Слово сказанное вовремя это золотое яблоко в хрустальном сосуде

Протоиерей Андрей ТкачевСила и золото молчания
Научиться говорить – интересная задача.
Видели в кино: когда человека ранят, а он разговаривает, ему говорят: молчи, не трать силы. Говорение физически очень затратно. Молчун сильнее говоруна. Говоря, человек задействует множество групп мышц – не только лицевых, но и брюшных, и спинных, и диафрагмы. Физиолог Алексей Ухтомский, брат епископа священномученика Андрея (Ухтомского), жил в блокадном Ленинграде. Он исследовал голод на себе и на людях Ленинграда. Организм во время долгого неядения перестраивается на вложенный Богом механизм: второстепенные органы отдают свою энергию первостепенным. Первыми отказываются работать мышцы лица, поэтому у голодающих такие бесцветные лица и даже отвисает челюсть. Вся внутренняя сила отдается сердцу, печени, легким.
Даже энергию и жизненные силы можно сохранить, если правильно говорить и правильно молчать. Не скажешь лишнего – сохранишь жизненные силы.
Сколько говорит человек в день и за жизнь? Я узнавал статистику: если у человека не специальная «говорливая профессия», вроде преподавателя или журналиста, то он говорит примерно час в день и наговаривает примерно 15 тысяч слов. А молчуны обходятся, выговаривая 500 слов в день: «да, нет, скоро, хорошо». Кстати, миф о болтливости женщин разрушен: мужчины говорят столько же, хотя, может быть, качество разговоров другое. За 50-60 лет активной жизни человек наговаривает примерно тысячу томов по четыреста страниц. Слова наши слышны – представим, что всё это кто-то вынужден читать. А Евангелие говорит о том, что о всяком праздном слове мы дадим ответ в день Суда. Тысячи томов осуждения для каждого болтуна: человек будет судим по книгам, написанным его же языком. Мы уже написали за жизнь по нескольку сот бесполезных книг, которые жутко читать.
Поэтому в любой религии есть практики добровольного молчания. Есть они и в христианской жизни: практика молчания по обету, например, один день или один час. Моя знакомая рассказывала, что попробовала с подругами сутки не употреблять местоимение «я». Через полчаса сдались – так оказалось трудно.
В Новом Завете как минимум два апостола постоянно говорили о себе в третьем лице. Тот ученик, которого любил Иисус, – никогда не «якал», хотя мы знаем, что это апостол Иоанн возлежал на персех Иисуса на Тайной вечери, что это он бежал ко гробу быстрее Петра. Но это дисциплина: великий апостол не «якал».
Аскетика – это не только не есть или спать на гвоздях. Начать нужно с чего-то другого.
Человек приходит в Церковь: с чего ему начать работать над собой? Сказать: я грязен и грешен, пусто и криво живу, в мыслях нечист, в делах нетверд, как-то расползаюсь. Это честнее, чем гордо сказать «я великий грешник». Сказать «я мерзавец» – тяжелее. Самый легкий ответ на вопрос, с чего начать: надень длинную юбку, перестань краситься, постриги длинные ногти. Это легко. Внешность можно переделать за полтора часа, а что дальше? Внешнее делается быстро – и заканчивается быстро.
А дальше серьезная вещь: послание апостола Иакова, где он говорит об обуздании языка. Язык зажигает весь круг жизни, а сам зажигается от геенны. Кто не воздерживает языка – у того пустое благочестие, а муж, который не согрешает в слове – это совершенный человек. Например, человек борется с блудом и не может его победить – а ты сначала обуздай язык. Обуздавший язык сможет обуздать и блуд, и гнев – победивший язык есть сильный человек, способный и все тело обуздать. Вот и начните не с юбки, а с языка.
