Сосуд для омовения ног

Сосуд для омовения ног thumbnail

Когда стих пишется, он идёт сам, и нет времени уточнять или переспрашивать.

Но когда он уже состоялся, начинаю иногда думать, а что же имелось в виду?.. Вот в этот раз зацепило меня “свершать омовение ног” (в “На пороге собственой тени…”). Стала искать значение и символику.

Нашла следующее.

“Библейская энциклопедия” с сайта Azbyka.Ru: Бани, купальни, купанья и омовение

Купания и омовения особенно часто употреблялись у восточных народов. Так как жители востока часто ходили босые или в сандалиях, то для чистоты и освежения по возвращении с пути омывали свои ноги (Быт 18:4). Ноги лиц семейства обыкновенно омывались слугами, только дочери омывали ноги своих родителей. По сему выражение: омывать ноги святых означало собою дело глубокого смирения и любви (1Тим 5:10), каковые в высшей степени показал всем нам, как образец, Господь Спаситель, умывши ноги Своим ученикам на Тайной вечери (Ин 13:8). Евреи обычно омывали свои руки до локтей, прежде чем им нужно было приняться за пищу; они омывали даже свои ложа, прежде чем возлечь за трапезу. На браке в Кане Галилейской в доме пиршества находились шесть каменных водоносов, наполненных водою для омовения рук гостям, при входе их на пир (Ин 2:6). Обыкновенно должность омовения рук и ног господам исполнялась слугами, как мы заметили выше, а каким образом она исполнялась, можно видеть из следующих слов 4-ой книги Царств: “Здесь Елисей, сын Сафитов, который подавал воду на руки Илии (3:11)” – так отвечал один из слуг царя Израильского на вопрос Иосафата. Тот же самый обычай даже доселе сохраняется на Востоке. Там нигде вы не увидите воды, заготовленной прежде в сосуде для омовения; но слуга льет из кувшина на руки своего господина. Обычай умывать руки пред обедом также сохраняется до настоящего времени. Слуга ходит с умывальницей вокруг стола, за которым находятся гости, и с блюдом для приема воды, стекающей с рук гостей. Омовение ног было всеобщим обычаем на востоке. Омовение рук в некоторых случаях считалось торжественным заявлением своей невинности, как то мы видим из примера Пилата (Мф 27:24). Вообще очищение и омовение у Евреев были очень обыкновенны, соединялись с религиозными предписаниями и предписывались самим законом. Внешние омовения часто в Свящ. Писании представляются образом нравственного очищения (Пс 50:4-9). Слова “баня” и “омовение” у апостолов употребляются в смысле возрождения в жизнь духовную в таинстве крещения (Тит 3:5). Омовения и купания происходили у Евреев в реках (4Цар 5:10), и в частных домашних купальнях (2Цар 11:2, Дан 13:15). В позднейшее время у Евреев, подобно Грекам и Римлянам, устроялись и общественные бани. Были также фермы или теплицы, близ Тивериады, для купанья, считавшиеся целебными.

Найдено на сайте “Твоя Библия: Вечное сегодня”

ВОПРОС: “Рассматривая старые рассылки, наткнулся на один вопрос… Читая о том, как Иисус омыл ноги ученикам и дал им заповедь делать то же самое, я подумал, что Христос сказал ученикам гораздо больше, чем понимаем мы, и они Его поняли… В те времена (если я не ошибаюсь) ноги умывали только рабы или сам себе. Поэтому факт умытия ног унижал человека и перед собой и перед другими. Сейчас это не так. Умывая ноги мы не чувствуем себя униженными. Мне не составит труда умыть ноги человеку, с которым у меня натянутые отношения. Но я испытаю, наверное, то же самое, что испытывал человек во времена Христа при умытии ног, если при всей церкви извенюсь перед этим человеком и протяну ему руку (тем более если я считаю, что я прав, а он нет). Какое Ваше мнение по этому вопросу?”

