Символдрама мотив сосуд интерпретация
Сосуд – центральный символ женского
Нередко в практике психологической работы с женщинами появляется необходимость обратиться к теме женской идентичности, к тому, как женщина относится к себе, к своему женскому началу. И эта тема побуждает обратиться к большому количеству переживаний и информации, ведь тут нужно учесть и то, как у человека формировалось представление о себе и своём поле, с учётом тех отношений, в которые женщина была включена, а также влияние культуры, которая тоже задаёт определённые взгляды на женственность и отношение к ней. Также, говоря о женственности, мы сталкиваемся с темой отношений с мужчинами, отношением к материнству отношением к себе, своему телу и так далее. Это колоссальный объём информации, сталкиваясь с которым женщина формирует своё уникальное представление о себе как о человеке, как женщине. И, конечно, часть этой информации осознанно воспринимается, но часть является бессознательной. И для работы с таким большим объёмом данных удобно обратиться к символизации. Символ – «это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу» [1]. Получается, что через символ можно выражать некие внутренние содержания, что особенно важно для отражения абстрактных понятий.
Один из учеников Карла Густава Юнга, Эрих Нойманн, провёл большое исследование структур, граней и символов Великого Женского на основе большого количества мифологического и психологического материала. В своей книге «Великая мать» он отмечает, что центральным символом сущности женского является сосуд. Этот архетипический символ женского обнаруживается с самого начала и до самых поздних стадий развития человечества [2].
Поэтому и в практике психотерапии работа с этим символом применяется уже давно. Впервые мотив «сосуд» предложил французский психотерапевт Робер Дезуаль (Robert Desoille) в 30-е годы ХХ века. Он предлагал женщинам в своём воображении представить сосуд и посмотреть за развитием этой фантазии [3]. Несколько позже, в конце 40х – начале 50х годов ХХ века, немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер создал психотерапию по методу символдрамы (Кататимно-имагинативная психотерапия). Независимо от Робера Дезуаля, в рамках своих исследований, Ханскарл Лёйнер пришёл к работе с мотивом «сосуд» [3]. Работа с образом сосуда может дать много материала для анализа, но важным достоинством такой работы является то, что это не просто пассивное воображение, а активное – в процессе представления образа может что-то происходить, можно совершать различные действия, может происходить трансформация, выстраиваются определённые отношения. Всё это открывает большие возможности для психотерапевтического применения.
Разбитый сосуд
Получается, что представляя в своём воображении сосуд, женщина в символической форме рассказывает о себе как о женщине. Проведя соответствующую аналитическую работу, она может много нового узнать о себе. И иногда так бывает, что представленный сосуд оказывается разбитым или с какими-нибудь сколами, трещинами и т.п. И это может быть символичным. Нередко разбитый или треснувший сосуд может указывать на перенесённую в прошлом психологическую травму или на наличие соматического расстройства. В реальности сосуд может оказаться разбитым вследствие какого-то внешнего воздействия, например, его могли специально или «случайно» уронить и разбить, или сосуд мог пострадать вследствие неправильного хранения или от воздействий агрессивной среды. Хронология получается следующей: сначала сосуд был произведён целым, но потом что-то происходило, какое-то насилие, и сейчас сосуд находится в повреждённом состоянии. Нарушилась или утратилась его основная функция – способность содержать в себе. И в психологическом плане разбитый сосуд может указывать на некое совершённое насилие по отношению к человеку, на психическую травму.
И в этой ситуации появляется важный вопрос – что делать? Если оставить всё как есть, то в психологическом смысле это могло бы означать оставить случившуюся травму непроработанной, застрять на этих травматических переживаниях и не делать ничего. Это благодатная почва для таких тяжёлых переживаний как грусть, горе, безысходность, отчаяние, вина, ненависть. Когда в жизни бьётся посуда, мы говорим «на счастье», но когда мы понимаем, что образ разбитого сосуда – это отражение внутреннего состояния, то говорить о счастье не приходится.
