Сосуд для воды на кавказе
Фото: Гебек Гебеков
В пути не помешали бы таблетка бесстрашия, доза успокоительного и порция железного самообладания. Двадцать четыре километра бездорожья от райцентра Мехельта до высокогорного Ичичали заставляют изрядно понервничать: отвесные скалы, бездонное ущелье, десятки поворотов, месиво грязи на узкой дороге, которую сейчас ремонтируют, местами камнепад. Захватывающий аттракцион заканчивается через 40 минут езды на внедорожнике. У ворот нас встречает Ханакаев-старший — Магомед. Приветствует гостей на аварском языке и тут же продолжает на русском: «С приездом!»
Почерк ичичалинцев
Изящная металлическая посуда из-под молотка Магомеда выходит в старинной мастерской за домом. Она осталась от деда — Ханакая. Четыре года назад Магомед ее полностью отремонтировал. Привел в порядок покосившиеся стены, поменял окна и дверь.
— На самом деле, тут большая заслуга моего друга — Гебека. Именно он заставил меня обновить мастерскую и не бросать ремесло. Надоело слушать его «Давай! Давай!», — смеясь, рассказывает хозяин дома.
Все инструменты братьям Ханакаевым достались в наследство от отца и деда. Здесь все раритет: самодельные ножницы по металлу, циркуль, даже небольшому деревянному сундуку в углу комнатки сто лет. Старые наковальни — двух видов. Одни — по пятнадцать-двадцать килограммов, другие — по восемь-десять.
Фото: Гебек Гебеков
Братья Магомед и Гаджияв Ханакаевы
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
— Точно сказать, сколько им лет, не могу. Мы их называем на аварском лабч. Видите эту дырку в полу? Сюда их втыкаем, как штык. Тяжелые мне нужны в самом начале работы. А вот длинные лабч помогают завершить изделие или отреставрировать его, — объясняет мастер.
Сердце кузницы, конечно, горн. Топит Магомед по старинке. Для розжига обязательны еловые шишки, а топливом служит древесный уголь.
— Так меня учили старшие. Я помню каждое их слово. Это же наша традиция. Если все обычаи выбросить, что с нами будет?
Младший брат Ханакаев трудится в мастерской по соседству. Ее он построил с нуля. По площади кузница гораздо больше дедовской. Стены, как и рукавицы на горне, черные от нагара. Фамильной старины здесь нет, но предметы тоже по-своему уникальны. К примеру, свою шлифовальную машину Гаджияв собрал вручную.
— Непросто было работать раньше. Металл был в брусках. Отрезали, к примеру, 100 граммов, а потом в круг становились человека три-четыре. Нагревали медь и по очереди начинали стучать. Так делали пласт, — говорит Ханакаев-младший. — А сейчас все под рукой, а если чего нет — можно сделать и самому.
Фото: Гебек Гебеков
Ремесло в крови
В Гумбетовском районе больше 20 аулов, и только в Ичичали веками создавали кувшины. Вода в них, говорят, не портится: медь делает ее целебной. Откуда именно пришло это занятие и кто был первым кузнецом? Ичичалинцы не знают. Знают лишь то, что они лучшие мастера старинного ремесла.
— Производство кувшинов необычной красоты с крышечкой — это давний промысел жителей Ичичали, — говорит историк Зубалжат Мирзаева, директор Акушинского краеведческого музея. — Корнями он уходит в Средневековье. Они очень высокие, продеваются через плечо. Середина всегда украшена резьбой или выбитым узором. Раньше этот кувшин обязательно был у каждой девушки, которая выходила замуж. В старину их покрывали оловянным лужением. Покупал тогда их почти весь Дагестан: Шамильский, Ахвахский, Цумадинский, Ботлихский районы. Даже в Чечню уезжали.
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Подчинить металл своему замыслу сможет не каждый, уверяют в ауле. Надо уметь сочетать одновременно несколько навыков: опытного графика, сварщика, скульптора и кузнеца. Огонь должен нравиться, а не пугать. Силу металла надо чувствовать голыми руками, видеть его напряжение и слушать удары молота.
Песнь металла и дерева
Унцукульские деревянные изделия, украшенные причудливым металлическим узором, — плоды уникального ремесла, до сих пор сохранившегося в горах Дагестана. Как они создаются — в фоторепортаже «Это Кавказ»
— Тот, кто не привык к этому шуму, к этому звуку, не сможет работать. Ему все быстро надоест. Помню, как на одной выставке ко мне подошли городские ребята и попросили обучить ремеслу. Я ответил: «Ребята, я вас за один день, за месяц научить не смогу. Приезжайте! Но вам минимум год понадобится». Это ведь не просто так, кузнечное ремесло у ичичалинцев в крови, — говорит Магомед.
