Сообщающиеся сосуды презентация конспект

Конспект урока по физике с мультимедийной презентацией:
«Сообщающиеся сосуды и их применение»
Физика 7 класс (учебник Перышкина А.В.)
Цели урока:
Дидактические:
- Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
- Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.
Развивающие:
- Способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления;
- Развивать умения применять полученные знания на практике;
- Формировать компетентность самостоятельной познавательной деятельности;
- Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
- воспитывать коммуникативную культуру;
- создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оснащение урока:
1. мультимедийный компьютер с проектором;
2. оборудование и материалы:
- две стеклянные трубки, соединенные резиновым шлангом , стаканчик с водой (на партах учащихся);
- чайник
- стеклянные сообщающиеся сосуды разной формы;
- сосуды с водой и маслом (разнородными жидкостями).
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Постановка цели урока перед учащимися, введение в тему (2мин).
- Изучение нового материала (25 мин).
- Первичная проверка усвоения материала (тест) (5 мин.).
- Обобщение изученного на уроке (2 мин).
- Итоги урока (1 мин).
- Домашнее задание (1 мин).
1. Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)(Слайд 2). Ребята, вам интересно узнать, что такое сообщающиеся сосуды и где они применяются? Сегодня цель нашего урока познакомиться с ними, узнать много нового и интересного, а так же … мы найдем сообщающиеся сосуды у себя дома!
Слово «сообщающиеся» о чем вам говорит?
Учащиеся. Сосуды как-то сообщаются (Самый частый первый ответ). Сосуды связаны между собой.
2. Этап объяснения нового материала
Учитель. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 3)
Проведем серию опытов с сообщающимися сосудами.
Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. В одну из трубок нальем воды. (Учащиеся выполняют задания).
Что произойдет?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? А если обе наклонить в разные стороны и потом крест-накрест?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
Учитель. В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. (Слайд № 4, часть 1) (Учащиеся записывают закон в тетради).
Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Выясним это с помощью опыта. В один из сосудов я доливаю растительное масло. Что мы наблюдаем?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Учитель. Верно. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. (Слайд № 4, часть 2). (Учащиеся записывают в тетради).
Попробуйте доказать это теоретически, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.
(Учащиеся пытаются доказать, предлагают свои версии).
(Слайд 5-6 ) По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = ρ1h1g, p2 = ρ2h2g, отсюда для однородной жидкости эти gρ1h1 = gρ2h2, т.е h1= h2 .
для разнородных жидкостей эти gρ1h1 ≠ gρ2h2, т.е h1≠ h2 . (Учащиеся записывают в тетради).
3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике (Слайд 7, примеры появляются по очереди).
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.
На слайде даны те примеры, которые мы сегодня рассмотрим.
(Слайд 8). В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.
(Слайд 9). Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. На модели фонтана мы выясним, как он действует. Приглашаю желающего мне помочь. (Выходит ученик или два).
Проводится опыт с моделью фонтана.
Учитель (Слайд 10). Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.
Учащиеся предлагают варианты принципа работы шлюза.
Учитель. Есть ли у вас дома сообщающиеся сосуды? (Учащиеся задумываются, после таких грандиозных сооружений трудно представить дом)
А теперь отгадайте загадки!
1. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (Чайник).
(Слайд 11, строки появляются по очереди). Можно ли назвать чайник сообщающимися сосудами?
2. Дождь веселый, озорной
В огород пришел со мной.
Дождевую тучку
Я держу за ручку. (Лейка).
Беседа о сообщающихся сосудах, которые можно встретить дома.
(Слайд 12). Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.
Посмотрите на слайд. Знаком ли вам это сооружение? (Учащиеся узнают водонапорную башню, которая стоит в центре города и является памятником архитектуры).
Построенная в 1864 году городским главою купцом Ермаковым, водонапорная башня положила начало местному водопроводу. В то время Муром стал одним из немногих в России обладателей столь важной инженерной коммуникации. Уже давно башня потеряла свое прямое назначение.
Загадка. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод).
Беседа о том, как работает водопровод. Вспомните, какие дома стоят вокруг нашей водонапорной башни? Достаточно ли было высоты водонапорной башни для работы водопровода? (Высота водонапорной башни больше высоты двухэтажных домов, которые она в свое время снабжала водой.)
Слайд 13.(Картинки появляются по очереди) . Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта, и древние греки для демонстрации своих «чудес». Около одного из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая чаша», наполненная «святой» водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но уровень воды не понижался. Это в народе считалось чудом.
А там было два сообщающихся сосуда: один на виду-чаша, а за стеной, невидимый для людей, второй сосуд-большой бак с водой. Он соединялся с чашей спрятанной под землей трубой и подпитывал ее, когда уровень воды в ней понижался
4. Этап закрепления материала
Учитель (Слайды 14-17). Чтобы проверить, как вы усвоили пройденный материал, предлагаю вам ответить на 5 вопросов теста. Ответы записывайте в тетрадь. (Учащиеся выполняют работу).
