Смысл сосуда в его пустоте
ВикиЧтение
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Серов Вадим Васильевич
Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?
Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958):
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Читайте также
ПЯТАЯ СТИХИЯ — «ПУСТОТА»
ПЯТАЯ СТИХИЯ — «ПУСТОТА»
Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер — они окружают нас со всех сторон и в нашей повседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии — пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы
Что такое пустота?
Что такое пустота?
С бытовой точки зрения проблемы в определении пустоты нет. Мы всегда с легкостью видим, пусто ли помещение, пуста ли посуда. Пустое место — это где ничего нет. Мало того, его нередко понимали как место, где нет ничего важного, существенного. Например,
Ендова (сосуд)
Мир, в котором мы живем
Мир, в котором мы живем
Самое главное — научить людей мыслить.
Б. Брехт
Необозримы границы мира, в котором мы живем, необозримо его разнообразие. Вечный в своем развитии, он является неистощимым источником познания. Бесконечный в своих проявлениях, он ставит перед разумом
Ковш (сосуд)
Ковш (сосуд)
Ковш,
сосуд для питья и разлива браги, кваса и мёда, широко распространённый на Руси с древности вплоть до середины 19 в. Имеет округлую ладьевидную форму с одной высоко приподнятой ручкой или двумя — в виде головы и хвоста птицы. К. делались из дерева (для
Хум (глиняный сосуд)
Хум (глиняный сосуд)
Хум,
большой (высотой до 1,5 м
) глиняный сосуд, суживающийся книзу, с горлом (или без него) для хранения воды и продовольственных запасов. Широко распространён в быту населения Средней Азии с 1-й половины 1-го тыс. до н. э. В верхней части Х. обычно
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону
Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно
vas, vasis m – сосуд
vas, vasis m – сосуд
Примерное произношение: вас.Z:
Случай в гастрономе:
Мне уже в который раз
Продают прокисший кВАС.
Вы его залили в ВАС,
Лучше б квас залили в
Источник
Все тридцать спиц вокруг одной оси,
Но лишь отверстие, что в центре колеса,
Дает способность колесу — крутиться.
Оформить глину в правильный сосуд
Дает возможность пустота внутри его округлых стенок.
Жилище вырубить в крутой скале:
Пробить в ней двери и продырявить окна, —
Возможно только в полую пещеру.
Так, все стремятся выгоду извлечь
Лишь из того, что есть на белом свете,
Тогда как польза происходит из того,
Чего на свете нет и не было вовеки.
Дао Де Дзин. Дворец Пустоты. Стих 11
__________________________________________________________________________
Пустота является одной из ключевых тем философии Востока. Бесчисленное множество мудрецов говорят о ней и приводят свои толкования, но глубинный смысл этой Великой Пустоты до сих пор остается скрыт от меня. Быть может, только достигнув просветления и обретя наконец душевный покой, мне откроются тайны мироздания и учение о Пустоте станет для меня таким же прозрачным, как и вода из горного ручья.
Почему же для меня так важно осознание Пустоты? Почему я не могу, закрыв глаза, пройти мимо этого, как уже не раз делал с неясной мне немецкой философской школой? Все дело в том, что, по моему мнению, на земле наступил Век Пустоты. Вопрос в том, какой именно Пустоты – Пустоты Востока или пустоты запада? Этот вопрос мучает меня и изводит уже долгое время, так что настала пора с ним окончательно разобраться.
Россия сегодня живет исключительно по западным стандартам. Только в одну сторону сейчас повернуты обе головы нашего самодержавного орла. Порой мне кажется, что западничество – это венерическое заболевание: его ВИЧ-инфицированная идеология медленно расползается по всему свету, словно вирусы цивилизованного СПИДа. Гоген уже в 1891 году едва смог отыскать для себя уголок рая еще нетронутого цивилизацией – сейчас, боюсь, таких мест и вовсе не осталось. Чем же мне не угодил запад? Ответ прост: я ненавижу его формализм.
Так уж исторически сложилось, что запад оказался наделен не духовной созерцательностью, а лишь материальным видением. Запад – талантливый оформитель; он любит предавать форму вещам и только в ней знает толк. Он как неразумное дитя коллекционирует книжки с красивым переплетом, в то время как Восток хранит свою мудрость на рисовой бумаге. Запад не умеет читать и за формой не видит содержания. Ради шутки можно сравнить две фотографии классических Восточного и западного садов:
Конечно же запад красив! Он разбирается в моде, ландшафтном дизайне, живописи, но за этой красочной ширмой скрывается лишь пустота. Антикапиталисты скажут, что за красотой запад умело прячет свою алчность, жажду предпринимательства; что он следует лишь общеизвестной формуле: «Красивое скорее продается». Что ж, возможно… Но мне почему-то верится в искренность запада, в его какую-то детскую наивность – он будто ребенок боится открывающейся перед ним Пустоты; он изо всех сил всматривается в Пустоту, но ничего не может увидеть. В ужасе от осознания своей ущербности, запад выстраивает вокруг себя стену из разных красивых форм, отгораживаясь, таким образом, от страшной неясной ему Пустоты мироздания. На каком-то этапе своего развития запад отказался от созерцания Дао (道) и Дэ (德); он отказался от цели познания и заменил его погоней за материальными ценностями. Так и зародилась его раковая опухоль. Он выбрал девиз: «Чем больше вещей – тем меньше пустоты», и люди стали обрастать ненужным им дорогостоящим скарбом.
