Сосуд из черепа название
Традиция изготавливать из черепов врагов пиршественные чаши настолько древняя, что найти ее корни не представляется возможным. В русских летописях этот степной обычай нашел отражение в рассказе о гибели князя Святослава. Летописец, повествуя о неудачном исходе второго похода киевского князя на болгар и бое с печенегами, говорит, что степные ханы долгие десятилетия пользовались на пирах чашами из черепов Святослава и его дружинников.
Чаша из черепной коробки человека сделана в Монголии
Некоторые историки в 19 веке и позднее были склонны приписывать древний обычай исключительно жителям причерноморских степей. Однако черепа врагов приносили в жертву и племена, жившие в Италии. К примеру, римский историк Тит Ливий описывает гибель несостоявшегося консула Луция Постумия. Его отряд перебили галлы из племени бойев, напавшие на римлян из засады.
Победители внесли отрубленные головы римлян в свой храм, где ободрали кожу и мышцы, выварили черепа, высушили и затем оправили их в золото, которого у галлов было в достатке. Из такого священного сосуда, сообщает Тит Ливий, жрецы пили в священные дни, вознося хвалу богам, даровавшим победу.
Кочевник с чашей из черепа
Кстати, в ряде русских хроник, созданных гораздо позднее «Повести временных лет», также отмечается: черепа дружинников Святослава также были отделаны золотом. Похожие известия сообщал и миссионер-монах Юлиан в своей работе «О существовании Великой Венгрии, обнаруженном братом Рихардом во время господина Папы Григория Девятого». Он отмечал, что в царстве мордванов (в ареале расселения средневековой мордвы) также делались чаши из голов врагов, из которых пили. Обращались к этой древней традиции также буряты, тибетцы, гунны.
Китайцы отмечали, что народы хунну при заключении мирных соглашений обязательно устраивали пир с использованием чаш из черепов. Так, представители хунну в знак покорности императору китайцев убили белого скакуна. Потом вождь кочевников смешал лезвием меча и золотой ложкой кровб животного с вином в чаше из черепа правителя юэчжи. Участники мирной конференции пили по очереди из такого сосуда в знак нерушимости договора.
Фольклор адыгов сообщает, что воины поили женщину из чаши, сделанной из головы ее возлюбленного. Византийский историк Павел Диакон приводит похожую историю: якобы властитель лангобардов Альбоин сделал из черепа убитого короля гепидов Кунимунда сосуд и поднес его своей жене Розамунде, являвшейся дочкой жертвы.
В погребениях викингов находили чаши из черепов
У ламаистов была традиция создания ритуального сосуда габалы, который выпиливался из черепной кости. Считалось, что габала могла обеспечивать местности, в которой создавался сосуд, неизменные богатство и процветание. Культ ритуальных чаш, изготовленных их черепов, ученые соотносят у тюркских племен с почитанием бога подземного мира Эрлика. При шаманских заклинаниях чаша из черепа была непременным атрибутом. Считалось, что вкушать напитки из такой чаши угодно и самому божеству. Эрлик в представлении тюрков всегда имел при себе множество чаш из черепов.
Прибегали к таким устрашающим кубкам и викинги. Упоминание о чашах из вражеских голов есть в «Старшей Эдде», сохранившейся в рукописи второй половины XIII в. Северные народы соотносили ритуал использования зловещих кубков с актом мести. В Центральной Европе также очень долгое время существовал обычай ритуалов с черепами людей. Об этом свидетельствуют результаты археологических разысканий на территории Швейцарии. Чаша из черепной коробки была найдена в землях германцев в раскопках на месте римского поселения неподалеку от Рейна. Ареал распространения подобных ритуальных сосудов весьма широк – от Альп до Урала и далее, до Китая.
Чаши из черепов были не только ритуальными предметами, но и символами побед
Причем первые находки относятся археологами к эпохе раннего железного века. Среди костей животных в курганных раскопках на территории Украины находили части жертвенных чаш, выпиленных из черепных коробок. Из таких сосудов пили кумыс во время погребальных обрядов.
Не исключено, что традиция в первобытные времена была заимствована у племен каннибалов. Форма черепа была очень удобна для зачерпывания жидкостей. Головы врагов разбивали каменными топорами, а затем выскребали когтями броненосцев, медвежьими клыками.
Следом каннибализма историки считают черепа с искусственно выломанным основанием в области большого затылочного отверстия. Ведь в этой части отчлененного черепа лучше всего добраться до мозга. Подобный способ вскрытия черепа применялся еще неандертальцами и сохранился до XX века у горцев Новой Гвинеи. Иногда человеческие черепа и кости толкли в муку. Потом гончары добавляли ее в глину, из которых лепили ритуальные плошки и миски.
