Скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки
Практическая работа №5
Опыты, выясняющие природу пульса.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу.
Цель: доказать, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Оборудование: раздаточный материал, линейка, секундомер.
Ход работы:
Опыты, выясняющие природу пульса.
1.Найдите пульс на лучевой артерии. Наметьте точку a, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку b, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет то точки b к точке a.
2. Зажмите артерию в точке a. Движение крови на участке ba будет остановлено. Однако стенка артерии в точке b, будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться.
3. Теперь зажмите артерию в точке b. Вы не только остановили кровь, но и прекратили распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти через участок b. В этом случае в точке а пульс ощущаться не будет.
Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
Регистрация пульса
Выводы:
1. Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.
2. Легче всего пульс прощупывается на висках, лучевой артерии, артерии на шее и около запястья.
3. Пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.
Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу.
1. Ознакомьтесь с тестом
В конце XIXв итальянский физиолог Анджело Моссо (1846—1910) уравновесил спокойно лежащего человека на специальных, очень чувствительных весах, так, что обе половины туловища были строго параллельны полу (Рисунок 3).
Рис. 3. Опыт А. Моссо.
Ученый предложил испытуемому решить математическую задачу (п.1), затем попросил пошевелить пальцами ног (п.2).
1) Когда этот человек начал решать умственные задачи, активизировалась активность головного мозга, кровь перераспределилась к голове, и она стала тяжелее, вес увеличился, весы потеряли равновесие.
2) Затем физическая активность пальцев ног направила кровь к конечностям, т.е. другой работающий орган получил больше крови, чем покоящийся, это увеличило вес той части тела, и весы опустились вниз в области ног.
Так ученый доказал, что прилив крови идет к работающему органу, он больше получает крови, чем покоящийся и, следовательно, повышается его жизнедеятельность. Значит, количество крови может перераспределяться.
2. Выполните следующее задание:
А) Прощупайте мышцы предплечья перед началом упражнения, не напрягая их. Свои наблюдения запищите в тетрадь.
Б) Упритесь руками в сиденье и, не помогая себе ногами, отожмите корпус от скамейки столько раз, сколько сможете. После окончания упражнения прощупайте свои мышцы плеча в состоянии покоя. Что с ними произошло? Дайте объяснение. (У многих они стали гораздо плотнее. Это произошло потому, что к работающим мышцам стало притекать больше крови. Усилился и выход тканевой жидкости в межклеточные промежутки. Все это и сделало ваши мышцы более плотными. Благодаря этим изменениям усилился приток кислорода и питательных веществ к мышечным волокнам. Это способствует не только их деятельности, но и восстановлению после работы).
В) Прощупайте плотность мышц плеча после получасового отдыха, не напрягая их. Что изменилось? (Через некоторое время (не сразу!) после отдыха мышцы снова станут такими, какими были вначале. Изменения в самих мышцах заметны только после длительной тренировки).
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
1. Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.
2. Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.
3. Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через, сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа. ^
Узнайте скорость (в м/с) крови по формуле V= s•t, где V— скорость крови, s— длина пути, t — время.
Задание.
1. Рассмотри таблицу и соотнеси с полученными результатами.
2. Ответьте на вопрос:
Почему скорость тока крови в капиллярах самая низкая. С какой целью так «придумала» природа?
(В единицу времени к сердцу притекает столько крови, сколько выходит из его желудочков. Это возможно лишь при соблюдении физического закона: скорость крови в сосудах обратно пропорциональна общей площади их поперечного сечения. От левого желудочка сердца отходит один сосуд — аорта, а к правому предсердию подходят два сосуда — вены. У каждой вены площадь поперечного сечения такая же, как у аорты. Но поскольку сосудов два, их суммарная площадь в два раза больше, а потому скорость крови в каждой вене в два раза меньше, чем в аорте. Что же говорить о капиллярах, у которых суммарная площадь в 1000 раз превышает площадь аорты! Кровь в них будет двигаться в 1000 раз медленнее. Это оправдано биологически: в капиллярах между кровью и клетками идет обмен веществ).
Источник
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Практическая работа. Измерьте длину ногтя от корня, до прозрачной части, которую обычно срезают. Это путь который проходит кровь, от корня ногтя до конца ногтевого ложа. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая на ноготь, ноготь должен побелеть. Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа. Узнайте скорость крови по формуле V = L / t, где V – скорость крови, L – длина пути, t – время.
Слайд 14 из презентации «Движение крови по сосудам» к урокам биологии на тему «Кровообращение»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Движение крови по сосудам.ppt» можно
в zip-архиве размером 217 КБ.
Скачать презентацию
Кровообращение
краткое содержание других презентаций о кровообращении
«Кровь человека» – 1832 год – Г. Вольф спас умирающую после родов женщину. Происходит агглютинация эритроцитов и наступает шок. Группы крови 1901 год К. Ландштейнер. Повторное переливание резус-положительной крови. Водный Воздушно-капельный С пищей При контакте с животными и растениями. Заболевания крови. Как повысить иммунитет.
«Движение крови» – Органы кровообращения =. Движение крови и лимфы в оранизме. Оборудование: Таблица 2. Движение крови и лимфы в организме. Сердце + кровеносные сосуды. Учитель биологии МОУ СОШ № 3 МО город Тихорецк Чапайкина Татьяна Петровна. Строение сердца. Таблица 1. Органы кровообращения. Цели урока: Ход урока: Мультимедийный проектор, модель сердца, таблицы: «кровеносная система человека», «схема кровообращения», «сердце».
«Строение сердца» – Кровеносная система человека. Полулунные клапаны. Сердечная мышца. Повторите особенности строение сердечной мышцы (§ 4, уч. Драгомилова). Строение сердца пресмыкающихся. Строение сердца человека. Строение сердца. Лёгочная артерия. Определите правую и левую половину сердца. Найдите верхушку сердца. Определите, каковы размеры сердца.
«Кровь у человека» – Кровь: состав и значение. Положительная обратная связь, которая выражается в усилении изменения переменной. Свёртывание крови. Понижение температуры через потоотделение, разнообразные терморегулирующие реакции. Данный сигнал, в свою очередь, вызывает ответ — понижение температуры. Гистологически плазма является межклеточным веществом жидкой ткани крови.
«Кровь урок» – В сети фибрина застревают клетки крови и образуется……… Hbo2 (оксигемоглобин)?. Человек, которому переливают кровь, называется……….. 3. Тема урока. Донор. Лабораторная работа. HbСO2 (карбоксигемоглобин)?. Функции эритроцитов. Терминологическая разминка «Закончи фразу» Тема урока Подведение итогов. Реципиент.
«Работа сердца» – 1. 6. Интересно знать… Обозначьте на схеме части сердца цифрами. 3. Пауза. Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Створчатые закрыты, полулунные открыты. Предсердия -желудочки.
Всего в теме
«Кровообращение»
16 презентаций
Источник
Открытый урок биологии на тему:
” Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 8 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Учитель биологии
МКОУ СОШ №10
Жукова Татьяна Викторовна
Ставрополький край
Шпаковский район
посёлок Цимлянский
2019
Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.
Задачи урока:
Раскрыть причины движения крови
Выяснить природу пульса
Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца
Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочие листы учащихся
УУД: Регулятивные –научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получат возможность научитьсяставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).
Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.
Коммуникативные – научиться принимать участие в беседе, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Проверяем готовность к уроку. Садитесь. | Готовятся к уроку. Садятся на места |
Мотивация | Скажи, откуда ты приходишь, красота? Что такое красота человека?. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье. О том как заботиться о своём теле и здоровье, мы можем научиться на уроках анатомии человека. И сегодня мы продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека. Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков Проведём небольшую разминку: В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь) В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную) Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце) | Случают, отвечают. |
Актуализация знаний | Выполнение заданий ( Приложение №1) Задание “лови ошибку” инструкционная карта ( слайд 2) | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе Проверка на (слайде 3) |
Изучение нового материала | По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав». Сформулируйте тему нашего урока? ( слайд 3) Запишите в карту. Данная тема прослеживается в задании №12 КИМов ОГЭ по биологии Формируем цели урока: ? ( Слайд №4) План урока (Слайд 5) Для чего необходимо движение крови по сосудам? Вспомним функции крови ( слайд 6) Немного История У. Гарвей ( слайд7 ) Что же заставляет кровь двигаться по сосудам? Найдите ответ в учебнике: с.145-146. (Задание №3 инстр. карта) Выполним задание №4 карты, найдите и запишите виды артериального давления Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется манометр Как же можно измерить давление. Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться с. 147.(слайд 8 ) Согласно какому физическому закону, кровь движется по сосудам? Закон Бернулли применительно к кровообращению. ( гидродинамика) Несоответствие между скоростью течения крови и ее давлением. ( Слайд 9) Разность кровяного давления(слайд10) В аорте – 150 мм рт. ст., В крупных артерия – 120 мм рт. ст., В капиллярах – 30 мм рт. ст., В венах около 10 мм рт. ст.. Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65. Задание для учащихся в тех. карте №5: Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.( слайд 11) Формула расчета давления АД верхнее = 1,7* возраст + 83 АД нижнее = 1,6* возраст + 42 • Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД? Выполним лабораторную работы №8 выполняется в парах ( Слайд 12) в технологич. картах №7 по теме: « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать и выполнить. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа. Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть. Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа. Узнайте скорость крови по формуле V = l / t , где V – скорость крови, l – длина пути, t – время. Проверка( 3 человека) Следующим показателем здоровья является наш пульс.. Что такое пульс? с. 148-149 учебник (Слайд 13) Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Ритмичные колебания стенок артерий называют пульсом. По пульсу легко определить количество сокращений сердца в минуту. Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца. Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту. Пульс прощупывают на лучевой артерии, а если человек потерял сознание, то на артерии шеи, снабжающей кровью головной мозг. Учитель демонстрирует « Места, где можно прощупать пульс», « Измерение пульса». Просит выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови ( стр. 149 учебника).Лабораторная работа №9 ( Слайд 14) Для этого: Найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами. Зажмите артерию в точке а и остановите движение крови на участке «в – а». Ощущаете ли вы пульс? Теперь зажмите артерию в точке «в». Остановилось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии? Встаньте и выполните 10 приседаний. Снова измерим частоту пульса По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови? Используя секундомер, подсчитывают пульс в течение 15 секунд, и умножают на 4. Так мы узнаем пульс за минуту. Результаты измерений запишите в тех. карту Какие еще факторы влияют на частоту пульса? Какой вывод можно сделать? Дает задание для самостоятельной работы с учебником ( стр. 150-151 учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы: | Формируют тему урока. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Цели: раскрыть причины движения крови и лимфы, сформировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс. Научиться измерять кровяное давление. Отвечают: для обеспечения клеток органов и мышц питанием, кислородом и удаления углекислого газа. Работают с учебником, записывают Записывают в карту. Проверка. Работа сердца является причиной движения крови, благодаря которой создается разность давления между началом и концом сосудистого русла Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах ,и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной. Нет, зависит от диаметра. Ответы учащихся Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Предположение учащихся Записывают в карту Работа с картой выполняют лабораторную работу в инструкционных картах Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий. Пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается. У тренированных людей повышение небольшое, и восстановление показателей – быстрое. |
Закрепление материала | Задает вопрос классу: 1) Каким законам подчиняется движение 2)От чего зависит движение крови в сосудах? 3) в каких сосудах кровь движется максимально? Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее ? Выполните тестовое задание №10 на закрепление темы урока | Ответы учащихся 1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами. 2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения. 3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью. |
Рефлексия | В технологических картах На слайде вопросы: – Меня удивило на уроке ____________________ – Больше всего мне понравилось ________________________ – Самым сложным для меня было _______________________________ Выставление оценок | Работают в тех. карте |
Домашнее задание | 1. Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений. П.23 обязательное | Записывают в тетради домашнее задание |
Инструктивная карточка к уроку «Движение крови по сосудам»
ФИ_____________________________________________________, класс__________________
тема урока___________________________________________________________________
с. 145 – 146 учебника
2. Лови ошибку
1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз
2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии
3. Различают четыре фазы сердечной деятельности
4. Жидкая часть крови – плазма
5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная
3. Причины движения крови по сосудам
Причины:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Виды кровяного давления : 1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
5. Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.
Формула расчета давления
АД верхнее = 1,7* возраст + 83
АД нижнее = 1,6* возраст + 42
. Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления. ____________________________________________________________________________________________
6. Заболевания, вызванные изменением АД называются:
1. ______________________________________ 2.__________________________________________
7. Лабораторная работа №8
Тема «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».
Цель: Определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки
Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.
Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.
Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколькосекунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.
Рассчитайте скорость крови по формуле ,где – скорость крови, l – длина пути, t – время.
Запишите результат: _______________________________________________________________________
8. Откройте учебник стр.148, раздел «Пульс», прочитайте текст, ответьте на вопросы
Что такое пульс?
______________________________________________________________________________________________
О чём можно судить по пульсу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где и почему определяется пульс?
________________________________________________________________________________________________
9. Лабораторная работа №2
Тема «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
Оборудование:часыссекунднойстрелкой.
Ход работы.
1.Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти ,научитесь его подсчитывать.
2.Подсчитайтечислоударовпульсаза1мин:( 15 сек *4)
Все результаты занесите в таблицу.
Число пульсовых ударов в минуту | |
Пульс в покое | После 10 приседаний |
Сделайте вывод
_______________________________________________________________________________________________
Какие еще факторы влияют на частоту пульса? ______________________________________________________
10. Закрепление нового материала.
1.Вкакихизперечисленныхсосудахскоростькровотокамаксимальная?
1. В артерии 2.В венах 3. В аорте 4. Вкапиллярах
2.По пульсу можно определить:
1.Скорость тока крови 2. Давление крови 3. Частоту сердечных сокращений 4. Силу сердечных сокращений
3.С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?
1. Гука 2. Бернулли 3. Архимеда
4.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?
1. Разность давления в сосудах 2. Разность высоты тела; 3. Сила тяжести
11. Рефлексия. Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения:
1. На уроке я работал: активно _____ пассивно_____
2. Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______
3. За урок я: не устал _____ устал_______
4. Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____
Прослеживалась ли на уроке связь наук физики и биологии
Да___________Нет____________
Материал урока мне был:
понятен _____ не понятен ______
полезен _____ бесполезен ______
интересен ____ скучен ______
легкий _____ трудный ______
Приложение №11. Лови ошибку
1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз(да)
2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии (нет – вены)
3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )
4. Жидкая часть крови – плазма (да)
5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)
2. Установи соответствие
Установите соответствие между отделами кровеносной системы человека и видом проходящей через них крови.
Отделы кровеносной системы | Вид крови | ||||||||
А) левый желудочек Б) лёгочная вена В) аорта Г) лёгочная артерия Д) правое предсердие Е) правый желудочек Ж) нижняя полая вена З) сонная артерия | Артериальная Венозная | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | ||
3. Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)
Вариант 1
Перечистить форменные элементы крови
Что такое артерии?
Описать Большой круг кровообращения
Вариант 2
Что входит в систему органов кровообращения?
Что такое вены?
Описать Малый круг кровообращения
Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы
Вариант 1
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца
Левый желудочек – аорта – артерии –капилляры – вены – правое предсердие
Вариант 2
Сердце и кровеносные сосуды
Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу
Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие
Выставление оценок
Источник