Сообщающиеся сосуды презентация конспект

Сообщающиеся сосуды презентация конспект thumbnail

Конспект урока по физике с мультимедийной презентацией:

«Сообщающиеся сосуды и их применение»

Физика 7 класс (учебник Перышкина А.В.)

Цели урока:

Дидактические:

  • Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
  • Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Развивающие:

  • Способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления;
  • Развивать умения применять полученные знания на практике;
  • Формировать компетентность самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
  • воспитывать коммуникативную культуру;
  • создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оснащение урока:

1. мультимедийный компьютер с проектором;

2. оборудование и материалы:

  • две стеклянные трубки, соединенные резиновым шлангом , стаканчик с водой (на партах учащихся);
  • чайник
  • стеклянные сообщающиеся сосуды разной формы;
  • сосуды с водой и маслом (разнородными жидкостями).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Постановка цели урока перед учащимися, введение в тему (2мин).
  3. Изучение нового материала (25 мин).
  4. Первичная проверка усвоения материала (тест) (5 мин.).
  5. Обобщение изученного на уроке (2 мин).
  6. Итоги урока (1 мин).
  7. Домашнее задание (1 мин).

1. Мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)(Слайд 2). Ребята, вам интересно узнать, что такое сообщающиеся сосуды и где они применяются? Сегодня цель нашего урока познакомиться с ними, узнать много нового и интересного, а так же … мы найдем сообщающиеся сосуды у себя дома!

Слово «сообщающиеся» о чем вам говорит?

Учащиеся. Сосуды как-то сообщаются (Самый частый первый ответ). Сосуды связаны между собой.

2. Этап объяснения нового материала

Учитель. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 3)

Проведем серию опытов с сообщающимися сосудами.

Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. В одну из трубок нальем воды. (Учащиеся выполняют задания).

Что произойдет?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? А если обе наклонить в разные стороны и потом крест-накрест?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.

Учитель. В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. (Слайд № 4, часть 1) (Учащиеся записывают закон в тетради).

Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Выясним это с помощью опыта. В один из сосудов я доливаю растительное масло. Что мы наблюдаем?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. Верно. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. (Слайд № 4, часть 2). (Учащиеся записывают в тетради).

Попробуйте доказать это теоретически, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.

(Учащиеся пытаются доказать, предлагают свои версии).

(Слайд 5-6 ) По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = ρ1h1g, p2 = ρ2h2g, отсюда для однородной жидкости эти gρ1h1 = gρ2h2, т.е h1= h2 .

для разнородных жидкостей эти gρ1h1 ≠ gρ2h2, т.е h1≠ h2 . (Учащиеся записывают в тетради).

3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике (Слайд 7, примеры появляются по очереди).

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

На слайде даны те примеры, которые мы сегодня рассмотрим.

(Слайд 8). В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.

(Слайд 9). Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. На модели фонтана мы выясним, как он действует. Приглашаю желающего мне помочь. (Выходит ученик или два).

Читайте также:  В сосуде вместимостью 200 см

Проводится опыт с моделью фонтана.

Учитель (Слайд 10). Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.

Учащиеся предлагают варианты принципа работы шлюза.

Учитель. Есть ли у вас дома сообщающиеся сосуды? (Учащиеся задумываются, после таких грандиозных сооружений трудно представить дом)

А теперь отгадайте загадки!

1. Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится. (Чайник).

(Слайд 11, строки появляются по очереди). Можно ли назвать чайник сообщающимися сосудами?

2. Дождь веселый, озорной

В огород пришел со мной.

Дождевую тучку

Я держу за ручку. (Лейка).

Беседа о сообщающихся сосудах, которые можно встретить дома.

(Слайд 12). Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.

Посмотрите на слайд. Знаком ли вам это сооружение? (Учащиеся узнают водонапорную башню, которая стоит в центре города и является памятником архитектуры).

