Скудельные сосуды что это

Скудельные сосуды что это thumbnail

Скудельные сосуды что это

  • Сосуд скудельный
    кто — о человеке как слабом существе, обреченном на гибель, смерть.
    Надо еще удивляться, как, при этой непрерывной напряженной работе умственных и душевных сил в таком скудельном сосуде, жизнь могла прогореть почти до сорока лет! И. Гончаров, Заметки о личности Белинского.

    См. также скудельный.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Сосуд скудельный (церк., книжн. ритор. устар.)
    перен. о человеке как слабом, бренном существе.
    Не так ли я, сосуд скудельный, дерзаю на запретный путь? Фет.

    См. также скудельный.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: интерес — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «сосуд&raquo

Синонимы к словосочетанию «сосуд скудельный&raquo

Предложения со словосочетанием «сосуд скудельный&raquo

  • Ведь когда-то он пережил жестокую, мучительную казнь… однако вовсе не за то, что возгорелся блудными помыслами и осмелился возжелать сосуда скудельного, вместилища греха, именуемого женщиной.
  • И все вы, сосуды скудельные, с самого рождения стоите в её начале, а многие и на полпути.
  • Нередко ему со своим учителем приходилось голодать по нескольку дней кряду; только одни покойники выручали; если же таковых долго не оказывалось, то они брали “торбу” и “сосуд скудельный” (“мы и жидкостями не пренебрегали, как то: грушевым квасом и проч.”) и отправлялись под окна воспевать “Богом избранную”.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «сосуд скудельный»

  • Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается.
  • И чем тот сосуд скудельнее, тем краше и вкуснее покажется содержимая в нем сладкая славословная влага.
  • Дудукин. То-то же. А то у него саврасенькая есть, так та пуглива и задом бьет, того гляди через постромку ногу перекинет. С мужчиной едет — ну, ничего, а женщина сосуд скудельный. Нервы у них.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Понятия, связанные со словосочетанием «сосуд скудельный»

  • Псалмоката́ра (греч. Ψαλμοκατάρα — буквально «проклятие псалмами» от греч. ψαλμός — «псалом» + греч. κατάρα — «проклятие») — богослужебный чин анафемы, бытовавший в практике греческой Православной церкви, по крайней мере, в XIII—XVII столетиях.

  • Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.

  • Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея…

  • Моли́тва мытаря́ — покаянная молитва, которую произносил сборщик податей, покаявшийся и получивший прощение. Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14) передаёт слова Иисуса Христа, который рассказал притчу о мытаре…

  • (все понятия)

Источник

Скудельные сосуды что это

  • СКУДЕ́ЛЬНЫЙ, –ая, –ое. Устар.

    Сосуд скудельный
    кто — о человеке как слабом существе, обреченном на гибель, смерть.
    Надо еще удивляться, как, при этой непрерывной напряженной работе умственных и душевных сил в таком скудельном сосуде, жизнь могла прогореть почти до сорока лет! И. Гончаров, Заметки о личности Белинского.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • СКУДЕ’ЛЬНЫЙ, ая, ое (церк., старин.). 1. Глиняный. 2. перен. Непрочный, хрупкий, слабый, бренный. ◊

    Сосуд скудельный (церк., книжн. ритор. устар.)
    перен. о человеке как слабом, бренном существе.
    Не так ли я, сосуд скудельный, дерзаю на запретный путь? Фет.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • скуде́льный

    1. церк. старин. глиняный

    2. перен. о человеке хрупкий, слабый, бренный

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова судьба (существительное):

