Сосуд гигеи символ чего

Изображение чаши с оплетающей ее змеей можно довольно часто встретить на продукции различных фармацевтических компаний, на вывесках аптек, частных клиник. Такое изображение у людей уже привычно ассоциируется с врачеванием и медициной. Но, далеко не каждый может сказать, что означает эта эмблема, и как именно она появилась.
Символ чаши со змеей в различных вариациях уже тысячи лет связан с медициной. Его истоки уходят еще к временам Древней Греции и Рима и неразрывно связаны с мифологией этих государств. Так для древних греков с самых давних времен змеи были символом мудрости и бессмертия, за что их безмерно почитали. Аналогично к этим рептилиям относилось и население Рима. Они верили, что, если навредить обыкновенному ужу в своем доме, на него обрушатся несчастья. Поэтому такой живности позволяли свободно перемещаться по всему жилищу, подкармливали ее.
Почему змея и что она символизирует?
Самое первое из найденных изображений с чашей и змеей датируется еще XI столетием до н. е. Оно было нанесено на одну из фресок и относится к периоду Древней Греции. Исследователи полагают, что такой символ берет свои истоки из мифа про Асклепия, который был популярен в то время.
Асклепий был умелым врачом, который справлялся даже с самыми серьезными недугами. И вот однажды его призвал к себе царь Минос, который надеялся, что лекарь сможет воскресить его убитого сына. Отказать правителю Асклепий не мог и сразу же отправился в дорогу. На протяжении всего своего пути он опирался на деревянный посох. Однажды врачеватель отдыхал в сени дерева, и, когда взял в руки посох, лежащий неподалеку, увидел, что его обвила змея. Испугавшись, он ударил ее и убил. Но, вдруг из травы выползла вторая змея, держащая во рту пучок какой-то травы. Она подползла к убитой рептилии и оживила ее. Асклепий был настолько поражен, что сразу же отправился на поиски растения. Впоследствии, при помощи этой травы он смог исцелить сына царя. Но, такой поступок разгневал верховного бога греков Зевса. Его возмутило, что простой смертный посмел противиться смерти и воскресил погибшего. В наказание он сам убил лекаря, после чего был утрачен и секрет чудодейственного растения.
Конечно же, этот миф был всего лишь легендой, популярной среди греческого народа. Но, именно на его основе змей стали почитать, как символ врачевания. В этот период их изображали обвитыми вокруг посоха, который получил название кадуцей или посох Асклепия.
Откуда взялась чаша?
Появлением чаши в эмблеме медицины, по мнению врачей, мы обязаны Гигее, дочери великого Асклепия. В соответствии с мифом она была богиней здоровья. При этом, на всех статуях и рисунках ее изображали с чашей в руке, из которой кормиться змея, расположившаяся на плече или в другой руке девушки. В последствие для упрощения оба символа объединили в один и назвали его чашей Гигеи.
Значений у такого символа несколько. Некоторые ассоциировали ее со спасением. Ведь в древние времена, когда отсутствовали полноценные водопроводы, чаша служила для хранения воды, которая в засушливые периоды ценилась на вес золота. Сегодня она символизирует скорее сосуд с ядом, который необходим для лечения недугов. В соответствии с другими источниками чаша выступает символом великого разума и мудрости, к которым должен стремится врач. Он должен постоянно наполнять чашу новыми знаниями и активно использовать их в своей практике.
У российских медиков чаша со змеей стала официальным символом лишь в середине XVIII века и сохранилась по сей день. Такой знак не редко можно увидеть на гербах медицинских колледжей и университетов. Причем их студенты подошли к трактовке своего символа с юмором. По их утверждениям змея символизирует хитрость, которой не обделен ни один современный врач. При этом чаша, представляет собой намек на то, что выпить настоящий специалист никогда не откажется.
Таким образом, один из самых известных символов современности дошел до нас еще со времен Древней Греции. И сегодня его широко используют в военной медицине, в фармацевтике, на гербах учебных заведений.
