Сосуд для елея помазания
Крещенская купель разрешает нас от прежних грехов и присоединяет ко Святой Матери Церкви. А в Таинстве Миропомазания каждому христианину сообщаются благодатные дары Святого Духа, которые помогают ему удержаться от нового впадения в грех, познать Творца и усовершенствовать свою душу. Помолитесь Господу о том, чтобы Дух Святой не оставил Вас благодатью в каждый день Вашей жизни!
Подать записки на сорокоуст о здравии в Дивеевскую обитель можно здесь:
Подать записку
Смысл Таинства Миропомазания
Таинство Миропомазания – картина
Сегодняшним рассказом мы продолжаем цикл бесед о Таинствах Церкви, начатый с повествования о Таинстве Крещения. Когда крещение над человеком совершает священник, миропомазание следует практически сразу после выхода верующего из крещенской купели. И неофит не всегда осознаёт, что прошёл не через одно, а через два великих Таинства. Между тем, миропомазание навсегда меняет жизнь человека, ведь на него сходит Сам Бог Дух Святой!
Крещение освобождает верующего от прежних согрешений, но злая похоть, склонность ко греху, полученная в момент неверного выбора Адама и Евы, сохраняется в человеке. И может вновь столкнуть его в яму страстей. Своими скудными силами христианин не может сопротивляться греху. Но обильная благодатная помощь Божия подкрепляет его в личной духовной битве. Эту-то помощь каждый из нас получает в Таинстве Миропомазания.
Но и это ещё не всё! Вместе с печатью дара Духа Святого мы получаем чудесную способность глубоко понимать Священное Писание и правильно выбирать направление на пути богоподобия. Вот как об этом говорит святой апостол и евангелист Иоанн:
«Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое это помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». (1Ин. 2:21,27).
Миропомазание в истории Церкви
Апостолы возлагают руки на верующих
Таинство Миропомазания было установлено ещё в первом веке по Рождестве Христовом. Непосредственными учениками Спасителя. Вначале существовало две его формы: возложение апостолами своих рук на верующих или помазание их миром. Но возложение рук апостолы практиковали также при исцелении больных и при поставлении достойных христиан в священный сан. Кроме того, Церковь день ото дня ширилась, и апостолы уже не могли оказаться сразу везде.
Поэтому ученики Христовы и поставленные ими епископы начали варить святое миро, которое можно было бы в малом количестве вручить каждому пресвитеру для укрепления верующих в добродетели. Чин миропомазания принял современный вид уже в III веке, а в следующем столетии его, за исключением чрезвычайных обстоятельств, было решено совершать непосредственно после Таинства Крещения.
В древности христиане при возложении рук или миропомазании получали не только дар разумения Евангелия, но и другие благодатные дары: чудотворений, исцелений, прорицания, владения иностранными языками. Эти дары были нужны первым христианам для проповеди Евангелия в мире. С течением времени они стали гораздо реже проявляться в Церкви. Но это свидетельствует не об оскудении Церкви благодатью, а о выполнении большей части задачи становления Церкви.
Чинопоследование миропомазания
Печать дара Духа Святого
Сразу по окончании крещения священник достаёт особую кисточку (стручец) и сосуд со святым миром (особым благовонным маслом). Неофит к этому моменту должен насухо обтереть тело. В особенности, места на которые священник будет наносить миро. Окуная кисточку в миро, батюшка крестообразно помазывает части тела верующего: лоб, глаза, нос, уши, грудь, руки и ноги. При нанесении каждого креста он произносит тайносовершительную формулу: «печать дара Духа Святаго».
Таким образом, священник призывает Духа Святого сойти на помазываемого, а самого помазываемого через это как бы усвояет Богу. Подобно тому, как хозяин опечатывает своё имущество. После чтения Апостола и Евангелия читается особая молитва, при которой батюшка вытирает специальной губкой места помазания. При этом он говорит: «крестился еси, просветился еси, миропомазался еси». Если совершается крещение и миропомазание ребёнка, к святому миру не нужно прикасаться восприемникам (крёстным).
Миропомазание и елеопомазание
Елей для елеопомазания
Не следует путать миропомазание с елеопомазанием. Первое – это благодатнейшее Таинство Церкви, совершаемое над христианином единственный раз в жизни. Второе же имеет несколько видов. Иногда христианин тяжело заболевает и просит совершить над ним Таинство Соборования с особыми молитвами о прощении грехов и исцелении души и тела. Молясь, священник помазывает верующего елеем. В другом случае елеопомазание происходит на вечерних богослужениях и служит не более чем символом благодати, полученной христианином в ходе совместной молитвы.
Кто, как и когда варит святое миро?
Чин мироварения в Москве
В древности в состав святого мира входило около 55-ти веществ. На сегодняшний день при его приготовлении их используется около сорока. Основными вещественными компонентами мира являются: оливковое масло, ладан, белое вино, лепестки роз, фиалковый корень, пряный корень, калганный корень, а также эфирные масла, такие как мускатное, розовое и гвоздичное.
Мироварение принято совершать только в автокефальных (самостоятельных) Поместных Церквях, коих на сегодня в мире пятнадцать. В Русской Православной Церкви чин мироварения совершается в Малом соборе Донского монастыря с понедельника по среду Страстной седмицы. В это время в миро постепенно добавляются все необходимые вещества, заготовленные ещё на Креспопоклонной неделе. А над мироварней читается Евангелие.
В Великий Четверг во время Божественной литургии в патриаршем соборе миро освящается. А затем его распределяют по епархиям и оттуда – по каждому приходу на канонической территории Церкви. После приготовления часть нового мира всегда добавляется в старое, хранящееся на престоле в мирохранительнице, а часть старого – в новое. Это действие напоминает нам о приемственности благодати в Церкви от самих апостолов.
Зачем миром помазывали царей?
Миропомазание Николая II – фрагмент картины
Ещё в Ветхом Завете сообщалось о том, что миром помазывали первосвященников, царей и пророков. Человека помазывали миром в знак его особого почитания и в знак его высокого служения. Самого Господа мы именуем «Христом», то есть «Помазанником» в переводе с греческого. Как высшего Первосвященника и Небесного Царя. Обычай помазания царей миром сохранился и в новозаветные времена.
Помазание на царство осуществлялось тем же миром, что и в Таинстве Миропомазания. При этом для помазанника испрашивалась сугубая благодать Божия для его нового ответственного и многотрудного служения. Подобно тому, как в Таинстве Рукоположения для ставленника в священный сан испрашивается всё большая и большая благодать Божия. При этом и то и другое Таинства происходят лишь единожды и не могут быть повторены.
Присоединение к Церкви через миропомазание
Миропомазание младенца
Если человек обращается в Православие из иудаизма, индуизма, ислама, буддизма и других нехристианских религий и культов, а также из еретических и некоторых раскольнических учений, его принимают в Церковь через Таинство Крещения. А вот лютеран и кальвинистов – через Таинство Миропомазания. Это же справедливо и в отношении бывших католиков или представителей Армянской апостольской церкви, над которыми в их конфессиях миропомазание не совершалось.
После Крещения и Миропомазания отношения человека со своим Творцом полностью меняются. Верующий получает действительный шанс в своей жизни уподобиться Богу. Для такого человека справедливы слова преподобного Серафима Саровского: «Что отличает святого от грешника? Ничего, кроме решимости!». Помолимся же о том, чтобы эта решимость соблюсти крещальные обеты и сохранить в себе дары Духа Святого сопровождала нас и наших близких во все дни жизни! Молебен ко Господу о даровании духовных и физических сил:
Подать записку
Источник
Другие названия: помазание, соборование
Что такое елеопомазание?
Помазание освященным елеем – это обряд, совершаемый во время православного богослужения и вне его. Следует различать следующие его виды:
• Елеопомазание на всенощном бдении. Священник помазывает верующих маслом из лампады, горящей на центральном подсвечнике в храме перед иконой праздника. Таким образом, елей, которым совершается помазание, освящен в честь празднуемого святого или события. При елеопомазании на всенощной может использоваться обычное лампадное масло, либо специально подобранный елей более высокого качества. Хорошо подходит для этой цели оливковое масло, в которое добавлено немного елея из лампады. Этот вариант предпочтителен, особенно, если у Вас в храме горит лампадное масло не самой высокой степени очистки: важно, чтобы помазание не оказало вредного воздействия на кожу прихожан, среди которых есть и младенцы.