ОТВЕТ: Действительно, Иисус учил на естественных примерах, которые Он брал из окружающей обстановки. На востоке существовал обычай, что гостям слуга омывал ноги в то время, когда они полулежа занимались своей трапезой. Люди путешествовали по пыльным восточным дорогам в открытых сандалиях, и их ноги постоянно были в пыли. Но случилось так, что в верхней горнице во время Вечери слуги не оказалось. С другой стороны, ученики были заняты спорами о том, кто из них главнее, и кто на каком месте будет в Царстве Христа, которое они ожидали в буквальном смысле в ближайшем будущем. Что мог сделать Иисус в этот момент? Как обратить внимание учеников от их эгостичных мыслей к вечным истинам? Иисус нашел самый подходящий на тот момент способ: Он Сам исполнил роль раба, преподавая тем самым важный урок: “Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится” (Мф 23:11,12).

Да, сегодня в большинстве развитых стран уже давно нет обычая омывать ноги гостям, да и слуги уже перевелись, или по крайней мере их статус и обязанности во многом изменились. А вот сердце человека осталось прежним – наполненное эгоизма и самовозвышения… Но изменять то, что установил Господь не стоит. Тем более, что говоря “омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь” (Ин 13:10), Иисус установил определенную взаимосвязь между крещением и ногоомовением: если человек очищен от грехов крещением, но путешествуя по пыльным дорогам жизни запачкал свои ноги, то ему нет нужды повторно совершать крещение покаяния (Мк 1:4) для установления завета с Богом (1Пет 3:21), а достаточно совершить ногомовение смирения для обновления своего завета с Богом. И конечно же, этот глубокий и обширный смысл ногоомовения может исчезнуть, если мы попытаемся как-то адаптировать этот обряд к современным условиям.

Поэтому, “Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Ин 13:14,15) – эти слова однозначны.

О ритуальном омовении (взято с сайта Ислам.Ru)

Роль ритуального омовения, совершаемого перед намазом, с точки зрения гигиены и санитарии неоспорима. Перед ритуальным омовением мусульмане вначале психологически настраиваются для его совершения во имя Аллаха, формулируя про себя соответствующее намерение (нийят), а затем приступают к практическому его выполнению. Они моют лицо, руки до локтей, протирают мокрыми руками голову и моют ноги. Причем соблюдение приведенного выше порядка обязательно.

Что же происходит в организме человека при совершении омовения таким образом, и как все это влияет на здоровье человека?

По китайской медицине, на человеческом теле имеются более 700 биологически активных точек (далее – БАТ), из них 66 точек являются сильнодействующими, и в рефлексотерапии за эти эффекты их называют точками агрессии, античными точками или точками первоэлементов.

61 из этих сильнодействующих точек расположена в зонах обязательного омовения перед намазом, остальные 5 точек расположены на ногах, между щиколоткой и коленом. Таким образом, если учесть, что при совершении омовения мытье ног до колен является сунной (то есть желательным), то получается, что каждый раз при омовении мусульмане совершают своего рода комплексную процедуру, включающую в себя гидромассаж БАТ, температурное и физическое воздействие на них.

Причем очередность активизации и раздражения БАТ при омовении также оказалась оптимальной. При омовении лица, не считая освежающего воздействия воды на терморецепторы кожи лица, происходит “перезарядка” таких органов, как кишечник, желудок и мочевой пузырь, оказывается положительное воздействие на нервную систему, половые функции и т.д.

При омовении рук до локтей происходит гидромассаж БАТ, расположенных на этих частях тела, что приводит к повышению тонуса, успокоению сердца, усилению кровообращения и половых функций, нормализации работы легких, продолжается воздействие на кишечник и мочевой пузырь.

На моющейся при омовении части правой ноги расположены БАТ, связанные с костной системой, кишечником, нервной системой, поясничной областью, желудком, поджелудочной железой, желчным пузырем, щитовидной железой, солнечным сплетением и т.д. Таким образом, при мытье правой ноги активизируются эти системы и органы и происходит нормализация их функционирования.

На моющейся части левой ноги расположены БАТ, связанные с гипофизом – органом, расположенным в головном мозгу, регулирующим работу желез внутренней секреции и контролирующим процессы роста, связанные с половыми железами и т.д.

Большое количество (более ста) БАТ расположено в области ушных раковин. Они представляют собой своего рода “пульт управления” всего тела. Известно, что омовение ушей является сунной (желательным) при совершении ритуала омовения.

