Сосуд для омовения рук у евреев
Просыпаясь утром, мы делаем омовение рук — нетилат ядаим, омывая их 3 раза по очереди: правая-левая, правая-левая, правая-левая.
Перед тем, как есть хлеб, омываем руки в другом порядке: сначала 2 или 3 раза (в зависимости от общины) правую, затем — левую.
Причины омовения рук утром
Существуют несколько причин, по которым необходимо делать омовение рук утром.
Во-первых, из-за того, что во время сна человек непроизвольно дотрагивается до мест, которые обычно прикрыты одеждой (Рош, Брахот 9:23). Во-вторых, поскольку считается, что утром человек как будто бы создан заново (респонс Рашба 1:191). В-третьих, чтобы очистить их от «нечистоты»— руах ра, которая остается на руках после ночи, а также, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра(Бейт Йосеф 4).
По всем мнениям, в первом случае необходимо сделать омовение рук три раза на каждую руку поочередно (один раз на правую, один на левую). Потому что только так можно очистить руки от руах ра, которая имеет особую силу, когда находится на руках с утра (Шаарей Тшува 4:20).
Хазон Иш в своем письме №4 пишет, что необходимо быть очень осторожным, тщательно выполняя все законы омовения рук с утра, поскольку это особый вид чистоты — таора, которая, в конечном счете, приводит к святости — кдуша.
Омовения рук перед трапезой с хлебом
Что же касается омовения рук перед трапезой, то это постановление царя Шломо и его раввинского суда.
Постановление было принято по двум причинам (Мишна Брура 158:1).
Во-первых, из-за необходимости есть труму (часть урожая, предназначенную коэну) в ритуальной чистоте. Поэтому коаним должны были омывать руки перед тем, как есть труму. И для того, чтобы приучить их делать это постоянно, постановили, чтобы даже простые евреи омывали руки перед трапезой с хлебом. И даже в наше время, когда коаним не могут есть труму, поскольку считаются ритуально нечистыми, это постановление остается в силе — ведь мы надеемся, что в скором времени Храм будет отстроен, поэтому евреи должны быть готовы есть в ритуальной чистоте.
Во-вторых, омовение рук необходимо для чистоты и святости.
Поскольку омовение рук перед трапезой связано не с руах ра, а только с ритуальной чистотой, то, в принципе, если на руках нет видимой грязи, достаточно на каждую вылить разом ревиит воды (86 мл. по мнению рава Хаима Ноэ или 150 мл. по мнению Хазон Иша).
Однако, Мишна Брура (162:21) приводит мнение ранних комментаторов Райведа и Рашбо, которые полагают, что даже если первый раз на каждую руку вылили ревиит, необходимо омыть руки второй раз, чтобы очистить их от воды, которая стала нечистой от первого омовения.
Поэтому сегодня обычно большинство так и поступает: сначала два раза омывают правую руку, а затем два раза левую. Некоторые (по Кабале) делают это три раза. Однако если нет необходимого количества воды или ее тяжело достать, то достаточно омыть руки один раз, вылив ревиит на каждую руку, поскольку таково мнения большинства галахических авторитетов (Мишна Брура 162:21).
Когда еще следует омывать руки?
Вот когда следует омывать руки водой:
— встав с постели;
— выйдя из туалета;
— выйдя из бани;
— после стрижки ногтей;
— после стрижки волос и после бритья;
— надев или сняв руками обувь;
— после интимной близости;
— прикоснувшись ко вши;
— очистив одежду от вшей, даже если он не касался самих вшей;
— вымыв или расчесав голову;
— прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой;
— после кровопускания;
— выйдя из помещения, где находится мертвый, или вернувшись с кладбища — также делают нетилат ядаим.
В некоторых случаях из вышеприведенных омовение делается и для чистоты, и для удаления духа нечистоты руах ра.
В некоторых случаях — для того, чтобы убрать руах ра. И если омовение не сделано, человеку разрешается заниматься и произносить вещи, связанные со святостью (в отличие, например, от утреннего омовения рук).
В некоторых случаях омовение делается для чистоты рук. В такой ситуации руки нужно очистить водой или любым очищающим материалом, и достаточно очистить только загрязненное место. Но тому, кто не очистил рук, запрещено изучать Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью.
