Сочинение на тему огонь мерцающий в сосуде

Сочинение на тему огонь мерцающий в сосуде thumbnail

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Красоту трудно судить. Красота – загадка…

Ф. Достоевский «Идиот»

Однажды темным морозным утром я ехала в автобусе по длинному проспекту, покрытому легким пушистым снежком. На синем холодном небе еле-еле пробивались бледные лучи рассвета. Дневной свет упал на мою спутницу, и только сейчас я смогла разглядеть ее. Она была бледна как мрамор, на ее красивом лице ярко выделялись черные, немного грустные глаза. Из черного берета выбивались светлые, соломенного цвета, кудрявые волосы. Одета девушка была в длинную черную юбку и такого же цвета пальто. Весь ее облик, одежда, манера держаться и какая-то аристократичная осанка вещали о том, что их обладательница – гостья из позапрошлого века, ибо в наше время искусственной и вульгарной красоты не часто встречаются такие утонченные и обаятельные люди. Девушка была прекрасна по-своему, ее лицо и привлекало внимание тем, что не было вызывающим.

Тысячелетиями гениями человечества в поэмах, музыкальных произведениях и на холстах воспевался этот дар – красота. Но что же это такое с православной точки зрения и в чем различия со светским пониманием?

Красота женского образа

Каждое тысячелетие меняло идеал красоты. В XV веке, в период готики, считалась прекрасной женщина, которая обладала S-образным силуэтом фигуры. Пришедшая на смену эпоха раннего Возрождения объявила идеалом красоты бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос, стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты: пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. XIX век – век модернизации и активного развития всех сфер общества – возвратил человечество в античность, провозгласив для женщин – «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Но вернемся в наше время и посмотрим вокруг: какой ныне идеал красоты? С обложек журналов, экранов телевизоров нам навязывают девушек, женщин, обладающих болезненной худобой, с длинными ногами, с лицами, похожими на кукол. На них не хочется смотреть, они скрывают внутренний свет души: большие глаза, длинные, неестественные ресницы, пухлые, большие губы… А многие современные юноши, мужчины забыли, что значит мужественная внешность, широта плеч, смелость во взгляде, уподобившись женщинам в отращивании волос, прокалывании ушей, использовании косметики и украшений для тела. Вспоминаются слова апостола Петра:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет. 3, 3-5).

Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин писал:

«Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе».

Красота женского образа

Действительно, как мы уже убедились, красота – это не правильность черт, форм и красок, ее идеалы не долговечны, меняются с эпохой и исчезают вместе с ее прототипами. Только внутренняя, духовная красота вечна и приковывает к себе взгляд многих людей, к ней тянутся, пытаясь насладиться ее обаянием, гармонией и духовной силой.  Такой взгляд запечатлен во многих произведениях русской литературы, например, в образах Татьяны Лариной, Натальи Ростовой или княжны Марьи из «Войны и мира». В описаниях их внешности автор не употребляет высоких слов, говорящих о неземной красоте, это обыкновенные, ничем не примечательные лица, порой даже дурнушки. Но именно они больше привлекают внимание читателя, нежели другие героини, в несколько раз превосходящие их внешностью. Великодушное, чуткое, сострадательное сердце, целомудренные, чистые помыслы и поступки, богатый внутренний духовный мир делают их неизмеримо выше в наших глазах, их глаза озарены внутренним светом прекрасного состояния души.

Красота женского образа

Человеку не помогут самые дорогие косметические средства и дорогая одежда, если окружающие его люди не будут чувствовать в нем чуткую, добрую душу, отзывчивого и любящего друга. Порой некрасивый человек, не отличающийся яркой внешностью, правильными чертами лица, бывает прекрасным, излучая изнутри свет, а красивый лицом отталкивает от себя, проявляя дурной характер и уродливую душу, ведь еще философ Иван Ильин писал, что каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. При этом она должна уйти в себя, в глубину, где слышит пение ангелов, должна вслушаться в него, забыться в нем, очиститься в нем и жить им. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям.

