Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса thumbnail

Тема формы пожарного ведра является столь же избитой, как, например, тема сходства конструкции автомата Калашникова и немецкого “Штурмгевера”. Информацией на эту тему пестрит интернет, были по этому поводу и статьи в Дзене, причем несколько штук. Однако в 95% источников коническая форма ведра объясняется одинаково неверно, а если быть точнее – неполно.

Правильный ответ на этот вопрос мне посчастливилось узнать на учебных сборах, проходящих в воинской части, от одного офицера, фамилии которого я так и не запомнил.

Итак, почему же пожарное ведро имеет коническую форму на самом деле?

Для начала перечислим наиболее распространенные версии, не отличающиеся правдоподобностью:

1) Такое ведро не украдут, т.к. им неудобно пользоваться в хозяйстве. Кроме того, характерный внешний вид и форма выдадут вора.

У нас при желании что угодно могут украсть и чему угодно найти применение. Кроме ведра на пожарном щите находятся вполне себе обычные лопаты и топоры, но их почему то модифицировать в “противоугонные” не стали. Данная версия не выдерживает никакой критики.

2) Форма ведра коническая, чтобы его нельзя было поставить на плоскую поверхность, дабы передохнуть. И присесть на него в перевернутом положении тоже не выйдет.

Бедные пожаротушильщики. Даже на пожаре отдохнуть нельзя!

3) Форма ведра коническая, т.к. острым концом в холодное время года можно разбить лёд и черпать воду из водоёма.

Тонкий лед можно разбить и обычным ведром, а толстый и лопатой замучишься ломать. Вряд ли вообще кто-то задумает ломать лёд ведром. На это есть масса более практичных вещей.

4) Форма ведра коническая, т.к. на такое ведро уходит меньше металла. Экономия!

И вправду меньше, т.к. в круглом дне здесь нет необходимости. Однако я очень сомневаюсь, что производители пожарных ведер таким образом экономят на материале.

Пожарный щит

Это далеко не все версии по этому поводу, но я думаю достаточно. Пора уже перейти к истинной причине, по которой пожарное ведро выполнено в форме конуса.

Пожар – дело такое, при котором каждая секунда на счету! Огонь за считанные минуты может целиком охватить строение или перекинуться на рядом стоящее здание, сводя результативность тушения пожара индивидуальными средствами пожаротушения к нулю.

Коническая форма пожарного ведра объясняется именно тем, что такое ведро гораздо быстрее наполняется водой, нежели ведро плоскодонное! Нагляднее всего это демонстрируется при забирании воды из колодца. Плоскодонное ведро ввиду особенностей формы в этой ситуации ударяется дном о воду, затем заваливается на бок и начинает медленно наполняться (только при полном заполнении ведро целиком уйдет под воду). Коническая же форма позволяет пожарному ведру в аналогичной ситуации уходить под воду мгновенно, за секунды наполняясь водой.

То же самое можно сказать и при заборе воды из бочки. Пожарное ведро легко погружается в воду в то время, как ведро плоскодонное и силой утопить тяжело, и зачерпывать воду им не очень удобно.

Друзья, хочу вам напомнить, что в вашем распоряжении имеется также группа Вконтакте, в которой будут публиковаться ссылки на актуальные статьи, а также Инстаграм, в котором тоже имеется много интересного!

Спасибо за просмотр!

Источник

Сферикон (Sphericon) – название объемной геометрической фигуры, которую в 1980 году запатентовал в Израиле Дэвид Харан Хирш в качестве детской игрушки. Утвердившееся же впоследствии название фигуры было предложено Колином Робертсом, который занимался его изучением. Тому, что собой представляет сферикон лучше будет дать описание, сопровождаемое иллюстрациями. Для чего обратимся к рис. 1, на котором двойной конус, образованный вращением сторон a и b вокруг оси 1 (при угле каждой из сторон к оси – 45 град) (см. рис. 1а), подвергают разделению на две части проходящей через вершины А и B плоскостью “альфа” (см. рис. 1б), а после полученные половинки смещают друг относительно друга, повернув их вокруг оси 2 на угол 90 град (см. рис. 1б). Как нетрудно догадаться, ось 2 проходит через центр фигуры 0 и перпендикулярна плоскости “альфа”. Такова последовательность действий, приводящая к созданию «сферикона» (см. рис. 1в).

Рис. 1.

Для желающих самостоятельно сделать модель из плотной бумаги на рис. 2 и 3 представлены схемы разверток элементов для склеивания и технология сборки, в двух вариантах.

Рис. 2.

Рис. 3.

Читайте также:  Рвутся сосуды на руках и ногах

Надо заметить, что принцип формообразования, лежащий в основе описанной модели “пробуждает к жизни” целое семейство подобных фигур. Ниже представлен графический вариант классификации таких фигур, с сечениями от треугольника до восьмиугольника (см. рис. 4).

