Сосуд для курения фимиама

Сосуд для курения фимиама thumbnail
Фимиам

Ароматические курения присутствовали в жизни человека издавна. А во времена властвования среди христиан и иудеев древнейшей Священной книги – Ветхого Завета, существовало одно благовоние, предназначенное для целей богослужения. Это курение носит название фимиам.

В христианских церквях, а также священных домах представителей иных конфессий, это благовоние воскуривают и сегодня. Данный обряд почитатели религий проводят с разными целями. Единым остается одно: курение фимиама все связывают со священнодействием.

Что такое фимиам

Если опираться на энциклопедический словарь, то слово фимиам имеет греческое происхождение. Означает оно «курю, жгу». В дословном переводе это звучит как «курение».

Фимиам попал в руки Моисея, если верить Священному Писанию. Состав благовония был передан ему на горе Синай Богом. Вместе с благовонием пророку Господь дал указания. В них он сказал Моисею взять благовонные вещества халвана душистого, стакти, ониха и чистого ливана в равном количестве. Истолочь их и сделать священный курительный состав. Его нужно было положить перед ковчегом откровения в святилище, где Бог будет открываться пророку.

При этом, курить фимиам самому пророку было запрещено. В Священном Писании четко сказано, что данное благовоние предназначено только для Господа. И место, в котором оно будет им воскурено, станет великой святыней.

Значение слов «курить фимиам» сегодня трактуется неоднозначно. В буквальном смысле – это выражение указывает на богослужебное действие. А вот значение фразеологизма никак не связано с религией. Применяя в речи это словосочетание подразумевается «льстивость, восхваление кого-то».

Сегодня большая часть составляющих благовония поставляется из арабских государств. Фимиам может применяться как в твердой, так и жидкой форме. В первом случае основными составляющими являются смоляные и древесные бахуры, а во втором – эфирные смоляные масла.

Что такое фимиам

Фимиам в древности был очень ценен, он пользовался большим спросом среди разных слоев населения. Через торговые пути проходили десятки караванов, доставляющих ингредиенты для благовония. Вероятно, многие слышали библейскую легенду о сыне Иакова – Иосифе, которого фактически продали измаильтянским купцам, взяв в качестве платы бальзам, стираксу и ладан.

Столь высокий спрос на восточное благовоние даже смог оказать влияние на налаживание торговых связей между Европой и Азией. Именно по инициативе купцов, торговавших фимиамом, был открыт новый путь.

Назначение

Фимиам в разное время использовался по-своему. Его наделяли всевозможными свойствами. Существует несколько интересных фактов о назначении и применении благовония у разных религиозных конфессий, народов в прошлом:

  • в Древнем Египте фимиам особенно почитался. Воскуривали его практически по любому поводу. Веря, что людей повсюду окружают Боги, египтяне ежедневно жгли фимиам в своих жилищах в подтверждение своего поклонения. В данном историческом регионе даже ходила пословица: «Боги любят благовония»;
  • в Иерусалимском храме фимиам сжигали только священники. И это было их прямой обязанностью. Курить благовонные вещества обычным израильтянам было категорически запрещено. В соответствии со Священной книгой евреев такие люди были отвратительны Иегове (Богу). Жгли благовоние на особом жертвенники 2 раза в день. А в величайший для евреев праздник «День искупления» фимиам воскуривал первосвященник в Святой святых;
  • еще в глубокой древности у израильтян появилось понятие молитвы фимиама. Так как верующие искренне верили в то, что при воскуривании благовония читаемые молитвы Бог всегда слышит;
  • ранние христиане, вероятно, фимиам не использовали вовсе, так как считалось, что это символ язычества. Язычники бросали мелкие кусочки ароматных веществ на жертвенник, демонстрируя тем самым свое поклонение

Фимиам не забыт и сегодня практически ни одним народом. Его активно применяют при различных ритуалах, богослужениях:

  • в церквях благовонное вещество сжигают при литургии, молитве;
  • узкие религиозные общины при осуществлении ритуалов жгут благовоние для контакта со сверхъестественной силой (сеансы спиритизма)
  • приверженцы ислама воскуривают фимиам в домах перед алтарем и в церквях. Таким образом, они высказывают поклонение Богу и оберегают мертвых;
  • благовоние жгут не только верующие. Не так давно его стали активно применять при медитации. В тематических справочниках предлагают использовать ароматическое вещество с целью наполнения энергией и достижения тонкого уровня;

Подготовка к воскурению благовония в церкви

Современные христиане благовоние в исконном его виде не жгут. Но они чрезмерно восхваляют фимиам в своих молитвах. Считается, что праведное поклонение Богу равноценно благоуханию ароматического вещества.