(Слайд 18). А теперь проверьте правильность своих ответов. Правильные ответы вы видите на слайде. Поставь себе оценку. ( Или : поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов вашего соседа. Поставьте сосуду оценку за выполнение теста.)
5. Итоги урока Подведение итогов
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами и их применением. Мне очень интересно было работать с вами. Вы -молодцы! Активно работали на уроке!
Записываем домашнее задание.
Обязательное: изучить § 39.
Для желающих: найдите примеры применения сообщающихся сосудов, о которых мы сегодня не вспоминали, объясните их действие, приготовьте рассказ к следующему уроку.
(Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)
Всем спасибо за работу.
Источник
Инфоурок
› Физика ›Презентации›Презентация по физике на тему “Сообщающиеся сосуды”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Сообщающиеся сосуды» (7 класс) 1
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Давление S Плотность g Высота р Ускорение свободного падения ρ площадь F
4 слайд
Описание слайда:
Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Высота р Ускорение свободного падения ρ площадь F
5 слайд
Описание слайда:
Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Кг/м3 Высота р Ускорение свободного падения ρ площадь F
6 слайд
Описание слайда:
Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Кг/м3 Высота р м Ускорение свободного падения ρ площадь F
7 слайд
Описание слайда:
Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Кг/м3 Высота р м Ускорение свободного падения ρ Н/кг Площадь F м2
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 1 В каком состоянии вещество передаёт давление только по направлению действия силы? А. В жидком. Б. В газообразном. В. В твёрдом. Г. Ни в каком.
10 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 2 Почему мыльный пузырь имеет форму шара? А. Давление по всем направлениям передаётся одинаково. Б. Расстояние между молекулами одинаковое. В. Под действием силы тяжести
11 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 3 Газ, находящийся в плотно закрытом сосуде, нагрели. Какое изменение произошло при этом с газом? А. Увеличилась масса газа. Б. Увеличилось давление газа. В. Уменьшилось давление газа.
12 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 4 Чему равно давление воды на глубине 2 м? (ρ = 1000 кг/м3) А. 20000 Па Б. 25000 Па В. 1000 Па Г. 10000 Па
13 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 4 Чему равно давление воды на глубине 2 м? (ρ = 1000 кг/м3) А. 20000 Па Б. 25000 Па В. 1000 Па Г. 10000 Па
14 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 5 Одинаково ли давление в точках 1,2? А. да Б. больше в 1 В. больше в 2 1 2
15 слайд
Описание слайда:
1 Ответы: 1.В 2.А 3.Б 4.А 5.В
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Что общего между всеми названными предметами и техническими устройствами?
18 слайд
Описание слайда:
Определение Сообщающиеся сосуды- сосуды, соединенные между собой в нижней части
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Артезианский колодец
21 слайд
Описание слайда:
Водомерное стекло
22 слайд
Описание слайда:
Водопровод ВОДОПРОВОД
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Где можно использовать принцип работы данного прибора?
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаковое). ВЫВОД № 1 Доказательство: р1=р2 ρgh1=ρgh2 h1=h2
27 слайд
Описание слайда:
Уровни жидкостей будут различными
28 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД № 2 При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Доказательство: р1=р2 ρ1gh1=ρ2gh2 ρ1h1= ρ2h2
29 слайд
Описание слайда:
закон сообщающихся сосудов
30 слайд
Описание слайда:
Шлюзы – камеры, расположенные между водоемами с различными уровнями воды. Шлюзы позволяют теплоходу перейти из одного водоема в другой, лежащий выше или ниже уровня первого водоема Рассмотрите рисунок и объясните действия шлюзов. Какое явление используется в работе шлюзов?
31 слайд
32 слайд
Описание слайда:
На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах. Вода в бак водонапорной башни подается насосами
33 слайд
Описание слайда:
Достаточно интересно разобраться в схеме устройства фонтана. В конструкции фонтана лежит принцип сообщающихся сосудов. Вода собирается в емкости, которая расположена выше бассейна самого фонтана. Давление воды на выходе будет равно разнице высот воды. Как видно, большая разница высот даст большее давление, которое сделает струю сильнее и выше. Стоит отметить, что чем меньше диаметр выходного отверстия, тем мощнее будет струя на выходе.
34 слайд
Описание слайда:
Фонтаны Петергофа
35 слайд
Описание слайда:
Песок Водонепроницаемые слои Земля Артезианский колодец Грунтовая вода Объясните действие артезианского колодца. Рассмотрите рисунок. Рассмотрите рисунок.
36 слайд
Описание слайда:
Однородная жидкость. Вывод: р1=р2 ρgh1= ρgh2 h1= h2 Разнородная жидкость. Вывод: р1= р2 ρ1gh1= ρ2gh2 ρ1h1= ρ2h2 В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Выводы
37 слайд
Описание слайда:
Если в первый из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а во второй – другой, то при равновесии уровни этих жидкостей окажутся __________________. Высота столба жидкости с большей плотностью будет ___________________, чем высота столба жидкости с __________________ плотностью. 37
38 слайд
39 слайд
Описание слайда:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 32, создать собственный фонтан.