Рис. 4.

Обратим внимание на общую особенность для всех тел с формой сечения с четным числом вершин и осью вращения, проходящей через центр сечения и противоположные вершины, составленные из двух одинаковых половин, СОСТОЯЩУЮ В ТОМ, что каждое из таких тел образует одна непрерывная замкнутая поверхность. Это, в свою очередь, дает не совсем корректное основание для сравнения некоторыми источниками таких разновидностей сфериконов с лентой Мебиуса. Впрочем, упоминание в этой связи ленты Мебиуса может быть оправдано тем, что по легенде появление сферикона стало возможным благодаря попытке получить «ленту Мебиуса» с замкнутым краем (как известно, он у неё единственный). Последнее, правда, удалось реализовать в несколько иной форме, а именно, в «сосуде Клейна».

Следует также обратить внимание на «условные» и «каркасные» варианты сфериконов. В Интернете мне удалось отыскать их изображения. Наиболее характерные разновидности сфериконов этой группы представленных на рис. 5.

Рис. 5.

«Каркасные» сфериконы (в данном случае, олоид, см. рис. 4) силами умельцев нашли свое практическое приложение в качестве средства развлечения (см. рис. 6)

Рис. 6.

и весьма зрелищного в своем применении циркового снаряда (см. рис. 7).

Рис. 7.

Есть фото и видеосвидетельства использования вариаций сферикона в качестве движителя водных судов (см. рис. 8).

Рис. 8.

А также имеются фотографии моделей самолетов и дирижаблей, эксплуатирующих геометрию сферикона-олоида (см. рис. 9).

Рис. 9.

В завершении я рискну сделать предположение о нераскрытом высоком эстетическом и утилитарном потенциале настоящей фигуры со всеми её рассмотренными и нерассмотренными здесь разновидностями. Попытку моих импровизаций на заданную тему можно увидеть на рис. 10.

Рис. 10.

Возможно, что у вас возникнут личные соображения на данный счёт и вы найдете для себя возможным поделиться ими с автором данной статьи.

«Левша» (приложение к журналу «Юный Техник») №11 , 2018., стр. 10-12.

Источник

Урок геометрии в 11 классе.

Тема. «Объем усечённого конуса»

Цели урока:      

Создать условия для продуктивного изучения темы об объёме усечённого конуса, и выработки умений решения задач с использованием формул объёма цилиндра, конуса, усеченного конуса;

Способствовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

Воспитание познавательной активности, самостоятельности, упорства при достижении цели.

Тип урока: комбинированный  с использованием ИКТ.

Оборудование:  интерактивная доска,  презентации детей,   учебники,   тетради,  чертёжные принадлежности.

Формы общения: фронтальная, индивидуальная.

                                                         Ход урока

  1. Организационный момент.

– приветствие;

– проверка подготовленности к уроку;

– постановка целей урока и плана проведения.

Сегодня мы продолжим изучение объемов тел вращения. Мы уже рассмотрели формулы объема цилиндра и объема конуса. Сейчас повторим изученное и решим несколько задач.

2. Актуализация знаний учащихся.

1) Индивидуальные работы у доски (3 человека):

К-1

Образующая конуса равна 6 см, а угол между образующей и плоскостью основания равен 60°. Найти объем конуса.

К -2

Равнобедренный треугольник с основанием 8 см и боковой стороной 5 см вращается вокруг высоты, проведенной к его основанию. Найти объем тела вращения.

К –3

Площадь осевого сечения цилиндра равна 32 см². Длина окружности основания цилиндра 8П см. найти объем цилиндра.

2) фронтальная работа у доски.

– Что такое цилиндр?

– Что такое конус?

Задачи:

Слайд 1

а) В цилиндрический сосуд налили 3000 см³ воды. Уровень жидкости оказался равным 14 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 7 см. Чему равен объем детали?

hello_html_117a6c4c.png (решение выполнить на интерактивной доске)

Слайд 2

б) В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 28 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если ее перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 2 раза больше диаметра первого?

(рисунок и решение выполнить на интерактивной доске)

Слайд 3

в) В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает высоты. Объем жидкости равен 50 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд?

Читайте также:  Длина всех кровеносных сосудов человека составляет

(рисунок и решение выполнить на интерактивной доске)

3) проверить работы по карточкам и оценить.

4) Как получить усеченный конус?

(ответы учащихся: 1 способ – провести сечение, параллельное основанию конуса. Получим в верхней части конус, подобный исходному. Уберем верхнюю часть и получим усеченный конус.

2 способ – трапецию, у которой одна боковая сторона перпендикулярна основаниям, будем вращать около этой стороны. )

III. Сообщение и изучение новой темы.

– А сейчас мы , зная формулу объема конуса выведем формулу объема усеченного конуса.

Рассматривать разность объема полного конуса и объема отсеченного конуса.
Дополним данный усеченный конус до полного . Пусть его высота будет x . Если высота усеченного конуса – h , то высота отсеченного конуса будет – x-h .
Высота усеченного конуса будет равна разности объема полного конуса с радиусом R1и высотой x и объема полного конуса с радиусом R2. и высотой x-h.
Из подобия этих конусов получаем:
hello_html_m6b2134d8.png
Выразим x:
hello_html_3c42ba30.png
hello_html_m715883c1.png
hello_html_m44d07fe1.png
Тогда объем усеченного конуса можно выразить:

hello_html_71faae64.png

IV. Закрепление.

Работа по готовым чертежам:

Слайд 4

1. Дан усеченный конус, ABCD –осевое сечение. Найти объем конуса, если:

r = 2, R = 6, AB = 5

hello_html_m302e1cc.pnghello_html_m40837d6.png

Слайд 5

  1. Дан усеченный конус, ABCD –осевое сечение. Найти объем конуса, если:

r = 4, R = 7, / BAD = 45°

hello_html_6d03ff53.png

Слайд 6

3. Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м3 земли имеет массу 1650 кг?)

V. Презентация «Конус вокруг нас» (работа ученика)

VI. Домашнее задание: п. 71, № 44, 45.

VII. Итог урока. Выставление оценок за урок.

Источник

Группа  21  Т

Математика

Тема. Цилиндр. Конус. Усеченный конус. Осевые сечения цилиндра, конуса и усеченного конуса.

.Цель: научить решать задачи на нахождение площади полной поверхности тел вращения

Развивать внимательность, способность проводить аналогии.

Воспитать умение работать в сотрудничестве в парах и группе, оценивать работу товарища.

Ход урока:

Орг. момент Проверка выполнения д/з  (разобрать нерешенные задачи) Объяснение нового материала

Тела вращения – это объемные тела, которые возникают при вращении некой плоской фигуры, которая, в свою очередь, ограничена кривой и крутится вокруг оси, лежащей в той же плоскости.

Какие же основные тела вращения существуют?

Шар. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения полукруга вокруг диаметра разреза. Цилиндр. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон. Конус. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из своих катетов. Тор. Это геометрическая фигура, которая образована в результате вращения окружности вокруг прямой, при этом окружность прямую не пересекает.

Стоит отметить такой интересный факт, что если вращаются контуры фигур, то у нас возникает поверхность вращения. Пример – сфера, которая образовывается в результате вращения окружности. Если же вращаются заполненные контуры, то у нас возникают тела. например, шар, который образовывается в результате вращения круга а круг, как всем известно, тело заполненное).

Тела вращения, разумеется, имеют свой объем и свою площадь. И то и другое, можно узнать с помощью теорем:

Первая теорема гласит о том, что площадь поверхности линии, которая образуется при вращении и лежит целиком в плоскости по одну сторону от оси вращения, равняется произведению длины линии на длину окружности, пробегаемой центром масс этой линии.

Вторая теорема говорит о том, что объем тела, который образуется при вращении фигуры и лежит целиком в плоскости по одну сторону от оси вращения, равняется произведению площади фигуры на длину окружности, пробегаемой центром масс этой фигуры.

Тела вращения

Цилиндр

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Конус

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Усеченный конус

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

S

полн

= S

бок

+ р(R

2

+ r

2

)

V =

1
3

рh(R

2

+ Rr + r

2

)

Шар

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Шаровой сектор

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Шаровой сегмент

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

S

бок

= 2рRh = р(a

2

+ h

2

)

S

полн

= р(2Rh + a

2

) = р(h

2

+ 2a

2

)

Шаровой пояс(слой)

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

V =

1
6

рh

3

+

1
2

р(a

2
1

+ a

2
2

)h

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаСосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Математический диктант.

Каждая группа на листах формата А-4 создают в результате этого математического диктанта памятку с формулами.

1) Написать формулу для вычисления объёма цилиндра.

2).Написать формулу для вычисления объёма конуса.

3) Написать формулу для вычисления объёма усечённого конуса.

4) Написать формулу для вычисления площади круга.

5) Написать формулу для вычисления длины окружности.

Взаимопроверка математического диктанта.

4. Практическая работа в группах по вычислению объёмов тел.

Работа в группах. Класс разбивается на четыре группы, и коллективно выполняют задания. В конце урока каждая группа сдает решение заданий учителю. Оценки выставляются всей группе.

1 группа.

1. Найдите объем цилиндра с высотой, равной 3см и диаметром основания – 6см.

