Сосуд из майкопского кургана

Майкопский курган, Ошад – памятник эпохи ранней бронзы. Датируется примерно второй половиной 4-го тысячелетия до н. э. Курган также имеет старинное наименование – «Ошад», происходящее из адыгской легенды. Основное захоронение является погребением знатного человека и двух, как предполагают, женщин. Располагался на восточной окраине города Майкопа, на перекрёстке улиц Курганной и Подгорной.
Был исследован в 1897 году экспедицией археолога Н. И. Веселовского. Находки из Майкопского кургана находятся в Эрмитаже. Раскопки данного кургана положили начало исследованиям майкопской археологической культуры. В настоящее время кургана Ошад не существует. Его остатки были уничтожены в начале XX века. Сейчас это место отмечает воздвигнутый в 1972 году скромный памятник, изготовленный скульптором А. А. Шикояном, в виде белой стелы, на которой изображена фигура древнего человека, помещены 7 медальонов с предметами из кургана Ошад и надпись золочёными буквами: «Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган “Ошад”, раскопанный в 1897 г. профессором Н. И. Веселовским».
Описание кургана[править | править код]
До раскопок Майкопский курган представлял собой округлую земляную насыпь из материковой глины высотой 10,65 м и диаметром около 100 м. На глубине 3,20 м находилось впускное погребение, видимо, эпохи ранней бронзы. Оно было обложено камнями и содержало скорченный скелет при котором находились: медный или бронзовый наконечник копья, серебряная спиральная подвеска и кусочки красной охры.
Основная могила располагалась в центре кургана и была окружена кольцевым кромлехом из известняковых плит. Она представляла собой яму длиной 5,33 м, шириной 3,73 м и глубиной 1,42 м от бывшей поверхности земли. Форма ямы напоминала шкуру быка без головной части – вогнутые внутрь стенки и закруглённые углы. Ориентация ямы – с СС-В на ЮЮ-З. Яма в своё время была обложена деревом, а по углам было врыто четыре толстых столба. Кроме того, яму разделяли деревянные перегородки на три неравные части. Дно было выложено галькой в 1-2 ряда. В юго-западной половине вымостка была сделана более тщательно и из более мелкой гальки. Перекрывало могилу деревянное перекрытие, над которым находился слой земли и затем ещё одно перекрытие. Второе перекрытие было гораздо больше и выходило далеко за границы ямы.
Описание погребений[править | править код]
Погребение № 1. Это было главное погребение, принадлежавшее какому-то знатному человеку. Оно занимало юго-западную половину могилы. Скелет лежал головой на ЮЮ-В, в скорченном положении, видимо, на правом боку, с поднятыми к лицу руками и был густо засыпан красной краской (суриком). Тело покойника было усеяно – и сверху, и под ним – золотыми пластинчатыми штампованными украшениями: 37 крупных изображений львов, 31 изображение более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток и 38 колец. Этими украшениями была обшита одежда погребённого. Предполагают также, что ими могло быть обшито покрывало или балдахин, использовавшийся в погребальной процессии. Здесь же находилось большое количество золотого бисера и бусин разной величины и формы: золотых, сердоликовых, бирюзовых.
Под черепом покойного лежали 2 золотые ленты (видимо, диадемы, украшавшие голову), 5 золотых ободков неизвестного назначения, 2 золотые серьги, несколько золотых кнопок (?).
Справа от костяка лежали вместе восемь частично фрагментированных гладких коленчатых серебряных стержней-трубок длиной 103 см (по другим сведениям – 112 см[1])[2]. Трубки изготовлены путём свёртывания листа металла. У четырёх из них – один конец золотой (примерно на 1/3 длины), а другая сторона имеет утолщение с прорезным спиральным орнаментом. У двух трубок это утолщение является приставным, а у двух других – сделано из самой трубки. На концы, обращённые к черепу, у четырёх трубок были насажены четыре массивные фигурки быков. Причём было два золотых быка, большой и меньший, и два серебряных, тоже большой и меньший. Быки находились в положении вверх ногами по отношению к костяку. То есть предметы были помещены в погребение в перевёрнутом виде. На полностью серебряных трубках находились серебряные быки, а на трубках с золотыми концами – золотые. Ещё две пары трубок, две с золотыми концами и две полностью серебряные, быков не имели. Верхние концы серебряных трубок (всех?) имеют продольные прорези.