Над дверью в его кузницу висит не традиционная подкова, а скворечник, правда, пока без пернатых жителей. Его сюда повесил младший сын мастера — 12-летний Мурад. Гостям он демонстрирует свои работы — шумовку, покрытую оловом, и медный половник.
— Когда папа работает, я тоже тут вожусь. На каждый из этих предметов я потратил около 20 дней, — рассказывает парень.
Основные приемы ковки отец объясняет сыну на родном аварском. Сноровка, точность удара, терпение и сила руки. Без этого настоящим ичичалинским мастером не стать.
— Я не хочу, чтобы и мои дети ремесло забывали, — говорит отец. — Мои сыновья, все четверо, когда маленькие были, тоже что-то делали. Потом, правда, после пятого-шестого класса ушли на равнину учиться. А там уже не до этого. А Мурад сейчас на дистанционном обучении. Остался со мной.
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Запрещенное дело
Стоит ичичалинский кувшин недешево — 15 тысяч рублей. Маленький — 3 500.
— Из латуни будет еще дороже. С ней тяжелее работать, а медь мягкая, — объясняет Магомед.
Весит сосуд не меньше трех килограммов. Горловина около 400 граммов, ручка — 300, ножка — почти 600, а вот нижний и верхний корпусы — по килограмму.
Купить сырье — не проблема. Из Махачкалы братья везут медь, латунь, никель и олово. У проверенных продавцов есть все: заводские листы металла, проволока — рулонами. Килограмм золотисто-розовой меди покупают за 700−800 рублей, олово дороже — 1300 рублей.
Фото: Гебек Гебеков
Лекала у мастеров любой формы. Они выбирают нужный размер и по ним вырезают, выражаясь их профессиональным языком, «литровку» или «трехлитровку».
— Я сейчас могу найти все, что нужно. При отце материал мы покупали тайно. Запрещено ведь все было. Еле доставали медь из Астрахани и Баку. Плавили тогда даже отходы и из них снова делали бруски. Я тоже так умею: отец и дед научили, но на это уже время свое я не трачу, — рассказывает Магомед.
Занимаются братья Ханакаевы и реставрацией. На починку в аул привозят не только кувшины, но и самовары.
— В мастерских мы уже работаем редко. В основном заходим сюда осенью-зимой. Заказов сейчас практически нет. В этом году я только четыре кувшина сделал, и то это был заказ Министерства туризма республики для музея, — делится Магомед.
Если кувшины и берут, то только как элемент декора. Объяснение простое: идти несколько километров за водой современным горянкам уже не нужно. Мастерам Ханакаевым больше заказывают кастрюли, турки, вазы или чайники. Вот их уже клиенты используют по назначению.
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Фото: Гебек Гебеков
Оживить горный аул
— До перестройки каждый мастер в ауле делал восемьдесят штук кувшинов за зиму. Все продавали. Был доход людям. Стоил кувшин тогда девяносто рублей, это были очень хорошие деньги: килограмм сахара покупали за восемьдесят копеек — рубль, — вздыхая, вспоминает Магомед.
Одним этим ремеслом семью уже не прокормить. Поэтому многие побросали свои кузни, а деньги горцы стали зарабатывать иначе: предпочли продавать картофель, работать на строительных объектах и заниматься скотоводством.
— Это дело больше для души. Если республика или муниципалитет станут финансировать, предлагать заказы, то народ вернется в ремесло. Сейчас в ауле сорок мужчин, из них половина точно снова станут кузнецами. С удовольствием! — заявляет Ханакаев-старший.
Фото: Гебек Гебеков
В старые времена стук молотка доносился из каждой сакли. Так было ровно до того момента, пока горцев в 1944 году не выселили насильно в Чечню. После, в 1957 году, ичичалинцев снова переселили в Дагестан — в Хасавюртовский район, на равнину. Там, в селе Новый Ичичали, проживает большая часть селян. Народный промысел они не забыли. Новоичичалинцы его, правда, видоизменили — перешли к станку. Автомат накатывает целые детали, а дальше остается малость — спаять вручную готовые элементы между собой.
— На равнине сельчане могут сделать пять кувшинов в день. Мы же на один кувшин тратим больше недели, — говорит Гаджияв. — Мы стремимся не просто воскресить ремесло, мы хотим оживить наш горный Ичичали.