Синонимы к слову «скудельный&raquo

Предложения со словом «скудельный&raquo

  • Ведь когда-то он пережил жестокую, мучительную казнь… однако вовсе не за то, что возгорелся блудными помыслами и осмелился возжелать сосуда скудельного, вместилища греха, именуемого женщиной.
  • Мир ничтожные вещи и скудельные черепки оценивает весьма дорого, а вещи весьма дражайшие и бесценные ставит за ничто, т. е. потерю времени в праздности, и лености, и в беспечности о спасении своей души, которой ничего нет дороже на свете (прп. Антоний, 20).
  • Потом уж, когда скудельное тело оставил, всё и переменилось. Боязливый такой, каждого шороха пугается. Про лес ему и не поминай! Да ещё всё время жалится.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «скудельный»

  • В сем виде взятая, задача делается доступною даже смиреннейшему из смиренных, потому что он изображает собой лишь скудельный сосуд, [Скудельный сосуд — глиняный сосуд (от «скудель» — глина), в переносном значении — непрочный, слабый, бедный.] в котором замыкается разлитое повсюду в изобилии славословие.
  • Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается.
  • — Озябли мы, родимая, — говорила Таисья, чтобы отвлечь внимание Анфисы Егоровны. — Женское дело: скудельный сосуд…
  • (все
    цитаты из русской классики)

Что (кто) бывает «скудельным»

Понятия, связанные со словом «скудельный»

  • Псалмоката́ра (греч. Ψαλμοκατάρα — буквально «проклятие псалмами» от греч. ψαλμός — «псалом» + греч. κατάρα — «проклятие») — богослужебный чин анафемы, бытовавший в практике греческой Православной церкви, по крайней мере, в XIII—XVII столетиях.

  • Копие́ (греч. λόγχη) – в православии обоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Относится к Священным сосудам. Копие бывает малое, для вынимания на проскомидии частиц из просфор, большое — для вырезания и раздробления Агнца (кубической части, вырезаемой из просфоры на литургии, пресуществляемой в тело Христа) и среднее.

  • Собо́р Бу́товских новому́чеников — праздник Русской православной церкви, установленный в память о православных святых, принявших мученическую кончину за Христа на Бутовском полигоне. Празднование Собору совершается в 4-ю субботу по Пасхе. Внесено в месяцеслов по благословению патриарха Алексия II 3 сентября 2003 года. На май 2009 года включал имена 321 святого.

  • Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения — огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. В Православной церкви читается на пасхальной заутрене после того как верующие целуют друг друга, делясь своей радостью в честь празднования Воскресения Иисуса Христа.

  • Кио́т, киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег), божница — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.

  • (все понятия)

Смотрите также

  • Ведь когда-то он пережил жестокую, мучительную казнь… однако вовсе не за то, что возгорелся блудными помыслами и осмелился возжелать сосуда скудельного, вместилища греха, именуемого женщиной.

  • Мир ничтожные вещи и скудельные черепки оценивает весьма дорого, а вещи весьма дражайшие и бесценные ставит за ничто, т. е. потерю времени в праздности, и лености, и в беспечности о спасении своей души, которой ничего нет дороже на свете (прп. Антоний, 20).

  • Потом уж, когда скудельное тело оставил, всё и переменилось. Боязливый такой, каждого шороха пугается. Про лес ему и не поминай! Да ещё всё время жалится.

  • (все предложения)
  • тленный
  • бренный
  • суетный
  • земной
  • тщетный
  • (ещё синонимы…)
  • сосуд
  • (ещё…)
  • Склонение
    прилагательного «скудельный»
  • Разбор по составу слова «скудельный»

Источник

  1. Фразеологический словарь Волковой

Сосуд скудельный (церк., книжн. ритор., устар.) — перен. о человеке как слабом, бренном существе.

Не так ли я, сосуд скудельный, дерзаю на запретный путь? Фет.