Вместе с трубками находились фрагменты серебряной обивки (сохранился и один гвоздик). Ниже пучка трубок, на уровне коленей, лежало 12 кремнёвых ромбовидных наконечников стрел (все остриями вниз) и 17 вкладышей микролитов-сегментов[3]. Рядом с трубочками также были найдены два золотых и три серебряных колпачка. Последние – полусферические.
У восточной стенки лежали в ряд 17 сосудов: два золотых, один каменный с накладными золотыми горлом и крышкой, 14 серебряных. У последних один с золотыми ручками-ушками, а другой – с золотым ободком в основании шейки. Выше, в юго-восточном углу находились каменный дугообразный оселок, ещё один меньший оселок с золотым пробоем, каменный топор и десять бронзовых предметов: плоский нож-кинжал с остатками рукоятки, два плоских клиновидных топора, орудие длиной 10,2 см, кирка с круглой втулкой, топор-тесло с круглой втулкой, проушной топор, плоский бесчеренковый нож, два клиновидных топора-долота и четырёхгранное шило.
У западной стенки стояли восемь почти однотипных глиняных сосуда.
По всему дну могилы лежали тонкие полоски серебра. На некоторых из них сохранились серебряные гвоздики. Тут же были найдены две бирюзовые подвески с золотыми ушками.
Погребение № 2. В восточной камере находилось, предположительно, захоронение женщины. Костяк лежал в той же позе, окраска была, но слабее. В области черепа находились массивные золотые кольца с надетыми на них сердоликовыми бусинами. У рук лежали разнообразные золотые и сердоликовые бусины. Вдоль восточной стены стояли различные медные сосуды: чаша, ведерко с ручкой, кувшин, два котла. На полу находились такие же полоски серебра, как и в погребении № 1.
Погребение № 3. В западной камере также находилось, предположительно, женское захоронение. Поза та же, окраска слабее, чем в погребении № 1. При костяке имелись золотые и сердоликовые бусины. В северо-западном углу находился большой керамический сосуд. Также на полу имелись полоски серебра.
Священная связка[править | править код]
Веселовскй предположил, что трубки являются жезлами, знамёнами или знаками власти – скипетрами. В их прорези могли вставляться ленты, а найденные рядом колпачки могли быть держателями кистей. По наиболее популярной версии Б. В. Фармаковского, эти трубки использовались для поддержания погребального балдахина (на который и были нашиты украшения из штампованного золота). Но автор не учёл всех находок и в своей реконструкции допустил некоторое искажение фактов.
По версии М. П. Чернопицкого, эти трубки вместе с кремнёвыми наконечниками являются символическими стрелами ритуального набора, в который входили 12 стрел: 8 металлических и ещё 4 не сохранившихся (могли быть из какого либо органического материала). Стрелы имели кремнёвые наконечники. 13-м был предмет с рукояткой диаметром 30-40 мм, частично обитый серебром и с закреплёнными на нём 17-ю микролитами. Предполагается, что это аналог иранского баресмана – ритуального пучка зороастрийских жрецов. (В этом же ряду находятся фасции этрусков и римлян, ваджра индуистов, перуны славянского Перуна и гадательные прутья скифов.) Такой предмет, наряду с роскошью погребения, позволяет говорить о захоронении царя-жреца.[4]
Описание изображений на сосудах[править | править код]
Всего было найдено 14 серебряных сосудов, из них на двух имеются изображения, выполненные в технике чеканки. Оба сосуда миниатюрные (высотой 9,8 и 10,2 см) и круглодонные. У первого сосуда имеются сломанные петли от ручки. Оба сосуда имеют широкие горлышки. У первого оно примерно вертикальное (деформировано), а у второго расширено кверху.
