Смесь малахита и меди прокалили в открытом сосуде

Заочная химическая олимпиада для абитуриентов БГУ 2010 год (9 класс)

1.  Названия веществ, простых или сложных часто употребляются в словосочетаниях. Определите эти вещества и допишите предложенные словосочетания:
_____________ дыра;
активированный _____________;
________________ , _______________ , ______________ век;
дистиллированная ____________;
_________________ клей;
__________________ недостаточность;
________________ лампа;
_________________ ложка.
(5 баллов)

Озоновая дыра; активированный уголь; медный, бронзовый, железный век; дистиллированная вода; силикатный клей; кислородная недостаточность; неоновая лампа; серебряная ложка.(по 0,5 балла за каждое словосочетание)

2.  а) Как называется “масло”, в котором можно растворить медную пластинку?
б) Как называется “вода”, которую можно замутить своим дыханием?
в) Как называется “лёд”, который можно получить из продукта сгорания угля?
г) Как называется “соль”, которая входит в состав спичечной головки?
д) Как называется “водка”, которая растворяет цинк с выделением бурого газа?
Запишите уравнения реакций, о которых идёт речь в задаче. (5 баллов)

купоросное – Сu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O;
известковая –
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
сухой – C +
O2 = CO2
бертолетова – 5KClO3 + 6
P = 5KCl + 3P2O5
селитряная – Zn + 4
HNO3 = Zn(NO3)2 +2NO2 + 2H2O (по 1 баллу за каждое уравнение реакции)

3.  Плотность по водороду одного газа в 8 раз больше плотности по гелию другого. Приведите пример такой пары газов. (4 балла)

Пусть М1 и М2 – молярные массы газов, тогда D1 = M1/2; D2 = M2/4. По условию задачи D1 = 8∙D2; M1/2 = 8∙ M2/4; M1 = 4∙M2. Таким образом, молярная масса одного газа в четыре раза больше молярной массы другого. (2 балла) Пример таких газов: метан и оксид серы (IV). (2 балла)

4.  В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике
и «начальный курс гигиены для средних учебных заведений»
(1915 года издания):

1) Чтобы не было заметно, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить? 2) Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?
3) В топлёное масло для увеличения веса подмешивали известь. Как это обнаружить? (5 баллов)

Добавление сильной кислоты даст углекислый газ: CO32- + 2H+ = CO2 + H2O; йод с крахмалом даёт синюю окраску; растворить в воде + фенолфталеин = малиновая окраска: СаО + Н2О = Са(ОН)2 (за правильный анализ по 1 баллу + по 1 баллу за каждое уравнение реакции)

5.  Получите нитрат натрия взаимодействием: а) металла и кислоты; б) пероксида металла и кислоты; в) щёлочи и кислоты; г) соли и кислоты. Укажите в каждом случае признаки протекания реакций. (4 балла)

8Na +10HNO3 = 8NaNO3 + NH4NO3 + 3H2O
2
Na2O2 +4HNO3 = 4NaNO3 + O2 + 2H2O
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Na2CO3 +2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O (по 1 баллу за каждое уравнение реакции)

6.  В двух сосудах находится раствор серной кислоты. Сосуды с кислотой одинаковые по массе. В первый сосуд поместили 1 г магния, во второй – 1 г алюминия, Рассчитайте, масса какого из сосудов будет больше после растворения металлов. (4 балла)

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2;(1 балл) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2; (1 балл) n(H2)1= n(Mg) = 1/24 моль; n(H2)2= 3/2n(Al) = 1/18 моль. (1 балл) Так как водорода выделится больше во второй реакции, то масса сосуда с алюминием будет меньше массы сосуда с магнием. (1 балл)

7.  В порции газообразного оксида объемом 56 л (н. у.) содержится 4,515∙1024 атомов. Какова валентность элемента, образующего этот оксид? (3 балла)

n(оксида) = 56/22,4 = 2,5 моль; n(атомов) = 4,515∙1024 /6,02∙1023 = 7,5 моль; (1 балл) следовательно в молекуле оксида 3 атома. (1 балл) Формулы R2O или RO2. Валентность I или IV. (1 балл)

