянным сосудом

March 9th, 2015 (01:29 am)
Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) Бокал с оливками, 1760, фрагмент:
Я уже писал о Шардене в связи с Уффици, сделаю это еще раз с огромным удовольствием, он мой любимец. Ниже много цитат из Истории искусства Бенуа.
Этот великий француз был сыном парижского столяра. Всю свою жизнь провел в Париже, никуда не выезжая.
“Шарден происходит, несомненно, от голландцев. /…/ с другой стороны, нельзя назвать Шардена подражателем голландцев. При всем сходстве сюжетов, его мировоззрение, его вкус были иными. Во многих отношениях его приходится считать более зрелым, более сознательным художником, вполне отвечающим тому утонченному пониманию искусства, которое возникло и развилось в «Афинах нашей эры» (то бишь в Париже – М.А.).”
“Медный котелок, перечница, лук-порей, три яйца и кастрюлька” (ок. 1732)
“При всей своей кажущейся простоте, Шарден великий искусник, великий чародей живописи, познавший такие красоты в окружающем нас мире, о которых до сих пор никто не подозревал и тайна подхода к которым после него оказалась столь же скрытой, как и до его появления. Для того чтобы простая глиняная кружка или гроздь винограда могли бы казаться не только красивым куском живописи, но настоящей, полной прельщения поэмой, требуется совершенно особое откровение, особый дар видеть во всем красоту.”
Пруст писал: «Благодаря Шардену мы поняли, что груша не в меньшей мере живая, нежели женщина, что простая посуда столь же прекрасна, что и драгоценный камень. Он заставил нас отказаться от ложных идеалов ради глубокого познания реальности, дабы мы узрели красоту повсюду и освободились от условностей и дурновкусия, стали свободными и сильными.”
“…духовный аристократизм Шардена был совершенно особого характера и, несомненно, что в образовании его участвовала вся длинная вереница его предков, вся культура парижского очага и все те условия быта, которые выковали гражданские («городские») понятия о чести, о долге, о человеческом достоинстве, о «правах человечества».”
Медный бак для воды, 1734
“Это именно чистая живопись – спокойное в сознании своей мощи утверждение, что для глаза настоящего, прирожденного живописца все на свете одинаково интересно и прекрасно.”
“Сохранилось, между прочим, сведение, что Шарден никогда не делал предварительных набросков, а начинал и кончал выявлять свою художественную мысль на одном и том же холсте. Это, однако, не должно «набрасывать тень» на его творчество. Если даже при этом (вообще очень опасном) способе работать все его картины имеют все же такой продуманный, веский и завершенный во всех своих частях характер, то это только показывает, до какой степени верно и твердо шел он к раз намеченной цели.”
“Скат” 1727. Датировка условная, на холсте её нет, но точно известно что это одна из работ которые Шарден представил для вступления в Академию.
“Скат” всегда был одной из самых известных и самых спорных работ Шардена. Одни восхищались ею, говоря, что художник продолжает здесь традиции голландских мастеров. Другие бранили ее, заявляя, что в этом излишнем натурализме нет ни красоты, ни возвышенности. Удивительна изобретательность, с которой написан этот натюрморт. Устрицы, кухонная утварь, котенок, решивший полакомиться “дарами моря”, – все эти составляющие натюрморта расположены на холсте так, что создается впечатление, будто автор нисколько не задумывался над композицией картины и просто “бросил” на полотно то, что видел.
“Ската” довольно часто копировали другие художники, в том числе Сезанн и Матисс.
Тому же академическому жюри он представил “Буфет”, 1728 :
Ах,как собачке хочется стянуть что-то со стола, но попугай уставился, глаз не сводит, и она рассеянно виляет хвостом, неловко ей, что застали с такими откровенными мыслями.
“О самом способе его работы можно сказать, что он не был лишен известного оттенка ремесленной методы. Шарден писал свои картины подобно тому, как рядом с ним соседи его и родственники (например, его родной отец) точили и клеили мебель, чеканили бронзу, выделывали своими волшебными руками те миллионы разнообразных предметов, за которыми теперь гоняются самые изощренные любители. Об его художественном развитии тоже не приходится много говорить, ибо – как выступил он уже готовым, зрелым мастером, так и остался он им до самого последнего дня жизни, не обнаруживая нигде и ни в чем ни малейшего признака ослабления.”
