Сосуд для органов египет

Сосуд для органов египет thumbnail

Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Защитники «Канопы».

Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.

Защитники «Канопы».

Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.

Защитники «Канопы».

Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.

Защитники «Канопы».

Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.

Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.

Источник

Канопы Древнего Египта

Похожие на матрешки сосуды – канопы – были необходимым элементом древнеегипетских захоронений. В них хранились внутренние органы мумий, они сопровождали умерших на пути в мир иной. Канопы – это одновременно произведения искусства и талисманы.

Согласно верованиям Древнего Египта, достаточно было поставить канопы в гробнице рядом с телом покойного, чтобы обеспечить ему магическую защиту. Название этих сосудов происходит от имени города Канопа, располагавшегося неподалеку от Александрии. Его жители поклонялись богу Осирису, изготавливая его статуи в виде кувшина с головой бога. Канопы могли быть известняковыми, алебастровыми, глиняными, деревянными и фаянсовыми и предназначались для хранения внутренних органов умершего, а именно печени, легких, желудка и кишечника.

В процессе мумификации тела покойного его внутренности тщательно промывали, как правило, пальмовым вином, а затем начиняли миррой, анисом и луком… Каждый орган заворачивали в тончайший льняной холст и раскладывали по четырем сосудам, заливая предотвращающей разложение смесью масел (тех же, что использовались для бальзамирования тела). А мумию без внутренностей набивали древесными опилками или льняными тампонами. Наполненные таким образом сосуды ставили в деревянный ящик: ларь или сундук для каноп. Египтологи обнаружили сотни подобных сундуков. Они имели выпуклую крышку с круглой ручкой, которая позволяла надежно запечатать содержимое. Во время похорон сундук для каноп ставился на повозку, следовавшую за той, что везла саркофаг. Кстати, в гробнице Тутанхамона тоже был найден алебастровый, красиво украшенный сундук с канопами.

Тутанхамон

Канопы были найдены и в гробнице Тутанхамона, среди погребальной мебели. В этих сосудах обнаружились маленькие золотые гробы, наполненные внутренностями. Внутри канопы были полностью покрыты толстым листом золота, которое устилало и сундук. Крышки одновременно изображали черты соответствующего духа и фараона, например, грифа и Тутанхамона.

Маленькие саркофаги

К какой бы эпохе ни относилась гробница, каноп всегда четыре. В древнеегипетской религии это число имело первостепенное значение: оно означало четыре стороны света – квадрат, в центре которого помещался человек. Но, хотя количество этих маленьких сосудов оставалось неизменным, их форма с течением времени сильно эволюционировала. Так, самые ранние из найденных исследователями каноп были очень простые и закрывались вместо крышки плоским камнем.

Однако уже в начале Нового царства появились первые сосуды с изображениями лица умершего, своего рода миниатюрные саркофаги. Их крышка украшались иероглифическими надписями, а к самим канопам иногда приделывались маленькие ручки и ножки. Постепенно формы становились все изящнее, плечи – шире, а талия – уже. И наконец, при XVIII династии появились скульптурные крышки в виде четырех сыновей Гора.

Четыре сына Гора

Сыновьями Гора были четыре духа, которых звали Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Каждый из них пользовался покровительством одной из богинь: Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкет соответственно. Эти божества предохраняли важнейшие органы умершего и забальзамированного египтянина от разложения. Амсет – дух с человеческой головой – охранял печень. Хапи – с головой павиана – легкие, Дуамутеф – с головой собаки – желудок, а Кебексенуф – с головой сокола – кишечник. Скульптурные крышки с изображениями сыновей Гора были очень распространены вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. К концу этого периода появились и другие разновидности каноп, в частности, деревянные или керамические сундучки, в которых все четыре органа хранились вместе.