8.  Смесь мелкодисперсных порошков магния и малахита длительное время прокаливали в открытом сосуде. Может ли масса смеси после прокаливания: а) уменьшиться; б) увеличиться; в) остаться неизменной. Свои ответы подтвердите расчётом. (5 баллов)

(CuOH)2CO3 → 2CuO + CO2↑ + H2O↑ (1 балл) 2Mg + O2 → 2MgO (1 балл)
Пусть в смеси 1 моль малахита,
тогда
n(CO2) = 1 моль, n(H2O) = 1 моль, m(CO2) = 44 г, m(H2O) = 18 г.
Потеря массы при прокаливании малахита составляет (44 + г. Чтобы масса смеси после прокаливания не изменилась, магний долеж прореагировать с 62 г кислорода.
n(O2) = 62/32 = 1,9375 моль.
n(Mg) = 2∙n(O2) = 2∙1,9375 = 3,875 моль, m(Mg) = 3,875∙24 = 93 г.
Значит для выполнения условия в), малахит и магний должны быть взяты в молярных соотношениях 1 : 3,: 31) или в массовых 222 : 93 (12 : 5).
Чтобы масса смеси уменьшилась, на 1 моль малахита надо взять меньше 3,875 моль магния.
Чтобы масса смеси увеличилась, на 1 моль малахита надо взять больше 3,875 моль магния. (Правильные ответы подтверждённые расчётом – 3 балла. Правильные ответы с качественным обоснованием – 2 балла. Правильные ответы без всякого объяснения – 1 балл.)

9.  При реакции избытков солей А, В и С с одинаковым количеством соляной кислоты выделяется один и тот же газ, объёмы которого относятся как 1:2:4. Что могут представлять собой соли
А, В и С? (4 балла)

(CuOH)2CO3 + 4HCl = 2CuCl2 + CO2↑ + 3H2O
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2↑ + H2O.
(Правильное решение – 4 балла, за написание двух уравнений реакций, в результате которых выделяется газ в соотношениях 1:2 или 1:4 – 2 балла)

10.  Смешали карбонат калия и кристаллогидрат карбоната натрия в соотношении по массе 12:25. Смесь растворили в достаточном объёме воды, при этом получился раствор с равными молярными концентрациями ионов калия и натрия. Установите состав кристаллогидрата.
(5 баллов)

Формулы соединений: K2CO3 и Na2CO3·xH2O. (1 балл) Пусть масса карбоната калия равна 12 г, тогда по условию задачи масса кристаллогидрата карбоната натрия равна 25 г.
n(K2CO3) = 12/138 = 0,087 (моль); n(K+) = 2∙n(K2CO3) = 2∙0,087 = 0,174 (моль). n(Na2CO3·xH2O) = 25/(106+18х) (моль); n(Na+) = 2∙n(Na2CO3·xH2O) = 2∙25/(106+18х) (моль). мПо условию задачи n(K+) = n(Na+), значит 2∙25/(106+18х) = 0,174, откуда х = 10, то есть состав кристаллогидрата – Na2CO3·10H2O. (4 балла)

Читайте также:  Способ очистит от бляшки сосуды

Источник

Денисова В.Г. 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ С 2 (мысленный эксперимент)  ЕГЭ ПО ХИМИИ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ

ЗАДАНИЙ С 2 (мысленный эксперимент)  ЕГЭ ПО ХИМИИ

В 2012 году в задании С2 ЕГЭ по химии предусмотрено изменение. Учащимся будет предложено описание химического эксперимента, в соответствии с которым им нужно будет составить 4 уравнения реакции.

О содержании и уровне сложности этого задания мы можем судить по демо-версии варианта ЕГЭ 2012 года. Задание сформулировано следующим образом: Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.