Построенная в 1864 году городским главою купцом Ермаковым, водонапорная башня положила начало местному водопроводу. В то время Муром стал одним из немногих в России обладателей столь важной инженерной коммуникации. Уже давно башня потеряла свое прямое назначение.

Загадка. Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем –

Как мы это назовем? (Водопровод).

Беседа о том, как работает водопровод. Вспомните, какие дома стоят вокруг нашей водонапорной башни? Достаточно ли было высоты водонапорной башни для работы водопровода? (Высота водонапорной башни больше высоты двухэтажных домов, которые она в свое время снабжала водой.)

Слайд 13.(Картинки появляются по очереди) . Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта, и древние греки для демонстрации своих «чудес». Около одного из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая чаша», наполненная «святой» водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но уровень воды не понижался. Это в народе считалось чудом.

А там было два сообщающихся сосуда: один на виду-чаша, а за стеной, невидимый для людей, второй сосуд-большой бак с водой. Он соединялся с чашей спрятанной под землей трубой и подпитывал ее, когда уровень воды в ней понижался

4. Этап закрепления материала

Учитель (Слайды 14-17). Чтобы проверить, как вы усвоили пройденный материал, предлагаю вам ответить на 5 вопросов теста. Ответы записывайте в тетрадь. (Учащиеся выполняют работу).

(Слайд 18). А теперь проверьте правильность своих ответов. Правильные ответы вы видите на слайде. Поставь себе оценку. ( Или : поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов вашего соседа. Поставьте сосуду оценку за выполнение теста.)

5. Итоги урока Подведение итогов

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами и их применением. Мне очень интересно было работать с вами. Вы -молодцы! Активно работали на уроке!

Записываем домашнее задание.

Обязательное: изучить § 39.

Для желающих: найдите примеры применения сообщающихся сосудов, о которых мы сегодня не вспоминали, объясните их действие, приготовьте рассказ к следующему уроку.

(Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)

Всем спасибо за работу.

Источник

Инфоурок

› Физика ›Презентации›Презентация по физике на тему “Сообщающиеся сосуды”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Сообщающиеся сосуды» (7 класс) 1

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Давление S Плотность g Высота р Ускорение свободного падения ρ площадь F

4 слайд

Описание слайда:

Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Высота р Ускорение свободного падения ρ площадь F

5 слайд

Описание слайда:

Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Кг/м3 Высота р Ускорение свободного падения ρ площадь F

6 слайд

Описание слайда:

Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Кг/м3 Высота р м Ускорение свободного падения ρ площадь F

7 слайд

Описание слайда:

Название физ. величины Обозначение Единицы измерения Сила h Н Давление S Па Плотность g Кг/м3 Высота р м Ускорение свободного падения ρ Н/кг Площадь F м2

8 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Вопрос № 1 В каком состоянии вещество передаёт давление только по направлению действия силы? А. В жидком. Б. В газообразном. В. В твёрдом. Г. Ни в каком.

10 слайд

Описание слайда:

Вопрос № 2 Почему мыльный пузырь имеет форму шара? А. Давление по всем направлениям передаётся одинаково. Б. Расстояние между молекулами одинаковое. В. Под действием силы тяжести

11 слайд

Описание слайда:

Вопрос № 3 Газ, находящийся в плотно закрытом сосуде, нагрели. Какое изменение произошло при этом с газом? А. Увеличилась масса газа. Б. Увеличилось давление газа. В. Уменьшилось давление газа.

Читайте также:  Функции сосудов волокон и ситовидных трубок

12 слайд

Описание слайда:

Вопрос № 4 Чему равно давление воды на глубине 2 м? (ρ = 1000 кг/м3) А. 20000 Па Б. 25000 Па В. 1000 Па Г. 10000 Па

13 слайд

Описание слайда:

Вопрос № 4 Чему равно давление воды на глубине 2 м? (ρ = 1000 кг/м3) А. 20000 Па Б. 25000 Па В. 1000 Па Г. 10000 Па

14 слайд

Описание слайда:

Вопрос № 5 Одинаково ли давление в точках 1,2? А. да Б. больше в 1 В. больше в 2 1 2

15 слайд

Описание слайда:

1 Ответы: 1.В 2.А 3.Б 4.А 5.В

16 слайд

17 слайд

Описание слайда:

Что общего между всеми названными предметами и техническими устройствами?