а)27п см3; б)9п см3 ; в)36п см3; г)18п см3; д)54п см3.

2. Диагональ осевого сечения цилиндра составляет с плоскостью основания цилиндра угол 600. Найдите объем цилиндра, если площадь осевого сечения равна 16 см3.

а) 16п см3 ; б)16 см3; в)32п см3 г)8п см3; д)16п см3.

3. Площадь осевого сечения цилиндра равна 21см3, площадь основания – 18п см2 Найдите объем цилиндра.

А)9п см3; б)31,5 см3, в)21п см3, г)63п см3, 5п см3.

4. Найдите объем конуса, осевое сечение которого представляет собой равнобедренный прямоугольный треугольник с гипотенузой, равной 6 см.

а) 18п см3, б)18п см3, в)6п см3, г)54п см3, д)6п см3.

5.Найдите объем конуса, полученного в результате вращения вокруг большего катета прямоугольного треугольника с гипотенузой, равной 2 см, и углом 300.

А)18п см3, б)18п см3, в)6п см3, г)2п см3, д)6п см3.

2 группа.

Какие поверхности получаются при вращении трапеции вокруг большого основания?

(Боковые поверхности двух конусов и цилиндра.)

Вы руководитель предприятия. Поставщик, указывая на кучу угля, имеющую коническую форму, предлагает вам вывезти ее, утверждая, что в ней такое-то количество тонн. Какие измерения вы можете выполнить, чтобы узнать объем этой кучи и убедиться, что вас не вводят в заблуждение?

Две банки. Которая из двух банок вместительнее – правая широкая или левая, втрое более высокая, но вдвое более узкая?

На склад в мастерской по пошиву одежды поступил рулон драповой ткани в форме цилиндра. При транспортировке был утерян товарный ярлык с указанием длины ткани в рулоне. Необходимо определить длину ткани в рулоне. Произвели необходимые измерения, определили высоту и диаметр рулона: 90см и 30см, толщина ткани 0,2см.

3 группа.

1. Сосуд цилиндрической формы наполнен молоком. Можно ли вылить ровно половину молока, не используя измерительные приборы?

(Нужно выливать, пока не появится дно)

2. Из прямоугольного листа бумаги размером a·b можно свернуть две различные поверхности кругового цилиндра. Чему равны радиусы каждого из этих цилиндров? Равны ли объемы полученных цилиндров?

(R1 = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса; R2 = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса; V1 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаV2).

3. Свинцовая труба (плотность свинца 11,4 г/см3) с толщиной стенок 4 мм имеет внутренний диаметр 13 мм. Какова масса трубы, если ее длина равна 25 м?

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса= 11,4 г/см3

R1 = 6,5мм + 4мм = 10,5мм = 1,05см (наружный)

R2 = 6,5мм = 0,65см

V = V1 – V2 = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса· (1,05)2·2500 – Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса· 0,652 ·2500 =1700Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаСосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса5338 (см3)

M = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса·V = 11,4·5338 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса61кг.

4. Стог сена имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2,5 м, высота 4 м, причем цилиндрическая часть стога имеет высоту 2,2 м. Плотность сена 0,03 г/см3. Определить массу стога сена.

R = 2,5м

01ОО1 = 4м

О1О2 = 2,2м

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса= 0,03г/см3

m = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса·V; Vц = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса·2,52 ·2,2 = 13,75 м3= 13750000см3

Vк = 1/3 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса· 2,52 ·1,8 = 3,75м3 = 3750000 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусасм3

M = 0,03 · 17500000Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса = 0,525 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусат Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса1,6 т

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

4 группа.

1. Какие поверхности получаются при вращении трапеции вокруг большого основания?

(Боковые поверхности двух конусов и цилиндра.)

2. Два тела получены в результате вращения одной и той же равнобедренной трапеции вокруг каждого из оснований. Равны ли поверхности получившихся тел вращения?

(Нет.)

3. Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили две ложки мороженого в виде полушарий диаметром 5 см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

OA = 12 см

BC = d = 5 см

Переполнит ли мороженое стаканчик?

V ш = 4/3Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаR3 (5/2)3 = 125Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса/6Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаСосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса 20 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаСосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Vк = 1/3 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаR2H = 1/3 Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса(5/2)2·12 = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса= 25Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

Ответ: нет.

4. Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметра 18 м и высотой 7 м, если плотность нефти равна 0,85 г/см3?

H = 7м; d = 1м; Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусанефти = 0,85 г/см3

m =?

Vц = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаR2H = Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса·92·7 = 567Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса (м3)

m = V·Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конусаСосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса1513 т

Сосуд имеющий форму расширяющегося усеченного конуса

5. Домашнее задание.

Источник

Читайте также:  Сосуды выходящие на поверхность кожи