Скептики используют дым горячего фимиама тоже. Только цель они преследуют сугубо практичную. Ароматическая смола – это благовоние, обладающее специфическим, но очень приятным запахом. Поэтому фимиам некоторые воскуривают в домах исключительно для распространения в жилище аромата.

Состав

Из чего делают фимиам сейчас? Современный состав благовония во многом зависит от культурных, исторических традиций конкретного народа. Фимиам, о котором говорится в Ветхом Завете, состоял из 4 компонентов: оних, стакти, ливан, халван.

Таблица 1.Из чего состоит благовонное вещество, сжигаемое в церкви

Наименование компонента

Краткое описание

Ливан

Сейчас он известен многим как ладан. Является ароматической смолой деревьев, относящихся к роду босвеллия.

Ливан наиболее изученный компонент. Остальные ингредиенты, содержащиеся в классическом варианте фимиама малоизвестны. Но в википедии и некоторых аналогичных ресурсах немного информации об этих компонентах все же есть

Стакти

Значение этого слова в переводе с греческого звучит как «капающий». На основании этого можно предположить, что подразумевается какая-то смола или сок. Многие толкователи библейских писаний склонны считать, что стакти – это та же мирра, являющаяся смолой деревьев, принадлежащих к роду коммифора. При этом имеется виду особая мирра, приближенная к современному очищенному мирровому маслу. Толкователи, являющиеся приверженцами Талмуда, с данным утверждением не согласны. Они предполагают, что данное составляющее – это не что иное, как стираксовый бальзам. Однако талмудическая традиция заметно отличается от общепринятой церковной. Поэтому к ней следует относиться с определенной долей недоверия

Оних, или оперкулум

Это – крышечка, имеющая выпуклую форму. Она закрывает раковину моллюска, защищая таким образом его от высыхания. Оперкулум некоторых моллюсков отличается специфическим запахом. Порошок, полученный путем ее измельчения, с древности применяли при изготовлении благовоний. Известно, что оперкулум Strombus tricornis активно использовался при приготовлении ароматического состава. Данный моллюск обитает в Красном море

Халван

Это – камедесмола, добываемая из цветковых растений семейства зонтичных. Произрастают они в Иране. Данное вещество имеет интенсивный запах. Его по сегодняшний день применяют при изготовлении парфюма

Читайте также:  Нормы по охране труда сосудов

Что сейчас добавляют в фимам? Сегодня используют бахур, масла. Бахур является натуральным благовонием. Сжигают его для получения дыма, обладающего особым ароматом. Используют вещество при ароматерапии, а также для окуривания помещений, тела, одежды и даже волос.

Фимиам бывает разного сорта. Классифицируют его по внешнему виду, спектру применения.

В современные фимиамы может добавляться ароматическое масло, выступающее в роле наполнителя, а также основа. Последняя может быть как угольной, так и «массала». Массала – это измельченные растения, обладающие специфическим ароматом смешанные со смолой. Уголь же придает благовонию черный цвет. Фимиам на основе угля, сгорая, издает лишь аромат масла, сторонние запахи при этом отсутствуют.

Массала

Твердые фимиамы могут быть представлены и в виде плиток. Такие благовония содержат топленый мед, масло. Их применяют в случаях, когда необходимо распространить интенсивный аромат в течение короткого промежутка времени.

Благовония в жидком виде, обладают приятным запахом и особыми свойствами. Они оказывают успокаивающий, бактерицидный, а также антибактериальный эффект. Консистенция вещества позволяет добавлять его в косметические и уходовые средства, бальзамы и мази. Они применяются с лечебной целью.

Традиционно при курении фимиамов использовали чаши. Они называются бахурницы. Изготавливались чаши из разного материала: металла, фарфора, глины. Есть даже электрические изделия. Курят фимиамы так: на раскаленный в чаше уголек кладут немного благовония. Процесс воскуривания начинается сразу.

В чем разница: фимиам и ладан

Многие задаются вопросом о том, в чем разница между фимиамом и ладаном. Некоторые ошибочно полагают, что это одно и то же. Но данное мнение неверно. Ладан, или ливан – это составляющая древнего благовония. Она является древесной арома-смолой. Упоминается в Евангелии как дар, который был принесен Иисусу Христу волхвами вместе со смирной и золотом.

Ладан благоухающий и фимиам отличаются, главным образом, тем, что первый – это, по сути, однокомпонентый состав, а второй – смесь ароматических ингредиентов.

Ладан

Современные производители благовоний выпускают большое количество разновидностей ладана. Разумеется, это уже не чистая древесная смола, а смесь из ливана и ароматических масел. Наиболее популярными благовониями являются: ладан афонский праздничный, ладан царский..По заявлению производителей, ладан афонский изготавливается по древнейшему рецепту монахов.

Правильное воскурение

Жестких рамок в отношении правильного курения фимиама сегодня не существует. Благовония жгут не только при богослужениях, но и при медитации, ароматерапии и даже лечении.

