Сообщающиеся сосуды для детей

Сообщающиеся сосуды для детей thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39

Урок – путешествие в страну

«Сообщающиеся сосуды»

Клочкова Н.Ф. – учитель физики

Г.Воронеж – 2016г.

Оборудование: письменные и чертежные принадлежности, модель сообщающиеся сосуды – 2вида, таблицы «Шлюз» и «Водопровод», картинки артезианского колодца и др. – на столы учащихся, модель фонтана, проектор, ноутбук.

Цели урока:

  1. Обучающие цели:

Усвоить следующие элементы неполного опыта учащихся в рамках отдельного урока:

изучить понятие «сообщающиеся сосуды» и их свойства,

сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей,

ознакомиться с применением сообщающихся сосудов в быту и технике.

2. Развивающие цели урока:

  • формирование научного мировоззрения на основе сравнения, анализа, обобщения, умения делать выводы.

  • комплексное решение проблем на основе знаний математики, физики и информатики;

  • развитие аналитико-синтетического и образного мышления учащихся, побуждение учащихся к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

  • формировать и развивать ключевые компетенции: информационную, организационную, самоорганизационную, коммуникационную.

3. Воспитательные цели урока:

  • развитие эстетического восприятия материала, используя в презентации оригинальный дизайн и эффекты анимации;

1.Орг. Момент

2. Актуализация знаний. (фронтально)

Действие какого закона проверяется данным прибором ?

hello_html_m14d847c.jpg

Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа. Это утверждение называют законом Паскаля

hello_html_4a25f6c1.png

2.1.От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?

2.2.По какой формуле рассчитывают давление жидкости на стенки сосуда? давление внутри жидкости?

2.3.В каких единицах надо выражать величины, входящие в эту формулу?

3. Изучение нового материала.

3.1.Опыт1 Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах с однородной жидкостью.

Цель опыта: исследовать поведение жидкости, находящейся в сообщающихся сосудах.

Оборудование: пластиковая трубочка, две воронки, штатив с муфтой и лапкой, химический стакан с подкрашенной водой.

  1. Одна воронка закреплена в лапке штатива, другую держим в руках на той же высоте.

hello_html_4fea234.jpg

  1. Нальем подкрашенной жидкости. Слегка поднимем трубку, которую держим в руке. Что вы наблюдаете?

hello_html_m4f82e413.jpg

  1. Опустим трубку. Что вы наблюдаете в этом случае?

hello_html_m47a64dbe.jpg

4.Вывод (делают учащиеся): Жидкость в обоих случаях устанавливается на одном уровне.

3.2.Учитель: Два сосуда, соединенные между собой трубкой, называются сообщающимися сосудами.

3.3.Опыт2. В сообщающиеся сосуды разной формы нальем подкрашенной жидкости. Что вы наблюдаете?

hello_html_3e6f23cc.jpg

hello_html_7bb8042e.jpg

3.4.Вывод (делают учащиеся) : В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

Теоретическое обоснование

Р1 = Р2

ρgh1 = ρgh2
h1 = h2


3.5. Учитель: Приведите примеры сообщающихся сосудов.

3..6. Лейка, чайник, кофейник и другие.

3.7. Учитель: Как изменились бы результаты опыта, если бы в одной из трубок была налита вода, в другой – керосин?

Рис.110 учебника.

3.8.Учащиеся вместе с учителем решают задачу, используя формулу для расчета давления и делают вывод

hello_html_6253078c.jpg

p1 =p2

1gh1= 2gh2

1h1 =2h2

=

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты стоба жидкости с меньшей плотностью.

4. Закрепление

4.1. Задача из упр.16(1) На рис.111 показано водомерное стекло

Объясните действие этого прибора.

hello_html_m2c027578.jpg

4.2. Учащиеся объясняют.

4.3. Задача из упр.16(2) На рис.112 изображен артезианский колодец. Объясните действие такого колодца.

hello_html_4ac6c0c.jpg

4.4. Учащиеся объясняют.

4.5.Учитель: Можно ли нам сейчас сделать на уроке фонтан?