Патимат Гусейнова
Источник
Территория Кавказа обживается человеком уже более трех тысячелетий. И примерно с V в. в этой местности появились зачатки гончарного ремесла, а именно обжиг изделий из глины. Мастера тех времен еще не знали гончарного круга. Изделие могло появиться на свет только благодаря ловкости рук мастера или мастерицы. Технология заключалась в том, чтобы их глиняных жгутиков, изготовленных особым образом, слепить сосуд. Вы только представьте, каким должно было быть чувство формы у мастера, для того чтобы создать геометрически выверенное изделие. При этом древняя кавказская керамика отличается своеобразным живописным характером, наполненным теплом рук ремесленника. На изделия того времени наносили налепное и нарезное украшение в виде полос, штрихов, волн, точек, насечек.
В средние века керамика и глина Кавказа кроме применения в быту используется в ритуальных обрядах и для декора жилища. Ее скульптурность превалирует над функционалом. Многие керамические изделия созданы в образе человека или животного. Например, в Кисловодском историко-краеведческом музее можно увидеть керамического усатого горца с хохолком и задранным кверху большим носом – это не что иное, как старинный кувшин для воды.
Позднее на керамике Кавказа появилась художественная роспись. Роспись глиной более темного цвета по светлому телу сосуда. Традиции в форме и цвете почти не меняются. Изделия становятся менее габаритными, что облегчает их транспортировку при торговле. Узор выполняется красным ангобом и только по верхней части кувшина. Многие изделия начинают украшать элементами лепнины в охотничьих мотивах. Появляется поливная керамика – лощеная красная и зеленая с черной росписью, позднее сменившаяся на желтоватую с росписью бурого цвета.
Мотивы художественной росписи:
Поясной орнамент из геометрических элементов.
Контурная прорисовка птиц, животных, изредка человека.
Сюжеты волчьей (или собачьей) охоты.
Охота хищников на коз в горах.
Предположение о том, что Эдем, который является местом появления первочеловека из праха (глины) располагался близ Кавказа, основано на информации из библейских текстов. И это не случайно, потому что Кавказ издревле является носителем традиций керамического промысла.
Кавказская керамика – это манускрипт мировой истории обработки глины. Армения сохранила традиции по изготовлению женской лепной керамики, которая относится к ранним стадиям гончарства. В Дагестане ведущее место по художественной керамике принадлежит лакскому аулу Балхар, лезгинскому аулу Испик, табасаранскому селению Джули и даргинскому аулу Сулевкент.
Балхар – «живой родник» гончарства
Живет и развивается современное гончарное ремесло в дагестанском селении Балхар. Поддерживают его коренные мастерицы, снискавшие признание со времен первого керамического сосуда из балхарской глины.
Непременный атрибут каждой экскурсии сюда – легенда о бедняке Калкуччи. Именно его считают первооткрывателем чудесных свойств местной глины. А идею подсказали ему местные детишки, которые лепили глиняные фигуры на берегу балхарского озера. По их примеру Калкуччи использовал местную глину и вылепил из нее кувшин. Когда научился сам – научил и жителей своей деревни. Но женщины, на то они и женщины, сумели сотворить более совершенные сосуды прекрасной формы. Это и стало в Балхаре отправной точкой для керамического ремесла.
Местные мастерицы сумели пронести через века самобытность изделий из керамики. Не только не утратили секретов мастерства, но и привнесли новые. Балхарсие кувшины снискали популярность за свои прекрасные качества:
- тонкостенность;
- легкость;
- прочность;
- ассортимент форм (для конкретного бытового использования);
- эстетичность.
Водоносные кувшины из селения Балхар тонкостенные, а значит и легковесные. При всем при этом еще и очень вместительные, их объем доходит до 15 литров. Такие характеристики важны для кавказских женщин, так как им самим ходить по воду. Примечательно для изделий балхарок сочетание цвета керамики. По розовому или черному полю сосуда тонкой паутинкой ложится белая роспись, уникальная по исполнению.
Творения женщин – мастериц рождается под их песни. Каждый мотив отзывается новым узором на кувшине или тарелке. Можно посмотреть на роспись изделия и услышать песню ваятельницы. Интересно, что природная красная глина служит ремесленникам, а глина кавказская изумрудная – способна решить многие косметические проблемы кожи лица.
Как вы думаете, много ли нужно времени, чтобы получить готовый сосуд из керамики, выполненный на высокохудожественном уровне? На это уйдет не один день. Прежде чем кусок глины превратится в уникальную вазу, форма пройдет около семнадцати этапов обработки. И в каждый мастер вложит свою фантазию и душу.