Источник:
Универсальный фразеологический словарь русского языка
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. скудельный —
    СКУДЕЛЬНЫЙ -ая, -ое. ◊ Сосуд скудельный. Книжн. О человеке как бренном существе. ● От Скудель — старинного названия глиняного сосуда.
    Толковый словарь Кузнецова
  2. скудельный —
    скудельный прил. устар. 1. Глиняный. 2. перен. Хрупкий, слабый, бренный (о человеке).
    Толковый словарь Ефремовой
  3. скудельный —
    См. скудель
    Толковый словарь Даля
  4. скудельный —
    Скудельный, скудельная, скудельное, скудельные, скудельного, скудельной, скудельного, скудельных, скудельному, скудельной, скудельному, скудельным, скудельный, скудельную, скудельное, скудельные, скудельного, скудельную, скудельное, скудельных…
    Грамматический словарь Зализняка
  5. скудельный —
    СКУД’ЕЛЬНЫЙ, скудельная, скудельное (церк., ·старин. ). 1. Глиняный. 2. перен. Непрочный, хрупкий, слабый, бренный. • Сосуд скудельный (церк., ·книж. ·ритор. ·устар.) — перен. о человеке как слабом, бренном существе. «Не так ли я, сосуд скудельный, дерзаю на запретный путь?» Фет.
    Толковый словарь Ушакова
  6. скудельный —
    [глиняный; непрочный, слабый, хрупкий и ломкий, как скудель (Даль, скудель)] см. >> тленный
    Словарь синонимов Абрамова
  7. скудельный —
    Глиняный, слабый, хрупкий.
    Краткий церковнославянский словарь
  8. скудельный —
    орф. скудельный
    Орфографический словарь Лопатина
  9. скудельный —
    -ая, -ое. устар. ◊ @ сосуд скудельный {кто} о человеке как слабом существе, обреченном на гибель, смерть. Надо еще удивляться, как, при этой непрерывной напряженной работе умственных и душевных сил в таком скудельном сосуде…
    Малый академический словарь
  10. скудельный —
    Скуде́ль/н/ый.
    Морфемно-орфографический словарь
  11. скудельный —
    прил., кол-во синонимов: 9 бренный 12 глиняный 9 ломкий 13 недолговечный 21 непрочный 53 праховый 10 слабый 211 тленный 13 хрупкий 32
    Словарь синонимов русского языка

Источник

Настоящая книга, написанная по-немецки и изданная в Германии в 1996 году, уже переведена на итальянский, французский, каталонский, румынский.

“Когда судьба позволила мне повстречать о. Габриэля Бунге не только в его книгах, но “лицом к лицу”, я с восхищением слушал его слова, свидетельствовавшие не только об искренней и неподдельной любви к православной традиции, но также и о неожиданно точном понимании особенностей русского Православия и специально нынешней его ситуации, как если бы он переживал ее изнутри…”

Сергей Аверинцев

Иеромонах Габриэль Бунге – Скудельные сосуды – Практика личной молитвы по преданию святых отцов

Перевод с немецкого Владимира Зелинского под редакцией Наталии Костомаровой

Рисунки Франческо Риганти

Международный Благотворительный Фонд им. Александра Меня

Рига 1999

GABRIEL BUNGE IRDENE GEFДSSE

Пер. с немецкого © 1996 Verlag «Der Christiche Osten» Gmbh

Иеромонах Габриэль Бунге – Скудельные сосуды – Практика личной молитвы по преданию святых отцов – Содержание

Введение

  • «Господи, научи нас молиться» (Лк. 11,1)

Глава I «И никто, пив старое вино» (Лк. 5,39)

  • 1.   «То, что было от начала» (1Ин.1,1)
  • 2.   «Духовность» и «духовная жизнь»
  • 3.   «Действие» и «созерцание»
  • 4.   «Псалмопение» — «Молитва» — «Медитация» 

Глава II Место и время

  • 1.  «Когда молишься, войди в комнату твою» (Мф. 6,6)
  • 2.  «Оглянись, Иерусалим, на восток!» (Вар. 4,36)
  • 3.  «Седмикратно в день прославляю Тебя» (Пс. 118,164)
  • 4.  «Блажен бодрствующий»! (Откр. 16,15)
  • 5.  «Они помолились с постом» (Деян. 14,23)

Глава III Различные способы молитвы

  • 1. «Со слезами принес молитвы и моления» (Евр. 5,7)
  • 2.  «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5,17)
  • 3.  «Господи! Помилуй меня» (Пс. 40,5)
  • 4.  «Услышь, Господи, голос мой!» (Пс. 26,7)
  • 5.  «Время молчать и время говорить» (Еккл. 3,7)

Глава IV Молитва и тело

  • 1.  «Встаньте и молитесь» (Лк. 22,46)
  • 2.  «Воздеяние рук моих — жертва вечерняя» (Пс. 140,2)
  • 3 «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122,1)
  • 4.  «Преклонив колена, помолился» (Деян. 9,40)
  • 5.  «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28,2)
  • 6.  «И каждый день возлагай крест свой на себя» (Лк. 9,23)

Заключение

  • «Сокровище в скудельных сосудах» (2 Кор. 4,7)

Приложение

Практические указания

Примечания

Источники

Ключ общения, или уроки начальной молитвы (Послесловие переводчика)

Иеромонах Габриэль Бунге – Скудельные сосуды – Практика личной молитвы по преданию святых отцов – «Псалмопение» — «Молитва» — «Медитация»

«Псалом» — это «песнь», которая, как таковая, может иметь различное содержание. И потому библейская наука относит 150 псалмов к различным литературным жанрам. Как можно понять из многих пояснений к псалмам, подобная «песнь» часто имела музыкальное сопровождение, например, пелась под аккомпанемент десятиструнной «псалтири» («psalterion»). Такое исполнение называлось «пением псалмов», а исполнитель — «psaltodös» или «psältes», то есть псалмопевец. Древняя Церковь собрала эти «песни Израиля» народа Ветхого Завета в пяти книгах и с течением времени сделала неотъемлемой частью своего богослужения. Однако Церковь стала читать эту «Книгу Псалмов» по-своему.

Псалтирь недаром была названа «суммой» всего Писания Ветхого Завета, выраженной в форме гимнов. С самого начала Церковь читала Псалтирь, как и все ветхозаветные книги в целом, как пророческое слово Духа Святого, что должно исполниться во Христе (108). Это частично объясняет мысль Евагрия, когда он относит псалмопение к «многоразличной премудрости»: он усматривает в нем свидетельство той «премудрости», что отражается в творении и в истории спасения, о чем свидетельствует весь Ветхий Завет.

Для христиан, таким образом, Псалтирь — это прежде всего Писание, и автор его, Давид — пророк. Как открытое пророческое слово Божие, обращенное к людям и свидетельствующее о Христе и Его Церкви, Псалтырь более, чем какая-либо иная книга Ветхого Завета, постоянно цитируется в Новом.

Что касается «молитвы», а также «гимна» и «хваления» (doxologhia), то это разговор человека с Богом или, согласно определению Климента Александрийского, «диалог с Богом» (109).

Для этого «разговора с Богом», как и для «гимна», и «хваления» в Псалтири можно найти немало образцов, которые могут быть немедленно включены в христианскую молитву. Однако достаточно много частей Псалтири с формальной точки зрения не имеют ничего общего с «молитвой». Наряду с пространными размышлениями о переменчивой судьбе Израиля можно встретить немало псалмов или частей их, в которых отношение к «врагам» предстает для современного читателя прямой противоположностью христианской молитве! Чтобы суметь усвоить всю Псалтирь и трансформировать в подлинно христианскую молитву даже все эти, не слишком любимые ее части, необходимы усиленные упражнения в «медитации».

*

Под словом «медитация» (melite) отцы, как и сам псалмопевец, разумели постоянное повторение вполголоса (110) определенных стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла. Поэтому Евагрий один раз переводит «медитация» просто как «созерцание» (theoria) (111). Да и в Писании вместо «размышлять» говорится «обдумывать» или «вспоминать». Евагрий, вслед за псалмом 137,1, называет такое созерцающее «размышление» о псалмах, «пением перед ангелами», поскольку главное дело ангелов — это созерцание Бога и Его деяний (112).

