Сочинение огонь мерцает в сосуде сосуд в котором

В предыдущих статьях, посвященных творчеству Николая Заболоцкого, многие читатели поделились своими любимыми стихотворениями (отдельная благодарность пользователю Тина).
Стихотворение Н. Заболоцкого: “Не позволяй душе лениться”
Поэт Н. Заболоцкий: Почему советская власть его не любила?
Поэтому я хотела бы выделить два стихотворения – “Некрасивая девочка” и “О красоте человеческих лиц” – в которых поэт поднимает тему красоты и вечный выбор между внешностью и душой человека.
Их место в творчестве Н. Заболоцкого
Эти стихотворения были написаны в 1955 году – третий этап творчества поэта (1946-1958 гг.).
Сталинские лагеря, ссылка заставили Заболоцкого обратиться к самым важным философским вопросам и переосмыслить многих классиков (Тютчев, Некрасов, Баратынский, Пастернак и т.д.). В стихах наблюдается тонкое понимание жизни и людей.
В частности, в эти годы он часто обращался к теме красоты человеческой души, проблеме внутренней и внешней красоты.
“Множество человеческих лиц, каждое из которых — живое зеркало внутренней жизни, тончайший инструмент души, полной тайн,— что может быть привлекательней постоянного общения с ними, наблюдения, дружеского сообщества?” – из дневников Заболоцкого.
Немного об этих стихотворениях:
“Проблема истинной и ложной красоты, приоритет красоты внутренней, духовной свойственны для лирики Заболоцкого. <…> Эта идейно-эстетическая позиция в заключении проблемы человеческой красоты сближает лирику Заболоцкого с российской литературной традицией», — писала Н. В. Беляева.
С изобразительной точностью он описывает лица людей и штрихи их внешности, которые отображают внутренний мир человека (морщины на лбу, уголки губ, ямочки на щеках, блеск в глазах).
Теории Льва Ландау о женской красоте: “модуль города”, “принцип действия привлекательности”
Загадка красоты Лили Брик: “Она не была красивой, но неизменно была желанна”
Индустрия красоты в СССР: Как советские женщины ухаживали за собой?
Стихотворение “О красоте человеческих лиц”:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
А “Некрасивую девочку” Николай Заболоцкий завершает чередой вопросов, подталкивая читателей к размышлениям и требуя ответа. Приведу только отрывок из этого стихотворения:
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Литературовед А. Зорин в журнале “Литература” об этом стихотворении:
“Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд”
Подписывайтесь! Ставьте “палец вверх”! Делитесь в комментариях, любите ли стихи Заболоцкого? И какое знаете наизусть?
Источник
Ñòàòüÿ âåñíû 2014ã.
7 ìàÿ – äåíü ðîæäåíèÿ ñîâåòñêîãî ïîýòà Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî. 1903-1958.
111-àÿ ãîäîâùèíà â 2014ã. Ýòî íå þáèëåéíàÿ, ñòðîãî ãîâîðÿ, öèôðà, íî ïî ñâîåìó ïðèìå÷àòåëüíàÿ òðèàäà åäèíèö:111. Äà è ïðîñòî äåíü ðîæäåíèÿ!
Ðàìêè ýòîé çàìåòêè íå ïîçâîëÿò îáøèðíîãî ýêñêóðñà â áèîãðàôèþ è òâîð÷åñòâî, ïåðåâîä÷åñêèå øòóäèè Í.Çàáîëîöêîãî. Âñå ýòî ïðè æåëàíèè ìîæíî ëåãêî íàéòè íà ïðîñòîðàõ Ñåòè. Ìîÿ çàäà÷à ñêðîìíåå:íàïîìíèòü, ÷òî ñåãîäíÿ äåíü ðîæäåíèÿ çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà, îäíîãî èç íàèáîëåå ôèëîñîôñêè çâó÷àùèõ ïîýòîâ Ñîâåòñêîé ñòðàíû.