На горлышке первого сосуда изображён горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор находятся два дерева и стоящий между ними на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена угловатыми линиями. Все тулово заполнено изображениями животных, расположенных в два ряда. В первом ряду: бык, лошадь и лев, идущие друг за другом, и ещё один бык, стоящий напротив первого быка. В нижнем ряду: козёл, кабан, львица и баран, шествующие друг за другом. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится на спине льва.[5]
У второго сосуда изображениями покрыто только тулово. У самого горлышка кругом проходит такая же полоса, как те, что изображают реки на первом сосуде. И это единственный элемент, который выполнен гравировкой. Ниже расположено шествие зверей: баран, бык, барс и снова баран и барс. Имеются три птицы. Одна – внизу, между барсом и бараном – как бы участвует в шествии. Одна сидит на баране и ещё одна, похожая на хищную, сидит на другом барсе. Нижнюю часть тулова занимает сложная розетка, возможно, также обозначающая озеро.
Проблема Майкопского кургана[править | править код]
В Майкопском кургане, как эталонном памятнике, отражены все проблемы майкопской культуры в целом, окончательное осмысление которых предстоит в будущем. Одна из загадок – это происхождение всего майкопского металла, в частности – художественного и драгоценного. Существует предположение, что на одном из серебряных сосудов изображён горный пейзаж, передающий вид на гору Эльбрус. И этим доказывается местное происхождение этого (и всех остальных) предмета. Но, с другой стороны, изображения на сосудах и ювелирные украшения находят явные параллели в странах Древнего Востока: в Северной Месопотамии, Трое и даже в Египте. И на всём Кавказе более нигде, кроме пары майкопских памятников, не присутствует так называемый «майкопский звериный стиль». Кроме того, поселения майкопцев представляют собой не очень долговременные селища, на которых не найдено следов собственного металлургического производства. Оно стало развиваться только в новосвободненский период.
Привозными являются бусы из полудрагоценных цветных камней. Материал этих бус свидетельствует о довольно далеких торговых или каких либо других контактах с дальними регионами. Сердолик и бирюза происходят из Ирана, лазурит – бадахшанского (афганского) происхождения.[6]
Шумеры и майкопский курган[править | править код]
Впервые на возможную связь Майкопского кургана с шумерами указал в 1910 г. историк В. А. Городцов. А после обнаружения царских могил Ура, была отмечена схожесть между захоронениями шумерских царей Ура и захоронениями в Майкопском кургане. Но сейчас, скорее, обсуждаются проблемы поставки на Северный Кавказ изделий ремесленников Ближнего Востока и роль в этом Закавказья, как территории расселения протомайкопцев. А также усиление в их среде имущественного расслоения за счёт транзита товара дальше на север и переход к собственному производству.
Майкопский курган: угол улиц Курганной и Подгорной, Майкоп, Адыгея
Мемориал[править | править код]
Майкопский курган, информационная доска
1897 год – Николай Иванович Веселовский вёл раскопки захоронений близ города Майкоп. Этот курган занимает особое место среди его находок, так как он положил начало открытию майкопской культуры. В Майкопе на пересечении улиц Курганная 32/ Подгорная, стоит памятный знак Майкопскому Кургану и установлена информационная доска.
См. также[править | править код]
- Майкопская культура
Примечания[править | править код]
- ↑ Премьера: Бриллиантовая кладовая. Майкопская культура.
- ↑ Веселовский насчитал шесть трубок, но проверка В Золотой кладовой и фондах Эрмитажа М. П. Чернопицким показала, что фрагментов как раз на восемь трубок (Чернопицкий М. П. Майкопский «балдахин» // Краткие сообщения Института археологии. – М.: Наука, 1987. – Вып. 192. – С. 35, 36).
- ↑ Подсчёт Чернопицкого. У Веселовского – 25, все вместе.
- ↑ Чернопицкий М. П. Майкопский «балдахин» // Краткие сообщения Института археологии. – М.: Наука, 1987. – Вып. 192. – С. 33-40.
- ↑ Анфимов Н. В. Древнее золото Кубани. – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1987. – С. 21.
- ↑ Анфимов Н. В. Древнее золото Кубани. – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1987. – С. 25.
Литература[править | править код]
- Майкопский курган – статья из Большой советской энциклопедии.
