Сосуд для внутренностей мумии

Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Защитники «Канопы».

Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.

Защитники «Канопы».

Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.

Защитники «Канопы».

Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.

Защитники «Канопы».

Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.

Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.

Источник

Приветствую вас, дорогие читатели, на этом ЕДИНСТВЕННОМ И НЕПОВТОРИМОМ канале про Древний Египет и всё, что с ним связано!!!

#история древнего египта #папирус бывшего жреца

Хронология:

332 год до нашей эры- Александр Македонский становится фараоном Египта.

305 год до нашей эры- в результате борьбы военачальников (диадохов) Александра Македонского Египет достаётся его молочному брату Птолемею, который провозглашает себя царём.

30 год до нашей эры- последняя правительница из династии Птолемеев, знаменитая Клеопатра Седьмая, проиграв войну римскому императору Октавиану, кончает с собою. Египет становится одной из провинций Римской империи.

На самом деле, в эпоху эллинизма в Древнем Мире появилось много “новых” божеств: из-за доминирования греческой культуры, старые культы во многом теряли аутентичность. Да, боги были восточными (вавилонскими или египетскими, индийскими), или западными (кельтскими). Но их изображали, как обычных греческих божеств, в соответствующих одеждах и позах. Примером может служить иранский Митра, египетская Исида и даже культ Будды Шакьямуни!!!

Разумеется, при этом у “новых” божеств оставались их “экзотичность” и “эзотеричность”- то есть, они мыслились, как именно “египетские”, со всем налётом таинственности, магии и алхимии, странных ритуалов и непостижимых сил, у них оставались соответствующие атрибуты, яркие, связанные с местной экзотикой: флорой, фауной, архитектурой.

Греко-римская эпоха в истории Древнего Египта породила для священного искусства и поклонения не просто новые обличья Исиды:

Греко-римские Исиды.

Греко-римские Исиды.

Греко-римские Исиды.

Греко-римские Исиды.

Греко-римские Исиды.

или Нила

Нил, божество одноимённой реки ( олицетворение).

Нил, божество одноимённой реки ( олицетворение).

или богомладенца Хора, покровителя царской власти:

Гарпократ, сын Исиды.

Гарпократ, сын Исиды.

Гарпократ, сын Исиды.

Гарпократ, сын Исиды.

Гарпократ, сын Исиды.

или Амона, великого царя богов, обозвав “Аммоном” и отождествив его с Юпитером ( в основном- методом присобачивания бараньих рогов):

Зевс-Аммон.

Но и спровоцировала появление новых божеств:

Серапис.

Серапис.

Серапис.

Серапис.

Серапис.

О происхождении Сераписа уже в древности ( казалось бы, по горячим следам) существовало несколько противоречащих друг другу версий.

В любом случае, иконография Сераписа- греческая. А культ однозначно считает его супругом Изиды и отцом Гарпократа ( то есть, Гора).

Популярность его была настолько велика, что даже в Риме стояли его храмы, его почитали императоры, его изображения чеканились на монетах.

Изначально мемфисский культ бога-быка Аписа слился с культом Осириса: это довольно-таки простая “логическая” операция для египтян, которые всех умерших людей, или священных животных, отождествляли с Осирисом, богом смерти и возрождения. Так появился Апис-Осирис. Ну, или по-другому, Осирис-Апис. Тут и до “Осираписа” недалеко…

Дальнейшие”приключения” привели к тому, что этот культ стал очень популярным ( греков вообще привлекали египетские представления о загробном мире, о жизни после смерти). Его связь с Аписом постепенно исчезала, хотя именно мемфисский жрец Манефон впервые представил Птолемею идею бога, который бы стал общим для египтян и греков.

В любом случае, иконография Сераписа- греческая. Он фактически неотличим от Аида- вон, и Цербер рядом. А культ однозначно считает его супругом Изиды и отцом Гарпократа ( то есть, Гора).

Серапис стал покровителем столь многих сфер деятельности и религиозных принципов, что превратился в некое универсальное божество- то есть, когда грек или римлянин в сердцах произносили “О, Серапис!!!”, то делали это так же естественно, как советский атеист произносил “О, Господи!!!”….

Германубис.

Германубис.

Германубис.

Германубис.

Германубис.

Синкретическое ( то есть, соединяющее в себе совершенно разные культы) божество. Казалось бы, это просто Анубис, со своей шакальей головой, но в греческих одеждах. Однако, его роль в культе мёртвых сближала его с греческим Гермесом, “психипомпом”- то есть, проводником душ. Отсюда в его руках кадуцей. А голова всё чаще не шакалья, а собачья.

Популярность Германубиса связана с невероятно популярным культом Исиды, где он и в египетской традиции важен, как один из гарантов воскрешения умерших к новой жизни.

Антиной.

Некоторые боги появились из любви. Причём, любви, которую мы сегодня стеснительно нарекаем ” нетрадиционной”.

Во время путешествия римского императора Адриана в Египет в Ниле случайно ( или не случайно, а в результате криминальных разборок в императорской семье) погиб любовник Адриана, греческий юноша Антиной. В полном соответствии с местными религиозными воззрениями, он был отождествлён с Осирисом. А в полном соответствии с желаниями императора, не только признан возродившимся в мире ином- но и обожествлён. Что ж, от египетской экзотики он получил, как божество, набедренную повязку и фараонский платок “немес”, из-под которого, тем не менее, на изображениях выбиваются пышные греческие кудри.

Получилось очень красиво: безупречный красавец в экзотических одеждах. Образ стал популярнее культа: он служил не столько объектом поклонения, сколько эстетической доминантой. Изображений Антиноя до наших дней дошло больше, чем изображений любого деятеля Древнего Мира.

Канопус.

А иногда причиной появления новых “египетских божеств” было банальное невежество. Греки писали, что в городе Канопус почитали божество в форме вазы с человеческой головой. Так появилось вот это:

Совершенно ясно, что греки перепутали сосуд для хранения внутренностей мумии, с головою египетского бога, с самим богом. А чтобы не мучить себя длинным и труднопроизносимым египетским именем, назвали по имени города, где впервые столкнулись с этим изображением.

Канал остро нуждается в подписчиках, лайках, репостах и дерзких комментариях. Буду чрезмерно благодарен за каждый поднятый вверх палец!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!!! ВАС ЖДЁТ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО!!!

Источник