Самое интересное, что запад никогда не забывал о своей ущербности, опухоль никогда не давала ему спокойно жить. Это хорошо заметно на примере искусства: в то время как Восток столетиями сохранял один и тот же стиль живописи, запад постоянно изобретал новые направления; он всегда бился в конвульсиях в поисках идеальной формы. Современный арт- и кино-авангард не является тем иррациональным, которому учит нас Восток. Дело в том, что дзенский «хлопок одной руки» — это иррациональное содержание, а бунюэлевские «муравьи, выползающие из дырявой ладони» — это иррациональная форма, полная рационального содержания. Сейчас объясню более подробно. Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея» пишет: «Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта.» В 19 веке музыка была лишена слов и поэтому действительно являлась идеалом бессодержательной формы. Если на картине нарисован конь, то здесь все ясно – это конь; статуя человека с диском – Дискобол; но что определенного можно сказать о гармоническом наборе звуков? Читаем дальше Уайльда: «В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.» Пустую музыкальную форму человек заполняет по своему разумению. В картинах Поллока можно увидеть призыв к войне, а можно и сенсуальную апатию. Чем гаже человек, тем извращеннее покажется ему произведение искусства. Так иррациональная форма заполняется рациональным видением; материальная форма порождает форму более высокого уровня – форму образную.
С помощью форм западный человек упрощает свою жизнь. Мир становится максимально прост и рационалистически познаваем. Как понять, что человек счастлив? Нужен объективный критерий – пусть этим критерием будут деньги. Чем больше у человека денег, красивее дом, дороже машина, тем его жизнь лучше и счастливее. Что есть вера и что есть Бог? Это что-то совершенно неясное – давайте заменим все это красивой религиозной обрядовостью. Запад создал формы для всех вещей на земле. Например, поцелуй тоже является не чем иным как всего-навсего формой.
Я всегда находил поцелуй чрезвычайно странной формой контакта между людьми. Насколько я знаю, это одно из тех нововведений, которые принесла с собой цивилизация – ведь известно, что дикари, живущие на южных островах, или жители Африки, еще не переступившие ту грань, за которой изначально предназначенный человеку рай оказывается навсегда потерян, не целуются никогда. Их любовь проста и незамысловата; возможно, что и само слово «любовь» неприменимо к тому, что происходит между ними.
Виктор Пелевин «Чапаев и пустота»
Действительно, у многих народов Азии и Африки поцелуи вообще не существовали. Во многих странах Востока поцелуй до сих пор рассматривается как непристойное явление. Япония вот уже второе столетие борется с этой западной нормой поведения и открыто дискриминирует поцелуи, как форму выражения любви и симпатии, но гнойные бациллы западничества уже проникают в нежные тела молодых японцев. По молодежи мы судим о том, каким будет общество через 30-40 лет.
Какими же стали русские люди в Век Пустоты? Естественно, они стали пустыми! Жизнь современного человека бесцельна – максимум, что я нахожу в окружающих, так это набор низменных приземленных желаний. Жизнь без цели – это пустая жизнь, неизбежно ведущая к гедонизму, о гибельности которого говорил еще в свое время Блез Паскаль:
Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
В аспекте наших рассуждений о форме и содержании, можно обратить внимание на массовую популяризацию продукции компании Apple. Если задуматься, то ведь это снова те самые бациллы западничества, грозящие обернуться мировым сепсисом. Я бы даже констатировал появление нового подвида человека «Homo iPhonius» или «Человек Пальцем Тыкающий». Люди, предпочитающие продукцию Apple, обычно руководствуются при выборе внешними характеристиками вещей. В основном это люди, которые могут оценить только форму, а не содержание.
И последнее, что хотелось бы отметить о современных людях – это их бездеятельность. Люди перестали творить, перестали создавать, перестали творчески себя выражать. Раньше все писали стихи, выжигали по дереву, сочиняли песни, выпиливали модели кораблей, рисовали и чего еще только не делали! Сейчас еще, слава Богу, остаются творческие люди, но процент их существенно снизился. Быть может это связано с тем, что вся страна перестала что-либо производить, и общий дух созидательности был безвозвратно утерян? Все почему-то переквалифицировались в критиков. Число тех, кто пишет о чужих произведениях, в несколько раз больше числа создающих эти произведения. Самое ужасное, что люди даже не пытаются что-то создавать, хотя бы ради эксперимента, и бросают свои занятия после первой же неудачной попытки.
Каков же получившийся образ будущего человека? Меркантильный гедонист-критик с айфоном в руках, круглые сутки готовый предаваться пустой болтовне. Вот, что ждет нашу интеллигенцию. Вот, образ урбанистического западника. Ну а что же произойдет с моими любимыми и дорогими моему сердцу морлоками, пролами и гамма-дельта-эпсилонами? Боюсь, что все они будут продолжать искать спасения от гнетущей западной пустоты на дне полулитровых бутылок.