- Мачинский Д. А. Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана // ΣΥΣΣΙTΙA: Памяти Юрия Викторовича Андреева. – СПб., 2000. – С. 45-70.
- Мачинский Д. А. О смысле изображений на серебряном сосуде с «горным ландшафтом» из Майкопского кургана // Ювелирное искусство и материальная культура. – СПб., 1998. – № 6. С. 48, 49.
- Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. – М.: Наука, 1975. – 414 с. – С. 212-222.
- Отчёт Н. И. Веселовского о раскопках Майкопского кургана в 1897 г. // Рукописный архив ИИМК РАН. Фонд 1, 1896 г., д. № 204, лл.52-52 об. // Древние общества Кавказа в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). – СПб., 1997. – С. 44-48. – (Археологические изыскания. Вып. 46). – ISBN 5-201-01200-0.
- Пиотровский Ю. Ю. Периодизация ювелирных изделий в циркумпонтийской провинции (энеолит – ранняя бронза) // Шлиман, Петербург, Троя. – СПб., 1998.
- Чернопицкий М. П. Майкопский «балдахин» // Краткие сообщения Института археологии. – М.: Наука, 1987. – Вып. 192. – С. 33-40.
Ссылки[править | править код]
- Майкопский курган
- Премьера: Бриллиантовая кладовая. Майкопская культура
Источник
Ю.Ю. Пиотровский
// Памятники древнего и средневекового искусства. Сб. статей в память проф. В.И. Равдоникаса. / Проблемы археологии. Вып. 3. СПб: СПбГУ. 1994. С. 85-92.
[ сноска к заголовку: * Майкопский курган когда-то имел имя собственное «Ошад» (Ошъад). Впервые об этом в советской литературе написал Пшимаф Улагаевич Аутлев (Аутлев П. История Ошада Майкопского кургана (на адыг. яз.) // Материалы по археологии Адыгеи. Т. III. Майкоп, 1972. С. 131-134). Этот термин в своих работах использовал В.И. Марковин. Нам представляется вполне целесообразным употребление этих двух наименований памятника. Существует интересная легенда о возникновении наименования «Ошад» (Меретуков К.X. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп, 1981. С. 95, 54-55). ]
Летом 1897 г. на восточной окраине города Майкопа Н.И. Веселовский раскопал курган, который «представляет собой, по всей вероятности, царскую могилу», а «изображения животных на серебряных сосудах», найденных в этой могиле, «позволили автору раскопок сделать предположение о влиянии ассирийской культуры на культуру закавказских народов» (Археологические известия… 1898, №2, с. 76). Эти же сосуды, на которых «имеются изображения различных зверей: быков, баранов, львов, леопардов» привлекли «особенное внимание» на представленной для обозрения Его Величеству Государю Императору выставке археологических коллекций, собранных в течение 1897 г. Императорской археологической комиссией (Археологические известия… 1898, №3-4, с. 135, 136). С тех пор каждый исследователь, занимавшийся материалами Северного Кавказа эпохи энеолита и бронзы, считал необходимым обратиться к «уникальным серебряным кубкам, покрытым изображениями».
Мы вполне осознаём всю сложность и многоплановость представляемых материалов и никогда бы не решились выносить на суд коллег незавершённую работу. Но необходимость обращения к сосудам с изображениями вызвана целым рядом обстоятельств. Во-первых, в последнее время появились публикации, искажающие как форму сосудов, так и изображения на них. Во-вторых, ряд исследователей продолжает множить не соответствующие действительности описания техники нанесения изображений, описания пропорций туловищ животных и т.п.
При работе над материалами Майкопского кургана (Ошад) были сделаны рисунки всех материалов, в том числе и новые прорисовки изображений на сосудах художником Е.С. Матвеевым, много лет сотрудничавшим с археологами. Это, пожалуй, третье обращение к исходному источнику. Первые рисунки и прорисовки были выполнены для первой публикации Н.И. Веселовского в Отчёте Императорской Археологической комиссии за 1897 г. Работа Б.В. Фармаковского была проиллюстрирована развёрнутой композицией по рисунку, исполненному М.В. Фармаковским, «так как рисунок, изданный в Отчёте Имп. Арх. Комиссии, не только совершенно не передаёт стиля оригинала, но и не отличается точностью в передаче деталей выгравированных изображений» (Фармаковский, 1914, с. 59, сноска 2).