Анализ содержания задания показывает, что первые два вещества, вступающие в реакцию, указаны в открытом виде. Для всех остальных реакций указан реагент и условия проведения. Подсказками можно считать указания на класс полученного вещества, его агрегатное состояние, характерные признаки (цвет, запах). Заметим, что два уравнения реакций характеризуют особые свойства веществ (1 – окислительные свойства концентрированной серной кислоты; 4 – окислительные свойства оксида железа (III)), два уравнения характеризуют типичные свойства важнейших классов неорганических веществ (2 – реакция ионного обмена между растворами соли и щелочи, 3 – термическое разложение нерастворимого основания).

При решении этих заданий можно порекомендовать учащимся составлять схемы:

                                     toC                  NaOH (изб.)                                 toC           + Fe/toC

Fe + H2SO4(к)  →    соль   →     бурый осадок  →  X     →    Y

Выделять подсказки, ключевые моменты, например: бурый осадок – гидроксид железа (III), говорит о том, что соль образована ионом железа (3+).

                                           toC

2Fe + 6H2SO4(к)  →    Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O

Fe2(SO4)3+ 6NaOH(к)  →  2Fe(OH)3 + 3Na2SO4

                       toC

2Fe(OH)3 →  Fe2O3+ 3H2O

                           toC

Fe2O3 + Fe  →   3 FeO

Какие затруднения могут вызвать у учащихся подобные задания?

  1. Описание действий с веществами (фильтрование, выпаривание, обжиг, прокаливание, спекание, сплавление). Учащиеся должны понимать, где с веществом происходит физическое явление, а где – химическая реакция. Наиболее часто используемые действия с веществами описаны ниже.

Фильтрование – способ разделения неоднородных смесей с помощью фильтров – пористых материалов, пропускающих жидкость или газ, но задерживающих твёрдые вещества.  При разделении смесей, содержащих жидкую фазу, на фильтре остается твердое вещество, через фильтр проходит фильтрат.

Выпаривание — процесс концентрирования растворов путём испарения растворителя. Иногда выпаривание проводят до получения насыщенных растворов, с целью дальнейшей кристаллизации из них твердого вещества в виде кристаллогидрата, или до полного испарения растворителя с целью получения растворенного вещества в чистом виде.

Прокаливание – нагревание вещества с целью изменения его химического состава.

Прокаливание может проводиться на воздухе и в атмосфере инертного газа.

При прокаливании на воздухе кристаллогидраты теряют кристаллизационную воду:

CuSO4∙5H2O →CuSO4 + 5H2O

Термически нестойкие вещества разлагаются (нерастворимые основания, некоторые соли, кислоты, оксиды): Cu(OH)2 →CuO + H2O; CaCO3→ CaO + CO2

Вещества, неустойчивые к действию компонентов воздуха, при прокаливании окисляются, реагируют с компонентами воздуха: 2Сu + O2 → 2CuO;

4Fe(OH)2 + O2 →2Fe2O3 + 4H2O

Для того, чтобы окисление при прокаливании не происходило, процесс проводят в инертной атмосфере: Fe(OH)2  → FeO + H2O

Спекание, сплавление – это нагревание двух и более твердых реагентов, приводящее к их взаимодействию. Если реагенты устойчивы к действию окислителей, то спекание можно проводить на воздухе:

Al2O3 + Na2CO3 → 2NaAlO2 + CO2

Если же один из реагентов или продукт реакции могут окисляться компонентами воздуха, процесс проводят с инертной атмосфере, например: Сu + CuO → Cu2O

Обжиг – процесс термической обработки, приводящий к сгоранию вещества (в узком смысле. В более широком понимании, обжиг – разнообразные термические воздействия на вещества в химическом производстве и металлургии). В основном, используется по отношению к сульфидным рудам. Например, обжиг пирита:

4FeS2 + 11O2 → 2Fe2O3 + 8SO2

  1. Описание характерных признаков веществ (цвет, запах, агрегатное состояние).

Указание характерных признаков веществ должно служить для учащихся подсказкой или проверкой правильности выполненных действий. Однако, если учащиеся не знакомы с физическими свойствами веществ, подобные сведения не могут оказать вспомогательной функции при выполнении мысленного эксперимента. Ниже представлены наиболее характерные признаки газов, растворов, твердых веществ.