Красота женского образа

Сейчас уже точно доказано наукой, что наше душевное, эмоциональное состояние постоянно выражаются на лице. Поджатые или прикушенные губы, нахмуренные брови, взгляд исподлобья – вся эта мимика, отражающая тайные грехи гнева, уныния, памятозлобия на нашем лице с возрастом словно застывают и навеки запечатлеются на нем. В старости уже не стоит большого труда судить о характере, темпераменте и тайных прегрешениях даже незнакомого человека. Перед глазами до сих пор стоит лицо одной бабушки – прихожанки храма: в обрамлении седых волос доброе, светлое лицо и глубокие, ясные глаза, отражающие всю душевную теплоту и искренность. Сейчас такие лица встречаются не часто, но уже одного взгляда достаточно, чтобы проникнуться к этому человеку особым чувством, прочувствовать свет, исходящий из самого сердца.

Евангелие и духовная красота всегда шли рука об руку в своем преобразующем все вокруг шествии по миру, изуродованном грехом. Каждый раз, когда люди обращаются ко Христу, их жизнь и их окружение становятся красивее, ведь творение Абсолютной Красоты не может быть уродливым, и, стоит только сбросить панцирь страстей и прегрешений, как миру представляет чистая, прекрасная душа, осветляя и лицо неземной красотой. Канон покаянный ко Господу, читаемый перед Причащением, напоминает нам одну простую истину, помнить которую нужно всегда: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».

Источник

  Ñòàòüÿ âåñíû 2014ã.

 
7 ìàÿ – äåíü ðîæäåíèÿ ñîâåòñêîãî ïîýòà Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî. 1903-1958.
111-àÿ ãîäîâùèíà â 2014ã. Ýòî íå þáèëåéíàÿ, ñòðîãî ãîâîðÿ, öèôðà, íî ïî ñâîåìó ïðèìå÷àòåëüíàÿ òðèàäà åäèíèö:111. Äà è ïðîñòî äåíü ðîæäåíèÿ!

Ðàìêè ýòîé çàìåòêè íå ïîçâîëÿò îáøèðíîãî ýêñêóðñà â áèîãðàôèþ è òâîð÷åñòâî, ïåðåâîä÷åñêèå øòóäèè Í.Çàáîëîöêîãî. Âñå ýòî ïðè æåëàíèè ìîæíî ëåãêî íàéòè íà ïðîñòîðàõ Ñåòè. Ìîÿ çàäà÷à ñêðîìíåå:íàïîìíèòü, ÷òî ñåãîäíÿ äåíü ðîæäåíèÿ çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà, îäíîãî èç íàèáîëåå ôèëîñîôñêè çâó÷àùèõ ïîýòîâ Ñîâåòñêîé ñòðàíû.

Êîãäà íàçûâàåòñÿ èìÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, òî ÷àùå âñåãî ïðèõîäÿò íà óì ëþáîìó ñêîëüêî-òî çíàêîìîìó ñ ðóññêîé ïîýçèåé 20 âåêà äâà åãî ñòèõîòâîðåíèÿ: “Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà” è “Ìåòàìîðôîçû”. Ïåðâîå ïðîíçèòåëüíàÿ êàðòèíêà, óâèäåííàÿ àâòîðîì è íàâåÿâøàÿ ýòîò ïîýòè÷åñêèé øåäåâð.

Читайте также:  Сходства сосудов кровеносной системы

Î ÷èñòîòå äåòñêîé äóøè, î çàâèñòè, ðàçúåäàþùåé äóøó, âñòóïàþùóþ â âçðîñëåíèå, è íàêîíåö-èçóìèòåëüíûé àôîðèçì, âåí÷àþùèé ñòèõ, êîòîðûé äàâíî ñóùåñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, òàê ÷òî, öèòèðóÿ, ìíîãèå äàæå íå âñåãäà çíàþò èñòî÷íèê:

À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?

Ñòèõîòâîðåíèå “Ìåòàìîðôîçû” èçâåñòíåéøèé ôèëîñîôñêî-ïîýòè÷åñêèé øåäåâð,
è òàêæå ñîäåðæàùèé ñòðîêè, ñòàâøèå øèðîêî öèòèðóåìûì àôîðèçìîì:ýòî ïåðâûå ÷åòûðå ñòðîêè. ×èòàÿ ýòî ïðîèçâåäåíèå, ñîâðåìåííûé ÷èòàòåëü, êîíå÷íî, ïîäóìàåò, ÷òî àâòîð ãîâîðèò î ðåèíêàðíàöèè, ïåðåñåëåíèè äóø, â êîòîðóþ âåðèëè íà Âîñòîêå è êîòîðàÿ ñòàëà ìîäíîé âåðîé âî âñåì ìèðå. Îäíàêî ýòî íå òî ÷òî áû íå òàê, íî íåñêîëüêî øèðå.
 