Неужели Пустота Востока есть то же самое, что и небытие запада? Мой ответ – нет. Трансцендентная шуньята буддизма не имеет ничего общего с пустым западным формализмом. Мощнейшим ударом ребром ладони я разбиваю мир на две несовместные части. Чему научило меня Каратэ-до (яп. 空手道 – «Путь Пустой Руки»)? Если рука открыта, вы способны ухватить все возможное; если же она сжата в кулак, ничего не войдет в нее.
То, что зовут духом Пустоты, находится там, где нет ничего. Этот тезис не укладывается в человеческое понимание. Пустота – это ничто. Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это Пустота.
Люди в нашем мире ошибочно смотрят на вещи, полагая, что все, чего они не понимают, должно быть пустотой. Это не истинная пустота. Это заблуждение.
С установившимся духом, накапливай опыт день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота. Пока ты не осознаешь истинный Путь, ища опору в буддизме или в здравом рассуждении, — ты можешь полагать, что все вещи правильны и находятся в гармонии. Однако, если взглянешь на вещи объективно, с точки зрения законов мироздания, ты увидишь различные течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Постарайся впитать этот дух, с прямотой в качестве основания и истиной в качестве Пути. Применяй Путь широко и открыто. Тогда ты начнешь думать о вещах в широкой перспективе и, приняв Пустоту как Путь, увидишь Путь как Пустоту. В Пустоте — достоинство, и никакого зла. Мудрость обладает существованием, Принцип имеет существование, Путь обладает существованием, но дух есть Пустота.
Миямото Мусаси. Книга пяти колец. Книга Пустоты
___________________________________________________________
По теме: Лао-цзы. Дао Дэ Дзин (собрание русских переводов)
Дональд Ричи. Мир по-японски. Поцелуй в Японии
___________________________________________________________
Источник
Изображение Oleg Gamulinskiy с сайта Pixabay
Начну с самого главного – пустоты во Вселенной нет, а то, что мы в быту называем вакуумом не всегда является пустым пространством. Представьте себе бутылку, ещё недавно заполненную водой. Затем жидкость выливают, и вот перед нами сосуд, в котором ничего нет. Можно сказать, что он пустой и в этом есть доля правды, если мы просто задались вопросом, сколько бутылка весит. С точки зрения одного из разделов физики, механики, ошибки в терминах нет. Но в бутылке не вакуум, ведь в ней остаются молекулы воздуха. Тогда постараемся удалить из сосуда как можно больше вещества – и если давление внутри станет гораздо ниже атмосферного, то по правилам техники и прикладных наук мы всё же устроили вакуум. Это будет очень приближённым описанием состояния – в космосе на каждый кубический дециметр, то есть литр пространства, приходится множество молекул и опять вакуум окажется не абсолютным.
Впрочем, не буду затягивать вступление, хотя без него никак. “Истинным” вакуумом считается некое состояние пространства, имеющее минимальные значения энергии. Даже если вы убрали из бутылки вообще все молекулы, то на самом микроскопическом уровне, таком, что сравним с размерами атомов, в ней всё равно существуют поля. Вы наверняка сталкивались с проявлениями полей в обычном, макроскопическом мире, мире вещей гораздо больших, чем элементарные частицы. Например, если пытаться совместить магниты одинаковыми полюсами, то явно можно почувствовать сопротивление. При этом, проведя между магнитами листом бумаги или пластмассовой ручкой, можно убедиться, что никакого особого веществами в зазоре нет, а сила отталкивания всё равно существует. То есть, поле проявляет себя в виде некоторого взаимодействия, которому не нужно вещество для передачи на расстояние.
В квантовом мире всё чуть сложнее, и перед нами один из феноменов квантового поля. Благодаря ему,можно ввести понятие физического вакуума.
Точное определение вакуума на данный момент достаточно простое – это поле с минимальным значением энергии или, что точнее, с наименее низким энергетическим состоянием. Давайте прибегнем к сравнению, хоть и не совсем логичному: описываемое состояние можно представить как поверхность пруда в безветренную погоду. Она кажется гладкой и ровной,а когда вы приглядитесь, то увидите небольшие вздрагивания и волны, вызванные едва ощутимыми внутренними процессами. Такое состояние для воды будет считаться состоянием с минимальной энергией. То же и с вакуумом.
При этом, вакуумов несколько, в зависимости от того, как “вздрагивают” наши поля. Стоит вакууму немного увеличить энергию, как образуются высокоэнергетические участки, словно всплески на воде. Эти состояния называют ложными вакуумами. Существуют они очень недолго, ибо крайне нестабильны и стремятся отдать лишнюю энергию. В процессе распада такого вакуума образуются элементарные частицы, из которых затем складываются атомы.
Наш мир формально создаёт пустота. Которой в бытовом смысле слова вообще нет.
Было интересно? Посмотрите другие материалы канала и подпишитесь. А ещё я пишу книги про физику и астрономию, можете ознакомиться и совершенно бесплатно скачать одну из них
Уважаемые борцы со всемирным научным заговором и эмоционально несдержанные читатели, ваши комментарии неизбежно удаляются. Даже не тратьте время.