Подробнее законы омовения рук можно узнать из цикла статей Кицур Шулхан Арух на сайте (см. там же отдельно Законы омовения рук перед трапезой).
Источник
Как евреи моют руки?
По еврейскому обычаю мытье рук – это больше, чем простая гигиеническая процедура, скрывающая под собой большой символизм.
Значение еврейского мытья рук
На иврите мытье рук называется «нетилат ядаим». Мытье рук после еды известно, как «маим ахроним», что означает «после воды».
Есть несколько случаев, когда еврейский закон предписывает омывание рук:
• после сна
• после похода в ванную
• покинув кладбище
• перед едой, если задействован хлеб
• после еды, если использовалась «соль Содома»
Омовение рук уходит корнями глубоко в историю
Происхождение ритуала
Основа для мытья рук в иудаизме изначально была связана со служением в храме и жертвоприношениями, а также из Торы в Исходе 17-21.
И говорил Господь Моисею, говоря: «Вы также должны сделать таз из бронзы, а его постамент также из бронзы, умываться, и поставь его между скинии собрания и жертвенника, и вы должны поставить в воду это. Ибо Аарон и его сыновья будут мыть там свои руки и ноги. Когда они войдут в скинию собрания, они должны омыться водой, чтобы не умереть или, когда они приблизятся к алтарю, чтобы служить, чтобы сжечь жертву сделано огнем Господу, чтобы они омыли руки и ноги свои, чтобы не умереть; и это будет вечно для них, для него и для его потомков на протяжении всех их поколений».
Указания для создания бассейна для ритуального омовения рук и ног священников – это первое упоминание о практике. В этих стихах отказ от мытья рук связан с возможностью смерти, и именно по этой причине некоторые полагают, что сыновья Аарона умерли в Левит 10.
Однако после разрушения Храма ритуал мытья рук продолжал жить, правда претерпел некоторые изменения. Без ритуальных предметов и процессов жертвоприношений мыть руки не было необходимости.
Но Раввины, не желая, чтобы важность ритуала мытья рук была забыта во время перестройки (Третьего) Храма, перенесли святость жертвоприношения Храма на обеденный стол, который стал современным алтарем.
Бесчисленные правки с этими изменениями благодаря раввинами были внесены в трактат Талмуда, где объясняется как, где и в каких случаях практиковать, какую воду считать чистой и так многое другое.
Упоминание о мытье рук можно найти 345 раз в Талмуде, в том числе в Эрувине 21б, где раввин отказывается от еды, находясь в тюрьме до того, как у него есть возможность вымыть руки.
«Наши раввины учили: Р. Акибу однажды поместили в тюрьму [к римлянам], а Р. Джошуа, мастер по изготовлению крупы, следил за ним. Каждый день ему приносили определенное количество воды. Однажды его встретил тюремный смотритель, который сказал ему: «Сегодня у тебя довольно много воды; возможно, она тебе нужна для того, чтобы подорвать тюрьму?» Он вылил половину этого и передал ему вторую половину. Когда он пришел к Р. Акибе, последний сказал ему: «Иисус, разве ты не знаешь, что я старик, и моя жизнь зависит от тебя?» Когда последний рассказал ему обо всем, что произошло [Р. Акиба] сказал ему: «Дай мне воды, чтобы помыть руки». «Не хватит пить, – жаловался другой, – хватит ли мыть руки?» «Что я могу поделать, – ответил первый, – когда за [пренебрежение] словами раввинов кто-то заслуживает смерти? Лучше, чтобы я сам умер, чем если бы я преступил вопреки мнению моих коллег». Он ничего не пробовал, пока другой не принес ему воды, чтобы помыть руки».
Еврейская традиция
Мытье рук после еды
В дополнение к мытью рук перед едой с хлебом, многие религиозные евреи также моют после еды, называемой «маим ахроним», или после воды. Происхождение этого происходит от истории с солью в Содоме и Гоморе.
Согласно Мидрашу, жена Лота превратилась в столб после того, как она согрешила солью. Как гласит история, Лота пригласили ангелов домой, которые хотели выполнить заповедь присутствия гостей. Он попросил свою жену дать им немного соли, и она ответила: «Даже этот злой обычай (обращаться с гостями, давая им соль), вы хотите сделать здесь, в Содоме?» Из-за этого греха в Талмуде написано:
«Почему [раввины] говорили, что мыть руки после еды – это большая обязанность? Из-за определенной соли Содома, которая делает глаза слепыми. (Вавилонский Талмуд, Хуллин 106).
