Сосуд грааля 4 буквы

Сосуд грааля 4 буквы thumbnail

Свято́й Граа́ль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) – в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.

Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия[1].

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля[править | править код]

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, подлинность которых мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Парсифале главный герой ищет и находит волшебный замок Монсальват, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери.

В средневековой литературе[править | править код]

  • 1181-1191 гг. – «Персеваль, или Легенда о Граале», Кретьен де Труа
  • 1190-1198 гг. – трилогия «История Святого Грааля»: «Роман об Иосифе Аримафейском», «Мерлин» (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • 1215-1236 гг. – «Цикл Вульгаты»: «История Святого Грааля», «История Мерлина», «Книга Ланселота», «Поиски Святого Грааля» и «Смерть Артура».

В романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль» Грааль – это камень:

Святого Мунсальвеша стены Катары и ночью и днем стерегут. Святой Грааль хранится в нём, Грааль – это камень особой породы. На наш язык пока что нет перевода, Он излучает волшебный свет! Но как попасть в Граалево братство? Надпись на камне сумей прочитать! Она появляется время от времени, С указанием имени, рода, племени, А также пола того лица, Что призван Граалю служить до конца. Чудесная надпись ничем не стирается, А по прочтении, за словом слово, Гаснет, чтобы появиться снова Дальнейший список в урочный час, И так же, прочтённый, погас…

В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:

«В тот же день к Граалю приходит известие, в котором заложена огромнейшая сила. Сегодная Святая Пятница, и все ждут, когда с небес спустится голубка. Она приносит маленькую облатку и оставляет её на камне. Затем, сверкая белизной, голубка вновь взмывает в небеса. Всегда в Святую Пятницу она приносит к Граалю то, от чего Грааль обретает нежное благоухание…»

Томас Мэлори, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:

«Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу».

Артуровский цикл[править | править код]

В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе – впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».

Читайте также:  Сосуд для святой воды казанская божья матерь elan gallery

С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола – Персифаля и Галахада. Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака. Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.

Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесён на небо как святой.

Чаши, выдаваемые за Грааль[править | править код]

Чаша в кафедральном соборе Валенсии

В XIX веке несколько (порядка шести-семи) городов объявили о том, что они обладают Граалем:

  • Кафедральный собор Валенсии демонстрирует в зале капитула экземпляр чаши, якобы признанный в качестве подлинного самим Ватиканом[2].
  • В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго как Святой Грааль была продемонстрирована чаша из антиохийского клада, которая позднее была датирована VI веком[3].

Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи – Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.

Грааль и кельтская мифология[править | править код]

Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котёл Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется Аннун:

«Аннун – это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей – Авалон…»

Читайте также:  Атеросклероз сосудов нижних конечностей фото симптомы

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре.

Грааль и конспирология[править | править код]

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи» и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана:

  • Грааль – это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» – «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры, прямо происходившие от Сионской Общины.
  • в широком смысле – это грудь Магдалины, затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии.

Святой Грааль в современной культуре[править | править код]

Артур Хэкер, «Искушение сэра Персиваля»

Святой Грааль фигурирует в многочисленных литературных произведениях, кинофильмах и компьютерных играх. К числу самых известных относятся фильмы «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Король-рыбак» (1991), а также снятый по одноимённому роману «Код да Винчи» (2006), где Грааль представлен не как чаша, а как женщина, потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины.

См. также[править | править код]

  • Христианские реликвии

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. – СПб.: Евразия, 2007. – 252 с. – Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. – Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. – Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? – СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира. – М.: Сов. энцикл., 1991. – Т. 1. – С. 317.
  • Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 134-135.
  • Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. – 2002. – № 16.
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. – К.: Наукова думка, 1877.
  • Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. – М.: Арктогея, 1997. – С. 234-235.
  • Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. – 1969. – № 1.
  • Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. – М.: ООО «АСТ», 2007. – 288 с. – Серия «Историческая библиотека».
  • Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. – М.: Энигма, 1997. – 352 с. – ISBN 5-7808-0018-9.
  • Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… – СПб.: Евразия, 2008. – 368 с. – Серия «Историческая библиотека».
  • Мэттьюз Д. Традиция Грааля. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. – 160 с. – ISBN 5-88389-020-2.
  • Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002. – С.176-181.
  • Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. – Кировоград, 2004. – № 6. – С. 22-27.
  • Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. – М.: Политиздат, 1991. – 351 с.: ил.
  • Рудзитис Р. Братство Грааля. – Рига: Угунс. – 320 с. – ISBN 5-88484-022-5.
  • Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. – СПб.: Евразия, 2008. – 367 с. – Серия «Историческая библиотека».
  • М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. Священная загадка / Пер. с англ. – М., 1992.
  • Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail (неопр.). – Corgi, 1982.
  • Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. – АСТ, 2004.
  • Аппий Клавдий // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. – Москва: «Минувшее», 2003.
  • Кириченко Е. В., Кочетов Д. Б. Грааль // Православная энциклопедия. – М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – Т. XII : «Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан». – С. 241-243. – 752 с. – 39 000 экз. – ISBN 5-89572-017-X.
Читайте также:  Класс точности манометров на сосудах свыше 25 кгс

Ссылки[править | править код]

  • Святой Грааль в Византийской империи на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
  • Подборка статей и фрагментов из книг о Граале
  • Александр Ладик. Грааль. Происхождение понятия. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
  • Абд-ру-шин. «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад «Святой Грааль».
  • Сайт посвященный Отто Рану и его разысканиям

Фильмография[править | править код]

  • «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») – научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.

Источник