• Елеосвящение – это Таинство Соборования. Во время его совершения освящается масло, смешанное с вином. Затем этим маслом 7 раз помазывают молящихся. По совершении Таинства верующим раздают оставшийся елей, и они дома помазываются им, а иногда и принимают внутрь, молясь об исцелении души и тела. Для Соборования крайне желательно использовать масло, пригодное для употребления в пищу.
• Помазание елеем от лампады в храме вне богослужения и в домашних условиях. Совершая паломничества, богомольцы привозят со святых мест освященное масло. Изначально по просьбе верующих им наливали немного елея из лампады. В наши дни в большинстве храмов можно приобрести освященное масло, заблаговременно расфасованное в небольшие флаконы.
• Во время совершения Таинства Крещения, перед тем, как окунуть крещаемого в купель, священник помазывает его освященным елеем, освященным перед этим с особой специальной молитвой. В этой молитве о елее говорится как символе примирения входящего в Церковь с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого, произнося: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Масло для помазания в церковных лавках
В церковных лавках можно купить освященное масло для помазания от разных святых. Оно может быть привезено со святых мест – к примеру, от Гроба Господня, из Дивеево и т.п. или изготовлено на производстве и освящено приглашенным священником. Как правило, такое масло не следует употреблять в пищу. Оно разливается в небольшие, обычно пластиковые, пузырьки, на этикетках которых изображен святой или икона, молитвой к которым освящен елей и подпись, к примеру: елей от блж. Матроны, масло освященное от иконы Богоматери «Всецарица» и т.п. Когда масло закончится, пузырек или хотя бы этикетку с иконой следует сжечь.
Как помазываться освященным маслом
Помазываться святым елеем можно в любое время, по желанию, исключая дни женских месячных. При помазании обычно молятся тому, в честь кого освящено масло. Также распространена молитва: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (крестообразно помазывают лоб). Господи, молитвами (Богородицы или такого-то святого) страсти мои отжени (помазывают грудь или шею), дела освяти (помазывают руки), болезни исцели (помазывают больное место)».
Символика и история
Масло, елей является символом милости Божией и милосердия человеческого. В древности натуральное оливковое масло использовалось как лекарство – в частности, его возливали на раны, а также смазывались им для смягчения кожи в жарком южном климате.
Апостол Иаков в своем послании пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 14-15). Так было установлено таинство Соборования. Упоминания о чудесах исцелений, происходивших при помазании елеем из лампады, горящей перед чтимой святыней, встречаются в христианских текстах с древних времен.
Источник
В храмах используют следующие виды благовоний:
Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.
Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.
Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.
Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.
Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.
Поделиться статьей с друзьями:
Виды церковных масел
Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.
Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.
Иерей Евгений Ступицкий:
«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе…»
«Липовый цвет» источает медовый запах липы;
«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;
«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;
«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;
«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;
у «Хвои» древесно-смолистый аромат.
Применение
Как духи на кожу
Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.
На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.
Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.
Протоиерей Вячеслав Брегеда:
«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным…»
В лампадное масло или на иконы
В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.
Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.
С молитвой на больные места
Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.
Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.
В качестве елея
Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.
Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш…»). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.
Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.
В аромалампах
Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».
Архимандрит Алипий (Светличный):
«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют…»
Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.
Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.
Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.
Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.
В автомобиле
Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.
Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.
Маргарита Волкова
В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.
Благовония для использования вместо духов:
Церковные благовония с ароматом цветов
Патриаршие благовония во флаконе с шариком
«Ароматы Святой Горы Афон» во флаконе с шариком
Масло высокой концентрации «Дары волхвов» во флаконе с шариком
Праздничные благовония с распылителем и ладаном
Цветочные благовония во флаконе с шариком
Греческие благовония в ассортименте
Благовонное масло «Святые места»
Для нанесения на больные места с молитвой:
Елей, освященный на мощах Целителя Пантелеимона
Елей, освященный на мощах Николая Чудотворца
Елей, освященный на мощах блаженной Матроны Московской
Для добавления в лампаду или аромалампу:
Благовония в ассортименте
Набор «Дары волхвов»
Источник