Сосуд для питья у древних греков
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Основные формы[править | править код]
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды – награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название – каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | ||
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название – пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название – омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название – племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература[править | править код]
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Источник
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
2 271
1 210 132
493
✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер
✪ ЗАГАДОЧНЫЕ древние находки которые наука не может объяснить
✪ Идеокинезис в Алматы. Сосудистый скелет
С вами Брайан и Моника. Мы находимся в Метрополитен-музее. Сегодня вечером здесь очень людно. Перед нами одна из героических ваз, стоящих у входа в греческую галерею. Она обозначена как геометрический кратер, созданный в VIII в. до н.э. Почему геометрический? Потому что на нём, как и на других вазах, которые так принято называть, есть геометрический орнамент. Видите на верхней кромке? Ещё на нём есть узор, который называется меандр, и каждая часть росписи заключена в отдельную рамку – ряд колец, похожих на олимпийские. На внешней поверхности вазы размещены фигуры и орнаменты, множество геометрических узоров. На ней есть и фигуры людей и животных, но они упрощены до геометрических форм и узоров. Интересно, на этой вазе изображены фигуры людей и животных, а ранние геометрические вазы, как я уже говорил, расписаны только геометрическими узорами. Верно. На предметах искусства следующего века мы уже наблюдаем больше изображений разных занятий людей. Как использовалась эта ваза? Она очень большая, поэтому нельзя представить, что в ней хранили вино или оливки. Интересно, насколько же она велика? Поскольку она стоит у нас над головами, выглядит так, словно в ней несколько футов… Мы знаем об этих вазах, что их не держали в доме. Нет, с их помощью помечали могилы. Дно у таких ваз имеет отверстия. В них наливали вино, и оно медленно сочилось в землю в качестве своего рода подношения покойным. Сложная у них была форма. На них много трещин, да? Да. Их делали из терракоты – «жжёной земли», – поэтому они разбивались на крупные куски, а не на мелкие, как стекло. Точно. Многие из них собраны заново? Да. Перед нами геометрическая роспись на нижней части сосуда. На более высоких участках появляются фигуры в движении, и это – новая тенденция в геометрической росписи, верно? Да, показанная на вазе деятельность вполне соответствует её назначению. Перед нами сцена похорон. Перед нами усопший, лежащий на погребальной повозке. По обеим сторонам от него – плакальщики. Они рвут на себе волосы (это традиционный греческий траурный жест), собравшись по обе стороны центральной погребальной сцены. Интересно, что покойник изображён горизонтально лежащим на погребальной повозке, и только этим отличается от остальных персонажей росписи. Все фигуры совершенно одинаковы. Да, это верно. Жест, изображаемый живыми, отличает их от мёртвого, который просто лежит. Правильно. На примере египетского искусства мы видели, что покойников представляли через использование символов. Здесь у нас почти ничего, кроме самого тела. Это верно. И ещё, возможно, здесь семья покойного – люди по обе стороны от него. Видите, фигуры по бокам обмахивают его пальмовыми ветвями? Видимо, уже в этот ранний период греки гораздо больше интересовались жизнью, чем смертью. Видимо, так. В центре внимания здесь плакальщики, выражающие скорбь, а не сам покойник, его положение и социальный статус при жизни, как это было бы у египтян. Верно. Как вы уже отметили, тела изображены очень упрощённо. Но мы без труда читаем изображение на этой вазе, да? Совершенно верно. Например, на нижней секции росписи мы без труда различаем трёх лошадей, запряжённых в колесницу, на которой лежит покойник. Но мы видим, что художник попытался создать иллюзию глубины, наложив фигуры лошадей друг на друга. Это совсем не то, чего можно ожидать от греко-римского искусства, в котором была перспектива. Да, в последующие эпохи такие эффекты создавались с помощью более сложных иллюзий. Изображение очень плоское. Кажется, мы должны проходить мимо этих ваз в музее, потому что они словно отмечают вход в галерею, как геральдические львы. Конечно, в Древней Греции они смотрелись более привлекательно. Это не обычный предмет. Да, у этих ваз была совершенно особая функция. Такие горшки каждый день бить не будешь. Они были доступны только богатым грекам, которые могли себе позволить помечать ими могилы своих близких. Получается, что во множестве музейных залов есть вазы, которые служили для более утилитарных вещей: хранение вина, масла и так далее. А это что-то совершенно другое. Да, так и есть.
Основные формы
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон (Αλάβαστρον) | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | Погребальная урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды – награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название – каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | 180px | |
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название – пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название – омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название – племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, –
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?
А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…
(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) – кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos – черпак) – сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix – келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) – древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос-керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон- керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») – античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск – «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл – в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7-6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) – сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor – вода), другое название – Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) – сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) – керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны – богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос – керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно – k̑r̥no – рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») -большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta – завиток, спираль).
Лагинос – небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе – lebetes gamikoi) – «свадебный лебес») или большая свадебная ваза – глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана – плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати – lach, lacchati – лакать.
Леканида – маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион – сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) – ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя – «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) – древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) – знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον – глиняный черепок) – острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон – черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм – изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм – презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм – это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos – ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос – большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя – небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид – керамичес?