Грехи языка начинаются с первых человеческих слов и заканчиваются с предсмертным хрипом. Бывают грехи, которых не совершает ребенок. Ребенок свят относительно и по немощи, говорит блаженный Августин: он пока не убивает и не блудит, но уже лукавит, хитрит, ленится, капризничает, ревнует, вычисляет, мама ли добрая, а папа строгий, или наоборот. Словами ребенок уже грешит. Старый человек по немощи тоже многих грехов не делает, но грешит языком. Словесная стихия – наиболее пораженная грехом и обнимает всю жизнь человека. Ее и надо очищать – вот творческая и аскетическая сверхзадача.
Болтун и на молитве болтун: он полагает в многословии пользу молитвы. Молчун, если раскроет уста и скажет что-то Богу или людям, скажет меньше, но это будет полезная вещь. У святителя Филарета Московского слово было как бритва, но он был молчун: если он открывал уста, то только чтобы совершить «нужную хирургию», отбрить что-то лишнее. Слово рождается в тишине. Кто постоянно злоупотребляет словесной стихией, не скажет нужного слова в нужное время.
Если в быту мы говорим в стиле «Да нет, наверное», так и молимся, сползая в многословие и быт. Следить за своим языком нужно хотя бы потому, что тем же языком мы молимся, а из одного источника не течет сладкая и горькая вода. Конечно, язык не тюремный двор, не выметешь метлой, но следить за ним нужно, это большой внутренний труд.
Молчание дисциплинирует ум и повышает цену слова. Сегодня уже устному слову (слову дворянина, слову офицера) никто не верит – слово девальвировалось, нужны бумажные договоры, заверенные печатями и скрепленные угрозой санкций.
Христианство же не может быть бессловесной религией. Поэтому христиане – единственная каста человечества, которая заинтересована в том, чтобы слово сохранило свою высокую валютную ценность. Кому над этим работать? Очевидно, нам, которые поклоняются Богу – Слову Воплощенному.
Когда слово просится на язык, а ты его сдержал, – это победа. Слова – нечто материальное, это не пар, это факт. Слово движет войска, оно рождает и убивает жизнь, им нужно уметь пользоваться. Один египетский отшельник говорил, что брат обидел его, и он удержал ответное обидное слово – и так боролся с собой, чтобы его не выпустить, что это слово стало на его языке кровью.
Христос велит апостолам, входя в дом, говорить: «Мир дому сему». И если будет в нем сын мира, почиет на нем мир ваш, а если нет – то к вам возвратится. То есть этот «мир» – что-то конкретное, что уйдет от вас и останется у них. А если нет – оно покружит там, как голубок, не находя места, и вернется к вам. Это не просто слова, а нечто реальное. Когда священник на службе говорит: «мир всем» – этот мир не всем: от некоторых, как горох, отскочит, а на некоторых, как вода, останется.
Слово, сказанное вовремя – это золотое яблоко в хрустальном сосуде, говорит Соломон, а невовремя сказанное или притча в устах глупца – это терновник в руках у пьяного.
Нужно ли куда-то идти, ехать в паломничество, заказывать сорокоусты, купить и прочесть специальные книги, чтобы обуздать язык? Нет. Всё под руками, можно начинать сегодня, сейчас же. Вот вам задача на пост – бережнее относиться к той словесной стихии,
Источник
добавлена 14 ноября 2017 в 12:45
“Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его” Прит.18:17
В первой половине этого стиха говорится о недостатке, присущем большинству из нас – все доказательства и свидетельства мы представляем так, чтобы выставить себя в наиболее выгодном свете. Это получается у нас как бы само собой. Так, например, мы утаиваем факты, способные нам повредить, и сосредоточиваем все внимание на тех, что говорят в нашу пользу. Мы сравниваем себя с другими, чьи недостатки еще более очевидны. В
добавлена 14 ноября 2017 в 09:45
“Не имеете, потому что не просите” Иак.4:2
Прочитав этот стих, мы неизбежно задаем себе один интересный вопрос. Если мы не имеем, потому что не просим, то как часто в нашей жизни чего-то нет только потому, что мы об этом не молимся?
Подобный этому вопрос возникает и при чтении Послания Иакова 5:16: “Много может усиленная молитва праведного”. Но если этот праведный не молится, то не закономерно ли, что и свершения его очень даже незначительны?