Если говорить о традиционных правилах воскуривания фимиама, то обычно это делали в специальной посуде – чаше, а в церкви – кадиле. Кадильница издавна считалась сосудом священным и использовалась только на торжественных богослужебных мероприятиях.

Из ладана производят религиозные кадильные свечи. Но курят их не только в церквях. Свечи покупают и неверующие люди с целью домашнего воскуривания. Где купить такие арома-изделия? В масс-маркетах их не найти. Свечи можно купить в специализированных магазинах благовоний.

Существует мнение о том, что если часто зажигать свечу из ладана, то можно излечиться от ряда заболеваний. Но научно это не доказано.

Сейчас есть и сигаретный фимиам. Его добавляют в табак. Курительный фимиам также можно встретить в кальянных.

Заключение

Фимиам является одним из древнейших благовоний, которое используется по сегодняшний день. Появился он исключительно как религиозный состав для воскурения. Однако со временем область применения фимиама была значительно расширена.

Источник

Не следует путать с паникадилом — светильником.

Не следует путать с кандилом — подсвечником.

Кади́ло (ивр. ‏מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת‏‎; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν), или кади́льница[1] — изначально в иудаизме, а затем в православном и католическом христианстве, сосуд для курения фимиама (ладана) во время определённых видов богослужений в храме или церкви.

История[править | править код]

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля. Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Исх. 30:1-9). Евангелист Иоанн Богослов описал в Откровении бывшее ему видение в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр. 8:3). Каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8:2-3), славу Божию (2Пар. 5:14), а идущий вверх дым от кадильницы, — вознесение молитв к Богу (Пс. 140:2).

В христианстве[править | править код]

В христианстве кадило вошло в число церковной утвари и используется в большинстве богослужебных обрядов. Каждение совершается во время молитвы с апостольских времён. О кадиле упоминает Евагрий Понтийский[2]. Кадило хранится и готовится к употреблению в кадильной нише, где в него влагается горящий уголь, на который кладётся ладан — душистая смола ближневосточных деревьев. При нагревании и сгорании он испускает благовонный дым — фимиам[3]. Существует церковное кадило с цепочками, которыми присоединяется к ручке, и келейное (домашнее), с жёстко закреплённой ручкой на боку (кацея).

Старейший образчик кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима[4].

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии[5].

В соответствии с православной традицией, с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

Каждение[править | править код]

Перед началом каждения священник произносит молитву:

Богослужебное каждение бывает полным, когда диакон, пресвитер или епископ с кадилом обходит весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящим людям с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами — иконами, храмом, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающие честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться. Горящие кадила торжественно предносятся диаконами во время малого и великого богослужебных входов, а также используются на облачении архиерея и при совершении многих чинопоследований.

Кацея[править | править код]

Кацея́, кадильница — разновидность кадила, напоминающая ковшик или чашу с рукоятью[6].

В настоящее время кацея используется в греческих церквях[7] и старообрядцами-беспоповцами[6]. В России некоторыми православными христианами возрождается обычай воскуривать ладан в своих домах при помощи кадильницы (кацеи)[8]. Раньше такие ладанные курильницы в виде медного шара и крестом наверху ставили перед иконами[9].

Дополнительная информация[править | править код]

Самое большое в мире кадило Ботафумейро крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии (автономной области Испании). Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями (исп. tiraboleiros) в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

В повести И. С. Тургенева Степной король Лир писатель ошибочно назвал кадило светильником паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». На эту ошибку в 1870 году указывал А. А. Фет в своём письме другу И. П. Борисову[10].

Словосочетание Раздуть кадило (производное от раздуть дело) в переносном смысле означает широко развернуть какую-либо деятельность[11], а также поднимать шум, излишне эмоционально выражать своё негодование по какому-либо поводу[12].

См. также[править | править код]

  • Жертвенник воскурения

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Багдасарян, Орлова, Телицын, 2005.
  2. ↑ Евагрий Понтийский, авва Мысли
  3. ↑ Михаил Скабалланович. Кадило // Толковый типикон. — М.: Паломникъ, 1995.
  4. ↑ Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. — М., 1997.
  5. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М., 1999.
  6. 1 2 Игошев В.В. Кацея // Православная энциклопедия. Том 32. — М.: Православная энциклопедия, 2013. — С. 141—144.
  7. ↑ Игошев, Макаров, 2012.
  8. Иеромонах Иов (Гумеров) Может ли мирянин совершать каждение у себя дома? // Православие.Ru, 18.03.2008
  9. ↑ Ладан : Ладанница // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  10. Арапова Н. А здесь пачулями пахнет // Учительская газета. — 2009. — 12 мая (№ 19). Архивировано 8 сентября 2019 года.
  11. ↑ Кадило // Толковый словарь Ожегова
  12. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Кадило // Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / Под ред. В.М. Мокиенко. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — С. 239.

Литература[править | править код]

  • Игошев В.В., Макаров Е.Е. Кадило // Православная энциклопедия. Том 29. — М.: Православная энциклопедия, 2012. — С. 83—86.
  • Кадило // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кадильница, кадило // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Кадило, или кадильница // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / вт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлова, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: Локид-пресс, 2005. — 495 с.
Читайте также:  Перец чили для сосудов

Источник

С самых древних времен различные ароматические курения сопровождали жизнь человека, но во времена Ветхого Завета было одно благовонное курение, которое предназначалось исключительно для богослужебных целей. Это фимиам.

Сосуд для курения фимиама

Фимиам (греч. θυμίαμα) происходит от греческого глагола θυμιάω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «курение».

Согласно Священному Писанию, состав фимиама был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай вместе с другими богослужебными указаниями:

«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).

Сосуд для курения фимиама

Ветхозаветный «жертвенник воскурения». Современная реконструкция

Итак, фимиам – это многосоставное благовоние наподобие современного церковного «ладана», который в своем составе может иметь различные вещества.

Библейский фимиам состоял из четырех таких компонентов: стакти, оних, халван и ливан.

Сосуд для курения фимиама 

Смола ладана

Ливан, как мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей нашего цикла, это всем известный ладан – ароматическая смола некоторых деревьев рода босвеллия.

Другие компоненты не столь известны, но мы попытаемся расшифровать и их.

Сосуд для курения фимиама

Мирровое масло

Стакти (греч. στακτή) дословно переводится как «капающий», т.е. подразумевается некий сок или смола. Большинство толкователей библейских текстов (в том числе, например, и свт. Василий Великий) придерживаются мнения, что в данном случае речь идет о мирре – смоле деревьев рода коммифора, о которой мы также рассказывали, причем имеется в виду особо очищенная мирра, которую можно сравнить с современным мирровым маслом. Впрочем, талмудическая традиция толкования библейских текстов предполагает, что стакти (евр. נטף – натаф) – это стираксовый бальзам. Но талмудическая традиция во многом отличается от церковной, потому к ней стоит относиться с определенной долей осторожности.

Сосуд для курения фимиама

Раковина моллюска Strombus tricornis и ее когтеобразный оперкулум

Оних (греч. ονυχ – «имеющий отношение к ногтям»), так называемый оперкулум – плоская выпуклая крышечка, закрывающая устье раковины моллюска и защищающая его тело от высыхания, она иногда и в самом деле напоминает ноготь или коготь. Оперкулум определенных моллюсков обладает специфическим запахом, порошок из такого оперкулума с глубокой древности использовался в благовониях. Так, в ветхозаветную эпоху для ароматических составов употреблялись, например, оперкулумы моллюска Strombus tricornis, обитающего в Красном море.

Сосуд для курения фимиама

Цветущий гальбанум

Халван, это гальбанум – камедесмола цветковых растений рода Ферула (Ferula galbaniflua и  Ferula rubricaulis) семейства зонтичных, растущих на территории Ирана. Это пахучее вещество используется в парфюмерии и по сей день.

В древности все благовония использовались не только для религиозных обрядов, но и в быту – как лекарственное средство и как духи. Однако фимиам именно в таком составе (ливан, стакти, оних, халван) предназначался исключительно для богослужения: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38). Т. е. человек, который в эпоху Ветхого Завета решился бы использовать фимиам не для молитвы, а для ароматизации собственного дома, мог быть подвержен смертной казни.

Христианские авторы придавали фимиаму символическое значение. Так, богослов IV века Евагрий Понтийский считал, что четыре компонента фимиама символизируют единство четырех добродетелей (благоразумие, справедливость, умеренность и мужество), а англосаксонский святой VII–VIII вв. Беда Достопочтенный утверждал, что благовония фимиама обозначают вечные блага, которые верующие ищут у Господа.

Со временем богослужение Ветхого Завета усложнилось, что коснулось и фимиама: в эпоху Второго храма он уже состоял не из четырех, а из одиннадцати или, по некоторым источникам, из тринадцати веществ.

Сосуд для курения фимиама 

В новозаветный же период при изготовлении фимиама (ладана) уже не придерживались ветхозаветного состава и стали использовать совершенно разные благовония, не обязательно соответствующие древнему рецепту. Эта практика в  христианском богослужении продолжается и сейчас. Ведь при всем почтении ветхозаветной традиции нужно понимать, что в те времена ароматические вещества были крайне дорогими и малодоступными, а потому их использование в известном смысле ограничивалось. Сейчас же многие благовония более доступны, что позволяет составлять более сложные ароматические композиции.

Дмитрий Марченко

Смотрите также: Библейские ароматы. Нард

Источник