Выбрать изделия из керамики!
Источник
Аттига Измайлова, Айгюн Мехтиева
В XVIII – XIX веках важное место в домашнем обиходе азербайджанцев занимали посуда и бытовая утварь из меди. Для приготовления и принятия пищи, для хранения воды в основном употреблялась медная посуда. Наряду с этим, из меди изготавливались различные предме- ты бытового обихода – светильники (чыраги), мангалы, шкатулки. Об этом немало свидетельств можно найти в литературе начала XIX века.
Так один из авторов писал, что «самый бедный поселянин имеет у себя медные котлы, кувшины, чашки и другие домашние вещи». Это объясняется высоким уровнем производства медной посуды в Азербайджане. Во всех городах имелись мастерские медников, а главным центром производства медной посуды было село Лагич, продукция которого вывозилась в крупные города – Баку, Тифлис, Дербент, а также в Персию.
Еще в конце XIX века Лагич сохранял свое значение важного центра производства медной посуды. Медные изделия Лагича поставлялись на рынки всего Кавказа, а также Персии и Османской Турции.
Согласно литературным источникам, мастера в Лагиче подразделяли свою продукцию на два вида, в зависимости от сложности работы. Изделия, изготовление которых отличается большей сложностью, назывались «изафа», а более простые – «хара», причем первые соответственно стоили дороже. К классу «изафа» относилась почти вся посуда, предназначенная для воды – гюйюмы, афтафа, сатылы и т.д. Эти сосуды изготовляли из нескольких частей, имевших различную форму.
В Азербайджане, как и других странах Востока, на протяжении тысячелетий было создано и вошло в обиход множество сосудов для воды. Эту посуду можно классифицировать, исходя из функциональных особенностей: 1) сосуды для переноса воды на расстояние (гюйюм); 2) сосуды для хранения и употребления воды (сатыл); 3) сосуды для умывания и для подачи воды на стол (афтафа-ляйян, долча); 4) черпаки и сосуды для питья (тайгулп, джам).
В зависимости от предназначения сосуды для воды имели различную форму, приспособления для слива, рукоятки (или дужки). Украшение сосудов орнаментом также зависело от их практического применения.
Медный кувшин «долча». XIX – начало ХХ вв.
ГЮЙЮМЫ (GÜYÜM)
Это сосуды в форме больших кувшинов с узким длинным горлом и ручкой такого размера, который позволяет закинуть кувшин на плечо. Отметим, что в Азербайджане пользовались главным образом родниковой водой, в меньшей степени колодезной – согласно характеру местности и природным условиям. Поэтому наибольшее распространение имела переноска воды с родников в гюйюмах, причем это считалось женским занятием. Рациональность гюйюмов особенно заметна в горных и предгорных местностях, где женщинам приходилось зачастую двигаться по крутой тропинке, то в гору, то вниз. Узкое и высокое горло гюйюма не позволяло воде расплескаться, а объемная ручка позволяла переложить тяжесть на спину.
Дома воду обычно переливали в другую посуду с широким устьем, более удобную для употребления, например в сатыл. К тому же гюйюмы были очень тяжелые, их неудобно было каждый раз поднимать. Крупные гюйюмы имели общую высоту в 60–70 см, высота горлышка 20–25 см, длина ручки 30–40 см; их изготовляли из трех-четырех частей, соединенных способом пайки и ковки. Делали гюйюмы и меньших размеров, видимо, для девочек, которые с детства приобщались к домашнему труду.
Наряду с этим, были также гюйюмы еще меньшего размера. Эти сосуды не украшались орнаментом, лишь на некоторых из них на тулове прочерчены параллельные линии. Дело в том, что гюйюмы относились к дорогостоящему классу изделий «изафа», а с орнаментом они стоили бы еще дороже. Гюйюмы лудили лишь изредка, по просьбе заказчика; при полевых исследованиях установлено, что их поверхность обрабатывали воском. Считалось, что гюйюм должен иметь натуральный цвет.
Из литературы известны следующие термины для обозначения данного типа сосудов: гюйюм, саханк (səhəng), фарш (farş). Термин «гюйюм» использовался в северной части Азербайджана – Ширване, Гянджинской, Шекинской, Загатальской зонах, а в Карабахе больше употребляется слово «саханк» (иногда санак).
Гравировка на медном сосуде «джам». XIX в.
