Сосуд для причастия это потир ритон
Другие названия: Святая чаша, Литургическая чаша, Чаша для Причастия
Что такое потир?
Потир (от греч. ποτήρ (потир), ποτήριον (потирион) — чаша) это чаша, используемая во время Божественной Литургии, один из основных предметов богослужебной утвари.
Материалы изготовления.
Потир, как правило, изготавливают из благородных металлов. Во многих храмах Вы встретите серебряные потиры: из благоговения к святыне прихожане и священнослужители стараются изготовить литургическую чашу из драгоценного металла. Распространены и потиры из латуни.
На протяжении истории иногда создавались потиры из ценных пород камня: яшмы, агата, мрамора, алебастра, оникса и др.
Изготавливать Литургическую чашу из хрупких (стекло), подверженных окислению (железо, медь) или впитывающих (дерево) материалов запрещают церковные правила. В крайнем случае, потир делали из дерева, которое окрашивали и покрывали олифой, благодаря чему оно переставало впитывать влагу.
Варианты изготовления.
Изображения на литургической чаше могут быть как нанесенными непосредственно на металл (как правило, гравированными), так и накладными. Очень красивы потиры с эмалевыми иконами (дробницами).
В странах с жарким климатом, например в Греции, в храмах можно увидеть потиры с массивной крышкой, увенчанной крестом. Подобная крышка могла нести и практическое назначение – защищать от пыли и насекомых. В XVIII столетии потиры с крышками употребляли и в России. В частности, сохранились такие крышки, украшенные ростовской расписной эмалью.
Особенности оформления.
В последние несколько столетий в России употребляются литургические чаши строго определенных очертаний: изготовленные в виде округлого кубка, соединенного достаточно тонкой и высокой ножкой со столь же округлым основанием. В середине ножки расположено «яблоко» – шарообразное утолщение, позволяющее уверенно удерживать потир в руке. Такая форма максимально устойчива и несет в себе символику, отражающую вероучение Православной Церкви.
Как правило, на потире бывает изображен деисис: Спаситель, а по сторонам от Него – Богоматерь и Иоанн Предтеча. На оборотной стороне – восьмиконечный крест. Могут использоваться и другие образы – в частности, на основании потира иногда помещают изображения четырех евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Иконы на потире обычно располагаются в округлых медальонах. Если эти медальоны накладные, они именуются дробницами. Стоит отметить, что и запрета на использования потира без икон, не существует.
По внешнему краю чаши обычно располагается надпись: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите» (могут использоваться и другие священные тексты).
В декоре чаши часто используют мотив виноградной лозы с гроздьями, которая символизирует Церковь, а также напоминает о виноградном вине, освящаемом в Таинстве Евхаристии.
Особенности использования.
В храме потиры обычно хранятся на жертвеннике или внутри него.
Потир, в который вливается Кровь Христова – великая святыня, поэтому брать его в руки (после начала использования на богослужениях) имеют право только священнослужители.
Как правило, в храме бывает несколько потиров разного объема, для использования на более или менее многолюдных службах. Если на богослужении причащается много верующих, для совершения Таинства может быть применен самый большой потир, а затем Вещество из него будет разлито в несколько чаш, чтобы прихожан причащали несколько священников.
Полезные советы.
Хорошим решением становятся чаши-вкладки для потира. Со временем от постоянного соприкосновения с вином внутренняя поверхность чаши приходит в негодность. Заменив вкладку, вы получите новый потир. Также существуют съемные чаши для потира.
Некоторые священники предпочитают потиры с прямой чашей (без загибающихся краев), потому что из такого потира проще и безопаснее потреблять Святые Дары, чтобы ни одна их капля не пролилась.
Из истории.