Источник
Богини со змеями, фаянс, ок.1550 г. до н.э.
Во многих древних культурах змея часто ассоциируется с перерождением, возобновлением жизни, потому что она периодически сбрасывает кожу. Подобная вера существовала и у древних месопотамцев и семитов, а также в индуистской мифологии. Пеласгический миф о творении упоминает великого змея Орифона, ставшего прародителем всего сущего. Также змеи — существа, несомненно, хтонические, связанные с «нижним миром», миром мертвых.
Змееобразная богиня Меритсегер. Статуэтка из песчаника, 1479-1400 годы до н.э
Например, в древнем Египте в виде женщины со змеиной головой предстает богиня Меритсегер, богиня Фиванского некрополя, покровительница кладбищ и строителей гробниц.
Однако археологические находки на Крите говорят нам, что в минойской религии змея занимала несколько другое положение и скорее была защитницей дома, как это позже проявляется и в греческой религии.
Артур Эванс в 1930 годы находит в Кноссосе так называемые «snake tubes», цилиндры с прикрепленными к ним чашечками-поильниками, предназначавшиеся скорее всего для кормления змей-покровительниц домашнего очага. Подобные артефакты встречаются и в других критских святилищах.
Трипод из Кноссоса
В той же «змеиной комнате» Эванс находит трипод, небольшой столик на трех ногах, служивший, видимо, для тех же целей. Подобную чашу для кормления змей сладким напитком позже описывает Элиан виденной в одном из египетских городов, где обитал гигантский священный змей.
Третий вид змеиных сосудов похож на пчелиные соты, и Эванс предполагал, что благодаря им змеи могли кормиться медом и личинками пчел. Любовь священных змей к сотам упоминается и в сюжете о пещере оракула Трофония, где, кстати, была статуя, тоже якобы созданная Дедалом. Чтобы умилостивить двух охраняющих вход в пещеру змей им по преданию бросали соты. Также мы знаем о священной змее Афины в Парфеноне, которую называли хранительницей дома и кормили медовыми сотами. У Диодора Сицилийсокго мы встречаем упоминание о том, что для храма Афродиты в Эриксе Дедал создал золотые соты, не отличимые от настоящих.
А теперь давайте вспомним всем знакомую чашу со змеей, знаменитый знак медицины, красующийся на аптеках и прочих медицинских учреждениях. Теорий его происхождения много, но в качестве источников образа чаще всего упоминают кадуцей и посох Асклепия. Интересно, что по одной из версий древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шёл, опираясь на посох, в Кноссос ко двору царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту чудо-травку и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Дочь Асклепия Гигею, также богиню здоровья, изображали кормящей змею из чаши.
Чаша со змеей перед павильоном «Ветеринария» на ВДНХ
В общем, тут как всегда «критский след» налицо, и хотя трансформации змеиных образов в мировой культуре весьма причудливы, в них можно угадать и древнейшие доисторические праобразы.
А эту Гигею в исполнении Густава Климта можно найти на потолочной росписи Венского Университета как часть большой картины «Медицина». Богиня со змеями в стиле “венский модерн”.
Источник
Образ змея — один из самых популярных символов человеческой культуры, который стал использоваться еще в древности и сохранился до наших времен. Роман Орлов рассказывает, как менялось символическое значение наших ползучих друзей от Уробороса до Гасденовского флага.
В основном статья посвящена сути теории основного мифа (а именно борьба героя со змеем). Если вы уже знакомы с этой теорией, то ничего нового скорее всего не найдёте (а если и найдёте, то не 100-процентов трушное). Практической пользы данная статья не несёт.
В первой части статьи очень мало рассуждений ( их почти нет), статья получилась описательной. Если будут замечания и дополнения, то пишите в комментариях, буду очень рад их почитать и подкорректировать статью.
Вторая часть получилась нтвшной (причём не такая уж оригинальная нтвшность), так как более менее достоверные знания отсутствуют, однако всё же не доходит до совсем фантастики.
