Сосуд из аптеки название
Самвел Григоряно музейной ценности альбарелло — старинных сосудах для хранения лекарств
Подчас фармацевты и провизоры считают собственную работу однообразной, скучной, даже тоскливой. Если музейных работников, к примеру, окружают художественные полотна и предметы декоративно-прикладного искусства, то аптечных специалистов — очень нужные людям, но более прозаические творения рук человеческих: лекарственные упаковки, стеллажи, холодильники, кассовые аппараты и др. Что же тут необычного, красивого, вдохновляющего?
Альбарелло (аптечный сосуд) с изображением женщины. Италия, около 1500 г. Высота 22 см.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2015
Но, как говорится, лицом к лицу лица не увидать: иногда работнику аптеки надо оказаться в музейном зале, чтобы узнать много удивительного и прекрасного о собственной профессии. В собраниях многих российских и мировых музеев — в том числе Эрмитажа — хранится и экспонируется немало произведений искусства, имеющих прямое отношение… к аптечному делу. Точнее сказать, имевших, поскольку аптечная практика за последние сто лет (не говоря уже о предыдущих веках) неузнаваемо изменилась.
Альбарелло
Начиная с античной древности лекарственные средства нуждались в контейнере или упаковке. В качестве вместилищ употреблялась разнообразная посуда, со временем получившая название аптечной. На средневековых миниатюрах, изображавших убранство аптеки, можно увидеть множество шкафов и полок, на которых стоят сосуды, отличающиеся по форме и размеру, — зачастую они подписаны и имеют какие‑либо узоры.
Некоторые из этих вместилищ имеют продолговатую форму, с широким отверстием наверху. Знатоки старинной аптечной утвари и специалисты по средневековой керамике распознают в них сосуды, получившие название «альбарелло». В таких сосудах чаще всего хранились сыпучие вещества, но также жидкости, а иногда и мази. Аптекари имели обыкновение подписывать свои альбарелли названием того лекарственного, ароматического, красящего, кондитерского или иного средства, которое в нем содержалось. Подпись эта делалась либо на самом сосуде, либо на небольшом куске бумаги, прикрепляемом с лицевой стороны.
Высота альбарелло могла быть разной: чаще всего в пределах от 20 до 30 см, однако отдельные экземпляры достигали почти полуметра. В отличие от некоторых других видов аптечной посуды, альбарелли делались без крышек — отверстие сверху обычно прикрывали куском пергамента, стянутым веревочкой. Некоторые альбарелли имеют строго цилиндрическую форму, но многие из них сужаются в средней части — это делалось для того, чтобы аптекарю было легче за них ухватиться.
XVI в. в аптечной практике можно условно назвать «веком альбарелло» — именно в это время они получили широкое распространение и применение. Над их созданием трудились мастера не только итальянских, но и французских (Монпелье, Ним), швейцарских и других ателье. Поэтому большинство сохранившихся экземпляров этой разновидности аптечной посуды датируются именно этим столетием.
Однако «век альбарелло» вскоре стал подходить к концу. В течение следующего XVII в. альбарелли были довольно быстро вытеснены другими видами аптечной посуды, среди которых преобладали вместилища цилиндрической формы на ножке с отверстием наверху, закрытым крышкой. Некоторые из них имели ручки. Аптекарь теперь мог ухватиться не за среднюю часть сосуда, а за его ножку или ручку, что считалось более удобным.
Альбарелло с погрудным изображением юноши. Италия, около 1500 г. Высота 22,5 см.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2015
Контейнер из майолики
Слово «альбарелло» звучит как итальянское, и в определенной степени так оно и есть. Однако корни его все же восточные. Специалисты считают, что итальянское «альбарелло» произошло от арабской формы персидского термина «ал барани», что означает «вместилище», «контейнер». Предполагается, что и термин, и сам предмет были заимствованы итальянцами в XIV–XV вв. у арабских торговцев Испании или Магриба (Северной Африки).
После этого альбарелли получили широкое распространение в европейской торговле, сфере услуг, медицине и фармации. Самые ранние из сохранившихся экземпляров этой посуды были сделаны в XIV в. во Флоренции — крупнейшем экономическом центре Средневековья, который был известен в том числе своими аптеками. Вспомним, что к флорентийскому аптечному цеху принадлежал великий поэт Данте. Итальянские мастера производили альбарелли из майолики — разновидности керамики, изготавливаемой из обожженной глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. Она, кстати, также поставлялась в Италию из мавританской Испании через остров Майорку, благодаря чему и получила свое название.
