Составные части древнегреческого сосуда

Составные части древнегреческого сосуда thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Основные формы[править | править код]

ФормаНазначениеПримечанияПример
АлабастронДля масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл
Амисурна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях
АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора
Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе
Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы
БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды
ГуттусДля благовоний и культовых обрядов
ДиносДля питьяРазновидность кратера
Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов
Канфар (Κάνθαρος)Для питья
Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов
КиафЧерпак для вина и воды
КиликДля питьяДругое название — каликс.
КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки
Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды
Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний
Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов
Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке
ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой
Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла
ЛопасСтоловый сосуд
ЛутерионСтоловый сосуд
Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов
Лидион (Λύδιον)Для благовоний
ЛампаДля освещения
МастосДля питья вина
Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла
Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды
ОльпаДля разлива вина и воды
ПатераДля культовых обрядов
Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов
ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.
ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)
Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка
Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды
Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса
РитонДля питья
СитулаВедро
Скифос (Σκύφος)Для питья
Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов
СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда
ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение
ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках
Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название — омфальная чаша
Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушка
ЭкселиптраДля благовонийДругое название — племохойя или клотон
ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачестве
Эпихизис (Επίχυσις)Для благовоний

Литература[править | править код]

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Читайте также:  Противопоказания для хрупких сосудов

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    2 271

    1 210 132

    493

  • ✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер

  • ✪ ЗАГАДОЧНЫЕ древние находки которые наука не может объяснить

  • ✪ Идеокинезис в Алматы. Сосудистый скелет

С вами Брайан и Моника.
Мы находимся в Метрополитен-музее.
Сегодня вечером здесь очень людно.
Перед нами одна из героических ваз, стоящих у входа в греческую галерею.
Она обозначена как геометрический кратер, созданный в VIII в. до н.э.
Почему геометрический?
Потому что на нём, как и на других вазах, которые так принято называть,
есть геометрический орнамент.
Видите на верхней кромке?
Ещё на нём есть узор, который называется меандр,
и каждая часть росписи заключена в отдельную рамку — ряд колец, похожих на олимпийские.
На внешней поверхности вазы размещены фигуры и орнаменты, множество геометрических узоров.
На ней есть и фигуры людей и животных, но они упрощены до геометрических форм и узоров.
Интересно, на этой вазе изображены фигуры людей и животных, а ранние геометрические вазы,
как я уже говорил, расписаны только геометрическими узорами.
Верно.
На предметах искусства следующего века мы уже наблюдаем больше изображений разных занятий людей.
Как использовалась эта ваза?
Она очень большая, поэтому нельзя представить, что в ней хранили вино или оливки.
Интересно, насколько же она велика?
Поскольку она стоит у нас над головами, выглядит так, словно в ней несколько футов…
Мы знаем об этих вазах, что их не держали в доме.
Нет, с их помощью помечали могилы.
Дно у таких ваз имеет отверстия.
В них наливали вино,
и оно медленно сочилось в землю в качестве своего рода подношения покойным.
Сложная у них была форма.
На них много трещин, да?
Да.
Их делали из терракоты — «жжёной земли», —
поэтому они разбивались на крупные куски, а не на мелкие, как стекло.
Точно.
Многие из них собраны заново?
Да.
Перед нами геометрическая роспись на нижней части сосуда.
На более высоких участках появляются фигуры в движении,
и это — новая тенденция в геометрической росписи, верно?
Да, показанная на вазе деятельность вполне соответствует её назначению.
Перед нами сцена похорон.
Перед нами усопший, лежащий на погребальной повозке.
По обеим сторонам от него — плакальщики.
Они рвут на себе волосы (это традиционный греческий траурный жест),
собравшись по обе стороны центральной погребальной сцены.
Интересно, что покойник изображён горизонтально лежащим на погребальной повозке,
и только этим отличается от остальных персонажей росписи.
Все фигуры совершенно одинаковы.
Да, это верно.
Жест, изображаемый живыми, отличает их от мёртвого, который просто лежит.
Правильно.
На примере египетского искусства мы видели,
что покойников представляли через использование символов.
Здесь у нас почти ничего, кроме самого тела.
Это верно.
И ещё, возможно, здесь семья покойного —
люди по обе стороны от него.
Видите, фигуры по бокам обмахивают его пальмовыми ветвями?
Видимо, уже в этот ранний период греки гораздо больше интересовались жизнью, чем смертью.
Видимо, так.
В центре внимания здесь плакальщики, выражающие скорбь,
а не сам покойник, его положение и социальный статус при жизни, как это было бы у египтян.
Верно.
Как вы уже отметили, тела изображены очень упрощённо.
Но мы без труда читаем изображение на этой вазе, да?
Совершенно верно.
Например, на нижней секции росписи мы без труда различаем трёх лошадей,
запряжённых в колесницу, на которой лежит покойник.
Но мы видим, что художник попытался создать иллюзию глубины, наложив фигуры лошадей друг на друга.
Это совсем не то, чего можно ожидать от греко-римского искусства, в котором была перспектива.
Да, в последующие эпохи такие эффекты создавались с помощью более сложных иллюзий.
Изображение очень плоское.
Кажется, мы должны проходить мимо этих ваз в музее, потому что они словно отмечают вход в галерею,
как геральдические львы.
Конечно, в Древней Греции они смотрелись более привлекательно.
Это не обычный предмет.
Да, у этих ваз была совершенно особая функция.
Такие горшки каждый день бить не будешь.
Они были доступны только богатым грекам,
которые могли себе позволить помечать ими могилы своих близких.
Получается, что во множестве музейных залов есть вазы,
которые служили для более утилитарных вещей: хранение вина, масла и так далее.
А это что-то совершенно другое.
Да, так и есть.

Читайте также:  Медикаментозное лечение склероза сосудов

Основные формы

ФормаНазначениеПримечанияПример
Алабастрон (Αλάβαστρον)Для масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл

Alabastron Boread Louvre L27.jpg

АмисПогребальная урна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях

Amphora olive-gathering BM B226 03.jpg

АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора

Amphoriskos Louvre CA1892.jpg

Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе

Aryballos Pegasos 580 BC Staatliche Antikensammlungen.jpg

Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы

Apulian RF askos 330-300BC MAN.jpg

БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды

Warrior departure Louvre E804.jpg

ГуттусДля благовоний и культовых обрядов

Guttus murex shell Petit Palais ADUT00419.jpg

ДиносДля питьяРазновидность кратера

Dinos animals Louvre Cp11243.jpg

Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов

Alkaios Sappho Staatliche Antikensammlungen 2416 full.jpg

Канфар (Κάνθαρος)Для питья

Kantharos Eros Louvre CA1587.jpg

Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов

Kernos Melos Sevres 3552.jpg

КиафЧерпак для вина и воды

Kyathos Dionysos Louvre CA3309.jpg

КиликДля питьяДругое название — каликс.

Lakonian cup BM GR 1968.2-13.1.jpg

КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки

Kothon MAR Palermo NI1637.jpg

Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды

Akhilleus Charun Cdm Paris 2783 full.jpg

Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний

Music lagynos Louvre M149.jpg

Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд

Dinos du Peintre de la Gorgone.jpg

Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов

Women bath Asteas Lebes gamikos MAN Inv11445 n1.jpg

Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке

Lekane Louvre CA3059.jpg

ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой

Lekanís - MASP 330-320 BC.JPG

Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла

Amazone altar Louvre CA1710.jpg

ЛопасСтоловый сосуд

Elisian Lopas in Archaeological Museum of Olympia.jpg

ЛутерионСтоловый сосуд

NAMA - Louterion in the Manner of Sophilos.jpg

Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов

Prothesis at attic black-figure Loutrophoros Antikensammlung Berlin 1.jpg

Лидион (Λύδιον)Для благовоний

Ionian lydion MAR Palermo NI1779.jpg

ЛампаДля освещения

DSC00109 - Coppa megarese - Foto G. Dall'Orto.jpg

МастосДля питья вина

Mastos riders Louvre E740.jpg

Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла

Nestoris Louvre K534.jpg

Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды180px
ОльпаДля разлива вина и воды

Herakles Olympos Louvre F30 full.jpg

ПатераДля культовых обрядов

Apulian red-figure Patera by the White Saccos Painter, Antikensammlung Kiel B 558.jpg

Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов

Pelike Geras Louvre G234 full.jpg

ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.

Pyxis geometric BM GR 1910-11-21-1.jpg

ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)

NAMA Mystères d'Eleusis.jpg

Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка

Pithos Cnossos Louvre CA113.jpg

Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды

Psykter symposion Staatliche Antikensammlungen SL461.jpg

Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса

Fish plate Louvre K588.jpg

РитонДля питья

Donkey head rhyton Louvre Cp3561.jpg

СитулаВедро

Museo archeologico di Firenze, pisside da Chiusi, terzo quarto del VII sec. a.c..JPG

Скифос (Σκύφος)Для питья

Dwarf woman Staatliche Antikensammlungen 8934.jpg

Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов

Odysseus Sirens BM E440.jpg

СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда

Louvre assiette sirene barbue.JPG

ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение

Attis thymiaterion Louvre Tarse61.jpg

ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках

Three-feet support Staatliche Antikensammlungen 7645.jpg

Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название — омфальная чаша

Phiale Louvre L55.jpg

Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушка

Phormiskos Louvre CA1418.jpg

ЭкселиптраДля благовонийДругое название — племохойя или клотон

Tripod exaleiptron Louvre CA927.jpg

ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачестве

Attic red-figure Epinetron Antikensammlung Berlin 1.jpg

Эпихизис (Επίχυσις)Для благовоний

Epichysis Louvre ED859.jpg

Литература

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

                                                                ” О строгая невеста тишины, 
                                                                Дитя в безвестье канувших времен, 
                                                                Молчунья, на которой старины 
                                                                Красноречивый след запечатлен! “…….

                              Джон Китс “Ода греческой вазе” (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи https://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды – не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂

И, чтобы расставить точки над “и” и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

(фотография взята отсюда https://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)

Многообразие форм  может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы – это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты….А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки  придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы.  Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз – амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками»  – сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, к