Эта соль Содома также использовалась в службе специй в Храме, поэтому священники должны были мыться после обращения с ней, опасаясь ослепнуть.
В настоящее время именно это омовение рук не соблюдают, потому что большинство евреев в мире не готовят и не приправляют солью из Израиля, не говоря уже о Содоме. Конечно есть те, кто считает, что негласно еправило и что все евреи должны практиковать в ритуале «маим ахроним».
Мытье рук после сна
Традиция омовения рук утром также считается важным в иудаизме и на это есть несколько причин.
Во время сна, человек не может контролировать себя полностью, поэтому непроизвольно может дотронуться до мест, которые прикрываются одеждой. (Рош, Брахот 9:23). Проснувшись необходимо сделать омовение рук три раза на каждую руку поочередно (один раз на правую, один на левую).
Евреи верят, что каждое утро человек заново родился (респонс Рашба 1:191) и после ночи нужно очистить от «нечистоты» руки, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра(Бейт Йосеф 4).
Хазон Иш пишет, что необходимо быть очень осторожным, тщательно выполняя все законы омовения рук с утра, поскольку это особый вид чистоты – таора, которая приводит к святости.
Омовение нужно производить по правилам
Как правильно мыть руки
Омовение рук имеет свое собственное понятие каким образом нужно омывать руки.
Для большинства видов мытья рук, в том числе перед едой, где вы будете есть хлеб, вы должны выполнить следующие действия:
• Убедитесь, что ваши руки чисты. Это кажется контрпродуктивным, но помните, мытье рук не о чистоте, а о ритуале.
• Заполните чашку для омовения достаточным количеством воды для обеих рук. Если вы левша, начните с левой руки. Если вы правша, начните с правой руки.
• Вылейте воду дважды на свою доминирующую руку, а затем дважды на другую руку. Некоторые наливают три раза. Удостоверьтесь, что вода покрывает всю вашу руку до запястья.
• После мытья возьмите полотенце и по ка вытираете руки произносите благословение.
Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал, чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.
Читайте также:
Источник
ОМОВЕ́НИЕ (טְבִילָה, твила, буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.
Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Иохананом бен Заккаем: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).
Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`, гемеробаптисты; см. секты малые), — по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения (см. Фарисеи).
В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.
Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность омовение имело для священников (см. Кохен), так как для участия в храмовой службе (см. Храм) и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию, или же вместо него (Иев. 46а).
Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы (см. Пара адумма), необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты. Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, — омовение женщин после менструации (см. Нидда) и омовение прозелитов, так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.
В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины — после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы. Поскольку это — раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров; см. Веса и меры) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре, однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно — Иом-Киппур; некоторые хасидские группы (см. Хасидизм) совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы. В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве, однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай — омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.
Омовение нидды и прозелита требует кавваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) — со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. Прозелит произносит бенедикцию после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме нидды) в Иом-Киппур и Ава девятое, то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.
Законы омовения стремились соблюдать и марраны, особенно женщины в состоянии нидды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.
Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).
Омовение рук (нетилат ядаим) — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).
Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).
В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение — установление царя Соломона, согласно другим — учеников рабби Хиллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае — без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого — необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.
Начиная со средних веков левиты омывают руки кохенам перед совершением последними благословения (биркат-коханим), поэтому сосуд для омовения рук стал геральдическим символом левитов и часто изображается на их надгробиях. Омовение рук требуется и во многих других случаях, иногда — по гигиеническим соображениям, иногда — вследствие предрассудков. Список случаев, когда следует производить омовение рук, был составлен в 13 в. Шимшоном бен Цадоком; в списке упоминается омовение рук сразу после того, как встают с постели (для того, чтобы отогнать злых духов перед молитвой), после посещения отхожего места, при выходе с кладбища и в других случаях.
К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной (см. Кашрут) пищей. Такое омовение также сопровождается бенедикцией.
Реформизм в иудаизме не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. Погребение.
Источник