Небольшая ремарка. Я не призываю вставать мысленно на сторону тех или иных сил/идей, хотя я, если честно, и не уверен, что сегодня вообще существует некое противостояние. Лично мне кажется вполне логичным принцип оптимальных/эффективных устоев, пока мне не предоставят веских причин подвергнуть его сомнению.
Опрос
Я проводил опрос «Как вы относитесь к змеям» вот тут, результаты которого можно увидеть справа. Побеждает вариант «нейтрально» (около 50% голосов набирает), второй по популярности — «положительно» (около 40%). «Негативно» — набрал меньше всего голосов, всего 10%.
Результаты опроса «Как вы относитесь к змеям», выборка — 89 человек.
Целью данного опроса было изучить, как люди нашей культуры относятся к змеям. При этом надо понимать, что данное отношение могло зависеть от опасности, которая исходит от настоящих змей, и от символьного значения змеи (негативного или позитивного культурного контекста), а также от степени привлекательности данных особей.
Змий (затоился)
Далее я постараюсь описать несколько символьных значений змеи.
Часть 1
Гасденовский флаг
Возрадуйтесь же, ибо придёт час рассвета рынка, час либертарианства!Народный фольклор
В историческом контексте был одним из символов движения американских колоний за независимость. Гремучники были широко распространены на территории колоний, что возможно частично объясняет популярность данного символа.
Сейчас получил распространения среди американского движения чаепития и правых либертарианцев.
Стоит добавить ещё о существовании флага Мартиники. Но он не играет роль борьбы за фридом, блин.
Символ медицины
Одним из известных символов в медицине является посох Асклепия. Асклепий — легендарный врач из древней Греции. По легенде его пригласили в критский дворец, чтобы он вылечил царского сына (вылечил от смерти). Асклепий шёл с посохом, как вдруг появилась змея и обвилась вокруг посоха. Недолго думая, медик убил змею, но тут появляется вторая змея, которая несла во рту травы. Этими травами она воскресила первую змею и обе убрались восвояси. Асклепий собрал эти травы, и с помощью их вылечил царского сына от смерти (закадровый_смех.mp3).
Также широкое распространение (во всех аптеках твоего города) получило изображение чаши и змеи (сосуд Гигеи также). Значение этой эмблемы — спорное. Есть предположение, что змея в данном случае олицетворяет мудрость, знание и бессмертие.
Кадуцей (☤). Жезл глашатаев у римлян и греков. Был необходимым атрибутом парламентёров, гарантирующий неприкосновенность. Змеи символизировали дуализм, взаимодействие противоположностей. Ныне символ также получил распространение в медицине.
В Библии описывается, как Моисей излечил свой народ, который был потрёпан Божьим наказанием (состоящее из огненных змей) из-за своего неверия (гомеопатия?). Существует мнение, что в древности змея считалась чудодейственным животным у евреев.
Уроборос — достаточно древний мотив о змее, который кусает себя за хвост. Предположительно, является одним из прототипов символа бесконечности. Это является символом вечности (Ницшеанцы здесь?) и бесконечности. Также символизирует цикл смерти и возрождения (кстати, мотив цикла является широко распространённым, взять хотя бы концепцию умирающего и воскрешающего Бога).
Часть 2
Теория основного мифа
Оксимирон на пальцах объясняет теорию основного мифа. Жесть он крут!
Теория основного мифа утверждает, что основным сюжетом в индоевропейской мифологии является сюжет борьбы Громовержца (есть версия, что суть громовержца заключается в небесном происхождении) со Змеем(подземное, хтоническое происхождение). В теории много чего ещё представлено (она кстати не очень известна и популярна вне России), но в данной статье меня интересует именно часть со змеёй.
Ведийский мотив — Индра (царь богов, громовержец) убивает Вридру (змееобразный плохой парень).
Добрыня Никитич против Змея-Горыныча.
