Сообщающиеся сосуды фонтан проект

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский

Красноармейского района Саратовской области»

Фестиваль проектов

«Планета Знаний» – 2013

Номинация: исследовательский  проект

Тема: «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»

Участница Оздоева Залина (7 класс).

Руководитель проекта: Каленюк Наталья Васильевна,

учитель физики МКОУ СОШ № 10 п. Каменский

2012 – 2013 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Название проекта

    «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»

      Предмет

      физика

        Возраст детей, класс

        7класс, 13 лет

          Тип проекта

          Исследовательский  

            Цель проекта

            Углубление знаний по теме «Сообщающиеся сосуды»,

             поиск практического применения сообщающихся сосудов, применений свойств сообщающихся сосудов в устройстве фонтанов.

              Проблема

              Как создать модель действующего фонтана, работающего по принципу сообщающихся сосудов?

                Планируемый  результат

                Приобретение учениками технических знаний, применение этих знаний в жизни, переживание приятных мгновений от осознания своих возможностей, расширение кругозора в области физики, истории, географии.

                Получение опыта самостоятельного общественного действия.

                У учащихся  сформируются:

                Личностные УУД: самостоятельно определять ряд вопросов, решаемых в процессе работы над проектом, умение высказать и защитить свою точку зрения.

                Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.

                Коммуникативные УУД: общение с учителем во внеурочное время, идти к общей цели,   донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;  слушать и понимать речь учителя; выполнять  роли и лидера и  исполнителя).

                Познавательные УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, в учебниках, в интернете, в других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать обобщения и выводы.

                После завершения проекта участники смогут:

                • устанавливать взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;  
                • самостоятельно  формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с  учителем)        
                • осуществлять  поиск  информации  (самостоятельно  и  совместно  со    взрослыми)    из разных источников, в том числе  в Интернет.  
                • осуществлять подбор, хранение различных  материалов,  в том числе, совместное создание   различных  продуктов  деятельности  (самостоятельно  и  совместно  с  взрослыми)

                  Критерии оценки успеха работы над проектом

                  Для оценки результативности проекта  используются критерии  оценки уровня сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, компетентность решения проблем. Проект считается успешным, если формируются или частично сформированы:

                  – навыки сотрудничества;

                  – навыки устной презентации;

                  – навыки сбора и первичной обработки информации;

                  – умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

                  – умение планировать свою работу над проектом;

                  – умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

                  № п/п

                  Структурный компонент проекта

                  Срок выполнения работы

                  Этапы работы над проектом «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»

                  I. Погружение в проект

                    Представление проблемной ситуации

                    Идея создания проекта возникла в ходе выполнения домашнего задания по физике по теме «Сообщающиеся сосуды» . А почему в этой главе рассматривается вопрос об устройстве фонтанов? Может ли фонтан работать без насоса?

                    22.03. 2013

                    Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

                      Мозговая атака

                      Нам  было предложено подумать: что знаем о фонтанах и чего не знаем(модель двух вопросов), а так же: какие сообщающиеся сосуды применяются человеком в быту и технике?

                        Обсуждение  С учителем физики обсудили план действий, наметили основные вопросы по выполнению проекта.

                          Выдвижение гипотез

                          Что я знаю

                          Что я хочу узнать

                          Фонтан – разновидность сообщающихся сосудов.

                          Фонтан украшает нашу жизнь, делает чище воздух вокруг  себя, создаёт приятную обстановку.

                          Что означает слово «фонтан»?

                          Когда появились первые фонтаны?

                          Принцип действия фонтана.      

                          Какие бывают виды фонтанов?
                          в каких городах есть известные на весь мир фонтаны?  

                          Как  можно самому сделать фонтан и где моя поделка может пригодиться?

                            Определение типа проекта

                            Определила, что проект будет исследовательским, так как в ходе работы над проектом я изучу принцип действия фонтана и создам модель фонтана, работающего  как сообщающиеся сосуды. Придумала название проекта:  «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны».

