Сосуд для измерения объема тела
Демонстрационный виртуальный эксперимент впервые предоставляет ученику реальную возможность зрительно познакомиться с изучаемым физическим явлением и выяснить устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Здесь ещё нет элементов исследования, изменения параметров физических величин, моделирования различных ситуаций – это всё будет потом, в других видах физического виртуального эксперимента. А сейчас надо увлечь ученика, или, говоря высоким стилем, усилить его мотивацию. В связи с этим к демонстрационным программам предъявляются серьёзные требования: они должны быть педагогически целесообразными, выразительными, интересными и доступными как для слабых, так и для сильных учащихся. Соответствующие программы позволяют демонстрировать различные физические явления, выяснять устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Они помогают ученику сделать первый шаг в изучении того или иного физического явления или физического прибора.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: выяснить способы измерения объемов тел, изучить приборы для измерения объемов тел, открыть возможности измерения для решения задач.
Задачи по воспитанию и развитию учащихся:
- способствовать развитию аналитического мышления учащихся, а также развитию их познавательного интереса к изучению физики;
- создать условия для воспитания грамотности устной речи и информационной культуры.
Оборудование: IBM PC – 10 шт. (компьютерный класс), мультимедийный проектор; оборудование для эксперимента: мензурки, бруски разных размеров, вода, прибор Архимеда.
Методическое обеспечение: 1) презентация, 2) флэш-анимации “Правила измерений”, “Определение цены деления мензурки”, “Измерение объемов неправильной формы”; 3) карточки-конспекты; 4) карточки с условиями качественных задач; 5) карточки, предназначенные для самоконтроля учеников; 6) карточки с домашним заданием.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Эпиграф:
Чему бы ты не учился, ты учишься для себя. (Гай Петроний)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. (Монтескьё)
Учитель спрашивает мнение учащихся о высказываниях философов. Спрашивает: какое отношение имеют данные высказывания к нашему уроку? Затем сообщает, что на уроке их ждёт много нового.
II. Актуализация опорных знаний. Приложение 1.
2) Групповая работа. Игра “Сгруппируй приборы измерения”.
На карточках различные приборы. Приложение 2. Ученики сортируют их по группам.
Учитель. На сколько групп вы разделили приборы измерений? Правильно, три. Скажите, для измерения какой физической величины необходимы приборы каждой группы?
Ученики. Линейки и мерные ленты для измерения длины, термометры для измерения температуры, мензурки, пробирки для измерения объема.
Учитель. Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными способами измерения объемов тел, а также с единицами объема.
III. Изучение нового материала. Измерение объема. Единицы объема.
1) Измерение объема прямоугольного параллелепипеда.
Величина части пространства, занимаемого геометрическим телом, называется объемом этого тела.
Английские меры объема
Бушель – 36,4 дм3
Галлон – 4,5 дм3
Баррель (сухой) -115,628 дм3
Баррель (нефтяной) -158,988 дм3
Английский баррель для сыпучих веществ – 163,65 дм3
Русские меры объема
Ведро – 12 дм3
Бочка – 490 дм3
Штоф – 1,23 дм3 = 10 чарок
Чарка – 0,123 дм3=0,1 штофа= 2 шкалика
Шкалик – 0,06 дм 3 = 0,5 чарки
<Рисунок 1>
! Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.
<Рисунок 2>
V = abc (1 способ)
S=ab
V=Sc
c=h
V=Sh (2 способ)
! 2) Основная единица измерения объема – метр кубический.
Дольные единицы м3:
1 м3 = 1000 дм3 =1000000 см3 = 1000000000 мм3
1 м3 = 103 дм3 =106 см3 = 109 мм3
1 л = 1 дм3 = 0,001 м3
1 см3 = 0,001 дм3 = 0,000001 м3 = 10-6 м3
1 мм3 = 0,001 см3 = 0,000001 дм3 = 0,000000001 м3 = 10-9 м3
Приложение 3. Измерение объема. Единицы объема. (Карточка для учащихся)
3) Приборы для измерения объема. Правила измерений.
а) мензурки;
б) мерные пробирки;
в) мерные емкости и др.
3) Определение цены деления шкального прибора. Виртуальная демонстрация. Приложение 4.
<Рисунок 3>
4) Правила измерений. Виртуальная демонстрация. Приложение 5.
<Рисунок 4>
IV. Физминутка.
V. Закрепление нового материала. Практическая работа. Приложение 6.
Практическая работа разбита на 2 варианта и 3 уровня: <Рисунок 5> – 1-ый уровень, <Рисунок 6> – 2-ой уровень, <Рисунок 7> – 3-ий уровень. Первые 2 задания ученики выполняют по карточкам-рисункам, а третье задание выполняют на компьютерах с помощью анимационной модели (Приложение 7).
Пример практического задания.
<Рисунок6> Уровень 2. Вариант 2
- Определите объем жидкостей в мензурках 1, 2 и 3.
<Рисунок 8>
- Определите объем тела неправильной формы.
<Рисунок 9>
- * Определите объем шара. (Виртуальная лаборатория)
Приложение 7
VI. Выходной контроль. Приложение 8
1. Как называется прибор, изображенный на рисунке?
<Рисунок 10>
- колба,
- мензурка,
- Архимедова колба,
- отливной сосуд.
2. Определите цену деления мензурки.
<Рисунок 11>
Определите объем налитой жидкости.
3. Площадь листа жести равна 90 см2. Выразите её в дм2 и м2.
4. В канистру налито 5 л бензина. Выразите данный объем в дм3 и м3.
5. Рассчитайте количество кирпичей, которое пошло на строительство стены высотой 2,4 м, шириной 40 см и длиной 50 дм, если объем одного кирпича равен 2400 см3.
Ответы: 1) в, г; 2) 5 мл, 15 мл; 3) 90 см2 = 0,9 дм2 = 0,009 м3; 4) 5 л = 5 дм3 = 0,005 м3; 5) 24 дм · 4 дм · 50 дм / 2,4 дм3 = 2000 шт.
VII. Домашнее задание.
Параграф 11, упражнение 7, задания на карточках по вариантам (Приложение 9). По желанию учащихся можно выполнить виртуальную лабораторную работу “Измерение объема тела с помощью мерного цилиндра и отливного сосуда”.
Пример задания на карточке.
Задание: определите цену деления мензурки, объем тела.
<Рисунок 12>
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель. Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили в начале урока? (Эпиграф, цели урока). Как вы считаете? Научились ли Вы чему-нибудь на уроке? Что нового узнали? Что вас заинтересовало? Что еще нужно повторить на следующем уроке? О чем вы сможете рассказать своему близкому другу после сегодняшнего урока? Кто работал на уроке лучше всех? Кого Вы считаете еще нужно отметить за хорошую работу на уроке?
Выставление отметок учащимися своим одноклассникам.
До встречи на следующем уроке!
Приложение 11. Презентация к уроку.
Литература
- Дидактический материал по физике: 7-8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
- Физика. 7 класс. Карточки-задания/ Егорова Л.П., Семенихина З.И. – ОДО “Аверсэв”, 2008. – 64 с.: ил.
- Физика: учеб. Пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Л.А. Исаченкова, И.Э. Слесарь. – Минск: Нар. Асвета, 2010. – 120 с.: ил.
- Пигалицын Л.В. Виртуальный физический эксперимент: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – 76 с.