Источник
Natura ablwrret vacuum. Ïðèðîäà íå òåðïèò ïóñòîòû.
Âûðàæåíèå ïðèïèñûâàþò Àðèñòîòåëþ (384322 äî í. ý.).
Íî ïðèðîäå ïðèõîäèòñÿ “òåðïåòü” ìíîãî ÷åãî è ìíîãèõ, êîòîðûå íå î÷åíü òîãî äëÿ í帅
Ìûñëü Àðèñòîòåëÿ, èñõîäÿ èç çäðàâîãî ñìûñëà è ñîâðåìåííûõ çàêîíîâ ôèçèêè, ñëåäóåò äîïîëíèòü. Ïðèðîäà íå òåðïèò ïóñòîòû, íî è îáîéòèñü áåç íå¸ íå ìîæåò.
Äîâîëüíî î÷åâèäíîå óòâåðæäåíèå. Íî, êàê íè ñòðàííî (à ìîæåò ýòî óæå ñòàëî è êàê îáû÷íî), íå âñå ýòî ïîíèìàþò â ïîëíîé ñòåïåíè. Õîòÿ óâåðåíû, ÷òî “ïîíèìàþò”… À çà÷åì “èì” ýòî?
È ÷òî æå òàêîå “ïóñòîòà”, èíîãäà ñïðîñèò ñîâðåìåííî ìûñëÿùèé ìîëîäîé (÷òî ðåäêîñòü) èëè ïðîñòî ìûñëÿùèé ÷åëîâåê, íàñëûøàâøèéñÿ èç âñåõ èñòî÷íèêîâ è ùåëåé èíòåðíåòà ïðî ñàêðàëüíóþ “ïóñòîòó”, êîòîðàÿ åñòü âñ¸ è âñÿ?
Íåêîòîðûå ïðîôàíè÷åñêè íàñòðîåííûå àïîëîãåòû ïóñòîòíîãî ïîäõîäà äàæå ïûòàþòñÿ “ãëÿäåòü èç í帔 (åñòü òàêàÿ ãðóïïà íà ÔÁ). Âèäèìî îíè íå ïîíèìàþò, ÷òî êàê òîëüêî îíè òóäà â ýòó “ïóñòîòó” çàëåçóò, ÷òîáû èç íå¸ ïîãëÿäåòü íà ìèð, òî îíà òóò æå ïåðåñòàíåò áûòü “ïóñòîòîé”, ïî îïðåäåëåíèþ. Âàøå íàëè÷èå òàì ñðàçó æå äåëàþò ïóñòîòó íåïóñòîòíîé.
“Âçãëÿä” èç ïóñòîòû â ïðèíöèïå íå âîçìîæåí ïî çàêîíàì ëîãèêè è ôèçèêè. Ýòî ìîæíî òîëüêî äëÿ ýçîòåðè÷åñêè îãðàíè÷åííûõ áîëâàíîâ. À èì âñ¸ îäíî – ãëàâíîå ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ïðèîáù¸ííûì ê ÷åìó-òî. Ïóñòü è ê “ïóñòîòå”. Êàêîé íè åñòü, à îí ñâîé äóðàëåé ñðåäè ïîäîáíûõ äóðàëååâ…
Ïóñòîòà – ýòî, ëþáîìó çäðàâîìûñëÿùåìó ÷åëîâåêó ÿñíî è î÷åâèäíî, – åñòü îòñóòñòâèå íàïîëíåííîñòè ÷åãî-òî âñåì. Ïóñòîòà òðåáóåò îãðàíè÷åíèÿ ñâîåãî ïðèñóòñòâèÿ. Ãðàíèöû ðàçäåëà “ïóñòîòû” è “íå ïóñòîòû”. È îïðåäåëåíèÿ âñåãî òîãî, ÷òî íå åñòü “ïóñòîòà”. À ýòîãî íèêòî íå ìîæåò ñäåëàòü! Ôîðìû ìàòåðèè áåñêîíå÷íî ðàçíîîáðàçíû. Ìû â íà÷àëå ïóòè èõ ïîçíàíèÿ… Ñåé÷àñ ýòî êàæåòñÿ “ïóñòîòîé”, à çàâòðà òàì îáíàðóæèâàåòñÿ êó÷à ÷àñòèö è ïîëåé…
 ýòîì ñìûñëå ïîíÿòèå “ïóñòîòà” àáñîëþòíî îòíîñèòåëüíîå ïîíÿòèå.
Îòñóòñòâóåò îäíî, òàê îáÿçàòåëüíî ïðèñóòñòâóåò ÷òî-òî äðóãîå. È òîëüêî çà ñ÷¸ò âîñïðèÿòèÿ ýòîãî äðóãîãî, ýòî îäíî ñòàíîâèòñÿ “íå÷òî” ñ îïðåäåë¸ííûì íàçâàíèåì. Òàê óñòðîåí ìèð. È íàøå ïîíèìàíèå åãî.
Ïðèðîäà íå òåðïèò ïóñòîòû – ýòî óòâåðæäåíèå ïðîäóêò íàøåãî ìûøëåíèÿ, à íå àòðèáóò ïðèðîäû, – ïîòîìó, ÷òî íèêàêîé ïóñòîòû ïðîñòî íåò áåç íàëè÷èÿ âåùåñòâà èëè ïîëÿ, îòíîñèòåëüíî êîòîðûõ å¸ ìîæíî íàçûâàòü “ïóñòîòîé”.
Äàæå àáñîëþòíûé ôèçè÷åñêèé âàêóóì â ñîâðåìåííîì ïîíèìàíèè ÷åì-òî íàïîëíåí. Êîíå÷íî, ëþáîé ïðîôàí â èíòåðíåòå ìîæåò íå ñîãëàñèòüñÿ ñ ýòèì. Íà òî îí è ïðîôàí. È âîâñå íå çà çíàíèÿìè îí ëåçåò â èíòåðíåò… Âñå ýòî ïîíèìàþò.
Ðàññìîòðèì ê ïðèìåðó, ïîíÿòèå “ïóñòîòà” ñ ôèëîñîôñêîé òî÷êè çðåíèÿ. Î “ïóñòîòå” êàê òàêîâîé ãîâîðèòü ïóñòîå çàíÿòèå. Âñ¸ ïîçíà¸òñÿ â ñðàâíåíèè. “Ïóñòîòà” âñåãäà â ÷¸ì-òî çàêëþ÷àåòñÿ, íàõîäèòñÿ, ñîäåðæèòñÿ. Î áåñêîíå÷íîé “ïóñòîòå” ãîâîðèòü ìîæíî, íî ýòî áåñêîíå÷íîñòü “äóðíàÿ”… Ïóñòîå çàíÿòèå.
×òîáû ñîçäàòü ÷óâñòâåííîå ïðåäñòàâëåíèå î “ïóñòîòå”, î÷åâèäíî, íåîáõîäèìî èìåòü íå÷òî, îòíîñèòåëüíî ÷åãî îíà òàêîâîé è ÿâëÿåòñÿ.  ÷¸ì-òî îíà îáÿçàòåëüíî äîëæíà íàõîäèòüñÿ. Íàçîâ¸ì ýòî óñëîâíî “ñîñóäîì” – íåêèì îáúåêòîì, êîòîðûé ìîæåò ÷òî-òî âìåùàòü èëè íå âìåùàòü âíóòðè ñåáÿ.
×åëîâå÷åñêîå òåëî ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê ïóñòîé ñîñóä, çàïîëíåííûé îðãàíàìè è òêàíÿìè…
Ñîëíå÷íàÿ ñèñòåìà – ýòî ïóñòîòà, â êîòîðîé åñòü Ñîëíöå, âîêðóã êîòîðîãî â âàêóóìå äâèæóòñÿ ïëàíåòû.
Àòîì – ýòî ïóñòîòà, îáðàçîâàííàÿ ïîëîæèòåëüíî çàðÿæåííûì ÿäðîì (åãî ðàçìåð 10 â ìèíóñ 15 ñòåïåíè ìåòðîâ) è îòðèöàòåëüíî çàðÿæåííûìè ýëåêòðîíàìè (íàõîäÿùèìèñÿ îò ÿäðà íà ðàññòîÿíèè â 100 000 ðàç ïðåâûøàþùåì ðàçìåð ÿäðà). Ðàçìåð àòîìà 10 â ìèíóñ äåñÿòîé ñòåïåíè ìåòðà. Ñïëîøíàÿ ïóñòîòà â àòîìå. ×òîáû âû íàãëÿäíî ïîíÿëè ïóñòîòíîñòü àòîìà, íàïðèìåð âîäîðîäà, ÿ ïðèâåäó òàêîé ìåòàôîðè÷åñêèé ïðèìåð. Åñëè ÿäðî àòîìà èìååò ðàçìåð â 1 ìåòð, òî åãî ýëåêòðîíû èëè ãðàíèöà àòîìà íàõîäèòñÿ íà ðàññòîÿíèè 100 êèëîìåòðîâ îò íåãî. Êàê Êîëîìíà îò Ìîñêâû. À ìåæäó íèìè “ïóñòîòà”…
Òàêèì îáðàçîì, â ëþáîì îáúåêòå, êîòîðûé ìû óñëîâíî íàçûâàåì “ñîñóäîì”, äîëæíî îáÿçàòåëüíî èìåòüñÿ îïðåäåë¸ííîå êîëè÷åñòâî “ñâîáîäíîãî” ïðîñòðàíñòâà äëÿ çàïîëíåíèÿ ýòîãî ñîñóäà ÷åì-òî. Ýòîò ôàêò ìû íàçûâàåì íàëè÷èåì “ïóñòîòû” â ñîñóäå. Òî åñòü, ìû ìîæåì ñêàçàòü, ÷òî ñîñóä çàïîëíåí ïóñòîòîé? Íî ýòî æå îêñþìîðîí! Ëàäíî, îñòàâèì ýòî…
Ñâîáîäíîå ïðîñòðàíñòâî â ñîñóäå – ýòî òî, ÷òî ìîæíî çàïîëíèòü ÷åì óãîäíî, ÷òî íå åñòü â íàøåì ïîíèìàíèè “ïóñòîòà”. Îñíîâíîå êà÷åñòâî ïóñòîòû – ýòî âîçìîæíîñòü å¸ çàïîëíåíèÿ ÷åì-òî íåïóñòîòíûì, âåùåñòâåííûì èëè ïîëåâûì. Ïîä ïóñòîòîé, ñëåäîâàòåëüíî, ñëåäóåò ïîíèìàòü íåêîòîðîå íàëè÷íîå ïðîñòðàíñòâî, îãðàíè÷åííîå ñî âñåõ ñòîðîí “ñòåíêàìè” (ãðàíèöàìè ðàçäåëà), îòäåëÿþùèìè “ïóñòîòó” îò îêðóæàþùåé ñðåäû, êóäà ìîæíî ïîìåñòèòü âñ¸ ÷òî óãîäíî.
Ñîñóä ìîæåò ñîäåðæàòü òî èëè èíîå êîëè÷åñòâî ïî îáú¸ìó “ïóñòîòû” – íåçàíÿòîãî íè÷åì ïðîñòðàíñòâà, – è çàïîëíåííîñòè – âåùåñòâà â í¸ì. Èëè ïîëÿ. Áåç ñîñóäà íåò “ïóñòîòû”. Âñåãäà â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè âñòà¸ò âîïðîñ: ïóñòîòà ÷åãî èëè äëÿ ÷åãî? Èëè â ÷¸ì? Ïóñòîòà äåëàåòñÿ òàêîâîé òîëüêî ïðè íàëè÷èè “íå ïóñòîòû”, êîòîðàÿ ìîæåò çàïîëíèòü ýòó ïóñòîòó è ãðàíèöû ðàçäåëà. È ýòî âñ¸ îòðàæàåòñÿ â íàøèõ ãîëîâàõ. Ïîëíàÿ âçàèìîîáóñëîâëåííîñòü ýòèõ ïðîòèâîïîëîæíîñòåé – ïóñòîòû è âåùåñòâà – ôîðìèðóåòñÿ â ÷åëîâå÷åñêîì ìûøëåíèè. Îäíîãî áåç äðóãîãî áûòü íå ìîæåò. Äèàëåêòèêà. Ïóñòîòà – ýòî ïðîäóêò ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ!
Îäíàêî, íåêîòîðûì ëþäÿì õî÷åòñÿ âûäåëèòü “ïóñòîòó”, êàê íåêóþ ñàìîñòîÿòåëüíóþ, ñàìîäîñòàòî÷íóþ, “ñóáñòàíöèàëüíóþ” ñóùíîñòü – ïî èõ ïðåäñòàâëåíèÿì áåç ïóñòîòû íåò ñîñóäà, äîìà è êîëåñà. Ìîë “ïóñòîòà” ìîæåò áûòü ñàìà ïî ñåáå èìåòü ñóùåñòâîâàíèå è “ïîëåçíîñòü”.
Âîïðîñ – ãäå îíè òîëüêî ñìîãëè “óâèäåòü” è “ïî÷óâñòâîâàòü” ðåàëüíóþ ïóñòîòó áåç ñòåíîê? Òîëüêî â ñâîèõ ãîëîâàõ! Ïðèâîäÿò “îðèãèíàëüíîå” ðàññóæäåíèå: “Òðèäöàòü ñïèö ñîåäèíÿþòñÿ â îäíîé ñòóïèöå, [îáðàçóÿ êîëåñî,] íî óïîòðåáëåíèå êîëåñà çàâèñèò îò ïóñòîòû ìåæäó [ñïèöàìè]. Èç ãëèíû äåëàþò ñîñóäû, íî óïîòðåáëåíèå ñîñóäîâ çàâèñèò îò ïóñòîòû â íèõ. Ïðîáèâàþò äâåðè è îêíà, ÷òîáû ñäåëàòü äîì, íî ïîëüçîâàíèå äîìîì çàâèñèò îò ïóñòîòû â íåì. Âîò ïî÷åìó ïîëåçíîñòü [÷åãî-ëèáî] èìåþùåãîñÿ çàâèñèò îò ïóñòîòû.”
Íèêòî íå ñïîðèò ñ òåì, ÷òî ïóñòîòà îáóñëàâëèâàåò âîçìîæíîñòü óïîòðåáëåíèÿ è ïîëüçîâàíèÿ ìíîãèìè îáúåêòàìè, îíà “ïîëåçíà” è “âàæíà” â îïðåäåë¸ííûõ êîíêðåòíûõ ñìûñëàõ è îáñòîÿòåëüñòâàõ, íî òîëüêî ïðè íàëè÷èè âåùåñòâà (íå ïóñòîòû). Ðàçâå ïîëåçíîñòü êîøåëüêà îïðåäåëÿåòñÿ åãî ïóñòîòîé? Õîòÿ áåç “ïóñòîòû” ýòîò îáúåêò íåâîçìîæíî èñïîëüçîâàòü êàê êîøåë¸ê äëÿ íàïîëíåíèÿ åãî äåíüãàìè.