Виноград и гранаты, 1763, фрагменты:
По свидетельству современников во время одного из тогдашних Салонов уже очень известный и самодовольный Жан Батист Грёз глубоко вздыхая и как бы недоумевая долго стоял перед натюрмортом Шардена.
Дидро был страстным поклонником Шардена. Сезанн, Матисс, а позже Брак считали Шардена своим идеалом.
“С чувством безнадежной зависти должен был учиться на Шардене Сезанн, стремившийся к тому же самому, но так и не достигший этого. Правда, зато Сезанн достиг иного, – он обновил в полном смысле слова наше зрение, он развил нашу способность радоваться миражу цветности.”
Юный рисовальщик, 1737
Опять из сети картина, извините, но вот фрагменты мои, на самом деле цвета такие:
Мальчик затачивает уголек, а на другом конце мел, удобное устройство:
“Его ровная, трудолюбивая жизнь, омраченная на протяжении долгих лет смертями шести близких людей – отца, матери, первой жены, двух дочерей и единственного сына, – укладывается в двух словах. Он был образцовым мужем, отцом, тружеником и товарищем.”
Источник
Жан-Симеон Шарден, биография и творчество
Жан-Батист-Симеон Шарден (родился 2 ноября 1699 года, Париж, Франция, умер 6 декабря 1779 года в Париже), французский художник натюрмортов и домашних жанровых сцен, отличающихся своим интимным реализмом, спокойной атмосферой и ярким качеством их краски. Для своих натюрмортов он выбирал скромные предметы («Шведский стол», 1728), а для жанровых картин чаcтым сюжетом были скромные события («Женщина пишет письмо», 1733). Он также исполнял прекрасные портреты, особенно пастелью.
Его именем традиционно считалось Жан-Батист-Симеон, но «Батист», похоже, оказался ошибкой писца и Жан-Симеон теперь является принятой формой.
Родившийся в Париже, Шарден никогда не покидал родной квартал Сен-Жермен-де-Пре. Мало что известно о его обучении, хотя он некоторое время работал с художниками Пьером-Жаком Казесом и Ноэлем-Никола Куапелем. В 1724 году он был принят в Академию Святого Луки. Однако его истинная карьера началась в 1728 году, когда, благодаря портрету Никола Ларжильера (1656-1746), он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, при поступлении в которую представил свои картины «Скат» (c. 1725) и «Шведский стол» (1728).
«Скат» по стандартам Шардена – необычайно яркая работа: у потрошёной рыбы странное «человеческое лицо», скрученное в жуткой гримасе и её сырая плоть изображена с помощью виртуозного мастерства. На всю оставшуюся жизнь Шарден был преданным членом Академии – он старательно посещал все собрания и почти двадцать лет служил казначеем (1755-74), к этим обязанностям он подходил наиболее строго и честно, за что имел образцовую репутацию.
В 1731 году Шарден женился на Маргарите Сендар, а через два года он обнародовал первую из своих картин, «Женщина, пишушая письмо». С тех пор Шарден выбирал сюжетами своих картин «la vie silencieuse» («тихую жизнь») или сцены семейной жизни, такие как «Saying Grace» и рисунки молодых мужчин и женщин, концентрирующихся на их работе или игре. Художник часто повторял свои сюжеты и часто есть несколько оригинальных версий одной и той же картины. Жена Шардена умерла в 1735 году, а инвентаризация имущества, составленная после её смерти, показывает определённое богатство. Предполагается, что к этому времени Шарден уже стал успешным художником.
В 1740 году Жан-Симеон был представлен Людовику XV и достиг пика уважения в 1750-х годах, когда Людовик XV предоставил ему ежегодное пособие (1752) и помещение в Лувре для жизни и работы. Несмотря на королевскую милость, он вёл жизнь беспрецедентной преданности своему искусству: кроме коротких визитов в Версаль и Фонтенбло, он никогда не покидал Париж.