Шрек против дракона (прошу прощения, я и так еле сдержался, чтобы не впихнуть сюда Хабиба и Коннора).
Георгий убивает Змия, этот мотив ещё представлен на копейке.
Кот (на самом деле, это Ра, что не узнали?) побеждает Змея (это Апоп, он олицетворяет плохое начало).
Зевс сражается с Тифоном.
Аполлон против Пифона.
Левиафана бьёт очередной громовержец (либо это Баал, либо архангел Гавриил).
Необычные плоды
Помимо известного библейского сюжета о запретном плоде (у которого также большой символизм) существует также похожая история из Эпос о Гильгамеше. Данное произведение — вообще одно из самых старейших в мире. Написано на аккадском языке на основе шумерских сказаний. Повествует о похождениях Гильгамеша. В некоторый момент Гильгамеш находит цветок молодости, но его съедает змея, которая тут же сбрасывает кожу и омолаживается.
Змий даёт запретный плод Адаму и Еве, в следствие чего происходит грехопадение
Почему….
Почему же этот мотив борьбы громовержца и змея так захайпил? Непонятно. Но в целом, тут можно увидеть некоторую концепцию борьбы добра и зла. И добром является тот, кто побеждает, злом же является проигравший. То есть речь идёт о каких-то устоях, совокупность которых как раз побеждает устои другой стороны. То есть добро — это этакие оптимальные, эффективные устои. Поэтому добро и обречено побеждать зло.
Нефертум (египитский бог растительности, близким аналогом которого является греческий Асклепий) сидит на лотосе между Госпожой двух земель. Символогическое бинго.
Есть ещё пару интересных образов. Например, Уаджит — богиня-кобра, которая обеспечивает власть фараона. Нехбет — является той же самой богиней, только она не кобра, а стервятник (небесное создание). Вместе они составляют Госпожу двух земель. Две земли, так как нижний Египет — территория Уаджит, а верхний Египет — территория Нехбет. Понятоне дело, что очень мало, что можно говорить про такие древние периоды с большой уверенностью. Однако я нарыл немного информации из Internet (то есть возможно, что всё было по-другому). Вот что я узнал:
Ой, кажется, произошла ошибка! Листайте дальше, сейчас, всё исправлю.
Так вот, до единого Египта было два государства, одно военное (верхний Египет, покровитель — Нехбет) и некая земля Папирусов (нижний Египет с Уаджит). Потом появился Менес (кстати он вроде как бы основал МЕМфис), который захватил нижний Египет, тем самым объединив две эти земли. При некотором рассмотрении тут опять же можно увидеть знакомый мотив.
Верхний Египет
Нижний Египет
Немного теперь повернём в другую сторону. Знакомьтесь, это Заххак. В иранской мифологии (Зороастризм, вот это всё) Заххак — плохой парень, который захватил власть и устроил тиранию.
А ещё у него есть две змеи за спиной, которых надо кормить мозгами. Понятно, что всё плохое рано или поздно заканчивается. И правление Заккаха не стало исключением. Однако по некоторым данным Заххак ещё вернётся и предстанет в жреческом облике.
Суммирование
Этот раздел содержит домыслы, не принимайте его за чистую монету.
Что-же из всех вот этих историй можно предположить, что змеи символизируют собой некую систему управления. Так как змеи также символизируют мудрость, а в некоторых случаях связаны с плодами познания, с секретами вечной молодости и мозгами, то можно предположить что за этим символизмом скрывается некоторая группа людей, которых называют телепатами жрецами. И эти жрецы имели довольно много власти в своих руках, пока их не заменила (захватила) система, основа которой были войны. И чтобы изничтожить их полностью, их культу было нанесен деконструктивный разнос (хотя как видно из опроса не очень то этот разнос дошёл до наших времён) всеми этими мифами о том, как добро победило зло.