Краска для волос
Конечно, далеко не каждое альбарелло являлось произведением искусства: некоторые из них производились из не самого качественного материала и не имели украшающих росписей. Но тяга человека жить и работать среди красивых вещей неистребима — отсюда и спрос средневековых аптекарей на изысканные альбарелли. К ним относились более бережно: представители аптечных династий передавали из поколения в поколение те экземпляры «фамильной аптечной посуды», художественная и историческая ценность которых была очевидна. Поэтому многие сохранившиеся альбарелли представляют собой прекрасные экспонаты декоративно-прикладного искусства.
Одним из самых красивых и удивительных альбарелло, хранящихся в России, является майоликовый цилиндрический аптечный сосуд с изображением молодой женщины из собрания предметов прикладного искусства Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. Это весьма ранний экземпляр — он датируется приблизительно 1500 г. Роспись исполнена синими, зелеными и желтыми красками. Изящный бюст героини, изысканное платье, красивый профиль и венок из синих цветов, привлекающий внимание к отдельно выписанным художником золотистым волосам, убранным в сетку.
Альбарелло с изображением мужчины в тюрбане. Италия, 1530–1560‑е гг.
Высота — 20,9 см.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2015
Слева от профиля надпись со словом «куркума» (DI CVRCVMA), указывающая на то, что хранилось в данном сосуде. Разновидность имбиря — куркума — использовалась как в Средневековье, так и по сей день не только как специя, но и как лечебное средство, обладающее, в частности, желчегонным эффектом.
На еще одно предназначение куркумы указывают золотистые волосы неизвестной героини росписи: этот оттенок был чрезвычайно популярен у итальянских женщин того времени, о чем свидетельствуют картины Рафаэля и других великих мастеров эпохи Возрождения. И добивались его как раз с помощью куркумы, которую покупали в аптеках. Возможно, аптекарь заказал альбарелло с такой красивой «тематической» росписью, чтобы произвести эффект на состоятельных покупательниц из высшего света и тем самым простимулировать свою торговлю
Загадочная пара
Есть основания полагать, что прототипом изображенной на этом аптечном предмете героини могла быть вполне конкретная персона. Во всяком случае, среди эрмитажных итальянских альбарелли имеется одно, которое считается парным к альбарелло с молодой женщиной, поскольку датируется тем же периодом, имеет одинаковые с ним размеры (высота обоих альбарелли 22 см), схожую палитру красок, стиль и композицию, в частности, расположение рисунка и надписи.
На втором альбарелло изображен молодой человек, щегольски одетый по итальянской моде эпохи Возрождения. Слева от его портрета вертикальная надпись EL ELESCOF. Первая часть надписи, представляющая собой сокращение, означает лекарственную форму хранившегося в сосуде средства — «электуарий». Так средневековые аптекари называли препарат в виде пасты, в которую, помимо действующих веществ, включали для придания более приятного вкуса различные сладости — сиропы, мед, сахар и т. д.
Альбарелло. Италия, между 1540 и 1545 гг. Высота 47 см.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2015
Что касается второй части названия, то оно произошло от слова «епископ». Таким образом, название хранившегося в данном альбарелло препарата можно перевести как «электуарий епископа». В старых фармакопеях можно найти его пропись: среди ингредиентов «электуария епископа» — имбирь, корица, мускатный орех, а также полипод, разновидность папоротника. Показания к применению этого препарата были самые разные — от ипохондрии до болей в области живота и болезней почек.Трудно сказать, почему портрет молодого человека изображен именно на этом сосуде. Также остается загадкой, имелась ли какая‑либо родственная связь между ним и молодой женщиной, запечатленной на парном альбарелло: были ли они мужем и женой, братом и сестрой, возлюбленными? Весьма вероятно, что кто‑либо из них или они оба состояли в родстве с аптекарем, заказавшим эти превосходные альбарелли. Не исключено также, что на парных альбарелли из Эрмитажа изображены аптекарь и его супруга.
Другие экспонаты
В собрании предметов из майолики Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург имеются и другие предметы аптечной посуды — как с портретами, так и другими рисунками. Один из самых миниатюрных — альбарелло 1530–1560‑х гг. из итальянского города Кастелли (область Абруццо) высотой 20,9 см, украшенное изображением мужчины в тюрбане.
