Сосуд для низкого употребления

Свт. Иоанн Златоуст
Или не имать власти скудельник на брении от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь
См. Толкование на Рим. 9:20
Свт. Кирилл Александрийский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
На это можно было бы возразить, что они не смогут сказать, будто смысл речения здесь указывает нам на различие природ, ведь Павел не говорит, что некоторые сотворены свирепыми и ожесточенными, или сосудами чести и бесчестия, и он совсем не приписывает им такой природы. Он скорее убеждает думать, что некоторые люди созданы, словно глиняные сосуды, одни для чести, а другие – для бесчестия (см. 2 Тим. 2:20-21).
Фрагменты.
Свт. Феофан Затворник
Или не имать власти скудельник на брении от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь
«Сим Апостол не уничтожает свободного произволения, но показывает, как должно повиноваться Богу. Когда ты требуешь (придет тебе на то позыв), то представь себе, что ты не более как брение. И должен не только не противоречить, не предлагать вопросов, но даже не говорить, не мыслить, а уподобляться бездушной глине, которая покорна рукам горшечника и употребляется, на что он захочет. Для сего именно взят Апостолом такой пример не в образец жизни, но в урок преданного и безмолвного повиновения. Подобное правило наблюдать надо и везде – принимать примеры не в точном значении, а выбирать из них нужное, к чему они приведены, оставляя все прочее. Так и здесь надлежит понимать слова: глина, горшечник, сосуд. И когда Апостол присовокупляет и говорит: или не имать власти скудельник на брении и прочее, – не заключай из сего, что он изображает сим причины творения или необходимость определения; напротив, он выражает власть и различие в распоряжениях. Если же не в этом смысле принять слова его, то будут иметь место многие нелепые следствия. Ибо ежели идет здесь речь об определении, то выйдет, что Бог – Творец как добра, так и зла, а человек и в том и в другом весьма неповинен. Тогда окажется также, что и Павел, увенчавая везде свободное произволение, сам себе противоречит. Итак, Апостол хочет здесь достигнуть не иной цели, как убедить слушателя – во всем покорствовать Богу и ни в чем не требовать от Него отчета. Как горшечник, рассуждает он, из одной и той же глыбы делает, что ему угодно, и никто ему не противоречит: так и ты не спрашивай и не допытывайся у Бога, почему людей, хотя они одного и того же рода, одних наказывает, а других награждает; напротив, благоговей пред Ним и подражай глине. Как она покорна рукам горшечника, так и ты покорствуй определению Распорядителя вселенной. Он действует не без намерения и не как случилось, хотя ты и не постигаешь тайн премудрости. Ты позволяешь горшечнику из одной и той же глыбы приготовить разные изделия и не винишь его за это, а у Бога требуешь отчета в распределении наказаний и почестей, а не предоставляешь Ему знать, кто достоин и кто не достоин. Но поелику в том же составе та же и сущность, то предполагаешь, что те же и произведения. Какая неосновательность! Не от горшечника зависит, что из той же глыбы иное выходит на почетное, а другое на низкое употребление, напротив, от употребления (произвольного) пользующихся изделием. Так и здесь дело зависит от свободного произволения. Притом, как заметил я, пример должно брать в том одном отношении, что человек обязан не противоречить Богу, а предоставлять всё Его неисследимой премудрости. Пример должен быть обширнее того предмета, в объяснение которого приводится, дабы мог сильнее подействовать на слушателей. Если бы оный не был обширнее и не заключал в себе многих понятий, не мог бы тронуть и пристыдить возражающего, сколько нужно» (святой Златоуст).
Святой Златоуст, как видно само собою, все внимание обратил на то, чтоб отклонить ту мысль, которая первою навязывается уму при чтении сих слов Апостола, именно – если всё от Бога, то нет свободы и мы не виноваты. И опровергает ее отвлеченно, не соображая с течением речи, как и сами слова таковы. Он говорит, что Апостол сим примером учит нас только совершенной и молчаливой покорности Божеским распоряжениям. О самих же распоряжениях Божиих общеизвестно, что они делаются совершенно согласно как с Божиею правдою, милостию и премудростию, так и с достоинством и недостоинством людей или употреблением ими своего свободного произволения. Как ни того, ни другого недальновидность наша не дает нам видеть как следует, а они есть несомненно во всех делах Божиих, то неразумно возражать, смущаться и делать нелепые выводы из того, в роде таких: чесо ради еще и укаряет? Самое разумное, при порождении таких недоумений, восставив веру в Божескую правду и благо-попечительность, смиренно и молчаливо покорствовать Божиим распоряжениям, прогоняя всякое помышление, будто от Бога исходит что-либо неправедное и немилосердое, и совершенно успокоиваясь в преданности Ему.
Сюда же, то есть на отвержение той мысли, будто сими словами уничтожается свобода воли, направляет речь и блаженный Феодорит, только другою дорогою. Он берет при сем в доказательство свободы самое действие возражения. Если, говорит, ты возражаешь, значит, ты свободен. Если б не был свободен, не возражал бы, а молча покорствовал, как глина скудельнику. Он говорит: «если бы не был ты свободен и не по своему изволению избирал, что тебе делать, но по необходимости рабски следовал бы Божией воле; то молчал бы, подобно неодушевленным тварям, любя совершающееся по Божию домостроительству. Но поелику почтен ты разумом, то и говоришь, и делаешь, что тебе удобно, и не любишь совершающегося, но доискиваешься причин Божиим домостроительствам. Посмотри на брение у скудельника; оно, как не имеющее разумной рассудительности, не противоречит работающему, но, если назначено на выделку сосуда и нечестного, в молчании принимает то, что делается с ним. А ты противишься и прекословишь. Значит, не связан ты естественною необходимостию, не против воли преступаешь закон, но произвольно любишь лукавство и по своей воле принимаешь на себя труды добродетели. Посему прав и справедлив приговор Бога всяческих, законно наказывает Он согрешающих, как произвольно отваживающихся делать зло. Есть справедливость и в человеколюбии; потому что, от нас заимствуя повод, оказывает Бог милость». Подобную мысль высказывает и Экумений.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
См. Толкование на Рим. 9:20
Прп. Нил Синайский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Сказано, что есть сосуды «не в честь» (Рим. 9:21). Это живущие блудно, мытари и, одним словом сказать, занимающиеся всяким нечистым делом. Однако же и они, переменив худой нрав на добрый, могут соделаться сосудами «в честь» и благопотребными Царю веков.
Письма на разные темы. Купцу Василию.
Блаж. Августин
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Доколе вы – сосуды глиняные, вы сначала должны быть разбиты тем жезлом железным, о котором сказано: Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс. 2:9). Тогда, когда внешний человек будет разрушен, а внутренний обновлен, вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3:18-19). Потому как из одной и той же глины Бог создал одни сосуды для почетного употребления, а другие – для низкого, то не вам об этом судить, кем бы вы ни были, все еще живя, как эта глина, то есть земным чувством и плотской мудростью.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Сначала производится сосуд для низкого употребления, затем другой – для почетного. Подобно и в человеке, как я сказал, сначала дурное, с чего нам должно начинать и где мы не должны оставаться; затем – доброе, к чему мы стремимся и, достигнув, должны в нем пребывать. Но не каждый плохой человек станет хорошим, как не будет хорошим тот, кто не был плохим. И чем скорее человек изменится к лучшему, тем быстрее он по праву станет именоваться таким, каким он стал.
О граде Божием.
Принимая во внимание, что природа наша согрешила в раю, мы теперь образуем поколение смертных по тому же самому провидению Бога, но не по небесному, а по земному, то есть не по духу, а по плоти. Все мы стали одной глиняной массой, то есть массой греха.
О различных вопросах.