Áåç íàëè÷èÿ ãëèíû “ïóñòîòû” ïîëó÷èòü íåâîçìîæíî. Ýòî ôàêò. Ñóòü êóâøèíà çàêëþ÷àåòñÿ íå â “ïóñòîòå”, à â âûïîëíÿåìîé êóâøèíîì ôóíêöèè – õðàíèòü âõîäÿùèå â íåãî îáúåêòû (æèäêèå, òâ¸ðäûå, ãàçîîáðàçíûå) – áëàãîäàðÿ íàëè÷èþ â í¸ì ïóñòîòû. Òàêàÿ âîçìîæíîñòü îáåñïå÷èâàåòñÿ ñîçäàíèåì â êóâøèíå ñâîáîäíîãî ïðîñòðàíñòâà, íàçûâàåìîãî ïóñòîòîé. Äëÿ âîäû èëè çåðíà. Íî äëÿ âîçäóõà ýòà “ïóñòîòà” ïóñòîòîé óæå íå ÿâëÿåòñÿ.  êóâøèíå ñîäåðæèòñÿ “ñâîé” âîçäóõ, êîòîðûé íå ïóñòèò â êóâøèí âîçäóõ èçâíå. Ýôôåêò “ïóñòîòû” â ýòîì ñìûñëå íàãëÿäíî îòíîñèòåëüíûé.
Ìîæíî ñîçäàòü â êóâøèíå è âàêóóì. (Ê ñëîâó, êòî èç ÷èòàòåëåé ïîíèìàåò, ÷òî òàêîå “âàêóóì”?). Íî áåç êóâøèíà, áåç åãî ñòåíîê ýòîãî, î÷åâèäíî, íå ñäåëàòü. Ðàçáåéòå êóâøèí, ðàçðóøüòå ñòåíêè è ïðåñëîâóòàÿ “ïóñòîòà” òóò æå “èñ÷åçíåò”. Ïîòîìó ÷òî å¸ òàì è íå áûëî êàê ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóùíîñòè.
Ãîí÷àð ñîçäà¸ò êàê íåçàïîëíåííîå ãëèíîé ïðîñòðàíñòâî (íàçûâàåìîå ïóñòîòîé), òàê è çàïîëíåííîå âåùåñòâîì, ãëèíîé ïðîñòðàíñòâî (òåëî, ñòåíêè êóâøèíà). Ýòè äâà ìûñëèìûå ÷åëîâåêîì ïðåäìåòû è ñîñòàâëÿþò ñóùíîñòü “êóâøèíà”.
Ïðèäàâàÿ òåëó ôîðìó ãîí÷àð ñîçäà¸ò îáúåêò ñ îïðåäåë¸ííûìè ñâîéñòâàìè è ôóíêöèÿìè.  ýòîì ñóòü åãî ðàáîòû.  ñîçäàíèè ôîðìû ó òåëà è âîçìîæíîñòè âûïîëíÿòü îïðåäåë¸ííûå ôóíêöèè. È èìåííî ôîðìà îïðåäåëÿåò ñâîéñòâî êóâøèíà áûòü çàïîëíåííûì. Íåñîìíåííî, è áåç “ñîäåðæàíèÿ” – ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ îòâåðäåâøåé ãëèíû – êóâøèí íå ìîæåò áûòü “êóâøèíîì”.
Òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû âîñïðèíÿòü, îùóòèòü “ïóñòîòó”, íóæíî îãðàíè÷èòü å¸ “íå ïóñòîòîé” (ãëèíîé, ñòåíàìè), ãðàíèöàìè ðàçäåëà. “Ïóñòîòà” âîçíèêàåò òîëüêî êàê ÷àñòü íåêîåãî “ñîñóäà”, êàê ýëåìåíò ôîðìû òåëà. Áåç îïðåäåë¸ííîé ôîðìû òåëî êàê âåùü ñóùåñòâîâàòü íå ìîæåò. Óáåðèòå ñòåíêè êóâøèíà èëè äîìà – ïóñòîòà èñ÷åçíåò. Ïîëüçà íå â “ïóñòîòå”, à â ôîðìå òåëà, äëÿ ñîçäàíèÿ êîòîðîé èñïîëüçóåòñÿ “ïóñòîòà”. Ôîðìà òåëà îáóñëàâëèâàåòñÿ â ðàâíîé ñòåïåíè êàê íàëè÷èåì ÷åãî-òî íåïóñòîòíîãî (ãëèíû, ñòåí äîìà, îáîäà êîëåñà), òàê è îòñóòñòâèåì ýòîãî (ïóñòîòîé ìåæäó ñïèöàìè èëè â ñòåíàõ äîìà è âíóòðè íåãî). Îäíî áåç äðóãîãî áûòü íå ìîæåò.