Форма потира на протяжении истории изменялась. Древность знала не только литургические чаши, но и евхаристические кувшины. Первые христиане причащались отдельно Хлебом и Вином. Вино испивали через край непосредственно из чаши или кувшина. В Византии нередко изготавливали потиры с плоским основанием и чашей, нижняя часть которой имеет форму перевернутого конуса. Использовали и потиры с низким основанием, имевшие по бокам две ручки. Эта форма встречалась и в домонгольской Руси. По сути, первые потиры представляли собой обычные кубки – конечно, после того, как их начинали использовать при богослужении, возможность их бытового применения отпадала.
Духовно-символическое значение.
Потир напоминает о той чаше, в которой во время Тайной Вечери Спаситель подал ученикам вино со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).
Будучи вместилищем Тела Христова, потир символизирует Пресвятую Богородицу, Носившую во чреве Богочеловека.
Поскольку в Таинстве Причастия верующие соединяются со Христом, потир символизирует Церковь, объединяющую Бога и людей.
Нижняя и верхняя половины потира (основание и собственно чаша) напоминают о Божественной и Человеческой природе Господа Иисуса Христа, а также о единстве Небесной и земной Церкви.
Круглая (при взгляде сверху) форма потира напоминает о вечности Бога.
Источник
В мире нет такой религии или культа, среди атрибутов которой отсутствовал бы священный сосуд. Его самое известное обобщение и символ – чаша Грааля (оттого, кстати, и поиск ее имеет смысл разве что в значении духовного поиска). А еще были напитки богов, такие как сома, например, или вино. Их приносили в жертву богам с помощью ритуальных возлияний, да и сами люди приобщались к ним по праздникам. У многих народов сохранились ритуальные сосуды без дна или с отверстиями. О подобных сосударх в контексте оберегов-украшений у славян упоминал, например, Рыбаков – небольшие чашечки без дна были связаны с культом воды, их использовали в заговорах, ставили на землю и наливали в них воду – поили землю. На такую же мысль наталкивают фибулы сету “суур сылы”, формой напоминающие женскую грудь. Об украшениях сету писала здесь. О каменных балбалах, прижимающих к животу священные сосуды, писала здесь.
Возможно, священные чаши можно трактовать как постоянные или “переносные” алтари, а также как предметы для проведения ритуалов. Древние алтари имеет имеют углубления, предназначенные для жертвоприношений. По существу, они являются чашей для возлияний, возложения, возжигания жертвы. Чаша, из которой жертва возносится на небо или проливается на землю, и имеет значение алтаря или сакрального сосуда.
Статуя короля Гудеа с сосудом, переполненным водой и рыбой, посвященая богине живительной воды Гештинане, Месопотамия. Около 2140 г до н.э., долерит. Лувр. Больше всего статуй Гудеа нашли в шумерском городе Гирсу (современный Телло, Ирак) и в шумерском же городе Ниппур (современный Нуффар, Ирак). Большая часть статуй показывает Гудеа в образе молящегося – такие статуи в храмах как бы “замещали” человека и молились вместо него, пока он занимался другими важными делами)) Еще есть версия, что Гудеа изображен в виде бога Энки, бога подзмных вод, повелитель Тигра и Ефрата
Вода определяла жизнь природы и человека и поэтому должна была помещаться где-то на небе. Естественная логика подсказывала, что наверху должно находиться ее вселенское хранилище. Каждый день человек видел, что вода может сохраняться только в выемке, постепенно пришел к созданию керамических сосудов. Создавая свое миро-представление он помещал на небо некий сосуд, лоно небесного океана. Это подтверждали и небесные знаки – ковши Большой и Малой медведицы, серп молодой Луны – на юге и в субтропиках он виден почти горизонтально, как чаша. Чуткие к восприятию люди даже видели эту небесную чашу днем воочию – этот оптико-физиологический эффект описал в своей книге “Пространство Эвклида” художник Петров-Водкин.