При массировании точек, расположенных на ушах, происходит нормализация работы почти всех внутренних органов, снижение давления при гипертонии (на ушных раковинах расположены антигипертензивная и антиаллергическая зона), уменьшается или снимается зубная боль и боли при ангине.

Кроме того, следует отметить, что сила воздействия на БАТ тоже играет немаловажную роль. По требованию сунны, процесс омовения должен сопровождаться приложением определенных усилий, которые эквивалентны физическому состоянию совершающего омовение. И это тоже соответствует научным требованиям.

Вдумайтесь только: мусульманин, обучивший другого человека омовению и намазу за 2-3 дня (максимум за неделю), сам не догадываясь об этом, передает ему знания и секреты китайской медицины, а также методы их практического применения. По традиционной системе, как мы отметили выше, для этого понадобилось бы 15-20 лет.

Источник

Омовение ног ученикам

(Псковская икона, XVI век)

Омове́ние ног – описанное в Евангелии событие, характеризующее крайнее смирение Иисуса Христа, а также подражающий ему обряд в богослужебной практике ряда христианских церквей.

Происхождение[править | править код]

На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт. 18:4, Быт. 19:2, Быт. 43:24, Суд. 19:21).

Омовение Христом ног ученикам[править | править код]

Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете

Богослужебная практика[править | править код]

Омовение ног

(мастер амстердамского кабинета, конец XV века)

Обряд омовения ног присутствует в богослужебных традициях многих христианских церквей.

Католицизм[править | править код]

В католической церкви обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.

Православие[править | править код]

В Православной церкви обряд (чин умовения ног) совершает в Великий четверг архиерей, который омывает ноги 12 священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.

Чин возник в Иерусалиме в VI-VII веках; впервые встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария. Около VIII века чин был воспринят в Константинополе, где, в отличие от Иерусалима, первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе[1]. В Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади храма Воскресения[2].

В практике Русской православной церкви в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). Порядок совершения церковного чина омовения ног находится в Чиновнике архиерейского священнослужения[3]. В 2009 году патриарх Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории русской церкви совершил чин умовения ног[4].

Протестантизм[править | править код]

В ходе Реформации анабаптисты возродили буквальное исполнение обряда. Одиннадцатая статья Дордрехтского вероисповедания 1632 года призывает омывать ноги святым, как проявление служения и жертвенной любви[5]. От меннонитов практика перешла к баптистким и различным свободным (братским) европейским церквам[6]. Граф Цинцендорф восстановил практику омовения ног у моравских братьев[7].

Баптисты и амиши перевезли обряд в Северную Америку. Именно от баптистов омовение ног переняли адвентисты и некоторые американские пятидесятники.

В Российской империи, в годы становления российско-украинского баптизма, дискуссия о необходимости принятии практики омовения ног имела место. В частности, этот вопрос обсуждался на первом съезде русских баптистов в 1884 году: в поддержку выступил первый председатель Союза русских баптистов И. И. Вилер, ему возражал И. В. Каргель. Съезд решил передать этот вопрос на усмотрение поместных общин[8]. В дальнейшем в среде евангельских христиан-баптистов практика не получила широкого распространения.

В 1920 году, пятидесятнический миссионер Иван Воронаев, во время вынужденной остановки в Стамбуле, познакомился с турецкой общиной адвентистов, принявших учение о крещении Святым Духом. В этой общине он увидел обряд омовения ног и впоследствии ввёл его в практику Союза христиан евангельской веры[9]. По условиям «августовского соглашения» об объединении с баптистами в 1945 году, советским пятидесятникам фактически надлежало прекратить омовение ног[10]. Общины нерегистрированного братства пятидесятников сохранили омовение ног до сих пор.

Омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих направления протестантизма:

  • большинство меннонитов, амиши[11]
  • некоторые баптисты[11]
  • некоторые методисты и общины движения святости[11]
  • Церковь адвентистов седьмого дня[11]
  • часть пятидесятников:

Апостольская церковь Эфиопии Объединённая пятидесятническая церковь, международная Объединённая церковь христиан веры евангельской Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) Церковь Бога пророчеств Церковь Бога во Христе в некоторых общинах Ассамблей Бога в некоторых общинах Международной пятидесятнической церкви святости

Обычно мужчины омывают ноги мужчинам, а женщины – женщинам. В некоторых общинах принято, чтобы супруги омывали ноги друг другу.