ГАЗЫ:

Окрашенные: Cl2 – желто-зеленый; NO2 –  бурый; O3 – голубой (все имеют запахи). Все ядовиты, растворяются в  воде, Cl2  и NO2 реагируют с ней.

Бесцветные без запаха: Н2, N2, O2, CO2, CO (яд), NO (яд), инертные газы. Все плохо растворимы в воде.

Бесцветные с запахом: HF, HCl, HBr, HI, SO2 (резкие запахи), NH3(нашатырного спирта) –хорошо растворимы в воде и ядовиты,

PH3(чесночный), H2S(тухлых яиц) –  мало растворимы в  воде, ядовиты.  

ОКРАШЕННЫЕ РАСТВОРЫ:

желтые

Хроматы, например K2CrO4

Растворы солей железа (III), например, FeCl3,

бромная вода,

cпиртовые и спиртово-водные растворы йода – в зависимости от концентрации от жёлтого до бурого

оранжевые

Дихроматы, например, K2Cr2O7

зеленые

Гидроксокомплексы хрома (III), например, K3[Cr(OH)6], соли никеля (II), например NiSO4,

манганаты, например, K2MnO4

голубые

Соли меди (II), например СuSO4

От розового до фиолетового

Перманганаты, например, KMnO4

От зеленого до синего

Соли хрома (III), например, CrCl3

ОКРАШЕННЫЕ ОСАДКИ,

ПОЛУЧАЮЩИЕСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАСТВОРОВ

желтые

AgBr, AgI, Ag3PO4, BaCrO4, PbI2,CdS

черные, черно-бурые

Сульфиды меди, серебра, железа, свинца

Читайте также:  Заболевание сосудов рук чем лечить

синие

Cu(OH)2, KFе[Fe(CN)6]

зеленые

Cr(OH)3 – серо-зеленый

Fe(OH)2  – грязно-зеленый, буреет на воздухе

ДРУГИЕ ОКРАШЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА

желтые

сера, золото, хроматы

оранжевые

oксид меди (I) –  Cu2O  

дихроматы

красные

бром (жидкость), медь (аморфная), фосфор красный,

Fe2O3, CrO3

Серые с металлическим блеском

Графит, кристаллический кремний, кристаллический йод (при возгонке – фиолетовые пары), большинство металлов.

зеленые

Cr2O3, малахит  (CuOH)2CO3, Mn2O7 (жидкость)

Это, конечно, минимальные сведения, которые могут пригодиться для решения заданий С2.

        В процессе подготовки учащихся к решению заданий С2 можно предложить им составить тексты заданий в соответствии со схемами превращений. Это задание позволит учащимся освоить терминологию и запомнить характерные признаки веществ.

Пример 1:

                                   toC               toC/H2         HNO3( конц)      NaOH, 0oC

 (CuOH)2CO3   → CuO  →     Cu    →   NO2    →     X

Текст: Малахит прокалили, полученное твердое черное вещество нагрели в токе водорода. Образовавшееся красное вещество полностью растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся бурый газ пропустили через холодный раствор гидроксида натрия.

Пример 2:

        O2             H2S р-р       toC/Al              H2O

ZnS →    SO2 →   S  →  Al2S3  →  X

Текст:  Сульфид цинка подвергли обжигу. Образовавшийся газ с резким запахом пропустили через раствор сероводорода до выпадения жёлтого осадка. Осадок отфильтровали, просушили и сплавили с алюминием. Полученное соединение поместили в воду до прекращения реакции.

        На следующем этапе можно предложить учащимся самим составлять как схемы превращения веществ, так и тексты заданий.  Конечно же, «авторы» заданий должны представить и собственное решение. При этом ученики повторяют все свойства неорганических веществ. А учитель может сформировать банк заданий С2.

После этого можно переходить к решению заданий С2. При этом учащиеся по тексту составляют схему превращений, а затем и соответствующие уравнения реакций. Для этого в тексте задания выделяются опорные моменты: названия веществ, указание на их классы, физические свойства, условия проведения реакций, названия процессов.