На другом альбарелло, сделанном в Венеции и украшенном растительным орнаментом, крупными буквами выведена надпись MOSTARDA. Знатоки современной итальянской кухни понимают под этим названием кондитерскую форму из сахаренных фруктов и приправленного горчицей сиропа. В Средние века и в эпоху Возрождения она служила также в качестве лекарственной формы.
Альбарелло 1540–1545 гг. мастерской (ателье) Бальтассаре Манара, изготовленное на родине фаянса — в городе Фаэнца, отличается выдающимися размерами: 47 см в высоту, 31,6 в диаметре. На этом альбарелло изображена библейская сцена.А небольшой аптечный сосуд 1569 г. из Кастель Дуранте, где находилась одна из лучших школ майолики, использовался, судя по надписи, для хранения амбры, воскообразного вещества животного происхождения (кашалот), употреблявшегося в медицине и парфюмерии. В Государственном Эрмитаже хранятся и другие сосуды, по форме напоминающие альбарелло. Они произведены в XIV–XV вв. в Испании, Золотой Орде и т. д. Однако следует иметь в виду, что не все из них использовались в фармации, то есть являлись аптечной посудой.
Альбарелло отслужил свой век и тихо удалился из аптечной практики, а позже стерся из памяти людей, в том числе фармацевтов. Только отдельные шедевры искусства старинной керамики, хранящиеся в музеях, напоминают нам об этом грациозном предмете аптечного быта и его изящном названии.
Источник
Фармация – от латинского “pharma” – лекарство, т. е. фармация – это наука о лекарствах. Слово “Apotheca” имеет греческое происхождение. Его первоначальное значение – специализированный либо общий магазин или склад. Однако с течением времени смысло-вая нагрузка менялась, и теперь это слово во всех языках обозначает учреждение здравоохранения, аптеку в современном понимании. Фармация зародилась в те давние времена, когда человек начал искать средства для исцеления своих недугов. Первое упоминание об аптеке (apotheca) как о месте хранения лекарств, мы встречаем у Гиппократа (400 лет до н. э.). Клавдий Галлен (131-207 г. н. э.) говорит об аптеке (officina) как о месте не только хранения, но и изготовления лекарственных снадобий. Первые аптеки в Европе появились в 1100 году н. э. В монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся. В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов “Cum Deo!” (С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки. Специалистов для них готовили распространенным в то время практическим методом, по схеме ученик-подмастерье-мастер. Прохождение этой цепочки занимало от 10 до 15 лет в зависимости от усердия и способностей обучаемого. Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные “препараты”, собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. При этом найти одинаковое средство у двух разных “специалистов” было по понятным причинам невозможно: каждый из них занимался изготовлением снадобий в меру своих представлений и предпочтений.
Muzeul de Istoria Farmaciei, Румыния
Самыми прогрессивными с точки зрения методического и системного подходов в то время были монахи, работавшие в лабораториях и школах при монастырях. По крайней мере, именно там сохранились самые ранние источники, представлявшие собой не что иное, как сборники фармакопейных статей на препараты и лекарственные растения, собранные и изученные монастырскими учеными. В этих манускриптах подробно описывается методика сбора и выращивания растений, способы их обработки и рекомендации по применению в терапевтических целях. Фактически можно говорить о том, что европейская фармацевтическая школа своим существованием обязана этим безвестным фармацевтам в монашеских рясах… Монашеские школы, в которых “аптекарь” был терапевтом, хирургом, фармацевтом и профессором в одном лице, оказались не в состоянии угнаться за научными возможностями общедоступных университетов в Болонье, Париже, Оксфорде, Саламанке, Праге, Гейдельберге и других европейских городах, пик расцвета которых пришелся на середину XIII столетия. Весьма популярная в то время арабская фармацевтическая школа, включавшая сотни различных лекарственных средств и методик их применения, активно изучается как докторами, так и студентами в университетах Италии и Франции. В аптеках приверженцы арабской школы повсеместно предлагают составленные в соответствии с мавританскими и персидскими рукописями всякого рода, вида и вкуса “aromatarii”, “confectionarii” и “stationarii, то есть нюхательные соли, пилюли и порошки. В XV веке н. э. впервые появляется термин “провизор” – от латинского provisor – предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, что говорит о важной роли провизора в процессе лечения. Врач ставит диагноз, а провизор предвидит направление болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение и дальнейшее развитие.В 1581 году в Испании выпускается первая полноценная фармакопея – свод правил приготовления лекарств.