Êîãäà íàçûâàåòñÿ èìÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, òî ÷àùå âñåãî ïðèõîäÿò íà óì ëþáîìó ñêîëüêî-òî çíàêîìîìó ñ ðóññêîé ïîýçèåé 20 âåêà äâà åãî ñòèõîòâîðåíèÿ: “Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà” è “Ìåòàìîðôîçû”. Ïåðâîå ïðîíçèòåëüíàÿ êàðòèíêà, óâèäåííàÿ àâòîðîì è íàâåÿâøàÿ ýòîò ïîýòè÷åñêèé øåäåâð.
Î ÷èñòîòå äåòñêîé äóøè, î çàâèñòè, ðàçúåäàþùåé äóøó, âñòóïàþùóþ â âçðîñëåíèå, è íàêîíåö-èçóìèòåëüíûé àôîðèçì, âåí÷àþùèé ñòèõ, êîòîðûé äàâíî ñóùåñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, òàê ÷òî, öèòèðóÿ, ìíîãèå äàæå íå âñåãäà çíàþò èñòî÷íèê:
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?
Ñòèõîòâîðåíèå “Ìåòàìîðôîçû” èçâåñòíåéøèé ôèëîñîôñêî-ïîýòè÷åñêèé øåäåâð,
è òàêæå ñîäåðæàùèé ñòðîêè, ñòàâøèå øèðîêî öèòèðóåìûì àôîðèçìîì:ýòî ïåðâûå ÷åòûðå ñòðîêè. ×èòàÿ ýòî ïðîèçâåäåíèå, ñîâðåìåííûé ÷èòàòåëü, êîíå÷íî, ïîäóìàåò, ÷òî àâòîð ãîâîðèò î ðåèíêàðíàöèè, ïåðåñåëåíèè äóø, â êîòîðóþ âåðèëè íà Âîñòîêå è êîòîðàÿ ñòàëà ìîäíîé âåðîé âî âñåì ìèðå. Îäíàêî ýòî íå òî ÷òî áû íå òàê, íî íåñêîëüêî øèðå.
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå êâèíòýññåíöèÿ ôèëîñîôñêèõ âîççðåíèé Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
ß áû ñêàçàëà òàê.  ÑÑÑÐ ðåëèãèè áûëè ïðàêòè÷åñêè çàïðåùåíû. Íî ðåëèãèîçíîå ñîçíàíèå ñóòü âðîæäåííûé èìïóëüñ, êàê íðàâñòâåííûé çàêîí. ×åì íðàâñòâåííî ñîâåðøåííåå ëè÷íîñòü, òåì áëèæå îíà ê Áîãó.
Íî ïîñêîëüêó êîììóíèñòû çàïðåòèëè Áîãà, òî ëþäÿì, èùóùèì “ïóòè ê õðàìó”, ïðèõîäèëîñü èçûñêèâàòü îñîáûå ïóòè. Ìíîãèå îáðàçîâàííûå ëþäè â ÑÑÑÐ íå ïðèåìëÿ â ñèëó ïîëó÷åííîãî îáðàçîâàíèÿ è îáùåãî íåðåëèãèîçíîãî ñòðîÿ æèçíè ïðèâåðæåííîñòè ê òðàäèöèîííûì êîíôåññèÿì, êîòîðûå ôîðìàëüíî íå áûëè çàïðåùåíû Ñîâåòñêîé âëàñòüþ, õîòÿ ðåëèãèè àêòèâíî åþ êðèòèêîâàëèñü, à îòêðûòàÿ ðåëèãèîçíîñòü íå ïîîùðÿëàñü, òåì íå ìåíåå èñïûòûâàÿ âðîæäåííîå áåñïîêîéíîå ñòðåìëåíèå ê âûñøåìó, íå íàçûâàÿ ýòî ðåëèãèîçíûì ÷óâñòâîì, ñî÷èíÿëè ðàçíîîáðàçíûå êîíöåïöèè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàëà íàóêà è ìîãóùåñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà, íî â áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè ýòî áûëè â âñå òå æå ðàçíûå “Ïóòè ê Õðàìó”! ×àùå âñåãî â äóõå Ñïèíîçû:ïàíòåèçì, âîñïåâàíèå Ìàòåðèè, íî îäóõîòâîðåííîé è î÷åëîâå÷åííîé. Òàê ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ïðîèçâåäåíèé â æàíðàõ ñàìûõ ðàçíûõ îò ôèëîñîôñêèõ òðàêòàòîâ äî íàó÷íîé ôàíòàñòèêè. Îò ôèëîñîôñêèõ ïðîèçâåäåíèé, òàêèõ êàê “Êîñìîëîãèÿ äóõà” Èëüåíêîâà â ðóñëå ðóññêîãî êîñìèçìà, ôàíòàñòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé è òðàêòàòîâ Öèîëêîâñêîãî äî “Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû” Èâàíà Åôðåìîâà, ñèëüíåéøåå âîçäåéñòâèå êîòîðîãî íà óìû â ÑÑÑÐ è âî âñåì ÷èòàâøåì ÍÔ ìèðå íûíå ïî÷òè çàáûòî.
×òîáû ïîíÿòü “Ìåòàìîðôîçû” Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî àóòåíòè÷íî, à èìåííî òîò ñìûñë, êîòîðûé âêëàäûâàë ñàì àâòîð – íóæíî çíàòü, ÷òî îí îáùàëñÿ ñ Öèîëêîâñêèì, øòóäèðîâàë Ýíãåëüñà, Ãðèãîðèÿ Ñêîâîðîäó, Òèìèðÿçåâà, Âåðíàäñêîãî, ÷èòàë òðóäû Ýéíøòåéíà. Èñïûòûâàë âëèÿíèå Âåëèìèðà Õëåáíèêîâà, îäíîãî èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ ðóññêèõ ïîýòîâ. Êîëëåêöèîíèðîâàë è èçó÷àë òâîð÷åñòâî õóäîæíèêîâ Øàãàëà, Ôèëîíîâà, âîîáùå âåñü ðóññêèé àâàíãàðä. Òàêæå ïðîÿâëÿë èíòåðåñ ê Áðåéãåëþ è äðóãèì ãîëëàíäöàì. Íàêîíåö, áûë âïå÷àòë¸í êîíöåïöèåé ðóññêîãî ôèëîñîôà Íèêîëàÿ Ôåäîðîâà.
Íàòóðôèëîñîôèÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî î÷åíü èíòåðåñíà è ìåíÿ íàâåëà íà ëþáîïûòíûå ïàðàëëåëè. Íî îá ýòîì â äðóãîé ñòàòüå. Çäåñü æå íàñëàäèìñÿ ïîýòè÷åñêèì êðèñòàëëîì Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, îñâåæèâ â ïàìÿòè íåñêîëüêî ñàìûõ èçâåñòíûõ ïîýòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé. Íî äàëåêî íå òîëüêî ýòè ñòèõè ñäåëàëè áû ÷åñòü ëþáîìó ïîýòó, íî øèðå î ïîýçèè Í.Çàáîëîöêîãî â äðóãîé ðàç.
Çäåñü ëèøü ïóíêòèðíî…
Ìåòàìîðôîçû
Êàê ìèð ìåíÿåòñÿ! È êàê ÿ ñàì ìåíÿþñü!
Ëèøü èìåíåì îäíèì ÿ íàçûâàþñü,
Íà ñàìîì äåëå òî, ÷òî èìåíóþò ìíîé,-
Íå ÿ îäèí. Íàñ ìíîãî. ß – æèâîé
×òîá êðîâü ìîÿ îñòûíóòü íå óñïåëà,
ß óìèðàë íå ðàç. Î, ñêîëüêî ìåðòâûõ òåë
ß îòäåëèë îò ñîáñòâåííîãî òåëà!
È åñëè á òîëüêî ðàçóì ìîé ïðîçðåë
È â çåìëþ óñòðåìèë ïðîíçèòåëüíîå îêî,
Îí óâèäàë áû òàì, ñðåäè ìîãèë, ãëóáîêî
Ëåæàùåãî ìåíÿ. Îí ïîêàçàë áû ìíå
Ìåíÿ, êîëåáëåìîãî íà ìîðñêîé âîëíå,
Ìåíÿ, ëåòÿùåãî ïî âåòðó â êðàé íåçðèìûé,
Ìîé áåäíûé ïðàõ, êîãäà-òî òàê ëþáèìûé.
À ÿ âñå æèâ! Âñå ÷èùå è ïîëíåé
Îáúåìëåò äóõ ñêîïëåíüå ÷óäíûõ òâàðåé.
Æèâà ïðèðîäà. Æèâ ñðåäè êàìíåé
È çëàê æèâîé è ìåðòâûé ìîé ãåðáàðèé.
Çâåíî â çâåíî è ôîðìà â ôîðìó. Ìèð
Âî âñåé åãî æèâîé àðõèòåêòóðå –
Îðãàí ïîþùèé, ìîðå òðóá, êëàâèð,
Íå óìèðàþùèé íè â ðàäîñòè, íè â áóðå.
Êàê âñå ìåíÿåòñÿ! ×òî áûëî ðàíüøå ïòèöåé,
Òåïåðü ëåæèò íàïèñàííîé ñòðàíèöåé;
Ìûñëü íåêîãäà áûëà ïðîñòûì öâåòêîì,
Ïîýìà øåñòâîâàëà ìåäëåííûì áûêîì;
À òî, ÷òî áûëî ìíîþ, òî, áûòü ìîæåò,
Îïÿòü ðàñòåò è ìèð ðàñòåíèé ìíîæèò.
Âîò òàê, ñ òðóäîì ïûòàÿñü ðàçâèâàòü
Êàê áû êëóáîê êàêîé-òî ñëîæíîé ïðÿæè,
Âäðóã è óâèäèøü òî, ÷òî äîëæíî íàçûâàòü
Áåññìåðòèåì. Î, ñóåâåðüÿ íàøè!
1937
Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà
Ñðåäè äðóãèõ èãðàþùèõ äåòåé
Îíà íàïîìèíàåò ëÿãóøîíêà.
Çàïðàâëåíà â òðóñû õóäàÿ ðóáàøîíêà,
Êîëå÷êè ðûæåâàòûå êóäðåé
Ðàññûïàíû, ðîò äëèíåí, çóáêè êðèâû,
×åðòû ëèöà îñòðû è íåêðàñèâû.
Äâóì ìàëü÷óãàíàì, ñâåðñòíèêàì åå,
Îòöû êóïèëè ïî âåëîñèïåäó.
Ñåãîäíÿ ìàëü÷èêè, íå òîðîïÿñü ê îáåäó,
Ãîíÿþò ïî äâîðó, çàáûâøè ïðî íåå,
Îíà æ çà íèìè áåãàåò ïî ñëåäó.
×óæàÿ ðàäîñòü òàê æå, êàê ñâîÿ,
Òîìèò åå è âîí èç ñåðäöà ðâåòñÿ,
È äåâî÷êà ëèêóåò è ñìååòñÿ,
Îõâà÷åííàÿ ñ÷àñòüåì áûòèÿ.
Íè òåíè çàâèñòè, íè óìûñëà õóäîãî
Åùå íå çíàåò ýòî ñóùåñòâî.
Åé âñå íà ñâåòå òàê áåçìåðíî íîâî,
Òàê æèâî âñå, ÷òî äëÿ èíûõ ìåðòâî!
È íå õî÷ó ÿ äóìàòü, íàáëþäàÿ,
×òî áóäåò äåíü, êîãäà îíà, ðûäàÿ,
Óâèäèò ñ óæàñîì, ÷òî ïîñðåäè ïîäðóã
Îíà âñåãî ëèøü áåäíàÿ äóðíóøêà!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ñåðäöå íå èãðóøêà,
Ñëîìàòü åãî åäâà ëè ìîæíî âäðóã!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ÷èñòûé ýòîò ïëàìåíü,
Êîòîðûé â ãëóáèíå åå ãîðèò,
Âñþ áîëü ñâîþ îäèí ïåðåáîëèò
È ïåðåòîïèò ñàìûé òÿæêèé êàìåíü!
È ïóñòü ÷åðòû åå íåõîðîøè
È íå÷åì åé ïðåëüñòèòü âîîáðàæåíüå,-
Ìëàäåí÷åñêàÿ ãðàöèÿ äóøè
Óæå ñêâîçèò â ëþáîì åå äâèæåíüå.
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?
1955
Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!
Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!
Êîëü äàòü åé âçäóìàåøü ïîáëàæêó,
Îñâîáîæäàÿ îò ðàáîò,
Îíà ïîñëåäíþþ ðóáàøêó
Ñ òåáÿ áåç æàëîñòè ñîðâåò.
À òû õâàòàé åå çà ïëå÷è,
Ó÷è è ìó÷àé äîòåìíà,
×òîá æèòü ñ òîáîé ïî-÷åëîâå÷üè
Ó÷èëàñü çàíîâî îíà.
Îíà ðàáûíÿ è öàðèöà,
Îíà ðàáîòíèöà è äî÷ü,
Îíà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
1958
Èç ñáîðíèêà:
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé. Ìåðêíóò çíàêè Çîäèàêà.
Ìîñêâà: Ýêñìî-Ïðåññ, 1998.
Источник
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Красоту трудно судить. Красота – загадка…
Ф. Достоевский «Идиот»
Однажды темным морозным утром я ехала в автобусе по длинному проспекту, покрытому легким пушистым снежком. На синем холодном небе еле-еле пробивались бледные лучи рассвета. Дневной свет упал на мою спутницу, и только сейчас я смогла разглядеть ее. Она была бледна как мрамор, на ее красивом лице ярко выделялись черные, немного грустные глаза. Из черного берета выбивались светлые, соломенного цвета, кудрявые волосы. Одета девушка была в длинную черную юбку и такого же цвета пальто. Весь ее облик, одежда, манера держаться и какая-то аристократичная осанка вещали о том, что их обладательница – гостья из позапрошлого века, ибо в наше время искусственной и вульгарной красоты не часто встречаются такие утонченные и обаятельные люди. Девушка была прекрасна по-своему, ее лицо и привлекало внимание тем, что не было вызывающим.
Тысячелетиями гениями человечества в поэмах, музыкальных произведениях и на холстах воспевался этот дар – красота. Но что же это такое с православной точки зрения и в чем различия со светским пониманием?
Каждое тысячелетие меняло идеал красоты. В XV веке, в период готики, считалась прекрасной женщина, которая обладала S-образным силуэтом фигуры. Пришедшая на смену эпоха раннего Возрождения объявила идеалом красоты бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос, стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты: пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. XIX век – век модернизации и активного развития всех сфер общества – возвратил человечество в античность, провозгласив для женщин – «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Но вернемся в наше время и посмотрим вокруг: какой ныне идеал красоты? С обложек журналов, экранов телевизоров нам навязывают девушек, женщин, обладающих болезненной худобой, с длинными ногами, с лицами, похожими на кукол. На них не хочется смотреть, они скрывают внутренний свет души: большие глаза, длинные, неестественные ресницы, пухлые, большие губы… А многие современные юноши, мужчины забыли, что значит мужественная внешность, широта плеч, смелость во взгляде, уподобившись женщинам в отращивании волос, прокалывании ушей, использовании косметики и украшений для тела. Вспоминаются слова апостола Петра:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет. 3, 3-5).
Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин писал:
«Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе».
Действительно, как мы уже убедились, красота – это не правильность черт, форм и красок, ее идеалы не долговечны, меняются с эпохой и исчезают вместе с ее прототипами. Только внутренняя, духовная красота вечна и приковывает к себе взгляд многих людей, к ней тянутся, пытаясь насладиться ее обаянием, гармонией и духовной силой. Такой взгляд запечатлен во многих произведениях русской литературы, например, в образах Татьяны Лариной, Натальи Ростовой или княжны Марьи из «Войны и мира». В описаниях их внешности автор не употребляет высоких слов, говорящих о неземной красоте, это обыкновенные, ничем не примечательные лица, порой даже дурнушки. Но именно они больше привлекают внимание читателя, нежели другие героини, в несколько раз превосходящие их внешностью. Великодушное, чуткое, сострадательное сердце, целомудренные, чистые помыслы и поступки, богатый внутренний духовный мир делают их неизмеримо выше в наших глазах, их глаза озарены внутренним светом прекрасного состояния души.
Человеку не помогут самые дорогие косметические средства и дорогая одежда, если окружающие его люди не будут чувствовать в нем чуткую, добрую душу, отзывчивого и любящего друга. Порой некрасивый человек, не отличающийся яркой внешностью, правильными чертами лица, бывает прекрасным, излучая изнутри свет, а красивый лицом отталкивает от себя, проявляя дурной характер и уродливую душу, ведь еще философ Иван Ильин писал, что каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. При этом она должна уйти в себя, в глубину, где слышит пение ангелов, должна вслушаться в него, забыться в нем, очиститься в нем и жить им. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям.
Сейчас уже точно доказано наукой, что наше душевное, эмоциональное состояние постоянно выражаются на лице. Поджатые или прикушенные губы, нахмуренные брови, взгляд исподлобья – вся эта мимика, отражающая тайные грехи гнева, уныния, памятозлобия на нашем лице с возрастом словно застывают и навеки запечатлеются на нем. В старости уже не стоит большого труда судить о характере, темпераменте и тайных прегрешениях даже незнакомого человека. Перед глазами до сих пор стоит лицо одной бабушки – прихожанки храма: в обрамлении седых волос доброе, светлое лицо и глубокие, ясные глаза, отражающие всю душевную теплоту и искренность. Сейчас такие лица встречаются не часто, но уже одного взгляда достаточно, чтобы проникнуться к этому человеку особым чувством, прочувствовать свет, исходящий из самого сердца.
Евангелие и духовная красота всегда шли рука об руку в своем преобразующем все вокруг шествии по миру, изуродованном грехом. Каждый раз, когда люди обращаются ко Христу, их жизнь и их окружение становятся красивее, ведь творение Абсолютной Красоты не может быть уродливым, и, стоит только сбросить панцирь страстей и прегрешений, как миру представляет чистая, прекрасная душа, осветляя и лицо неземной красотой. Канон покаянный ко Господу, читаемый перед Причащением, напоминает нам одну простую истину, помнить которую нужно всегда: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».
Источник
Ïîñìîòðåëà ÿ ôèëüì ôðàíöóçñêîãî êèíîðåæèññ¸ðà Àíäðå Êàéàòòà
«Ïðèçðà÷íîå ñ÷àñòüå» / «Le miroir ; deux faces» (Ó çåðêàëà äâà ëèöà), è çàäóìàëàñü
.ìíîãî î ÷¸ì
×òî åñòü ëþáîâü, ÷òî êðàñîòà
. êàê îòëè÷èòü èñòèíó îòî ëæè
.
Æèëè äà áûëè äâå ñåñòðè÷êè
..
Ñòàðøàÿ óìíèöà, ñêðîìíèöà; è ìëàäøàÿ êðàñàâèöà, êîìñîìîëêà, ñïîðòñìåíêà
. Âñ¸ áû íè÷åãî, äà ñòàðøåé ñåñòðèöå, ñ áîãàòûì äóõîâíûì ìèðîì, óæå ñêîðî çà
âïðî÷åì, íå áóäåì î ãðóñòíîì
.
×åëîâåê, ñ êîòîðûì îíà äðóæèëà, êîòîðîãî ëþáèëà Æåðàð Äþðü¸ ñêîðî æåíèòñÿ íà å¸ ñåñòðå, à îíà Ìàðè-Æîçå Âîçàíæ (âåëèêîëåïíàÿ Ìèøåëü Ìîðãàí) âñ¸ îäíà è îäíà, è íåò ýòîìó êîíöà è êðàÿ
.
È âäðóã âñòðå÷à Îí Ïüåð Òàðäèâå (Áóðâèëü), îáëàäàþùèé òåìè æå âêóñàìè, òåìè æå âçãëÿäàìè íó, êàê òóò íå óïîìÿíóòü ïÿòóþ Áåòõîâåíà, ê ïðèìåðó
Õì
..è îíà
.äàæå, ñëîâîì, åìó ïîíðàâèëàñü, è äåëî èä¸ò ñåìèìèëüíûìè øàãàìè ê ñâàäüáå
.
Âîò òàêàÿ, íåçàìûñëîâàòàÿ çàâÿçêà ýòîé îáû÷íîé ÷åëîâå÷åñêîé äðàìû, ïîñòðîåííîé íà íåîáû÷íûõ ñòå÷åíèÿõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ê êàêîâûì îòíîñèòñÿ àâòîêàòàñòðîôà ñ ó÷àñòèåì íåêîåãî ïëàñòè÷åñêîãî õèðóðãà äîêòîðà Áîñêà ïîðÿäî÷íîãî, ê íåñ÷àñòüþ, ãîñïîäèíà, è öåíèòåëÿ êðàñîòû. Âåäü èìåííî äîêòîð ðåøàåò â êà÷åñòâå êîìïåíñàöèè çà âèíó â àâàðèè ñäåëàòü Ìàðè-Æîçå ïëàñòè÷åñêóþ îïåðàöèþ, ïðàâäà, å¸ òàê íå õî÷åò, óæå ìóæ ãåðîèíè Ïüåð
.
Íî êàêàÿ æå æåíùèíà íå ìå÷òàåò â îäèí ïðåêðàñíûé ìîìåíò ïðåâðàòèòüñÿ â íàñòîÿùóþ êðàñàâèöó, ïóñòü è ñòàðåþùóþ!
Ñ ýòîãî ìîìåíòà ó ìåíÿ è íà÷èíàþòñÿ ñåðü¸çíûå ðàçìûøëåíèÿ íà âûøåóïîìÿíóòûå òåìû
Âñ¸, êîíå÷íî, õîðîøî è çàìå÷àòåëüíî, èñêëþ÷àÿ åñòåñòâåííî ìóæà êîðåíü âñåëåíñêîãî çëà. Èç-çà ñâîåé íåóâåðåííîñòè, ñëàáîõàðàêòåðíîñòè, è, ñîáñòâåííîé ìàìàøè.
Òî åñòü õîðîøî-òî òî, ÷òî âñå êòî ðàíüøå íà Ìàðè-Æîçå íå îáðàùàë âíèìàíèÿ, êàê íà æåíùèíó: íó, äåéñòâèòåëüíî, êàêàÿ ê ÷¸ðòîâîé áàáóøêå, ïÿòàÿ ñèìôîíèÿ Ëþäâèãà Áåòõîâåíà, êîãäà, òû, äîðîãóøà, ÷åì-òî ïîõîæà íà êðûñêó, òó ñàìóþ, ÷òî ïîñåëèëàñü â ìî¸ì ïîäâàëå
.àãà, îñîáåííî â ïðîôèëü
. âäðóã (ãîñïîäè, îïÿòü ýòî ïðåñëîâóòîå «âäðóã») çàìåòèëè íàäî æå êðàñàâèöà, è óìíà-òî, è òîíêà äóøåâíî, è
..ïÿòóþ Áåòõîâåíà, ÎÏßÒÜ æå! ëþáèò!