4.6. Учащиеся объясняют, что если в первом опыте опустить одну воронку ниже, чем уровень воды, то будет фонтан (по закону сообщающихся сосудов)

Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586 годом (голландский ученый Стевин), но, судя по устройству священной неиссякаемой чаши, оно было известно еще жрецам Древней Греции. По принципу сообщающихся сосудов были устроены водопроводы в Древнем Риме

hello_html_m3a56719d.pnghello_html_66b2daf1.jpg

4.7 Учитель: Рассмотрите таблицу «Водопровод» и объясните принцип его действия. hello_html_m77d0fecd.jpg

Устройство водопровода: 1.Всасывающая труба 2.Насос станции первого подъема 3.Водоприемник 4.Фильтр 5.Резервуар чистой воды 6.Насос станции второго подъема 7.Водовод 8.Водонапорная башня

4.8. Учащиеся объясняют.

4.9 Учитель: Рассмотрите таблицу «Шлюзы» и объясните принцип их действия.

hello_html_m575d069.jpg

Устройство шлюза: 1. Башня управления 2. Затвор 3. Камера шлюза 4.

Водовод

hello_html_m2c01b020.jpg

4.10. Учащиеся объясняют.

Две стеклянные трубки соединены резиновой трубкой. Останется ли уровень жидкости тот же…

А. если правую трубку наклонить?

Б . левую трубку поднять вверх?

1. Уровень не изменится.

2. Уровень в другой трубке уменьшится.

В. На рисунке изображена модель фонтана. Если открыть кран К, то струя воды…

1. поднимется на большую высоту.

2. поднимется до уровня воды в воронке.

3. поднимется на меньшую высоту.

Г. Какой из кофейников 1 или 2 более вместим?

1. Кофейник 1. 2. Кофейник 2.

3. Вместимость одинакова.

Д. Справедливо ли правило сообщающихся сосудов в состоянии невесомости ?

1. Да, т.к. … Ответы обосновать

2. Нет, т.к. … в устной форме.

Проверьте свои ответы!

А1; Б1; В2; Г1; Д2.

Выводы:

  • В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

  • Высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше высоты столба жидкости с большей плотностью.

5. Задание на дом.

§39, задание 9 (2), описать работу водопровода.

Для сильных задание9(1,3)

Источник

Опыты с давлением для детейИгры с водой и в воде любимы многими детьми. Именно поэтому вода является прекрасным инструментом для проведения различных развивающих игр и опытов в том числе. Давление воды и воздуха сложно  продемонстрировать в обыденной жизни, ведь для ребенка эти понятия несколько абстрактны. Поэтому на помощь нам приходят простые и наглядные опыты с водой в которых ребенок может принимать непосредственное участие.

Ранее мы уже затрагивали тему атмосферного давления и давления воды, когда проводили физические опыты и летние опыты с водой. Сегодня же мы углубимся в тему и рассмотрим принцип сообщающихся сосудов, способы искусственного повышения давления и зависимость давления от уровня  глубины. Для данной серии опытов вам не понадобится специальное оборудование. Все необходимое вы найдете у себя дома: две прозрачные пластиковые бутылки с крышками, воздушный шарик, спички, коктейльная трубочка, кусочек пластилина, воронка для воды, краситель для наглядности (по желанию).

Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации первого опыта с боковой стороны пластиковой бутылки делаем отверстие. Я вначале проткнула стенку толстой иглой и увеличила размер отверстия маникюрными ножницами так, чтобы можно было вставить коктейльную трубочку. Вставляем трубочку и герметично залепливаем промежуток между трубочкой и стенками бутылки.Бутылка для опытов с давлением

Конец трубочки направляем вверх и с помощью воронки наливаем в бутылку цветную воду на высоту выше отверстия в стенке, но ниже конца трубочки. Обратите внимание ребенка, что вода поднялась по трубочке и остановилась на том же уровне, что и в бутылке.

Читайте также:  Что если в яичках вздувшиеся сосуды

Это явление знакомо нам как закон сообщающихся сосудов, когда уровень жидкости в каждом из сообщающихся сосудов устанавливается на одном уровне, если жидкости в них одинаковы и давление над каждым одинаково.

Теперь опускаем конец трубочки вниз, и вода беспрепятственно вытекает из бутылки до тех пор, пока уровень воды не опустится ниже отверстия в стенке.Сообщающиеся сосуды

Это явление широко используется в быту: водопровод, фонтаны Петергофа, и даже обычный чайник и лейка являются наглядным примером сообщающихся сосудов. Обсудите с ребенком, почему не получится вскипятить полный чайник воды, если его носик расположен вровень или ниже крышки.