Приведем примеры выполнения некоторых заданий.

Пример 1. Нитрат марганца (II) прокалили, к полученному твёрдому бурому веществу прилили концентрированную хлороводородную кислоту. Выделившийся газ пропустили через сероводородную кислоту. Образовавшийся раствор образует осадок с хлоридом бария.

Решение:

  1. Выделение опорных моментов:

Нитрат марганца (II) –  Mn(NO3)2,

Прокалили – нагрели до разложения,

Твёрдое бурое вещество –  MnО2,

Концентрированная хлороводородная кислота –  HCl,

Сероводородная кислота – р-р Н2S,

Хлорид  бария  – BaCl2, образует осадок с сульфат-ионом.

  1. Составление схемы превращений:

                          toC                      HCl          Н2Sр-р      BaCl2

Mn(NO3)2     →       MnО2  →  ↑Х   →   У  →    ↓ (BaSO4 ?)

  1. Составление уравнений реакций:

1) Mn(NO3)2     →   MnО2  + 2NO2

2) MnО2  +  4 HCl  → MnCl2 + 2H2O + Cl2 (газ Х)

3) Cl2  + Н2S → 2HCl + S  (не подходит, т.к.  нет продукта, который дает осадок с хлоридом бария )  или  4Cl2  + Н2S + 4Н2О → 8HCl +  Н2SO4

4) Н2SO4  + BaCl2  →    BaSO4  +  2HCl

Пример 2. Оранжевый оксид меди поместили в концентрированную серную кислоту и нагрели. К полученному голубому раствору прилили избыток раствора гидроксида  калия. Выпавший синий осадок отфильтровали, просушили и прокалили. Полученное при этом твёрдое черное вещество поместили в стеклянную трубку, нагрели и пропустили над ним аммиак.

Решение:

  1. Выделение опорных моментов:

Оранжевый оксид меди –  Cu2O,

Концентрированная серная кислота – Н2SO4,

Голубой раствор –  соль меди (II), СuSO4

Гидроксид калия –  КОН,

Синий осадок – Cu(OH)2,

Прокалили – нагрели до разложения,

Твёрдое черное вещество –  CuO,

Аммиак – NH3.

  1. Составление схемы превращений:

             Н2SO4                      КОН                           toC                 NH3

Cu2O  →       СuSO4    →  Cu(OH)2 ↓ →   CuO  →    X

  1. Составление уравнений реакций:

1) Cu2O + 3Н2SO4 → 2СuSO4 + SO2 +3H2O

2) СuSO4 + 2КОН → Cu(OH)2  +  K2SO4

3) Cu(OH)2  → CuO + Н2О

4) 3CuO + 2NH3 →    3Cu  +   3Н2О  + N2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

1. Натрий сожгли в избытке кислорода, полученное кристаллическое вещество поместили в стеклянную трубку и пропустили через нее углекислый газ. Газ, выходящий из трубки, собрали и сожгли в его атмосфере фосфор. Полученное вещество нейтрализовали избытком раствора гидроксида натрия.

2. Карбид алюминия обработали соляной кислотой. Выделившийся газ сожгли, продукты сгорания пропустили через известковую воду до образования белого осадка, дальнейшее пропускание продуктов сгорания в полученную взвесь привело к растворению осадка.

3. Пирит подвергли обжигу, полученный газ с резким запахом пропустили через сероводородную кислоту. Образовавшийся желтоватый осадок отфильтровали, просушили, смешали с концентрированной азотной кислотой и нагрели. Полученный раствор дает осадок с нитратом бария.

4. Медь поместили в концентрированную азотную кислоту, полученную соль выделили из раствора, высушили и прокалили. Твёрдый продукт реакции смешали с медной стружкой и прокалили в атмосфере инертного газа. Полученное вещество растворили в аммиачной воде.