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå êâèíòýññåíöèÿ ôèëîñîôñêèõ âîççðåíèé Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
ß  áû ñêàçàëà  òàê.  ÑÑÑÐ ðåëèãèè  áûëè  ïðàêòè÷åñêè  çàïðåùåíû. Íî  ðåëèãèîçíîå  ñîçíàíèå ñóòü âðîæäåííûé èìïóëüñ, êàê íðàâñòâåííûé çàêîí. ×åì íðàâñòâåííî ñîâåðøåííåå ëè÷íîñòü, òåì áëèæå îíà ê Áîãó.
 
Íî ïîñêîëüêó êîììóíèñòû çàïðåòèëè Áîãà, òî ëþäÿì, èùóùèì “ïóòè ê õðàìó”, ïðèõîäèëîñü èçûñêèâàòü îñîáûå ïóòè. Ìíîãèå îáðàçîâàííûå ëþäè â ÑÑÑÐ íå ïðèåìëÿ â ñèëó ïîëó÷åííîãî îáðàçîâàíèÿ è îáùåãî íåðåëèãèîçíîãî ñòðîÿ æèçíè ïðèâåðæåííîñòè ê òðàäèöèîííûì êîíôåññèÿì, êîòîðûå ôîðìàëüíî íå áûëè çàïðåùåíû Ñîâåòñêîé âëàñòüþ, õîòÿ ðåëèãèè àêòèâíî åþ êðèòèêîâàëèñü, à îòêðûòàÿ ðåëèãèîçíîñòü íå ïîîùðÿëàñü, òåì íå ìåíåå èñïûòûâàÿ âðîæäåííîå áåñïîêîéíîå ñòðåìëåíèå ê âûñøåìó, íå íàçûâàÿ  ýòî ðåëèãèîçíûì ÷óâñòâîì, ñî÷èíÿëè  ðàçíîîáðàçíûå  êîíöåïöèè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàëà  íàóêà è ìîãóùåñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî  ðàçóìà, íî  â áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè ýòî  áûëè â  âñå òå æå ðàçíûå “Ïóòè ê Õðàìó”! ×àùå âñåãî â äóõå Ñïèíîçû:ïàíòåèçì, âîñïåâàíèå Ìàòåðèè, íî îäóõîòâîðåííîé è î÷åëîâå÷åííîé. Òàê ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ïðîèçâåäåíèé â æàíðàõ ñàìûõ ðàçíûõ îò ôèëîñîôñêèõ òðàêòàòîâ äî íàó÷íîé ôàíòàñòèêè. Îò ôèëîñîôñêèõ ïðîèçâåäåíèé, òàêèõ êàê “Êîñìîëîãèÿ äóõà” Èëüåíêîâà â ðóñëå ðóññêîãî êîñìèçìà, ôàíòàñòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé è òðàêòàòîâ Öèîëêîâñêîãî äî “Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû” Èâàíà Åôðåìîâà, ñèëüíåéøåå âîçäåéñòâèå  êîòîðîãî íà  óìû  â ÑÑÑÐ è âî âñåì ÷èòàâøåì ÍÔ ìèðå íûíå ïî÷òè çàáûòî.

×òîáû ïîíÿòü “Ìåòàìîðôîçû” Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî àóòåíòè÷íî, à èìåííî òîò ñìûñë, êîòîðûé âêëàäûâàë ñàì àâòîð – íóæíî  çíàòü, ÷òî îí îáùàëñÿ ñ Öèîëêîâñêèì, øòóäèðîâàë Ýíãåëüñà, Ãðèãîðèÿ Ñêîâîðîäó, Òèìèðÿçåâà, Âåðíàäñêîãî, ÷èòàë  òðóäû Ýéíøòåéíà. Èñïûòûâàë âëèÿíèå Âåëèìèðà Õëåáíèêîâà, îäíîãî  èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ ðóññêèõ  ïîýòîâ. Êîëëåêöèîíèðîâàë è èçó÷àë òâîð÷åñòâî õóäîæíèêîâ Øàãàëà, Ôèëîíîâà, âîîáùå âåñü ðóññêèé àâàíãàðä. Òàêæå ïðîÿâëÿë èíòåðåñ ê Áðåéãåëþ è äðóãèì ãîëëàíäöàì. Íàêîíåö, áûë âïå÷àòë¸í êîíöåïöèåé ðóññêîãî ôèëîñîôà Íèêîëàÿ Ôåäîðîâà.
 
Íàòóðôèëîñîôèÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî î÷åíü èíòåðåñíà è ìåíÿ íàâåëà íà ëþáîïûòíûå ïàðàëëåëè. Íî îá ýòîì â äðóãîé ñòàòüå. Çäåñü æå íàñëàäèìñÿ ïîýòè÷åñêèì êðèñòàëëîì Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, îñâåæèâ â ïàìÿòè íåñêîëüêî ñàìûõ èçâåñòíûõ ïîýòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé. Íî äàëåêî íå òîëüêî ýòè ñòèõè ñäåëàëè áû ÷åñòü ëþáîìó ïîýòó, íî øèðå î ïîýçèè Í.Çàáîëîöêîãî â äðóãîé ðàç.

Çäåñü ëèøü ïóíêòèðíî…

 Ìåòàìîðôîçû

Êàê ìèð ìåíÿåòñÿ! È êàê ÿ ñàì ìåíÿþñü!
Ëèøü èìåíåì îäíèì ÿ íàçûâàþñü,
Íà ñàìîì äåëå òî, ÷òî èìåíóþò ìíîé,-
Íå ÿ îäèí. Íàñ ìíîãî. ß – æèâîé
×òîá êðîâü ìîÿ îñòûíóòü íå óñïåëà,
ß óìèðàë íå ðàç. Î, ñêîëüêî ìåðòâûõ òåë
ß îòäåëèë îò ñîáñòâåííîãî òåëà!
È åñëè á òîëüêî ðàçóì ìîé ïðîçðåë
È â çåìëþ óñòðåìèë ïðîíçèòåëüíîå îêî,
Îí óâèäàë áû òàì, ñðåäè ìîãèë, ãëóáîêî
Ëåæàùåãî ìåíÿ. Îí ïîêàçàë áû ìíå
Ìåíÿ, êîëåáëåìîãî íà ìîðñêîé âîëíå,
Ìåíÿ, ëåòÿùåãî ïî âåòðó â êðàé íåçðèìûé,
Ìîé áåäíûé ïðàõ, êîãäà-òî òàê ëþáèìûé.
À ÿ âñå æèâ! Âñå ÷èùå è ïîëíåé
Îáúåìëåò äóõ ñêîïëåíüå ÷óäíûõ òâàðåé.
Æèâà ïðèðîäà. Æèâ ñðåäè êàìíåé
È çëàê æèâîé è ìåðòâûé ìîé ãåðáàðèé.
Çâåíî â çâåíî è ôîðìà â ôîðìó. Ìèð
Âî âñåé åãî æèâîé àðõèòåêòóðå –
Îðãàí ïîþùèé, ìîðå òðóá, êëàâèð,
Íå óìèðàþùèé íè â ðàäîñòè, íè â áóðå.
Êàê âñå ìåíÿåòñÿ! ×òî áûëî ðàíüøå ïòèöåé,
Òåïåðü ëåæèò íàïèñàííîé ñòðàíèöåé;
Ìûñëü íåêîãäà áûëà ïðîñòûì öâåòêîì,
Ïîýìà øåñòâîâàëà ìåäëåííûì áûêîì;
À òî, ÷òî áûëî ìíîþ, òî, áûòü ìîæåò,
Îïÿòü ðàñòåò è ìèð ðàñòåíèé ìíîæèò.
Âîò òàê, ñ òðóäîì ïûòàÿñü ðàçâèâàòü
Êàê áû êëóáîê êàêîé-òî ñëîæíîé ïðÿæè,
Âäðóã è óâèäèøü òî, ÷òî äîëæíî íàçûâàòü
Áåññìåðòèåì. Î, ñóåâåðüÿ íàøè!