Опыт с закрытой бутылкой

Поскольку фраза «одинаковое давление над обоими сосудами» мало что значит для ребенка дошкольного возраста, переходим к двум следующим опытам. В первом давление будем уменьшать, а во втором искусственно повышать.

Итак, через воронку быстро наливаем в бутылку много воды и закручиваем крышкой. Смотрим что получилось. Вода в бутылке выше конца трубочки, но вода не выливается. Почему?

Опыт с закрытой крышкой

В бутылку больше не поступает воздух, который выталкивал лишнюю воду наружу через трубочку. Конечно, по факту давление мы не уменьшили, но ограничили влияние атмосферного давления на поверхность воды в бутылке и получили такой результат.

Опыт с воздушным шариком

На этот раз будем  увеличивать  давление в бутылке.  Для этого снимаем крышку и ждем, пока часть воды вытечет, чтобы  установился один уровень. А теперь надуваем воздушный шарик, закрываем его прищепкой и надеваем свободную часть на горлышко бутылки.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Когда все приготовления окончены – снимаем прищепку и наблюдаем фонтан, бьющий из трубочки. Вода будет выливаться до тех пор, пока не сдуется весь шарик или пока вода не опустится ниже конца трубочки, находящейся в бутылке.

Опыт с воздушным шариком

Здесь все понятно, воздух из воздушного шарика выталкивает воду из бутылки через коктейльную трубочку. Другими словами повышенное давление над одним из сообщающихся сосудов изменяет уровень жидкости в них.

Разные струйки воды

Следующий опыт наглядно демонстрирует зависимость давления воды от глубины.

Для его проведения нам понадобится бутылка с тремя одинаковыми отверстиями в стенке на разной высоте. Теперь через воронку быстро наливаем воду в бутылку и наблюдаем за струйками, которые бьют из бутылки.

Обратите внимание ребенка, что из нижнего отверстия самая сильная и бьет дальше других, в то время как струя из верхнего отверстия самая слабая и короткая. Это объясняется тем, что над нижним отверстием воды больше всего, и она с большей силой  давит на стенки в бутылки, а вверху количество воды до отверстия меньше и соответственно давит на стенки она меньше.

Зависимость давления воды от глубины

Эти явления учитываются в работе  водолаза и подводника, так как погружаясь под воду человек испытывает давление воды тем больше, чем глубже от погружается. В связи с этим установлены предельные глубины, на которые можно погружаться безопасно для здоровья и различные защитные костюмы, которые помогают работать на большой глубине.

Погружение в воду

В заключение предложите ребенку понаблюдать за спичками – водолазами. Для этого наливаем полную бутылку воды, отрезаем от спичек серные головки и бросаем их в бутылку, которую крепко закручиваем крышкой. Сразу наши водолазы будут плавать на поверхности, но если мы с силой сожмем бутылку – серные головки начнут плавно опускаться на дно. Перестанем сжимать – опять поднимутся наверх.Опыт с погружением в воду

Почему так происходит? При сжимании мы увеличиваем давление внутри бутылки, поэтому водолазы погружаются на дно, а когда давление уменьшается, они всплывают обратно.

Поскольку для проведения этих опытов не требуется специального оборудования, вы можете проводить их в теплые дни на улице, на пляже и даже на пикнике в качестве развлечения для детей и взрослых.

Понравились опыты с давлением? Сохраните себе на стену, чтобы поделиться со знакомыми мамами и не забыть провести со своим ребенком!

Ваш ребенок любит опыты с водой? Поделитесь в комментариях самыми любимыми!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Сообщающиеся сосуды для детей

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • 8 разных способов сделать вулкан из соды, уксуса и воды
  • Детские изобретения
  • Опыты для детей с бумажными деньгами и монетами
  • Летний досуг на даче: идеи интересных занятий
  • Радужный квест

Вам будет интересно:

Источник

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?

26 апреля 2019

Закон сообщающихся сосудов 

Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.

