Сосуд для бальзамирования в египте
Бальзамирование
Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.
Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.
Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.
В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.
Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.
Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.
В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.
Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.
Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.
Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.
Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.
Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.
Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.
Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.
Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.
На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.
В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.
Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.
На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.
В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.
Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.
У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.
Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.
В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.
Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.
Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.
Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.
Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.
Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
Ранее мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились ли следы практики
Бальзамирование
Бальзамирование
Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда
10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
В [ИМП], ХРОН5 и [БР], ХРОН6 мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились
Источник
Мумификация в Древнем Египте — искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения посредством пропитывания их противогнилостными веществами[1][2] ), известное с древнейших времён[3]. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водой, поэтому египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения[3]. У древних египтян все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию[4] . Египетский метод был описан Диодором. Существовало много способов бальзамирования трупов.[4]
Бальзамирование употреблялось по верованиям египтян с целью сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица бальзамировавшие, или врачи, считались священными лицами[3]. Они обитали в некрополях[2].
Самый совершенный метод состоял в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом (природным битумом)[4]. Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани[4]. Процесс бальзамирования продолжался от 30 до 70 дней, а по свидетельству Священного Писания (Быт. 50:3) врачи употребляли для бальзамирования 40 дней[3].
Набальзамированное тело обычно помещали в гробницу-саркофаг в виде человеческой фигуры[2] из сикоморового дерева (библейская смоковница; инжир) или из камня[3]. На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2-3 тысячи лет в состоянии полной сохранности.[3]
Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса, он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала; древние греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называли Анубиса богом с собачьей или волчьей головой.[5]
Исторические источники[править | править код]
К началу XX века главными источниками сведений о принятом у египтян бальзамировании являлись Геродот (II, 85) и Диодор (I, 91)[2].
Папирусы[править | править код]
ЕЭБЕ приводит выдержку из одного папируса: «Царь приказал отвезти Пташферха в хорошее жилище (некрополь) до 16-го дня, украшать его до 35-го дня, бальзамировать до 70-го дня; затем его похоронили в склепе»[2].
Способы мумификации[править | править код]
Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на три класса[2]:
- 1) парашисты, или парахиты, парасхиты[6] (делали надрезы на мягких частях трупа);
- 2) тарихевты (бальзамировали);
- 3) калхиты, или колхиты[7] (руководили религиозными церемониями при погребении),
причём каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, напр. столяры, ткачи бинтов, каменотёсы и др., которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту, бальзамировщики показывали родственникам три разные модели мумий из дерева, за изготовление которых они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе.[2]
Обычный способ (ценой в талант серебра)[править | править код]
Канопы в музее Хильдесхайма
Умершего обыкновенно вскрывали таким образом: острым крючком[2] извлекали мозг из головы через ноздри, а внутренности чрева извлекали через отверстие в левом боку, сделанное кремневым ножом[2]; потом очищенную внутренность вымывали пальмовым вином, наполняли благовонными веществами (миррой, касией и др.) и затем укладывали всё тело в селитру на 70 дней. По прошествии этого времени тело (иначе мумию) заворачивали в самые тонкие льняные ткани или в виссонные повязки, покрытые обычно аравийской камедью; наконец тело помещалось в деревянную форму и устанавливалось в вертикальном положении в погребальнице. По Геродоту, это был самый дорогой способ бальзамирования, стоивший около таланта (~54 мины) серебра.[3]
Внутренности знатных особ помещались в отдельный сосуд и бросались в реку или — в особом сосуде «канопа» — возлагались при трупе[3]. Крышки четырёх каноп представляли собой головы гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна)[2].
Утверждение Геродота, что мозг извлекался из черепа острым крючком через нос, подтвердилось исследованием профессора Чершона, нашедшего в пражских мумиях решётчатую кость совершенно разрушенной. На животе всех мумий с левой стороны так называемой белой линии ясно виден след разреза, о котором повествует Диодор.[2]
Другой способ (ценой в 20 мин)[править | править код]
При другом способе, стоившем около 20 мин, внутренности из тела умершего не вынимались, но в желудок вводилось значительное количество кедрового масла, и тело на определённое время клалось в селитру[3]. К внутренностям присоединяли фигурки гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна). В мумии христианского времени вместо этих фигур вкладывали медико-магические амулеты с именами архангелов.[2].
Дешёвый способ[править | править код]
Самый дешёвый способ бальзамирования, употребляемый исключительно бедными, состоял в том, что внутренности вымывались в настое александрийского листа (лат. Folium Sennae; кассия остролистная) и кассии (из коры коричника китайского?) затем тело укладывали на некоторое время в селитру[3]. Более чем 70 дней оставлять его там было запрещено[2]. По данным Диодора, выщелачивание продолжалось только 30 дней[2].
Сохранность[править | править код]
По надписям на мумиях можно почти с точностью определить, к какому времени они относятся; заметно, что мумии древнеегипетского мемфисского царства до эпохи вторжения гиксосов сохранились далеко не так хорошо, как мумии эпохи 18-й фивской династии[2]:
- первые — черны, как уголь, кожа и мышцы под ней совершенно высохли, и вся мумия плохо окутана бинтами;
- у мумий позднейшего происхождения кожа сохранила почти свой нормальный (желтовато-блестящий) цвет; черты лица не изменены, причем некоторые части тела покрыты позолотой, ногти окрашены особой краской, а весь труп обернут бинтами в десятки метров длины, и эти покрытые надписями бинты наложены с таким искусством, что приводили в удивление хирургов XIX века.[2]
От эпохи владычества гиксосов (XV династия) в Египте мумий вовсе не сохранилось[2].
В Библии[править | править код]
Библия рассказывает, что патриарх Иаков (Яков), равно как и его сын Иосиф, раньше чем быть погребёнными в Палестине, подверглись бальзамированию в Египте[2]. И авторы БЭАН заключают: «Евреи заимствовали бальзамирование от египтян»[3]:
- «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт. 50:2, 3);
- «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:26).
Кроме этих двух случаев бальзамирования тел двух патриархов Иакова и Иосифа, из Священного Писания не видно, чтобы бальзамирование употреблялось у евреев когда-либо в том виде, как у египтян. Приготовляли умерших к погребению, употребляя благовония, искусственные масти (2Пар. 16:14), обвиваяи тело пеленами и умащая его ароматами (Иоан. 19:40).[3]
Авторы ЕЭБЕ уточняют: заимствовали ли евреи от египтян обычай бальзамировать покойников, прямых указаний в Библии не имеется. Известно лишь, что в I веке нашей эры у евреев был обычай окутывать знатных покойников длинными бинтами, пропитанными разными благовонными смолами (Иоан. 19:40). Известно также, что трупы особенно чтимых лиц евреи бальзамировали иногда таким образом, что клали их на продолжительное время в мёд.[2]
Критика[править | править код]
Египетский метод бальзамирования был описан Диодором, но его описание во многих частях страдает неясностью изложения[4].
Что при египетском способе бальзамирования трупы не предохранялись от разложения — это доказывается простым осмотром мумий. Все мягкие части оказываются совершенно изменившимися в своем строении, и даже наружные формы их еле сохранены. В общем, египтяне достигали лишь превращение гниения в продолжительное изменение и распадение тканей, что производилось частью при помощи применения антисептических веществ, частью путем устранения доступа воздуха, частью, наконец, условиями, способствовавшими высыханию трупа.[4]
Примечания[править | править код]
- ↑ Бальзамирование // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Бальзамирование // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Бальзамирование // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Бальзамирование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Anubis // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
- ↑ Отечественные записки, т. 233; год издания 1877
- ↑ Отечественные записки, т. 233; год издания 1877
Источник