Источник
Еще во времена, когда общественный строй человечества был крайне примитивным и находился в зачаточном состоянии, были сделаны первые шаги к созданию современного символа медицины. В древних верованиях главным символом врачевания стали змеи, им приписывалась двойственность. С одной стороны, эти создания были коварны и хитры, а с другой, являли собой мудрость, знания, бессмертие и правильное питание. Интересно, что все эти качества, в основном, относились к простым ужам, которых также называли «Эскулаповы змеи». В домах древних греков и римлян эти создания чувствовали себя достаточно уютно, за ними ухаживали, кормили, они свободно могли передвигаться по дому. Известно, что ужи часто вылизывали раны. Несколько позже, к символике змеи стали добавлять и чашу, изредка посох, вокруг которого обвивалась рептилия. Так и зародился символ медицины чаша со змеей.
Значение змеи
Немалую роль в формировании символа чаши со змеей сыграли древнегреческие мифы. К примеру, великий врачеватель Асклепий (в римской мифологии Эскулап) всегда изображался рядом со змеями. Согласно легенде, он был вызван царем Миноса, чтобы оживить его сына. В дороге Асклепий заметил, что из трости, которая служила ему опорой, начинает вылезать змея. Им овладел страх, и он быстро убил её. Спустя мгновение, из травы выползла другая змея, с пучком некоей травы в пасти, с помощью которой она сумела оживить погибшего сородича, и они уползли. Медик воспринял это как знак и принялся искать эту траву. Обнаружив её, он сумел впоследствии успешно воскресить сына царя. Это стало причиной, из-за которой сам Зевс принял решение убить его, поскольку опасался, что из-за него люди станут бессмертными. Таким образом, змея крепко пустила корни в древней культуре. Первые изображения со змеей, обвивающей чашу, начали появляться еще XI до н. э. Использовалась и другая, не менее известная символика, например:
- змея, обивающая посох (благодаря мифам об Асклепии);
- змея, обвивающая треножник Аполлона;
- пентаграмма, впоследствии признанная христианами как ересь и замененная изображением руки с растопыренными пальцами.
Также змеи стали символом вечной молодости, благодаря своей способности «линять», убирая старую кожу. Даже в древней Африке эти рептилии считались лечебными и ассоциировались с колдунами, так как лишь они знали, как подчинить их своей воле.
Значение чаши
Чаша всегда воспринималась людьми как нечто доброе и спасительное, поскольку в ней можно было хранить пресную воду. Особенно это оказалась актуально для засушливых земель, где из-за редких дождей вода нередко принималась за дар небес. Даже в христианстве есть отражение этого — кубок причастия, чаша, способная избавить человека от его грехов.
Любопытный факт, что изначально чаша не была отдельным атрибутом врачевания и, согласно мифологии, принадлежала Гигее, дочери Асклепия. В одной руке она всегда держит змею, а в другой – чашу. Впоследствии этот символ объединили в один, что породило многочисленные споры среди историков.
Трактовка чаши сильно разнится, в зависимости от источника, она может являться как хранилищем для яда, используемого для лечения, так и служить напоминанием о том, что врач должен быть мудрым и черпать свое знание из чаши мирового познания, что, на самом деле, аллегория на человеческий разум, объявший весь мир.
В России «Гиппократова чаша» появилась лишь в XIII веке, став официальным символом медицины. Тем не менее, никаких документов, способных подтвердить это, до наших дней не сохранилось.
Самую позитивную трактовку своему символу дали студенты-медики. Согласно их версии, врач хитер, словно змея, а также всегда рад выпить, о чем и символизирует чаша.
Заключение
В современном мире символ медицины – чаша со змеей, довольно часто используется фармацевтическими компаниями, однако его можно увидеть и в военной медицине. Это один из самых узнаваемых символов современности. Его появление вполне логично, во многом благодаря культуре древних греков и римлян, распространившейся практически на всю Евразию. Благодаря этому, древняя медицина смогла подняться довольно высоко, а целители стали пользоваться еще большим уважением.
Читайте также:
Почему берёза является символом России. От древней мистики до современности
Титанобоа – вымерший вид змей
Источник