Deutsches Apotheken Museum, Хайдельберг
В эпоху раннего средневековья большое влияние на фармацевтическое дело имели магия, астрология и в особенности алхимия, ныне сменившиеся точными науками: физикой, астрономией и химией. В этот период белой и черной магии под фармацией подразумевалось изгнание духов лекарствами. Для аптекаря было необходимо и знание астрологии, т. е. умение предсказывать по звездам. Некоторые даже слово „фармация” производят ошибочно от слова “магия” (тайное искусство).
«Когда мания смешивания вселилась во врачей, то они уже не были более в состоянии приготовлять сами сложное варево; таким образом мало-помалу возникли аптеки: в Германии в XV столетии, в Праге и Нюрнберге уже в XIII столетии. В отдаленные времена никто не думал принуждать врачей, чтобы они поручали приготовление своих лекарств в третьи руки. Между тем образовавшийся аптекарский цех добился того, что в Пруссии в конце XVII и в начале XVIII столетий врачам было запрещено самим отпускать лекарства, причем в изданном по этому поводу правительственном распоряжении был определенно высказан следующий мотив: «чтобы они (врачи) не приносили ущерба аптекарям».
К 15 веку относится появление аптечной монополии. В это время на открытие аптек давалось специальное высочайшее разрешение и при этом исключалась всякая конкуренция. К примеру, когда архиепископ в г.Галле (Германия) выдавал разрешение на открытие второй в городе аптеки, оно сопровождалось распоряжением “никогда больше во веки вечные не давать разрешения в этом городе”. В это же время впервые организуется специальное фармацевтическое образование: так, во Франции оно состояло в 4-х летнем ученичестве в аптеке, десятилетней работе в качестве помощника и ряде экзаменов. Из сказанного понятно, насколько не соответствует истине расхожее представление о средневековье как в времени глухого застоя и отсутствия какой-либо научной мысли. К началу эпохи Возрождения мир познал книгопечатание и магнитную иглу, льняную бумагу, употреблявшуюся арабами и испанскими евреями с 12 века, хлопчатую бумагу, известную с 10 века, а в 13-14 столетии уже очень распространенную, в то время как папирус со времен арабов постепенно перестал применяться даже в Египте, порох, очки, механические часы и многочисленные успехи в области математики, астрономии, механики и др. На основании огромного фактического материала, собранного алхимиками, сформировалось новое направление в медицине и химии, давшее начало современной фармации, известное под названием ятрохимия или лечебная химия.
Pharmacy Santa Maria Novella,Флоренция
Первыми правовыми актами, регламентирующими фармацевтическую деятельность, явились Арльский статут (1170) и отдельные разделы Статута Фридриха II Гогенштауфена (1231–1240). Эти документы, а также другие, в основу которых легли эти Статуты, существенно повлияли на развитие профессии аптекарей. Основным в них было закрепление своеобразной системы контроля за деятельностью аптекарей и врачей с полным разделением этих профессий. Это был первый случай установления контроля за профессиональной деятельностью. Ничего подобного не было в других химических профессиях (их деятельность регламентировалась лишь как цеховая). Сложилась парадоксальная ситуация – как раз в то время, когда лаборатории аптек превратились в центры развития химии как науки, аптекари были практически лишены возможности сохранять свою деятельность в тайне. Это привело к трансформации идеалов значительно раньше, чем возникла иатрохимия. В недрах аптекарских лабораторий расцвела идея о панацее как разновидности магистерия. Однако плодотворным оказалось развитие не этой идеи, а пути к химическому эксперименту, основанному на аптекарской (не алхимической) рецептурной традиции. Эта традиция была заложена работами по кодификации деятельности фармацевтов – появлением фармакопей. В рамках этого процесса в области фармации уже в XII в. Николаем Препозитом Салернитанским была введена система аптекарских мер и весов, причем на основе уникального «социального», а не естественнонаучного эксперимента.Создание фармакопеи было законодательным закреплением рецептурной традиции, причем в то самое время, когда в алхимии и иатрохимии процветал герметизм, стремление зашифровать «тайные методы»
В Европе в средние века уровень медицинских знаний был невысок. Аптеки в Европе в это время создавались по арабскому образцу и импортировали восточные лекарственные растения. С XV века, после великих географических открытий, арсенал лечебных средств пополнился растениями, вывезенными из Америки.
В период позднего Средневековья в теории траволечения появляется особое учение о так называемой сигнатуре, то есть о признаках, по которым можно судить о пригодности данного растения в качестве лекарственного. Последователи этого учения (напр. Парацельс 1493-1541 гг.) полагали, что исходной точкой для отыскания лекарственных средств является форма как растения в целом, так и отдельных его частей. Например, по форме листьев печеночницы, напоминающей форму человеческой печени, предполагали, что это растение является целебным против болезней печени. Сигнатуристы способствовали накоплению морфолого-систематических сведений, развертыванию исследований по изучению химического состава лекарственных растений. Огромный вклад по вовлечению в народную медицину лекарственных растений внесли монахи, для которых, где бы они не находились, в кельях или монастырях, дикоросы зачастую были и одним из источников питания и бесспорно главным источником лекарственных средств. Особым вниманием монахов пользовались растения, способные не только лечить, но и повышать тонус организма. Такую способность, например, монахи давно открыли в дягиле и включили это растение в секретную рецептуру приготовления из него ряда напитков, которыми всегда славились монахи всего мира.
Прошло достаточно много времени, пока обучение будущих фармацевтов основам профессии стало отдельной специальностью и потребовало создания специализированных лечебных учреждений. В них студенты изучали все известные на тот момент способы получения и обработки лекарственных средств, а также свойства химических элементов и соединений, необходимых для получения того или иного препарата. По всей Европе открывались десятки и сотни частных школ и “политехникумов”, руководителями и владельцами которых нередко становились авторитетные аптекари.
Первые учебные заведения, готовящие провизоров, были открыты в Монпелье (юг Франции), Падуе, Барселоне (Испания) в середине XVI века. В это же время в Падуе создается ботанический сад с огромной коллекцией лекарственных растений, положивший основу для преподавания в Падуанском университете фармакогнозии – науки о лекарственных растениях. Наиболее полные и регламентированные “методические рекомендации” по созданию аптек и тому, что мы сегодня называем “фармацевтическим менеджментом”, были созданы в конце XVII – начале XIX вв. В этот же период основываются и общественные ассоциации фармацевтов – “Obercollegium Medicum et Sanitatis” в Берлине в 1796-м, “Societe libre des Pharmacients” в Париже и “Королевская аптекарская школа” в Лондоне в 1842 г. К середине XIX века медицина и производство лекарственных средств начинают понемногу выделяться в отдельные направления. Для фармацевтов создаются специальные кафедры в университетах, в разных странах и городах формируются специальные своды законов и правил, регулирующие как их профессиональную подготовку, так и практическую деятельность. Обучение будущих аптекарей в университетах впервые практикуется во Франции и Англии в начале XIX столетия. Первоначально основной упор делался на приобретение знаний и практических навыков в производстве и использовании лекарств. Однако, постепенно курсы начали включать все больше теоретических дисциплин. Это было связано с тем, что на протяжении последующих десятилетий аптеки постепенно утрачивали производственные функции и все более концентрировались на продаже медикаментов и консультировании пациентов.”Ученые врачи” получали образование в университетах или медицинских школах. Врач должен был уметь ставить диагноз больному, основываясь на данных осмотра и исследовании мочи и пульса. Считается, что главными методами лечения были кровопускание и очищение желудка. Но средневековые врачи с успехом применяли и медикаментозное лечение. Были известны целебные свойства различных металлов, минералов, а главное – лекарственных трав. В трактате Одо из Мена “О свойствах трав” (XI в.) упоминается более 100 целебных растений, среди которых полынь, крапива, чеснок, можжевельник, мята, чистотел и другие. Из трав и минералов, при тщательном соблюдении пропорций, составлялись лекарства. При этом количество компонентов, входящих в то или иное снадобье, могло доходить до нескольких десятков – чем больше целебных средств использовалось, тем действеннее должно было быть снадобье.