Для того, чтобы вода из-под небосвода могла пролиться живительным дождем, в ней на небосводе должно быть отверстие в дне. В русском языке наименование такого сосуда – бездна (без дна). М.Маковский связывал с ней широкий круг понятий, которые в индоевропейских языках связаны с рождением, конструкцией, функционированием вселенной – сосуд, небо, судьба, центр мира, отверстие, окно, дверь, врата, Мировой Разум и творящее начало.
Ритон. 460-450 гг до.н.э. Национальный археологический музей в Афинах. Ритоном назывался рог или широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенно вниз головы животного или человека, скульптурой, украшался гравировкой и рельефом. Изготавливался из золота, и других металлов, глины, кости, рога. Такой сосуд использовался в священных обрядах жертвоприношениях или влзлияния вина в честь богов. Ритон имеет отверстие в нижнем узком конце.
Именно с бездной и ее донным отверстием, через которое небесные воды подаются в поднебесье, в мир земной, связаны с наиболее архаическими пластами индоевропейской мифологии. Большинство древнейших мифологических фигур змееподобны. Древнеиндийский Ахи-Будханья – буквально “змей глубин”, “змей бездны”. Близки к нему греческий Пифон и сербохорватский Бадняк, чье имя может означать “обитатель бадьи”. Авестийский Апам-Напат – буквально “потомок воды”, “отпрыск вод”, античные змееногие титаны, некогда обитающие в раю Индры, то есть опять-таки на небесах.
Трипольская культура. Загадочные двойные сосуды без дна (бинокли)
Со змееподобными богами сошлись в борьбе за обладанием главным и единственным источником вод младшие антропоморфные боги энеолитического человека, овладевшего производящим хозяйством, ремеслами и оружием.
Индра бился со змееногим Вритрой, греческий Зевс с Тифоном, славянский Перун и германский Тор – со змием, в ближневосточной традиции Мардук с Тиамат. Отголоски этих мифов отразились в битвах героев с змееподобными чудищами – у греков – Персей и Медуза, Геракл и Лернейская Гидра, у персов – Рустам и водяная колдунья, у русских – Добрыня и Змей и святой Георгий Победоносец.
Фракийский ритон из серебра и золота в виде головы теленка с изображением сидящей женщины с сосудом. Ритоны были распространены в Персии, в Эгейском регионе – с бронзового века, то есть со 2 тыс.до н.э. Ритон широко распространен по всей Евразии с доисторических времен. Отверстие в узкой части может быть закрыто и открывается для питья или жертвенного возлияния на землю. В них наливали вино, пиво и или масло.
Иран, 5 век до н.э. Музей Метрополитен
Большую роль священный сосуд играет в христианской религии. Причащаясь из дароносицы христианин пьет символическую кровь Христову и тем самым приобщается к Богу. Чаша Святой Грааль, из которой по средневековому преданию причащались Христос и апостолы (по другому варианту туда была собрана кровь Христа после распятия), отождествляет воду, испитую Спасителем, с небесными водами. Обряд крещения в текущем с гор Иордане подразумевает купание в небесных водах. На ряде византийских мозаик над головой Христа помещена синяя чаша небесного океана.
Сосуд в руках каменных изваяний-баб сравнивают с дароносицей – переносой дарохранительницей для ношения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма. В католицизме особая дароносица используется для выставления Святых Даров для их почитания (адорации). К Святым Дарам, как выше сказано, относится хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии. Вино символизирует кровь, разводится водой. Дарохранительница у православных располагается на престоле на алтаре, у католиков, обычно, за алтарем, куда переносится в дароносице.
Интерпретация некоторых сосудов восходит к представлениям о богине-матери, дающей жизнь и питающей ее.
Мастос, ритуальный сосуд в виде женской груди, Древняя Греция, Британский музей
Распространенная в неолите интерпретация богини, как подательницы молока – то есть пропитания и, соответственно, жизни. Алебастровый ритуальный сосуд наполняется жидкостью, которая из груди попадает в сосуд, который она держит в руках. Испания (Иберия), 7 век до нэ
Некоторые факты из книги: Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М., 2001
Источник
Источник
В нашу редакцию поступил звонок с вопросом: может ли Чаша для Причастия – Потир – не иметь на себе священных изображений? Такие Потиры сегодня можно встретить в некоторых магазинах церковной утвари. Изучив вопрос, мы рады поделиться ответом с вами, дорогие читатели.
Согласно установлениям Церкви, Литургическая Чаша должна быть изготовлена из твердого, долговечного и не подверженного окислению материала. Как правило, это благородный металл. Во многих богатых храмах Таинство Евхаристии совершается с использованием утвари из серебра. На серебряный Потир священные изображения наносятся с помощью гравировки либо изготавливаются отдельно – в виде медальонов-дробниц и прикрепляются к Чаше. Помимо гравированных, эти иконы могут быть выполненными в технике литья или горячей эмали. Встречаются Потиры, украшенные каменьями, позолотой. Это оправдано: величайшей Святыне, которая только может быть на земле, подобает драгоценное вместилище. Но как быть бедным приходам?
Недорогие Потиры, как правило, выполняют из латуни. Внутри Чаши закрепляется вставка из нержавеющей стали – этот металл не окислится при соприкосновении с литургическим вином. У некоторых поставщиков евхаристический набор, выполненный в данной технике, может стоить 30 000 рублей и даже дешевле. Понятно, что такая Чаша уже не является произведением ювелирного искусства. Скорее всего – это тщательная, кропотливая работа ремесленника, состоящая в ручной гравировке, чеканке, травлении; затем могут выборочно накладываться эмали и позолота.
Возникает вопрос: как обеспечить благолепие священных изображений? Побеседовав с руководителем отдела по закупкам товаров одного из значимых поставщиков церковной утвари, мы получили следующий ответ. Ввиду того что сегодня появились производители церковной утвари, работающие в разных ценовых категориях и обладающие различным уровнем мастерства, многие архиереи благословляют небогатым храмам и монастырям приобретать евхаристическую утварь без священных изображений либо с изображением креста. Это намного лучше, чем употреблять в богослужении Потир с грубо сделанными или содержащими ошибки изображениями. Латунные Чаша и дискос, украшенные растительным орнаментом, вполне соответствует церковной традиции, выглядят празднично и благолепно и не вызывают нареканий.
Стоит уделять внимание и надписям на церковной утвари, если таковые имеются. Странно выглядит, например, ковчег-мощевик, на котором молитва угодникам Божиим начертана не на церковнославянском, а на современном русском языке. Еще хуже, когда в священных текстах допускают ошибки либо сокращают надписи, не учитывая правил, сформировавшихся в церковнославянской письменности. Во избежание таких ошибок и недоразумений допустимо использовать утварь, вовсе не несущую на себе надписей, – тем паче, что с литургической утварью соприкасаются главным образом священнослужители, которые отлично помнят такие тексты, как: «Тело Христово примиите, Источника бессмертного вкусите», – слова, чаще всего украшающие Потир.
Как изменялась форма Литургической Чаши?
Первая Евхаристическая Чаша – та самая, которую держал в руках Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам: «Пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя…» Как выглядел этот священный сосуд, доподлинно неизвестно. Поскольку Сионская горница, где была совершена Тайная Вечеря, находилась в богатом доме, многие исследователи предполагают, что Чаша была изготовлена из камня или серебра. Есть версия, что она представляла собой кубок на невысокой круглой подставке – то есть и формой своей послужила прототипом для большинства Потиров последующего времени.