                            II. Организация деятельности

                              На втором этапе я изучала теоретические вопросы по учебникам физики и в интернете. Из большого потока информации надо было выделить  самое главное и интересное, соответствующее теме моего проекта.

                              26.03. 2013

                              Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

                                Обсуждение стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов

                                А) Затем мы с учителем обсудили, какой продукт хотим получить, каково его назначение.

                                Решили, что сделаем мультимедийную презентацию. Название связали с общей темой проекта «Сообщающиеся сосуды.  Фонтаны ».

                                Б) Обсудили варианты поиска информации: поискать информацию в книгах, в интернете.

                                III. Осуществление деятельности

                                  Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащегося в соответствии со своим заданием

                                  В течение недели шёл поиск и отбор информации в интернете, справочной литературе. Создавалась модель фонтана. Учитель оказывал помощь  в подборе строительных материалов , помогал отсортировать нужную информацию.

                                  Внеурочное время

                                  28.03. 2013

                                  Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

                                    Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных

                                    В течение нескольких дней шла доработка модели, составлялась презентация. В ходе работы  учитель напомнил, что такое авторские права и как они защищаются; показал, как составляется список используемых источников и литературы.

                                      Оформление результатов проектной деятельности

                                      Модель фонтана готова.

                                      Необходимо доработать презентацию, показать её учителю.

                                      Решила показать свою работу одноклассникам.

                                      Таким образом, на данном этапе мои одноклассники  узнали интересные факты из истории фонтанов, услышали о городах, где сооружены прекрасные фонтаны, укрепили знания по теме «Сообщающиеся сосуды».

                                        IV. Рефлексия проекта

                                        Оценка  продукта. Отчёт о работе над проектом.

                                        На заключительном занятии шла доработка презентации,  В устном обсуждении были названы проблемы, с которыми я столкнулась: в основном, это неумение выступать перед слушателями.

                                        Но в конечном итоге участие в проекте способствовало повышению познавательной активности.

                                        Проект оказался интересным для его участников и слушателей.

                                        Главное, чему научил проект, – это осознание того, что даже самые простые сообщающиеся сосуды могут предстать перед нами в виде прекрасного фонтана, использоваться на практике, как наглядное пособие по физике и декоративное оформление кабинета.

                                        30.03. 2013

                                        Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

                                        Читайте также:  Какими травами можно вылечить сосуды

                                        Приложение. Презентация «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»

                                        Источники информации:

                                        1. Учебник Физика – 7,А.В.Пёрышкин,2008г.,»Дрофа»
                                        2. Учебник Физика – 7,С.В.Громов,2008г.,М: «Просвещение»
                                        3. Справочное руководство  по физике. Ч.Пул, 2007г.
                                        4. Современная физика в 2-х т. П.А.Типлер, 2007г.
                                        5. https://otvet.mail.ru/ 
                                        6. https://fontan-ru.ru/formy_fontanov/ 
                                        7. https://www.landarea.ru/fontan/fontanT7.htm 
                                        8. https://laggar.ru/info/kinds/
                                        9. https://www.v-wd.ru/fontan/different-fountains/ 
                                        10. https://www.dsbw.ru/spain/1813/info/1861/2724 
                                        11. https://lightlist.ru/content/view/1655/45/ 
                                        12. https://www.lifeglobe.net/entry/1407 
                                        13. https://vpl54.narod.ru/
                                        14. https://www.profountain.ru/uvlekatelnoe_puteshestvie_v_dubai__oae-305.htm

                                        Содержание:

                                        1) Введение.

                                        2) Исследование. Выявление проблемы.

                                        3) История и традиции

                                        4) Выработка идей, вариантов

                                        5) Выбор материалов, инструментов, оборудования

                                        6) Разработка технологического процесса

                                        7) Коррекция

                                        8) Экономическое обоснование

                                        9) Самооценка

                                        Введение

                                        Недавно мы изучили тему «сообщающиеся сосуды», и у меня возникла идея, которую я и  захотела  воплотить в реальность. Естественное желание каждого человека – сделать свое жилище уютным и привлекательным. Ученик, находящийся в школе более 5-6 часов тоже хочет находиться в уютной обстановке, которая помогала бы ему лучше усваивать знания. От пространственной организации помещения, его функциональных зон и отдельных помещений, от правильного выбора обстановки, оборудования, освещения и цветового колорита зависит удобство и уют. Зона отдыха есть в любой квартире, точно такие же зоны отдыха должны быть и в школе. И, конечно же, её украшением может стать фонтан, установленный в рекреации. А так как большой фонтан нам сделать не под силу, то мы решили смастерить небольшую действующую модель. Но это не просто фонтан, а практическая работа с использованием свойств сообщающихся сосудов, декоративно оформленная. На основе этой идеи и с использованием спонсорских средств можно будет в дальнейшем будущем сделать настоящий фонтан.

                                        Исследование и выявление проблемы

                                        Сделать фонтан – это проблема, или задача, которую необходимо решить. Естественно, проблемы по разработке возникли сразу. Первый вопрос, который я себе задала – как это сделать, из какого материала и с помощью каких инструментов? Какие знания мне понадобятся? Где собирать информацию? Как уложиться в заданный срок и как украсить фонтан декоративно?

                                        История и традиции. 

                                        Со временем менялись эпохи и стили, а с ними и фонтаны, как их отражение. Например, в Петергофе, при Петре 1, были модны фонтаны с большим объемом воды (рис. 1),                                                   Рис.1                                          

                                        в отличие от Рима (рис.2). Но принцип работы фонтанов практически одинаков. Они работают по принципу сообщающихся сосудов.

                                        История этих фонтанов (сделанных на основе                                                                сообщающихся сосудов), довольно большая.

                                        В 1714г. на южном берегу финского залива был заложен Петродворец. Именно в нём самое большое скопление фонтанов (на основе сообщающихся сосудов). Эта система снабжения фонтанов водой уникальна: фонтаны соединены водоводом с ключами, бьющими на Ропшинских высотах.

                                        На крутом склоне перед дворцом расположен Большой каскад, здесь бьют 64 фонтана. В центре каскада знаменитая группа «Самсон, разрывающий пасть льва», символизирующая победу России над Швецией. У основания каскада фонтаны: « Волхов» и « Нева».

                                        Каждому дворцу в Петергофе соответствуют свои каскады фонтанов: Большому Петергофскому дворцу – большой каскад, Монплизиру – каскад драконов, Эрмитажу – львиный каскад, дворцу марли – каскад           « Золотая гора». На площади сооружены 2 мраморных фонтана, подобные фонтану      

                                                     Рис.2                                            перед дворцом св.Петра в Риме, отсюда и название фонтанов –      

                                                                                        «Римские».

                                        Также там очень много фонтанов шутих: «Зонтик», « Дубок», «Ёлочка», и т. д.

                                        Конечно, Петергофский дворец не единственный пример использования сообщающихся сосудов. Отличный пример сообщающихся сосудов – шлюзы.

                                        Действительно, таких примеров довольно много, но моя задача показать использование сообщающихся сосудов, сделав один из них –  фонтан.

                                        Фонтан (итал. ontana, от лат. Fons, родительный падеж fontis – источник, ключ) в архитектyре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих

                                        Читайте также:  Узи сосудов в нижневартовске

                                        вниз струй воды.

                                               Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре.

                                        Выработка идей и вариантов.

                                        Конечно, при практической работе возникает множество идей, моя идея пришла сама собой. Я увидела копилку – львёнка – и проект уже возник сам по себе.

                                        Выбор материалов, инструментов, оборудования.

                                        Материалы:

                                        Пластиковая бутылка, картон, клей, краски, бумага, пластилин, трубка от капельницы с регулятором, ёмкость для воды, декоративное оформление.

                                        Разработка технологического процесса 

                                        1 часть

                                        1) Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

                                        2) Подготовить декоративную опору для бутылки.

                                        3) Придать эстетический вид сооружению.

                                        4) Проделать дырку для трубки в скульптуре.

                                        7) Продеть трубку, закрепить её пластилином.

                                        8) Направить  трубку наверх.

                                        9).Проверить действие конструкции.

                                        Коррекция 

                                        В процессе работы над изготовлением макета могут прийти новые решения. Изменение основного проекта возможно, но в начале необходимо тщательно проанализировать, действительно ли они заслуживают воплощения. Когда приходится несколько раз переделывать какой-либо неудачный фрагмент, несколько дней искать решения, то это утомительно. Но какое удовольствие приносит окончательный результат! Самое прекрасное в творчестве – это поиск. Здесь нужно проявить не только терпение, настойчивость, но и выдумку, фантазию, упорство в достижении цели.

                                        Самооценка

                                        Мне  очень понравилось работать над фонтаном. Он получился довольно красивым. Ученики из других классов приходили посмотреть на него. Но самое главное – удовольствие от работы. Это была очень большая и сложная практическая работа, и конечно, были вещи, которые у меня не получались, или получились, но не так, как я хотела. Я узнала много нового о фонтанах и об их истории. В результате осталась довольна проделанной работой. Принцип сообщающихся сосудов мною использован на практике.

                                        Источник

                                        МКОУ «СОШ №5 г. Ершова Саратовской области»

                                        7 класс.

                                        2016 год.

                                        Срок реализации проекта: 1 неделя

                                        Содержание:

                                        1) Введение.

                                        2) Выявление проблемы.

                                        3) История и традиции

                                        4)Принцип действия фонтанов

                                        5)Разновидности фонтанов

                                        6) Выработка идей, вариантов

                                        7) Выбор материалов, инструментов, оборудования

                                        8) Разработка технологического процесса

                                        9) Исследования

                                        10) Самооценка

                                        Введение

                                        Недавно мы изучили тему «сообщающиеся сосуды», и у нас возникла идея, которую мы и захотела воплотить в реальность. А так как большой фонтан нам сделать не под силу, то мы решили смастерить небольшую действующую модель. Но это не просто фонтан, а практическая работа с использованием свойств сообщающихся сосудов, декоративно оформленная.

                                        Выявление проблемы

                                        Сделать фонтан – это проблема, или задача, которую необходимо решить. Естественно, проблемы по разработке возникли сразу. Первый вопрос, который мы себе задали – как это сделать, из какого материала и с помощью каких инструментов? Какие знания нам понадобятся? Где собирать информацию? Как уложиться в заданный срок и как украсить фонтан декоративно?

                                        История и традиции.

                                        Действие воды на человека можно назвать поистине магическим. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает и заставляет забыть о тревогах. Специалисты по фен-Шую скажут, что водная стихия «приманивает» здоровье и даже провоцирует карьерный рост. А люди практичные знают, что фонтан увлажняет воздух и к тому же работает как природный ионизатор.

                                        Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не столько для красоты, сколько для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда. 

                                        Позже по их подобию были построены сады в Толедо, Гранаде и других городах. В садах другого  типа единство создавали – вода, цветы, деревья, свет и тень. В таких садах важным акцентом являются полноводные источники, сбегающие с гор, где у подножия их русла искусственно поворачивают,  создавая водоемы и водопады.

                                        В Китае и Японии фонтаны имели огромное значение. Самый известный сад Японии – Киото. Его создавали монахи. Каждая часть этого сада имеет особое значение и вызывает у его посетителей особенное состояние души. Ощущение природного подхода к созданию сада основная идея восточного сада. Обходясь песком и камнями мастера могли создать эффект водопада. Создание сада на востоке – это не укрощение окружающей среды, а единение с природой, созерцание и медитация.