В истории известны случаи, когда в учении некоторых церквей была убеждённость, что без омовения ног перед евхаристией человек теряет спасение. Однако большинство протестантских богословов соглашаются, что омовение ног – пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения (см. Благодать).

См. также[править | править код]

  • Помазание Иисуса миром (Омовение ног Иисусу грешницей)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В Великий Четверг Святейший Патриарх Кирилл совершит чин омовения ног. Патриархия.ru, 15.4.2009.
  2. ↑ Чудо библейских времён Архивная копия от 23 апреля 2009 на Wayback Machine. НТВ, 16.4.2009.
  3. ↑ Архиерейский чиновник. Книга 1. Чи́нъ ѹ҆мове́нїѧ но́гъ в вели́кїй четверто́къ
  4. ↑ В Великий четверг Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин омовения ног. Патриархия.ru, 16.4.2009.
  5. ↑ Dutch Mennonite Conference. Dordrecht Confession of Faith (недоступная ссылка) (1632). Дата обращения: 15 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  6. ↑ Melton, 2005, The practice passed from the mennonites to the baptists and various free church groups in Europe., p. 230.
  7. ↑ Белорусский Унион Церквей. Предпосылки Адвентизма в Беларусии. Дата обращения: 15 апреля 2013.
  8. ↑ Алексий (Дородницын), 1908, с. 579.
  9. ↑ М.И. Чернов (М.И. Одинцов). Пятидесятническое движение в СССР в 20-30-х годах XX века (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2013. Архивировано 23 января 2011 года.
  10. ↑ Протестантизм:Словарь атеиста/Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. – М.: Политиздат, 1990. – ISBN 5-250-00373-7.
  11. ↑ 1 2 3 4 Melton, 2005, p. 231.

Литература[править | править код]

  • Статья в словаре Брокгауза и Ефрона (недоступная ссылка)
  • J. Gordon Melton. Foot washing // Encyclopedia of Protestantism. – Facts On File, Inc., 2005. – С. 230-231. – 628 с. – ISBN 0-8160-5456-8.
  • Алексий (Дородницын). Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. – Казань: Центральная типография, 1908. – 712 с. Архивная копия от 11 декабря 2017 на Wayback Machine

Источник

ОМОВЕ́НИЕ (טְבִילָה, твила, буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.

Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Иохананом бен Заккаем: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).

Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`, гемеробаптисты; см. секты малые), – по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения (см. Фарисеи).

В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность омовение имело для священников (см. Кохен), так как для участия в храмовой службе (см. Храм) и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию, или же вместо него (Иев. 46а).

Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы (см. Пара адумма), необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты. Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, – омовение женщин после менструации (см. Нидда) и омовение прозелитов, так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.

В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины – после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы. Поскольку это – раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров; см. Веса и меры) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре, однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б-22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно – Иом-Киппур; некоторые хасидские группы (см. Хасидизм) совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы. В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве, однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай – омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.

Омовение нидды и прозелита требует кавваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) – со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. Прозелит произносит бенедикцию после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме нидды) в Иом-Киппур и Ава девятое, то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.

Законы омовения стремились соблюдать и марраны, особенно женщины в состоянии нидды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.

Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17-21).

Омовение рук (нетилат ядаим) – наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).

Омовение рук – раввинистическое установление, цель которого – устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).

В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение – установление царя Соломона, согласно другим – учеников рабби Хиллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а-б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае – без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого – необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.

Начиная со средних веков левиты омывают руки кохенам перед совершением последними благословения (биркат-коханим), поэтому сосуд для омовения рук стал геральдическим символом левитов и часто изображается на их надгробиях. Омовение рук требуется и во многих других случаях, иногда – по гигиеническим соображениям, иногда – вследствие предрассудков. Список случаев, когда следует производить омовение рук, был составлен в 13 в. Шимшоном бен Цадоком; в списке упоминается омовение рук сразу после того, как встают с постели (для того, чтобы отогнать злых духов перед молитвой), после посещения отхожего места, при выходе с кладбища и в других случаях.

К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной (см. Кашрут) пищей. Такое омовение также сопровождается бенедикцией.

Реформизм в иудаизме не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. Погребение.

Источник