 ρ1 / ρ2 = h2 / h1

Физика. 7 класс. Учебник

Читайте также:  Обязанности итр по надзору за сосудами

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Купить

Свойство сообщающихся сосудов

Возьмем несколько различных по размеру и форме открытых сосудов, проделаем в каждом из них отверстие и соединим отверстия в сосудах трубками, чтобы жидкость, которую мы будем наливать в один из них, могла свободно перетекать из одного сосуда в другой. Для большего эффекта, пожмем трубки, которые их соединяют и наполним один из сообщающихся сосудов водой. Теперь откроем трубки и увидим, что когда жидкость перестанет перетекать, то, вне зависимости от формы и размера сосудов, уровни жидкости в каждом будут совершенно одинаковыми. Или проведём иной опыт – возьмём пластиковую бутыль и срежем донышко, а крышку плотно прикрутим, проделаем в ней небольшое отверстие и вставим в него небольшой шланг, место соединения шланга и крышки бутыли сделаем герметичным с помощью пластилина. Теперь закрепим бутыль вверх дном, а шланг расположим параллельно бутыли открытым концом чуть выше её срезанного дна. Заполним бутыль жидкостью, например, подкрашенной водой. И вновь мы увидим, что вне зависимости от высоты сообщающихся сосудов, уровень воды в бутыли будет точно таким же, как и уровень воды в шланге. В этом и заключается первое и основное свойство сообщающихся сосудов: в открытых сообщающихся сосудах уровни одинаковой жидкости будут одинаковыми. Это замечательное свойство нашло широкое применение в практике, но об этом поговорим чуть позже. А теперь возьмём U-образную стеклянную трубку. Это тоже сообщающиеся сосуды, их, в данном случае, называют коленами трубки. В правое колено нальём воду и она, конечно же, перетечёт в левое колено так, что уровни воды в обоих коленах будут одинаковыми – мы уже знаем, что так и должно быть, хоть пока что и не знаем, почему. А теперь в левое колено, очень аккуратно, чтобы жидкости не смешивались, нальём керосин или подкрашенный спирт. И мы увидим, что теперь верхние уровни каждой жидкости в коленах будут отличаться. Уровень спирта или керосина будет выше уровня воды. Заглянем заодно в таблицу плотности жидкостей и увидим, что плотность керосина или спирта меньше плотности воды, а уровень, наоборот, выше. Из этого эксперимента можно сделать вывод – если в открытых сообщающихся сосудах налиты две разные жидкости, то уровень будет выше у той, чья плотность меньше. Иными словами, плотности жидкостей и их уровни будут обратно пропорциональными. Настала пора объяснить, почему так получается.
Читайте также:

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Что такое радуга?

Почему море соленое?

Почему небо голубого цвета? 

Применение на практике

Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:

  • измерители плотности,
  • жидкостные манометры,
  • определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
  • домкраты,
  • гидравлические прессы,
  • шлюзы,
  • фонтаны,
  • водопроводные башни и т.д.

Свойство сообщающихся сосудов реализуется не только в физике. Такая известная поговорка «Если где-то прибыло, значит где-то убыло» фактически напрямую связана со свойством сообщающихся сосудов и означает, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано, а значит – стремится к равновесию. Когда человек смещает это равновесие в одну сторону, это немедленно сказывается в чём-то другом. Над этим стоит задуматься, не так ли?

Материал по физике на тему «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса.

Методические советы учителям

  • При изучении этой темы обязательно необходима демонстрация. Описанные в статье эксперименты обязательно нужно показать детям в живом исполнении.
  • Желательно продемонстрировать принцип действия фонтана (это также довольно не сложно сделать своими руками).
  • Обратите внимание учащихся на формулу для двух жидкостей – это обратная пропорция. На нескольких примерах поясните смысл обратной пропорциональности.
  • Рассмотрите ситуацию с тремя жидкостями (решите соответствующую задачу).
  • А вот действие шлюзов лучше всего продемонстрировать с помощью видео.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

авторы: Алла Александровна Волкова , учитель информатики, физики, Липецкая область

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися понятия о сообщающихся сосудах и их свойстве; повторить закон Паскаля и зависимость давления жидкости от высоты ее столба и плотности. С целью развития кругозора учащихся познакомить их с практическим применением свойства сообщающихся сосудов.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Проверка усвоения ранее изученного материала

Рисунок 1

Какой закон проявляется на этом опыте?

Рисунок 2

Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление воды увеличивается с глубиной?

Рисунок 3

В трех сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.

  • В какой сосуд налито больше воды?
  • Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?

С одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов?

4. Изучение нового материала

В начале изучения нового материала я хочу продемонстрировать вам небольшой видеофрагмент.

Видео «Наводнение».