18 слайд

Описание слайда:

Определение Сообщающиеся сосуды- сосуды, соединенные между собой в нижней части

19 слайд

20 слайд

Описание слайда:

Артезианский колодец

21 слайд

Описание слайда:

Водомерное стекло

22 слайд

Описание слайда:

Водопровод ВОДОПРОВОД

23 слайд

24 слайд

Описание слайда:

Где можно использовать принцип работы данного прибора?

25 слайд

26 слайд

Описание слайда:

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаковое). ВЫВОД № 1 Доказательство: р1=р2 ρgh1=ρgh2 h1=h2

27 слайд

Описание слайда:

Уровни жидкостей будут различными

28 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД № 2 При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Доказательство: р1=р2 ρ1gh1=ρ2gh2 ρ1h1= ρ2h2

29 слайд

Описание слайда:

закон сообщающихся сосудов

30 слайд

Описание слайда:

Шлюзы – камеры, расположенные между водоемами с различными уровнями воды. Шлюзы позволяют теплоходу перейти из одного водоема в другой, лежащий выше или ниже уровня первого водоема Рассмотрите рисунок и объясните действия шлюзов. Какое явление используется в работе шлюзов?

31 слайд

32 слайд

Описание слайда:

На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах. Вода в бак водонапорной башни подается насосами

33 слайд

Описание слайда:

Достаточно интересно разобраться в схеме устройства фонтана. В конструкции фонтана лежит принцип сообщающихся сосудов. Вода собирается в емкости, которая расположена выше бассейна самого фонтана. Давление воды на выходе будет равно разнице высот воды. Как видно, большая разница высот даст большее давление, которое сделает струю сильнее и выше. Стоит отметить, что чем меньше диаметр выходного отверстия, тем мощнее будет струя на выходе.

34 слайд

Описание слайда:

Фонтаны Петергофа

35 слайд

Описание слайда:

Песок Водонепроницаемые слои Земля Артезианский колодец Грунтовая вода Объясните действие артезианского колодца. Рассмотрите рисунок. Рассмотрите рисунок.

36 слайд

Описание слайда:

Однородная жидкость. Вывод: р1=р2 ρgh1= ρgh2 h1= h2 Разнородная жидкость. Вывод: р1= р2 ρ1gh1= ρ2gh2 ρ1h1= ρ2h2 В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Выводы

37 слайд

Описание слайда:

Если в первый из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а во второй – другой, то при равновесии уровни этих жидкостей окажутся __________________. Высота столба жидкости с большей плотностью будет ___________________, чем высота столба жидкости с __________________ плотностью. 37

38 слайд

39 слайд

Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 32, создать собственный фонтан.

40 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель физики

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник: «Физика», Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

Тема: 32. Сообщающиеся сосуды

Номер материала: ДБ-802754

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Инфоурок

› Физика ›Конспекты›Конспект урока по физике с Презентацией на тему “Сообщающиеся сосуды” (7 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ сообщающиеся сосуды.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сообщающиеся сосуды 7класс Андреева Наталия Валерьевна Учитель физики ГБОУ школа 534 с углублённым изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгский район Санкт-Петербурга

2 слайд

Описание слайда:

Как определить уровень моря? Неужели уровень моря во всём мире одинаков? Джомолунгма (или Эверест)- высочайшая гора мира. Высота 8848 метров над уровнем моря

3 слайд

Описание слайда:

План исследования: 1) Сформулируйте цель исследования 2) Сформулируйте гипотезу 3) Разработайте план исследования 4) Проведите исследования 5) Сделайте вывод 6) Все данные запишите в тетрадь

4 слайд

Описание слайда:

Закон сообщающихся сосудов для жидкостей с одинаковой плотностью ВЫВОД: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. То есть при равенстве давлений высота столба жидкости во всех сообщающихся сосудах одинакова!

5 слайд

Описание слайда:

Закон сообщающихся сосудов для жидкостей с разной плотностью ВЫВОД: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью

6 слайд

Описание слайда:

Выберите из всех предметов те, которые относятся к сообщающиеся сосудам и назовите их. Объясните, по каким признакам их отобрали Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5 Рис.6

7 слайд

Описание слайда:

Насосная станция закачивает воду в водонапорную башню, которая выше самого высокого дома. Из резервуара, который находится в водонапорной башне, по подземным трубам вода попадает в водопроводы домов, где стремится подняться на такую же высоту, на которой находится резервуар водонапорной башни. Водоснабжение жилых домов

8 слайд

Описание слайда:

Водонапорная башня в Санкт-Петербурге

9 слайд

Описание слайда:

«Неиссякаемая чаша» В одном из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая» чаша, наполненная водой. Люди постоянно черпали из неё воду, но уровень воды в чаше не понижался. Это в народе считалось чудом.

10 слайд

Описание слайда:

«Неиссякаемая чаша»

11 слайд

Описание слайда:

Артезианские колодцы

12 слайд

Описание слайда:

Большой каскад

13 слайд

Описание слайда:

Фонтан «Солнце» со стороны вольера Нижнего парка Объясните принцип действия фонтана

14 слайд

Описание слайда:

В Петергофском парке еще со времен Петра Первого есть интересные фонтаны-шутихи Фонтан-шутиха «Зонтик»

15 слайд

Описание слайда:

Фонтан-шутиха «Диванчик»

16 слайд

Описание слайда:

Объясните принцип действия фонтана-шутихи

17 слайд

Описание слайда:

Могут ли корабли шагать по ступенькам? Как перевести судно между двумя отрезками водного пути с различным уровнем воды Используя схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов

18 слайд

Описание слайда:

Как определить количество воды в паровом котле?

19 слайд

Описание слайда:

Примеры сообщающихся сосудов: Фонтаны Гейзеры Шлюзы Водопровод с водонапорной башней Водомерные стёкла Артезианские колодцы Сифоны под раковиной Лейки

20 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД: Уровень моря во всём мире одинаков! Только во внутренних морях, которые не сообщаются с океаном, уровень может быть другим

21 слайд

Описание слайда:

1. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? На Луне? Жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном горизонтальном уровне, так как давление жидкости в обоих коленах равны. Давление возникает из-за веса, а если веса нет (в невесомости), то нет и давления, значит это уже выполняться не будет. На Луне есть сила тяжести, хоть и меньше в 6 раз, чем на Земле, значит закон выполняться будет

22 слайд

Описание слайда:

2. Точкой А обозначен уровень воды в левом колене трубки. Сделайте рисунок и на нем отметьте точкой В уровень воды в правом колене трубки. В

23 слайд

Описание слайда:

3. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть кран?

24 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: §41, задание №3 на стр.123 в учебнике, №375, №366 по желанию

25 слайд

Описание слайда:

Рефлексия деятельности (итог) 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным 7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель физики

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок направлен на формирование мотивации к обучению через постановку и решение проблемного вопроса

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность и привлечение интереса к теме с первых минут урока – это постановка проблемного вопроса, когда даже хорошо известные факты становятся загадкой.

В ходе урока учитель подводит учащихся к пониманию и усвоению законов сообщающихся сосудов, обучает находить примеры сообщающихся сосудов в технике, в быту и природе.

Для проведения урока необходимо иметь компьютер и видеопроектор

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник: «Физика», Перышкин А.В.

Тема: §41 Сообщающиеся сосуды

Номер материала: ДБ-913021

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник