Сосуд для благовоний название

Сосуд для благовоний название thumbnail

Алабастрон

(лат. Alabastron) – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона алабастрон может стоять вертикально.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины пользовались в аналогичных случаях арибалами.

Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.

Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900-1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.

Стеклянный алабастрон. II-I вв. до н. э.

_________________________________________________

Амфориск

(лат. Amphoriskos) – древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры амфориск скорее всего использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425-400 гг. до н. э. Лувр.

__________________________________________________

Арибал

(др.-греч. αρύβαλλος) – древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.

У арибала широкая, в форме ленты ручка. Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.

Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.

Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.

Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.

__________________________________________________

Лебес Гамикос

(лат. Lebes Gamikos – «свадебный лебес») – древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Лебес Гамикос работы Афинского вазописца.

___________________________________________________

Лагинос

(лат. Lagynos) – древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150-100 гг. до н. э. Лувр.

____________________________________________________

Лидион

– сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.

Лидион, VI век до н.э. Лувр.

____________________________________________________

Ольпа

(лат. Olpa) – древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Ольпа, гончар – Амасис, вазопись – Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550-530 гг. до н. э., Лувр.

____________________________________________________

Племохойя

– небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранение благовоний. Дошедшие до нас литературные источники позволяют предположить, что греки использовали это название для сосуда. В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно использовалась в обряде бракосочетания.

Чёрнолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550-525 до н. э. Лувр.

_____________________________________________________

Пиксида

(лат. Pyxis) – древнегреческий сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» – pýxos, из которого они изначально вытачивались.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики. Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и видимо имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид – на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470-460 гг. до н. э.

_____________________________________________________

Эпихизис

(лат. Epychisis) – античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Краснофигурный эпихизис с изображением Эроса.

По материалам Википедии.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Читайте также:  Восстановление сосудов при всд

Основные формы[править | править код]

ФормаНазначениеПримечанияПример
АлабастронДля масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл
Амисурна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды – награда в соревнованиях
АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора
Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе
Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы
БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды
ГуттусДля благовоний и культовых обрядов
ДиносДля питьяРазновидность кратера
Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов
Канфар (Κάνθαρος)Для питья
Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов
КиафЧерпак для вина и воды
КиликДля питьяДругое название – каликс.
КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки
Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды
Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний
Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов
Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке
ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой
Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла
ЛопасСтоловый сосуд
ЛутерионСтоловый сосуд
Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов
Лидион (Λύδιον)Для благовоний
ЛампаДля освещения
МастосДля питья вина
Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла
Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды
ОльпаДля разлива вина и воды
ПатераДля культовых обрядов
Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов
ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.
ПинакаВотивный предметДругое название – пинакион (Πινάκιον)
Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка
Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды
Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса
РитонДля питья
СитулаВедро
Скифос (Σκύφος)Для питья
Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов
СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда
ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение
ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках
Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название – омфальная чаша
Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушка
ЭкселиптраДля благовонийДругое название – племохойя или клотон
ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачестве
Эпихизис (Επίχυσις)Для благовоний

Литература[править | править код]

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

Источник

Итак, продолжим рассматривать различные греческие сосуды и изучать их названия….(надо сказать, что, начиная этот пост, я даже не подозревала, какое большое количество форм и названий породила эта цивилизация!) Начало здесь: первая часть https://liorasun55.livejournal.com/310605.html вторая часть https://liorasun55.livejournal.com/314944.html

Aлабастрон – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.

Арибал (αρύβαλλος) – сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.

Арибалл с изображением Геракла и льва, 4-й век до нашей эры, Коринф, Греция, из колекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Отсюда: https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/42_ariball/index.php

Смешанные формы арибалла с лекифом (сосудом с узким высоким горлом и длинной ручкой) называются арибаллическими лекифами. Они использовались как емкости для благовоний, ароматических масел, в том числе в заупокойном культе.

Аскос (по-гречески – трубка) – плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике, применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Пиксида – сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός – «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Эту красавицу я сфотографировала в Берлинском Altes Museum

Племохойя – небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой. Использовался в свадебных обрядах.

Псиктер (лат. Psykter),иначе бавкалид – древнегреческий керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, получил распространение в Аттике во второй половине VI в. до н. э. Псиктер использовался вместе с кубковым кратером

Лидион – сосуд сферической формы с узкой конической ножкой. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил свое название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение. Использовался для хранения благовоний.

Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos λέβης γαμικός – «свадебный лебес») – древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Читайте также:  Атестации сосудов под давлением

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Ольпа (лат. Olpa) – древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Эпихизис (лат. Epychisis) – античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Калаф (лат. Kalathos) (греч. Κάλαθος) – корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Благодаря празднествам получили своё название древнегреческий керамический сосуд схожей формы и основание коринфской капители в виде плетёной корзины.

Калаф, найденный на осторое Сицилия, датируется 470 г. до н.э., на нем изображены Алкей и Сапфо. Государственное античное собрание, Мюнхен.

Кернос (лат. Kernos) – древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.

Лагинос – небольших рамеров плоский сосуд с узким горлом. Использовался для хранения ароматических масел.

Фиала – в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек.

Фиалы преподносились в качестве даров, о чём свидетельствуют многочисленные изображения на древнегреческих вазах. Эта традиция была продолжена в других культурах – древними римлянами, которые использовали в религиозных обрядах патеры.

Фиала в руках воина, отправляющегося в поход

Несторида ( лат. – Nestoris)- ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовался в ритуальных целях.

Лутрофор (лат. Loutrophoros) – особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.

Лутрофор использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу или лебес-гамикос. Поэтому его часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин. Лутрофор также изображался на самих надгробиях как скульптура или рельеф. Многочисленные изображения лутрофоров можно встретить на кладбище Керамик в Афинах.

Гуттус, гут (лат. Guttus) – сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Точная форма и вид не дошли до наших дней, но в современной археологии с понятием гуттуса связывают маленький похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.

Это далеко не полный перечень форм греческих сосудов, но не упомянутые здесь я оставлю узким специалистам 🙂

Я рада, если вам было интересно!

Использовались материалы с сайтов (для написания всех трех частей):

https://slovari.yandex.ru/

https://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm88_0_0_10_1.html

https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/06.1021.77

https://art.ioso.ru/bank/ancceramics/ancientceram.htm

https://www.istorya.ru/articles/histwine.php

https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/009.htm

https://slovari.yandex.ru/

https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/43_kilik/index.php

https://spbstarosti.ru/line/krater-krasnofigurnyj-posejdon-i-amimona-master-axilla.html

https://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=470680&AID=630685

https://www.borysthenes.org/content/colonisation/colonisation15.htm

https://www.grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/202-drevnegrecheskie-vazy

https://knothourin.3dn.ru/news/vazopis_drevnej_grecii_prodolzhenie/2011-03-09-41

https://digitalgallery.nypl.org/nypldigital/dgkeyresult.cfm?keyword=WINE+COOLER

https://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoe-nasledstvo.html/pelika-afina-i-gerakl

https://www.antic-art.ru/data/greece_classic/66_red_pelica/index.php

https://3gym-alex-iliadaproject.blogspot.co.il/2011/04/5.html

https://learning.9151394.ru/mod/glossary/view.php?g=4323

https://www.mlahanas.de/Greeks/Pottery.htm

https://www.art.ioso.ru/seminar/2009/projects13/vazopis/page/page9.htm

https://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoe-nasledstvo.html

https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1995.45.2

https://www.heliosgallery.com/noframes/greek/descriptions/15.php

Очень интересна книга Е.В. Никитюк “Быт античного общества” https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htm

Отдельное большое спасибо за чудесные и познавательные слайды преподавателю Гудкевич ЕС, Кафедра МХК,

ГОУ школа-интернат Интеллектуал,

2006

Источник

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    2 271

    1 210 132

    493

  • ✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер

  • ✪ ЗАГАДОЧНЫЕ древние находки которые наука не может объяснить

  • ✪ Идеокинезис в Алматы. Сосудистый скелет

С вами Брайан и Моника. Мы находимся в Метрополитен-музее. Сегодня вечером здесь очень людно. Перед нами одна из героических ваз, стоящих у входа в греческую галерею. Она обозначена как геометрический кратер, созданный в VIII в. до н.э. Почему геометрический? Потому что на нём, как и на других вазах, которые так принято называть, есть геометрический орнамент. Видите на верхней кромке? Ещё на нём есть узор, который называется меандр, и каждая часть росписи заключена в отдельную рамку – ряд колец, похожих на олимпийские. На внешней поверхности вазы размещены фигуры и орнаменты, множество геометрических узоров. На ней есть и фигуры людей и животных, но они упрощены до геометрических форм и узоров. Интересно, на этой вазе изображены фигуры людей и животных, а ранние геометрические вазы, как я уже говорил, расписаны только геометрическими узорами. Верно. На предметах искусства следующего века мы уже наблюдаем больше изображений разных занятий людей. Как использовалась эта ваза? Она очень большая, поэтому нельзя представить, что в ней хранили вино или оливки. Интересно, насколько же она велика? Поскольку она стоит у нас над головами, выглядит так, словно в ней несколько футов… Мы знаем об этих вазах, что их не держали в доме. Нет, с их помощью помечали могилы. Дно у таких ваз имеет отверстия. В них наливали вино, и оно медленно сочилось в землю в качестве своего рода подношения покойным. Сложная у них была форма. На них много трещин, да? Да. Их делали из терракоты – «жжёной земли», – поэтому они разбивались на крупные куски, а не на мелкие, как стекло. Точно. Многие из них собраны заново? Да. Перед нами геометрическая роспись на нижней части сосуда. На более высоких участках появляются фигуры в движении, и это – новая тенденция в геометрической росписи, верно? Да, показанная на вазе деятельность вполне соответствует её назначению. Перед нами сцена похорон. Перед нами усопший, лежащий на погребальной повозке. По обеим сторонам от него – плакальщики. Они рвут на себе волосы (это традиционный греческий траурный жест), собравшись по обе стороны центральной погребальной сцены. Интересно, что покойник изображён горизонтально лежащим на погребальной повозке, и только этим отличается от остальных персонажей росписи. Все фигуры совершенно одинаковы. Да, это верно. Жест, изображаемый живыми, отличает их от мёртвого, который просто лежит. Правильно. На примере египетского искусства мы видели, что покойников представляли через использование символов. Здесь у нас почти ничего, кроме самого тела. Это верно. И ещё, возможно, здесь семья покойного – люди по обе стороны от него. Видите, фигуры по бокам обмахивают его пальмовыми ветвями? Видимо, уже в этот ранний период греки гораздо больше интересовались жизнью, чем смертью. Видимо, так. В центре внимания здесь плакальщики, выражающие скорбь, а не сам покойник, его положение и социальный статус при жизни, как это было бы у египтян. Верно. Как вы уже отметили, тела изображены очень упрощённо. Но мы без труда читаем изображение на этой вазе, да? Совершенно верно. Например, на нижней секции росписи мы без труда различаем трёх лошадей, запряжённых в колесницу, на которой лежит покойник. Но мы видим, что художник попытался создать иллюзию глубины, наложив фигуры лошадей друг на друга. Это совсем не то, чего можно ожидать от греко-римского искусства, в котором была перспектива. Да, в последующие эпохи такие эффекты создавались с помощью более сложных иллюзий. Изображение очень плоское. Кажется, мы должны проходить мимо этих ваз в музее, потому что они словно отмечают вход в галерею, как геральдические львы. Конечно, в Древней Греции они смотрелись более привлекательно. Это не обычный предмет. Да, у этих ваз была совершенно особая функция. Такие горшки каждый день бить не будешь. Они были доступны только богатым грекам, которые могли себе позволить помечать ими могилы своих близких. Получается, что во множестве музейных залов есть вазы, которые служили для более утилитарных вещей: хранение вина, масла и так далее. А это что-то совершенно другое. Да, так и есть.

Читайте также:  Таблетки от повышенного давления при атеросклерозе сосудов

Основные формы

ФормаНазначениеПримечанияПример
Алабастрон (Αλάβαστρον)Для масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибаллAlabastron Boread Louvre L27.jpg
АмисПогребальная урна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды – награда в соревнованияхAmphora olive-gathering BM B226 03.jpg
АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфораAmphoriskos Louvre CA1892.jpg
Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясеAryballos Pegasos 580 BC Staatliche Antikensammlungen.jpg
Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампыApulian RF askos 330-300BC MAN.jpg
БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для водыWarrior departure Louvre E804.jpg
ГуттусДля благовоний и культовых обрядовGuttus murex shell Petit Palais ADUT00419.jpg
ДиносДля питьяРазновидность кратераDinos animals Louvre Cp11243.jpg
Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядовAlkaios Sappho Staatliche Antikensammlungen 2416 full.jpg
Канфар (Κάνθαρος)Для питьяKantharos Eros Louvre CA1587.jpg
Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядовKernos Melos Sevres 3552.jpg
КиафЧерпак для вина и водыKyathos Dionysos Louvre CA3309.jpg
КиликДля питьяДругое название – каликс.Lakonian cup BM GR 1968.2-13.1.jpg
КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайкиKothon MAR Palermo NI1637.jpg
Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и водыAkhilleus Charun Cdm Paris 2783 full.jpg
Лагинос (Λάγυνος)Для благовонийMusic lagynos Louvre M149.jpg
Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосудDinos du Peintre de la Gorgone.jpg
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядовWomen bath Asteas Lebes gamikos MAN Inv11445 n1.jpg
Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножкеLekane Louvre CA3059.jpg
ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкойLekanís - MASP 330-320 BC.JPG
Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического маслаAmazone altar Louvre CA1710.jpg
ЛопасСтоловый сосудElisian Lopas in Archaeological Museum of Olympia.jpg
ЛутерионСтоловый сосудNAMA - Louterion in the Manner of Sophilos.jpg
Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядовProthesis at attic black-figure Loutrophoros Antikensammlung Berlin 1.jpg
Лидион (Λύδιον)Для благовонийIonian lydion MAR Palermo NI1779.jpg
ЛампаДля освещенияDSC00109 - Coppa megarese - Foto G. Dall'Orto.jpg
МастосДля питья винаMastos riders Louvre E740.jpg
Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзеллаNestoris Louvre K534.jpg
Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды180px
ОльпаДля разлива вина и водыHerakles Olympos Louvre F30 full.jpg
ПатераДля культовых обрядовApulian red-figure Patera by the White Saccos Painter, Antikensammlung Kiel B 558.jpg
Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктовPelike Geras Louvre G234 full.jpg
ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.Pyxis geometric BM GR 1910-11-21-1.jpg
ПинакаВотивный предметДругое название – пинакион (Πινάκιον)NAMA Mystères d'Eleusis.jpg
Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочкаPithos Cnossos Louvre CA113.jpg
Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и водыPsykter symposion Staatliche Antikensammlungen SL461.jpg
Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соусаFish plate Louvre K588.jpg
РитонДля питья
СитулаВедроMuseo archeologico di Firenze, pisside da Chiusi, terzo quarto del VII sec. a.c..JPG
Скифос (Σκύφος)Для питьяDwarf woman Staatliche Antikensammlungen 8934.jpg
Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктовOdysseus Sirens BM E440.jpg
СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посудаLouvre assiette sirene barbue.JPG
ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшениеAttis thymiaterion Louvre Tarse61.jpg
ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножкахThree-feet support Staatliche Antikensammlungen 7645.jpg
Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название – омфальная чашаPhiale Louvre L55.jpg
Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушкаPhormiskos Louvre CA1418.jpg
ЭкселиптраДля благовонийДругое название – племохойя или клотонTripod exaleiptron Louvre CA927.jpg
ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачествеAttic red-figure Epinetron Antikensammlung Berlin 1.jpg
Эпихизис (Επίχυσις)Для благовонийEpichysis Louvre ED859.jpg

Литература

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

Источник