Беда наша вся в том, что мы слишком мало молимся или
добавлена 14 ноября 2017 в 03:48
“Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” Матф.20:26,27
Понятие величия в Новом Завете подразделяется на две категории, и для нас было бы очень полезно научиться их различать. Есть величие, связанное с положением человека (например, в обществе), и величие его характера.
Говоря об Иоанне Крестителе, Иисус сказал, что он – самый великий из всех когда-либо живших на земле пророков (Лук.7:8). Здесь Спаситель говорит о величии пол
добавлена 11 ноября 2017 в 08:48
“Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему” Прит.18:13
Это очень мудрые слова! Невозможно принять разумное решение, не собрав предварительно всех фактов. К сожалению, среди христиан очень мало таких, кто в любом спорном вопросе стремится выслушать обе стороны. Большинство принимают решение, выслушав лишь одну из сторон, и нередко это решение бывает совершенно неправильным.
В 1979 г. Гари Брукс (имя изменено автором) был дьяконом в одной из евангелических церквей. В церкви его все любили.
добавлена 10 ноября 2017 в 02:51
“Духом пламенейте” Рим.12:11
Один из законов физики гласит, что движущиеся тела постепенно теряют кинетическую энергию и останавливаются, скрученные – раскручиваются, зажженные – выгорают и тухнут. Научная формулировка этого закона звучит, конечно, по-другому, но это дает нам представление о его сути.
Ученые утверждают, например, что температура солнца постепенно понижается и, хотя до его полного охлаждения пройдет еще очень много лет, время его существования ограничено.
Тело человека стареет, у
добавлена 9 ноября 2017 в 02:57
“Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?” Иак.2:14
Иаков не говорит, что у этого человека есть вера. Этот человек сам утверждает, что имеет веру, но если бы у него действительно была дарящая спасение вера, то у него были бы и дела. Он верит только на словах, а такая вера спасти никого не может. Слова без дел мертвы.
Спасение – не от дел. И не от веры плюс дела. Оно – от веры, что выливается в добрые дела.
Почему же тогда в 24-м с
добавлена 8 ноября 2017 в 03:21
“Каждый оставайся в том звании, в котором призван” 1Кор.7:20
Став христианином, кто-то может решить, что обязан порвать все нити, связывающие его с его прошлой жизнью. Стремясь спасти людей от этого заблуждения, апостол Павел формулирует основополагающее правило: “Каждый оставайся в том звании, в каком был до своего обращения”. Давайте рассмотрим это правило более подробно и решим, к каким сферам жизни оно применимо, а к каким – нет.
В непосредственном контексте этого стиха речь идет о брачных в
добавлена 7 ноября 2017 в 02:59
“Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя” Мар.5:19
Только-только обретя спасение, мы уверены, что это настолько просто и прекрасно, что, как только мы расскажем нашим родственникам об Иисусе, они тут же захотят уверовать во Спасителя. Вместо этого мы иногда наталкиваемся на неприятие, подозрения и враждебность. Родные нам люди ведут себя так, как будто бы мы их предали. Очутившись в такой атмосфере, мы все чаще начинаем огрызаться в ответ на их упреки,
добавлена 5 ноября 2017 в 06:11
“Имея веру и добрую совесть” 1Тим.1:19
Совесть – это контрольный механизм, данный Богом людям для того, чтобы он одобрял правильные поступки и протестовал против неправильных. В тот момент, когда Адам и Ева согрешили, они услышали обличающий голос совести и поняли, что наги.
Совести, как и всем другим составляющим человеческой природы, грехопадение нанесло непоправимый ущерб, и теперь полностью на нее положиться можно далеко не всегда. Старый совет, во всем прислушиваться к голосу своей совести,
добавлена 4 ноября 2017 в 03:28
“Когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся, и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны; и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, …тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их, и сделай, что потребно для них” (3 Цар. 8:47-49).