5. Железные опилки растворили в разбавленной серной кислоте, полученный раствор обработали избытком раствора гидроксида натрия. Образовавшийся осадок профильтровали и оставили на воздухе до тех пор, пока он не приобрёл бурую окраску. Бурое вещество прокалили до постоянной массы.

6. Сульфид цинка подвергли обжигу. Полученное твердое вещество полностью прореагировало с раствором гидроксида калия. Через полученный раствор пропустили углекислый газ до выпадения осадка. Осадок растворили в соляной кислоте.

Читайте также:  Лечение сосудов ног екатеринбург

7. Газ, выделившийся при взаимодействии цинка с соляной кислотой, смешали с хлором и взорвали. Полученный при этом газообразный продукт растворили в воде и подействовали им на диоксид марганца. Образовавшийся газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия.

8. Фосфид кальция обработали соляной кислотой. Выделившийся газ сожгли в закрытом сосуде, продукт горения полностью нейтрализовали раствором гидроксида калия. К полученному раствору прилили раствор нитрата серебра.

9. Дихромат аммония разложили при нагревании. Твёрдый продукт разложения растворили в серной кислоте. К полученному раствору прилили раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. При дальнейшем приливании раствора гидроксида натрия к осадку, он растворился.

10. Ортофорсфат кальция прокалили с углем и речным песком. Образовавшееся при этом белое светящееся в темноте вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт этой реакции растворили в избытке гидроксида калия. К полученной смеси прилили раствор гидроксида бария.

11. Алюминиевый порошок смешали с серой и нагрели. Полученное вещество поместили в воду. Образовавшийся осадок разделили на две части. К одной части прилили соляную кислоту, к  другой – раствор гидроксида  натрия до полного растворения осадка.

12. Кремний поместили в раствор гидроксида калия, после окончания реакции к полученному раствору прилили избыток соляной кислоты. Выпавший осадок отфильтровали, просушили и прокалили. Твёрдый продукт прокаливания реагирует с фтороводородом.

РЕШЕНИЯ

1. Натрий сожгли в избытке кислорода, полученное кристаллическое вещество поместили в стеклянную трубку и пропустили через нее углекислый газ. Газ, выходящий из трубки, собрали и сожгли в его атмосфере фосфор. Полученное вещество нейтрализовали избытком раствора гидроксида натрия.

1) 2Na + O2 = Na2O2

2) 2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2

3) 4P + 5O2 = 2P2O5

4) P2O5 + 6 NaOH  = 2Na3PO4 + 3H2O

2. Карбид алюминия обработали соляной кислотой. Выделившийся газ сожгли, продукты сгорания пропустили через известковую воду до образования белого осадка, дальнейшее пропускание продуктов сгорания в полученную взвесь привело к растворению осадка.

1) Al4C3 + 12HCl = 3CH4 + 4AlCl3

2) CH4 + 2O2  = CO2 + 2H2O

3) CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3+ H2O

4) CaCO3+ H2O + CO2 = Ca(HCO3)2

3. Пирит подвергли обжигу, полученный газ с резким запахом пропустили через сероводородную кислоту. Образовавшийся желтоватый осадок отфильтровали, просушили, смешали с концентрированной азотной кислотой и нагрели. Полученный раствор дает осадок с нитратом бария.

1) 4FeS2 + 11O2 → 2Fe2O3 + 8SO2

2) SO2 + 2H2 S = 3S + 2H2O

3) S+ 6HNO3 = H2SO4+ 6NO2 +2H2O

4) H2SO4+ Ba(NO3)2 = BaSO4↓ + 2 HNO3

4. Медь поместили в концентрированную азотную кислоту, полученную соль выделили из раствора, высушили и прокалили. Твёрдый продукт реакции смешали с медной стружкой и прокалили в атмосфере инертного газа. Полученное вещество растворили в аммиачной воде.

1) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2+ 2NO2 +2H2O

2) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2

3) Cu + CuO = Cu2O

4) Cu2O + 4NH3 + H2O = 2[Cu(NH3)2]OH

5. Железные опилки растворили в разбавленной серной кислоте, полученный раствор обработали избытком раствора гидроксида натрия. Образовавшийся осадок профильтровали и оставили на воздухе до тех пор, пока он не приобрёл бурую окраску. Бурое вещество прокалили до постоянной массы.