Поэтому в такой ситуации символдраматист предложит развить тему сосуда и поработать с мотивом «старинная мастерская по изготовлению сосудов». В рамках этой работы у пациентки будет возможность творчески переработать свой опыт, свои ценности, взгляды и преобразовать свою женскую идентичность, что символически будет выражено в появлении нового сосуда, который будет выражать личностный рост в ходе терапии.
Ваби-саби и кинцуги
Однако можно ли что-то сделать с имеющимся разбитым сосудом? Или стоит от него отказаться и просто заменить новым? Это важный вопрос, потому что современное общество потребления учит нас избавляться от старых вещей и взамен старого приобретать новое. Получается, что какая-то вещь может быть ценной до тех пор, пока она работает, пока она целая, пока сохранён товарный вид. Как только эта ценность пропадает, от вещи избавляются. На уровне психологических переживаний это может выражаться в страхе перед старением, перед телесным несовершенством и попыткой связать свою идентичность и самооценку с внешними атрибутами, что приводит к постоянной гонке, например, за обладанием последней версией мобильного телефона, за обладанием совершенным телом и т.д. и т.п. И появляется большой страх утратить эти внешние атрибуты.
Что этому можно противопоставить? В японском эстетическом мировоззрении важное место занимает концепция ваби-саби, которая связана с особой красотой вещей, которыми уже пользовались. То есть речь идёт о вещах со своей уникальной историей. Это может быть старинный дом, который мы однозначно выделяем на фоне современных строений. Или это может быть старое дерево в парке, глядя на которое мы можем вообразить его историю. Или это может быть любимая вещь из гардероба, которая особо притягательна тем, что связана для нас с разными приятными переживаниями и, несмотря на свою потрёпанность, её приятно носить. Эти примеры можно продолжать до бесконечности, важно, что в них отражается главная идея – со временем какие-то вещи могут приобретать для нас большую ценность.
Любопытное развитие эта концепция получила в японском искусстве реставрации керамических изделий, которое называется кинцуги. Философская основа кинцуги заключается в идее, что различные сколы, поломки и трещины неотделимы от истории объекта, и их не стоит скрывать, наоборот, их стоит подчеркнуть. В результате имеющиеся изъяны включаются в новый художественный образ. Для реставрации в этой технике используется специальный лак уруси, который смешивается с золотым, серебряным или платиновым порошком. Выбор дорогого материала подчёркивает особую ценность и значимость реставрируемого предмета. Таким образом, при восстановлении в технике кинцуги, имеющиеся повреждения подчёркиваются и выделяются, что философски напоминает о превратностях судьбы, неотвратимо присутствующих, как в прошлом, так и в будущем [4] [5]. Не все травмы мы можем предотвратить, но в наших силах что-то с этим сделать, добавить к этому элемент эстетики и искусства. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня» (Жан-Поль Сартр).
И, если снова вернуться к образу с разбитым сосудом, то можно сказать, что одним из вариантов продолжения работы с этим образом может стать его восстановление в технике кинцуги. Поскольку речь идёт о воображаемом сосуде, то его восстановление также будет происходить в воображении. И символически такая работа будет связана с уважением и признанием ценности всей той длительной истории, которая связана с этим объектом. И если вернуться к символическому значению сосуда как центрального символа женского, то мы понимаем, что речь идёт не просто об абстрактном воображаемом сосуде, а о сосуде как отражении образа Я, женской идентичности. Поэтому бережное и уважительное отношение к нему будет символически связываться и с бережным, внимательным и уважительным отношением к себе. А символизм кинцуги поможет интегрировать травматические переживания в свой опыт. И, да, восстановленный таким образом сосуд может стать ещё более ценным, значимым, чем до произошедшей с ним истории.
Возможно, в некоторых ситуациях имагинативное восстановление сосуда может стать логичным этапом в подготовке к работе с мотивом «старинная мастерская по изготовлению сосудов». В этом случае старый разбитый сосуд не оказался просто выброшенным и забытым, наоборот, к нему проявляются любовь и внимание, в чём может быть большая потребность для компенсации ранее проявленной к сосуду агрессии. И мы понимаем, что за образом сосуда стоит реальный человек, с реальными переживаниями и потребностью в заботливом и внимательном отношении к себе.
Фотографии
Автор всех представленных в статье фотографий Костя КорКА (www.kintsugi.ru)
Видео
Литература
1 Карл Густав Юнг «Символы и толкование сновидений» (Карл Густав Юнг. Сочинения. «Символическая жизнь» М.: «Когито-Центр», 2013, стр. 199, п.416)
2 Эрих Нойманн «Великая мать» М.: «Добросвет, Издательство «КДУ»», 2012, стр 47
3 Обухов Я.Л. Мотивы «Меч» и «Сосуд» // Психоаналитический вестник. 2009. Вып. № 2. С. 172-183 (https://symboldrama.ru//Obuchov_article3/)
4 Кинцуги. Материал из Википедии – свободной энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинцуги)
5 Charly Iten «Ceramics Mended with Lacquer – Fundamental Aesthetic Principles, Techniques and Artistic Concepts», раздел «Fundamental Aesthetic Principles», перевод А. Земляной (https://www.kintsugi.ru/kintsugi-aesthetic, 2017)
**
Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
https://helpmenow.ru/)
Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии ссылки на мой сайт (https://helpmenow.ru/)
Источник
Вы когда-нибудь обращали пристальное внимание на трактовку своих сновидений? Может, вчера вам приснилась злая собака, преследующая вас, или сияющее солнце на Лазурном берегу… Возможно, вы пробовали интерпретировать эти сновидения, проводя аналогию с вашей настоящей, реальной жизнью и событиями, наполняющими её. В этой связи собака может представлять собой какой-либо страх или переживание, преследующее вас на протяжении данного периода, а может, всей жизни, а яркое солнце – необходимость отдыха и получения приятных впечатлений.
Однако все эти догадки могут быть сведены к нулю, поскольку мы не знаем жизненных обстоятельств, переживаемых вами сейчас. Но что гораздо важнее – нам неизвестны условия, в которых вы воспитывались, ваши личные, семейные отношения, что играет огромную роль в формировании психологической основы каждой личности.
Направление психологии под названием символдрама как раз занимается выявлением глубинных психологических проблем посредством образных фантазий. Давайте более подробно изучим процессы, протекающие во время сеансов символдрамы, а также поговорим о её создателях.
Отец символдрамы
Если представить, что психология – это целый клан направлений, то символдрама представляет собой одно из таких направлений, а её «двоюродным братом» выступает психоанализ, который зачастую по ошибке ставится как её родитель. Изучая символдраму, становится очевидно, что наблюдения, выводы, закономерности, выведенные выдающимися учеными психоанализа (Зигмудом Фрейдом, Альфредом Адлером, Карлом Юнгом и т.д.), применяются и признаются в символдраме, тем не менее ставить между ними знак равенства будет некорректно.
Основателем символдрамы (или кататимно-имагинативной психотерапии) является Ханскарл Лёйнер – немецкий ученый-психотерапевт, доктор медицины, проделавший за свою жизнь путь от молодого радиста до основоположника международного психотерапевтического сообщества. Молодость человека, мечтавшего стать психотерапевтом, совпала с периодом войны, в результате чего он был отправлен на восточный фронт. Как отмечал сам Лёйнер, впоследствии при разработке концепции символдрамы военный опыт ему пригодился.
Весомый вклад в развитие символдрамы Лёйнером внес Карл Юнг. Значительная часть идей последнего была выдвинута на основании интуиции и фантазий, что подстегнуло Лёйнера провести ряд экспериментов с целью доказательства существенности и самостоятельной научной компетентности символов, образов, бессознательного в целом. Таким образом, стремясь улучшить психоанализ, ученый разработал отдельное направление, ставшее знаменитой психотерапевтической техникой. Давайте рассмотрим ее более подробно.
Символдрама: проникаем в подсознание
Символдрама или кататимно-имагинативная психотерапия – разновидность индивидуальной или групповой психологической терапии, направленной на выявление бессознательных процессов.
Этимология терминов восходит к греческому языку: символдрама означает «действие знаков, символов», а кататимно-имагинативный – «соответствие душе» и «представление, фантазия». Иными словами, символдрама оперирует методом «сны наяву» и призвана оживить память чувств. Заметьте, память событий, как утверждают психологи не длительна, то есть мы не помним, что происходило с нами, например, во второй год жизни, но память чувств не затухает, она остается в бессознательном, копится и влияет на наше поведение, а значит, чувства от второго года остаются на всю жизнь и оказывают эффект на то, как мы живем.
Эта методика своим базисным понятием ставит образ или мотив – луг, цветок, гора, ручей, лев, опушка леса, дерево, идеал-я и т.д. Пытаясь представить то или иное место и моделируя свое поведение в таких условиях, пациент делится впечатлениями с психотерапевтом, который словно ведет его в это место. При этом специалист задает общие вопросы (типа «Как вы можете описать то, что видите?» или «Какие у вас возникают чувства?», а не «Видите ли вы цветок?» или «У вас возникло чувство радости или грусти?») и наблюдает за реакциями пациента.
Кому в принципе нужна символдрама? Психотерапия в принципе необходима людям, страдающим какой-либо психологической проблемой, расстройством или даже болезнью. В частности, люди часто обращаются за помощью к психотерапевтам-специалистам по символдраме дабы избавиться от депрессии, невроза, фобий, галлюцинаций, психосоматических расстройств. Как правило, эти люди осознают, что за методом символдрамы стоит работа с подсознанием, поэтому готовы полностью довериться специалисту.
Зачастую к кататимно-имагинативной терапии прибегают как люди, нуждающиеся в медицинской помощи (психосоматические расстройства), так и семейные пары (возможность развода, измена партнёра, плохие отношения с детьми), коучи (страх большой аудитории, выступлений), руководители (работа с коллективом, коллегами), бизнесмены (хроническая усталость, общение с клиентами, трудные переговоры) и др.
Как же проходит практика символдрамы? Прежде всего нужно оговориться: не рекомендуется проводить практику самостоятельно. При погружении в глубинные психологические процессы личности необходимо сопровождение знающего, грамотного психотерапевта. Только с помощью такого специалиста получится провести эффективный и полезный сеанс. К тому же, однозначно признается, что психология человека диалогична. Это означает, что мы лучше разбираемся в своих проблемах при выстраивании диалога, делясь своими переживаниями.
Практика символдрамы считается наиболее простой в плане её осуществления и проведения. Чтобы провести сеанс кататимно-имагинативной терапии, нужна тихая, спокойная обстановка.
Обратимся теперь к этапам символдрамы.
Этап №1. Вводная беседа
Предварительно специалисту-психотерапевту необходимо провести беседу с пациентом, обратив внимание на период его детства, даже младенчества. Как было отмечено выше, символдрама оперирует тем, что в первые годы жизни в подсознании откладывается информация, влияющая на всю последующую жизнь человека. Суть символдрамы – трактовка символов, возникающих при возникновении образов, однако их трактовка должна быть скорректирована под индивидуальную историю каждого человека.
К примеру, если у человека возникает желание искупаться в бурной реке, психотерапевт может распознать здесь желание дополнительной материнской заботы (как правило, водная среда является символом воссоздания ситуации нахождения ребенка в утробе матери), но, если данный пациент является профессиональным пловцом, возможно, ему необходимо преодолеть очередное препятствие, доказать свое превосходство. Поэтому важно каждый раз «раскрывать» пациента, узнавать подробности детского периода, взаимоотношений с семьей и т.п.
После предварительной беседы наступает этап релаксации.
Этап №2. Расслабление
Расслабление необходимо пациенту с целью избавления от механизмов сопротивления, сопровождающих нас по ходу всей активной жизнедеятельности, а также выхода всех глубинных переживаний. Подробнее о техниках релаксации можно узнать в этой статье.
Во время релаксации убедитесь, что в ближайшее время вам не нужно срочно отвлекаться на звонки, постарайтесь создать бесшумную обстановку, чтобы сконцентрироваться на образах, не отвлекаться и видеть их как можно более четко.
Этап №3. Погружение в образ
Настал момент погружения в фантазии. Когда вы достаточно расслабились, прислушайтесь к психотерапевту, который выступает в роли проводника, следуйте его указаниям, доверьтесь ему. То, что вам предстоит, можно представить, как прогулку в подсознание, что всегда интересно и результативно.
Специалист предлагает пациенту какой-либо образ (мотив), к примеру, это может быть опушка леса (лес, собственно, символ бессознательного). Смысл в том, чтобы увидеть какое-либо существо, выходящее из леса (из бессознательного). Специалист будет трактовать вашу фантазию как тот или иной символ и сможет выявить проблему не только в зависимости от того, что вы увидите, но и почувствуете. Важнейшее значение при символдраме имеют возникающие чувства, эмоции. Напомним, эта терапия касается именно памяти чувств, хранящихся в бессознательном, поэтому ожидаемо услышать вопрос «Какие чувства вы при этом испытали?»
Этап №4. Заключительный
После сна наяву вам будет предложено выйти из ситуации. Психотерапевт по окончании сеанса сделает несколько пометок, учтет для себя какие-то моменты, не раскрывая их, а затем даст вам «домашнее задание». Обычно пациенту по приходе домой предлагается нарисовать то, что он увидел во время терапии.
Рисуя увиденное, пациенты вкладывают в изображение свое отношение к тому, что было во сне наяву. Выбирая размер, цвета красок, способ нанесения, фактуру, контуры, насыщенность и другие характеристики, пациент вкладывает свои эмоции в нарисованное, а профессиональный психотерапевт может это анализировать, «читать». Поэтому, безусловно, практика последующего рисования поможет понять ваши бессознательные мотивы лучше.
Уже после проведенных сеансов, а их может быть около 10-15 для полного осмысления проблемы, психотерапевт поводит беседу с клиентом, обсуждает, что было проделано, что значили те или иные смыслы, если что-то осталось недопонятым. Однако по ходу всей практики врач дает возможность пациенту осознать это все самостоятельно, показать, как тот или иной опыт влиял на его/ее жизнь.
Реальный сеанс символдрамы с Клепиковым Николаем Николаевичем, преподавателем Московского института психоанализа, президентом Консолидированного психологического общества, обучающим терапевтом, можно посмотреть в видео ниже (начиная с 58 минуты):
Если вы заинтересованы психологическими методами контроля своего поведения, мыслей и чувств, мы советуем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», где за 6 недель вы научитесь справляться с прокрастинацией, бороться с апатией и стрессом, избавитесь от стресса на работе (учебе).
Вместо заключения
Каждый из нас в детстве становится заложником ошибок родителей, друзей, близких и другого окружения. Один странный взгляд или нечаянно брошенный жест, словленный вами в раннем детстве, может стать причиной какой-либо психологической проблемы в уже зрелом возрасте.
Выбирая ту или иную методику, убедитесь в профессионализме специалиста, к которому обращаетесь. И, что не менее важно, постарайтесь ему довериться, что означает смелость при погружении в свой внутренний мир и по возможности его анализ. Так вы сможете избавиться от последствий детских эмоциональных травм и жить более счастливо.
Желаем удачи!
Источник