“Опять будет слышен голос радости и голос веселья… ибо Я возвращу плененн
Источник
Когда Бог говорил при Творении, Его слово соделало свет и жизнь – выражение Его собственного величественного характера. Неспособность человека жить в гармонии со словом Бога привело его к падению. Притчи показывают нам контраст между мудростью Бога, которая может спасти, и глупостью человека, которая ведет к уничтожению. Если мы позволим слову Божьему войти в наш разум и изменить его, то изменится даже образ нашей речи.
“Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток” (18:4). Вывод – наполняемся ли мы мудростью Бога, что сказывается и на нашей речи?
Иаков в своем послании часто обращается к Притчам. В главе 3 он говорит о силе языка, который хотя и является небольшим членом, но подобен удилу, влагаемому в рот коням (стих 3) или рулю большого корабля для управления им (стих 4). Язык подобен действию огня, который начинается с маленькой искры, но приводит к большим разрушениям (стих 6). Человек может укротить сильных зверей, но не может укротить свой язык (стихи 7,8). Но ключ к контролю – наш разум, и подобно роднику из него может бить чистая или мутная вода (стихи 11,12). Поэтому то, что нам нужно, есть “мудрость, сходящая свыше”, которая и будет контролировать образ наших мыслей.
В Притчах 25:11 мы читаем: “Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах слово, сказанное прилично”. Предполагается, что образ этот взят с картины цветения апельсина, который превращается в плод на определенной стадии своего созревания. Согласно другой точке зрения, здесь выведена картина прекрасно нарисованного орнамента. Как бы там ни было, послание довольно прозрачно. Когда мы говорим с людьми мудро, мы создаем доброжелательный климат и положительный эффект. “Кроткий язык – древо жизни” (15:4). Мы вспоминаем, по контрасту, о лжи змея, в результате которой человеку был отрезан путь к древу жизни. Мир вокруг нас старается потворствовать своим желаниям, и люди слушают то, что хотят слушать. Но Притчи (25:12) говорят нам, что мы должны с радостью внимать мудрому увещеванию, ибо человек, произносящий его, благоприятно воздействует на жизнь слушающего. Украшение из чистого золота способствует хорошему впечатлению и украшает внешний вид человека.
Слово Божье часто порицает нас. Оно острее меча обоюдоострого (Евреям 4:12), и когда мы внимаем ему, мудрость Божия являет на свет все помышления нашего внутреннего “я”. Если мы отреагируем должным образом, мы признаем наши недостатки и будем искать Его прощения. Послание Евреям ободряет нас далее, что через Господа Иисуса, которого мы сегодня вспоминаем, мы можем быть уверены в получении этого прощения. Ибо Он милостивый первосвященник и понимает наши слабости.
Как мы для себя извлекаем пользу из истины, так мы можем быть полезны и для других. Притчи (25:13) говорят нам о той радости, которую произносит верный посол для посылающего его. Она подобна освежающей, прохладной воде, которую приносят людям, работающим на уборке урожая под палящим солнцем. Каждый из нас должен быть верным благовестником слова Божьего, неся облачение людям, страдающим от духовной жажды. Нам напоминается также, что мы сами должны исполняться верой, неся послание другим. А для этого мы должны прилежно читать и изучать Его слово каждый день, чтобы верно передавать другим то, что познали сами. Молитва – необходимая составляющая нашего духовного роста. Она включает слышание Бога через чтение Его слова, как и непосредственный разговор с ним.
Притчи (25:14) предупреждают нас против хвастовства. Снова здесь можно увидеть связь между состоянием наших мыслей и тем, как мы выражаем себя в речи. На эту тему у нас есть и пословица: “Пустой сосуд производит больше шума”. Тот, кто много говорит о своей персоне, часто маскирует этим свою пустоту. Знатоки своего дела часто скромны во внешних проявлениях, выказывая этим скромность своей души. Мы должны обуздывать свой язык, прежде чем трубить о своих достоинствах и талантах – “домогаться славы не есть слава” (25:27).
Стих 15 на первый взгляд кажется трудным для постижения. Как вельможа кротостью склоняется к милости? Идея, заложенная здесь, такова: с имеющим власть и силу нужно быть осторожными и терпеливыми, если нужно убедить их изменить свою точку зрения или привести к соглашению, идущему врознь с их собственным. Здесь вопрос человеческой гордости, конечно. Сама ситуация напоминает нам, что Слово Божье исключительно практично. Люди, боящиеся Бога, не будут решать свои проблемы сходу, отбрасывая этим все шансы на успех. Наоборот, будучи мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби, мы иногда можем успешно решить исход дела в свою пользу с теми, кто при других обстоятельствах отказался бы и слушать нас.
Вспомним, как Даниил повел себя, когда не пожелал питаться мясом с царского стола (и чем нарушил бы закон о пище, принятый у евреев). Он не отказался от пищи сразу и бесповоротно, чем поставил бы начальника евнухов в рискованное положение, но наоборот, нашел мудрый путь к достижению соглашения с вельможей, проявляя понимание могущих возникнуть перед ним проблем (Даниил 1:8-12).
Во второй половине 25 главы книги Притч, стих 15, мы читаем, что “мягкий язык перемалывает кость”. Другими словами, даже жестокое сердце можно расположить к себе добрым и нежным отношением. Так Авигея снискала расположение Давида, когда он собирался уничтожить весь дом Навалов за его глупое и безрассудное поведение (1 Царств 25:24-31).
Стих 18 показывает недостойность и коварство человека, произносящего ложное свидетельство на ближнего своего. Повсюду Притчи объявляют: “Мерзость пред Господом – уста лживые” (12:22). Слово диавол, как оно используется в Новом Завете, зачастую имеет под собой идею обвинителя, клеветника. Все заповеди Божьи созданы для утверждения основ, способствующих гармоничной жизни. Когда люди неверно понимают ситуацию и искажают правду, они вносят недоверие и подозрительность в отношения друг с другом, а это влечет еще более пагубные последствия. Этого нет там, где присутствует любовь. Но когда случается клевета, она подобно огню разгорается всё сильнее и сильнее, приводя к печальным последствиям. Если мы знаем что-то о ком-то, что может ему навредить, давайте проявлять чрезвычайную осторожность по сдерживанию подобной информации и не делать ее пищей для склок и сплетен. Этот случай, возможно, оговаривается в стихе 9: “Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай”. Сплетни, как и клевета, редко творят доброе. Если мы имеем что-либо сказать о ком-то, давайте говорить лично с ним, и ни с кем другим. Повсюду мы читаем (11:13): “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело”.
По контрасту, слово, “сказанное прилично”, несет утешение и содействует внутренней гармонии человека. “Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время!” (15:23). И конечно, никто так не явил мудрость, содержащуюся в Притчах, как Господь Иисус Христос. Величие и милость Божья проявилась во всем, что бы Он не говорил или делал. Он, более всех, выразил милость Божью во всем, что сказал. Его разум в высшей степени был настроен на один лад с мудростью Его Отца; и до такой степени, что Он истинно был словом, ставшим плотью. Он говорил только истину, был ли то упрек тем, кто противостоял Богу, или одобрение и поучение тем, кто в этом нуждался. Часто Его слова бросали вызов власть имущим, но в то же время несли надежду обремененным и угнетенным. Будучи оскорбляемым, Он не оскорблял в ответ. Даже испытывая невыразимые страдания на кресте, Его слова были отражением Его разума. И всё было в полном согласии с целью и волей Его Отца.
Поэтому сейчас Он сидит по правую руку Своего Отца и слышит всё, что мы говорим. Он предупредил нас, что мы дадим ответ на суде за каждое праздное слово, сказанное нами (От Матфея 12:36). Одна мысль об этом должна приводить нас в трепет, но если мы отдадим себя под Его водительство и позволим мудрости Его Отца воздействовать на наш разум и наполнить его, тогда Он, несомненно, проявит сочувствие к нашим недостаткам и ошибкам.
Мы можем быть уверены также в том, что Его воздействие на наш разум, найдет свое отражение и в нашей речи, которая станет подобной “золотым яблокам в серебряных прозрачных сосудах”.
Брат Майкл Оуен (15.04.2001г.)
Источник