Первые христиане стремились украсить богослужение драгоценными сосудами. В частности, их вырезали из ценных пород камня: мрамора, порфира, оникса. Во времена равноапостольного императора Константина Великого в богослужении стали широко использоваться кубки и тарели из драгоценных металлов, пожертвованные царем и вельможами. Эти предметы часто не несли на себе никаких сакральных изображений, так как были изготовлены для использования в быту и лишь потом принесены в храмы. Такая практика принималась Церковью: обычная вещь может быть освящена и сделаться святыней, а вот обратное использование: бывших предметов церковной утвари – в быту – недопустимо, как бы ни была изношена эта утварь.
Рассматривая изображения старинных Потиров, можно встретить предметы довольно неожиданного облика. Например, в Х-ХI веках в Византии использовались Чаши с двумя ручками по сторонам. Сам Потир при этом мог быть не только округлым, но и конусоидальным. Изображения и надписи на Литургических Чашах также бывали разными – а порой и вовсе отсутствовали.
Не может не вызвать изумления знаменитый потир «Яспис», в XIV столетии подаренный Ватопедскому монастырю на Святой Горе Афон императором Мануилом II Палеологом. Чаша Потира вырезана из красноватой яшмы и обрамлена золотом. Ножка и основание – золотые. На этом основании филигранно выполнены изображения святителей и нанесена монограмма дарителя. Потир имеет две ручки, выполненные в виде то ли змей, то ли драконов – весьма неожиданно для предмета храмовой утвари! Впрочем, у греческих церковных мастеров несколько иная ментальность, нежели у нас: драконы на священном изображении в их исполнении могут то ли напоминать об освобождении Крестной Жертвой Христа всей твари от владычества зла, то ли указывать на поражение древнего змия – диавола, в бессильной ярости стремящегося «ужалить в пяту» Спасителя, но попираемого Его Крестом.
Интересно, что правило, требующее использовать при совершении Божественной литургии лишь сосуды, изготовленные из прочных и неподверженных окислению материалов, соблюдалось далеко не всегда – а значит, не имело абсолютного авторитета. Констатация этого факта не является призывом к его нарушению, скорее – иллюстрирует мысль, что традиционные пожелания к облику богослужебной утвари почти никогда не воспринимались как незыблемые и единственно возможные – главным было соответствие духу православного богослужения. Многим памятен деревянный Потир, на котором совершал Божественную литургию в затерянной среди лесов Радонежья церквушке преподобный Сергий. Вероятно, именно в эту Чашу зримо сошел Святой Дух, что было явлено одному из учеников святого аввы. Деревянный, окрашенный красной краской Потир был в употреблении и у новомучеников, сосланных в один из лагерей и втайне от конвоиров совершавших Божественную службу. А на Санкт-Петербургском Императорском стекольном заводе в конце XVIII – начале XIX в. был создан Потир из стекла – частью прозрачного, частью – синего. Украшенный иконами, орнаментами и священными надписаниями, он представлял бы собой традиционную для времени своего изготовления (а также для нашего времени) Литургическую Чашу – если бы не материал – хрупкий и потому довольно рискованный для создания такого предмета. Хранится стеклянный Потир в ризнице Богоявленского кафедрального собора в Москве.
Помимо Потира для совершения Божественной литургии в храме необходима и другая евхаристическая утварь: дискос, звездица, лжица, копие. Каждый из этих предметов имеет свою символику. Особого внимания заслуживает история копия.
Копие стали использовать весьма давно: известно, что в Византии его применяли с начала VIII в. До этого времени Святой Хлеб преломляли.
В Проскомидии копие стало применяться одновременно с обычаем использования особой просфоры для вынимания Агнца: на одной охридской фреске ХI в. в сцене служения святителя Василия Великого запечатлено, что на дискосе лежит еще круглый хлеб, но на мозаике Киево-Софиевского собора, напротив, отлично видно изображение ножа (копия) в сцене Причащения.
Копие – напоминание о том копье, которым римский воин ударил в ребро распятого Спасителя. Согласно одной из версий, подлинное оружие, пронзившее ребро Христа, сохранилось до наших дней и находится в имперской сокровищнице Хофбургского замка в Вене.
Источник