Сосуд для благовоний египет

Сосуд для благовоний египет thumbnail

В глубокую древность уносит нас история создания первых благовоний. Археологические находки позволяют приоткрыть завесу, за которой прячется тайна искусства создания ароматов древнеиндийской, вавилонской и египетской цивилизаций. Все они связаны между собой нитью заимствования друг у друга знаний и опыта в получении эфирных масел. Ведь на протяжении многих веков человек стремился открыть секрет аромата, извлечь его, найти способы использовать его волшебную силу для лечения заболеваний.

В Древнем Египте ароматы играли особую роль, они сопровождали человека, живущего на земле, и ушедшего в иной мир. Именно здесь, в Египте, следует искать тайны создания первых благовоний. Эфирные масла были неотъемлемой частью ритуалов – воздавались почести божествам, омовения душистыми благовониями во время молитвы. А использование ароматов мирры, ладана, терпентиновой смолы считались лучшими средствами для возвышения души.

Парфюмерия в Древнем Египте

В храмах Древнего Египта особенно почитались ароматы мирры, ладана, кедра и кипариса, которые выставлялись в сосудах на четыре стороны света и символизировали исцеление, божественность, защиту от врагов и мужественность. Для ароматизации воздуха использовали благоухающие смолы, дерево, фрукты, растения, пряности в виде шариков, которые помещались над источником огня.

В городе Солнца Гелиотропе совершались ритуалы, посвящённые божеству Ра, – три раза в день использовали разные благовония – на рассвете – янтарную смолу, в полдень – мирру, на закате – смесь из 16 компонентов, которая называлась «куфи», что в переводе с древнеегипетского означало – «добро пожаловать к богам». Среди этих 16 компонентов были мирра, шафран, можжевельник, дрок, фисташки и семена пажитника и другие благовония.

Сырье для изготовления парфюмерии

Многие рецепты не дошли до нас в своём первоначальном содержании. Но все эти благовония использовались не только в религиозных ритуалах, но и в целях излечения от разных недугов. Например, считалось, что благовонная смесь куфи улучшает сон, успокаивает, снимает тревогу. «Масло – лекарство для тела» – писал фараон Аменхотеп III(1405 – 1367 до н. э.). Запах мирры явственно ощущался во вскрытой гробнице Тутанхамона.

Парфюмерия в Древнем Египте

Почему древние египтяне бальзамировали тела умерших фараонов или других знатных людей, сумевших при жизни построить себе гробницу? Они, считали, что тело надо сохранить в наилучшем состоянии и при переходе в иной мир, ведь душа остаётся, и она должна жить в сохранившемся теле, неподверженном гниению.

Поэтому погребение тела сопровождалось обилием ароматических веществ, это подтверждают найденные остатки затвердевших душистых экстрактов в пирамидах фараонов, причём у каждого из них был свой индивидуальный аромат. Точные рецепты ароматических средств и способ бальзамирования, несмотря на подробные описания Геродота (490-480 – 425 до н.э.), не сохранились.

Парфюмерия в Древнем Египте

Основным методом добывания пахучих веществ было прессование. Древние египтяне имели лаборатории, в которых проводили выжимку , экстракцию и горячую мацерацию. При этом использовали оливковое, кунжутное и миндальное масла. Пользовались египтяне и такими маслами как касторовое, изготавливаемое из клещевины, в котором содержится яд рицин, бегеновое (из семян растений моринговых), масло из семян сафлора.

Масло использовалось и для защиты от жарких солнечных лучей. Самыми изысканными считались масла лотоса, лилии и ириса. Все рецепты хранились в тайне, но архелогические находки подтверждают, что иногда рецепты с точным содержанием компонентов и последовательностью всех процедур высекались на стенах «лабораторий», где проводилось создание ароматов.

Большую часть ароматических веществ приходилось ввозить в Египет, ведь в жарком, иссушающим почву климате, мало было растений. Так, например, мирру и ладан ввозили из Аравии, сандаловое дерево и древесину агаро – из Индии или с острова Цейлон (Шри-Ланка), сосновые, оливковые масла, корицу и ваниль – из Ливии, Аравии и Ближнего Востока. Пряностями торговали арабские мореплаватели. Это были корица, чёрный перец, мускатный орех, корень имбиря.

Парфюмерия в Древнем Египте

Где хранили древние египтяне свои благовония? Это были специальные вазочки, изготовленные из мраморного оникса, который добывался в Фивах. Размеры и формы их были самые разнообразные. Для текучих эфирных масел использовались маленькие сосудики из алебастра, а притирания хранились в маленьких каменных или керамических бутылочках, которые были сделаны в виде фигурок животных.

Но ароматы ещё ценились и за то, что обладали эротизирующими свойствами. Ведь ароматами пользовались не только в целях исцеления от недугов или проведения ритуалов, ими наслаждались, с ними испытывали блаженство, чувство любви, радости, они обольщали, очаровывали и возбуждали. Но желание нравиться обходилось дорого. Один грамм мирры по стоимости был равен такому же количеству золотого песка.

Древнеегипетские духи представляли собой смеси затвердевшего жира и эфирных масел, их помещали на парик в начале дня. Под жаркими солнечными лучами жир постепенно таял, и эфирные масла испарялись. Благовониями натирали тело, царица Клеопатра была всегда окутана ароматами. Она сама с большим умением составляла пахучие смеси и косметические средства. Когда Клеопатра прибыла в Тарс на своём корабле, алые паруса которого были пропитаны благовониями, Антоний был повержен.

Новая страница истории парфюмерии была открыта уже в Античном мире – в Древней Греции.

Сосуд для благовоний египет

Источник

Алабастрон (лат. Alabastron) — грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона алабастрон может стоять вертикально.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины пользовались в аналогичных случаях арибалами.

Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.

Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900—1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.

Стеклянный алабастрон. II—I вв. до н. э.

_________________________________________________

Амфориск (лат. Amphoriskos) — древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры амфориск скорее всего использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425—400 гг. до н. э. Лувр.
__________________________________________________

Арибал (др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.

У арибала широкая, в форме ленты ручка. Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.

Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.

Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.

Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.
__________________________________________________

Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos — «свадебный лебес») — древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Лебес Гамикос работы Афинского вазописца.
___________________________________________________

Лагинос (лат. Lagynos) — древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. Лувр.
____________________________________________________

Лидион — сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.

Лидион, VI век до н.э. Лувр.
____________________________________________________

Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Ольпа, гончар — Амасис, вазопись — Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550—530 гг. до н. э., Лувр.
____________________________________________________

Племохойя — небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранение благовоний. Дошедшие до нас литературные источники позволяют предположить, что греки использовали это название для сосуда. В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно использовалась в обряде бракосочетания.

Чёрнолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550—525 до н. э. Лувр.
_____________________________________________________

Пиксида (лат. Pyxis) — древнегреческий сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» — pýxos, из которого они изначально вытачивались.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики. Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и видимо имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид — на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. э.
_____________________________________________________

Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Краснофигурный эпихизис с изображением Эроса.

По материалам Википедии.

Источник

В глубокую древность уносит нас история создания первых благовоний. Археологические находки позволяют приоткрыть завесу, за которой прячется тайна искусства создания ароматов древнеиндийской, вавилонской и египетской цивилизаций. Все они связаны между собой нитью заимствования друг у друга знаний и опыта в получении эфирных масел. Ведь на протяжении многих веков человек стремился открыть секрет аромата, извлечь его, найти способы использовать его волшебную силу для лечения заболеваний.

В Древнем Египте ароматы играли особую роль, они сопровождали человека, живущего на земле, и ушедшего в иной мир. Именно здесь, в Египте, следует искать тайны создания первых благовоний. Эфирные масла были неотъемлемой частью ритуалов – воздавались почести божествам, омовения душистыми благовониями во время молитвы. А использование ароматов мирры, ладана, терпентиновой смолы считались лучшими средствами для возвышения души.В храмах Древнего Египта особенно почитались ароматы мирры, ладана, кедра и кипариса, которые выставлялись в сосудах на четыре стороны света и символизировали исцеление, божественность, защиту от врагов и мужественность. Для ароматизации воздуха использовали благоухающие смолы, дерево, фрукты, растения, пряности в виде шариков, которые помещались над источником огня.

В городе Солнца Гелиотропе совершались ритуалы, посвящённые божеству Ра, – три раза в день использовали разные благовония – на рассвете – янтарную смолу, в полдень – мирру, на закате – смесь из 16 компонентов, которая называлась «куфи», что в переводе с древнеегипетского означало – «добро пожаловать к богам». Среди этих 16 компонентов были мирра, шафран, можжевельник, дрок, фисташки и семена пажитника и другие благовония.Многие рецепты не дошли до нас в своём первоначальном содержании. Но все эти благовония использовались не только в религиозных ритуалах, но и в целях излечения от разных недугов. Например, считалось, что благовонная смесь куфи улучшает сон, успокаивает, снимает тревогу. «Масло – лекарство для тела» – писал фараон Аменхотеп III(1405 – 1367 до н. э.). Запах мирры явственно ощущался во вскрытой гробнице Тутанхамона.Почему древние египтяне бальзамировали тела умерших фараонов или других знатных людей, сумевших при жизни построить себе гробницу? Они, считали, что тело надо сохранить в наилучшем состоянии и при переходе в иной мир, ведь душа остаётся, и она должна жить в сохранившемся теле, неподверженном гниению.

Поэтому погребение тела сопровождалось обилием ароматических веществ, это подтверждают найденные остатки затвердевших душистых экстрактов в пирамидах фараонов, причём у каждого из них был свой индивидуальный аромат. Точные рецепты ароматических средств и способ бальзамирования, несмотря на подробные описания Геродота (490-480 – 425 до н.э.), не сохранились.Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и касторовое масла — особенно беднейшие слои населения. Распространены были также бегеновое масло — из крупных семян растений семейства моринговых, масло из колоквинта — растения семейства тыквенных, масло из семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны, корневища ириса, мед, вино и многое другое.

Основным методом добывания пахучих веществ было прессование. Древние египтяне имели лаборатории, в которых проводили выжимку, экстракцию и горячую мацерацию. В древних документах почти нет описаний, касающихся технологии получения душистых веществ, — до понятия «маршрутная карта» оставались десятки веков. Для прессования использовали полотняный мешок, который наполняли плодами, а затем складывали так, чтобы на обоих его концах образовались петли. В них вставляли палки, которые вращали в разные стороны. Во времена III Династии (около 2670–2600 гг. до н.э.) пресс был усовершенствован: его подвешивали за петли к стойкам. В античные времена начали применять винтовой пресс. Согласно Геродоту, из трех фунтов семян отжимали один фунт масла. При этом использовали оливковое, кунжутное и миндальное масла. Пользовались египтяне и такими маслами как касторовое, изготавливаемое из клещевины, в котором содержится яд рицин, бегеновое (из семян растений моринговых), масло из семян сафлора.Масло использовалось и для защиты от жарких солнечных лучей. Самыми изысканными считались масла лотоса, лилии и ириса. Все рецепты хранились в тайне, но архелогические находки подтверждают, что иногда рецепты с точным содержанием компонентов и последовательностью всех процедур высекались на стенах «лабораторий», где проводилось создание ароматов.

Большую часть ароматических веществ приходилось ввозить в Египет, ведь в жарком, иссушающем почву, климате было мало растений. Так, например, мирру и ладан ввозили из Аравии, сандаловое дерево и агаро из Индии или острова Цейлон (Шри-Ланка), сосновыи и оливковые масла, корицу и ваниль – из Ливии, Аравии и лижнего Востока. Пряностями торговали арабские мореплаватели. Это были корица, черный перец, мускатный орех, корень имбиря.Где хранили древние египтяне свои благовония? Это были специальные вазочки, изготовленные из мраморного оникса, который добывался в Фивах. Размеры и формы их были самые разнообразные. Для текучих эфирных масел использовались маленькие сосудики из алебастра, а притирания хранились в маленьких каменных или керамических бутылочках, которые были сделаны в виде фигурок животных.В Древнем мире благовония использовались и для массажа, и для смазывания ран. На папирусах Среднего царства (до 1600 г. до н.э.) упомянуты названия 22 разных мазей, применявшихся в мистических, религиозных и медицинских целях. Египтяне называли ароматические смолы, вытекающие из некоторых видов деревьев, словом kemai, которое перешло в греческий как kommi; отсюда произошли и англ. gum (камедь, а также резина), и гумми (камедь), и гуммиарабик (дословно «аравийская камедь»).

Но ароматы ещё ценились и за то, что обладали эротизирующими свойствами. Ведь ароматами пользовались не только в целях исцеления от недугов или проведения ритуалов, ими наслаждались, с ними испытывали блаженство, чувство любви, радости, они обольщали, очаровывали и возбуждали. Но желание нравиться обходилось дорого. Один грамм мирры по стоимости был равен такому же количеству золотого песка.Сосуд для косметики, вырезанный из куска кальцита. Найден в захоронении Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.)

Древнеегипетские духи представляли собой смеси затвердевшего жира и эфирных масел, их помещали на парик в начале дня. Под жаркими солнечными лучами жир постепенно таял, и эфирные масла испарялись. Благовониями натирали тело, царица Клеопатра была всегда окутана ароматами. Она сама с большим умением составляла пахучие смеси и косметические средства. Когда Клеопатра прибыла в Тарс на своём корабле, алые паруса которого были пропитаны благовониями, Антоний был повержен.

В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры — буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю — кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.

Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти приемы, а иногда и целое производство.

На древнеегипетских женских портретах хорошо видна применявшаяся в те времена косметика для лица: достаточно вспомнить знаменитый бюст Нефертити. Известное с незапамятных времен подкрашивание глаз вначале имело, вероятно, чисто медицинское предназначение: краска предохраняла от глазных болезней, распространенных на Ближнем Востоке. Египтяне подкрашивали также глаза изображаемых ими богов и фараонов.В египетских захоронениях встречаются полотняные и кожаные мешочки, раковины, стебли тростника, наполненные минеральными красками для глаз. В коптском языке одна из таких красок называлась stem, откуда произошли латинское название сурьмы stibium и современный знак этого элемента Sb. Дело в том, что один из ее минералов, черную модификацию сульфида Sb2S3, в виде тонко растертого порошка издавна применяли как краску для бровей. Вплоть до XIX века в России бытовало выражение «насурьмить брови»: «Ты постом говей, не сурьми бровей» (М. Цветаева). Русское название элемента — от турецкого сюрме — натирание или чернение бровей. Однако первоначально египетское stem означало другой мягкий черный минерал — галенит, сульфид свинца, им лечили глазные болезни. Египтяне обычно чернили только верхние веки, а нижние окрашивали малахитом в зеленый цвет. Малахит — основной карбонат меди, а медь, как известно, обладает бактерицидными свойствами.

В Месопотамии черный минерал для подведения глаз назывался guhlu; это слово затем перешло к арабам в виде al-kuhl и означало тонкий порошок, пудру. У средневековых алхимиков alcohol сначала обозначал любой тонкий порошок, а во времена Парацельса (XVI век) стал обозначать пары летучих жидкостей, которые «возгонялись в воздух», как пудра от ветра. Отсюда недалеко и до современного значения.Со временем вместо сульфидов свинца и сурьмы для подведения глаз стали использовать прокаленную без доступа воздуха скорлупу миндальных орехов, сажу, минерал пиролюзит (диоксид марганца). К растертому в тонкий порошок пигменту добавляли немного воды, иногда с примесью камеди, и получали пасту, которую пальцем или палочкой из дерева или слоновой кости наносили на веки. Такие палочки часто находят в захоронениях, на них нарисован иероглиф в виде такой же палочки в небольшой круглой чашечке.Губы и щеки египтяне подкрашивали красной охрой — природной смесью оксидов железа с глиной. Ладони, ступни, ногти и волосы часто красили хной. Жители Месопотамии для тех же целей использовали также асафетиду — камедь, добываемую из корней зонтичного растения ферулы, тогда как шумеры предпочитали красить щеки желтой охрой, называя ее «золотой глиной». Жизнь была тяжелая и вредная, но красочная.Новая страница истории парфюмерии была открыта уже в Античном мире – в Древней Греции.

https://mylitta.ru/1816-perfume-ancient-egypt.html

https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431947/Parfyumeriya_drevnikh

Источник