(85/86)
Учитывая характер статьи, позволим себе ограничиться только некоторыми замечаниями и уточнениями при описании сосудов, принимая во внимание то, «что каждый признак, если речь идёт о декоре, в той или иной мере отвечает на два вопроса: что изображено и как это сделано… а работы разных школ и мастеров удаётся различать главным образом по приёмам исполнения, а не по сюжетам… Изучая металличе-
ские сосуды, мы должны проверять все сюжетные и стилевые совпадения с точки зрения приёмов выполнения, т.е. тех признаков, которые более всего зависят от мастера и традиции, и лишь затем возвращаться к сюжету и стилю» (Маршак, 1971, с. 16, 17).
Серебряный сосуд «с пейзажем» (рис. 1) имеет «кубкообразную» форму – шарообразное тулово с округлым дном и невысоким слегка расширяющимся горлом. В основании горла расположены полые «ушки», с отверстием, проделанным в вертикальной плоскости (они «посажены» на заклёпки). Изображения заполняют всю поверхность тулова, дна и горла сосуда, образуя сложную композицию. На поверхности сосуда выявлен подготовительный рисунок, сделанный каким-то острым орудием – точная разметка всех фигур композиции. При ра-
(87/88)
боте чеканом мастер в основном следовал линии разметки, но иногда отступал от неё, что и позволило чётко выявить саму разметку.
Второй серебряный сосуд «с розеткой» (рис. 2) имеет близкую, но не идентичную форму. Изображения животных занимают только часть тулова, а в основании горла и на дне сосуда – «орнаментальные» композиции. Разметка на этом сосуде не прослежена. Возможно, здесь использован какой-то другой способ «связанного» изображения фигур животных (рога – хвост, нос – круп). Вероятно, именно поэтому одна из фигур не поместилась полностью в ряд.
Оба сосуда, как и вся металлическая посуда этого комплекса, выполнена в технике вытяжки по модели. На некоторых сосудах прослежены следы закрепления изделий на станке. В настоящее время появились новые данные, подтверждающие, что «давильный способ является наиболее вероятным в изготовлении майкопской металлической посуды» (Кореневский, Петренко, 1982, с. 111).
Изображения на обоих сосудах нанесены чеканами-канфарниками, которые в современных условиях часто служат для перевода рисунка с бумаги на металл, либо пурочниками, которые используются при работе с лицевой стороны и имеют ямочную фактуру боя. Таким образом, получается контурная чеканка (без выколотки рельефа). Эта техника несколько напоминает гравировку (очевидно, с этим связана стандартная ошибка некоторых исследователей в определении техники нанесения изображения). Несложный или хорошо продуманный рисунок можно рисовать прямо на объёмной форме, предварительно покрыв её белой краской (Флёров, Дёмина, Елизаров, Шеманов, 1986, с. 80, 87).
Все изображения животных на обоих сосудах чаще всего рассматриваются вместе. И действительно, они несут некое общее сходство, «стадиальное», но в деталях эти изображения имеют больше различий, чем сходства. На эти различия обратил внимание ещё Б.Е. Деген. На сосуде «с пейзажем» все копытные, имеют одинаковую конфигурацию тела, различаясь только головами и хвостами, но они резко отличаются от изображений кошачьих. «Если расположить рядом всех травоядных животных и отнять у них мелкие различительные черты – хвост, рога, уши, получается неожиданная и мало “реалистическая” картина. Все животные – бык, конь, баран, антилопа и даже кабан – оказываются если не “на одно лицо”, то весьма точно на одну фигуру». В свою очередь, на сосуде «с розеткой» все животные имеют одинаковые тела – и копытные, и кошачьи, различаются только головами, хвостами, окончаниями конечностей (Деген (I), рукопись, с. 202). Помимо уже отмеченных моментов, на обоих сосудах прослеживается разительный контраст в передаче окончаний лап и копыт, глаз животных. Все эти различия дают возможность говорить если не о разных традициях изображений, то о разных мастерах, изготовивших эти сосуды.
Не меньший интерес представляют определения видов животных и птиц, изображённых на сосудах, так как считается, что «вопрос об ареале обитания представителей фауны, изображённой на сосудах Майкопа, связан с ареалом возникновения майкопского центра на Ближнем Востоке» (Николаева, Сафронов, 1982, с. 32). Но многие ис-
(88/89)
следователи часто оперируют конкретными определениями видов животных, не ссылаясь на автора определения. Пожалуй, только одна работа профессионала-зоолога за послевоенные годы уделяет значительное внимание археологическим материалам. Автор этой работы на основании палеозоологических и археологических данных пытается определить виды изображённых животных (Верещагин, 1959). По определениям Н.К. Верещагина, на сосуде «с пейзажем» изображены лев, кабан; жеребец с короткой стоящей гривой, с толстыми ногами, тяжёлой головой и тупой мордой напоминает тарпана; двурогое копытное – несколько напоминает западнокавказских козлов, первобытного тура и какую-то антилопу (сайгу?). На сосуде «с розеткой» – первобытный тур, возможно, западнокавказские козлы и, скорее всего, гепарды. Но совсем иначе обстояло дело в 30-е и 40-е годы. «Учёные-зоологи построили столь “точные”, но, к сожалению, столь же противоречивые заключения об изображённых диких и домашних животных» (Деген (I), рукопись, с. 202), что «специальная зарубежная зоотехническая литература могла назвать не меньше статей или абзацев, посвящённых Предкавказью изучаемой эпохи, чем литература археологическая» (Деген (I), рукопись, с. 44). Но сегодня к этим определениям не обращаются даже зоологи. Дело осложняется и оценкой самих изображений. Часть исследователей видит в них «стремление к правдивой передаче натуры, в отсутствии всякого рода сознательных искажений реального облика животного» (Андреева, 1979, с. 25). Другие видят «деформацию реальных пропорций – как результат далеко зашедшей стилизации» (Деген (I), рукопись, с. 213). Поэтому поиски аналогий изображениям животных не менее противоречивы и сложны. Б.В. Фармаковский считал, что Майкопский курган даёт образцы хеттского искусства, хотя и отмечал некоторые совпадения с памятниками додинастической эпохи Египта (Фармаковский, 1914, с. 61, 62). По мнению М. Андреевой, изображения наиболее близки памятникам Египта и Восточного Средиземноморья (Андреева, 1979, с. 34). Е.В. Антонова и Д.С. Раевский предполагают здесь наличие следов индоиранской, Хеттской, индоевропейской, протохеттской (хаттской) и месопотамской традиций (Антонова, Раевский, 1981, с. 11). Н.А. Николаева и В.А. Сафронов предложили форму структурно-типологического анализа изображений, в котором стиль изображения рассматривается как система регламентации для каждого элемента изображения в отдельности и всей картины в целом, а территориально максимальное число аналогий и наиболее полные из них сосредоточиваются в Средней Месопотамии (Сафронов, 1989, с. 250). По мнению этих авторов, именно на этой территории происходит сложение «майкопского художественного стиля», «Майкопского центра искусства» и культуры, который перемещается впоследствии на север (Николаева, Сафронов, 1982, с. 82).
Вряд ли справедливо говорить о «майкопском художественном стиле», имея в виду группу предметов из Майкопского кургана и Старомышастовского клада, тем более что сама проблема «стиля» в археологических материалах очень сложна и выделение «майкопского центра искусства», на наш взгляд, не имеет никаких оснований. Справедливее
(89/90)
говорить о «каноне», который объединяет большую часть «художественных» изделий Майкопского комплекса и Старомышастовского клада (Королькова, рукопись).
Майкопские материалы уже использовались для выделения и периодизации кавказского «звериного» стиля. Хотя, по справедливому замечанию Л. Панцхавы, «звериный» стиль подразумевает не использование животных в декоре само по себе, а особую манеру их передачи… По этой причине памятники майкопской, как и триалетской, культуры не могут быть включены в круг памятников «звериного» стиля (Панцхава, 1986, с. 25).
Однако «композиционная связанность отдельных элементов… указывает на невозможность оценки этих изображений лишь как простого проявления художественного творчества» (Пиотровский, 1930, с. 1). Практически все исследователи признают наличие «символических» элементов в изображениях, считают, что «перед нами не просто идиллия, а картина символического значения. Художник изобразил животных земли, изобразил воду… и горы, и над ними небо… В основе перед нами мысль о всём сущем на земле» (Фармаковский, 1914, с. 64). М. Андреева ясно видит «связь изображений животных с космологическими представлениями, об этом свидетельствуют сочетание процессии животных с розеткой на сосуде и изображение полумесяца на рогах у быков» (Андреева, 1979, с. 25).
Е.В. Антонова и Д.С. Раевский предложили «пространственно-космологическое осмысление» сосудов. «Здесь достаточно чётко соотнесены между собой элементы различных кодов: верх сосуда представлен в “географическом” коде горами, низ – морем, а реки выступают медиаторами между этими мирами. Представленный этими реками средний мир отмечен одновременно знаками зоологического кода, будучи изображён как зона обитания животных, число которых в каждом ряде к тому же выражает представление о четырёх сторонах света. Трудно представить себе более чёткую космограмму в её разнокодовом воплощении» (Антонова, Раевский, 1991, с. 221). Правда, все интерпретации представляют решения только общеисторического плана. «Сдержанность исследователей оправдана, ведь расположить сцены в такой последовательности, чтобы получить связанное повествование, нетрудно. Сложнее доказать, что именно данный вариант толкования и есть единственный правильный. Подобно тому как для дешифровки письменности необходимо знать, на языке какой группы составлены тексты, реконструкция мифологии по изображениям невозможна без сведений о соответствующей мифологической системе, о том, какие примерно сюжеты могли быть знакомы древним художникам, а какие – заведомо нет» (Берёзкин, 1983, с. 50). Поэтому совершенно правы Е.В. Антонова и Д.С. Раевский, считающие, что на данном этапе следует воздержаться от категоричности утверждений об этнокультурной принадлежности исследуемых памятников (Антонова, Раевский, 1981, с. 111).
За последние несколько лет вопрос о месте производства сосудов и других предметов из металла осложнился тем, что всё упорнее проводится мысль, впервые, скорее всего, аргументированно выдвинутая
(90/91)
Б.Е. Дегеном, о местном изготовлении всего инвентаря майкопского и других погребений Предкавказья (Деген (II), рукопись). Главная идея этой гипотезы заключается в том, что аналогии отражают, очевидно, лишь определённую общность конструкций майкопской и переднеазиатской посуды, обусловленную возможностями техники производства и традициями форм. «Весь же набор кубков, чаш, мисок нигде не находит тождества, поэтому нет доказательств интерпретации предметов рассматриваемой категории, как импортов с юга… подавляющее большинство изделий из золота, серебра Майкопского кургана, Старомышастовского клада… связано единством производства, локализованного в Предкавказье, и не представляет конгломерата случайно собранных в одном месте вещей» (Кореневский, 1988, с. 92).
Нам представляется последняя посылка не совсем корректной. По данным М. Мюллера-Карпе, в разные периоды эпохи бронзы (от конца IV тыс. до н.э. до XXIV в. до н.э.) в Месопотамии общее количество сосудов из металла составляет 1980 экземпляров (из них: из меди или бронзы – 1722, из серебра – 167, из золота или электра – 21) (Müller-Karpe, 1990, S. 161), а на территории Малой Азии за все периоды эпохи бронзы известно 85 металлических сосудов (Авилова, Черных, 1989, с. 45). В комплексе же Майкопского кургана (Ошад) находится около 20 сосудов из драгметаллов (золота и серебра) и более 5 бронзовых сосудов разного размера. Таким образом, этот комплекс приобретает значение одного из самых «богатых» металлической посудой. А если связать это количество с местным производством, то придется признать, что Кавказ в своём развитии производства значительно опережает цивилизации древнего Востока, являясь периферией этого мира. На сегодняшний день такая мысль по меньшей мере абсурдна. В комплексе Майкопского кургана до сих пор больше всего изделий из серебра – 1151 экземпляр, общим весом более 5 кг, и 6362 – из золота, общим весом более 3 кг. Эти данные расходятся с недавно опубликованными подсчётами как в количественном отношении, так и в вопросе соотношения золотых и серебряных изделий в эпоху ранней бронзы (Черных, 1991). Такое огромное количество золотых и серебряных изделий вместе с другими орудиями из этого комплекса скорее свидетельствует о том, что именно эта – «драгоценная» часть – получена откуда-то с юга, возможно, в готовом виде.
Завершая заметки, напомним, что нам хотелось сформулировать несколько проблем, связанных с этими материалами, в надежде побудить взглянуть по-новому на общепринятые, но не всегда надёжные данные и на те штампы и привычные «установки», используемые при их интерпретации, которые мешают исследователям в дальнейшей работе.
^
Авилова Л.И., Черных E.H. Малая Азия в системе металлургических провинций: Естественнонаучные методы в археологии. Сб. научных трудов. М., 1989. С. 31-83.
(91/92)
Андреева М.В. Об изображениях на серебряных майкопских сосудах // СА. 1979. №1. С. 22-84.
Антонова Е.В., Раевский Д.С. (1981). О трактовке изображений на серебряных сосудах из Майкопского кургана // Конференция «Культурная взаимосвязь народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром в древности и средневековье». Тез. докл. М., 1981. С. 10, 11.
Антонова Е.В., Раевский Д.С. О знаковой сущности вещественных памятников и о способах ее интерпретации // Проблемы интерпретации памятников культуры Древнего Востока. М., 1991. С. 207-232.
Археологические известия и заметки. Т. VI. М., 1898. №2. С. 76.
Археологические известия и заметки. Т. VI. М., 1898. №3-4. С. 135-137.
Берёзкин Ю.Е. Мочика. Цивилизация индейцев северного побережья Перу в I-VII вв. М., 1983.
Деген Б.Е. (I) рукопись. Майкоп и скифы. Очерки по истории культуры Кавказа // Архив ИИМК. Ф. 40. Д. 49.
Деген Б.Е. (II) рукопись. Варварские племена Кавказа в эпоху меди и бронзы // Архив ИИМК. Ф. 40. Д. 45.
Верещагин Н.К. Млекопитающие Кавказа. История формирования фауны. М.; Л., 1959.
Кореневский С.Н., Петренко В.Г. Курган майкопской культуры у посёлка Иноземцево // СА. 1982. №2.
Кореневский С.Н. К вопросу о месте производства металлических вещей Майкопского кургана // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988. С. 86-104.
Королькова Е.Ф. Возможность применения искусствоведческих терминов в исследовании древнего искусства. Рукопись (автор благодарен Е.Ф. Корольковой за возможность ознакомиться с рукописью).
Луконин В.Г. Художественная культура древнего Востока // Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. М., 1987. С. 10-62.
Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М., 1971.
Николаева Н.А., Сафронов В.А. Хронология и происхождение майкопского искусства // Хронология памятников бронзового века Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1982.
Панцхава Л.Н. Некоторые вопросы колхидской и кобанской культур Чабарухского и Пасанаурского кладов // Вести. Гос. Музея Грузии им. акад. С. Джанашиа. Вып. XXXVIII. Тбилиси, 1986. С. 23-34.
Пиотровский Б.Б. Семантический пучек в памятниках материальной культуры (к интерпретации росписей египетской додинастической керамики) // ИГАИМК. Т. 6. Вып. 10. Л., 1930.
Фармаковский Б.В. Архаический период в России, [МАР] №34. Пг., 1914. С. 15-78.
Флёров А.В., Дёмина М.Т., Елизаров А.Н., Шеманов Ю.А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. Учебное пособие. М., 1986.
Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989.
Черных Е.Н. Древнейшее золото в Циркумпонтийском ареале V-III тыс. до н.э. //Материалы конференции. Археология и социальный прогресс. М., 1991. С. 3-17.
Müller-Karpe M. llgefässe des dritten Jahrtausends in Mesopotamien // // Archäologisches korrespondenzblatt. 1990. N20. H. 2. S. 161-176.
наверх
Источник