Ïîëó÷àåòñÿ, ðàíüøå âñåãî ýòîãî â ãåðîèíå íå áûëî? èëè áûëî? è ëèøü íèêòî íå çàõîòåë çàãëÿíóòü â «ñîñóä» ÷òîáû âûÿñíèòü ïîëîí îí èëè æå ïóñò?
Ìóæ ñåñòðû (íåñ÷àñòëèâûé â áðàêå), ïîìíèòå, íåêîãäà äðóæèâøåé ñ Ìàðè, è äî ñèõ ïîð åþ ëþáèìûé
. îêàçûâàåò åé çíàêè âíèìàíèÿ
. è
òâåðäèò î òîì, êàê îí áûë íå ïðàâ, òîãäà, äåñÿòü ëåò íàçàä, êîãäà óõîäèë ïî äîðîãå, îñòàâëÿÿ å¸ îäíó
.
Íåïîíÿòíî òîëüêî,
ìíå íåïîíÿòíî ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïîáóäèòåëüíûì ìîìåíòîì íåîæèäàííî âîçíèêøåãî ÷óâñòâà ê Ìàðè. Íè òî íåóäà÷à â áðàêå, íè òî îáðåò¸ííàÿ íåáåñíàÿ êðàñîòà Ìàðè-Æîçå, íè òî áîãàòûé äóøåâíûé å¸ ìèð
.õîòÿ, ìîæåò è ñî÷åòàíèå âñåõ ýòèõ ñîñòàâëÿþùèõ, èëè æå ÷àñòè÷íîå èõ ñî÷åòàíèå
.
Òîãäà, ÷òî òàêîå ëþáîâü, îáðå÷¸ííàÿ òàê äîëãî æäàòü
.îáëîæêè, íóæíîãî îôîðìëåíèÿ ïðÿìî êàê â æóðíàëå èëè íà âèòðèíå ýòî äàæå íè çîëóøêà è íàðÿä
à íåñïðàâåäëèâåå, êîùóíñòâåííåå ïî îòíîøåíèþ äà ïî îòíîøåíèþ ê ëþáâè!
Ñðàçó âîçíèêàåò ñîìíåíèå à íó-êàê íå ñòàëà áû îíà ðàñêðàñàâèöåé ïîÿâèëîñü ëè áû ýòî ÷óâñòâî, ïðè ïðî÷èõ îñòàâøèõñÿ, òîãäà? Ìîè ñîìíåíèÿ èìåþò ÷èñòî ðèòîðè÷åñêîå ñâîéñòâî ÿ óâåðåííà â îäíîçíà÷íîì îòâåòå íåò, íå âîçíèêëî; íåò, íå ïîÿâèëîñü
.íå ïîÿâèëàñü ëþáîâü òàê è îñòàëàñü áû íà óðîâíå äðóæåñêîé ñèìïàòèè.
À, êàê æå òîãäà áûòü âîò ñ ýòèì:
«
.
È ïóñòü ÷åðòû å¸ íåõîðîøè
È íå÷åì åé ïðåëüñòèòü âîîáðàæåíüå,-
Ìëàäåí÷åñêàÿ ãðàöèÿ äóøè
Óæå ñêâîçèò â ëþáîì å¸ äâèæåíüå.
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó å¸ îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?
» Í. À. Çàáîëîöêèé
äà íèêàê, ýòî âñåãî ëèøü êðàñèâûå ñëîâà, î÷åíü êðàñèâûå è õîðîøèå äëÿ òåõ, êîìó òðåáóåòñÿ óòåøèòåëüíûé ïðèç; ïðèç âìåñòî èñêðåííîñòè
è
..ëþáâè
.
© Copyright: Þëèÿ Áàÿíäèíà, 2014
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹214032100843
Источник