Четыре года спустя он женился на Маргарите Пуже, которую увековечил 30 лет спустя, написав её портрет пастелью. Это были годы, когда Шарден был на высоте своей славы. Например, Людовик XV заплатил ему 1500 ливров за «Леди с органом и птицами». Шарден продолжал неуклонно подниматься вверх по ступеням традиционной академической карьеры. Его коллеги в академии, сначала неофициально (1755 г. ), а затем и официально (1761 г. ), выбирали его курировать развеску картин в Салоне (официальная выставка Королевской Академии), который проводился регулярно, каждые два года с 1737 г. и в котором Шарден очень добросовестно участвовал. Именно в выполнении своих официальных обязанностей он встретил энциклопедиста и философа Дениса Дидро, который посвятил некоторые из своих лучших страниц художественной критики Шардену, «великому волшебнику», которым он так восхищался.
Жан-Симеон Шарден был ближе к чувству медитативной тишины, которая оживляет деревенские сцены французского мастера XVII века Луи Ленена, чем духу света и поверхностного блеска, увиденного в творчестве многих его современников. Его тщательно сконструированные натюрморты не выпирают аппетитными продуктами, а запоминаются самими объектами и обработкой света. В своих жанровых сценах он не ищет своих моделей среди крестьянства, как это делали его предшественники. Он пишет мелкую буржуазию Парижа. Но манеры смягчены, и его модели, кажется, далеки от суровых крестьян Ленена. Хозяйки Шардена просто, но аккуратно одеты и такая же чистота видна в домах, где они живут. Повсюду какая-то близость и доброе общение составляют очарование этих скромных картин бытовой жизни, которые сродни чувственному настрою и формату работ Яна Вермеера.
Несмотря на триумфы его ранней и взрослой жизни, последние годы Шардена были омрачены как в личной жизни, так и в его карьере. Его единственный сын, Пьер-Жан, получивший Гран-при (приз для изучения искусства в Риме) Академии в 1754 году, совершил самоубийство в Венеции в 1767-м. А потом в парижском обществе начали меняться вкусовые предпочтения. Новый директор Академии, влиятельный Жан-Батист-Мари Пьер, в своём стремлении установить историческую живопись на первое место, унизил старого художника, уменьшив ему пенсию и постепенно лишив его обязанностей в Академии. Кроме того, у Шардена ухудшалось зрение. Он пробовал рисовать пастелью. Это было для него новое средство и меньше напрягало его глаза. Пастели Шардена, большинство из которых находятся в Лувре, высоко ценятся сейчас, но их не очень оценили в своё время. Фактически, он прожил последний период своей жизни почти в полной безвестности, а его поздние работы были приняты с равнодушием.
Только в середине 19-го века он был заново открыт горсткой французских критиков, в том числе братьями Эдмоном и Жюлем де Гонкур, а также высоко оценён коллекционерами (например, братьями Лавайяр, которые пожертвовали свою коллекцию Шардена Пикардийскому музею в Амьене). Лувр совершил первые приобретения его работ в 1860-х годах. Сегодня Шарден считается величайшим художником натюрморта XVIII века, а его полотна занимают почётные места в самых выдающихся музеях и коллекциях мира.
Источник
Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)- французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Жан-Батист Симеон Шарден: Автопортрет с очками
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности
Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.
В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
В 1730-е – 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Заботливая няня,1747.
Холст, масло, 46.2 x 37 см.
Прачка [1730-1740]
Холст, масло. 37,5 x 42,7
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Разносчица [1739]
Молитва перед обедом [1740]
Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.
Маленькая учительница [ок. 1736]
Мыльные пузыри [ок. 1739]
Карточный домик [1736-1737]
Юный рисовальщик 1737. 81×65
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).
В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).
Серебряный кубок [ок. 1768]
Стакан с водой и кувшин [ок. 1760]
Трубки и кувшин [1760-1763]
Фрукты, кувшин и стакан
Натюрморт с виноградом и гранатами, 1763, 47×57
Лувр, Париж
С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. – казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».
Натюрморт с атрибутами искусств [1766]
В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.
Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена – знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» – вершина творчества мастера.
Шарден, Жан-Батист-Симеон
Знаменитый автопортрет с зеленым козырьком (1775)- вершина творчества. Одна из последних работ мастера.
Бумага, пастель. Лувр, Париж
6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.
https://www.rodon.org/art-071105123932
https://gallerix.ru/storeroom/533117779/
Источник