На фоне видеофильма

“Я видел гнев стихии водной…
Себя почуявши свободной,
И широка, и глубока,
Неслася бешено река.
Всё беспощадно сокрушая
И всё ломая на пути –
Живое, мёртвое смывая,
Она неслась, не уставая –
Кто от неё нас мог спасти?”

Два века назад в 1783 году сильное половодье на Москве-реке повредило опоры Большого каменного моста.

По поводу этого происшествия Московский главнокомандующий граф Чернышёв сообщал Екатерине II:

«Обвалились три арки моста и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две женщины, у берега для мытья платья находившиеся».

Итак, москвичи столкнулись с проблемой – наводнения.

Вы сегодня работаете в рабочих листах.

Прочитайте текст, сформулируйте определение понятия «наводнение» и укажите способы, позволяющие предотвратить наводнение.

Физический смысл: поднимается уровень воды.

Как избежать:

  • Сооружение водохранилищ, которые регулируют сток воды
  • Расширение русла реки
  • Укрепление набережных гранитными стенками

Но существует еще один способ решения этой проблемы.

Это техническое решение так и осталось с тех пор на карте Москвы. Что это?

Водоотво́дный кана́л (Обводно́й канал, Водоотводно́й канал, Обво́дный канал, Канава)

Действие водоотводного канала основано на принципе действия сообщающихся сосудов. Именно о них и пойдет речь сегодня на уроке.

Читайте также:  Какие продукты расширяют сосуды головного

Запишите в рабочих листах тему урока «Сообщающиеся сосуды».

1. Понятие о сообщающихся сосудах.

Свойства сообщающихся сосудов издревле используются человеком.

Давайте посмотрим фрагмент из известного вам мультфильма.

Видео «Алиса. Чаепитие».

Герои мультфильма пьют чай. И мы каждый день мы пользуемся тем, что вода в чайнике и его носике находится на одном горизонтальном уровне. При медленном наклоне чайника этот уровень не меняется, в результате вода из носика начинает выливаться.

Рисунок 4

В современных электрических чайниках нет длинного носика, но часто имеется указатель уровня воды, который также представляет собой колено сообщающегося сосуда, в котором плавает на поверхности яркий индикатор.

Рисунок 5

Сформулируйте определение понятия «сообщающиеся сосуды».

Сообщающиеся сосуды – это сосуды, соединенные между собой трубкой.

Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586 годом (голландский ученый Симон Стевин), но, судя по устройству священной неиссякаемой чаши, оно было известно еще жрецам Древней Греции.

Рисунок 6

2. Свойство сообщающихся сосудов

Демонстрационный опыт «Сообщающийся сосуд» (Проводит ребенок под руководством учителя – комментировано).

Задание. Установите зависимость формы и сечения сообщающегося сосуда и уровня поверхности однородной жидкости. Подчеркните верный ответ.

Для этого заполним сообщающийся сосуд водным раствором перманганата калия (KMnO4).

Вывод: в сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на (разных уровнях/одном уровне).

3. Зависимость высоты столба жидкостей от их плотностей

Физика – наука экспериментальная. Физический эксперимент может выполнять двойственную функцию: во-первых, служит источником нового знания, во-вторых, подтверждает или опровергает имеющееся суждение.

Работа в группах (по рядам) (Фоновая музыка)

Группа 1

Группа 2

Однородные жидкости

Разнородные жидкости

Задание: используя формулу давления жидкости на дно сосуда, установите, как зависит высота столба однородных жидкостей от их плотности.

Экспериментально подтвердите полученный вывод.

Задание: проделайте интерактивный опыт (стр. 7), который покажет, как установятся уровни жидкости в сообщающихся сосудах, если в них налить разнородные жидкости. Объясните полученные результаты, используя формулу давления жидкости на дно сосуда.

Жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления ее в обоих сосудах на любом уровне одинаковы.

p = ρgh;

p1 = ρgh1; p2 = ρgh2;

p1 = p2;

ρgh1 = ρgh2;

h1 = h2;

Если же в одни из этих сосудов налить одну жидкость ρ1, а в другую — другую жидкость ρ2, то уровни этих жидкостей окажутся разными. Однако поскольку жидкости и в данном случае будут покоиться, то давление создаваемое обоими столбами жидкостей равны.

p1 = p2 ;

ρ1gh1 = ρ2gh2,

ρ1h1 = ρ2h2;

Т.к. r1 > r2, то h1< h2.