Âûïÿ÷èâàòü îäíî, ñ÷èòàÿ äðóãîå âòîðè÷íûì, – ïî ìåíüøåé ìåðå íàèâíî. Ïðèðîäà íå òåðïèò ïóñòîòû, íî è îáîéòèñü áåç íå¸ íå ìîæåò – âîò ñóòü óñòðîéñòâà ïðèðîäû. Âîçâîäèòü êóëüò “ïóñòîòû” è ñ÷èòàòü å¸ ñàìîé âàæíîé âî âñ¸ì – ýòî çàáëóæäåíèå. Òàê æå êàê è íàîáîðîò – ñ÷èòàòü, ÷òî âåùåñòâî (“íå ïóñòîòà”) ñîçäà¸ò âñ¸. Áåç “ïóñòîòû” íå âîçìîæíî ïðèäàòü ãëèíå ôîðìó êóâøèíà, à áåç ãëèíû íèêòî íå ñìîæåò óâèäåòü è èñïîëüçîâàòü “ïóñòîòó”.
Ãàç èëè æèäêîñòü, êàê èçâåñòíî, âñåãäà ñòðåìÿòñÿ ìàêñèìàëüíî çàïîëíèòü âñå ïóñòîòû ëþáîãî ñîñóäà, îáúåêòà, â êîòîðîì îíè íàõîäÿòñÿ. Æèäêîñòü çàíèìàåò ñàìûå íèçêèå ÷àñòè ñîñóäà ñ ñîõðàíåíèåì ñîáñòâåííîãî îáú¸ìà, à ãàç ðàâíîìåðíî çàïîëíÿåò âåñü äîñòóïíûé îáúåì ñîñóäà. Òàêîå ïîâåäåíèå îáóñëàâëèâàåò ïðèíöèïèàëüíîå îòëè÷èå ãàçîâîãî ñîñòîÿíèÿ âåùåñòâà îò æèäêîãî è òâ¸ðäîãî.
Äâèæóùåé “ñèëîé” òàêîãî ïîâåäåíèÿ òåêó÷èõ è ãàçîîáðàçíûõ âåùåñòâ ÿâëÿþòñÿ äâà ôàêòîðà : ñòðåìëåíèå ê ìèíèìóìó âíóòðåííåé ýíåðãèè âåùåñòâà (ìèíèìàëüíîå çíà÷åíèå ýíåðãèè Ãèááñà) è ñòðåìëåíèå ê ìàêñèìàëüíî õàîòè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ ðàñïðåäåëåíèÿ ÷àñòèö (ìàêñèìàëüíàÿ ýíòðîïèÿ).
Òî åñòü, ïðèðîäà íå òî, ÷òîáû äåéñòâèòåëüíî íå “òåðïèò” ïóñòîòû, ïðèðîäà âñåãäà ñòðåìèòñÿ ê ðàâíîâåñíîìó ñîñòîÿíèþ ñ ìèíèìàëüíîé ýíåðãèåé. Âûðàæàÿñü ñëîâàìè Àðèñòîòåëÿ, ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïðèðîäà íå òåðïèò íåðàâíîâåñíûõ (íàïðÿæ¸ííûõ) ñîñòîÿíèé è áîëüøèõ çíà÷åíèé âíóòðåííåé ýíåðãèè.
Âîò ïî÷åìó æèäêàÿ âîäà â âîçäóõå ïðèíèìàåò ôîðìó øàðà (êàïëè). Ñîëíöå, çâ¸çäû, ïëàíåòû òàêæå øàðîîáðàçíû ïî ýòèì æå ïðè÷èíàì – ó øàðà ìèíèìàëüíàÿ ïîâåðõíîñòü ïðè äàííîì îáúåìå òåëà, ÷òî è îáåñïå÷èâàåò ìèíèìóì ïîâåðõíîñòíîé ýíåðãèè.
Ïî òåì æå ïðè÷èíàì êàìåíü ïðè ïåðâîé âîçìîæíîñòè ñâàëèòñÿ ñ ãîðû â ïðîïàñòü, âîäà ñî ñêëîíà ñòå÷¸ò â ðåêó, à äóõè èñïàðÿòñÿ èç ôëàêîíà…
Ýòî âûãëÿäèò êàê “íåëþáîâü” ïðèðîäû ê ïóñòîòå.
Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî è ïóñòîòà íå òåðïèò ïðèðîäó. Òàì, ãäå ïîÿâëÿåòñÿ ïóñòîòà âîçíèêàåò õàîñ…
Òàêèì îáðàçîì, ïîíÿòèå “Ïóñòîòà” ìîæíî òðàêòîâàòü, ïî ìåíüøåé ìåðå, äâîÿêî…
Ïóñòîòà – êàê ïóñòîå, íè÷åì íå çàíÿòîå ïðîñòðàíñòâî. Òîãäà íåîáõîäèìî ïåðå÷èñëèòü âñ¸ òî, ÷òî åñòü… È äàòü ýêñïëèêàöèþ ñëîâà “ïðîñòðàíñòâî”.
Ïóñòîòà – ýòî êàê íåêàÿ ñóùíîñòü òèïà “íè÷òî”…
Áåñêîíå÷íîñòü îòñóòñòâèÿ âñåãî… Íóëü… Èëè Íîëü…
“Ïóñòûå ðàçãîâîðû î ïóñòîòå” https://www.proza.ru/2013/11/16/1691
“Áóáëèê è ïóñòîòà” https://www.proza.ru/2015/03/28/1895
Источник