Источники:
- Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII – XIV вв. о татарах и Восточной Европе
- Буртасов Р. Чаши из человеческих черепов
- Щапов Я.Н., Лимонов Ю.А., 1976. История Руси в западноукраинской хронографической компиляции XVI в.
- Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугош
Источник
Капала (тиб. «череп, чаша») — сосуд, сделанный из верхней части человеческого мужского черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре. В Тибете они зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями. Многие идамы в тибетском буддизме, а также махасиддхи, дакини и стражи Учения изображаются с капалой, как правило в левой руке. Некоторые божества, такие как индуистская Чиннамаста или буддийская Ваджрайогини, изображаются пьющими кровь из капалы.
В индуистской культуре капалика означает носитель чаши-черепа, поклоняющийся Кали или Шиве. Капалики ссылаются на клятву бога Бхайравы принять обет капалы..
В известном романе бенгальского писателя Бенкима Чандра Чаттерджи «Капала Кундала» рассказывается о тайне, окружающей капалик. Повествование в романе идёт о девушке, воспитанной капаликом в полной изоляции от цивилизованного мира. Этот капалик, Агора Ганта, — злой человек, и Капала стала его помощником. Капала должна стать такой же отвратительной, как и её наставник. Несмотря на то, что Капалу воспитывают в атмосфере зла, она изображена как олицетворение человеческой любви и доброты. Захватывающей книгой является популярная адаптация романа для детей под тем же названием, в которой опущены некоторые событий и персонажи из оригинального текста.
+3
Галерея
Также в в тибетском тантризме используются и целые черепа — мунды. Например, для украшения храмов. А ещё некоторые тантрики их используют в качестве мебели, разумеется, предварительно украсив.
+2
Тибетский буддизм-ламаизм, как известно, испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма бон и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, особо человеческим. Из них ламаисты делают даже ритуальные музыкальные инструменты ганлин и дамару.
Ганлин – флейта, необходимая для тибетского обряда Чод ((тиб., букв. «отсекать») — эзотерич. церемония тиб. буддизма; выполняется лишь после интенсивной подготовки под руководством учителя; цель обряда — «отсечь» связи и развалить иллюзию двойственности сансары, или «мира рождений и смерти», и нирваны, или «освобождения»; впервой стал практиковаться в школе шиджед.). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте. Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а сугубо из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего истинный ум адепта в рай Сукхавати(в переводе — Счастливая страна, в буддийской мифологии — рай, управляемый буддой Амитабхой, где обитают бодхисатвы).
Более ясное пояснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов.
+2
Тибетский буддизм долгое время испытывал на себе воздействие тибетского шаманизма. Это влияние сказалось на многих сферах, но больше всего это повлияло на музыкальные инструменты для ритуалов. Инструменты эти в основном сделаны из костей человека и животных. Одним из самых интересных инструментов является канглинг (ганглин) — необычная флейта, которая необходима для тибетского ритуала Чод. Само слово «чод» в переводе означает « отсечение». Основательницей школы Чод была МачигЛабдрон — тибетская йогиня, которая практиковала отсечение от привязанностей, на основании практики шаманских знаний бон и традиций дзогчен. На пути к великому просветлению практикующий этот обряд отсекает у себя все чувства и мирские привязанности. Проводится этот обряд обычно ночью в пустынных местах – в горах, пещерах, а также на кладбищах. Адепт дует в канглинг, тем самым вызывая духов трех миров, и предлагает им собственное тело в качестве подношения. Тот, кто выдержит это испытание, навсегда избавится от страхов и обретет пробуждение. Просто так дуть в канглинг строго-настрого запрещается.
На фронтальной поверхности флейты находится два больших отверстия, которые напоминают лошадиные ноздри. Именно при помощи этого звука разум практикующего обряд уносится в рай Сукхавати.
Ритуальный инструмент изготавливается из бедренной или берцовой кости человека, а оправой для нее зачастую служит серебро. Для того чтобы изготовить правильный канглинг нужно знать некоторые особенности и правила. Желательно, чтобы двуглавая бедренная кость была белого цвета, но в крайних случаях можно использовать и пятнистую. Старая кость темно-серого цвета ни в коем случае не подходит для изготовления инструмента. Кость подбирается не прямая, а немного изогнутой формы. Звук будущего инструмента должен быть мягкий и легко извлекаться. Считалось, что женские кости производят более отчетливый звук. Различные серьезные дефекты на кости, говорят о том, что для канглинга она скорее всего не подойдет.