Читайте также:  Лопнул сосуд на лице пройдет или нет

Еще материал по данной теме

← все статьи

Источник

¤ Елена ¤

Искусственный Интеллект

(105975),
закрыт

12 лет назад

I’ll be better

Просветленный

(46397)

12 лет назад

Канопы появились в эпоху XVIII династии. Активно использовались вплоть до XXVI.
Для возрождения человека в “День всеобщего воскресенья”, по представлениям египтян, было важно сохранить основные части тела. Извлечённые, они помещались в четыре специальных сосуда, которые называются “Канопами”. Такое название дали им ранние египтологи, которые видели в них некое подтверждение легенды, приводимой некоторыми древними авторами, суть которой заключалась в том, что лоцман (проводник судов) Менелая, который, по слухам, был похоронен в египетском городе Канопе, почитался там в виде сосуда с маленькими ногами, тонкой шеей, раздутым телом и круглой спиной. Каждый сосуд был посвящён одному из четырёх покровителей загробного мира, которые также олицетворяли стороны света. И каждый сосуд был снабжён крышкой, выполненной в форме головы того божества, которому был посвящён сосуд. Сосуды были посвящены четырём покровителям, каждый из которых олицетворял также стороны света:

1. Имевшему человеческую голову Имсети. Олицетворял Юг.
2. Собакоголовому Хепи. Север.
3. Шакалоголовому Дуамутефу. Восток.
4. Имевшему голову сокола Кебехсенуфу. Запад.

Каждый сосуд содержал свой вид внутренностей: сосуд, посвящённый Имсети, хранил желудок и большие кишки; Хепи – мелкие кишки; Дуамутефу – лёгкие и сердце; посвящённый же Кебехсенуфу содержал печень и желчный пузырь. Начиная с XVIII династии появляются и ящики для каноп. Окрашенные, обычно, в чёрный цвет площадью около 24 дюймов они были разделены перегородками, образовывавшими четыре отделения, для каждой канопы по одному отделению.

Иногда, однако, головы этих богов не дифференцированы, и могут быть представлены четырьмя идентичными человеческими головами – как на рисунке, где они соединены с телом змеи (в данном случае выполняющей защитную функцию).

Внутренние органы умершего фараона Тутанхамона хранились не в сосудах-канопах, а в миниатюрных саркофагах. Далее представлен один из четырех миниатюрных саркофагов, содержавших внутренние органы царя и находившихся в ящике для каноп.
Внутренние органы, разделенные на четыре группы – печень, желудок, легкие и селезенка – помещались в канопы в процессе мумификации. Как правило, канопы представляли собой сосуды, в данном случае они копируют второй саркофаг Тутанхамона.

Наташа

Искусственный Интеллект

(173299)

12 лет назад

Канопа (от греч. Kanobos — название города в Древнем Египте, у устья Нила) , 1. В Древнем Египте 4 высоких сосуда (из алебастра, фаянса и др. материалов) , в которые клали внутренности покойного, вынутые при бальзамировании. Крышки канопы делали в форме голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсет, сокола — Кебексенуф, шакала — Дуамутеф) . Канопу ставили в специальный ящик с рельефными изображениями богинь — покровительниц канопы: Исиды, Нефтиды, Мут и Нейт.
2. В Древней Этрурии (Италия) урна для хранения пепла после сожжения трупа. Имела округлую или яйцевидную форму, две ручки, иногда высокую подставку, крышку в виде человеческой головы

Источник

Зачем мумии восемь саркофагов: От древнеегипетских канопов до русской матрешки

Зачем мумии восемь саркофагов: От древнеегипетских канопов до русской матрешки

Тысячелетиями люди стремились постичь сакральную тайну вечной жизни. Уходя в мир мертвых, они думали, что если сохранят свое бренное тело от разрушительного влияния времени, то как зерна пшеницы смогут возродиться подобно прорастающим росткам. Для чего древние египтяне в погребениях использовали 8-слойные саркофаги, и какое отношение они имеют к русским матрёшкам – далее в обзоре.

Погребальные канопы Древнего Египта – прототип “русской матрешки”

Древний Египет. Канопы раннего царства.

Древний Египет. Канопы раннего царства.

В Древнеегипетском раннем царстве широко были распространены ритуалы захоронения, в так называемых канопах. Они имели форму кувшинов с крышкой в виде человеческой, звериной или птичьей головы. Такие захоронения соответствовали верованиям древних египтян, которые свято верили в жизнь после жизни. Сосуды устанавливались в гробнице возле тела умершего, с целью обеспечить ему магическую защиту.

Сыновья Гора -Хапи, Амсет, Дуамутеф, Квебехсенуф.

Сыновья Гора -Хапи, Амсет, Дуамутеф, Квебехсенуф.

Что примечательно, канопы произошли от названия города, расположенного невдалеке от Александрии, жители которого изготавливали их из алебастра, глины, дерева, известняка, а крышки украшали головами богов. Служили канопы для хранения внутренних органов умершего. Перед мумификацией органы тщательно промывали и пропитывали миррой, анисом и луком, а затем заворачивали в тончайшую льняную ткань и опускали в сосуд. Канопы до верха заливали специальный маслом, а тела набивали древесными опилками и мумифицировали.

 Древнеегипетская мумия.

Древнеегипетская мумия.

И еще немаловажным фактом являлось то, что сопутствующих сосудов должно было быть обязательно четыре, так как эта цифра для древних египтян имела магическое значение. Канопы как четыре стороны света расставлялись в виде квадрата, в центр которого помещался человек.

Сыновья бога Гора, олицетворяющие четыре стихии и четыре стороны света.

Сыновья бога Гора, олицетворяющие четыре стихии и четыре стороны света.

Четыре божества предохраняли важнейшие органы, хранящиеся в них, от разложения. Так, ритуальный каноп с забальзамированными легкими умершего сохранял бог Хапи с головой обезьяны-павиана. Амсет (Имсети), имеющий человеческий облик, отвечал за сохранность печени, а Дуамутеф, олицетворяющий шакала, выражал сущность души человека — сознание, психику и в нем хранился желудок умершего. За кишечник отвечал четвертый сын Гора – Кебекснуф, которого изображали с головой сокола.

Древнеегипетские саркофаги для вечной жизни

Древнеегипетские артефакты.

Древнеегипетские артефакты.

С течением времени египтяне постепенно отошли от захоронений в канопах. Забальзамировав внутренности умерших фараонов, они еще некоторое время помещали их в общий ящик, а позже стали возвращать обратно в мумифицированные тела, которые в свою очередь помещали в несколько саркофагов.

Саркофаг.

Саркофаг.

Древнеегипетские многослойные саркофаги были созданы по принципу строения зерна, которое являлось символом возрождения из царства мертвых к новой жизни. Так, к примеру, зерно пшеницы, ячменя или ржи в разрезе под микроскопом показывает маленький зародыш, покрытый защитными 8-ю слоями, который по весне прорастет зеленым ростком. И тот факт, что 8 покровов дают зерну долгую сохранность даже на протяжении нескольких лет, пока не появятся благоприятные условия для пробуждения к новой жизни, также свидетельствуют о причастности зерна к идее создания саркофагов. Это подтверждает и обрядовое захоронение зерен в миниатюрном саркофаге, найденное в одной из древнеегипетских гробниц.

Многослойный саркофаг.

Многослойный саркофаг.

Так древнеегипетский ритуал захоронения фараонов воплотил эту тайну продолжения жизни. И мумифицированное тело фараона, как зародыш зерна, начали покрывать семью покровами саркофагов, а восьмым покровом была пирамида, в надежде на то, что придет время таинственного возрождения к новой жизни.

 Древнеегипетский саркофаг.

Древнеегипетский саркофаг.

Саркофаг имел значимую роль в жизни древнеегипетской цивилизации. Египтяне считали, что он выполняет роль лодки отправляющей души умерших в царство мертвых на суд к богу Осирису. А представление египтян о потусторонней жизни были в древние времена достаточно романтичными.

Читайте также:  Сосуды и аппараты титан

Русские матрешки

Первые матрешки.

Первые матрешки.

У многих народов мира зерно также было символом, связанным с продолжением рода, благосостоянием и процветанием. Русские матрешки олицетворяли собой великую сакральную тайну вечной жизни в последующих поколениях, где самая маленькая и есть символ «зародыша живого зерна». 

Русские матрешки.

Русские матрешки.

Русская деревянная разъемная кукла была названа матрешкой, по всей видимости, от имени Матрена – самого распространенного женского имени в дореволюционной России, в своей основе несущего слово «матерь». И действительно, матери многодетных семейств были дородными и пышущими здоровьем, а матрешки и по сей день являются символом материнства и плодородия.

Русские матрешки.

Русские матрешки.

Хотя матрешки как таковые возникли немногим более 100 лет тому назад, идея вечной жизни существовала задолго до появления христианства на Руси. Этой идее более нескольких тысяч лет. Стоит лишь вспомнить некоторые былины из русского эпоса о сундучке, яйце и иголке, на кончике которой хранилась жизнь Кащея Бессмертного.

Русские матрешки.

Русские матрешки.

Деревянная разъемная кукла, изюминкой которой был сюрприз внутри, впервые была сделана народным мастером-игрушечником из Сергиева Посада Василием Петровичем Звёздочкиным по эскизу профессионального художника Сергея Васильевича Малютина.

И если первая матрешка состояла из восьми кукол, то уже в 1913 году для выставки в Петербурге мастером народного промысла был выточен комплект из двадцати четырех. Сегодня же встречаются экземпляры, состоящие из семидесяти кукол.

Русские матрешки.

Русские матрешки.

Китайские шкатулки-матрешки

Китайская шкатулка-матрешка.

Китайская шкатулка-матрешка.

Каждая страна мира имеет свои традиции, загадки, окутанные мифами, легендами и реальными событиями. Не исключением является и Китай – одна из самых таинственных стран с многовековой историей, достопримечательностью которой является китайская шкатулка-матрешка, скрывающая много неожиданностей и тайн.

Истории о 10 архитектурных артефактах Древнего Египта, не менее интересных, чем знаменитые пирамиды можно прочесть здесь

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Для тех, кто торопится, показываю картинки :о)

Для интересующихся более-менее – статья, а для любителей покопаться в материале обстоятельнее даю ссылку https://www.oocities.org/unforb…

Изготовление каменных сосудов

Каменные сосуды были одним из самых распространенных предметов погребального снаряжения, древних египтян. Самые старые такие предметы встречаются в Нижнем Египте в поселке Меримде Бени Саламаис, начиная с периода Меримдена более 6000 лет назад, и демонстрируют технически низкий уровень умения их изготовления. Во времена примерно 4000-3000 гг. до н.э. качество производства резко возросло. Преднастический период Верхнего Египта обычно характеризовался все возрастающим отходом от тонкой керамики к каменным сосудам (для использования в гробницах). Это может отражать сдвиг в направлении потребностей элиты с акцентом на экзотические предметы роскоши для загробной жизни и растущую экономическую разницу между правящим классом и остальной частью населения. В результате производство каменных сосудов достигло высокого технического уровня приблизительно с 3000-2700 гг. до н.э.по 2700-2200 гг. до н.э.,  они были сделаны в очень больших количествах. После этого времени каменные сосуды продолжали изготавливать, но уже в небольших количествах.

  Для их производства использовалось множество различных пород и минералов, и эти материалы часто менялись со временем по мере изменения доступности и эстетических вкусов (рис.1). Породы и минералы поступали из многих мест по всему Египту, и некоторые виды камня, например, обсидиан и лазурит привозились издалека. Эти камни собирались либо в виде эрозионных обломков, либо добывались из горных выходов. Большинство судов были сделаны из карбонатных пород, таких как травертин (египетский алебастр), известняк, известняковая брекчия и доломит, меньшее количество сосудов было сделано из других пород и минералов.

Рисунок 1. Материалы каменных сосудов, используемые в древней египетской истории (Aston 1994, Lilyquist 1995, Nicholson & Shaw 2000)

Самыми ранними материалами были известняк, базальт, травертин, известняковая брекчия и диориты роговой обманки. Ранний династический период демонстрирует широкую степень экспериментов египтян с различными типами камней, включая жильный кварц, который был самым сложным материалом из используемых египтянами в сосудах. Более экзотические породы и минералы предназначались, главным образом, для королевских гробниц.

Диапазон стилистических форм был весьма разнообразным. Многие из них являются оригинальными по дизайну (рис.2) или подражанием иностранным образцам (рис.3), некоторые из них являются обычными для керамики  и даже для металлических сосудов (например, каменный сосуд с имитацией заклепочных головок). Другие, по-видимому, представляют собой фантазии мастеров (рис. 4) или каменные изображения некоторых полезных объектов из хрупких или скоропортящихся материалов для использования в загробной жизни. Каменные сосуды иногда подражали керамике (рис. 5b) (рис. 5а) Многие из этих судов отличаются как совершенством мастерства, так и чистотой стилистической формы, что особенно актуально в случае твердых сосудов.

Рисунок 2. Metasiltstone (алевролит) декоративный туалетный лоток и представление отсутствующей центральной части (Музей Каира, фотография Джона Бодсуорта)

Рисунок 3. Basalt footed jar с перфорированными ручками  (высота 28 см, Музее Лувра, Париж). Фотография Джона Бодсуорта Архив Египта )

Рис. 4. зооморфный сосуд в форме птицы, сделанной из брекчии известняка 3100 г. до н.э. (Британский музей (BM35306), фотография Джона Бодсуорта Архив Египта)

Рисунок 5. а) Керамический горшок  (высота c.10 см, Музее Лувра, Париж. Фотография Джона Бодсуорта в архиве Египта) б) Андезитовый порфир, приземистый сосуд с золотыми листами, трубчатые ручки 3100-2686 гг. до н.э. (высота в 10 см, Британский музей (BM) Фотография Джона Бодсуорта Архив Египта)

Кроме того, Петри описывает то, что он называл «уклонение от трудности» в производстве некоторых каменных сосудов, появившееся во время 0-1-й династий. Это характеризуется посекционной резкой каменного сосуда, так что внутренняя часть может быть легко выдолблена, а участки затем склеены вместе, это продолжалось до 12-й династии (рис. 6а); вырезке отверстия в днище сосуда, чтобы обеспечить легкий доступ к внутренней части для шлифования, это отверстие позднее забивалось диском из той же породы; изготовление имитационных сосудов из синей стеклянной пасты для имитации лазурита и черной грязи с фрагментами белого известняка для имитации андезитового порфира, и иногда древние египтяне не делали полноценную внутреннюю ёмкость или делали сосуды вовсе без неё (рис. 6b).

Фиг.6а). Поперечное сечение  сосуда из травертина разрезанного на две половины. б) поперечное сечение валика из алебастрового (гипсового) цилиндра с поверхностной выемкой.

Формы , а также материалы сосудов, менялись со временем. Размер каменных сосудов колеблется от довольно небольшого, порядка нескольких сантиметров в высоту  до большого (рис.7).

Рисунок 7. Преднастический период (Нагада I) базальтовая ваза (высота: 42,8 см, Музее Лувра, фотография Джона Бодсуорта).

Места, где изготовлялись каменные сосуды, определлись в зависимости от используемых материалов. В гипсовых карьерах в Умм-эль-Савуне сохранилось много недоделанных сосудов и некоторые инструменты, используемые для их высечки. Но во многих других карьерах мало подобных доказательств, что свидетельствует о том, что камень добывался или собирался и транспортировался в мастерские, где он преобразовывался в сосуды и другие объекты. Остатки многочисленных складских помещений и комплексов мастерских по обработке металлов, производственные помещения мясников и камнерезов были найдены в городе Иераконполисе, датированы примерно с 2800 по 2200 гг. до н. э.. Была найдена и модельная мастерская каменных сосудов в поместье Саккары, датируеммая около 3080 года до нашей эры.

Создание формы сосуда

Большинство камней можно обрабатывать обстукиванием – перкуссией, включающей удар по камню с достаточным давлением для раздавливания минеральных зерен на его поверхности. Сегодня камень может быть сформирован этим методом в мельчайших масштабах с использованием кустовых молотков, изготовленных из мягкой инструментальной стали или чугуна. Каменные молотки и другие подобные инструменты также будут пригодными, пока вырезаемый камень имеет более низкую твердость горных пород, чем твердость инструмента, а вязкость разрушения минеральных зерен обрабатываемого камня не слишком высока. Другие типы инструментов из кремня, такие как клещащие молотки, работают в результате сочетания твердости вдавливания кварца и хрупкой природы кремня. По мере того, как кремневый инструмент ударяется о поверхность скалы, его острые края расщепляются на минеральные зерна, а окончания трещин инструмента создает новые острые края. Повторный быстрый удар по поверхности камня с помощью такого инструмента эффективно изнашивает минералы с более низкой твердостью вдавливания и вязкостью разрушения, чем кварц (например, полевой шпат в граните, оставляя кварцевые зерна обнаженными и более легко подрезаемыми и удаляемыми дроблением каменным молотом). Долговечность каменных инструментов меньше, чем их современные эквиваленты, сделанные из металла, и, как результат, во время использования потребуется более частая их замена.

Читайте также:  Изменения в сосудах при обморожении

В результате высоких ударных нагрузок во время работы, предпочтительными в качестве материала для изготовления каменных инструментов являются магматические и метаморфические осадочные породы.  Многие навыки, разработанные во время раннего изготовления каменных орудий, могли  использоваться при изготовлении каменных сосудов, а также других предметов из камня, таких как статуи. Например, сходство в симметричной форме и выдалбливания центра как в ранних каменных топорах, так и в каменных сосудах совершенно очевидно (рис.8).

Рис 8. Дискообразные каменные насадки c. 4000-3600 до н.э. (слева, диаметр около 10 см, Британский музей (EA 49003), фотография Джона Бодсуорта)

Большая часть грубой обработки каменных сосудов древними египтянами могла быть выполнена с помощью простых ручных ударных  и гранильных инструментов. Выбор инструментов древнего Египта определялся типом породы, используемой в сосуде, количеством отбросов, которые необходимо было удалить из первоначального камня, и формы сосуда. Перкуссионные инструменты могут состоять из металлического долота (отвержденная медь (холодный отработанный и мышьяковый сплав) или бронза, ) для использования на большинстве микрокристаллов, таких как пористый известняк  и каменные молы , молотковые камни , клюющие молотки, обрушители , долота и пуансоны. Процесс обработки пористых известняков и подобных пород легко осуществляется с помощью этих инструментов, однако резьба изверженных пород, таких как гранит, является медленным процессом . Также известны примеры незавершенного каменного сосуда, имеющего следы ударных инструментов (фиг.10,). Зубер (1956) провел эксперимент по использованию инструмента для перкуссии кремня, чтобы вырезать небольшой бюст  египетского стиля из гранита. Ему потребовалось около 36 часов, чтобы завершить резьбу  статуи, но без полировки поверхности. Стокс (2001) проводил  эксперименты по высечке в гранитах иероглифов с использованием кремниевого долота с молотком и получил скорость удаления горной породы 5 см3 в час. Энгельбах (1923) провел эксперименты по добыче гранита, используя диабазовые (долеритовые) обломки в Асуане и получил скорость 450 см3 в час .

Рисунок 9. Маленькое бронзовое долото без рукоятки для использования в качестве ручного гравера, 19-я династия. (Музей Петри, фотография Джона Бодсуорта)

Рис. 10. Неоконченный сосуд из травертина со следами инструмента для грубой обработки. (Музей Петри, фотография Джона Бодсуорта)

  Гранильные инструменты, такие как ручные или лучковые пилы и  сверла для вырезки отверстий, очень полезны для удаления отходов, а также при формировании сложных и деликатных форм внутри камня. Пример частично завершенного грандиоритового порфирного сосуда, демонстрируемого в Каирском музее, показывает, как можно использовать сверло для высверливания  и удаления сердцевины в производстве каменных сосудов.

Можно увидеть восемь отверстий: 7 близко расположенных по периметру внутренней поверхности чаши, и одно – в центре. Этот метод удаления отходов породы уменьшает усилия, необходимые для изготовления каменных сосудов из блоков камня, и представляет собой обычную технику экономии времени, которая используется сегодня. Пример огранки небольшой незавершенной статуэтки жильного кварца демонстрирует удаление отбросов и грубое формование передней и боковой сторон с помощью небольшой гранильной пилы. В таких материалах, как жильный кварц, можно использовать только гранильные (истирающие) инструменты, поскольку перкуссия приведет к разрыву внутренней части камня, что затрудняет работу, а поверхность становится менее привлекательной при завершении. Каменные каучуки и скребки также могут быть полезными шлифовальными инструментами для формовки как твердых, так и мягких пород.

Точение также было предложено как метод, используемый древними египтянами для изготовления каменных сосудов. Петри  дает два примера в качестве доказательства объектов, вращаемых токарным станком:

а) Фрагмент диоритовой чаши, показывающий свидетельство в виде нецентрированного острие от использования токарного инструмента

б) фрагмент обода анортозитового гнейса, показывающий свидетельство в виде осколка от использования токарного инструмента 4-й династии

Петри утверждает, что преддинастичекие каменные сосуды имеют следы, согласующуюся с измельчением в направлении вверх и вниз, и именно в ранней династии начинают появляться метки вращающихся инструментов (рис.11). Качество ранних каменных сундуков Predynastic показывает способность древних египтян производить симметричные каменные сосуды и что она существовала до разработки возможного токарного инструмента.

Способность древних египтян производить симметричные формы без токарного станка также демонстрируется в их способности вырезать прекрасные скульптуры во множестве сложных форм. Тем не менее, единственными предпосылками для гранильного токарного станка и других более простых устройств является то, что обрабатываемый объект и шлифовальные инструменты удерживаются, когда объект вращается. Это не должно быть высокоскоростным или высоконапорным инструментом, требуется только достаточное давление, чтобы вызвать истирание между поверхностью шлифования и обрабатываемым объектом. Оптимальное давление для гранильной резки с использованием кварцевого абразива составляет <1 кг / см2. Такие инструменты могут включать адаптацию поворотного стола (медленного колеса), гончарного круга или носового сверла. Обрабатываемый объект может быть размещен на шарнирах и поворачиваемым ручным управлением, или дрель может быть изменена на частичный роторный токарный станок. Полюс-токарные станки – это инструменты, которые вращают объект назад и вперед, а не вращают его. Если бы примитивный токарный станок использовался древними египтянами, можно было бы ожидать, что в большинстве случаев он использовался в качестве инструмента для окончательной обработки формы сосуда. Все шероховатое формование будет выполняться перкуссией и другими типами лапидарных методов, поскольку в большинстве случаев удаление отбросов с помощью этих методов является более эффективным и менее трудоемким.

Рисунок 11. Базальтовая чашка старого королевства с круговыми стратами. (высота около 8 см. Музей Петри, фотография Джона Бодсуорта).

Страты на таких объектах, как указанная выше базальтовая чашка, также могутобъясняться вращением инструмента, когда сосуд удерживается на месте. Модификацию сомого конца  сверла в  конус можно использовать для получения различных форм с помощью лапидарного шлифования, в то время как конец  инструмента  вращаясь, прижимается к неподвижному обрабатываемому каменному объекту. Как мы видим ниже (рис. 22-23), расточный инструмент, используемый для выбирания внутренней части каменных сосудов, также способен создавать выступы в виде пазухи.

Рисунок 12. Самое раннее известное представление об использовании деревообрабатывающего токарного станка в гробнице Петесириса с раннего периода Птолемея (после Николсона и Шоу 2000).

Базовое точение внутри сосудов

  Археологами  в  Египте, на Крите и в Месопотамии, где произходила добыча горных пород и изготовление ка