Символ в росписи сосудов
“Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны,
То гармонически – размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны…”
В. Брюсов
Искусство Древней Греции – одно из самых значительных явлений мировой культуры. Эллада вышла за пределы своих границ, создав искусство, которое было понятно другим народам. Это искусство выросло из крито-микенских корней и на пути своего развития прошло несколько основных стилей: геометрику (IX-VIII вв. до н.э.); архаику (VII-VI вв. до н.э); классику, которая в свою очередь делится на: раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450–400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323гг. до н. э.).
Керамика стала связующим звеном для передачи традиций между прошлым (крито-микенским) и неизвестным будущем. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, черную, белую, синюю краски. Композиции включали в себя как геометрические формы, так и образы живой природы. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название – вазы “камарес”.
Ваза “камарес”. Окло 1900-1700 гг. до н.э. Археологический музей, Гераклион.
Ваза камарес.Старый дворец в Фесте. Около 1850-1700 гг. до н.э. Археологийческий музей, Гераклион..
Микенская псевдоамфора, 1200-1100 гг до н.э.,.Метрополитен музей. Нью-Йорк.
(Псевдоамфора — шарообразный сосуд для хранения вина с длинным узким горлышком и небольшой базой)
Конец Микенского мира дал жизнь субмикенскому вазописному стилю (XII-X вв. до н.э), сменился протогеометрическим (X-IX вв. до н.э.), а затем и геометрическим (IX-VIII вв. до н.э)
Эпоха геометрики долгое время было недооцененной. В Греции в это время не было ни развитых архистилей, ни монументальных скульптур, ни картин. Основой геометрического искусства стали схематические статуэтки и большие расписные сосуды.В вазописи сложился геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появился излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник меандр, а затем и волнообразный орнамент.
Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. Изделия были большие и стройные. Каждая часть сосуда отделена одна от другой, есть тулово – основная часть, есть горло, шейка, венчик, ручки, ножки.
В росписи сосуда, в его форме была закодирована информация о мире. Форма ваз и характер росписей становился все строже и монументальнее, а их декор от схематичной горизонтали (образ первостихии-воды) перешел к сложным, строго выстроенным образам. Мастера геометрической эпохи опирались на две главные традиции – минойскую силу чувств и микенскую логику. Стиль эпохи передает человекоподобная амфора высотой 1,5 метра , которая была надгробием.
Амфора, VIII в. до н.э., Национальный музей, Афины
Впервые у греков сосуд был связан с захоронением. Две огромные вазы устанавливались по одной оси, одна над другой. Одна была над землей как памятник, другая – в земле, в ней хранили пепел усопшего. Загробный мир был четко отделен от земного. Ничего подобного не было в критомикенскую эпоху, да и у других народов. На амфоре есть фигурная сцена, выполненная схематично. Это оплакивание человека. Оплакивание – важнейший ритуал, который исполнялся после смерти, для возвращения человека к жизни. Идея “вечного возвращения” выразилась в двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание и траурный выезд к некрополю.
Гидрия. 750-700 гг. до н.э. Лувр, Париж.
Кратер, около 750 -735 гг. до н.э, Метрополитен музей, Нью-Йорк
Ойнохоя, около 800 г. д.э., Лувр, Париж
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)
Главное в геометрических сосудах – из необычайная устойчивость, т.е. чувство внутренней весомости, опоры, то, что называют тектоникой. Именно это качество стало неотъемлемым свойством зарождающейся архитектуры архаики.
В эпоху архаики (от греческого архайос – древний) (VII-VI вв. до н.э.) одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой, скифосов и киликов для вина, пиксид для женских украшений. Сложились основные типы ваз, каждый из которых имел свое строго определенное назначение и форму.
В первой половине VI в. до н.э. вазопись расцвела в Коринфе. Здесь были популярны росписи в восточном стиле. Вазы этого стиля сменили геометрические, символы-знаки уступили место образам. Для коринфской керамики характерны фризы животных – львов, пантер, леопардов. Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.
Ойнохоя . 580-570 гг. до н.э., частная коллекция, Калифорния
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)
В Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На светлом фоне глины были написаны фигуры черного цвета. Однако они резко не выделялись, т.к. их контуры были процарапаны, а силуэты подсвечены пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону разбросаны пятна-розетки. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром, отсюда
“ковровый стиль
“. Стиль этот еще называют “ориентализирующим”.
Арибалл. Корфская ваза. VIв. до н.э.. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
(Арибалл – округлый сосуд с узким горлом для ароматических масел)
Пиксида. Коринф, около 570 г. до н.э. Музей Поля Гетти, Лос-Анжелес.
(Пиксида – коробочка для хранения косметики.)
Ойнохоя, около 640-630 гг. до н.э., Лувр, Париж
Ойнохоя , 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)
Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал
чернофигурный стиль
: на светлом (красном) фоне распологались черные изображения. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля в самом широком месте, который назывался “клеймом”. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. В моду вошел обычай,согласно которому гончар и вазописец ставили свои подписи на вазе. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” , изготовленная гончаром Эрготимом и расписана вазописцем Клитием (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.
Ваза “Франсуа” (Кратер Клития), VI в. до н. э., Археологический национальный музей, Флоренция
(Кратер -большой сосуд для смешивания вина с водой)
Амфора , Ок. 575—550 гг. до н. э. , Лувр, Париж
(Амфора – сосуд с двумя ручками для вина и масла)
Амфора “Геракл и Герион” Ок. 540 г. до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен
Амфора, около 530 гг. до н.э., Метрополитен музей, Нбю-Йорк
Скифос, 525-475 гг. до н.э.. Кэмбриджский музей современного искусства, Массачусетс
(Скифос – глубокая чаша для вина с двумя ручками, на плоской подставке)
Около 30-х годов VIв. до н.э. многие вазописцы стали работать в
краснофигурном стиле
. Фигуры стали светлыми, а фон – темным. Самыми вадающимися из них были Евфроний и Евтимид.
Амфора-билингва. около 520-510 гг. до н.э..,Государственное античное собрание, Мюнхен.
(Билингва – двусторонняя ваза, с одной стороны черные фигуры, с другой светлые)
Псиктер, Евфроний. 505-500 гг. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Псиктер -сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)
Ойнохоя.около 470 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пелика, Евфроний, около 510 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика – сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)
Особого расцвета вазопись достигла в период строгого стиля или ранней классики (490-450 гг. до н.э.). Эта эпоха борьбы Греции с Персидской державой, становления демократии. Эпоха правления тиранов уходила в прошлое. На первое место выходит независимый человек, гражданин. Для строгого стиля характерен накал борьбы. Образы строго стиля были строгие, серьезные. Так как людей изображали низкого роста, и отсутвовала динамика. Однако складки одежды стали более мягкие и пластичные.Произошли изменения и в типологии самих изображений. Во-первых, вазописцы стали часто изображать не только сами моменты событий, но и сцены, непосредственно предшествующие им.
Лекиф с белой облицовкой. Мастер Пана,. около 490 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Лекиф – сосуд для душистого масла)
Пиксида, около 470-460 гг. до н.э., Лувр, Париж.
(Пиксида – коробочка для хранения косметики)
Килик “Дионис и сатиры”, мастер Бриг, около 480 г. до н.э., Лувр, Париж
(Килик – чаша с двумя ручками для питья вина)
Кратер. “Смерть Сарпедона”, Евфроний, около 500 г до н.э., Метрополитен музей, НЬю-Йорк
Псиктер “Резвящиеся сатиры”, мастер Дурас, около 480 г. до н.э., Британский музей
(Псиктер – сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)
Вазописцев зрелой классики (450-400 гг. до н.э.) вдохновлял Парфенон и его скульптуры, что в первую очередь отразилось в технике изображения одежды. Ниспадающие складки ткани выглядели на изображениях более естественными, что придавало большую глубину изображению. Композиции изображений ещё более упростились. Художники особо ценили симметрию и гармонию. Ставшие опять более стройными человеческие образы излучали внутреннее, почти божественное спокойствие. Наиболее известные вазописцы периода ранней и зрелой классики — Гермонакс и вазописец Ахилла, Мастер фиал,Полигнот, Клеофан и другие.
Амфора. Вазописец Ахилл, около 440-430 гг. до н.э., Государственное античное собрание. Мюнхен.
Гидрия-кальпида, около 440-430 гг. до н.э, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Гидрия-кальпида – сосуд для переноски воды с тремя ручками и шарообразным туловом)
В период поздней классики (400-323 гг. до н.э.) — начиная с последней четверти V в. до н. э. — в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к “роскошному стилю” в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Наиболее известным представителем «роскошного стиля» был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачной одежды и огромного количества складок на ней. Роспись отличалась большим количеством декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой, оттеняющие рельефные украшения, что стало первой попыткой создания на вазах трёхмерных изображений. Наблюдалась тенденция к «смягчению» форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мускулы.
Гидрия, работы Мидия, 420-400 г г. до н.э., Британский музей, Лондон
(Гидрия- сосуд с ручками для переноски воды)
Лекиф. около 410-400 гг. до н.э., Лувр, Париж
(Лекиф -сосуд для душистого масла)
Пелика. около 360 гю до н.э. , Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика -сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)
Лебет.Мастер Марсия, около 360 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Лебет – ваза с крышкой)
Кратер, около 350-340 гг до н.э., Лувр, Париж
Лутрофор, около 430-430 гг. до н.э, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
(Лутрофор – сосуд с длинным горлышком и ручками особой формы, церемониальная ваза для воды)
К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.
“Античные вазы.”
Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны,
То гармонически – размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.
Валерий Брюсов
1916 –1917 гг.
ru.wikipedia.org›wiki/Вазопись_Древней_Греции
dic.academic.ru›dic.nsf/bse/72419/Вазопись
https://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/index.php/ceramic
https://festival.1september.ru/articles/570688/
https://www.globmuseum.info/katalog-muzeev/muzej-metropoliten/
Источник
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник