Символ в росписи сосудов

Символ в росписи сосудов thumbnail

                                        “Они пленительны и нежны,
                                        Они изысканно – небрежны,
                                        То гармонически – размерны,
                                        То соблазнительно – неверны,
                                         Всегда законченны и цельны…”
                                                                             В. Брюсов    

           
  Искусство Древней Греции – одно из самых значительных явлений мировой культуры. Эллада  вышла за пределы своих границ,  создав искусство, которое было понятно другим народам. Это искусство выросло из крито-микенских корней и на пути своего развития прошло несколько основных стилей: геометрику (IX-VIII вв. до н.э.); архаику (VII-VI вв. до н.э); классику, которая в свою очередь делится на: раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450–400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323гг. до н. э.).
Керамика стала связующим звеном для передачи традиций между прошлым (крито-микенским) и неизвестным будущем. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, черную, белую, синюю краски. Композиции включали в себя как геометрические формы, так и образы живой природы. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название – вазы “камарес”.

Ваза “камарес”. Окло 1900-1700 гг. до н.э. Археологический музей, Гераклион.

Ваза камарес.Старый дворец в Фесте. Около 1850-1700 гг. до н.э. Археологийческий музей, Гераклион..

Микенская псевдоамфора, 1200-1100 гг до н.э.,.Метрополитен музей. Нью-Йорк.
(Псевдоамфора — шарообразный сосуд для хранения вина с длинным узким горлышком и небольшой базой)

Конец Микенского мира дал жизнь субмикенскому вазописному стилю (XII-X вв. до н.э), сменился протогеометрическим (X-IX вв. до н.э.), а затем  и геометрическим (IX-VIII вв. до н.э)

Эпоха геометрики долгое время  было недооцененной.  В Греции в это время не было ни развитых архистилей, ни монументальных скульптур, ни картин. Основой геометрического искусства стали  схематические статуэтки и большие расписные сосуды.В вазописи сложился геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появился излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так  и возник меандр, а затем и волнообразный орнамент. 
Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. Изделия были большие и стройные.  Каждая часть сосуда отделена одна от другой, есть тулово – основная часть, есть горло, шейка, венчик, ручки, ножки.

В росписи сосуда, в его форме  была закодирована информация о мире. Форма ваз и  характер росписей становился все строже и монументальнее, а их декор от схематичной горизонтали (образ первостихии-воды) перешел к сложным, строго выстроенным образам. Мастера геометрической эпохи опирались на две главные традиции – минойскую силу чувств и микенскую логику. Стиль эпохи передает человекоподобная амфора высотой 1,5 метра , которая была надгробием.

      
Амфора, VIII в. до н.э., Национальный музей, Афины

Впервые у греков сосуд был связан с захоронением. Две огромные вазы устанавливались по одной оси, одна над другой. Одна была над землей как памятник, другая – в земле, в ней хранили пепел усопшего. Загробный мир был четко отделен от земного. Ничего подобного не было в критомикенскую эпоху, да и у других народов. На амфоре есть фигурная сцена, выполненная схематично. Это оплакивание человека. Оплакивание – важнейший ритуал, который исполнялся после смерти, для возвращения человека к жизни. Идея “вечного возвращения” выразилась в двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание и траурный выезд к некрополю.

Гидрия. 750-700 гг. до н.э. Лувр, Париж.

Кратер, около  750 -735 гг. до н.э, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Ойнохоя, около 800 г. д.э., Лувр, Париж
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

Главное в геометрических сосудах – из необычайная устойчивость, т.е. чувство внутренней весомости, опоры, то, что называют тектоникой.  Именно это качество стало неотъемлемым свойством зарождающейся архитектуры архаики.

 
В эпоху архаики  (от греческого архайос – древний) (VII-VI вв. до н.э.) одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой, скифосов и киликов для вина, пиксид для женских украшений. Сложились основные типы ваз, каждый из которых имел свое строго определенное назначение и форму.
В первой половине VI в. до н.э. вазопись расцвела в Коринфе. Здесь были популярны росписи в восточном стиле. Вазы этого стиля сменили геометрические,  символы-знаки уступили место образам. Для коринфской керамики характерны фризы животных – львов, пантер, леопардов.  Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.

Читайте также:  Яблочный уксус для сосудов применение

Ойнохоя . 580-570 гг. до н.э., частная коллекция, Калифорния
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

В Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На светлом фоне глины были написаны фигуры черного цвета. Однако они резко не выделялись, т.к. их контуры были процарапаны, а силуэты подсвечены пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону разбросаны пятна-розетки. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром, отсюда

“ковровый стиль

“.  Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. 

Арибалл. Корфская ваза. VIв. до н.э.. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
(Арибалл – округлый сосуд  с узким горлом для ароматических масел)

Пиксида. Коринф, около 570 г. до н.э. Музей Поля Гетти, Лос-Анжелес.
(Пиксида – коробочка для хранения косметики.)

Ойнохоя, около 640-630 гг. до н.э., Лувр, Париж

Ойнохоя , 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал

чернофигурный стиль

: на  светлом (красном) фоне распологались черные изображения. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля в самом широком месте, который назывался “клеймом”. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. В моду вошел обычай,согласно которому гончар и вазописец ставили свои подписи на вазе. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” , изготовленная гончаром Эрготимом и расписана вазописцем Клитием (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

Ваза “Франсуа” (Кратер Клития), VI в. до н. э., Археологический национальный музей, Флоренция
(Кратер -большой сосуд для смешивания вина с водой)

Амфора , Ок. 575—550 гг. до н. э. , Лувр, Париж
(Амфора – сосуд с двумя ручками для вина и масла)

Амфора “Геракл и Герион” Ок. 540 г. до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен

Амфора, около 530 гг. до н.э., Метрополитен музей, Нбю-Йорк

Скифос, 525-475 гг. до н.э.. Кэмбриджский музей современного искусства, Массачусетс
(Скифос – глубокая чаша для вина с двумя ручками, на плоской подставке)

Около 30-х годов VIв. до н.э. многие вазописцы стали работать в

краснофигурном стиле

. Фигуры стали светлыми, а фон – темным. Самыми вадающимися из них были Евфроний и Евтимид.

Амфора-билингва. около 520-510 гг. до н.э..,Государственное античное собрание, Мюнхен.
(Билингва – двусторонняя ваза, с одной стороны черные фигуры, с другой светлые)

Псиктер, Евфроний. 505-500 гг. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Псиктер -сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)

Ойнохоя.около 470 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 
Пелика, Евфроний, около 510 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика – сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)

Особого расцвета вазопись достигла в период строгого стиля или ранней классики (490-450 гг. до н.э.). Эта эпоха борьбы Греции с Персидской державой, становления демократии. Эпоха правления тиранов уходила в прошлое. На первое место выходит независимый человек, гражданин. Для строгого стиля характерен накал борьбы. Образы строго стиля были строгие, серьезные. Так как людей изображали низкого роста, и отсутвовала динамика. Однако складки одежды стали более мягкие и пластичные.Произошли изменения и в типологии самих изображений. Во-первых, вазописцы стали часто изображать не только сами моменты событий, но и сцены, непосредственно предшествующие им.

Лекиф с белой облицовкой. Мастер Пана,. около 490 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

(Лекиф – сосуд для душистого масла)

Пиксида, около 470-460 гг. до н.э., Лувр, Париж.
(Пиксида – коробочка для хранения косметики)

Читайте также:  Какие продукты при заболевании сосудов

Килик “Дионис и сатиры”, мастер  Бриг, около 480 г. до н.э., Лувр, Париж
(Килик –  чаша с двумя ручками для питья вина)

Кратер. “Смерть Сарпедона”, Евфроний, около 500 г до н.э., Метрополитен музей, НЬю-Йорк

Псиктер “Резвящиеся сатиры”, мастер Дурас, около 480 г. до н.э., Британский музей
(Псиктер – сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)

Вазописцев зрелой классики (450-400 гг. до н.э.) вдохновлял Парфенон и его скульптуры, что в первую очередь отразилось в технике изображения одежды. Ниспадающие складки ткани выглядели на изображениях более естественными, что придавало большую глубину изображению. Композиции изображений ещё более упростились. Художники особо ценили симметрию и гармонию. Ставшие опять более стройными человеческие образы излучали внутреннее, почти божественное спокойствие. Наиболее известные вазописцы периода ранней и зрелой  классики — Гермонакс  и вазописец Ахилла, Мастер фиал,Полигнот, Клеофан и другие.

Амфора. Вазописец Ахилл, около 440-430 гг. до н.э., Государственное античное собрание. Мюнхен.

Гидрия-кальпида, около 440-430 гг. до н.э, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Гидрия-кальпида – сосуд для переноски воды с тремя ручками и шарообразным туловом)

В период поздней классики (400-323 гг. до н.э.) — начиная с последней четверти V в. до н. э. — в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к “роскошному стилю” в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Наиболее известным представителем «роскошного стиля» был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачной одежды и огромного количества складок на ней. Роспись отличалась большим количеством декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой, оттеняющие рельефные украшения, что стало первой попыткой создания на вазах трёхмерных изображений. Наблюдалась тенденция к «смягчению» форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мускулы.

Гидрия, работы Мидия, 420-400 г г. до н.э., Британский музей, Лондон

(Гидрия- сосуд с  ручками для переноски воды)

Лекиф. около 410-400 гг. до н.э., Лувр, Париж
(Лекиф -сосуд для душистого масла)

Пелика. около 360 гю до н.э. , Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика -сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)

Лебет.Мастер Марсия, около 360 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Лебет – ваза с крышкой)

Кратер, около  350-340 гг до н.э., Лувр, Париж

Лутрофор, около 430-430 гг. до н.э, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
(Лутрофор – сосуд с длинным горлышком и ручками особой формы, церемониальная ваза для воды)

 К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.

                      “Античные вазы.”

Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны,
То гармонически – размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

Валерий Брюсов
1916 –1917 гг.

ru.wikipedia.org›wiki/Вазопись_Древней_Греции

dic.academic.ru›dic.nsf/bse/72419/Вазопись

https://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/index.php/ceramic

https://festival.1september.ru/articles/570688/

https://www.globmuseum.info/katalog-muzeev/muzej-metropoliten/

Источник

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Читайте также:  Рецепторы сосудов их расположение

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник