Сообщающиеся сосуды лабораторная работа

Сообщающиеся сосуды лабораторная работа thumbnail

Работу выполнила: Тишина Валентина Викторовна

Должность, место работы: учитель физики, МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная школа»

Регион: Кемеровская область

Практическая работа по физике в 7-м классе

с применением презентации

по теме “Сообщающиеся сосуды”

(Урок №7, раздел «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»)

.

Тема: Практическая работа по теме «Сообщающиеся сосуды»

Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.

Задачи урока:

  • образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

  • развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

  • воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды»

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Постановка учебных проблем.

Сообщение.

Запись темы урока в тетради.

2 мин.

2

Изучение нового материала.

Беседа, эксперимент, демонстрация Приложений 1–4.

Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

15 мин.

3

Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Демонстрация Приложений 5–8, обобщение сообщений учащихся.

Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике.

18 мин.

4

Закрепление материала.

Демонстрация Приложений 9–10, обобщение ответов учащихся.

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

7 мин.

5

Итоги урока.

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. Демонстрация Приложения 11.

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках.

3 мин.

Ход урока

1. Мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах.

 (Обучающиеся записывают дату и тему урока в тетради). Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.

2. Этап объяснения нового материала

Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры?

Обучающиеся. Лейка, чайник, кофейник…

Учитель. Что общего у этих предметов? (слайд2) Обучающиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.

Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части.

 (Обучающиеся записывают определение в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают, и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (слайд3(Обучающиеся записывают закон в тетради). Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?

Обучающиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

(слайд4) Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Обучающиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Обучающиеся записывают в тетради).

Попробуйте доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.… Проверим ваш результат.

(слайд5) По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = gСообщающиеся сосуды лабораторная работа1h1, p2 = gСообщающиеся сосуды лабораторная работа2h2, отсюда gСообщающиеся сосуды лабораторная работа1h1 = gСообщающиеся сосуды лабораторная работа2h2, т.е.  h1: h2 = Сообщающиеся сосуды лабораторная работа2:Сообщающиеся сосуды лабораторная работа1.
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. (Обучающиеся записывают в тетради).

Читайте также:  Уколы для расширения сосудов для нижних конечностей

3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.

(слайд6) В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.

В устройстве гидравлических машин используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется гидравлический пресс). Так, большой и малый цилиндры гидравлического пресса являются сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости одинаковы, пока на поршни не действуют силы.

(слайд7) Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца. Фонтаны в парке «Победы», Тбилиси. Фонтаны на площади «Дружбы», Ташкент. Фонтаны Еревана.

Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов.

(слайд8) Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер».

(слайд9) Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!

4. Этап закрепления материала

Учитель. (слайд10) Повторим изученное. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике.

Обучающиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.

Учитель. (слайд11) Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.

Обучающиеся. В работе шлюзов используется свойство сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание.

5. Итоги урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

(слайд12) Всем спасибо за работу. Записываем домашнее задание.

Обязательное: изучить § 39.

Дополнительное: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства и объясните его действие.

(Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники.)

Список литературы:

  1. Учебник физики 7 класс. Громов С.В., Родина Н.А.,М.: Просвещение, 2010 – 158с.
    Учебник написан по программе курса физики для 7— 9 классов 9-летией (базовой) школы. Он содержит необходимый теоретический материал с учетом возрастных особенностей учащихся и достаточное количество вопросов, заданий, упражнений, а также примеры решения основных типов задач, тем самым полностью обеспечивая учебный процесс.

Источник

Слайд 1

Решение экспериментальных задач по теме : «Давление жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды» 7 класс. Автор: Газтдинова Зиля Габбасовна Преподаватель физики и математики МОБУ СОШ с.Буриказганово Стерлитамакского района Республики Башкортостан

Читайте также:  Если лопаются вены и сосуды

Слайд 2

Эпиграф: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В Ломоносов.

Слайд 3

Цели урока : развивать умение применять полученные знания на практике, сформировать практические навыки у учащихся при решении экспериментальных задач.

Слайд 4

Задачи урока: Образовательная – способствовать формированию у учащихся теоретических знаний по теме; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе выполнять простые измерения и опыты. Развивающая – способствовать развитию мышления учащихся. Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным, способствовать развитию самостоятельности.

Слайд 5

Актуализация. 1.Какой закон проявляется на опыте? Сформулируйте его. 2.Почему струи воды вытекает из отверстий не одинаково? Дайте объяснение. 3.В трех сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня. Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?

Слайд 6

Решение экспериментальных задач. Задача 1. В одной колене сообщающихся сосудов находится вода, а в другой- неизвестная жидкость. Определите плотность неизвестной жидкости. Оборудование : сообщающиеся сосуды с водой и неизвестной жидкостью, школьная линейка, уровень, таблица плотностей.

Слайд 7

Вопросы к задаче . 1.Почему в сообщающихся сосудах уровни жидкостей разные? 2.Каково соотношение между высотами столба жидкостей разной плотности в сообщающихся сосудах и их плотностями ? 3.Как определить плотность неизвестной жидкости ?

Слайд 8

Р1=Р2 ρ1 h1 = ρ2 h2

Слайд 9

Выполнение работы . 1.Измерьте высоты жидкостей и запишите данные в таблицу. 2.Рассчитайте плотность неизвестной жидкости и по таблице плотностей определите название вещества. Сделайте выводы.

Слайд 10

Высота воды h 1, см 9 Высота неизвестной жидкости h 2 , см 10 Плотность воды, г/см3 1 Плотность неизвестной жидкости , г/см3 ?

Слайд 11

Выводы к задаче : 1.Во сколько раз плотность одной жидкости больше плотности другой, во столько раз меньше высота ее столба при равенстве давлений. 2.Плотность исследуемой жидкости 0,9 г/см3. исследуемая жидкость – масло машинная.

Слайд 12

Задача 2. Определить избыточное давление в сосуде Приборы: 1 группа- жидкостный манометр, шприц. 2 группа -микроманометр, сосуд с водой , гофрированная коробочка.

Слайд 13

Вопросы к задаче. 1.Почему при погружении коробку в воду изменяются уровни жидкости в коленах манометра?(Работа по рисунку) 2.Что такое избыточное давление и как его определить при помощи жидкостного манометра? 3*.Как перевести см, мм водяного столба в Па ? 4*.Устройство и принцип работы микроманометра.

Слайд 14

Выполнение работы. 1.Снимите показания приборов, переведите см (мм) водяного столба в Паскаль. 2.Рассчитайте избыточное давление р=р0+р1; Нормальное атмосферное давление P0=101300 Па Р1= ρ gh , ρ=1000кг/м3 (воды) .

Слайд 15

Выполнение работы:

Слайд 16

Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня я научился … Я понял, что … Было трудно… Теперь я могу…

Слайд 17

Домашнее задание Решить задачу №575. Определить давление газа в баллоне при нормальном атмосферном давлении (В манометре находится ртуть.) (В.И.Лукашик). Задание 8( №5), страница 36 по учебнику.

Слайд 18

Источники информации: 1. “Сборник задач по физике 7-9кл”, В.И.Лукашик, М. Просв.2012г. 2. Учебник “Физика 8 класс”,Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская”Дрофа”, М.2013г.

Источник

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?

26 апреля 2019

Закон сообщающихся сосудов 

Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.

Читайте также:  Сосуды артерии шейного отдела

 ρ1 / ρ2 = h2 / h1

Физика. 7 класс. Учебник

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Купить

Свойство сообщающихся сосудов

Возьмем несколько различных по размеру и форме открытых сосудов, проделаем в каждом из них отверстие и соединим отверстия в сосудах трубками, чтобы жидкость, которую мы будем наливать в один из них, могла свободно перетекать из одного сосуда в другой. Для большего эффекта, пожмем трубки, которые их соединяют и наполним один из сообщающихся сосудов водой. Теперь откроем трубки и увидим, что когда жидкость перестанет перетекать, то, вне зависимости от формы и размера сосудов, уровни жидкости в каждом будут совершенно одинаковыми. Или проведём иной опыт – возьмём пластиковую бутыль и срежем донышко, а крышку плотно прикрутим, проделаем в ней небольшое отверстие и вставим в него небольшой шланг, место соединения шланга и крышки бутыли сделаем герметичным с помощью пластилина. Теперь закрепим бутыль вверх дном, а шланг расположим параллельно бутыли открытым концом чуть выше её срезанного дна. Заполним бутыль жидкостью, например, подкрашенной водой. И вновь мы увидим, что вне зависимости от высоты сообщающихся сосудов, уровень воды в бутыли будет точно таким же, как и уровень воды в шланге. В этом и заключается первое и основное свойство сообщающихся сосудов: в открытых сообщающихся сосудах уровни одинаковой жидкости будут одинаковыми. Это замечательное свойство нашло широкое применение в практике, но об этом поговорим чуть позже. А теперь возьмём U-образную стеклянную трубку. Это тоже сообщающиеся сосуды, их, в данном случае, называют коленами трубки. В правое колено нальём воду и она, конечно же, перетечёт в левое колено так, что уровни воды в обоих коленах будут одинаковыми – мы уже знаем, что так и должно быть, хоть пока что и не знаем, почему. А теперь в левое колено, очень аккуратно, чтобы жидкости не смешивались, нальём керосин или подкрашенный спирт. И мы увидим, что теперь верхние уровни каждой жидкости в коленах будут отличаться. Уровень спирта или керосина будет выше уровня воды. Заглянем заодно в таблицу плотности жидкостей и увидим, что плотность керосина или спирта меньше плотности воды, а уровень, наоборот, выше. Из этого эксперимента можно сделать вывод – если в открытых сообщающихся сосудах налиты две разные жидкости, то уровень будет выше у той, чья плотность меньше. Иными словами, плотности жидкостей и их уровни будут обратно пропорциональными. Настала пора объяснить, почему так получается.
Читайте также:

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Что такое радуга?

Почему море соленое?

Почему небо голубого цвета? 

Применение на практике

Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:

  • измерители плотности,
  • жидкостные манометры,
  • определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
  • домкраты,
  • гидравлические прессы,
  • шлюзы,
  • фонтаны,
  • водопроводные башни и т.д.

Свойство сообщающихся сосудов реализуется не только в физике. Такая известная поговорка «Если где-то прибыло, значит где-то убыло» фактически напрямую связана со свойством сообщающихся сосудов и означает, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано, а значит – стремится к равновесию. Когда человек смещает это равновесие в одну сторону, это немедленно сказывается в чём-то другом. Над этим стоит задуматься, не так ли?

Материал по физике на тему «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса.

Методические советы учителям

  • При изучении этой темы обязательно необходима демонстрация. Описанные в статье эксперименты обязательно нужно показать детям в живом исполнении.
  • Желательно продемонстрировать принцип действия фонтана (это также довольно не сложно сделать своими руками).
  • Обратите внимание учащихся на формулу для двух жидкостей – это обратная пропорция. На нескольких примерах поясните смысл обратной пропорциональности.
  • Рассмотрите ситуацию с тремя жидкостями (решите соответствующую задачу).
  • А вот действие шлюзов лучше всего продемонстрировать с помощью видео.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник