Сосуд античность керамика глина ассоциации

Чаще всего используются ассоциации: земля, песок, лепить, лепка, горшок. Слово «глина» является ассоциацией к крынка, фаянс, котловина, черепица, свистулька.
Ассоциации к слову «глина»:
- земля
- песок
- лепить
- лепка
- горшок
- посуда
- грязь
- гончар
- вода
- кувшин
- материал
- белая
- керамика
- красная
- маска
- глиняный
- скульптура
- кирпич
- ваза
- дом
- круг
- пластилин
- искусство
- печь
- мастер
- стройка
- твёрдая
- фигурки
- обжиг
- изделие
- почва
- коричневая
- море
- голубая
- поделка
- скульптор
- сосуд
- грунт
- тарелка
- гончарный
- жидкость
- коричневый
- порода
- строить
- статуя
- ремесло
- камень
- строительство
- берег
- ванна
- грязевая
- игрушки
- копать
- месить
- мягкая
- обжигать
- огонь
- пляж
- работа
- река
- станок
- фигура
- цветы
- человек
- чернозём
- чёрная
- белая глина
- голубая глина
- жёлтая
- лечебная
- липкая
Слово «глина» ассоциируется со словами:
- крынка
- фаянс
- котловина
- черепица
- свистулька
- черепок
- статуэтка
- слой
- фарфор
- песчаник
- кирпичи
- штукатурка
- трясина
- яма
- сырьё
- трещина
- руины
- вазочка
- цемент
- фигурка
- канава
- гжель
- горсть
- песчинка
- чашка
- кладка
- жижа
- ремесленник
- недра
- грязный
- овраг
- гравий
- чашечка
- омут
- пристройка
- суша
- бетон
- силуэт
- создание
- болото
- гнездо
- кусок
- памятник
- пруд
- бюст
- стена
- след
- раствор
- глыба
- куча
- печка
- мастерская
- водоём
- масса
- скала
- асфальт
- течение
- тропинка
- фаза
Источник
Амфора — еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.
Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.
Итак, что же такое древнегреческая амфора?
А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.
Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора — это человек. Мало того, греки считали, что амфора — это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом — «кормили» покойников. Так что амфора — это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.
Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.
Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.
Не путайте с другим древнегреческим сосудом — пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.
Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.
Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.
Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 — 570 гг. до н. э.
Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.
«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон
Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.
Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.
Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.
Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.
Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).
Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен
Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым
Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.
Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань
Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.
Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым
Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи
* Панафинеи, Панафинейские игры — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.
**Эксекий — известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 — 530 гг. до н. э.
***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.
При копировании указывайте источник.
Источник
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
В древности любой предмет предоставлял человеку поле для художественной деятельности. Однако, особое место среди бытовых предметов занимает глиняное вместилище. Известно, что появление керамических изделий провело четкую границу в культуре человека между мезолитом и неолитом. Недаром археологи часто называют неолит эпохой керамики. Для человека античности в керамике естественно объединяются усилия четырех основных элементов мира. Земля (глина) разводятся “одой, из нее лепится изделие, которое сначала сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне. Да и сам процесс лепки воспринимался как творение (недаром в Древней Руси творением, творчеством называли процесс замеса глины).
Естественно, что в античности появляются мифы, рассказывающие о том, как боги вылепили первых людей. Одним из таких мифов стала история о Пандоре ( греч. “всем одаренная”). Эту женщину слепила из гаины Афина и обжег в огне Гефест, чтобы отомстить людям за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпнметея. она, из женского любопытства, открыла данный ей на сохранение пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения зерна). Из него вырвались все беды человеческого рода и лишь маленькая надежда осталась под крышкой сосуда. Так через ремесло и миф вошли в культуру керамические сосуды.
Однако, керамика в античности – это не только сосуды. Долгое время мастера Коринфа изготовляли для всей Греции плоские керамические плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмов. Их чаще всего украшали объемным рельефом. Сюда же, в храмы греки приносили керамические вотивные таблички с обещаниями богам (лаг. vodvue – посвященный богам). Широко была распространена в античном мире крутая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в III в. до н.э. достнгао расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток ( итал. terra cotta – жженая земля). Они изображали сцены из жизни и либо служили детскими игрушками, либо опускались в могилу.
Керамика для обычного горожанина часто заменяла дорогие изделия из металла. А многие бытовые вещи делались в античности исключительно из глины (веретена ткацких станков, рыболовные грузила, ульи и т.д.).
В Афинах керамическим производством занимался целый квартал гончаров. Он находился в северо-западной части города н частично располагался за городской стеной, близ большого некрополя – официального захоронения павших на войне афинян. Сосуды, изготовлявшиеся здесь, использовались и в быту, и в ритуальных целях. Технология была настолько проста, что часто использовался детский труд. Это позволяло организовывать как небольшие семейные мастерские, так и крупные производства со множеством рабов. Изготовление керамики было столь широко налажено, что название квартала (Керамик) стало названием для всех изделий из глины.
Постепенно сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним из та была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг. а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и характер оформления сосуда. И если при первом способе оформление еще хаотично и слабо зависит от формы сосуда, в для второго характерны ярусные росписи, то дня третьего способа рельефные украшения.
Сама же форма сосуда очень рано начала восприниматься как человекоподобная (антропоморфная). Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличие от большого вместилища – дома или города. При этом сам человек тоже оказывался вместилищем, но средних размеров. Для чего же эти вместилища? В доме (городе) помещается человек (люди). Они суть дома. его душа. Самого человека заполняет духовный мир. И человек вовсе не безразличен к тому, что его наполняет. Форма каждого тела точно соответствует своему наполнению.
А сосуд? Что в нем? В античности основным содержимым керамических сосудов было вино – кровь земли. Вино (греч. oinos. лат. vmiOTi) довольно поздно обрело в культуре человечества негативный оттенок. И связано это с перемещением культурного центра человечества с юга на север. В условиях средиземноморского мира оно было целительным напитком, предотвращающим многие болезни (особенно желудочные). Употребляли этот “лучший дар Творца” (“Д^Р божий”, “источник жизни”) исключительно в натуральном виде. как домашнее вино и обязательно разбавленное чистой родниковой водой. В Древней Греции и Древнем Риме на 3 частя воды брали 1 часть вина, или на 5 частей воды – 2 части вина. В “библейском регионе” пили напиток “крепче” – на 3 части воды брали ; части вина. Неразбавленное вино употребляли в античные времена только “варвары”. Поэтому вино было символом “чистоты трапезы” .
Да и сама виноградная лоза считалась знаком домашнего уюта и обеспеченности жизни. Дело в том, что в Средиземноморье росли лозы до 50 см в диаметре и длиной (высотой) с 10-ти этажный дом. Одна гроздь плодов с такой лозы весила около 5-6 кг. а отдельные ягоды достигали размера сливы. Такая лоза могла прокормить целую семью.
Потому в античной мифологии красное вино (а именно его, настоенное на изюме предпочитали греки и римляне) символизировало, с одной стороны юность и вечную жизнь, а с другой – кровь и жертвоприношение. Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась греками от чаши, кувшина, ритона н урны. Так кувшин снабжался ручками, был с широким горлом и предназначался для черпания и застольного разливания вкна (гндряя, ойнохоя, ккаф). В кувшине внутреннее пространство закрыто, темно. Для смешивания вина с водой или застольного питья использовались открытые чаши с большой внутренней поверхностью (кратер, скифос. килик. канфар). Исключительно культовыми считались высокие вазы, вытянутые по вертикали, в отличие от “горизонтальных” чаш (лутофор. лекяф, алебастр). Они чаще других использовались в качестве погребальных урн. Особо закрытыми, защищенными от внешнего мира должны были быть сосуды-хранилища (стамнос, пелика, пифос). Ритоны же, сделанные из голов или рогов животных (или в виде головы), составляли сугубо ритуальную посуду.
Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе соответствовал этому назначению – быть вместилищем души земли на разных стадиях (именно в крови тогда “видели” душу). Правда, сегодня до нас не дошли многочисленные бытовые вазы. Мы знаем лишь самые дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из этрусских захоронений.
Не стены пещер или храмов и даже не скульптурные фризы являлись в античности основой для выражения массового художественного мировоззрения, а маленький и подчас очень хрупкий сосуд. Весь мир оказался в руках мастера. Он становится равным богу. творцом. Маленькая поверхность сосуда заставляла экономить художественные средства. Главное – линия и цвет. Мелкая, тончайшая пластика и тонкие цветовые оттенки. Содержание всегда (даже в самых роскошных стилях) выражено скупо. Это символическое обозначение, а не изображение (один козел, а не стадо: один осьминог, а не все морские животные). Да и сами формы крайне стилизованы: рога -овалы, ноги – палочки, туловище – треугольники и т.д. При этом, расписывая сосуд, вазопясец иногда расчленяет его на четко читающиеся антропоморфные части (тулово, горло, шейка, венчик, ручки,нога). А иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливает эти части в целое. Так закладываются основы искусства миниатюры.
Уже в ранней античности мы застаем огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения зерна использовались огромные 2-х метровые пифосы, которые закалывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост. Так в жарких условкхх лучше было сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тоненькими, практически прозрачными стенками. Сегодня их метко называют “яичной скорлупой”. Здесь в росписи преобладают белая, черная, красная и синяя краски.
По имени критского грота Камарес близ Феста получил название первый стань античной вазописи. Сюжеты вазовой росписи всегда отражают не столько предпочтения вазописца, сколько ритуальную необходимость. Божественная пара на острове Крит была представлена соединением растительного и животного миров. Богиню символизировали растения. На многочисленных критских печатях сохранился ритуал выдергивания священного дерева. Он проходил в середине лета и после него силы Солнца начинали убывать. Так поддерживались ритмы мира. Ведь не только растения зависели от Солнца, но Солнце зависело от растений – тесное взаимовлияние. Одновременно это был и ритуал смерти богини.
Весь растительный мир для жителя Крита распадался на две сферы. В первой – природной, естественной человек лоць гость. Это таинственный и незнакомый мир, в который можно войти лишь в момент ритуала. Вторую растительную сферу человек создавал сам для себя. Во дворцах специально разбивались священные сады, где в особых ямах или горшках выращивались ритуальные цветы (лилии. крокусы). Такие священные деревья росли в каждом критском святилище.
Бог-мужчина – это животное, бык. По имени мифического человеко-быка Минотавра минойской названа н вся культура Крита. Обитал он в самой глубине лабиринта – Дворца лабрисов (двойных топориков, изображения которых во множестве находят и сейчас). Его сосуды – это рнтоны. Первоначально это сами отрубленные головы животных (быков), которые жрецы брали за рога, переворачивали и выпивали кровь. Так они приобщались к силе земли, накопленную в теле быка. Позднее реальные головы заменили их керамическими аналогами. Но и керамический ритон с напитком нельзя поставить, и выливать из горла сосуда-быка нужно весь напиток сразу, не пролив не капли. А еще позже вместо всей головы стали использовать отдельный рог, впитавший всю символику жертвенного питья.
Но Крит – остров. И потому древнейшими божествами считались морские. Раковины и молюскн. кораллы н осьминоги смотрят на нас с крнто-микснских ваз. Из таких сосудов, снабженных магическим изображением ритуального цветка или морского животного, вливалось в тело царя-жреца не вино, но кровь бога-животного. Происходило мистическое приобщение к богу (ср Таинство Причастия в христианской культуре). И формы сосудов вазописцы выбирала под стать сюжету. На высоких сосудах вытягиваются в длину растения. А шарообразные словно обнимают своими щупальцами осьминоги.
Гомеровская Греция – это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня некоторые ученые даже выделяют особый период древнегреческой культуры – геометрику (IX-VIII вв. до н.э.). Квадраты. ромбы, прямоугольники, круга, линии, зигзаги заполняют пространство сосудов всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады, да обилие керамики.
Для грека этого периода мир четко распределялся по уровням. Человек располагался на средних мэтрах. Выше – небесные миры Ниже – подземные (хтоннческие). Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения или смерти (моменты перехода). Самл сосуды начинают играть ритуальную роль уже не только по отношению к богу (приношения сосудов богам и ротуальное питье из них), но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закалывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. Верхний сосуд служит алтарем. В него наливают ритуальную жидкость (чаше всего мед. разбавленный водой), которая проникает в подземный мир к умершему.
Человеческий мир лучше “иных миров” поддается изображению. И потому вазолнсец знаменитой дипклонской вазы. разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон. Уровни, недоступные жпвому человеку (нижние и верхние), отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские силуэтные (}ип-т)Ы и орнаменты не выписаны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, подчеркивают ее.
В период греческой архаики возникают тысячи мастерских для изготовления и росписи керамических сосудов. Именно в это время, в VII в. до н.э., в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые ленты реальных и фантастических животных. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Недаром и стиль этот назвали •ковровым’ Полнота жизни крупного торгового города запечатлена на поверхности коринфской керамики. На светлом, прекрасного кремового оттенка, фоне с многочисленными пятнами-розетками словно выстроились черные, слегка подцвеченные пурпуром, силуэты львов, леопардов, пантер, сфинксов, грифонов, пальмовых листьев н цветов лотоса. Контуры их процарапаны, что еще больше выделяет необычные для Древней Греции фигуры. Здесь вазолисец еще не старается достичь тонкости в полугонах, а выражает образы исключительно через силуэты. Но это уже не бесплотный мир чистых теней, как в геометрическом стиле. Немного подцвечиваясь пурпуром, он приобретает телесность, весомость. Это еще не мир реальной Греции, но уже и не потусторонний мир Небывалые существа из других стран (чаще из Египта) стали тем мостком, что перенес интерес художника к реальности своего окружения. Изображение здесь уже начинает отделяться от поверхности сосуда.
Во второй половине VI века первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на ан-пгчяом рынке более 2(Х) лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль – традиционно черные фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки деревьев), процарапывали стадом. Затем сосуд закладывали в печь. В определенный момент все отверстия в печи закрывали, происходила реакция и сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстая открывали. Окрашенные места оставались черными, а неокрашенные становились красными Так краска закреплялась на поверхности сосуда.
На чернофигурных сосудах расписывали не всю поверхность, а лишь выделенные поля. отграничивая их орнаментальными бордюрами. При