Для ритуала больше всего подходят кости человека от 16 до 60 лет. Особо ценным материалом считается кость того, кто умер молодым и не совершил тяжелейших преступлений, например убийство родителей. Если кость взята из правой ноги человека, то ее называют канглинг дака. А если из левой ноги, то канглинг дакини. Категорически запрещено использовать кости сумасшедших, садистов, самоубийц и психически неуравновешенных людей. Также считалось, что если использовать кости родителей или родственников, то это прибавит положительной энергии в будущей жизни умершего.
При совершении ритуала Чод для мужчин лучшим будет канглинг из кости человека, который погиб в бою или от оружия. Для женщины же идеальным вариантом является кость добродетельной женщины.
Крайне нежелательно делать канглинг из рогов и костей животных, так как духи, которые услышат этот звук инструмента, могут быть озадачены необычным оттенком звучания. Это может спровоцировать их злость и недовольство. А место, где прозвучал этот канглинг, может стать навсегда проклятым.
Дамару — двойной барабан из верхних частей двух человеческих черепов — мужского и женского, пришёл в тибетский тантризм из шиваизма и символизирует первичный звук вселенной.
+2
——————————————
Нам поступила пометка по теме:
Например, ганлин не делают из девственниц,тем более умерших насильственной смертью.Сама практика называется Чод,в принципе это целое учение.Так или иначе оно практиковалась в разных тибетских школах,но собрала и упорядочила учение Мачиг Лабдрен.Поэтому она считается основоположницей.Сам ганлин не отпугивает злых духов.Правильнее сказать,что он их призывает и усмиряет.Впрочем,злые духи или демоны для буддизма-это не внешние проявления, а внутренние качества самого человека. Это не берцовая, а все таки бедренная кость.И рая в буддизме нет.
Bloody Carmilla:
Чод — наименование одной из школ тибетского буддизма. Основателем школы чод считается тибетская йогиня Мачиг Лабдрон (1055—1149). Она соединила элементы бонских шаманских традиций с учениями праджняпарамита-сутры и традициями дзогчен, создав законченую тибетскую систему.
Слово «чод» переводится с тибетского как «отсечение», что означает отсечение всех чувств, ощущений и привязанностей на пути к просветлению.
Эту практику обычно проводят в уединенных и пустынных местах, вроде пещер и горных вершин, но в особенности на кладбищах и в местах сожжения трупов, чаще всего ночью. Находясь один в темноте, практикующий чод дует в ганлин, специальную флейту из берцовой кости, и вызывает духов трёх миров, предлагает в качестве подношения демонам собственное тело. Выдержавший такое испытание отсекает привязанности и страхи, обретая просветление.
Центральное место в практике Чод занимает женское тантрическое божество, дакини Ваджрайогини, которая, является объектом визуализации во время медитации.
Практикующие Чод чаще всего являли собою нищенствующих монахов, путешествующих от места к месту или предающихся уединённым практикам.
Когда в Тибете возникали эпидемии, именно адепты чод сопровождали перевоз трупов на кладбище. Считалось, что они не могут заразиться. На кладбище они расчленяли трупы. К адептам чод всегда прибегали при возникновении эпидемий. В арсенале школы имеется ряд ритуалов, направленных против инфекционных болезней.
Атрибутами приверженцев чод являются ганлин, труба сделанная по специальному ритуалу из берцовой кости человека, и дамара, ритуальный барабан.
Близкое знакомство последователей школы с демоническими силами и тот акцент, который они делают на всём ужасном и страшном, сближает чод с некоторыми индийскими течениями, такими как капалика и агхоры.
[b]Инструменты из человеческих костей:
***
Традиция Бон (тиб. Bon) принадлежит Тибету, но корни ее – в древнем Иране. Название Бон на языке шанг-шунг – gyer (гьер).
Phurpa использует два стиля пения:
Гьюке (тиб. «rgyud skyad», где «rgyud» – тантра, «skyad» – пение): тантрическое пение с ярковыраженным низким тоном.
Гьер (тиб. «gyer»): пение мощным низким голосом.
Phurpa сделаны аудиозаписи ритуалов:
– Чод – практика отсечения привязанностей к обусловленному существованию
– Тро-во Пхур-наг – пятичастный ритуал, посвященный гневному божеству Пхурпе
– Серкьем – «подношение золотого напитка»
– «Демоны Дуд Черной Сети» – ритуал трул-шен магии, называемый «Тазор – Великий Луч»
– Сборник бонских молитв и мантр «Гьер»
Инструменты:
Дунчен (тиб. «dung chen») – 2,5 и 3-х метровые трубы
Дункар (тиб. «dung dkar») – духовой инструмент из морской раковины
Гьялинг (тиб.«rgya ling») – тибетский гобой
Канлин (тиб. «rkang gling») – духовой инструмент из берцовой кости человека
Шанг (тиб. «gzhang») – плоский ритуальный колокольчик
Дамару (тиб. «da ma ru») – двусторонний барабанчик из человеческих черепов
Нга (тиб. «rnga») – двусторонний барабан
Нга-буп (тиб. «rnga sbub») – большой двусторонний барабан
Ролмо (тиб. «rol-mo») – музыкальные тарелки с выпуклой средней частью
Силньен (тиб. «sil snyen») – плоские музыкальные тарелки
Источник
Я как-то вспоминал об охотниках за черепами из цивилизованных США, использовавших черепа в качестве пепельниц, и мне логично напомнили, что было время, когда наши предки регулярно использовали черепа друг друга в качестве питьевой чашки.
Чем не тема для разговора, если один мой знакомец совсем недавно попытался угостить меня пивом из бокала в форме человеческого черепа? Почувствуй, мол, себя древнерусским князем…
Примерно вот такого вот
Древнейшие образцы чаш, сделанных из 14700-летних человеческих черепов, были обнаружены в пещере Гоф в ущелье Чеддар на юго-западе Англии (Сомерсет). Считается, что эта пещера была одним из первых мест, люди жили, вернувшись в Британию после окончания последнего ледникового периода.
.
Тщательное изучение костей с помощью 3D−микроскопа показало, что по крайней мере три черепа (дваиз которых сделаны из черепов взрослых, и один – из черепа трехлетнего ребенка) использовались первобытными жителями Британии в качестве чаши или сосуда.
Палеонтолог Сильвия Белло из Музея естественной истории Лондона, которая возглавляла работу по изучению этих черепов британцев ледникового периода, заявила: «Судя по всему, первобытные люди регулярно делали чаши из черепов. Сначала они скальпировали отрубленную голову, удаляли волосы, глазные яблоки, челюстные и лицевые кости, затем выравнивали края будущего сосуда».
Теперь неясно, как именно использовались эти черепа – возможно, они фигурировали в своего рода ритуалах, а может в качестве повседневной посуды.
Когда говорят о чашах из черепов, чаще всего вспоминают череп великого князя киевского Святослава Игоревича.
.
«Когда наступила весна пришел Святослав в пороги, и напал на него Куря, князь печенежский, и убили они Святослава и взяли голову его, и с черепа его сделали чашу и пили из нее». Повесть Временных лет, год 972.
Но есть и немного ранние упоминания об этом обычае, скорее всего бывшем в ходу у тюркских народов. 25 июля 811 года состоялась великая битва на Вырбишском проходе через Балканы между болгарами под предводительством хана Крума и византийцами во главе с императором Никифором I.
Византийское войско было разгромлено, а император Никифор взят в плен. На глазах Крума Никифору отрезали голову и насадили на кол. Затем Крум отдал приказ изготовить из черепа императора кубок, отделанный серебром, из которого потом пил на пирах.
Хану Круму подносят чашу, изготовленную из черепа имп. Никифора I. Миниатюра из Хроники Константина Манасси. 1344–1345 гг.
К степным народам этот обычай наверняка перешел от скифов, Геродот еще в V веке до нашей эры описывал, как скифы изготавливали чаши из черепов своих побежденных врагов: «…С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают.
Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши».
Таким образом, чашу для питья скифы делали из верхней части черепа (а не нижней, с глазницами, как это принято фантазировать сейчас).
.
.
Есть и более свежий пример – в противостоянии между шахом Персии Исмаилом I и узбекским ханом Шейбани, в сражении при Мерве в декабре 1510 года последний был убит. Из его черепа Исмаил сделал для себя чашу. Данный факт был подтверждён при вскрытии в 80-х годах XIX века гробницы Шейбани в Самарканда – скелет хана оказался без головы.
.
До сих пор ученые спорят, чего было больше в чашах из черепов побежденных врагов – надругательства над вражескими останками, или знака почтения к ним. Но кажется все сходятся во мнении, что в изготовлении капалы (либо «габалы») – сосуда, сделанного из верхней части человеческого черепа, используемого в ритуалах как в индуистской, так и в буддистской традиции нет ничего презрительного.
.
Поскольку форме капала напоминает женскую грудь, то в мирном аспекте, она связана с древним индуистским культом Великой богини-матери и она, как и грудь, питает пьющего. Но основные знания о значении капалы передаются из уст в уста, от учителя к ученику, и непосвященным запрещен полный доступ к этой информации.
Так что, я отказался от предложения выпить из символического черепа «поверженного» врага – чёрт его знает, что оно означает.
Источник