1) Fe + H2SO4 = FeSO4+ H2

2) FeSO4 + 2NaOH= Fe(OH)2 + Na2SO4

3) 4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3 

4) 2Fe(OH)3  = Fe2O3 + 3H2O

6. Сульфид цинка подвергли обжигу. Полученное твердое вещество полностью прореагировало с раствором гидроксида калия. Через полученный раствор пропустили углекислый газ до выпадения осадка. Осадок растворили в соляной кислоте.

1) 2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2

2) ZnO + 2NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4]

3 Na2[Zn(OH)4] + CO2 = Na2CO3 + H2O + Zn(OH)2 

4) Zn(OH)2 + 2 HCl  = ZnCl2 + 2H2O

7. Газ, выделившийся при взаимодействии цинка с соляной кислотой, смешали с хлором и взорвали. Полученный при этом газообразный продукт растворили в воде и подействовали им на диоксид марганца. Образовавшийся газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия.

1) Zn+ 2HCl  = ZnCl2 + H2

2) Cl2 + H2 = 2HCl

3) 4HCl + MnO2 = MnCl2 + 2H2O + Cl2 

4) 3Cl2 + 6KOH  = 5KCl + KClO3 + 3H2O

8. Фосфид кальция обработали соляной кислотой. Выделившийся газ сожгли в закрытом сосуде, продукт горения полностью нейтрализовали раствором гидроксида калия. К полученному раствору прилили раствор нитрата серебра.

1) Ca3P2 + 6HCl = 3CaCl2 + 2PH3

2) PH3 + 2O2  = H3PO4 

3) H3PO4 + 3KOH = K3PO4 + 3H2O

4) K3PO4 + 3AgNO3 = 3KNO3 + Ag3PO4 

9. Дихромат аммония разложили при нагревании. Твёрдый продукт разложения растворили в серной кислоте. К полученному раствору прилили раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. При дальнейшем приливании гидроксида натрия к осадку, он растворился.

1) (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O

2) Cr2O3 +  3H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 3H2O

3) Cr2(SO4)3 + 6NaOH = 3Na2SO4 + 2Cr(OH)3

4) 2Cr(OH)3 + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6]

10. Ортофорсфат кальция прокалили с углем и речным песком. Образовавшееся при этом белое светящееся в темноте вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт этой реакции растворили в избытке гидроксида калия. К полученной смеси прилили раствор гидроксида бария.

1) Ca3(PO4)2 + 5C + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 5CO + 2P

2) 2P + 5Cl2  = 2PCl5

3) PCl5 + 8KOH = K3PO4 + 5KCl + 4H2O

4) 2K3PO4 + 3Ba(OH)2 = Ba3(PO4)2 + 6KOH

11. Алюминиевый порошок смешали с серой и нагрели. Полученное вещество поместили в воду. Образовавшийся осадок разделили на две части. К одной части прилили соляную кислоту, к  другой – раствор гидроксида  натрия до полного растворения осадка.

1) 2Al + 3S  = Al2S3

2) Al2S3  + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S

3) Al(OH)3  + 3HCl= AlCl3 + 3H2O

4) Al(OH)3  + NaOH  = Na[Al(OH)4]

12. Кремний поместили в раствор гидроксида калия, после окончания реакции к полученному раствору прилили избыток соляной кислоты. Выпавший осадок отфильтровали, просушили и прокалили. Твёрдый продукт прокаливания реагирует с фтороводородом.

1) Si + 2KOH + H2O  = K2SiO3+ 2H2

2) K2SiO3 + 2HCl = 2KCl + H2SiO3

3) H2SiO3 = SiO2 + H2O

4) SiO2 + 4HF  = SiF4 + 2H2O

Рекомендуемая литература:

В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие. – Роств н/Д: Легион, 2012. – 92 с.

Источник