40 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физики
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник: «Физика», Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.
Тема: 32. Сообщающиеся сосуды
Номер материала: ДБ-802754
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Инфоурок
› Физика ›Конспекты›Конспект урока по физике с Презентацией на тему “Сообщающиеся сосуды” (7 класс)
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ сообщающиеся сосуды.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сообщающиеся сосуды 7класс Андреева Наталия Валерьевна Учитель физики ГБОУ школа 534 с углублённым изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгский район Санкт-Петербурга
2 слайд
Описание слайда:
Как определить уровень моря? Неужели уровень моря во всём мире одинаков? Джомолунгма (или Эверест)- высочайшая гора мира. Высота 8848 метров над уровнем моря
3 слайд
Описание слайда:
План исследования: 1) Сформулируйте цель исследования 2) Сформулируйте гипотезу 3) Разработайте план исследования 4) Проведите исследования 5) Сделайте вывод 6) Все данные запишите в тетрадь
4 слайд
Описание слайда:
Закон сообщающихся сосудов для жидкостей с одинаковой плотностью ВЫВОД: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. То есть при равенстве давлений высота столба жидкости во всех сообщающихся сосудах одинакова!
5 слайд
Описание слайда:
Закон сообщающихся сосудов для жидкостей с разной плотностью ВЫВОД: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью
6 слайд
Описание слайда:
Выберите из всех предметов те, которые относятся к сообщающиеся сосудам и назовите их. Объясните, по каким признакам их отобрали Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5 Рис.6
7 слайд
Описание слайда:
Насосная станция закачивает воду в водонапорную башню, которая выше самого высокого дома. Из резервуара, который находится в водонапорной башне, по подземным трубам вода попадает в водопроводы домов, где стремится подняться на такую же высоту, на которой находится резервуар водонапорной башни. Водоснабжение жилых домов
8 слайд
Описание слайда:
Водонапорная башня в Санкт-Петербурге
9 слайд
Описание слайда:
«Неиссякаемая чаша» В одном из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая» чаша, наполненная водой. Люди постоянно черпали из неё воду, но уровень воды в чаше не понижался. Это в народе считалось чудом.
10 слайд
Описание слайда:
«Неиссякаемая чаша»
11 слайд
Описание слайда:
Артезианские колодцы
12 слайд
Описание слайда:
Большой каскад
13 слайд
Описание слайда:
Фонтан «Солнце» со стороны вольера Нижнего парка Объясните принцип действия фонтана
14 слайд
Описание слайда:
В Петергофском парке еще со времен Петра Первого есть интересные фонтаны-шутихи Фонтан-шутиха «Зонтик»
15 слайд
Описание слайда:
Фонтан-шутиха «Диванчик»
16 слайд
Описание слайда:
Объясните принцип действия фонтана-шутихи
17 слайд
Описание слайда:
Могут ли корабли шагать по ступенькам? Как перевести судно между двумя отрезками водного пути с различным уровнем воды Используя схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов
18 слайд
Описание слайда:
Как определить количество воды в паровом котле?
19 слайд
Описание слайда:
Примеры сообщающихся сосудов: Фонтаны Гейзеры Шлюзы Водопровод с водонапорной башней Водомерные стёкла Артезианские колодцы Сифоны под раковиной Лейки
20 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Уровень моря во всём мире одинаков! Только во внутренних морях, которые не сообщаются с океаном, уровень может быть другим
21 слайд
Описание слайда:
1. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? На Луне? Жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном горизонтальном уровне, так как давление жидкости в обоих коленах равны. Давление возникает из-за веса, а если веса нет (в невесомости), то нет и давления, значит это уже выполняться не будет. На Луне есть сила тяжести, хоть и меньше в 6 раз, чем на Земле, значит закон выполняться будет
22 слайд
Описание слайда:
2. Точкой А обозначен уровень воды в левом колене трубки. Сделайте рисунок и на нем отметьте точкой В уровень воды в правом колене трубки. В
23 слайд
Описание слайда:
3. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть кран?
24 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: §41, задание №3 на стр.123 в учебнике, №375, №366 по желанию
25 слайд
Описание слайда:
Рефлексия деятельности (итог) 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным 7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физики
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Урок направлен на формирование мотивации к обучению через постановку и решение проблемного вопроса
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность и привлечение интереса к теме с первых минут урока – это постановка проблемного вопроса, когда даже хорошо известные факты становятся загадкой.
В ходе урока учитель подводит учащихся к пониманию и усвоению законов сообщающихся сосудов, обучает находить примеры сообщающихся сосудов в технике, в быту и природе.
Для проведения урока необходимо иметь компьютер и видеопроектор
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник: «Физика», Перышкин А.В.
Тема: §41 Сообщающиеся сосуды
Номер материала: ДБ-913021
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник