Сосуд из которого пил иисус
Свято́й Граа́ль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) – в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия[1].
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
Поиски Грааля[править | править код]
В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, подлинность которых мало у кого вызывала сомнение.
Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.
В средневековых романах о Парсифале главный герой ищет и находит волшебный замок Монсальват, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия (см. ниже).
Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери.
В средневековой литературе[править | править код]
- 1181-1191 гг. – «Персеваль, или Легенда о Граале», Кретьен де Труа
- 1190-1198 гг. – трилогия «История Святого Грааля»: «Роман об Иосифе Аримафейском», «Мерлин» (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
- 1215-1236 гг. – «Цикл Вульгаты»: «История Святого Грааля», «История Мерлина», «Книга Ланселота», «Поиски Святого Грааля» и «Смерть Артура».
В романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль» Грааль – это камень:
Святого Мунсальвеша стены Катары и ночью и днем стерегут. Святой Грааль хранится в нём, Грааль – это камень особой породы. На наш язык пока что нет перевода, Он излучает волшебный свет! Но как попасть в Граалево братство? Надпись на камне сумей прочитать! Она появляется время от времени, С указанием имени, рода, племени, А также пола того лица, Что призван Граалю служить до конца. Чудесная надпись ничем не стирается, А по прочтении, за словом слово, Гаснет, чтобы появиться снова Дальнейший список в урочный час, И так же, прочтённый, погас…
В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:
«В тот же день к Граалю приходит известие, в котором заложена огромнейшая сила. Сегодная Святая Пятница, и все ждут, когда с небес спустится голубка. Она приносит маленькую облатку и оставляет её на камне. Затем, сверкая белизной, голубка вновь взмывает в небеса. Всегда в Святую Пятницу она приносит к Граалю то, от чего Грааль обретает нежное благоухание…»
Томас Мэлори, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:
«Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу».
Артуровский цикл[править | править код]
В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе – впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».
С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола – Персифаля и Галахада. Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака. Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.
Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесён на небо как святой.
Чаши, выдаваемые за Грааль[править | править код]
Чаша в кафедральном соборе Валенсии
В XIX веке несколько (порядка шести-семи) городов объявили о том, что они обладают Граалем:
- Кафедральный собор Валенсии демонстрирует в зале капитула экземпляр чаши, якобы признанный в качестве подлинного самим Ватиканом[2].
- В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго как Святой Грааль была продемонстрирована чаша из антиохийского клада, которая позднее была датирована VI веком[3].
Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи – Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.
Грааль и кельтская мифология[править | править код]
Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котёл Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется Аннун:
«Аннун – это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей – Авалон…»
В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре.
Грааль и конспирология[править | править код]
Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи» и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана:
- Грааль – это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» – «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры, прямо происходившие от Сионской Общины.
- в широком смысле – это грудь Магдалины, затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии.
Святой Грааль в современной культуре[править | править код]
Артур Хэкер, «Искушение сэра Персиваля»
Святой Грааль фигурирует в многочисленных литературных произведениях, кинофильмах и компьютерных играх. К числу самых известных относятся фильмы «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Король-рыбак» (1991), а также снятый по одноимённому роману «Код да Винчи» (2006), где Грааль представлен не как чаша, а как женщина, потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины.
См. также[править | править код]
- Христианские реликвии
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. – СПб.: Евразия, 2007. – 252 с. – Серия «Историческая библиотека».
- Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. – Киев, 1877.
- Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. – Киев, 1890.
- Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? – СПб., 1900.
- Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира. – М.: Сов. энцикл., 1991. – Т. 1. – С. 317.
- Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 134-135.
- Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. – 2002. – № 16.
- Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. – К.: Наукова думка, 1877.
- Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. – М.: Арктогея, 1997. – С. 234-235.
- Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. – 1969. – № 1.
- Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. – М.: ООО «АСТ», 2007. – 288 с. – Серия «Историческая библиотека».
- Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. – М.: Энигма, 1997. – 352 с. – ISBN 5-7808-0018-9.
- Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… – СПб.: Евразия, 2008. – 368 с. – Серия «Историческая библиотека».
- Мэттьюз Д. Традиция Грааля. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. – 160 с. – ISBN 5-88389-020-2.
- Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002. – С.176-181.
- Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. – Кировоград, 2004. – № 6. – С. 22-27.
- Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. – М.: Политиздат, 1991. – 351 с.: ил.
- Рудзитис Р. Братство Грааля. – Рига: Угунс. – 320 с. – ISBN 5-88484-022-5.
- Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. – СПб.: Евразия, 2008. – 367 с. – Серия «Историческая библиотека».
- М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. Священная загадка / Пер. с англ. – М., 1992.
- Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail (неопр.). – Corgi, 1982.
- Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. – АСТ, 2004.
- Аппий Клавдий // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. – Москва: «Минувшее», 2003.
- Кириченко Е. В., Кочетов Д. Б. Грааль // Православная энциклопедия. – М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – Т. XII : «Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан». – С. 241-243. – 752 с. – 39 000 экз. – ISBN 5-89572-017-X.
Ссылки[править | править код]
- Святой Грааль в Византийской империи на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
- Подборка статей и фрагментов из книг о Граале
- Александр Ладик. Грааль. Происхождение понятия. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
- Абд-ру-шин. «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад «Святой Грааль».
- Сайт посвященный Отто Рану и его разысканиям
Фильмография[править | править код]
- «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») – научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.
Источник
Святой Грааль – это одна из крупнейших загадок в истории христианства и мистицизма. Многие люди искали Грааль, многие заявляли о своем владении им. Многие продолжают его искать до сих пор…
Существует множество легенд о происхождении Грааля, о его свойствах. Большинство этих легенд появилось в Средние века, но некоторые развиваются и в наши дни. Кто-то представляет Грааль в виде чаши Тайной вечери, кто-то – в виде какого-то таинственного предмета. Есть мнение, что чаша Грааля – это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль значит достичь просветления. По одной из популярных в среде мистиков и оккультистов легенд, Святой Грааль имеет сразу две сущности – он является «истинной кровью» или «королевской кровью» Христа и его потомков и, одновременно, чашей, в которую была собрана пролитая Иисусом кровь.
По-разному видится и чаша Святого Грааля. Все сходятся на том мнении, что из нее Христос и 12 апостолов пили на Тайной вечере. Но как она выглядела? Очень распространено представление о ней, как о замечательном и дивной красоты изделии из драгоценных камней и металлов. Но есть и другое представление о чаше – как о скромной посудине из глины или другого дешевого и неброского материала. Первая версия делает упор на царственности и божественности Христа, на том, что чаша досталась мистическим путем с небес. Вторая – на том, что Христос в своей земной жизни был сыном плотника, был бедным и не мог иметь никаких драгоценных вещей. Сложно сказать, кто прав, но обе версии представляются очень логичными.
Многие эзотерики считают, что Грааль представляет собой чашу, которая была сделана ангелами из изумруда, который был вставлен в корону люцифера. Во время войны ангелов света с ангелами тьмы, Архангел Михаил низверг люцифера и огненным мечом выбил этот изумруд из короны падшего ангела. Впоследствии Грааль был дан Адаму, но оставлен им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре Рая и его нужно снова найти, так как искупитель обретает чашу и восстанавливает рай для человечества. При этом некоторые искатели Грааля утверждают, что подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера. Такое мнение в корне расходится с учением церкви и служит одной из причин непримиримого отношения многих еретических искателей Грааля к христианству.
Первым хранителем Грааля был Иосиф Аримафейский – иудейский старейшина, богатый и знатный член синедриона, тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, Иосиф просил у Пилата тело казненного Иисуса, и, получив его, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с еще одним учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей, которой, по одной из версий, является Туринская плащаница.
Именно Иосиф собрал в чашу Грааля кровь распятого Христа – по одной версии, несколько капель, по другой – всю без остатка. Согласно легенде, на Голгофе, во время распятия, «Грааль опустился с неба в сопровождении торжественного лика ангелов евхаристии в белых одеждах и оказался в руках Иосифа». Несмотря на то, что фарисеи подсылали варваров увести Иосифа от Распятия, он остался на месте и собрал кровь. После казни и погребения Иосиф преподнес Грааль Пресвятой Деве Марии. Она, в свою очередь, преподнесла Святой Грааль для первой Евхаристии апостолов и первой вкусила Кровь Господню на первом же причастии в Иерусалиме.
Также согласно апокрифам, фарисеи на 40 лет заключили Иосифа в темницу, и Грааль питал его там небесной манной. В апокрифическом евангелии от Никодима сообщается, что во время своего 40-летнего пребывания в темнице Иосиф Аримафейский спускался с Граалем в ад и освобождал мертвых из преисподней.
Помимо чаши, Иосиф сохранил копье, которым были нанесены раны Христу – копье Лонгина. Впоследствии, следуя указаниям Святого Филиппа, он покинул Иерусалим и перенес доверенные ему реликвии в Британию, где проповедовал христианство. Здесь, в местечке Гластонбери, он воткнул в землю свой посох, который пустил корни и стал терновым кустом, цветущим два раза в год. Усмотрев в том чуде знак свыше, Иосиф построил в Гластонбери церковь, которая со временем выросла в аббатство.
Сторонники этой версии считают, что именно от Иосифа Аримафейского берет начало церковь, от него же происходят и хранители чаши, а сам Иосиф превосходит в своем величии и значении всех апостолов. Правда, не исключено, что Грааль доставила в Неаполь Мария Магдалена, а уже потом он оказался в Англии.
Грааль является источником жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесным кормильцем». По желанию он в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из него, излечивается от всех недугов. Более того, даже мертвые, стоит лишь коснуться чашей Грааля их губ, пробуждаются к жизни. Тот, кто обладает Граалем, непобедим в бою, он обладает могуществом и великими знаниями.
Благодаря таким своим качествам и свойствам, Грааль неизбежно вызывает желание у многих людей прикоснуться к нему и завладеть им. Однако считается, что он не может достаться простому (а тем более грешному) смертному, потому всякий недостойный, приближающийся к святыне, бывает наказан серьезной раной или болезнью. Грааль сам решает, кто из людей достоин его.
Согласно некоторым легендам, для своей охраны Грааль сам образовал братство рыцарей. Эти хранители, давшие обеты девства и ревностного служения Христу, веками стоят на страже чаши, питаясь от нее и живя по несколько сотен лет.
Среди хранителей Грааля особенно часто называют орден тамплиеров и ересь катаров. После казни рыцарей остались неразгаданными многие их тайны. Осталось неизвестным и место нахождения чаши Святого Грааля.
Наиболее популярной остается легенда о катарском участии в истории Грааля. Согласно легендам, катары были «совершенными», чистыми людьми, возродившими «истинное христианство». Считается, что катары владели Святым Граалем, но не использовали его силу а лишь советовались с ним. Они знали силу реликвии и опасались по незнанию навредить миру. Катары поведали миру о своих посвященных, владеющих святыней, но не описали саму святыню, и не раскрыли тайну нахождения Грааля. Официальная же церковь была «небожеским творением, ведущим людей по ложному пути». Этим соперничеством, а также стремлением церкви завладеть святыней и объяснялся крестовый поход против катаров.
Катары хранили Святой Грааль во Франции, в цитадели Монсегюр, находящейся высоко в горах. По преданию ее за один день выстроили ангелы именно для того, чтобы здесь хранилась чаша Грааля. Как известно, крестоносцы около года держали крепость в осаде и лишь после долгого штурма смогли захватить ее, после чего все ее защитники были сожжены. Эта же легенда сообщает, что во время осады Монсегюра две с половиной сотни катаров жили в крепости почти год без поступления пищи и воды, но когда они взошли на костер, то выглядели свежими и здоровыми. Это произошло благодаря чудесному свойству Грааля давать достаточно пищи тому, кто им владеет и кто его охраняет.
По сообщению современных последователей катаров, и сегодня в Пиренеях существует предание о Монсегюре и Граале. Катары верят, что охота за Святым Граалем в 1244 году закончилась для крестоносцев, Папы Римского и христиан неудачей. Грааль отказался признать в них посвященных и посчитал недостойными быть его хранителями.
Существуют и другие, не менее захватывающие предания о Граале. Первые легенды о нем появились в цикле сказаний о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Уже в XII в. эти тексты были зафиксированы на бумаге. Все рыцари короля Артура отправляются в мистические странствия в поисках Грааля. Одним из первых историю поиска этой чаши изложил Кретьен де Труа в своей книге «Парсифаль, или Повесть о Граале» (около 1182 г.). всего существует несколько текстов аналогичной легенды, все они отличаются друг от друга, но этим лишь подстегивают воображение читателя.
В 1484 г. была опубликована хрестоматийная работа о рыцарях Короля Артура – «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Здесь особый раздел посвящен именно поискам Святого Грааля. Сто пятьдесят рыцарей Круглого стола, покинув Камелот, отправились на поиски Святого Грааля. Первым до замка, где хранилась священная реликвия, добрался сэр Ланселот. Грааль отверг недостойного для него Ланселота, однако открылся для других рыцарей – Галахада, Борса и Парсифаля. К ним спустился Христос, который и передал им чашу Грааля. С тех пор, по утверждению Мэлори, не было на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль. Разумеется, многие другие источники утверждают, что такие люди были и есть до сих пор…
Есть и другое понимание поисков Святого Грааля, также связанное с идеалом рыцарства. Как известно, у каждого рыцаря была его «прекрасная дама» – женщина благородного происхождения, во имя которой он совершал подвиги, искал различные опасности и превозмогал их. При этом рыцарь клялся своей даме в вечной верности, целомудрии, носил ее цвета и никогда не покушался на физическую с ней близость. Фактически в формате рыцарского отношения к «прекрасной даме» заключен вариант поиска Святого Грааля и трепетного к нему отношения. Прекрасная дама решала, насколько достоин ее рыцарь, насколько славные его подвиги. Если же он запятнал себя нечистыми помыслами или делами – она отвергала его. Так же, как Грааль отвергал недостойных.
На протяжении человеческой истории Святой Грааль искали многие мистики, алхимики, рыцари, ученые, розенкрейцеры… Потеря Грааля символизирует потерю Золотого Века, рая, изначальной духовности, внутренней устойчивости, чистоты и невинности человека. Соответственно, обрести Грааль вновь – это значит не только получить власть, силу, знания или бессмертие. Это еще и означает обрести самого себя во всей полноте. Поиски Грааля – это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски обычно предпринимаются солнечным героем, не имеющим представления о своей истиной природе – ведь Грааль сам решает, кому открыться.
После гибели крупнейших ересей легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Кто знает – возможно, таков замысел Грааля? Тем не менее, в той или иной форме образ чаши появлялся и появляется в истории человечества. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением священной чаши, в которой при желании можно увидеть Грааль. Кроме того, после уничтожения тамплиеров и катаров появились новые тайные общества и организации, претендующие на обладание тайным знанием и даже Святым Граалем.
Не существует единого мнения о том, где именно находится Святой Грааль, где его искать. Возможно, чаша Грааля спрятана где-то в недрах аббатства Гластонбери. Возможно – в развалинах Монсегюра. Может быть, она находится в оазисах «полой земли», вход в которую скрыт льдами Антарктиды. Или в мистической стране Агартхи, под горами Тибета и Гималаев. Чаша может находиться на небесах, а может быть ею ежедневно причащают в какой-нибудь скромной деревенской церквушке. Наконец, Святой Грааль может находиться в душе ищущего его…
В любом случае, если тот, кто ищет, соответствует идеалу чистого рыцаря, то он может надеяться на то, что Святой Грааль откроется ему.
Источник