Физкультминутка
Источник
Всего найдено: 15
- прибор для определения объема тела человека по объему вытесненной им воды
- прибор для измерения объема тел
- прибор для замера объема газа
- прибор в виде U-образной трубки с тончайшим просветом, применяется для определения соотношения между объемами плазмы крови и клеточных элементов ее (кровяных телец); это соотношение также называется гематокритом
- прибор, записывающий изменения объема какого-либо тела
- прибор для измерения объема тел
- прибор для измерения объема тел неправильной формы по объему вытесненной ими воды
- прибор для определения объема тел неправильной формы
- прибор для косвенного определения ударного и минутного объема сердца по результатам измерения комплекса механических и временных показателей сердечной деятельности
- прибор для измерения концентрации веществ в небольших объемах окрашенных растворов по их светопоглощению
- прибор для графической регистрации изменений объема внутренних органов и тканей в процессе их жизнедеятельности
- прибор для регистрации изменений объема всего тела человека, части тела или отдельного органа
- прибор для измерения изменения объема конечности при разном кровенаполнении
- графическая запись изменений объема органа или части тела, отражающих динамику кровенаполнения его сосудов, с помощью специального прибора
- графическая запись изменений объема органа (или части тела), отражающих динамику кровенаполнения его сосудов, с помощью специального прибора плетизмографа
- прибор для определения изменения объема вещества под гидростатическим давлением
- медицинский прибор для графической регистрации изменений объема легких, определения частоты и глубины дыхания, потребления кислорода
- прибор для измерения объема легких
- прибор для определения изменений объема органа, обусловленных его кровенаполнением, и основанный на преобразовании этих изменений в изменения электрического напряжения или силы тока, регистрируемые при помощи фотозаписи
- прибор для регистрации изменений кровенаполнения органа или участка тела по сопутствующим изменениям его объема путем непрерывного измерения емкости электрического конденсатора, образованного двумя металлическими электродами и исследуемым органом
Источник
Ответы на вопрос Специальный сосуд на букву М
- Мензурка – Аптечный или лабораторный сосуд с делениями для отмеривания жидкостей 8 букв
- Разгадывать кроссворды
- Мера – Старая русская единица емкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их 4 буквы
- Машков – Автор картины “Букет в стеклянном сосуде 6 букв
- Мензурка – Небольшой сосуд с делениями для измерения объемов жидкостей 8 букв
- Мензурка – Аптечный или лабораторный сосуд с делениями 8 букв
- Мензурка – Стеклянный конический сосуд с делениями и носиком, применяемый в лабораториях для измерения объёмов жидкостей 8 букв
- Мензурка – Аптечный или лабораторный сосуд с обозначенными на нем делениями для отмеривания жидкости 8 букв
- Миксер – Сосуд с электрич. мешалкой для сбивания коктейлей, теста и т. п 6 букв
- Метастаз – Перенос микробов или клеток по кровеносным или лимфатическим сосудам из первичного очага в другую часть организма 8 букв
- Метастаз – Отдалённый вторичный очаг патологического процесса, возникший перемещением вызывающего его начала из первичного очага болезни через ткани организма. Перемещение может осуществляться через кровеносные или лимфатические сосуды, либо внутри полостей тела. Процесс образования метастазов называется метастазированием 8 букв
- Менструация – Часть менструального цикла женского организма, отторжение функционального слоя эндометрия, сопровождающееся кровотечением. От первого дня менструации начинается отсчёт менструального цикла. То, что менструальная кровь не сворачивается и имеет более тёмный цвет, чем кровь, циркулирующая в сосудах, 11 букв
- Мерка – Предмет (линейка, сосуд и т. п.), служащий для измерения кого-чего-либо 5 букв
- Мате – Сосуд из лагенарии 4 буквы
- Мензурка – Сосуд с делениями 8 букв
- Муть – Осадок на дне сосуда 4 буквы
- Мера – Сосуд для измерения сыпучих на Руси. 4 буквы
- Мера – Сосуд для измерения ёмкости сыпучих тел 4 буквы
- Мензурка – Стеклянный сосуд с делениями для измерения объёмов жидкостей 8 букв
- Мензурка – Небольшой стеклянный сосуд 8 букв
- Мангал – Сосуд для горящих углей, заменяющий печку 6 букв
- Миска – Сосуд для еды, но главным образом для приготовления пищи, для смеси салатов, винегретов, теста 5 букв
- Малограмотный – Плохо владеющий своей специальностью, неграмотный 13 букв
- Манеж – Место или специальное большое здание для верховой езды и конных упражнений 5 букв
- Манеж – Специально оборудованная площадка для дрессировки животных 5 букв
- Мартеновский – Относящийся к выплавке стали в специальных пламенных печах 12 букв
- Маска – Специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды), с вырезами для глаз 5 букв
- Маслобойка – Специально оборудованное помещение, где сбивают масло, маслобойня 10 букв
- Мастер – Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха 6 букв
- Матка – Специальное военное судно, обслуживающее другие суда во время стоянки 5 букв
- Минимум – Совокупность специальных знаний, необходимых для работы в какой-нибудь области 7 букв
- Минимум – Совокупность специальных знаний, необходимых для работы в какой-нибудь области, а также соответствующий экзамен 7 букв
- Миссия – Дипломатическая делегация специального назначения 6 букв
- Моечная – Специальное помещение для мытья, мойки 7 букв
- Мойка – Приспособление специальное оборудование для мытья чего-нибудь 5 букв
- Морг – Учреждение или специальное помещение для хранения трупов, их вскрытия и выдачи для захоронения 4 буквы
- Морить – Держать (древесину) в воде, в специальном растворе для придания темного цвета 6 букв
- Морить – Держать (древесину) в воде, в специальном растворе для придания темного цвета, а также окрашивать морилкой 6 букв
- Мостопоезд – Специальный поезд для ремонта и строительства мостов и путепроводов 10 букв
- Мыльница – Коробочка или специальное блюдечко для мыла 8 букв
- Математик – Специальность ученого 9 букв
- Малахов – Тележурналист, шоумен, ведущий программ студии специальных проектов ОАО «Первый канал», главный редактор журнала “StarHit. (фамилия) 7 букв
- Минимум – Наименьшая величина; совокупность специальных знаний, необходимых для работы 7 букв
- Магазин – Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже 7 букв
- Маляр – Специальность рабочего 5 букв
- Мундштук – Специальное удило с боковыми щечками, изобретено Пиньатели 8 букв
- Морилка – (энтомология) специальное устройство для умерщвления насекомых, применяемое при сборах в энтомологические коллекции 7 букв
- Магистр – Ученая степень, присуждавшаяся лицам, окончившим университет или духовную академию, выдержавшим специальный экзамен и защитившим соответствующую диссертацию (в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых других странах) 7 букв
- Морковь – С 1 января 1991 г. этот овощ специальным постановлением ЕЭС превратили во фрукт, чтобы из него можно было варить конфитюр. Что это такое 7 букв
- Морг – Специальное помещение для хранения трупов до захоронения 4 буквы
- Морг – Специальное помещение при больницах, учреждениях судебно-медицинской экспертизы для хранения, опознания, вскрытия и выдачи трупов для захоронения 4 буквы
Источник
Конкурс “Я иду на урок”
Т. В. Мишарина,
МОУ гимн. № 1, г. Сыктывкар, Респ. Коми
Цель: познакомить учеников с физической величиной «объём» и его измерением с помощью мензурки, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ход урока
Учитель. Что мы узнали на прошлом уроке?
Ученики*. Органы чувств нас подводят, поэтому надо проводить опыты и измерения.
Учитель. Что у тела можно измерить? (Ученики перечисляют величины. Учитель показывает три стальных шарика разного объёма). Чем отличаются эти тела друг от друга?
Ученики. Эти шарики отличаются объёмом.
Учитель. Посмотрите на всё оборудование урока, какое свойство тел мы сегодня будем изучать?
Ученики. Мы будем изучать объём.
Учитель. Запишите тему урока. (Тема всплывает на слайде 1**. Учитель показывает лист бумаги и куб.) Как бы вы назвали эти тела? И почему?
Ученики. Лист – это плоское тело, а куб – объёмное, т. к. занимает часть пространства.
Учитель. Попробуйте дать определение объёма. (Если ученики затрудняются, то учитель просит найти определение на с. 58 в учебнике [1].)
Ученики. Объём – это та часть пространства, которую занимает тело (по щелчку учителя соответствующая запись появляется на слайде 1.)
Учитель (показывает набор геометрических объёмных тел разного размера). Какое тело имеет наибольший объём? (Ученики называют.)
Как вы оценивали объёмы тел?
Ученики. С помощью органа чувств – глаз.
Учитель. Можно ли на 100% доверять глазам?
Ученики. Нельзя. Необходимо ещё и измерять.
Учитель. В каких единицах принято в физике измерять (правильнее говорить «выражать». – Ред.) объём?
Ученики. В кубических метрах, м3 (слайд 2).
Учитель (с помощью метровых линеек показывает, что из себя представляет 1 м3). Удобно ли нам на уроках измерять объём в м3? Что изображено на верхнем рисунке на с. 59 в учебнике?
Ученики. На рисунке изображён 1 см3, в этих единицах нам удобно выражать объём.
Учитель. Почему вы решили, что это 1 см3?
Ученики. У этого куба длина 1 см, ширина 1 см и высота 1 см (по щелчку учителя на слайде 2 появляется соответствующая запись).
Учитель. 1 см3 называют ещё миллилитром. Во сколько раз 1 м3 больше 1 см3?
Ученики. В миллион раз (по щелчку учителя на слайде 2 появляется соответствующая запись).
Учитель. Как называется прибор для измерения объёма?
Ученики. Мензуркой или мерным цилиндром.
Учитель (держит в руках стеклянный цилиндрический стакан и мензурку). Какой из сосудов является измерительным прибором и почему? С чего надо начинать работу с измерительным прибором? (По щелчку учителя появляется слайд 3.)
Ученики. У измерительных приборов есть шкала, и в первую очередь надо определить её цену деления.
Учитель. На слайде вы видите часть шкалы мензурки, определите её цену деления. (Ученики определяют и объясняют, как они это делают.)
Учитель. Чем отличаются друг от друга мензурки на ваших столах? (На столах учеников по 2 мензурки с разной ценой деления.)
Ученики. Мензурки отличаются ценой деления (объясняют, как они её определили).
Учитель. Сейчас мы научимся пользоваться мензуркой. Начнём вот с чего (показывает груз от «ведёрка Архимеда» и само ведёрко): я хочу узнать, одинаков ли объём у этих тел? Как вы мне предложите это сделать?
Ученики. Надо вложить груз в ведёрко.
Учитель. Как мне определить объём этого прямоугольного сосуда? С помощью кубиков по 1 см3? (Кубики и сосуд на демонстрационном столе.)
Ученики. Вложить кубики в этот сосуд.
Учитель. Как определить объём воды в этом сосуде?
Ученики. Вылить воду в мензурку (показывают).
Учитель. Давайте из этого цилиндрического сосуда изготовим мензурку с помощью мерного цилиндра с отметкой только 100 мл. Как вы предлагаете это сделать?
Ученики. Надо налить 100 мл воды в сосуд и сделать на прикреплённой к нему полоске бумаги первую отметку, затем налить ещё 100 мл и сделать новую отметку и т. д. (слайд 4).
Учитель. Но эта мензурка не позволяет измерять маленькие объёмы. Что нужно сделать, чтобы цена её деления была 20 мл?
Ученики. Надо измерить линейкой расстояние между двумя ближними делениями и разделить его на 5 частей (слайд 5, здесь не показан).
Учитель (берёт груз от «ведёрка Архимеда» и лабораторную мензурку). Этот груз в мензурку не входит. Как же вы предложите измерить его объём? Я предлагаю вам обратить внимание на эти приборы (показывает сливной сосуд и стаканчик).
Ученики. Надо опустить груз в наполненный до носика отливной сосуд, а вытесненную воду из стаканчика перелить в мензурку (слайды 6-7).
Учитель. Как вы предлагаете с помощью мензурки измерить объём этого небольшого кусочка пластилина? (Ученики объясняют, как найти объём, а по щелчкам учителя на слайде 8 последовательно появляется необходимая информация.)
Что показано сейчас на экране? (Слайд 9. Ученики объясняют, что видят и как определяется объём тела.)
Учитель (берёт в руки кусок пластилина и деформирует его). Что происходит с формой тела? Какая при этом мысль может возникнуть? (Ученики дают свои ответы.) У меня появилась мысль: зависит ли объём тела от его формы? Как мне её проверить? (Слайд 10. Ученики отвечают, что необходимо провести опыт. Ставим цель, продумываем план, составляем таблицу, проводим опыт и делаем вывод. Слайд 11. Учитель предлагает провести опыт каждому ученику самостоятельно с оборудованием, которое находится у него на столе. Тем, кто справится с заданием раньше, предлагает определить объёмы жидкостей и тел по рисункам на с. 64, 65 в учебнике и на слайдах 11, 12. Подводит итоги урока и собирает тетради с самостоятельной работой.)
Домашнее задание. Сами изготовьте мензурку.
Литература
- Степанова Г.Н. Физика. 5 класс: учебник. СПб: СТП Школа, 2004.
* Здесь приведены желаемые ответы. Если дети сразу не отвечают, учитель задаёт наводящие вопросы.
** Интерактивная презентация дана в электронных приложениях. – Ред.
Источник