В сообщающихся сосудах, содержащих однородные жидкости, высота столба жидкостей одинакова.

В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Рисунок 7

Рисунок 8

4. Применение сообщающихся сосудов

На реке или канале для перевода судов с одного уровня на другой, например, перед плотиной, используя ШЛЮЗЫ. Это гидротехническое сооружение представляет собой камеру, огражденную продольными стенками и воротами.

Шлюзы – камеры, расположенные между водоемами с различными уровнями воды.

По материалам пермской газеты «Новый компаньон» от 18 мая 2004 года.

10 мая 1962 года в 14 часов 45 минут капитан парохода «Дмитрий Фурманов», на борту которого находились 423 пассажира, 52 человека команды и капитан груженного лесом грузового теплохода «Криуши» с командой в 11 человек получили разрешение для прохода в шлюз.

В 15 часов 05 минут швартовка судов была закончена, и с них подали сигналы о готовности к шлюзованию. В это время на участке протяженностью 110 метров, в пределах 1-4 секций, произошло обрушение правой стенки левой камеры в сторону межкамерного пространства.

…В связи с обрушением… поток воды хлынул в образовавшийся проран и мгновенно заполнил межкамерное пространство и правую камеру шлюза. Мощным потоком корму парохода «Дмитрий Фурманов» занесло в проран стенки…

Работу шлюза можно описать с помощью строгой последовательности действий, которая приводит к заданному результату. Как в информатике называется такая последовательность? Алгоритм.

Как называется алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется многократно? Циклический алгоритм (цикл).

Исполнитель «Шлюз» может выполнять 3 команды:

  • Открыть ворота
  • Закрыть ворота
  • Выровнять уровень воды

Задание. Используя команды исполнителя, составьте циклический алгоритм, позволяющий оптимально (не выполняя лишних действий) и безопасно функционировать гидротехническому сооружению – шлюзу. Проверьте правильность алгоритма с помощью интерактивной модели.

(9 шагов)

Молодцы! Зная свойство сообщающихся сосудов и умея составлять циклический алгоритм, мы успешно справились с передвижением судна по каналу.

Судоходные каналы с применением шлюзов связали внутренние водоемы европейской части России с морями: Чебоксарский шлюз, Шекснинский шлюз и др.

В Липецкой области на Матырском водохранилище уровень воды такде регулируется с помощью шлюзов.

По шлюзам Панамского канала суда могут одновременно проходить в обе стороны. На Панамском канале 3 каскада шлюзов.

Рисунок 9

Чебоксарский канал

Рисунок 10

Шекснинский канал

Рисунок 11

Матырское водохранилище

Липецкая область

Рисунок 12

Панамский канал

Рисунок 13

Панамский канал

Рисунок 14

Панамский канал

Фоновая музыка.

Александр Николаевич Бенуа сказал «Фонтаны в Версале – изящное украшение, без которого можно обойтись. Петергоф – резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное».

Видеоролик «Петергоф».

На фоне фильма:

Под руководством русского мастера Василия Туволкова в течение лета 1721 года были построены канал и другие водоводы общей длиной 24 километра, по ним из водоемов Ропшинских высот вода самотеком пошла в накопительные бассейны Верхнего сада Петродворца. Здесь можно было уже устроить небольшие по высоте струи-фонтаны. А вот в Нижнем парке, раскинувшемся у подножия террасы на 16 метров ниже Верхнего сада, вода по трубам из накопительных бассейнов по принципу сообщающихся сосудов взмывает вверх множеством высоких струй в фонтанах парка. Далее она по прямому Морскому каналу, обрамленному множеством фонтанов, стекает в Финский залив.

Многие уверены, что шикарные фонтаны дворцового комплекса работают на насосах. Однако из-за дороговизны такого процесса даже фонтаны во французском королевском дворце Версале включают только на 2 часа 2 раза в неделю. А в России, благодаря гениальной задумке Петра I и точному расчету русского инженера, тысячи российских и иностранных туристов могут наслаждаться великолепием этих фонтанов ежедневно в течение всего лета.

В 2007 году учащиеся 7 Г класса, ныне 11 Б Алексеева Ольга, Бирюкова Дарья, Крутова Дарья и Лебедева Татьяна в рамках фести