САТЫЛ (SATıL)
По конструкции и назначению сатыл схож с ведром. Этот сосуд имел широкое устье, тулово его его к середине несколько сужалось, а к основанию опять расширялось. Сатылы использовались для хранения воды и переноса ее на близкое расстояние. Широкое устье позволяло зачерпывать воду кружкой. Использовались сатылы также при купании в бане, для подогрева воды. У устья сатыла распологались петли, в которые продевались концами дужки из толстого медного стержня. Как правило, сатыл имел высоту 32 см и диаметр устья 24 см, но размеры были неодинаковые. Также имелись сатылы малых, «детских» размеров.
Поскольку сатылы обычно ставили в доме на видном месте, носили в баню, т.е. в общественное место, их в отличие от гюйюма украшали, нанося гравировку в форме довольно сложного орнамента на тулове, параллельными полосами. Обычно сверху проводили несколько узких полос растительного орнамента, затем широкая полоса с крупным орнаментом, чаще всего в форме серии бута с растительным орнаментом внутри. В некоторых случаях между бута изображены веточки с цветами. Широкая полоса обычно была заключена в узкие полоски растительного орнамента.
Нередко дужки сатылов украшали параллельными насечками и растительным орнаментом. Концы дужек часто заканчивались змеиными головами. Кроме того, плоская часть петель для дужек, припаянная к тулову сатына, часто имела форму наконечника стрелы, иногда фигурного листа. Сатылы нередко заказывали мастерам. В этом случае сосуд лучше орнаментировался, и на нем указывалось имя владельца. Были и сатылы, на которых указывалось имя мастера. Сатылы имели широкое распространение в Азербайджане в XIX – начале ХХ века, а затем были вытеснены более легкими и дешевыми ведрами.
Медный сосуд для омовения «афтафа». XIX в.Гравировка на медном сосуде «афтафа». XIX в.
АФТАФА-ЛЯЙЯН, ДОЛЧА (AFTAFA-LƏYƏN, DOLÇA)
В Азербайджане издавна существовал обычай обносить гостей специальным умывальным прибором «афтафа-ляйян», состоящим из кувшина и тазика. Этот обычай связан с тем, что в прошлом при трапезе не пользовались столовыми приборами, еду брали из тарелки руками, и это вызывало необходимость мыть руки перед едой и после еды.
Об этом обычае упоминают путешественники, посещавшие Азербайджан в средние века. Умывальные приборы часто встречаются на миниатюрах XVI века, где изображены сценки застолья. Этот обычай повсеместно бытовал в Азербайджане и в XIX веке, сохранялся он места- ми в селах и в XX веке. Иногда афтафа использова- лась для питья воды.
Афтафа изготовлялась очень изящной формы: сферическое тулово, длинное узкое горлышко, узкий длинный носик, через который вода вытекала тонкой струйкой, не обрызгивая участников трапезы. Афтафа снабжена также красивой куполообразной крышкой и фигурными ручками. Изящной формой отличались и тазики, отвернутые края которых украшались ажурной резьбой и гравированным орнаментом.
Были две две разновидности афтафы: с шарообразным и со сплющенным с двух сторон туловом. И те, и другие украшались гравированным орнаментом различной композиции. Но ряд элементов орнамента повторяется. Так, на некоторых сосудах встречались изображения зайца. Характерны изображения декоративных элементов, связанных с водой, – рыбок, рыбьей чешуи, голов дракона и пр.
Обычно на носике и горлышке сосудов прочерчены продольные линии, показывающие их уже и длиннее, чем на самом деле. Часты изображения двуглавого орла, главным образом на сосудах с уплощенным туловом, что дает основание предполагать их изготовление во второй половине XIX века, когда Азербайджан находился в составе России. Разнообразие орнаментировки и изящество отделки свидетельствует о богатом творческом воображении мастеров, изготовлявших афтафы. Украшение изысканными орнаментами связано с тем, что афтафы использовались среди общества и ставились обычно на видном месте. Следует отметить, что не всегда афтафы использовались в комплекте с тазиками. Видимо, часть их применялась просто для подачи на стол воды или шербета для питья.
Термин «афтафа» употреблялся повсеместно, хотя в литературе XIX века он имеет форму «гаф- тафа», а мастера из Лагича произносили его как «haftafa».
Долча, которую мы относим к третьему типу сосудов, имеет грушевидное тулово, сравнительно широкое горло с треугольной прорезью для слива и одну небольшого объема ручку. Устье слишком узкое для того, чтобы зачерпывать воду. Этот сосуд по форме напоминае