                                        В наше время фонтаны соревнуются в разнообразии современных технологий. Фонтан короля Фадха, который находится в Красном море. Он бьет на высоту от 260 до 318 метров.

                                        В современных фонтанах значительную роль играют передовые технологии, новые изобретения.

                                        Теперь идеи искусства получили новое воплощение – соединив в себе задумки архитекторов, художников и специалистов высокотехнических областей. Новым веянием стала фееричная игра цвета, искусство освещения, сочетание музыки, света, динамики. 

                                        Ртутный Фонтан, расположенный в Барселоне. Вместо воды в нем течет ртуть! Этот единственный в мире Ртутный Фонтан был построен еще в те времена, когда человечеству не были известны губительные свойства ртути. Сегодня фонтан укрыт колпаком из специального стекла, не пропускающего ртутные пары.

                                        Принцип действия фонтанов

                                        Проточный фонтан

                                        Устройство фонтана основано на принципе сообщающихся сосудов известного нам из физики: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Воду собирают в емкость расположенную выше бассейна фонтана. При этом давление воды на выходе из фонтана будет равно разнице высот воды H1.

                                        Читайте также:  Что нужно есть чтобы укрепить сосуды и вены

                                        Циркуляционный фонтан

                                        Циркуляционные отличаются тем, что вода в них бежит по замкнутому кругу. Вода из чаши поднимается выше по шлангу с помощью помпы. Шланг проходит внутри и не заметен снаружи. Таким образом, фонтаны, основанные на принципе циркуляции, не требуют подключения к ним водопровода и оттока воды. Достаточно залить воду один раз, а затем уже доливать по мере ее испарения. 

                                        Разновидности фонтанов

                                        Естественные фонтаны: гейзеры, родники и артезианские воды .

                                        Гейзеры. Горячая вода с паром, бьющая фонтаном из отверстия в земле, называется гейзером. Гейзеры всегда расположены там, где находятся вулканы.

                                        Родник, источник, ключ — естественный выход подземных вод на земную поверхность . Человеку нравились бьющие небольшими струями родники. Мастера проявляли чудеса изобретательности, украшая родники.

                                        Артезианская вода – это вода, находящаяся в глубинных пластах Земли и, как правило, выходящая на поверхность под давлением. Обычно находится в пределах впадин, флексур или других геологических структур, образуя тем самым артезианские бассейны. Она находится примерно на глубине от ста до трехсот метров, заключенная между двумя водоупорными слоями. Именно из-за ограничения и давления эта вода обладает сильным напором.

                                        Вода из артезианской скважины считается самой полезной, абсолютно безопасной для употребления. При рассмотрении некоторых факторов, например, при оценке загрязнения гидросферы, это мнение оправдывается, но некоторые негативные моменты зачастую забываются простыми потребителями, не способными разобраться в химических терминах.

                                        Артезианские воды образовывались в очень давние эпохи из-за геологических движений земной коры. Часто артезианские воды путают с грунтовыми водами, но ничего общего, кроме залегания в толщах земной коры, у них нет.

                                        Искусственные фонтаны

                                        Люди издавна не только наслаждались водопадами и ручьями, реками и морями, но и создавали искусственные  водоемы и фонтаны, чтобы любоваться ими. Одним из любимейших гидротехнических сооружений человечества всегда были фонтаны.

                                        Интерьерные, комнатные фонтаны

                                        Размещение фонтана в своем жилище становится центром интерьера жилого помещения, красивый фонтан обычно превращается в любимое место для отдыха всей семьи. Ведь нет ничего более умиротворяющего, чем спокойное созерцание льющейся воды.

                                        Тема фонтанов в дальнейшем получила развитие в целой серии великолепных картин различных мастеров живописи, а также поэзии.

                                        Фонтан.Ф.И.Тютчев.