1937

Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà

Ñðåäè äðóãèõ èãðàþùèõ äåòåé
Îíà íàïîìèíàåò ëÿãóøîíêà.
Çàïðàâëåíà â òðóñû õóäàÿ ðóáàøîíêà,
Êîëå÷êè ðûæåâàòûå êóäðåé
Ðàññûïàíû, ðîò äëèíåí, çóáêè êðèâû,
×åðòû ëèöà îñòðû è íåêðàñèâû.
Äâóì ìàëü÷óãàíàì, ñâåðñòíèêàì åå,
Îòöû êóïèëè ïî âåëîñèïåäó.
Ñåãîäíÿ ìàëü÷èêè, íå òîðîïÿñü ê îáåäó,
Ãîíÿþò ïî äâîðó, çàáûâøè ïðî íåå,
Îíà æ çà íèìè áåãàåò ïî ñëåäó.
×óæàÿ ðàäîñòü òàê æå, êàê ñâîÿ,
Òîìèò åå è âîí èç ñåðäöà ðâåòñÿ,
È äåâî÷êà ëèêóåò è ñìååòñÿ,
Îõâà÷åííàÿ ñ÷àñòüåì áûòèÿ.
Íè òåíè çàâèñòè, íè óìûñëà õóäîãî
Åùå íå çíàåò ýòî ñóùåñòâî.
Åé âñå íà ñâåòå òàê áåçìåðíî íîâî,
Òàê æèâî âñå, ÷òî äëÿ èíûõ ìåðòâî!
È íå õî÷ó ÿ äóìàòü, íàáëþäàÿ,
×òî áóäåò äåíü, êîãäà îíà, ðûäàÿ,
Óâèäèò ñ óæàñîì, ÷òî ïîñðåäè ïîäðóã
Îíà âñåãî ëèøü áåäíàÿ äóðíóøêà!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ñåðäöå íå èãðóøêà,
Ñëîìàòü åãî åäâà ëè ìîæíî âäðóã!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ÷èñòûé ýòîò ïëàìåíü,
Êîòîðûé â ãëóáèíå åå ãîðèò,
Âñþ áîëü ñâîþ îäèí ïåðåáîëèò
È ïåðåòîïèò ñàìûé òÿæêèé êàìåíü!
È ïóñòü ÷åðòû åå íåõîðîøè
È íå÷åì åé ïðåëüñòèòü âîîáðàæåíüå,-
Ìëàäåí÷åñêàÿ ãðàöèÿ äóøè
Óæå ñêâîçèò â ëþáîì åå äâèæåíüå.
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?

1955
 
 Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!

Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!

Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!

Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!

Êîëü äàòü åé âçäóìàåøü ïîáëàæêó,
Îñâîáîæäàÿ îò ðàáîò,
Îíà ïîñëåäíþþ ðóáàøêó
Ñ òåáÿ áåç æàëîñòè ñîðâåò.

À òû õâàòàé åå çà ïëå÷è,
Ó÷è è ìó÷àé äîòåìíà,
×òîá æèòü ñ òîáîé ïî-÷åëîâå÷üè
Ó÷èëàñü çàíîâî îíà.

Îíà ðàáûíÿ è öàðèöà,
Îíà ðàáîòíèöà è äî÷ü,
Îíà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
1958

Èç ñáîðíèêà:
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé. Ìåðêíóò çíàêè Çîäèàêà.
Ìîñêâà: Ýêñìî-Ïðåññ, 1998.
 
 

Источник

…Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А. С. Пушкин

— Для православного христианина проблема внешней привлекательности не столь болезненна, как для человека нецерковного. Но вряд ли найдется мужчина, а тем более женщина, которым своя и чужая внешность совершенно безразличны. И, конечно, особое значение этот вопрос приобретает в связи с выбором спутника жизни…

Душа некоторым неизъяснимым образом связана с телом, и, безусловно, внешние телесные очертания и лицо выражают ее неповторимость, уникальность. Чем светлее душа, озаряемая благодатью Божией, тем благолепнее, чище и самый телесный сосуд. Внешность мы заимствуем от родителей, и должно принять с благодарностью Господу то, что усмотрел о нас Создатель. В иных случаях правильные телесные пропорции, правильные черты лица являют приближение к тому совершенству, которое именуется красотой. Но нам, священникам, изучающим жизнь во всех ее проявлениях, известно, что красота — это такой же крест, как и внешнее неблагообразие. И, может быть, более тяжелый, чем внешность обыденная, ничем к себе н привлекающая…

Читайте также:  Лопнул сосуд в глазу как снять боль

Прежде всего, это испытание для самого человека, ибо миловидной лицом девушке гораздо труднее стяжать «душу живу», нежели обладательнице неяркой внешности. Сильно обольщение века сего, — постоянно чувствуя взоры, устремленные на себя, будучи предметом затаенных воздыханий и явного восхищения, красавица первого или второй разряда поневоле свыкается с той властью, силой обаянья, которая служит приманкой для падших душ.