Если бы эта глина была столь незначительной, что не заслуживала бы ничего доброго, как и ничего плохого, было бы оправданно считать несправедливым использование ее на сосуды низкого употребления. Но когда по свободной воле первочеловека осуждение распространилось на всю глину, то не осталось сомнения, что, если из нее производятся сосуды для почетного употребления, это уже не вопрос справедливости, которая не действует без благодати, но Божией милости. Когда же, однако, сосуды делаются для низкого употребления, то это относится к суду Божиему, но не к несправедливости, которой у Бога быть не может…
Могло бы показаться несправедливым, что сосуды гнева производятся на погибель, если бы вся глина не была осуждена в Адаме. Что люди становятся сосудами гнева при рождении, относится к наказанию, которого они заслуживают; а что, возрождаясь, они становятся сосудами милосердия, относится к незаслуженной благодати.
Послания.
Блаж. Феодорит Кирский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Посмотри на глину горшечника, как она, лишенная разумного различения, не возражает вылепляющему ее, но, даже если ее определяют для изготовления низменного сосуда, молча принимает происходящее. Ибо об этом Павел писал и к Тимофею: Итак, кто будет чист от сего [отступления от истины], тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21).
Толкования на послания святого Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
См. Толкование на Рим. 9:20
Ориген
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
И у пророка Иеремии мы читаем нечто подобное, когда Господь приказывает ему войти в дом горшечника и посмотреть на то, как тот лепит, а особенно на то, как горшечник, собрав выпавший из рук сосуд, вновь вылепил его по своему желанию. И было, как сказано, слово Господне к нему, не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему (Иер. 18:6)? И мудрость говорит: «Сосуды горшечника испытует печь, и людей праведных – искушение» (пер. Сирах. 27:6 из Вульгаты). Итак, Бог властен над нами, как и горшечник над глиной, чтобы делать из того же замеса сосуды для чести и сосуды для бесчестия. Посему тебе, раз ты безрассудно отвечаешь Богу, достаточно выслушать это…
Итак, получается, что кто не очистил себя и не смыл покаянием греховную скверну, тот есть сосуд бесчестия. А если он увеличит свою злобу и отверделым разумом и нераскаянным сердцем совершенно презрит обращение, то он будет уже не только сосудом бесчестия, но и сосудом гнева.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Тем, кто говорит о множественности душевных природ и привлекает в подтверждение своих учений эти речи апостола, надлежит ответить следующим образом. Если и они признают, что из той же смеси сделаны, по слову апостола, и предназначенные к чести, и предназначенные к осуждению – что они называют природами, назначенными к спасению, и природами, назначенными к гибели, – то это будут уже не две разные душевные природы, но одна природа на всех.
О началах.
Тертуллиан
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Если апостол говорит о глиняных сосудах, то и человек – глина, поскольку раньше был ею, и плоть – глиняный сосуд, так как возникла из глины жаром Божественного дыхания (см. Быт. 2:7). Потом она была одета в глиняные туники, то есть обтянута кожей.
О воскресении мертвых.
Амвросиаст
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Одна и та же смесь, но воля горшечника разная. Подобно и Бог создал нас всех из одной субстанции, и все мы стали грешниками, но одних Он милует, а других отвергает, и не без справедливости. В творении есть только воля, у Бога же – воля со справедливостью, ибо Он ведает, кого миловать, как я упоминал выше.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Еще сравнение, разъясняющее права Бога Творца в отношении к творению. Смысл этого сравнения такой. Как горшечник имеет полное право давать каждому, им приготовленному, сосуду свое назначение, так вправе делать то же и Творец по отношению к твари, хотя бы через это одно творение оказалось в большей чести, чем другое. Но как Творец пользуется Своими правами в действительности, об этом здесь Апостол еще не говорит. Ему нужно только опровергнуть поставленное в 19-м стихе возражение против свободы Божией, о которой Апостол сказал в 18-м ст.
См. также Толкование на Рим. 9:14
Источник
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 9, ст. 18-33.
18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24. над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною.
26. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28. ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33. как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
(Рим. 9, 18-33)
Сегодня мы полностью прочитали 9-ю главу. Напомню, что с 9-й по 11-ю главу Послания к Римлянам апостол Павел рассуждает об очень важной теме: об истории родного еврейского народа и о том, как же ему быть дальше. Говорит, что израильскому народу были даны обетования: Бог избрал его как особый народ, призванный нести истину в мир. И вот случается так, что далеко не все иудеи, а скорее, даже малая их часть принимает Христа и верует в Него, остальная же часть мало того, что распинает, но и в дальнейшем не принимает вести о спасительном подвиге Иисуса Христа, даже не давая распространять эту весть апостолам.