                                        Смотри, как облаком живым
                                        Фонтан сияющий клубится;
                                        Как пламенеет, как дробится
                                        Его на солнце влажный дым.
                                        Лучом поднявшись к небу, он
                                        Коснулся высоты заветной –
                                        И снова пылью огнецветной
                                        Ниспасть на землю осужден.

                                        О смертной мысли водомет,
                                        О водомет неистощимый!
                                        Какой закон непостижимый
                                        Тебя стремит, тебя мятет?
                                        Как жадно к небу рвешься ты!.
                                        Но длань незримо-роковая
                                        Твой луч упорный, преломляя,
                                        Свергает в брызгах с высоты.

                                        Забытый фонтан.И.А.Бунин
                                        Рассыпался чертог из янтаря,

                                        – Из края в край сквозит аллея к дому.

                                        Холодное дыханье сентября

                                        Разносит ветер по саду пустому.

                                        Он заметает листьями фонтан,

                                        Взвевает их, внезапно налетая,

                                        И, точно птиц испуганная стая,

                                        Кружат они среди сухих полян.

                                        Порой к фонтану девушка приходит,

                                        Влача по листьям спущенную шаль,

                                        И подолгу очей с него не сводит…

                                        В ее лице – застывшая печаль,

                                        По целым дням она, как призрак, бродит,

                                        А дни бегут… Им никого не жаль.

                                        Выработка идей и вариантов. Конечно, при практической работе возникает множество идей, моя идея пришла сама собой. Я увидела игрушку – рыбку – и проект уже возник сам по себе. Мы рассмотрели различные типы фонтанов. В наших силах построить комнатный фонтан. Из предложенных принципов работы фонтанов, мы построили проточный фонтан, работающий на законе сообщающихся сосудов.

                                        Выбор материалов, инструментов, оборудования. Материалы: Пластиковая бутылка, картон, клей, краски, бумага, пластилин, трубка от капельницы с регулятором, ёмкость для воды, декоративное оформление.

                                        Разработка технологического процесса

                                        1) Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

                                        2) Подготовить декоративную опору для бутылки.

                                        3) Придать эстетический вид сооружению.

                                        4) Проделать дырку для трубки в скульптуре.

                                        7) Продеть трубку, закрепить её пластилином.

                                        8) Направить трубку наверх.

                                        9).Проверить действие конструкции.

                                        Исследования:

                                        Опыт №1 «Зависимость высоты струи в фонтане от взаимного расположения сообщающихся сосудов.» 

                                        Ход работы:

                                        Меняя высоту резервуара, при постоянном диаметре отверстия мы измеряли высоту струи фонтана.

                                        Диаметр отверстия

                                        Высота резервуара

                                        Высота струи

                                        0,2 см

                                        25 см

                                        1.25 см

                                        0,2 см

                                        50см

                                        2.15 см

                                        0,2 см

                                        75 см

                                        3,05см

                                         

                                        Вывод: высота струи фонтана зависит: от взаимного расположения сообщающихся сосудов, чем выше один из сообщающихся сосудов, тем высота струи больше.

                                        Опыт №2 «Зависимость высоты струи в фонтане от диаметра отверстия.»

                                        Ход работы:

                                        Не меняя высоту резервуара, мы брали трубки с разным диаметром отверстия и измеряли высоту струи.

                                        Диаметр отверстия

                                        Высота резервуара

                                        Высота струи

                                        0,2 см

                                        50 см

                                        2,15 см

                                        0,4 см

                                        50 см

                                        1.15 см

                                         

                                        Вывод: чем меньше диаметр отверстия, тем высота струи больше высота струи больше.

                                        Самооценка

                                        Мне очень понравилось работать над фонтаном. Он получился довольно красивым. Ученики из других классов приходили посмотреть на него. Но самое главное – удовольствие от работы. Мы узнали много нового о фонтанах и об их истории. В результате остались довольны проделанной работой. Принцип сообщающихся сосудов нами использован на практике.

                                        Источник