Красота является искушением для многих окружающих нас людей, потому что подлинных ценителей прекрасного сейчас мало. Не будем обольщаться: «Ужасный век, ужасно сердца…» Мало тех, кто, подобно великому князю Константину Романову, созерцая прекрасное женское лицо, мог бы возвыситься мыслью до премудрости нашего Создателя. «И всякий, увидав тебя, прославит Бога, создавшего такую красоту»,- сказал поэт, воспевая неповторимый образ великой княгини Елизаветы Феодоровны, впоследствии причисленной Русской Церковью к лику преподобномучениц… Сейчас гораздо более тех, кто будет соблазняться, питать сердце нечистыми помыслами; разгораясь откровенной похотью, преследовать жертв всеми правдами и неправдами добиваясь ее внимания.

Безусловно, требуются особенная мудрость и смирен: тому, кто наделен, как ему кажется, невзрачной внешность. Очевидно, Бог хранит такого человека от многих искушений, которые оказались бы ему не по плечу.

Однако скажу с полной убежденностью: чем яснее проступает сквозь телесные черты чистота души, чем более высветляет наше чело благодать Святого Духа, тем прекраснее становит человек. Его внутренний мир для внимательного ока бывает видимым и легко созерцаемым. Все без исключения святые прекрасны — не только вследствие особой иконописной манеры иэображения их ликов, но благодаря обилию горнего света, который, в избытке осеняя угодников Божиих, и телам их сообщал нетление… Многие духовники призывают юных не обольщаться внешней миловидностью, не становиться добровольными пленниками телесной красоты. Ведь часто наделенные смазливым личиком особы бывают бездушны, словно куклы: греша самоистуканством, они не могут поверить в то, что красота, «как цвет на траве», увядает; как роса, исчезает при первых лучах солнца (см. Иак. 1, 10 — 11; 1 Пет. 1, 24).

— Действительно, внешняя красота может при ближайшем рассмотрении и оттолкнуть тех, кто вначале ею увлекся, если ее обладатель или обладательница холодны и надменны. Но есть качество (которое, думаю, тоже можно отнести к внешнему облику), называемое обаянием… Каждый из нас встречал людей, которые какой-то неповторимостью, «изюминкой», привлекают окружающих, в том числе и лиц противоположного пола. Не могли бы Вы расшифровать понятие «обаяние», само по себе внушающее некоторые сомнения: ведь синонимами его являются слова «очарование», «прелесть», в святоотеческой трактовке имеющие резко отрицательную окраску.

-Давайте поразмыслим об этом слове в его современном, душевном значении. Обаяние личности — это всегда нечто, соотносящееся с состоянием сердца человека и лишь во вторую очередь с его телесными формами. Обаяние подразумевает душевную открытость, умение говорить «от сердца к сердцу», искренно и непринужденно. Таких людей называют «душой общества»; в дружеском общении с ними человек невольно освобождается от внутренней тяготы, скорби. Думаю, что помимо внешности здесь немалое значение имеет слово умиряющее и умягчающее души. Имеют значение и манеры, — образ поведения. Один в обществе становится настолько зажат и неестествен, что остальные считают томительные минуты, когда наконец получат возможность вырваться из круга этого человека. А другой, обладая детской простотой и непосредственностью, готовностью поделиться тем благим и добрым, что живет в его душе, вмиг растапливает холод отчуждения, настороженности, подозрительности, обращаясь с доверием к тому, кто еще вчера был ему незнаком… Вот, думаю, что нам должно понимать под словом «обаяние» в его лучшем современном значении.

— Но ведь есть еще и другое значение!

— Что касается блудного духа — такое тоже, увы, не редкость. Бывает, что человек задался внутренним помыслов подчинить, покорить себе других. Он не терпит независимости других людей, ему (или ей) хочется видеть всех своими рабами — по существу, рабами плотской страсти, которую источает каждая клеточка испорченного сердца. Тут все средства хороши: манерничанье, жеманство, неестественно громкий смех, ослепительные улыбки, многозначительные взоры и воз дыхания… Речь такого человека бывает исполненной двусмысленных шуток или пикантных подробностей; одежда его претенциозна либо слишком откровенна. Истинный христианин, входя в сферу общения такого человека, всегда ощущает присутствие враждебного, то есть нечистого, духа. Ученик Христов органически чувствует эти миазмы нецеломудрия, страстности… Конечно, не о том говорю, чтобы дипломатничать с подобной особою: преподобный Иоанн Лествичник в таких случаях велит пользоваться спасительным бегством.

— Вы очень четко обозначили два полюса, характеризующие природу человеческого обаяния. Но та привлекательность, на которую ориентируются молодые люди в ситуации взаимного выбора, в реальной жизни редко столь однозначна. Никто не свободен от греха, но все мы жаждем искренности и открытости в общении. И, конечно, бойкой девушке или галантному юноше, обладающим чувством юмора (или какими-то другими симпатичными качествами), легче найти себе спутника жизни, чем тому, кто тих, скромен, может быть, скован…

— Ничто нечистое в Небесный Иерусалим не войдет. Красив ты телом или нет, душа твоя должна быть ярче лучей солнечных — так говорят нам Святые Отцы. Думаю, что все познается по плодам. Быть может, иному легче дается общение, он более привлекает к себе внимания, с ним быстрее идут на откровенность. Но как достоинства христианина проявляются в испытаниях, в искушениях, так истинная любовь выверяется трудами совместной жизни. Я не завидую тем всеобщим любимцам, которые быстро сходятся с людьми и так же быстро оставляют «прирученную» ими душу.

Как священник я убежден, что постоянная внутренняя молитва благонамеренного юноши или девушки об образовании семьи, о встрече со своей половиной при полной покорности Промыслу Божию обязательно управит все ко благу такого дитяти по сердцу, но не по уму… Нужно уметь лишь ждать и не роптать. Тот, кто всецело отдал свою жизнь в руки Всемилостивого Господа, пусть пребывает беспечальным, потому что Создатель, заботящийся о нашем подлинном благе, обязательно услышит нашу молитву и сотворит о нас полезное. Вместе с тем каждый пусть борется со своими благоприобретенными недостатками. И как мы не похвалим человека дерзкого, наглого, бесстыдного, развязного, так не скажем похвалы и по адресу излишне замкнутого, «закомплексованного»: того, и слова вымолвить не может в обществе. И здесь видимо выражение самолюбия и тщеславия, принявших столь своеобразные формы.

Читайте также:  Операции сосудов на бедре

— Наверное, каждому из нас — хотя, к сожалению, бывает нечасто — встречались юноши или девушки, мужчины или женщины, сполна наделенные природной красотой и обаянием и одновременно прекрасные духовно ведь таких людей повышенное внимание (по большей части праздное, а порой небескорыстное и завистливое) заставляет не радоваться, а страдать. Что делать этим «баловням судьбы», как именуют их досужие обыватели. Самый легкий выход — укрыться за броней холодности, неприступности. Но как в таком случае исполнить заповедь о любви к ближнему?

— В этом случае трудно дать совет, поскольку красот крест, безусловно, нелегкий. Вспомним святого Димитрия Прилуцкого, который был настолько красив, что вынужден закрывать лицо куском ткани, дабы не являться предо искушения для случайно заходивших в монастырь жен. В утешение тем, кому Бог дал привлекательную внешность скажем, что время работает на них, ибо оно не красит никого…

С течением времени острота искушений, конечно, пройдет, но требуются особенная внутренняя молитвенность, предание себя Господу, Богородице, дабы атмосфера целомудрия и чистоты всегда окружала такого человека, защищая его от искушений. Можно быть приветливым и любезным с окружающими, в той мере, чтобы ни намеком не дезориентировать ближнего, особенно если он сам желает быть обманутым.

— Как должны одеваться христианин, христианка? Вопрос это не такой уж маловажный. Вряд ли свидетельствует об истине Православия закрепившийся в сознании некоторых людей образ верующих как безликих существ в мятой одежде, давно вышедшей из моды, растоптанных кроссовках и платках не по сезону. В какой степени нужно ориентироваться на принятые в обществе стандарты, коль скоро не находишься в состоянии крайней нужды и можешь так или иначе следить за своим гардеробом?

— Легче всего в этом отношении лицам духовного звания: священникам, монашествующим. Покрои платья духовных особ не менялись столетиями. Священнические одежды указывают на служение Богу и своей торжественностью, целомудренной красотой, своеобразным величием защищают их обладателя от всего несообразного с его призванием. Рядовым христианам и в миру заповедано жить не по-мирски. Апостол Павел говорит:
«…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…» (Рим. 12, 2.) Поэтому христианин не может быть слепым приверженцем безобразной моды, которая льстит падшему человеческому естеству, часто искажая женственное начало в женщине, мужеское в мужчине. От одежды христианина требуется, во-первых, чистота и опрятность, а во-вторых, известная скромность. Это не значит, что христианка, живущая в современном городе, должна быть похожа на мышку-норушку, одета в затрапезный салоп или ботики, известные в прежнее время под названием «прощай, молодость».

Одежда, ее стиль и покрой должны соответствовать месту, занимаемому в обществе. Скажем, от преподавателя требуется здесь особенная тщательность: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Супруга должна всегда нравиться своему мужу. Противно благочестию ходить дома неопрятной, выражая тем самым небрежение по отношению к домочадцам. Одежда высказывает глубокую мысль отец Павел Флоренский, является продолжением личности человека. Думаю, что неплохо воспомянуть и известное изречение Антона Павловича Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно…»

— Известно, что христианкам запрещается пользоваться косметикой, ибо это является искажением образа Божия. А что можно сказать о средствах парфюмерии (бальзамах, кремах, дезодорантах и т. д.), которые в изобилии имеются ныне в продаже и предназначены, к примеру, для ухода за кожей?

— Если речь идет о гигиене, то, думаю, нам нет нужды быть особенными буквалистами и педантами. Другое дело, когда парфюмерное искусство служит бесу блуда, когда подмосковная красавица хочет привлечь к себе внимание за счет вызывающего, дразнящего плоть аромата. Это очевидное отступление от требований нравственности.

— А что можно сказать о волосах? Некоторые православные мужчины-миряне отращивают длинные косы, а женщины, напротив, делают короткую стрижку, считая, что у них будут лучше расти волосы. Существуют ли здесь какие-то жесткие критерии?

— Слово апостола Павла — слово богодухновенное. Он говорит о том, что женщине постыдно стричься, тем паче обривать себя, ибо волосы даны ей природой в качестве покрывала в знак ее скромности, целомудрия, а стало быть, женственности (см. 1 Кор. 11, 5 — 6, 15). Если речь не идет о специфических болезнях волос, то, конечно же, христианка должна сохранять косу девичества своего, еще и благочестиво покрываясь платом — для ангелов. Подравнивать волосы можно, заниматься их лечением не грех. Посоветуем нашим современницам меньше нервничать, не допускать злобы, сохранять чистоту до брака, верность в супружестве — и Бог даст им косу до пят.

Что касается мужчин, то апостол Павел называет бесчестием для них ращение волос. По точному истолкованию святителем Феофаном Затворником этого места в Послании к Коринфянам, речь идет о чрезмерном внимании к волосам своим, то есть завивке, укладке, напудривании, лишающих мужчину той мужественности, простоты и неприхотливости, которые сообразны с его естеством.

По древней библейской и современной русской традиции, отращивание волос указывает на посвященность Богу. Это относится к лицам монашеского звания и священнослужителям. К длинноволосым же юношам с женоподобными косами, очевидно, и обращено в первую очередь строгое слово апостола Павла. Недавно я услышал о пожилом благочестивом священнике (кстати, из монахов), который любит приходящим к нему вчерашним хиппи и «вольным художникам» без предупреждения отрезать длинные волосы, именуемые в просторечии «конскими хвостами»: «Где ты видел, чтобы какой ангел или архангел имел за спиной конский хвоста? А ну-ка, пойди сюда…» — чик! И, поверьте, такое решительное действие оказывается всегда благотворным. В отличие от Самсона, остриженного Далидой, современный юноша будет лишь мудрее, если, нося короткую стрижку, сообразную и возрасту, и положению в обществе, он преимущественное внимание обратит на сердечные добродетели.

— Но ведь есть священники и даже монашествующие, которые стригут волосы, бороду подравнивают…

— И стригут, и подравнивают. Хотя некоторые из священнослужителей вспоминают по этому поводу слова из книги Левит: «…не порти края бороды твоей» (Лев. 19, 27). Народ церковный терпит и стриженых священников, но с печалью, потому что неизбежно что-то мирское привходит в ангельский образ батюшки, остриженного по молодежной моде. Впрочем, скажу, что в другие эпохи было не возбранено стричься и священнослужителям, в чем нас убеждает всем известный образ величайшего пастыря всех времен и народов, святого Иоанна Златоуста.

Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей… Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь.
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ

Во Христе и во святых есть богоподобное, царственное — величие, красота и сила. Святая, подлинная красота привлекательна и для злых натур. А гpeховного или подделывающегося под святость человека не любят даже единомышленники его.
Митрополит Вениамин (ФЕДЧЕНКОВ)

Источник