«Хочу петь Тебе перед ангелами (112а)»:

Петь перед Ангелами означает петь, не отвлекаясь, когда наш ум либо несет в себе только образы, вдохновленные псалмами, либо не несет никаких образов. Или же, может быть, тот поет «перед ангелами», кто разумеет содержание псалмов» (113), не давая себя «отвлечь» ни множественностью их образов, ни многообразием предметов познания. Это вовсе не так просто, и потому Евагрий считает, что «петь псалмы нерассеянно» много важнее, чем «молиться нерассеянно» (114), хотя, как мы видели выше, молитва — это прелюдия к «нематериальному и немногоразличному ведению» единого Бога.

*

Предмет этой «медитации» — Господь (115), то, как Он во множестве Своих «дел» (116) открывается из вечности той «многоразличной премудрости», о которой говорил Евагрий.

Молящийся находит эти «откровения» (122), вложенные в «слово» Божие (123), т.е. в Его «закон» (124) и в Его «заповеди» (125), в текстах Ветхого Завета, что свидетельствуют о Его «чудесах» (126).

Сокровенный смысл Писания открывается христианскому молитвеннику только тогда, когда Сам Господь — и вслед за Ним и в подражание Ему апостолы и отцы — открывает ему глаза на него.

«И сказал им (воскресший Господь):

вот то, о чем Я говорил вам, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (127). 

Библейская «медитация» по преимуществу следует за объективными событиями истории спасения, в которой Бог открывает свое «имя» (128). «Размышление» о таинственной не гории избранного народа (129), как и о собственном пути, п.! котором повторяется эта история — никоим образом мс самоцель, ибо оно должно вести к «воспоминанию о Боге» (130), а вместе с тем, и к «молитве» в собственном смысле. Потому что в молитве человек отвечает на это спасительное действие Божие, отвечает мольбой, гимном или хвалой.

«Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим»:

Тому, кто радуется, подобает петь псалмы, как сказано: «Весел ли кто ? пусть поет псалмы» (131), так и петь гимны подобает тем, кто созерцает правоту «уставов».

Иеромонах Габриэль Бунге

Иеромонах Габриэль Бунге

” .. .Цель этих страниц заключается в том, чтобы дать подлинно христианский ответ на духовные вопрошания многих верующих, ответ “практический”, намечающий “путь”, укорененный в Писании и в изначальном Предании, дающий возможность христианину “выражать” свою веру “на деле” таким образом, который соответствовал бы содержанию самой веры…

В молитве, в самой практике молитвы становится видимым то, в чем состоит сущность христианина, как стоит верующий перед лицом Бога и своего ближнего. Заостряя эту мысль, можно было бы сказать: только в молитве христианин является самим собой.”

Отец Габриэль Бунге

Внимательный читатель “Скудельных сосудов” поймет, что в книге нет ничего, чему бы автор не научился прежде всего сам, что бы он не прошел и не освоил на собственном опыте.

В 1980 году иеромонах Габриэль Бунге становится отшельником, обретя свою “пустынь” в Швейцарских Альпах, где и по сей день живет по строгому древнему монашескому уставу. В своей церковке о. Габриэль ежедневно служит Литургию святого Амвросия Медиоланского. Книга о. Габриэля Бунге, что выросла из “жития”, т.е. быта и биографии ее автора, дает нам не только пройденные им самим уроки молитвенного труда, но и общения в нем с апостолами и святыми отцами в Церкви Христовой.

Категории: 

  • КНИГИ ЭСХАТОС
  • ПРАВОСЛАВИЕ
  • Богословие
  • **Экклезиология Практика веры
  • Этика
  • Гомилетика

Благодарность за публикацию: 

Источник

Читайте также:  Улучшение состояния сосудов народные средства