Павел как раз рассуждает о том, что еще в Ветхом Завете Бог проводил избрание по определенным людям: скажем, у Авраама был не только Исаак, но линия пошла по нему. Потом у Исаака было два сына: Исав и Иаков, но Бог, как написано, возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, еще раз напомню, что смысл слов не такой жесткий, речь идет о том, что Иакова Бог избрал, чтобы по нему шла линия обетования, а линию Исава не включил. И в самом начале сегодняшнего отрывка задается вопрос:
19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
Речь идет о том, что у Господа Свой Промысл, Свой замысел: Он видит, как развиваются народы, история всего человечества, поэтому в какой-то момент, как горшечник, который лепит сосуды для разного употребления: низкого и высокого, так и Бог один народ приуготовляет к одной миссии, другой – к иной. Так и линия обетования шла через определенных людей и достигла до Самого Господа Иисуса Христа. Другие народы шли иными путями, скажем, у Авраама, кроме Исаака, был еще сын Измаил, который считается прародителем арабских народов, и мусульмане почитают его как своего прародителя. Эти народы идут своим путем, и, как мы сейчас видим, на их территориях доминирует ислам, который вообще активно развивается, но мы не знаем полностью замысла Божия. Может быть, получится так, что и эти народы принесут свой плод на христианской почве. Сейчас мы больше говорим именно о вражде, противостоянии, которое, на самом деле, касается и евреев: существует как бы некое соревнование вер, религий, все пытаются друг друга откуда-то вытеснить, занять новые территории, позиции. Как мы видим, апостол Павел рассуждает иначе. Конечно, он не говорит о мусульманах, которых тогда еще не было и ислама не существовало, но размышляет об иудеях, о том, что они тоже имеют свой путь, свою миссию, и даже если сейчас заблуждаются, то имеют шанс в будущем прийти ко Христу (о чем он скажет позже, уже в 11-й главе). Но смысл идей Павла именно в том, что Бог избирает одних для одного, других для другого, а дальше все может произойти абсолютно непредсказуемо для человека, Бог же это видел уже изначально.
22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24. над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Сосуды милосердия – те, кого Бог изначально избрал для почетной миссии, это линия обетования, линия народа Божия – ветхозаветного Израиля. И окружающие народы – сосуды гнева: мы помним, как часто в Ветхом Завете Бог наказывает различные языческие народы через Свой народ, какие-то войны, ситуации завоевания. Действительно, мы видим, что Бог не щадит эти сосуды гнева, то есть язычников. Но Он устраивает так, что может явить Свое милосердие и над сосудами гнева, то есть, как поясняет Павел в 24-м стихе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников. Таким образом, во времена Христова пришествия Бог поворачивает историю так, что не только избранные сосуды, то есть ветхозаветный Израиль, становятся носителями обетования, но и те, кто пришли в христианство из язычества, – милосердие Божие распространяется одинаково и на первых, и на вторых.
Мы должны понимать, что не знаем окончательных путей Божиих, и наша задача – проповедовать, нести Христа людям любых убеждений, конфессий, религий и делать это именно с любовью, радостью, с открытым сердцем, а не думать изначально, что все мы враждуем и ни о какой проповеди не может быть речи. На самом деле, великий миссионер апостол Павел учит нас иному.
И в окончании 9-й главы Павел приводит множество различных ветхозаветных цитат:
25. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною. То есть был не Мой народ – стал Моим, был не возлюбленным – стал возлюбленным.
И подытоживает:
30. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
Получается, что иудеи преткнулись, а язычники обрели праведность по вере. Такое интересное рассуждение о путях языческих и иудейского народов, и оно будет продолжено в 10-й и 11-й главах, которые мы с вами еще будем читать.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Источник