С давних времен аптекарство имело цеховой характер и было в той или иной мере подчинено врачам. Однако в XVIII в. в Европе оно начало выходить из-под этой опеки, а со временем — преобразовалось в свободную профессию. Примитивное цеховое образование постепенно заменялось университетским. Во второй половине XVIII в. во многих университетах Европы были открыты кафедры фармации, а также созданы научно-фармацевтические товарищества и журналы.
Этапы развития фармацевтической промышленности Позднее средневековье было наполнено ожесточенной борьбой за монопольное право заниматься весьма прибыльным аптечным делом, в которой конкурирующие стороны стремились привлечь на свою сторону официальные власти, не гнушались доносами, организацией «накатов» и другими вполне современными средствами. И уже тогда неполнота и противоречивость «нормативно-правовых актов» давали возможность находить лазейки в запретах:
«Повелением Людовика XII в июне 1514 г. произошло разделение бакалейщиков от аптекарей. Согласно этому повелению аптекари могли быть и бакалейными торговцами, но бакалейщики уже не могли быть аптекарями. Впрочем, неясность выражений в этом приказе способствовала возникновению оживленной борьбы между обеими корпорациями в видах решения вопроса, где оканчивается продажа медикаментов и где она начинается. В 1655 г. аптекарям запретили быть бакалейщиками. Эти пререкания еще не закончились, как уже возникли новые, и на этот раз уже с врачами, которые хотели подчинить аптекарей своим правилам».
К XVIIIв. положение аптек и социальный статус аптекарей значительно повысился. Принцип монополии аптек, который соблюдался практически повсеместно, обеспечивал высокие прибыли. Аптекари, как правило, занимали почетные места в органах городского самоуправления, особенно в странах Центральной Европы. Аптеки располагались в центрах городов, имели характерные вывески или специальные знаки, которые приобретали характер аптечных гербов, закрепляемых за аптеками специальными рескриптами. Интерьеры аптек приобрели в Европе более или менее унифицированный характер. Стены торгового зала аптеки занимали полки, открытые или застекленные, на которых размешались банки с аптечным сырьем, альбарелло, графины или бутыли. Отличительным знаком аптеки стали чучела крокодилов, подвешенные под потолком, а также экзотические предметы, вроде витого рога, якобы принадлежащего мифическому животному единорогу. Из таких рогов, как полагали, можно было изготовить чудодейственные лекарства. На самом деле эти рога принадлежали морским животным – нарвалам, неизвестным в Европе. Некоторые из аптек с оборудованными лабораториями, складами и торговыми помещениями оценивались в значительные суммы и владение ими или приобретение придавало их владельцам значительный вес в местном обществе.
В конце 18-начале 19 века – в эпоху французской буржуазной революции и наполеоновских походов – возникли стимулы для развития химии и фармации: бурное развитие промышленности, давление военных потребностей. Например, нужна была кожа чтобы обуть 500 000 призывников, а кожевенные заводы с их дубильными ямами не могли подготовить кожу к нужным срокам. Фуркруа изучил процесс дубления кож и открыл метод, позволяющий произвести в течении нескольких дней те операции, которые раньше требовали нескольких лет. В связи с конкурсом Французской академии на лучшее освещение Парижа Лавуазье производит опыты над освещением и горением и открывает состав воздуха и закон сохранения вещества. Военный фармацевт Кавенту во время пребывания с войском в Голландии, изготовил для солдат мыло из маслянистых отбросов и золы, разработал методы очищения воды для снижения заболеваемости в войсках. Чтобы заменить дефицитное во время войны коровье масло, фармацевт Меж-Мурье разработал производство маргарина. В это время активно создавались общества содействия промышленности и выставки для той же цели, изменились стандарты подготовки специалистов для промышленности. Возникло и фармацевтическое общество.
В последней трети 19 века стала создаваться фармацевтическая промышленность и аптеки стали превращаться в торговые учреждения по продаже в основном патентованных средств, получаемых от различных фирм. Первые заводы Боме по производству нашатыря и Пеллетье – хинина дали толчок для дальнейшего развития производств. Аптекарь Мерк в Дармштадте в 1827 году заложил основу фабричного производства морфина, наркотина, хинина, стрихнина и др. растительных продуктов. Из аптечных лабораторий образовались фирмы Шеринг (Германия), Берроус-Велком (Англия), Парк-Дэвис (Америка).
Apotheke in Mergentheim
Pharmacy Museum. In Sopron, Hungary
Clock Tower History Museum
Источник
Источник